Научная статья на тему 'Итоги нормативно-правовой реализации федерального закона «о несостоятельности (банкротстве)»'

Итоги нормативно-правовой реализации федерального закона «о несостоятельности (банкротстве)» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
90
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Итоги нормативно-правовой реализации федерального закона «о несостоятельности (банкротстве)»»

ИТОГИ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ)»

Ц.В. ЦЕРЕНОВ,

заместитель директора Департамента корпоративного управления Минэкономразвития России

Уже сегодня можно с уверенностью сказать, что закончен первый этап становления института саморегулирования в сфере арбитражного управления. По состоянию на сентябрь 2005 г. Минюстом России в единый государственный реестр саморегулируемых организаций включены 38 некоммерческих организаций, которые объединяют 5 830 арбитражных управляющих. Создан и осуществляет свою деятельность Российский союз саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. В его состав входят 27 СРО арбитражных управляющих. Создание Союза не было предусмотрено законом и его создание мы расцениваем как важный знак со стороны профессионального сообщества, подтверждающий, что вектор развития саморегулирования выбран правильно.

После вступления закона о банкротстве в силу Правительство РФ должно было утвердить свыше 20 нормативных актов, обеспечивающих его применение. К настоящему времени утверждены 17 актов, а в отношении некоторых актов принято решение о нецелесообразности их дальнейшей разработки. В целом можно сказать, что подзаконная база закона о банкротстве сформирована.

Во исполнение актов Правительства РФ федеральными органами исполнительной власти (Минэкономразвития, Минюст, ФНС) были утверждены также свыше 20 нормативных актов, регулирующих деятельность органов власти, арбитражных управляющих и саморегулируемых организаций.

Таким образом, Минэкономразвития совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в целом сформировало правовую базу, обеспечивающую реализацию закона о банкротстве и деятельность всех участников

процедур банкротства. Вместе с тем практика применения законодательства о банкротстве показала, что в нем есть еще пробелы, внутренние противоречия и неточности. Накоплен также трехлетний опыт реализации закона.

В этой связи Минэкономразвития России совместно с заинтересованными федеральными органами подготовлен и внесен на рассмотрение Правительства РФ пакет из 6 проектов федеральных законов в сфере банкротства:

1. О внесении изменений в Закон о банкротстве, предусматривающих совершенствование регулирования деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, арбитражных управляющих и регулирующего органа. Принят в I чтении 12 мая 2005 г. Особенности законопроекта:

а) более гибкая система требований к арбитражным

управляющим: замена требования обязательного стажа двухлетней руководящей работы на обязанность пройти двухлетнюю стажировку в качестве помощника арбитражного управляющего;

б) усиление контроля над арбитражными управляющими, которые не являются членами СРО. Проект возлагает обязанность по контролю за арбитражными управляющими — не членами СРО на регулирующий орган.

2. О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях,

направленных на уточнение составов правонарушений «неправомерные действия при банкротстве», «преднамеренное банкротство», «фиктивное банкротство», в соответствии с терминологией, установленной законом о банкротстве, и создание

реальной возможности их применения на практике. Рекомендован Комитетом Государственной Думы по собственности к принятию во втором чтении.

3. О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации и Бюджетный кодекс Российской Федерации, призванных привести нормы указанных кодексов, в частности, касающиеся очередности удовлетворения требований кредиторов, в соответствие с Законом о банкротстве. Рекомендован Комитетом Государственной Думы по собственности к принятию во втором чтении.

4. О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», регламентирующих порядок получения арбитражным управляющим допуска к государственной тайне. Одобрен Советом Федерации.

В законопроекте устанавливается требование о наличии у арбитражного управляющего формы допуска к государственной тайне, которую имеет руководитель соответствующего должника. Предусматривается порядок предоставления должником и подразделением ФСБ России информации о форме допуска руководителя должника к государственной тайне (в настоящее время отсутствие информации не позволяет судам своевременно назначать арбитражных управляющих или применять формы воздействия на них).

5. О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях,

определяющих федеральные органы исполнительной власти, должностные лица которых вправе составлять протоколы об административных правонарушениях в сфере банкротства. Рекомендован к принятию в первом чтении.

