Е.Д. Платонова, М.М. Мусарский
ВСЕМИРНОЕ ДВИЖЕНИЕ ЗА ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ МИРОВОй эКОНОМИКИ
E.D. Platonova, M.M. Musarskiy
The Worldwide Movement for Education for All as a Factor of the Development of the World Economy
В мировой экономике ведущим фактором ее развития выступает высококвалифицированный работник, а основным капиталом общества - человеческий капитал. В исследованиях отечественных и зарубежных экономистов последних двадцати лет проблема формирования человеческого капитала является одной из центральных, что объясняется его ролью в развитии мировой экономики и влиянием на мировой рынок труда1.
В 2017 г. согласно данным, представленным Мировым экономическим форумом в «Глобальном отчете о состоянии человеческого капитала», глобальный индекс человеческого капитала в среднем составил только 62% от его потенциальной величины2. Это означает, что мировая экономика в 2017 г. потеряла 38% талантов, которые могли бы способствовать ее развитию и процветанию. В это число входят 617 млн молодых людей, которые испытывают недостаток в основных навыках математики и грамотности, а также 57 млн детей школьного возраста, не посещающих школу3.
Глобальный индекс человеческого капитала выступает совокупным показателем, который отражает, прежде всего, уровень образования молодого поколения и групп старшего возраста, являющегося результатом прошлых инвестиций в сферу образования и получения необходимых профессиональных знаний и навыков. При этом глобальный индекс человеческого капитала фиксирует знания и навыки именно как динамический актив, который сотрудники сформировали и развивают в течение трудовой жизни, а не как их врожденный талант. Это означает, что важнейшим элементом современного образования выступает переподготовка и перепрофилирование носителей человеческого капитала в соответствии с требованиями четвертой промышленной революции. В этой связи саммит лидеров стран «Группы 20» (2016 г., КНР, Ханчжоу) особо отметил необходимость принятия коллективных мер по улучшению доступа к профессиональному образованию и обучению, повышению квалификации, переквалификации и перепрофилированию4.
Глобальный индекс человеческого капитала, рассчитанный по методике Мирового экономического форума (World Economic Forum) показывает значительные страновые различия в развитии национальных образова-
тельных систем. За основу расчета состояния человеческого капитала в мировой экономике по методике Мирового экономического форума используются данные по 130 странам, в которых проживает 93% мирового населения и производится более 95% мирового валового внутреннего продукта. В «Глобальном отчете о состоянии человеческого капитала» показано, что в 2017 г. только 25 стран достигли 70% от потенциально возможной величины индекса человеческого капитала. В 50 странах мира данный показатель составил от 60 до 70%, в 41 стране - от 50 до 60%, а в 14 странах - ниже 50%. В первую десятку стран-лидеров по индексу человеческого капитала закономерно вошли относительно небольшие европейские страны с высоким уровнем душевого дохода - Норвегия (1), Финляндия (2), Швейцария (3), Голландия (5), а также страны с крупными экономиками, такие как США (4) и Германия (6). Странами-аутсайдерами по данным Мирового экономического форума являются африканские государства - Мали (126), Эфиопия (127), Сенегал (128), Мавритания (129), а также Йемен (130)5.
Значительный разрыв в уровнях развития сферы образования между странами явился одной из причин, которая побудила международные организации ООН, прежде всего, ЮНЕСКО и ЮНИСЕФ перейти к разработке и реализации глобальной концепции всемирного движения за образование для всех (ВДО).
Начиная с 1990 г., своевременность концептуализации и позитивная роль ВДО в развитии мировой экономики многократно подтверждались на международных форумах. Так, в 2015 г. в Париже 184 государства-члена ЮНЕСКО утвердили Рамочную программу действий «Образование-2030», которая опирается на ключевые международные документы: ст. 26 Всеобщей декларации прав человека, Конвенцию о борьбе с дискриминацией в области образования, Конвенцию о правах ребенка, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Конвенцию ООН о правах инвалидов, Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении к женщинам, Конвенцию о статусе беженцев и резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН о праве на образование в чрезвычайных ситуациях.
