Научная статья на тему 'Всемирные стандарты wfme по повышению качества медицинского образования'

Всемирные стандарты wfme по повышению качества медицинского образования Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
621
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Всемирные стандарты wfme по повышению качества медицинского образования»

ВСЕМИРНЫЕ СТАНДАРТЫ WFME ПО ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

WFME GLOBAL STANDARDS FOR QUALITY IMPROVEMENT

Стремясь ускорить проведение

изменений и модернизации

медицинского образования, WFME приняла решение расширить

применение принятых ею принципов

образования на уровень

образовательных учреждений; это решение отражено в программном документе WFME от 1998 г. Первоочередное внимание было

обращено на базовое высшее медицинское образование в

медицинских вузах. Затем программу распространили на последипломное медицинское образование и

непрерывную профессиональную

подготовку (НПП) врачей.

Проект WFME по «Международным стандартам в медицинском

образовании», принятый Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ) и Всемирной медицинской ассоциацией (ВМА), содержит три основных положения:

• стимулировать медицинские вузы к формулированию собственных планов реформирования процесса обучения и повышения его качества в соответствии с международными рекомендациями;

• внедрить систему национальной и/или международной оценки и аккредитации медицинских вузов, чтобы установить стандарты и минимальные требования к качеству программ медицинских вузов;

• создать гарантии качества медицинской помощи и подготовки специалистов в медицине, что в условиях интернационализации позволит установить в медицинском образовании четкие международные стандарты.

Этой инициативе предшествовала разработка ряда региональных стандартов медицинского образования, например, проекты EMA (медицинское образование в Америке — Medical Education in the Americas, проводимый PAFAMS), и ROME (Реориентация медицинского

образования — Reorientation of Medical Education), проводимый в ЮгоВосточной Азии.

To further promote change and innovation in medical education, WFME decided to extend implementation of its educational policy to the institutional level as described in a WFME Position Paper (1998).

The initial focus is on Basic Undergraduate Medical Education in medical schools. The initiative will subsequently be extended to Postgraduate Medical Education, and Continuing Professional Development (CPD) of Medical Doctors.

The WFME project on International Standards in Medical Education, approved by the World Health Organisation (WHO) and the World Medical Association (WMA), has three main intentions:

• to stimulate medical schools to formulate their own plans for change and for quality improvement in accordance with international recommendations;

• to establish a system of national and/or international evaluation and accreditation of medical schools to assure minimum quality standards for medical school programmes;

• to safeguard practice in medicine and medical manpower utilisation, and its increasing internationalisation,

by well-defined international standards of medical education.

This undertaking has regional precedents for developing curriculum standards, such as the Project EMA (Medical Education in the Americas) of PAFAMS and the ROME (Reorientation of Medical Education)

Project in South East Asia .

WFME однозначно заявляет, что унификация учебных программ в разных странах мира нецелесообразна. Более того, при оценке качества программ медицинских вузов следует подчеркивать имеющиеся в них преимущества и обеспечивать руководство таким образом, чтобы не допустить внедрения стандартов, предусматривающих менее высокий уровень обучения студентов

WFME полагает, что внедрение стандартов может стать основой для обсуждения и может стимулировать выработку соглашения о целях, а также выделения основных положений учебных программ в отдельных медицинских вузах. Стандартизация позволит расширить возможности проведения исследований и внедрение современных методов обучения, а также организовать обсуждение и взаимодействие между различными учреждениями.

Приведенный ниже набор Всемирных стандартов качества базового (высшего) медицинского образования рекомендован к использованию WFME. Стандарты разделены по 9 разделам, состоящим из 36 подразделов.

СТАНДАРТЫ уточняют для каждой подобласти, выделяя два уровня квалификации:

• Базовый стандарт. В этом разделе приводятся положения стандарта, обязательные для выполнения всеми медицинскими ВУЗами, и проверяемые при оценке качества обучения в каждом вузе.

Базовые стандарты «должны» быть выполнены.

• Стандарты повышенного качества. К такому типу относят стандарты, соответствующие международно признанным наиболее эффективным методам базового высшего образования в медицинских вузах.

WFME has clearly emphasised that there can be no benefit in fostering uniformity of educational programmes. Moreover, quality assurance of medical school programmes must emphasise improvement and provide guidance for achieving it to avoid interpretation of standards as a levelling at a lower level of quality among institutions.

WFME considers that the operation of standards can promote discussion and stimulate development of consensus about objectives, and will help schools to formulate essentials of their educational programmes and to define the core of medical education. Standards will broaden opportunities for educational research and development and foster discussion and cooperation across departmental and other boundaries.

The WFME recommends the following set of global standards in basic medical education. The standards are structured according to 9 areas with a total of 36 sub-areas.

STANDARDS are specified for each subarea using two levels of attainment:

• Basic standard. This means that the standard must be met by every medical school and fulfillment demonstrated during evaluation of the school.

