Научная статья на тему 'Всероссийская конференция пять лет действия Федерального закона «о несостоятельности (банкротстве)»: результаты и перспективы развития системы антикризисного управления, реструктуризации и финансового оздоровления должников'

Всероссийская конференция пять лет действия Федерального закона «о несостоятельности (банкротстве)»: результаты и перспективы развития системы антикризисного управления, реструктуризации и финансового оздоровления должников Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
147
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Всероссийская конференция пять лет действия Федерального закона «о несостоятельности (банкротстве)»: результаты и перспективы развития системы антикризисного управления, реструктуризации и финансового оздоровления должников»

Пять лет действия Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»: результаты и перспективы развития системы антикризисного управления, реструктуризации и финансового оздоровления должников

Всероссийская конференция 30 октября 2007 года, Москва

«Цивилизованная система антикризисного управления в Российской Федерации создана» - к такому выводу пришли участники Всероссийской конференции «Пять лет действия Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»: результаты и перспективы развития системы антикризисного управления, реструктуризации и финансового оздоровления должников», которая проходила 30 октября 2007 года в Москве в Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации.

В Конференции приняли участие более 160 представителей 30 саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, а также представители Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Аппарата Полномочного представителя Президента в Центральном федеральном округе, Общественной палаты Российской Федерации, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Федеральной регистрационной службы, Федерального агентства по промышленности, Федеральной налоговой службы, Российского союза саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, Российского союза промышленников и предпринимателей, Торгово-Промышленной Палаты Российской Федерации, Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации.

Участники Конференции согласились, что созданная система является необходимым рыночным инструментом регулирования хозяйственного оборота и обеспечивает реализацию процедур банкротства при максимальном балансе интересов общества в целом, кредиторов и должников, а также обеспечивает реальное финансовое оздоровление предприятия, сохранение рабочих мест.

Спустя пять лет после принятия закона о несостоятельности (банкротстве) можно с уверенностью сказать, что саморегулируемые организации арбитражных управляющих стали огромной силой. Задачами этой организации являются разработка стандартов и правил профессиональной деятельности арбитражных управляющих, создание системы контроля за соблюдением арбитражными управляющими стандартов и правил профессиональной деятельности, а также организация обучения, повышения квалификации и профессионального уровня арбитражных управляющих.

Подводя итоги пятилетнего опыта реализации Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» участники Конференции отметили необходимость дальнейшего совершенствования системы антикризисного управления и законодательства о несостоятельности (банкротстве).

Важнейшие направления дальнейшего углубления существующего законодательства в области несостоятельности (банкротства) нашли отражение в принятой Конференцией Резолюции (полный текст Резолюции читайте далее).

С вступительным словом к присутствующим обратилась статс-секретарь - заместитель Министра экономического развития и торговли Российской Федерации Попова Анна Владиславовна. Она отметила следующие моменты.

За последние 10 лет институт банкротства претерпел немало изменений: что-то менялось законодательными методами, что-то меняли реалии нашей жизни. Системообразующим элементом действующего сегодня института банкротства является закон о несостоятельности (банкротстве). Подводя итоги пяти лет реализации закона о банкротстве в Российской Федерации можно сказать, что проведенные реформы вывели его на достаточно высокий уровень. Однако, по оценкам Всемирного Банка, наше законодательство нуждается в дальнейшем совершенствовании (81 место по «удобству закрытия бизнеса»), так как процедуры банкротства слишком длительные (в России - 3 года, в Австралии - 1 год), расходы на проведение процедур высоки (в России - 9 процентов от стоимости имущества должника, в Канаде - 3,5 процента), а процент удовлетворения требований кредиторов низок (в России - 28,7 цента на доллар задолженности, а например, в Великобритании - 85,2).

Одним из основных факторов, влияющих на эффективность законодательства о банкротстве, является развитая система профессионального арбитражного управления. В нашей стране такое развитие обеспечивается посредством механизмов саморегулирования в сфере антикризисного управления.

