Научная статья на тему 'Всероссийская конференция «Первый год действия закона «о несостоятельности (банкротстве)». Результаты и перспективы. Финансовое оздоровление предприятий в рамках процедур банкротства»'

Всероссийская конференция «Первый год действия закона «о несостоятельности (банкротстве)». Результаты и перспективы. Финансовое оздоровление предприятий в рамках процедур банкротства» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
130
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Всероссийская конференция «Первый год действия закона «о несостоятельности (банкротстве)». Результаты и перспективы. Финансовое оздоровление предприятий в рамках процедур банкротства»»

Всероссийская конференция «Первый год действия закона «О несостоятельности (банкротстве)». Результаты и перспективы. Финансовое оздоровление предприятий в рамках процедур банкротства»1

Москва

24-25 февраля 2004 года

24-25 февраля 2004 года в Москве проходила Всероссийская конференция, посвященная проблеме несостоятельности (банкротства) предприятий.

Организаторы конференции - Торгово-промышленная палата Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерство юстиции Российской Федерации, Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству, Комитет Государственной Думы по собственности при генеральном спонсорстве ОАО «РОСНО» и финансовой поддержке ЗАО «Национальная регистрационная компания».

В работе конференции приняли участие представители Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Министерства имущественных отношений Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу, Счетной палаты Российской Федерации, ведущих банковских и промышленных групп, территориальных отделений Торгово-промышленной палаты и комитетов Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, юридических компаний, страховых компаний, а также других бизнес-сообществ.

На конференции рассматривались следующие основные темы:

• анализ применения Федерального за-

кона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и роли саморегулируемых организаций арбитражных управляющих в процедурах банкротства;

• совершенствование взаимодействия между органами власти, ответственными за применение законодательства о банкротстве;

• формирование позитивного имиджа процедур финансового оздоровления и банкротства;

• привлечение инвестиций в восстановление экономики Российской Федерации в процедурах банкротства;

• содействие предприятиям и организациям в решении проблем антикризисного управления;

• выработка путей предотвращения «заказных» банкротств и недружественных захватов акционерных компаний.

Главная цель проведения конференции - выработка скоординированной программы действий, направленной на совершенствование закона о банкротстве, его реализацию и взаимодействие всех заинтересованных структур.

* * *

Предлагаем Вашему вниманию принятую на Всероссийской конференции Резолюцию и материалы выступлений участников Всероссийской конференции, вызвавшие наибольший интерес. Материалы выступлений на секционных заседаниях читайте в следующих номерах нашего журнала.

1 Уважаемые читатели! Обращаем Ваше внимание на то, что Конференция проходила 24 февраля 2004 года, то есть до подписания Указа Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 314 «О структуре федеральных органов исполнительной власти», согласно которому ФСФСО России была упразднена, а часть ее функций распределена между различными ведомствами. Кроме того, министерства утратили правоприменительные, контрольные функции и функции по управлению государственным имуществом.

Р Е З О Л Ю Ц И Я Всероссийской конференции «Первый год действия Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)». Результаты и перспективы. Финансовое оздоровление предприятий в рамках процедур банкротства»

Участники Конференции отмечают, что приоритетной задачей системы несостоятельности является содействие формированию высокоэффективной социально-ориентированной экономики и едины в признании того, что действенной может быть признана только такая процедура банкротства, которая обеспечивала бы максимальный баланс интересов кредитора и должника, реальное финансовое оздоровление предприятия или бизнеса, сохраняла рабочие места, социально-значимое или стратегическое производство.

Первый год действия Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» доказал его жизнеспособность. Доля погашения задолженности по обязательным платежам и денежным обязательствам перед Российской Федерацией (без учета задолженности по отсутствующим должникам) по Федеральному закону за 2003 года составила более 60 процентов по сравнению с сопоставимым периодом действия предыдущего закона - 21 процент. В результате проведения процедур банкротства на предприятиях, образованных путем реструктуризации на базе имущества организаций-должников, в прошлом году создано 122 тысячи рабочих мест. Погашение общей кредиторской задолженности по итогам завершенных процедур внешнего управления, конкурсного производства, в ходе реализации мировых соглашений и финансового оздоровления по сравнению с 2002 годом увеличилось с 7 540 до 25 852,7 млн рублей.

В стадии становления находится система саморегулирования арбитражного управления. Необходимо обеспечить установление баланса интересов саморегулирования и государственного регулирования в сфере банкротства.

Важнейшим условием эффективной деятельности системы несостоятельности яв-

ляется недопущение проявлений криминалитета, создание условий для предотвращения недружественного поглощения хозяйствующих обществ.

С учетом состоявшегося обсуждения участники Конференции определяют следующие основные направления работы по совершенствованию системы финансового оздоровления предприятий:

Совершенствование процедуры мировых соглашений

Представляется необходимым урегулировать вопрос о компетенциях государственных органов в части заключения мировых соглашения по погашению задолженности по налогам, сборам и пеням.

Стандартизация требований законодательства по страхованию ответственности арбитражных управляющих

Представляется необходимым более детально и всесторонне проработать вопрос о страховании ответственности арбитражных управляющих. Необходимо законодательно определить более жесткие требования к страховым компаниям, которые могут осуществлять данный вид страхования, уточнить положения закона о банкротстве, определяющие критерии наступления страхового случая и перечень лиц, которым возможно возмещение ущерба страховой компанией.