Законопроект предусматривает наделение органа, осуществляющего контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (а именно — Росрегистрацию), полномочиями по составлению протоколов о совершении административных правонарушений, совершенных арбитражными управляющими. Также проектом предусматривается признание утратившей силу статьи 14.21 КоАП по следующим основаниям:

а) статья фактически не применялась в связи с расплывчатостью состава;

б) существуют гражданско-правовые механизмы привлечения к ответственности руководителя;

в) отмена ответственности за ненадлежащее управление юридическим лицом позволит снизить административную нагрузку на хозяйствующие субъекты.

50 -

6. О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», посредством которого будут созданы условия для заключения государством мирового соглашения. Принят в первом чтении 12 мая 2005 г.

Для создания реальных возможностей для введения процедуры финансового оздоровления и заключения мировых соглашений с участием государства проектом предусматривается:

а) исключение требования о соответствии графика погашения задолженности требованиям налогового законодательства, так как мораторий на удовлетворение требований кредиторов, в том числе государства, в финансовом оздоровлении не снимается. Вместе с тем существующая норма заставляет должника получать в установленном порядке отсрочку (рассрочку) по уплате налогов;

б) увеличение срока предоставления отсрочки (рассрочки) по налогам и сборам до 1 года при заключении мирового соглашения, а также определение оснований для принятия решения о предоставлении такой отсрочки (рассрочки).

Кроме того, образован Экспертно-консульта-тивный совет по несостоятельности (банкротству) и финансовому оздоровлению при Минэкономразвития России. В состав совета входят представители федеральных органов исполнительной власти, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, а также представители научного и экспертного сообществ. Участие членов совета в заседаниях обеспечивает учет мнений всех заинтересованных органов и организаций при разработке проектов нормативных правовых актов в сфере несостоятельности (банкротства), в том числе касающихся статуса саморегулируемых организаций.

В частности, результатом деятельности указанного Совета стали рекомендации по определению размера вознаграждения арбитражного управляющего уполномоченным органом при участии в голосовании на собрании кредиторов.

С учетом рассмотрения в Государственной Думе Российской Федерации изложенных инициатив основным направлением текущей деятельности Минэкономразвития в области банкротства стало совершенствование участия государственных органов в делах о банкротстве. Эта деятельность включает 3 аспекта:

1. Совершенствование участия уполномоченного органа в делах о банкротстве и в процедурах банкротства.

В настоящее время участие уполномоченного органа как кредитора в делах о банкротстве регламентируется постановлением Правительства Российской Федерации № 257 и соответствующими приказами Минэкономразвития России — об отложении подачи заявления, о порядке голосования, о порядке выбора СРО, о порядке подачи заявления о признании банкротом стратегического предприятия или организации.

Главной целью перечисленных регламентов является формирование максимально прозрачного механизма участия государственного органа как кредитора в процедурах банкротства. При разработке этих документов министерство старалось учесть интересы всех заинтересованных сторон.

Однако практика применения регламентов в течение полутора лет показала, что необходимо изменить некоторые их положения. Возможно также внесение изменений в сам Закон о банкротстве в части совершенствования деятельности уполномоченного органа. В частности:

• совершенствование механизмов погашения задолженности по обязательным платежам в ходе процедур банкротства;

• совершенствование механизмов реализации функции по выбору СРО, в том числе с использованием механизма случайной выборки;

• уточнение оснований для неучета СРО для их выбора.

2. Совершенствование деятельности регулирующего органа.

Основной вопрос — механизмы исключения СРО из единого реестра СРО в случаях несоответствия СРО требованиям, установленным Законом о банкротстве. В настоящее время согласно ст. 21 Закона о банкротстве в случае несоответствия СРО требованиям, установленным Законом о банкротстве, СРО исключается арбитражным судом из единого государственного реестра СРО АУ.

Как показала практика, зачастую суд отказывает в удовлетворении соответствующего иска регулирующего органа на основании «положительной динамики» признаков СРО. В этой связи назрела необходимость совершенствования порядка исключения СРО из реестра в случае несоответствия численности и компенсационного фонда нормам, установленным Законом о банкротстве. Среди рассматриваемых вариантов как совершенствование судебного механизма, так и вопрос введения порядка внесудебного исключения СРО из реестра регулирующим органом по ряду оснований (например: несоответствие критерию численности и размера компенсационного фонда). Естественно,

что при этом сохраняется возможность судебного обжалования указанного решения.