Basic standards are expressed by a «must».

• Standard for quality development. This means that the standard is in accordance with international consensus about best practice for medical schools and basic medical education.

Их выполнение (или желание добиться их выполнения) в данном медицинском вузе должно быть документировано. Степень выполнения стандартов в зависимости от степени развития медицинского вуза, имеющихся в нем ресурсов и политики в области обучения может быть различной. Даже наиболее высоко развитые медицинские вузы не обязательно должны соответствовать всем стандартам.

Стандарты повышенного качества «могут» быть достигнуты

Ниже приведены несколько стандартов из перечня:

1.1 Постановка цели и задач

Базовый стандарт.

Медицинский вуз должен определить цель и задачи своей деятельности, и довести их до сведения сотрудничающих с ним лиц. В определение цели и задач необходимо включить процесс обучения,

необходимый для получения базового высшего медицинского образования, достаточной подготовки для проведения дальнейшего обучения в любой области медицины и для работы врачом в практическом здравоохранении.

Повышение качества.

Желательно, чтобы цель и задачи отвечали требованиям подготовки врача, обладающего чувством ответственности перед обществом, обученного проведению научных исследований, имеющего активную общественную позицию, стремящегося к последипломному медицинскому образованию

1.4. Результаты обучения

Базовый стандарт.

Медицинский ВУЗ должен определить объем знаний и навыков, который студенты обязаны продемонстрировать на выпускных экзаменах в соответствии с характером планируемых для них областей обучения и характера работы в системе здравоохранения.

Fulfilment of - or initiatives to fulfil - some or all of such standards should be documented by medical schools.

Fulfilment of these standards will vary with the stage of development of the medical schools, their resources and educational policy. Even the most advanced schools might not comply with all standards.

Standards for quality development are expressed by a «should».

Some of the standards are below:

1.1. STATEMENTS OF MISSION AND OBJECTIVES

Basic standard:

The medical school must define its mission and objectives and make them known to its constituency. The mission statements and objectives must describe the educational process resulting in a medical doctor competent at a basic level, with an appropriate foundation for further training in any branch of medicine and in keeping with the roles of doctors in the health care system.

Quality development:

The mission and objectives should encompass social responsibility, research attainment, community involvement, and address readiness for postgraduate medical training.

1.4. EDUCATIONAL OUTCOME Basic standard:

The medical school must define the competencies

that students should exhibit on graduation in relation

to their subsequent training and future roles in the health system.

Повышение качества.

Желательно связать знания и навыки, требуемые на выпускных экзаменах, с потребностями последипломного медицинского образования. Оцениваемые показатели и информацию о знаниях и навыках, требуемых от выпускников, рекомендуется использовать в качестве параметров обратной связи при разработке учебных программ.

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОЦЕССОВ ОЦЕНКИ И ОБУЧЕНИЯ

Базовый стандарт.

Принципы, методы и способы оценки следует явным образом сопоставить с целями обучения, они должны способствовать процессу обучения.

Повышение качества.

Количество и характер проведения экзаменов желательно адаптировать к потребностям процесса интеграции различных элементов учебного плана, чтобы способствовать интегрированному характеру процесса обучения. Следует избегать необходимости заучивания избыточного количества информации и перегруженности учебного плана

ПОСТОЯННОЕ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

Базовый стандарт.

Медицинский вуз, будучи динамически развивающейся организацией, должен внедрять методы регулярного пересмотра и обновления своих структуры и функций, и разрабатывать необходимую для этого документацию.

Повышение качества.

Процесс обновления рекомендуется основывать на данных проспективных исследований и анализа, и использовать его результаты для пересмотра правил и характера деятельности медицинского ВУЗа в соответствии с предыдущим опытом, текущей деятельностью и перспективами.

Quality development:

The linkage of competencies to be acquired by graduation with that to be acquired in postgraduate training should be specified. Measures of, and information about, competencies of the graduates should be used as feedback to programme development.

RELATION BETWEEN ASSESSMENT AND LEARNING

Basic standard:

Assessment principles, methods and practices must be clearly compatible with educational objectives and must promote learning.

Quality development:

The number and nature of examinations should be adjusted by integrating assessments of various curricular elements to encourage integrated learning. The need to learn excessive amounts of information should be reduced and curriculum overload prevented.

CONTINUOUS RENEWAL

Basic standard:

The medical school must as a dynamic institution initiate procedures for regular reviewing and updating of its structure and functions and must rectify documented deficiencies.

Quality development:

The process of renewal should be based on prospective studies and analyses and should lead to the revisions of the policies and practices of the medical school in accordance with past experience, present activities and future perspectives.

Более подробно с материалами WFME Global Standards можно познакомиться на сайте www.wfme.org

You can visit a site www.wfme.org to get more details on WFME Global Standards

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.