Б01: 10.12731/2218-7405-2017-4-20-37 УДК 614.23
ОПЫТ АВТОНОМНОЙ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ «МОСМЕД» В РАЗРАБОТКЕ КРАТКОСРОЧНЫХ ПРОГРАММ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ВРАЧЕЙ ПО АКТУАЛЬНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Владимирцев В.А.
В соответствии с реформой медицинского образования перед системой повышения квалификации врачей стоит задача по ускоренной разработке и внедрению в учебный процесс краткосрочных программ тематического усовершенствования по новым, в том числе междисциплинарным направлениям развития медицины. В статье представлены результаты научно-методической деятельности Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Мосмед» (АНО ДПО «Мосмед») по подготовке и использованию в обучении краткосрочных программ повышения квалификации, разработанных в соответствии с инновационными направлениями развития группы медицинских компаний «Мосмед». В течении 2015-2016 годов были подготовлены 9 новых краткосрочных образовательных программ, которые были успешно апробированы на 17 циклах тематического усовершенствования и 3 клинических стажировках. Общая численность слушателей, обученных по этим программам, составила 253 человека. Рассмотрено влияние негосударственных лицензированных образовательных организаций на оптимизацию регионального рынка образовательных услуг и увеличение доступности качественного дополнительного медицинского образования в районах, отдаленных от ведущих центров
медицинского образования. Показана необходимость дальнейшего расширения практики проведения выездных краткосрочных циклов тематического усовершенствования. Подчеркивается, что развитие научно-методического направления, определяющего разработку и широкое включения краткосрочных программ повышения квалификации в учебный процесс, способствует реальной трансформации системы дополнительного медицинского образования в новый институт непрерывного профессионального развития.
Ключевые слова: непрерывное медицинское образование; дополнительное профессиональное образование; непрерывное профессиональное развитие; краткосрочные программы повышения квалификации врачей; автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Мосмед».
THE EXPERIENCE OF THE AUTONOMOUS NON-PROFIT ORGANIZATION OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION "MOSMED" TO IMPLEMENT SHORT-TERM PROGRAMES OF TRAININGS OF PHYSICIANS ON TOPICAL AREAS OF MEDICAL ACTIVITIES
Vladimirtsev V.A.
In accordance with the reform of medical education in Russia, the current system of additional professional education of physicians has the task of expanding the list ofnew short-term trainings programs. The article presents the results of the practice of the Autonomous non-profit organization of additional professional education "Mosmed» in the preparation and implementation of short-term training programs of physicians. In 2015-2016, this private educational organization have successfully developed 9 new short-term training programs, conducted 17 training courses and held 3 clinical fellowship program. The total number of physicians trained in short-term programs comprise over of 253 trainees. Discussed the possibility of licensed private educational
organizations in expanding the market of educational services and increase access to additional medical education in regions remote from the university centers of medical education. Shows the need to continue conducting an on-site short-term courses in the regions of Russia. The conclusion is that the development of scientific-methodical directions, which determines the development and broad inclusion of short-term training programs in the educational process, promotes a real transformation of the system of additional medical education in the Institute of continuing professional development.
Keywords: continuing medical education; continuing professional development of physicians; short-term trainings programs in medical education; autonomous non-profit organization of additional professional education 'Mosmed'.
В соответствии с международным [1-5] и отечественным опытом [6, 7], новая концепция российской системы непрерывного медицинского образования [8; 9] предусматривает сохранение преемственности между традиционной подготовкой и инновационными подходами в области дополнительного профессионального образования. Это позволит врачам по-новому выстраивать индивидуальные образовательные траектории согласно их конкретным профессиональным запросам [10, 11]. В условиях формирования в медицине экономики знаний, соответствующей современным возможностям медицинской науки и новой модели здравоохранения, потребности в дополнительном профессиональном образовании, как основе непрерывного профессионального развития, будут постоянно возрастать. При этом должно существенно расшириться использование научно-образовательного потенциала не только государственных, но и негосударственных образовательных организаций [12], а также профессиональных медицинских некоммерческих организаций и врачебных ассоциаций по специальностям. Показателем успеха реформы системы непрерывного медицинского образования будет реальный переход к мотивированной постоянной разносторонней образовательной активности и подготовке в тех образовательных организациях, которые на основе инновационных программ наиболее
оптимальным образом обеспечат профессиональное развитие, способствуя самостоятельному формированию медицинским работником суммарного пакета компетенций, необходимых для аккредитации.