С принятием закона о несостоятельности (банкротстве) система саморегулирования начала создаваться, и можно говорить, что мы переходим уже к следующей стадии становления профессионального сообщества - совершенствованию, в том числе путем совершенствования законодательства. В связи с этим Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации с участием представителей профессионального сообщества разработаны поправки в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», значительная часть которых посвящена совершенствованию системы саморегулирования, а именно:

• закрепление статуса арбитражного управляющего как профессии;

• передача на уровень саморегулируемых организаций разработки федеральных стандартов деятельности арбитражных управляющих;

• совершенствование положений о материальной ответственности арбитражных управляющих и саморегулируемых организаций;

• повышение информационной прозрачности деятельности саморегулируемых организаций.

Этот проект готов для рассмотрения Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации во втором чтении, и мы очень надеемся, что он будет принят в ближайшее время.

Одновременно необходимо и точечное совершенствование законодательства о банкротстве, в том числе тех особенностей, которые уже предусмотрены. В настоящее время подготовлены следующие поправки, предусматривающие совершенствование:

• процедур банкротства физических лиц;

• механизма оспаривания сделок при банкротстве и привлечения должностных лиц, учредителей (участников) должника к гражданско-правовой ответственности;

• процедуры банкротства финансовых организаций, а также стратегических организаций.

Помимо этого, разрабатываются механизм гарантирования материальных прав работников при несостоятельности работодателя и концепция закона об особенностях банкротства отсутствующих должников.

К сожалению, как в деловом сообществе, так и на некоторых уровнях государственной власти иногда отсутствует понимание сущности института банкротства и его роли как эффективного рыночного регулятора, поэтому формирование положительного образа института банкротства является общей задачей для всех, присутствующих в этом зале.

В заключение необходимо отметить, что развитие нашей экономики, в том числе и путем повышения эффективности института банкротства, находится в сфере интересов всего общества, участников рынка и государства, поэтому столь важно в 2008 году объединить общие усилия во имя результата.

* * *

РЕЗОЛЮЦИЯ

Всероссийской конференции «Пять лет действия Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»: результаты и перспективы развития системы антикризисного управления, реструктуризации и финансового

оздоровления должников» Москва, октябрь 2007 года

Заслушав и обсудив доклады и выступления участников, Всероссийская конференция отмечает, что пять лет действия Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» показали эффективность системы антикризисного управления, ориентированной на формирование высокоэффективной социально ориентированной экономики и обеспечение реализации процедур банкротства, обеспечивающих максимальный баланс интересов общества в целом, кредиторов и должников, реальное финансовое оздоровление предприятия, сохранение рабочих мест, производств социально значимых и стратегических организаций.

Существующее законодательство о банкротстве направлено на создание благоприятных условий для формирования в Российской Федерации цивилизованной системы антикризисного управления как необходимого рыночного инструмента регулирования хозяйственного оборота.

Важнейшим элементом законодательства о несостоятельности, призванным обеспечить баланс интересов лиц, участвующих в деле о банкротстве, является саморегулирование профессиональной деятельности арбитражных управляющих и обеспечение эффективной системы государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

Система саморегулирования профессиональной деятельности арбитражных управляющих обеспечивает разработку стандартов и правил профессиональной деятельности арбитражного управляющего и создание системы контроля саморегулируемой организации за соблюдением арбитражным управляющим требований законодательства, стандартов и правил профессиональной деятельности.

В настоящее время 40 саморегулируемых организаций арбитражных управляющих объединяют 6 500 членов.

Пятилетний опыт реализации закона выявил основные направления совершенствования системы антикризисного управления и законодательства о несостоятельности (банкротстве), необходимые для повышения его эффективности:

1) деятельность саморегулируемой организации арбитражных управляющих должна быть направлена на реализацию ее важнейших функций:

• создание стандартов и правил профессиональной деятельности, направленных на обеспечение деятельности арбитражного управляющего, основанной на принципах независимости, объективности, добросовестности и разумности исходя из интересов должни-

ка и кредиторов, иных лиц, участвующих в деле о банкротстве, обеспечивая баланс этих интересов;

• создание эффективной системы контроля за соблюдением арбитражными управляющими требований законодательства о несостоятельности (банкротстве), федеральных стандартов и правил профессиональной деятельности;

• повышение уровня профессиональной подготовки арбитражных управляющих,

• обеспечение информационной открытости деятельности арбитражных управляющих и процедур банкротства;

• осуществление судебной защиты прав и законных интересов членов саморегулируе-мой организации - арбитражных управляющих;

2) повышение ответственности арбитражного управляющего в деле о банкротстве.

