Научная статья на тему 'Всероссийская научно-практическая конференция «Государственно-частное партнерство в сфере туризма: практика, проблемы, перспективы»'

Всероссийская научно-практическая конференция «Государственно-частное партнерство в сфере туризма: практика, проблемы, перспективы» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
242
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Всероссийская научно-практическая конференция «Государственно-частное партнерство в сфере туризма: практика, проблемы, перспективы»»

Всероссийская научно-практическая конференция «Государственночастное партнерство в сфере туризма: практика, проблемы, перспективы».1

г. Санкт-Петербург

10-11 апреля 2009 года состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Государственно-частное партнерство в сфере туризма: практика, проблемы, перспективы», организаторами которой были: Национальная академия туризма, Комитет по инвестициям и стратегическим проектам Санкт-Петербурга, Балтийская академия туризма и предпринимательства и Национальное агентство развития инвестиций, туризма и культуры.

Конференция прошла при поддержке Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ. Главная тема конференции — государственно-частное партнерство в сфере туризма, стала логическим продолжением диалога между государством и частным бизнесом. Мероприятие проводилось в целях всестороннего раскрытия потенциала государственно-частного партнерства, проведения анализа нормативно-правовой базы, обобщения опыта реализации различных проектов в сфере туризма. Вся эта работа, в конечном итоге должна быть направлена на выработку рекомендаций и предложений,

способствующих повышению эффективности сотрудничества государства и бизнеса.

В Световом зале Смольного 10 апреля 2009 года прошло пленарное заседание, на котором обсуждались вопросы, раскрывающие роль органов государственной власти в развитии государственно-частного партнерства. Изучались особенности нормативно-правового регулирования государственно-частного партнерства в сфере туризма, рассматривалась специфика инвестиционной и инновационной деятельности с учетом государственночастного партнерства, а также проблемы партнерства государства и бизнеса в подготовке кадров для предприятий индустрии туризма.

Приветственное слово было предоставлено председателю Комитета по инвестициям и стратегическим проектам Санкт-Петербурга Соколову М.Ю. В качестве примера самого жизнеспособного частно-государственного партнерства, Максим Юрьевич привел деятельность по реконструкции аэропорта «Пул-

1 www.nat-moo.ru

ково». Важность работ не вызывает сомнений, так как создание качественной инфраструктуры аэропорта позволит Петербургу стать связующим звеном между Азией и Европой. Инвестиции в проект ориентировочно составляют 1 млрд. евро, при этом, 7 млрд. рублей уже израсходовано на ремонт взлетно-посадочных полос. В выступлении также было отмечено, что в рамках государственно-частного партнерства запущен и успешно работает проект автобусных обзорных туров — «Сйу-Шиг», при этом доля государственного участия в нем составляет пятьдесят процентов.2

Далее в ходе конференции с докладами выступили:

Президент Российского союза туристской индустрии Шпилько С.П. с докладом о государственно-частном партнерстве и туристском рынке в условиях кризиса. Он отметил, что в условиях кризиса отмечается падение платежеспособного спроса на уровне 20-30%, вместе с тем происходит увеличение доли неорганизованного туризма и прямого бронирования. Следовательно, при выборе туристических продуктов, большей популярностью стали пользоваться недорогие предложения. Также Сергей Павлович обратил внимание участников конференции на углубление сегментации туристического рынка, которая, несомненно, потребует разработки конкурентоспособного туристского предложения. К сожалению, пока отдых на южных российских направлениях обходится дороже туров в Турцию и Болгарию на 10-20%, а значит необходимо способствовать привлечению новых клиентов посредством развития санаторно-курортного обслуживания, которое позволяет сочетать отдых и оздоровление.

Начальник отдела Департамента туристской деятельности и международного сотрудничества Министерства спорта, туризма и молодежной политики Королев Н.В. затронул в своем выступлении тему взаимодействия органов государственной власти и бизнеса в развитии государственно-частного партнерства в туризме.

Заместитель начальника Управления ана-

2 Официальный портал Администрации Санкт-Петербурга. www.gov.spb.ru

Санкт-Петербург. Смольный, 2009

лиза, прогнозирования и организации гостиничной и туристической деятельности Федерального агентства по туризму РФ Николаева Е.Е. осветила аспекты деятельности Ростуризма в реализации программ и проектов на основе государственно-частного партнерства в сфере туризма.