В связи с этим, в образовательных организациях дополнительного профессионального образования возникла необходимость в разработке множества новых краткосрочных программ тематического усовершенствования, направленных на удовлетворение образовательных запросов и потребностей различных категорий медицинских работников в области профессиональных знаний. Попытки осуществлять эту работу на основе примерных образовательных программ дополнительного профессионального образования [13] не всегда отвечают мотивационным запросам обучающихся, направленным на повышение квалификации в развивающихся междисциплинарных областях медицины, не охваченных процессом ведомственного проектирования примерных профессиональных образовательных программ.
В автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Мосмед» (АНО ДПО «Мосмед») [14, с. 357; 10, с. 41] разработка и реализация краткосрочных программ основывается на выявлении актуальных профессиональных задач, необходимых для развития новых направлений для конкретных врачебных специальностей, и обучении слушателей их решению на основе компетентностно-ориентированного подхода с учетом профессиональных стандартов и квалификационных требований к специалистам. Особенностью АНО ДПО «Мосмед», входящего в группу инновационных медицинских компаний «Мосмед», является наличие современной учебной многопрофильной клиники с высококвалифицированным медицинским персоналом, включающим группу известных в медицинском научном мире ученых-клиницистов. В настоящее время в ученый совет АНО ДПО «Мосмед» входят 11 докторов и 6 кандидатов медицинских наук. Их участие в учебном процессе обеспечивает высокое качество подготовки обучающихся. Слушателям предлагается широкий перечень обновляющихся краткосрочных (16-72 часовых) программ тематического усовершенствования по актуальным направлениям медицины и клинической психологии, в том числе авторские курсы инновационных медицинских технологий.
В течении 2015-2016 гг. в АНО ДПО «Мосмед» были разработаны и включены в учебный процесс 9 новых краткосрочных программ дополнительного профессионального образования: «Основы оперативной гистероскопии и гистерорезектоскопии», «Гинекологическая эндокринология», «Основы гинекологической эндокринологии и бесплодного брака», «Репродуктивное здоровье семьи - проблемы бесплодного брака», «Эстетическая гинекология», «Заболевания молочных желез в работе акушера-гинеколога», «Профессиональная патология. Организация предварительных и периодических медицинских осмотров», «Экспертиза временной нетрудоспособности», «Эстетическая риносептопластика».
За этот период было проведено 17 циклов тематического усовершенствования и организованы 3 стажировки врачей на рабочих местах. Общая численность слушателей, обучившихся по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации, составила 253 человека.
Широкое применение в клинике «Мосмед» новейших гистероскопических технологий в диагностике и лечении гинекологических заболеваний и высокий уровень квалификации специалистов в области миниинвазивной внутриматочной хирургии обеспечили основу для подготовки 72-часой программы повышения квалификации врачей акушеров-гинекологов «Основы оперативной гистероскопии и гистерорезектоскопии», включающую проведение мастер-классов в операционной [15].
Различное сочетание учебных модулей и добавление новых разделов и тем позволяет на основе базовой программы формировать новые варианты, содержание, формы и продолжительность которых определяются запросами слушателей. Например, на платформе 72-х часовой программы «Гинекологическая эндокринология» были подготовлены и успешно апробированы 36-часовая программа «Основы гинекологической эндокринологии и бесплодного брака», 36-часовая программа «Репродуктивное здоровье семьи - проблемы бесплодного брака» и 16-часовая программа «Заболевания молочных желез в работе акушера-гинеколога» [16].
Одним из примеров инновационного междисциплинарного подхода может служить 24-часовая программа «Основы эстетической гинекологии» с мастер-классом в операционной, открывающая возможности обучения в пока ещё элитной и малодоступной для практических врачей области гинекологии, развивающейся на основе общих достижений перинеологии, пластической хирургии, урологии, проктологии и косметологии, подготовленная с учетом особой актуальности внедрения технологий интимной пластики для проведения восстановительной и антивозрастной терапии при широко распространенных видах нарушений функций тазового дна у женщин [17].