В этих целях необходимо:

• установление правил отстранения (освобождения) арбитражного управляющего в деле о банкротстве в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения установленных обязанностей, выхода или исключения арбитражного управляющего из числа членов саморегулируемой организации арбитражных управляющих;

• установление порядка реализации установленных законодательством способов обеспечения финансовой ответственности арбитражного управляющего и саморегулируемой организации арбитражных управляющих, определение последовательности источников возмещения ущерба, причиненного деятельностью арбитражного управляющего;

• приведение требований об обязательном страховании ответственности арбитражного управляющего в соответствие с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации», регламентирующими обязательное страхование ответственности, и конкретизация определения страхового случая, установление исключений из страхового случая, установление порядка определения страхового тарифа, срока действия договора страхования, порядка определения размера страховой выплаты, контроль за осуществлением страхования;

• установление порядка осуществления компенсационных выплат из компенсационного фонда;

• конкретизация обязанностей арбитражного управляющего в части проверки исполнения должностными лицами, учредителями (участниками) должника установленных законодательством обязанностей по подаче заявления должника о банкротстве, анализа сделок должника и действий (бездействия), решений руководителя, учредителей (участников) должника в целях выявления сделок, действий, решений, которые существенным образом повлияли на ухудшение финансового состояния должника, привели к его несостоятельности (банкротству), а также оспаривания на основании указанного анализа сделок, решений, действий (бездействия), совершенных с нарушением требований законодательства;

3) законодательное установление порядка определения размера вознаграждения арбитражного управляющего в деле о банкротстве в зависимости от процедуры в деле о банкротстве и балансовой стоимости активов должника.

Вознаграждение арбитражного управляющего в деле о банкротстве должно состоять из фиксированной суммы и суммы процентов, которые должны определяться в зависимости от результатов его деятельности;

4) законодательное установление правил определения размера расходов на проведение процедур банкротства, который должен зависеть от балансовой стоимости активов должника и процедуры в деле о банкротстве, а также обеспечивать компенсацию фактических расходов арбитражного управляющего, являющихся обязательными в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве);

5) совершенствование существующей системы надзора.

В этих целях необходимо:

• законодательное установление порядка осуществления надзора за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и регламентация полномочий федерального органа исполнительной власти, осуществляющего надзор за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих;

• закрепление исключительно за должностными лицами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего надзор за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, полномочий по возбуждению дел об административных правонарушениях в области несостоятельности (банкротства);

• уточнение перечня поводов, на основании которых возбуждаются дела об административных правонарушениях в области несостоятельности (банкротства);

• определение полномочий саморегулируемой организации арбитражных управляющих в рамках дела об административном правонарушении в отношении члена этой организации;

• предусмотреть, что в случае возбуждения в отношении арбитражного управляющего - члена саморегулируемой организации дела об административном правонарушении федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий надзор за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, запрашивает у саморегули-руемой организации арбитражных управляющих, членом которой является арбитражный управляющий, в отношении которого проводится административное расследование, заключение о наличии или об отсутствии в действиях арбитражного управляющего нарушений законодательства Российской Федерации;

6) повышение эффективности и прозрачности продажи предприятия-должника, имущества должника в процедурах внешнего управления и конкурсного производства за счет конкретизации норм, регламентирующих проведение торгов по продаже указанного имущества, в том числе по проведению торгов в электронной форме;