Ректор Российского государственного университета туризма и сервиса, председатель УМО по образованию в области туризма и сервиса Федулин А.А. в своем выступлении рассказал о проблемах и перспективах государственно-частного партнерства в сфере туризма.

Президент Национальной академии туризма, ректор Балтийской академии туризма и предпринимательства Власова ТИ. затронула тему социального партнерства — важнейшего условия реформирования туристского образования.

Директор Института комплексных исследований образования Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Кружалин В.И. — выступил с докладом о государственно-частном партнерстве и формировании туристско-рекреационных кластеров.

Руководитель направления Фонда «Центр стратегических разработок «Северо-Запад» Желтова В.В. — рассказала о развитии туризма в Петербурге: перспективные партнерства.

Вице-президент Ассоциации владельцев пассажирских судов Санкт-Петербурга Березкин А.А. — выступил с докладом о государственно-частном партнерстве в развитии водных прогулок и экскурсий в Санкт-

Петербурге и яхтенно-катерного туризма на Северо-Западе.

Первый вице-президент Национальной академии туризма, заведующая кафедрой Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов Карпова ГА. выступила с докладом на тему «Государственночастное и общественное партнерство как основа сохранения туристских ресурсов».

Конференция прошла живо, интересно и успешно дополнила традиционный календарь ежегодных конференций и семинаров в сфере туризма и гостеприимства.

Прошедший форум собрал более 150 слушателей и докладчиков, среди которых были представители науки и образования, руководители структурных подразделений Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ, Федерального агентства по туризму, представители органов государственной власти Санкт-Петербурга, Республики Карелия, Вологодской, Новгородской и Московской областей, Ненецкого автономного округа, руководители и специалисты предприятий сферы туризма, представители общественных организаций, а также руководители предприятий турин-дустрии из Венгрии и Франции.

Достаточно насыщена и разнообразна была вся программа конференции. Так 11 апреля 2009 г. для участников конференции были организованы разнообразные выездные мероприятия, среди них: круглый стол в Санкт-Петербургском городском туристско-информационном центре, где были представлены ключевые проекты сотрудничества исполнительной власти Петербурга с представителями бизнеса в туристской сфере; автобусная экскурсия — презентация проекта, работающего, как государственно-частное партнерство, под названием «City-tour», а также участникам мероприятия была предоставлена возможность посетить туристскую выставку «Отдых без границ. Лето-2009».

Как уже указывалось, ректор ФГОУ ВПО «РГУТС» Федулин А.А. выступил на данной конференции с докладом. Предлагаем читателям текст его выступления.

Государственно-частное партнерство в сфере туризма: практика, проблемы, перспективы

Ректор ФГОУ ВПО «РГУТиС» д.и.н., проф.

Федулин А.А.

В условиях формирования особой роли государства в экономике России повышается значимость поиска альтернативы прямому регулированию экономических процессов. Важнейшей из существующих альтернатив выступает институт государственно-частного партнерства (ГЧП), который позволяет привлечь в экономику дополнительные ресурсы и перераспределить риски между государством и предпринимательским сектором.

Государственно-частное партнерство — это институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом в целях реализации общественно значимых проектов и программ в широком спектре отраслей.

За рубежом государственно-частным партнерством принято называть очень широкий диапазон бизнес-моделей и отношений. В самом общем смысле этот термин применяется при любом использовании ресурсов частного сектора для удовлетворения общественных потребностей. Передовой зарубежный опыт показывает, что реализация проектов в рамках государственно-частного партнерства обеспечивает значительную экономию бюджетных средств, что особенно важно при реализации масштабных долговременных программ.

Российский опыт реализации

государственно-частного партнерства преимущественно связан с инфраструктурными проектами и, несмотря на очевидную целесообразность этой формы взаимодействия, она еще слабо развита в социальной сфере и в частности в сфере услуг. Вместе с тем важность применения механизмов государственночастного партнерства в настоящее время возрастает, особенно при реализации крупных социально-экономических проектов направленных на развитие здравоохранения, массового спорта, туризма, молодежных программ и пр.