Междисциплинарный подход был использован также при разработке 16-часового цикла «Заболевания молочных желез в работе акушера-гинеколога», что определялось важностью включения проблем онкологии в программу обучения врачей, связанную с профилактикой, ранней диагностикой и лечением целого ряда доброкачественных патологических процессов, являющиеся фоном развития рака молочной железы.
Системный подход к изучению медицины труда, как сложной междисциплинарной области профилактической и лечебной медицины, использовался при подготовке 72-часовой программы дополнительного профессионального образования «Профессиональная патология и организация предварительных и периодических медицинских осмотров», направленной на обучение слушателей проведению обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров лиц, работающих во вредных или опасных условиях труда и выполняющих отдельные виды работ; основам оказания медицинской помощи больным профессиональными заболеваниями; экспертизе профпригодности и связи заболевания с профессией, а также изучению методологии оценки профессионального риска [18].
Важным разделом деятельности всех медицинских организаций является экспертиза временной нетрудоспособности. Для повышения квалификации врачей в этой области была подготовлена 72-часовая программа «Экспертиза временной нетрудоспособности» с сокращенными вариантами, пользующаяся высокой востребованностью.
Для тематического усовершенствования руководителей лечебных учреждений и других специалистов в области организации здравоохранения и общественного здоровья создана новая краткосрочная дополнительная профессиональная образовательная программа «Актуальные вопросы управления медицинской организацией» со сроком освоения 16 академических часов.
Большие клинические перспективы имеет внедрение программ «Рентген-эндоскопические методы в урологии», «Андрология и оперативная андрология» и «Лазерные технологии в урологии», которые направлены на обучение слушателей современным высоким технологиям и уникальным запатентованным авторским методикам лечения пациентов, применяемым в урологическом отделении учебной клинике «Мосмед».
Ведущими специалистами клиники функциональных нарушений «Пульс», входящей в группу компаний «Мосмед», была разработана 72-часовая рабочая программа «Функциональные расстройства в общей медицинской практике», направленная на углубленное изучение современных методов диагностики, лечения и профилактики больных с функциональными расстройствами и овладение практическими умениями и навыками, необходимыми для профессиональной деятельности в рамках имеющейся квалификации.
Учебный процесс в АНО ДПО «Мосмед» проводится на своей учебной базе, а также с выездом в другие государственные и негосударственные медицинские учреждения в соответствии с запросами заказчиков образовательных услуг. Продвижение учебных модулей для организации повышения квалификации врачей в регионах и выезд туда высококвалифицированных преподавателей для проведения занятий и мастер-классов является одним из приоритетных направлений работы.
Примером может служить медико-социальный образовательный проект «Программа помощи здравоохранению Республики Крым», направленный на развитие медицинского кадрового потенциала региона путем предоставления врачам акушерам-гинекологам и специалистам смежных специальностей возможности формирования необходимых компетенций в соответствием с современным уровнем
развития медицинской науки в области обеспечения репродуктивного здоровья населения. Проект осуществляется при поддержке общероссийского общественного движения «За здоровую Россию» с ноября 2015 года. На выездных циклах было обучено более 50 врачей акушеров-гинекологов из Симферополя, Севастополя, Саки, Джанкоя и других городов Крыма [15; 16; 17]. При этом было апробировано включение студентов выпускного курса медицинской академии им. С.И. Георгиевского ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» в систему дополнительного медицинского образования. Главная особенность этой работы заключается в практической направленности при непосредственном общении слушателей с опытными преподавателями-клиницистами, проводящими на местах клинические разборы, консультации пациентов и мастер-классы в операционной, что исключает дидактические риски, связанные с дистанционным обучением клиническим дисциплинам.
Систематические выездные циклы повышения квалификации проводятся для врачей Тульской области при поддержке Тульской областной медицинской ассоциации и главных специалистов министерства здравоохранения Тульской области [18].
Следует отметить успешную выездную образовательную деятельность по отдельным краткосрочным программам дополнительного профессионального образования в г. Санкт-Петербурге, осуществляемую совместно с медицинскими бизнес-структурами [16].