7) совершенствование норм, регулирующих особенности банкротства недействующих юридических лиц и отсутствующих должников в части ускорения и упрощения процедуры банкротства отсутствующего должника за счет упрощения порядка обращения в арбитражный суд с заявлением о признании такого лица банкротом, исключения обязанности кредитора получать и предъявлять к исполнению в службу судебных приставов исполнительный документ о взыскании задолженности, включения требований кредиторов отсутствующего должника в реестр требований кредиторов арбитражным управляющим без рассмотрения этих требованиям арбитражным судом, возможности проведения собрания кредиторов в заочной форме. Наряду с этим необходимо предусмотреть обязанности конкурсного управляющего отсутствующего должника по выявлению сделок, решений и действий, которые существенным образом повлияли на возникновение неплатежеспособности должника;

8) совершенствование норм, регулирующих особенности банкротства стратегических предприятий и организаций.

В целях предотвращения неплатежеспособности стратегических организаций, обеспечения государственных интересов по сохранению стратегически важных производств, обеспечивающих обороноспособность и безопасность государства, необходима реализация следующих важнейших направлений:

• разработка принципов государственной политики в области несостоятельности порядка взаимодействия федеральных органов исполнительной власти по реализации интересов Российской Федерации в ходе процедур банкротства в отношении стратегических организаций-должников;

• формирование системы принятия решений органами власти на основании долгосрочной стратегии развития стратегических организаций, в том числе интегрированных структур (холдингов), создаваемых на базе стратегических организаций, и порядка реализации мероприятий, осуществляемых органами государственной власти в отношении стратегических организаций в целях предупреждения их банкротства: реструктуризации организа-

ций, предоставления государственных гарантий, предоставления рассрочки или отсрочки по обязательным платежам, принятия мер в рамках исполнительного производства;

• нормативное установление четкой процедуры действий органов государственной власти, обеспечивающих как своевременную подготовку и принятие ими решений для предупреждения банкротства, так и подготовку указаний представителям государства в органах управления стратегических организаций, необходимых для принятия и реализации организацией решений по предупреждению банкротства, финансовому оздоровлению организации;

• развитие системы прогнозирования последствий применения процедур банкротства в отношении стратегической организации для обеспечения федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности Российской Федерации;

• формирование системы оперативного сбора информации о финансовом состоянии стратегической организации, необходимой для обеспечения мониторинга финансового состояния стратегических организаций на основании данных бухгалтерского и оперативного учета в организации, создание единой информационной системы, обеспечивающей информационный обмен между органами государственной власти как на федеральном уровне, так и между органами власти различных уровней для обеспечения реализации системы мер по предупреждению банкротства и по реализации процедур банкротства стратегических организаций;

• анализ существующего опыта подготовки и реализации стратегической организаци-ей-должником системы мер по предупреждению банкротства, реструктуризации организации, ее финансовому оздоровлению;

• совершенствование законодательства об исполнительном производстве и о несостоятельности (банкротстве) в целях обеспечения сохранения как в ходе исполнительного производства, так и в ходе процедур банкротства имущественного комплекса должника -стратегической организации, предназначенного для осуществления деятельности, связанной с выполнением работ по государственному оборонному заказу, обеспечению федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности Российской Федерации.

Кроме того, необходимо внесение следующих изменений и дополнений в действующие положения законодательства о несостоятельности (банкротстве) стратегических организаций:

1) увеличить максимальные сроки проведения процедур финансового оздоровления и внешнего управления в отношении стратегических организаций, в том числе увеличить срок разработки плана внешнего управления до 3-х месяцев;

2) исключить положение о соответствии графика погашения задолженности в ходе процедуры финансового оздоровления, а также при заключении мирового соглашения требованиям налогового законодательства;

3) обеспечить прозрачность и информационную открытость организации и проведения торгов по реализации единого имущественного комплекса стратегической организации, а также акций акционерных обществ, созданных путем замещения активов стратегических организаций;

4) определить виды имущества, реализация которых должна осуществляться только на закрытых торгах;

5) определить для стратегических организаций состав имущественного комплекса, предназначенного для осуществления деятельности, связанной с выполнением работ по государственному оборонному заказу, обеспечением федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.