В 2015 г. на Всемирном форуме по вопросам образования концепция ВДО была конкретизирована в программе развития образования «На пути к 2030 г.», основные положения которой нашли отражение в Инчхонской декларации.
В данной декларации отмечается, что цель концепции ВДО-2015 заключается в преобразовании жизни людей с помощью образования, поскольку признается важнейшая роль образования в качестве основной движущей силы развития мировой экономики и достижения других целей устойчивого развития (ЦУР)6. Сфера образования, выступая драйвером мировой экономики, должна ориентироваться на расширение доступа населения
ко всем уровням и формам образования, инклюзивность и равенство, качество и результаты в рамках обучения на протяжении всей жизни.
В Инчхонской декларации в качестве конкретных шагов по реализации концепции ВДО-2015 до 2030 г. намечено решение следующих глобальных задач, которое должно вывести мировую экономику на новый уровень ее развития в XXI в.:
- гарантировать предоставление 12-летнего бесплатного, осуществляемого за счет государственного финансирования, равноправного качественного начального и среднего образования с минимальным обязательным сроком не менее девяти лет, обеспечивающего соответствующие результаты обучения;
- обеспечить предоставление не менее одного года бесплатного и обязательного качественного дошкольного образования, чтобы все дети имели доступ к качественному дошкольному развитию, воспитанию и обучению;
- сосредоточить усилия на наиболее обездоленных группах населения, особенно на инвалидах, путем внесения необходимых изменения в государственную политику в области образования;
- ликвидировать дискриминацию и насилие по тендерному признаку в школах, признавая важность гендерного равенства в обеспечении права на образование для всех;
- обеспечивать качественное образование и улучшать результаты обучения, что требует увеличения затрат, повышения эффективности процессов обучения и укрепления оценки результатов;
- содействовать созданию возможностей качественного обучения на протяжении всей жизни для всех, во всех структурах и на всех уровнях образования, что включает в себя равноправный и расширенный доступ к техническому и профессиональному образованию и подготовке к высшему образованию и научным исследованиям, уделяя должное внимание обеспечению качества;
- развивать более инклюзивные, оперативные и устойчивые системы образования для удовлетворения потребностей детей, молодежи и взрослых, проживающих в условиях конфликтов, стихийных бедствий и пандемий, в том числе, внутренне перемещенных лиц и беженцев7.
Из содержания задач, поставленных в концепции ВДО-2015 и программном документе «На пути к 2030 г.», следует, что многие из них в целом уже решены в развитых экономиках мира. Вместе с тем, в данной программе красной нитью проходит мысль о необходимости выравнивания уровней развития сферы образования в глобальном масштабе, а актуализация программных задач призвана способствовать их решению, прежде всего, в странах с низким душевым доходом. При всей важности вопросов обеспечения образовательных прав инвалидов, женщин, детей и молодежи
в зонах бедствия ведущим фактором развития мировой экономики выступает предоставление качественного и соответствующего вызовам времени образования на всех уровнях во всех странах мира.
Согласно данным Всемирного банка, несмотря на определенный прогресс, в 2018 г. из задач ВД0-2015 в странах с низким душевым доходом наиболее остро стояли проблемы дошкольного образования: в этих странах только один из пяти детей охвачен дошкольным образованием по сравнению с тем, что более 75% детей раннего возраста в странах с высоким и средним уровнем душевым доходом посещают дошкольные учреждения. Многие начальные школы в странах Африки к югу от Сахары (46 стран) не имеют доступа к электричеству и водоснабжению. Но главное - детей обучают учителя без должной квалификации: если в 2016 г. доля квалифицированных учителей в начальных школах составляла по миру в целом примерно 85%, то в Южной Азии - 71%, а в странах Африки к югу от Сахары - 61%8. При этом в беднейших странах Африки к югу от Сахары дети до сих пор занимаются в переполненных классах, где на одного учителя приходится более 40 школьников9.