Результаты научно-методической работы АНО ДПО «Мосмед» были неоднократно представлены на международных [19; 17] и всероссийских конференциях [20]. Главными преимуществами АНО ДПО «Мосмед» при партнерстве с региональными заказчиками образовательных услуг являются - оперативность предоставления программ обучения в удобные слушателям сроки; возможность быстрого обновления содержания учебных модулей в соответствии с запросами обучающихся и работодателей; предложения по организации краткосрочных интенсивных образовательных циклов по наиболее актуальным проблемам и частным разделам учебных дисциплин; привлечение для образовательной и учебно-консультативной работы со слушателями на местах ведущих специалистов; возможность
создания временных групп высококвалифицированных преподавателей под конкретные образовательные проекты; наличие широких контактов с медицинскими вузами и научными центрами города Москвы, способствующее развитию междисциплинарного подхода и внедрению принципов доказательной медицины в образовательный процесс; опыт привлечения высокотехнологичных медицинских и фармацевтических бизнес-структур к поддержке образовательных проектов; социальная ответственность за конечные результаты обучения и их внедрение в практическое здравоохранение.
Создание на базе клиник инновационного медицинского холдинга «Мосмед» современного образовательного центра АНО ДПО «Мосмед» c высококвалифицированным профессорско-преподавательским составом и учебно-клиническим комплексом обеспечивает качественную подготовку слушателей на циклах повышения квалификации в системе дополнительного профессионального образования, что подтверждается результатами итоговых аттестаций и положительными отзывами слушателей и работодателей.
При планировании учебного процесса учитывается, что переход к новой кредитной системе непрерывного медицинского образования будет постепенным. При этом сертификаты специалистов будет выдаваться медицинским и фармацевтическим работникам до 1 января 2021 г., а соответствующее право на осуществление медицинской деятельности на основании этого сертификата пролонгировано до 1 января 2026 года [9]. Вместе с тем, дальнейшее развитие АНО ДПО «Мосмед» предполагает вхождение в сетевое медицинское образовательное пространство, расширение сотрудничества с союзом медицинских сообществ «Национальная медицинская палата», ведущими операторами образовательных услуг и бизнес-сообществом, а также аккредитацию учебных программ в Комиссии по оценке соответствия образовательных мероприятий и материалов требованиям Координационного совета по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России [21]. Адаптируясь к реформам, система дополнительного медицинского образования не только сохраняет, но и повышает своё системообразующее значение в образовательном
пространстве, настраиваясь на предоставление медицинским работникам новых образовательных возможностей.
Выводы
1. В настоящее время система дополнительного медицинского образования находится на стадии активных изменений, связанных с развитием современной медицинской науки, международным расширением образовательного пространства, внедрением новых образовательных программ и технологий, формированием методов оценки качества и признания результатов обучения в связи с введением нового порядка аттестации врачей.
2. Адаптируясь к реформам российского здравоохранения, система дополнительного профессионального образования укрепляет своё системообразующее значение, формируя новые образовательные возможности, в том числе путем расширения использования краткосрочных программ повышения квалификации.
3. Развитие научно-методического направления, определяющего разработку и широкое включения краткосрочных программ повышения квалификации в учебный процесс, будет способствовать расширению возможностей эффективного построения индивидуальных образовательных траекторий и трансформации системы дополнительного медицинского образования в институт непрерывного профессионального развития.
4. Разработка и реализация новых краткосрочных программ повышения квалификации врачей является основным направлением образовательной деятельности АНО ДПО «Мосмед», которая проводится в соответствии с программой инновационного развития клиник группы компаний «Мосмед».
5. Продвижение учебных модулей в регионы и выезд туда высококвалифицированных преподавателей АНО ДПО «Мосмед» рассматривается как важная медико-социальная задача, направленная на расширение образовательного пространства, развитие рынка образовательных услуг и увеличение доступности качественного дополнительного медицинского образования для врачей, работающих в районах, отдаленных от центров медицинского образования.