Следует подчеркнуть, что государственночастное партнерство из схемы привлечения

Ректор ФГОУ ВПО «РГУТиС» д.и.н., проф. Федулин А.А.

инвестиций превращается в эффективную форму управления проектами и причинами этому являются весьма ощутимые преимущества и привлекательные стороны, причем для всех субъектов экономических отношений.

В качестве основных преимуществ проектов ГЧП, можно выделить:

• привлечение негосударственного финансирования для инвестиций в объекты государственного значения;

• разделение рисков проекта между государством и частными инвесторами;

• улучшение инвестиционного климата и

др.

Привлекательность ГЧП для деловых кругов заключается в:

• доступе к традиционным секторам государственной сферы;

• прямой государственной поддержке проектов и программ и др.

Привлекательность ГЧП для государства заключается в:

• решении системных проблем развития

социально значимых отраслей;

• снижении бюджетных затрат за счет привлечения средств частных инвесторов;

• возможности разделить риски, переложить их часть на партнеров.

Интерес к схеме государственно-частного партнерства в последнее время переживает очевидный бум, а новый формат взаимоотношений «примеряют» на себя самые амбициозные коммерческие образования и государственные структуры разного уровня.

В России уже создана необходимая законодательная база для реализации разных форм ГЧП, а также сформированы различные институты и механизмы реализации такого партнерства. И это лишь первый этап. В перспективе необходимо выйти на равноправное партнерство государства и бизнеса по всем направлениям развития общества. Многое в этом направлении уже делается. В этой связи можно отметить и создание одного из важнейших инструментов ГЧП - Инвестиционный фонд Российской Федерации, призванный возглавить всю отечественную инвестиционную политику.

В настоящее время с привлечением средств фонда принято 20 инвестиционных проектов на общую сумму более 1,1 трлн. рублей. Причем 1 рубль государственных средств в этих проектах продуцирует около 4 рублей частных инвестиций. Однако стоит отметить, что частный бизнес пока вкладывает недостаточно средств в научные исследования и образовательные методики. В этой связи следует подчеркнуть, что в структуре внутренних затрат на исследования и методики доля средств предпринимательского сектора за последний период не превышала 22%. Вместе с тем в развитых странах этот показатель колеблется от 65 до 75 %.

В целом государственная экономическая политика должна строиться таким образом, чтобы частному бизнесу было выгодно вкладывать деньги в развитие инновационных технологий, образование, туризм, а не в освоение природных ресурсов. Вложение государства и бизнеса в социальную сферу, то есть в человеческий потенциал, должны быть, как

минимум, удвоены. Во всем мире инструмент государственно-частного партнерства (Public Private Partnership), традиционно развивается как одна из форм концессионных соглашений.

Подобное соглашение применяется, когда государство заинтересовано в частных инвестициях при сохранении за собой собственности на объект. Именно концессионные соглашения позволяют брать у государства в долгосрочную аренду или строить объекты, которые по закону нельзя приватизировать. Среди достоинств ГЧП его универсальность: оно может использоваться в большинстве отраслей экономики, с его помощью можно развивать транспорт, инфраструктуру, объекты здравоохранения, образования, культуры, туризма и спорта.

Сегодня принцип ГЧП в основном применяется для реализации масштабных инфраструктурных проектов. На очереди его использование для формирования кластерной экономики, реализации возможностей государственных научных организаций, инновационного предпринимательства. Однако возможности ГЧП следует шире использовать для развития образования, спорта и туризма.

С точки зрения высшей профессиональной школы следует изучать проблемы и возможности ГЧП, более концентрировано, т.е. сделать акцент на подготовку кадров в сфере туризма и сервиса. Такой ракурс изучения проблем ГЧП позволит разработать действенные механизмы и принципы взаимодействия при реализации крупных проектов по подготовке кадров для массовых мероприятий, в частности Олимпиады 2014, паралимпийских игр, крупных международных конференций и пр.

Проблемы государственно-частного партнерства в области подготовки кадров в сфере туризма и сервиса

Обозначенные проблемы носят комплексный и межотраслевой характер, так как находятся на стыке интересов разных министерств, ведомств и профессиональных сообществ. В этой связи необходимо на государственном уровне выстроить систему взаимоотношений между ведомствами, оказывающими влияние

на функционирование и развитие туристского образования в РФ.