В связи с интенсивным ростом миграционных потоков в европейских странах в 2014-2017 гг. увеличилось число детей мигрантов, которые не посещают школу, не владеют элементарными навыками письма как на родном языке, так и на языке принимающей их страны. Кроме того, в 2018 г. около 18% из числа 15-29-летних мигрантов, родившихся за рубежом, входят в категорию не работающих и не учащихся (NEET) по сравнению с 13% молодежи - коренных жителей стран ОЭСР10. Несмотря на снижение потока мигрантов из стран СНГ, в определенной степени данная проблема касается ряда российских регионов11.
Нестабильная ситуация в сфере образования мигрантов и их медленная адаптация к высоким требованиям рынка труда в развитых экономиках мира способна замедлить развитие экономики стран-реципиентов, несмотря на распространенную среди политиков точку зрения о позитивном влиянии миграции на европейскую экономику.
Наиболее известными инструментами измерения прогресса в достижении цели ВД0-2015 выступают международные индикаторы образовательных систем - International Indicators of Education Systems (INES), которые разработаны ОЭСР и являются авторитетным источником информации о состоянии сферы образования во всем мире. Система INES позволяет оценить достижения национальных систем образования стран, как входящих, так и стран, не входящих в ОЭСР, но принимающих участие в данной международной программе на ежегодной основе.
В настоящее время INES показывают степень прогресса в реализации концепции ВД0-2015 и уровень развития сферы образования в странах мира по следующим направлениям: выпуск учебных учреждений и влияние обучения на экономические и социальные результаты; финансовые
и кадровые ресурсы, инвестированные в образование; доступность образования, характеристика его участников и достижения в развитии национальных образовательных систем; численность учителей, состояние образовательной среды и организации школьного образования12.
Начиная с 1992 г., международные индикаторы образовательных систем ежегодно публикуются в отчете «Взгляд на образование» (Education at a Glance), в котором содержатся данные по достижению ЦУР-4 и решению задач ВДО-2015, поставленных в Инчхонской декларации. В отчете за 2018 г., в котором приведены индикаторы по 46 ведущим экономикам мира, особо отмечается высокий уровень согласованности и взаимодополняемости представленных показателей с индикаторами Института статистики ЮНЕСКО, который играет координационную роль в измерении прогресса в достижении цели ВДО-2015, как ключевого элемента ЦУР-4.
Одним из факторов торможения мировой экономики, указанных в отчете «Взгляд на образование: 2018», остается значительное влияние социально-экономического статуса человека на образование и дальнейшее его обучение в течении всей жизни. Несмотря на определенные позитивные сдвиги последнего десятилетия, молодые люди, оба родители которых обладают низким уровнем образования, имеют меньшую вероятность завершения верхней ступени полного среднего образования и перехода на более высокий уровень образования чем те, у которых хотя бы один родитель получил высшее (третичное) образование. Всего 47% молодых людей в возрасте от 18 до 24 лет, родители которых не имеют высшего образования, поступают на программы бакалавриата или эквивалентные образовательное программы. В странах ОЭСР у молодых людей, получившие только полное среднее образование, значительно меньше шансов на трудоустройство, и они зарабатывают всего 65% от зарплаты работников, получивших высшее образование.
Другой тенденцией в глобальной сфере образования, отмеченной ОЭСР, выступает гендерный разрыв: доминирование женщин в численности завершивших обучение, но большая востребованность мужчин на мировом рынке труда. В 2017 г. 38% мужчин возраста 25-34 года имели высшее образование и 50% женщин этой возрастной категории. Однако трудоустроены только 80% женщин с высшим образованием, но 89% мужчин при том, что заработная плата этой группы женщин на 26% меньше, чем у мужчин.
В странах-участниках программы INES гендерный дисбаланс наблюдается в преподавательской профессии: почти все дошкольные воспитатели - женщины, но в университетах женщин-преподавателей меньше половины. Привлечение мужчин в начальную и среднюю школу имеют финансовые ограничения, так как их заработные платы составляют от 77 до 88% от зарплат мужчин с высшим образованием, работающих в других сферах экономики на полную ставку13.