3. Регламентация полномочий государственных органов, осуществляющих функции собственника имущества должника — унитарного предприятия, а также функции по управлению пакетами акций акционерных обществ, находящихся в государственной собственности. Данные полномочия в свою очередь подразделяются на 2 группы:

а) функции по предупреждению банкротства;

б) функции в деле о банкротстве (собственника имущества должника ФГУПа — Росимущество, федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий реализацию единой государственной политики в отрасли экономики, в которой осуществляет деятельность соответствующее стратегическое предприятие или организация).

Данные вопросы в настоящий момент прорабатываются как в рамках деятельности Экспертного совета, сформированного при Минэкономразвития России, так и в Государственной Думе. Очевидно, необходимо вовлечение всех заинтересованных сторон в этот процесс.

Минэкономразвития России определены дальнейшие стратегические направления совершенствования законодательства о банкротстве и финансовом оздоровлении, в рамках которых в настоящее время разрабатываются 7 концепций законопроектов, к числу которых относятся:

а) формирование института банкротства граждан как механизма урегулирования долгов. В целях стимулирования роста потребительского кредитования и потребительских расходов министерством подготовлена концепция по освобождению добросовестных физических лиц от части долгов, так называемая доктрина «fresh start». При выполнении плана погашения долгов и исполнении текущих обязательств граждане будут освобождаться от уплаты остальной части долга, а также не будет обращаться взыскание на некоторые виды имущества;

б) формирование системы защиты прав работников на получение заработной платы при неплатежеспособности работодателя. Основной проблемой нарушения прав работников при несостоятельности (банкротстве) работодателя является невыплата заработной платы по причине отсутствия собственных денежных средств. В этой связи Министерство на основе анализа возможных вариантов гарантирования материальных прав работников при несостоятельности (банкротстве) работодателя подготовило концепцию и проект технического задания на разработку законопроекта

- 51

«О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» (в части обеспечения защиты прав работников при несостоятельности (банкротстве) работодателя);

в) повышение эффективности оспаривания сделок при банкротстве. Министерством разработана концепция, предусматривающая повышение эффективности институтов оспаривания сделок и привлечения к субсидиарной ответственности менеджеров должника. Реализация данных предложений позволит увеличить размер конкурсной массы за счет возврата имущества, отторгнутого должником в преддверии банкротства;

г) совершенствование нормативного регулирования процедур банкротства и предупреждения банкротства финансовых организаций. Концепция проекта Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» (в части регулирования особенностей банкротства финансовых организаций) предусматривает закрепление понятия финансовой организации для целей законодательства о банкротстве, уточнение круга финансовых организаций, установление единых принципов банкротства финансовых организаций, установление особенностей банкротства отдельных видов финансовых организаций, создание механизмов защиты нарушенных в связи с банкротством финансовых организаций материальных прав граждан и разграничение предмета регулирования закона о банкротстве кредитных организаций и особен-

ностей банкротства финансовых организаций, установленных в законе о банкротстве. Кроме того, концепцией предусматривается уточнение требований к кандидатуре арбитражного управляющего отдельных видов финансовых организаций;

д) совершенствование нормативного регулирования процедур банкротства и предупреждения банкротства стратегических организаций. Концепцией предусматривается совершенствование механизмов проведения процедур банкротства стратегических предприятий и организаций, участия государственных органов в делах о банкротстве и в процедурах банкротства указанной категории должников. Целью законопроекта является сохранение стратегически важных производств, что будет способствовать повышению обороноспособности и безопасности государства;

е) совершенствование законодательства о банкротстве в части обеспечения технологической безопасности. Целью законопроекта является поддержание (соблюдение) технологической безопасности опасных объектов, в том числе выведенных из эксплуатации или находящихся на консервации (хранении) при проведении процедур банкротства организаций;

ж) формирование института экспертизы преступлений в сфере банкротства. Предусмотрен ряд мер по совершенствованию порядка проведения экспертизы признаков фиктивных и преднамеренных банкротств, в целях повышения эффективности расследований по выявлению соответствующих преступлений.

Издательский дом «Финансы и Кредит» приглашает к сотрудничеству организации, занимающиеся подпиской, распространением и реализацией печатной продукции на взаимовыгодных условиях.

Тел./факс: (495) 921-69-49, Http:/www.financepress.ru

(495) 921-91-90 e-mail: [email protected]

v J

i? -

0L НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ: приоритеты и безопасность

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.