Список литературы
1. Международные стандарты ВФМО по улучшению качества в медицинском образовании Европейская спецификация: для базового и последипломного медицинского образования и непрерывного профессионального развития. Всемирная Федерация Медицинского образования. Ассоциация медицинских школ в Европе. Kandrups Bogtrykkerri A/S. 2007. С. 80. URL: https://www.researchgate.net/ publication/259670980_mezdunarodnye_&andartyvfmopo_ulucseni-ukace&va_v_medicinskom_obrazovanii_evropejskaa_specifikacia
2. Davis David A., Rayburn William F. Integrating Continuing Professional Development with Health Sy^em Reform: Bilding Pillars of Support // Academic Medicine, 2016, vol. 91, issue 1, pp. 26-29. http://journals. lww.com/academicmedicine/Fulltext/2016/01000/Integrating_Continu-ing_Professional_Development.17.aspx
3. Harden R.M. International Medical Education and Future Directions: A Global Perspective // Academic Medicine. 2006, vol. 81, issue 12, pp. 522-529. URL: http://journals.lww.com/academicmedicine/Full-text/2006/12001/International_Medical_Education_and_Future.5.aspx
4. Basic Medical Education WFME Global Standards for Quality Im-provement-The 2012 Revision // WFME Office. University of Copenhagen. Denmark 2012. p. 46. URL: http://www.wfme.org/news/gener-al-news/263-&andards-for-basic-medical-education-the-2012-revision
5. Wong B.M., Levinson W., Shojania K.G.. Quality improvement in medical education: current &ate and future directions // Medical Education. 2012. volume 46. issue 1. pp. 107-119. http://onlinelibrary.wiley.com/ doi/10.1111/j.1365-2923.2011.04154.x/epdf?r3_referer=wol&tracking_ action=preview_click&show_checkout=1&purchase_referrer=onlineli-brary.wiley.com&purchase_site_license=license_denied_no_cu&omer
6. Вартанян Ф.Е. Развитие медицинского образования на современном этапе // Аккредитация в образовании. 2009. .№ 3 (30). С. 56-58. URL: http://elibrary.ru/download/elibrary_23400531_53192422.pdf
7. Отечественная система подготовки и непрерывного профессионального развития специалистов в сфере здравоохранения: SWOT-АНАЛИЗ / /Электронный научный журнал / Зимина Э.В., Кочубей А.В., Конаныхина А.К., Наваркин М.В. // Современные проблемы
науки и образования. 2015. № 4. URL: https://science-education.ru/ ru/article/view?id=20816
8. Свистунов А.А., Улумбекова Г.Э., Балкизов З.З. Непрерывное медицинское образование для улучшения качества медицинской помощи // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2014. № 1. С. 21-31. URL: http://www.medobr.ru/ru/jarticles/288.htm l?SSr=1201335318062ae3069127c_2ae0d3bf
9. Переход на новую систему допуска к медицинской деятельности: аккредитация и непрерывное медицинское образование / Балкизов З.З., Природова О.Ф., Семенова Т.В., Сизова Ж.М. // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2016. № 4. С. 12-18. URL: http://www.medobr.ru/ru/jarticles/417.html?SSr=580133c5e402ffffffff27 c__07e1020c023a3a-676
10. Владимирцев В.А. Перспективы развития дополнительного профессионального образования врачей в негосударственных образовательных учреждениях // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал) [Modern Research of Social Problems] 2015. 10 (54). С. 36-51. DOI: 10.12731/2218-7405-2015-10-4
11. Шестак Н.В. Технологическое обеспечение системы дополнительного
образования в здравоохранении. Автореф. дисс......д-ра пед. наук.
Санкт- Петербург. 2010. URL: http://pandia.ru/text/77/304/31258.php
12. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 июля 2013 г. N 611 г. «Об утверждении Порядка формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования». URL: https://rg.ru/2013/08/20/infra&ruktura-dok.html
13. Глобальный банк образовательных программ - ДПО ПК. Примерные образовательные программы дополнительного профессионального образования. Повышение квалификации. ФГБОУДПО «РМАНПО». 2014. URL: https://rmapo.ru/about/6710-globalnyy-bank-dpo-pk.html
14. Данилов А.Б., Данилов Ал.Б. Управление болью. Биопсихосоциальный подход. М.: «АММ ПРЕСС», 2016. С. 357.