О текущем уровне решения задач ВДО-2015 можно судить по результатам международных программы, в рамках которых проходит оценка и сравнение успехов в образовательном процессе, достигнутых странами в различных направлениях подготовки. Так, в 1995 г. стартовала программа TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study), которая проводится каждые четыре года, выявляя качество овладения учениками начальной и средней школы знаниями в области математики и естественных наук14.
Понимание текста и навыки чтения исследуются в программе PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study). С 2001 г. PIRLS проводится каждые пять лет и отражает мировые тенденции в отношении к чтению учащихся четвертых классов школ общего образования. В 2016 г. учащиеся из России и Сингапура были лучшими среди учащихся из 50 стран и 11 регионов мира15.
Международное исследование ICILS (International Computer and Information Literacy Study), которое организуется Международной ассоциацией оценки достижений в области образования (IEA), показывает способность 14-летнего учащегося использовать компьютеры в познавательной, коммуникационной и творческой деятельности16.
Международная программа PISA (Program for International Student Assessment), начиная с 2000 г., используется для оценки качества знаний 15-летних учащихся каждые три года. В 2015 г. было протестировано более полумиллиона учащихся, представляющих 72 страны мира. Учащиеся оценивались по науке, математике, чтению, совместному решению проблем и финансовой грамотности17.
Международная программа по оценке компетенций взрослых PIAAC (Program for the International Assessment of Adult Competencies) проводится в более чем 40 странах мира и дает представление о профессиональных навыках и компетенций взрослого населения трудоспособного возраста, необходимых для участия людей в обществе и работы на благо процветания мировой экономики18.
Международное исследование учительского корпуса TALIS (Teaching and Learning International Survey) была инициирована в рамках программы INES, и позволяет оценить профессиональные качества учительского корпуса, от которого зависят основные параметры образовательного процесса и всей системы образования19. Программа IELS (International Early Learning Study) - это сравнительно новая программа в рамках INES, результаты которой помогают лучше понять, как системы раннего образования готовят детей к начальной школе20.
Анализ результатов международных программ оценки состояния различных направлений в сфере глобального образования свидетельствует о противоречивых тенденциях: с одной стороны, решение задач ВД0-2015 в ряде быстро развивающихся стран и стран с развивающимися рынками позволило выйти им на передовые рубежи в сфере образования и зани-
мать передовые места в международных программах (Сингапур, Южная Корея, КНР, Россия); с другой стороны, несмотря на определенные успехи, страны с низкими душевыми доходами не сумели приблизиться к уровню развития сферы образования стран со средними и высокими душевыми доходами. Эти страны испытывают значительные трудности в реализации цели ВДО-2015 и решении ее основных задач. Одна из центральных причин такой ситуации - нехватка ресурсов и недостаточные объемы финансирования сферы образования.
В Инчхонской декларации содержится целевая установка правительствам всех стран выделять на нужды образования не менее 4-6% валового внутреннего продукта (ВВП) и/или не менее 15-20% от общих государственных расходов21.
В 2015 г. государственные расходы на образование в мире в среднем составили 4,9% ВВП, а государственные расходы на цели образования достигли только 14,1% общего объема государственных расходов. Не менее 33 стран - как бедных, так и богатых - не обеспечивают выполнения одного из этих двух контрольных показателей финансирования образования22. При этом максимальное значение показателя доли расходов на образование в ВВП среди стран ОЭСР зафиксировано в Дании - около 8%, а минимальное значение у Турции - 4,3%, в то время как у Финляндии - 6,6%23.