Усиление ответственности саморегу-лируемых организаций и арбитражных управляющих за свои действия по делам о несостоятельности(банкротстве)

Представляется необходимым разработать и принять федеральные законы о са-морегулируемых организациях арбитражных управляющих, об ответственности арбитражных управляющих.

Уточнение требований к арбитражному управляющему, регулирование последствий освобождения или отстранения арбитражного управляющего, порядка продажи имущества в процедурах финансового оздоровления и внешнего управления, развитие саморегулирования

Представляется необходимым:

• решить проблему назначения (утверждения) управляющего в связи с расторжением мирового соглашения или отменой судебного акта, утвердившего мировое соглашение;

• решить вопрос о порядке освобождения арбитражного управляющего в случае его выхода из заявленной СРО;

• решить вопрос допустимости проведения замещения активов с привлечением стороннего инвестора;

• уточнить механизм начисления процентов на требования кредиторов и их уплаты применительно к каждой из процедур банкротства.

Предлагается уточнить положения, определяющие перечень лиц, которым возможно возмещение ущерба страховой компанией. Сегодня такой перечень ограничивается только лицами, участвующими в деле о банкротстве, и не включает работников должника. Страхование ответственности арбитражного управляющего не должно ограничиваться кругом лиц - участников дела о банкротстве, а должно ориентироваться на действия, в связи с которыми возник ущерб или убытки.

Требуют уточнения вопросы, связанные с допуском арбитражного управляющего к сведениям, составляющим государственную тайну.

Совершенствование законодательной базы финансового оздоровления предприятий в процедурах банкротства

В целях несогласованности имеющихся правовых норм следует ускорить принятие новой редакции закона о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций.

Должны быть подготовлены изменения в закон о банкротстве, учитывающие специфику банкротства всех без исключения субъектов естественных монополий.

Внести изменения, предусматривающие возможность прекращения судом производства по делу на основании заявления арбитражного управляющего при отсутствии достаточных средств для покрытия судебных расходов по делу о банкротстве.

В связи с отмеченными выше проблемами законодательного обеспечения права собственности участники Конференции считают целесообразным рекомендовать:

Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации - разработать и принять эффективные законодательные меры по защите права собственности и противодействию недружественным корпоративным поглощениям.

Ускорить принятие проектов федеральных законов «О саморегулируемых организациях», «О торгово-промышленных палатах Российской Федерации» и «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

Судебным ветвям власти - выработать рекомендации для правоприменительной практики в целях определения единых подходов к рассмотрению уголовных, гражданских и административных дел, касающихся процедуры банкротства.

Правительству Российской Федерации - подготовить и внести на рассмотрение Государственной Думы пакет проектов законодательных актов, обеспечивающих реализацию заявленных в ходе слушаний мер по совершенствованию процедуры банкротства и противодействию неправомерным захватам чужого имущества.

Ускорить разработку и внесение в Государственную Думу:

• проекта Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» (в части уточнения требований к арбитражному управляющему, последствий освобождения или отстранения арбитражного управляющего, порядка продажи имущества в процедурах финансового оздоровления и внешнего управления и развития саморегулирования и др.);

• проекта Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Ко-

декс Российской Федерации об административных правонарушения» (в части уточнения положений о преднамеренном и фиктивном банкротствах, неправомерных действиях при банкротстве);

• проекта Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» (в части определения порядка принятия решения уполномоченными органами по установлению сроков погашения задолженности по обязательным платежам в финансовом оздоровлении и мировом соглашении в делах о банкротстве).

Ускорить проработку и рассмотрение проекта постановления Правительства Российской Федерации по вопросу преднамеренного и фиктивного банкротства, подготовленного Минэкономразвития России.

Торгово-промышленной палате Российской Федерации - преобразовать подкомитет ТПП РФ по антикризисному управлению, банкротству и корпоративному развитию в Комитет ТПП РФ по антикризисному управлению и саморегулируемым организациям арбитражных управляющих (СРО) с привлечением к работе в нем представителей всех СРО России, а также ответственных представителей органов власти и бизнес-сообщества.

Подготовка высокопрофессиональных специалистов младшего, среднего и высшего звена:

лицензия № 24-0638 Государственная аккредитация №0614

• бухучет, анализ и аудит (+ 1C Бухгалтерия);

• иностранные языки (европейские и восточные);

• специалист в области недвижимости (риелтор);

• туристический и гостиничный менеджмент;

• управление предприятием;

• оценка предприятия (бизнеса);

• арбитражное управление;

• офис-менеджер;

• и многое другое.

Документы государственного образца (сертификат, свидетельство, диплом в зависимости от продолжительности обучения)

МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ ОЦЕНКИ И КОНСАЛТИНГА

МЫ ЖДЕМ: 117218, Москва, М. «Профсоюзная», Нахимовский пр-т, д. 32, ИДВ РАН, 6 этаж, офис 625

Позвоните нам: (095) 129-00-01, 129-00-77,124-01-02 E-mail: [email protected] Наш сайт: www.maok.ru

б

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.