К ним, прежде всего, следует отнести: Министерство по науке и образованию, Министерство спорта, туризма и молодежной политики, Ростуризм и др. Система межведомственных отношений должна быть построена на общегосударственной основе в форме социального партнерства, и реализовываться через координационные органы (ассоциации, советы, союзы и пр.). Учитывая, что сфера туризма практически полностью приватизирована, возникает проблема формирования системы взаимоотношений между туристскими предприятиями и организациями, находящимися в частной (акционерной) собственности и государственными учреждениями (образовательными, научными и пр.), что и предполагает использование государственночастного партнерства (ГЧП).

Создание системы ГЧП в области подготовки туристских кадров процесс сложный, так как он требует формирования системы взаимоотношений между ведомствами и профессиональными союзами, которые зачастую не хотят, а иногда и не могут эффективно сотрудничать. Сам процесс формирования ГЧП должен включать:

1. Разработку стратегической платформы ГЧП (цели, задачи, круг интересов партнеров и их взгляд на инновационное развитие).

2. Разработку политики ГЧП, включая планы, программы и методы их реализации.

Цели ГЧП в области туристского образования:

• формирование комплексной системы подготовки кадров в сфере туризма;

• удовлетворение потребностей сферы туризма в специалистах нужного профиля и уровня подготовки;

• создание условий для развития системы непрерывной подготовки кадров, позволяющей получат профессиональные знания и навыки в течение всей жизни.

Задачи ГЧП в области туристского образования:

• определение потребности в специалистах в разрезе направлений и профилей под-

готовки;

• формирование учебно-методического обеспечения подготовки специалистов, в том числе с применением инновационных образовательных методик и технологий;

• развитие научно-исследовательской и издательской деятельности и пр.

В качестве конкретной области использования бизнес-модели государственночастного партнерства в сфере туризма следует обозначить программу «Обучение обучающих» (ТТТ — Тгат-ТЪе-Тгатеге). В рамках, которой можно вести массовую подготовку профессиональных туристских кадров новой формации и сформировать постоянно функционирующую систему подготовки и повышения квалификации персонала.

Главной целью программы «Обучение обучающих» (ТТТ — Тгат-ТЪе-Тгатеге) является подготовка квалифицированных тренеров, которые в дальнейшем будут заниматься обучением персонала на предприятиях туризма и гостеприимства.

Идея программы — активная трансляция передового опыта, передача практических навыков и технических знаний.

ТТТ — это массовое обучение, распространяющее знания и навыки через пилотные проекты и регионы.

Программа отражает эволюционную сущность европейской системы подготовки кадров для сферы туризма и гостеприимства и включает все этапы ее развития:

• Кустарное обучение ремеслу (мастер -ученик)

• Создание массовых индустриальных технологий гостиничного и туристского сервиса

• Трансляция знаний, умений и техни-

ческих навыков в глобальном масштабе на основе использования современных информационных технологий.

Ценность программы состоит в следующем:

1. Программа способствует созданию тренерского корпуса, который способен стать «точкой роста» и постоянно инициировать импульсы развития в новые отрасли и новые регионы.

2. Дает возможность анализировать, оценивать и отбирать новые массовые обучающие технологии для дальнейшего развития программы «Обучение обучающих».

3. Содействует постоянному пополнению пакета программ «Обучение обучающих», в.т.ч. на основе разработки новых программ и технологий.

Дальнейшее развитие и перспективы программ «Обучение обучающих» состоит в следующем:

• Формирование системы массовой подготовки волонтеров в рамках разнообразных сервисных и туристских программ для обеспечения событий международного, национального и регионального масштаба, и, прежде всего Олимпиады -2014 в Сочи;

• Создание постоянно действующей системы подготовки и повышения квалификации кадров для индустрии туризма и сервиса.

Совершенно очевидно, что подобные программы нуждаются в привлечении возможностей ГЧП, так как в современных условиях разворачивающегося финансового кризиса требуется консолидация усилий с целью поддержки инновационных проектов, способных преобразовать социальную сферу и заложить основу ее успешного и долговременного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.