15. Владимирцев В.А. Опыт Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Мосмед» в подготовке врачей акушеров-гинекологов Республики Крым по программе повышения квалификации «Основы оперативной гисте-
роскопии и гистерорезектоскопии» // Таврический медико-биологический вестник. 2016. Том 19. № 4. С. 119-123. URL: http://elibrary. ru/download/elibrary_28301747_28838479.pdf
16.Владимирцев В.А., Овсянникова Т.В. Повышение квалификации врачей акушеров-гинекологов по эндокринологической гинекологии в Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Мосмед» // Журнал научных статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2017. Том 19. № 5. С. 49-53. URL: http://elibrary.ru/download/ elibrary_28278745_94333474.pdf
17. Владимирцев В.А. Повышение квалификации врачей акушеров-гинекологов по эстетической гинекологии в автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Мосмед»// Международная научно-практическая интернет-конференция: «Современные направления теоретических и прикладных исследований '2017 (14 - 21 марта 2017 г.)». URL: http://www.sworld. education/index.php/ru/veterinary-medicine-and-pharmaceuticals-117/ clinical-medicine-117/28858-117-022
18. Vladimirtsev V., Panova I. Involvement of non-governmental educational invitations in the training of physicians in occupational pathology. Basic Trends in Public Sector (Monograph). Edited by Duczmal W., NeVorenko T. Opole (Republic of Poland): The Academy of Management and AdminiVration in Opole. 2016. pp. 113-120. URL: http://mosmed.ru/ images/uploads/Basic_Trends_in_Public_Sector.pdf
19. Владимирцев В.А. Повышение квалификации гинекологов по программе дополнительного профессионального образования «Эндокринологическая гинекология» в Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Мосмед» // Материалы конгресса «XI Международный конгресс по репродуктивной медицине /под ред. Сухих Г.Т., Адамян Л.В./ М. 2017 С. 15-16. URL: http://www.mediexpo.ru/fileadmin/user_upload/ content/pdf/thesis/thesis_rzs17.pdf
20. Владимирцев В.А. Участие автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Мосмед» в повышении квалификации врачей по профпатологии // Сборник
материалов IV Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы диагностики, профилактики и лечения профессионально обусловленных заболеваний (18-20 сентября 2016 г.)». Сочи. 2016. С. 87-90.
21. Портал непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России. URL: http://edu.rosminzdrav.ru
References
1. Mezhdunarodnye &andarty VFMO po uluchsheniyu kache^va v med-itsinskom obrazovanii Evropeyskaya spetsifikatsiya. Dlya bazovogo i poslediplomnogo meditsinskogo obrazovaniya i nepreryvnogo profession-al'nogo razvitiya [International &andards, WFME quality improvement in medical education European specifications: for basic and po^graduate medical education and continuous professional development]. Vsemirnaya FederatsiyaMeditsinskogo obrazovaniya. Assotsiatsiya meditsinskikh shkol v Evrope [World Federation of Medical Education]. WFME Office. University of Copenhagen. Denmark, 2007, p. 80. https://www.researchgate. net/publication/259670980_mezdunarodnye_&andartyvfmopo_ulucseni-ukace&va_v_medicinskom_obrazovanii_evropejskaa_specifikacia
2. David A., Rayburn William F. Integrating Continuing Professional Development with Health Syrern Reform: Bilding Pillars of Support. Academic Medicine, 2016, vol. 91, issue 1, pp. 26-29. http://journals. lww.com/academicmedicine/Fulltext/2016/01000/Integrating_Continu-ing_Professional_Development.17.aspx
3. Harden R. M. International Medical Education and Future Directions: A Global Perspective. Academic Medicine. 2006, vol. 81, issue 12, pp. 522-529. http://journals.lww.com/academicmedicine/Fulltext/2006/12001/ International_Medical_Education_and_Future.5.aspx
4. Basic Medical Education WFME Global Standards for Quality Improve-ment-The 2012 Revision. WFME Office. University of Copenhagen. Denmark. 2012. P. 46. http://www.wfme.org/news/general-news/263-&an-dards-for-basic-medical-education-the-2012-revision
5. Wong B.M., Levinson W. and Shojania K.G.. Quality improvement in medical education: current &ate and future directions. Medical Education. 2012. volume 46. issue 1. pp. 107-119. http://onlinelibrary.wiley.com/
doi/10.1111/j.1365-2923.2011.04154.Xepdf?r3_referer=wol&tracking_ action=preview_click&show_checkout=1&purchase_referrer=onlineli-brary.wiley.com&purchase_site_license=license_denied_no_cu&omer
6. Vartanyan F.E. Razvitie meditsinskogo obrazovaniya na sovremennom etape [The development of medical education at the present &age]. Akred-itatsiya v obrazovanii [Accreditation in education]. 2009. № 3 (30). p. 56-58. http://elibrary.ru/download/elibrary_23400531_53192422.pdf
7. Zimina E.V., Kochubey A.V., Konanykhina A.K., Navarkin M.V. Oteche&-
vennaya si&ema podgotovki i nepreryvnogo professional'nogo razviti-ya spetsiali&ov v sfere zdravookhraneniya: SWOT-ANALIZ [Russian sy&em of training and continuous professional development of health professionals: SWOT-ANALYSES]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education]. 2015. № 4. https://science-education.ru/ru/article/view?id=20816
8. Svi&unov A.A., Ulumbekova G.E., Balkizov Z.Z. Nepreryvnoe med-itsinskoe obrazovanie dlya uluchsheniya kache&va meditsinskoy pomosh-chi [Continuous medical education for improvement in quality of care]. Meditsinskoe obrazovanie iprofessional'noe razvitie [Medical education and professional development]. 2014. № 1. p. 21-31. http://www.medobr. ru/ru/jarticles/288.html?SSr=1201335318062ae3069127c_2ae0d3bf
9. Balkizov Z.Z., Prirodova O.F., Semenova T.V., Sizova Zh.M. Perekhod na novuyu si&emu dopuska k meditsinskoy deyatel'no&i: akkreditatsiya i nepreryvnoe meditsinskoe obrazovanie [Transition to the new sy&em of medical care work permission: accreditation and continuing medical education].Meditsinskoe obrazovanie iprofessional'noe razvitie [Medical education and professional development]. 2016. № 4. p. 12-18. http://www.medobr.ru/ru/jarticles/417.html?SSr=580133c5e402ffffffff-27c_07e1020c023a3a-676
10. Vladimirtsev V.A. Perspektivy razvitiya dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya vrachey v negosudar&vennykh obrazovatel'nykh uchrezhdeniyakh [Prospects of development of additional professional education of physicians in private educational in&itutions]. Sovremennye issledovaniya sotsial'nykh problem [Modern Research of Social Problems]. 2015. 10 (54). p. 36-51. DOI: 10.12731/2218-7405-2015-10-4
11. She&ak N.V. Tekhnologicheskoe obespechenie si&emy dopolnitel'nogo obrazovaniya v zdravookhranenii [Technological support for the sy&em of additional education in health care]. Saint- Petersburg. 2010. http:// pandia.ru/text/77/304/31258.php
12. Prikaz Mini&er&va obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii ot 23 iyulya 2013 g. N 611 g. "Ob utverzhdenii Poryadka formirovaniya i funktsionirovaniya innovatsionnoy infratfruktury v si&eme obrazovaniya" [On approval of the Procedure of formation and functioning of innovation infra&ructure in the education sy&em]. https://rg.ru/2013/08/20/ infra&ruktura-dok.html
13. Global'nyy bank obrazovatel'nykh programm - DPO PK. Primernye obrazovatel'nye programmy dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya. Povyshenie kvalifikatsii [Global Bank training programs. Exemplary educational programs of additional professional education]. Russian Medical Academy of Po&graduate Education. Moscow. 2014. https://rmapo.ru/about/6710-globalnyy-bank-dpo-pk.html
14. Danilov A.B., Danilov Al.B. Upravlenie bol'yu. Biopsikhosotsial'nyy podkhod [The management of pain. Biopsychosocial approach]. Moscow. «AMM PRESS», 2016. p. 357.
15. Vladimirtsev V. A. Opyt Avtonomnoy nekommercheskoy organizatsii dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya «Mosmed» v podgotovke vrachey akusherov-ginekologov Respubliki Krym po programme povy-sheniya kvalifikatsii «Osnovy operativnoy gi&eroskopii i gi&erorezek-toskopii» [ The experience of the autonomous nonprofit organization of additional professional education "Mosmed" in the training of doctors ob&etricians-gynecologi&s of the Republic of Crimea on the professional development program "fundamentals of operative hy&eroscopy and hy&eroresectoscopy"]. Tavricheskiy mediko-biologicheskiy ve&nik [Tavricheskiy mediko-biologicheskiy ve&nik]. Medical Academy of V.I.Vernadsky CFU. Simferopol. 2016. vol. 19. J№ 4. p. 119-123. http:// elibrary.ru/download/elibrary_28301747_28838479.pdf
16. Vladimirtsev V. A., Ovsyannikova T.V. Povyshenie kvalifikatsii vrachey akusherov-ginekologov po endokrinologicheskoy ginekologii v Avtonomnoy nekommercheskoy organizatsii dopolnitel'nogo professional'nogo
obrazovaniya «Mosmed» [ Gynecologic training under the program of additional professional education in the field of gynecological endocrinology at the autonomous nonprofit organization of addicional professional education "Mosmed"]. Zdorov'e i obrazovanie v XXIveke [Health & Education millennium]. 2017. Vol. 19. № 5. p. 49-53. http://elibrary. ru/download/elibrary_28278745_94333474.pdf
17.Vladimirtsev V.A. Povyshenie kvalifikatsii vrachey akusherov-gine-kologov po e&eticheskoy ginekologii v avtonomnoy nekommercheskoy organizatsii dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya «Mosmed» [Gynecologic training under the program of additional professional education in the field of ae&hetic gynecologe at the autonomous nonprofit organization of addicional professional education "Mosmed"]. Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya internet-konferentsiya: «Sovremennye napravleniya teoreticheskikh i prikladnykh issledo-vaniy '2017 (14-21 marta 2017 g.). [Modern directions of theoretical and applied researches '2017]. http://www.sworld.education/index. php/ru/veterinary-medicine-and-pharmaceuticals-117/clinical-medi-cine-117/28858-117-022
18. Vladimirtsev V., Panova I. Involvement of non-governmental educational in&itutions in the training of physicians in occupational pathology. Basic Trends in Public Sector. Edited by Duczmal W., Ne&orenko T. Opole. Republic of Poland: The Academy of Management and Admini&ration in Opole. 2016. pp. 113-120. http://mosmed.ru/images/uploads/Basic_ Trends_in_Public_Sector.pdf
19. Vladimirtsev V.A. Povyshenie kvalifikatsii ginekologov po programme dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya «Endokrinologicheska-ya ginekologiya» v Avtonomnoy nekommercheskoy organizatsii dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya «Mosmed» [Gynecologic training under the program of additional professional education in the field of gynecological endocrinology at the autonomous nonprofit organization of addicional professional education "Mosmed"]. Materialy kongressa «XIMezhdunarodnyy kongress po reproduktivnoy meditsine [XI International Congress on Reproductive Medicine. Moscow, January 17-20, 2017]. Sukhikh G.T., Adamyan L.V. (ed.) Moscow. 2017.
pp. 15-16. http://www.mediexpo.ru/fileadmin/user_upload/content/pdf/ thesis/thesis_rzs17.pdf
20. Vladimirtsev V.A. Ucha^ie avtonomnoy nekommercheskoy organizatsii dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya «Mosmed» v povyshenii kvalifikatsii vrachey po profpatologii [The participation of Autonomous non-profit organization of additional professional education "Mosmed" in the training of doctors in occupational pathology]. Sbornik materialov IV Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferen-tsii «Aktual'nyeproblemy diagno&iki, profilaktiki i lecheniyaprofes-sional'no obuslovlennykh zabolevaniy [Proc. of IV All-Russian scientific-practical conference "Actual problems of diagno^ics, prevention and treatment of professional diseases". Sochi, October 18-20, 2016]. Sochi, 2016, pp. 87-90.
21. Portal nepreryvnogo meditsinskogo i farmatsevticheskogo obrazovaniya Minzdrava Rossii [The portal of continuing medical and pharmaceutical education of the Mini^ry of Health of Russia]. http://edu.rosminzdrav.ru
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ Владимирцев Вячеслав Анатольевич, ректор АНО ДПО «Мосмед», кандидат медицинских наук, доктор психологических наук
Автономная некоммерческая организация дополнительного
профессионального образования «Мосмед»
ул. Габричевского, 5, корпус 3, г. Москва, 125367, Российская
Федерация
SPIN-код в SCIENCE INDEX: 4236-3480 ORCID: 0000-0002-3160-3360
DATA ABOUT THE AUTHOR Vladimirtsev Viatcheslav Anatolievich, Rector, M.D., Ph.D.
Mosmed
5, Gabrichevskogo Str., Moscow, 125367, Russian Federation [email protected]
SPIN-код в SCIENCE INDEX: 4236-3480 ORCID: 0000-0002-3160-3360