Однако это относительные показатели, которые не могут, по нашему мнению, свидетельствовать о реальном уровне развития национальной сферы образования и ее качественных характеристиках. Так, по данным Всемирного банка, в 2016 г. в Андорре, которая является благополучной европейской страной с высоким уровнем жизни, доля расходов на образование в общих государственных расходах составляла 9,7%, в то время как в Бангладеш, отнесенной к развивающимся странам, этот показатель значительно выше - 18,1%24. Как видно из данных, Бангладеш достигла рекомендуемых относительных показателей финансирования образования, хотя далека от выполнения основных задач, поставленных Инчхонской декларацией, в частности, по предоставлению 12-летнего гарантированного бесплатного образования, а также равноправного качественного начального и среднего образования с минимальным обязательным сроком не менее девяти лет и обязательного качественного дошкольного образования.
В этой связи необходимо учитывать реальный объем финансовых ресурсов, которыми располагает национальное правительство, и различия в национальных моделях финансирования образования. В современных кризисных условиях правительства многих стран мира испытывают трудности в обеспечении финансовыми ресурсами растущего спроса со стороны домохозяйств и компаний на высококачественное и доступное образование. Страны с низкими душевыми доходами для финансирования сферы образования прибегают к донорской помощи, которая в 2015 г. была на 4% ниже уровня 2010 г., хотя общий объем официальной помощи на
цели развития за этот период вырос на 24%. Доноры - страны с развитыми экономиками - перестают уделять внимание образовательной сфере стран-получателей помощи: ее доля в общем объеме помощи (за исключением облегчения бремени задолженности) в период 2009-2015 гг. уменьшалась шесть лет подряд и сократилась с 10 до 6,9%25. Это негативно влияет на задачи выравнивания уровней развития сферы образования развитых стран и стран с низким уровнем душевых доходов населения, что, в свою очередь, тормозит рост мировой экономики.
В последние годы в международном образовательном пространстве, все более заметной становится роль частных финансовых источников при сохранении значительного удельного веса государственного финансирования решения задач ВД0-2015. При этом выделяется такая тенденция, как более высокая затратность государственных образовательных организаций по сравнению с частными организациями, предоставляющими образовательные услуги. Не вдаваясь в детализацию причин такой ситуации, приведем данные отечественных исследователей: если среднемировой показатель государственных расходов общего образования в 2015 г. на 1 обучающегося государственных учреждений составил 8 383 долл. США, то в частных учреждениях - только 4 290 долл. США26. Данное обстоятельство снижает эффективность государственного финансирования образовательных программ по решению задач ВДО-2015.
При разработке политики финансирования сферы образования правительства многих стран мира стремятся к тому, чтобы данная сфера стала привлекательной для частных инвестиций и получила новый импульс к развитию благодаря приходу частного капитала и увеличения вложений со стороны домохозяйств, в частности, сферу высшего образования. Так, максимальные темпы роста затрат домохозяйств на высшее образование имеют Австрия, Бельгия, Чешская Республика, Дания, Англия, а менее 40% составляет объем государственного финансирования высшего образования в Чили, Японии, Республике Корея, США. Вместе с тем, доля государственного финансирования высшего образования в Финляндии, Норвегии, Швеции превышает 95%27. Если брать во внимание такой международный индикатор как Индекс человеческого развития (ИЧР), то обнаружится, что на его величину оказывают определенное влияние источники инвестиций в высшее образование - государственные, или частные. В 2018 г. Норвегия и Швеция, как страны с высоким уровнем государственных инвестиций в сферу образования, заняли, соответственно, первое и седьмое место с показателями ИЧР, равным 0,953 и 0,933. Однако США с традиционно высоким уровнем платности высшего образования не намного - всего на два пункта - опередили по ИЧР (0,924) Финляндию с ИЧР - 0,92028.
Различные возможности национальных правительств, домохозяйств, компаний в финансировании всех уровней образования и решения задач ВДО-2015 объективны, поскольку отражают глубокий разрыв в уровнях
социально-экономического развития стран мира: ВВП на душу населения Норвегии (68 012 долл. США) в 102,6 раза превышает данный показатель в Центрально-Африканской Республике (663 долл. США)29.
Концепция ВДО-2015 позволяет мировой экономики задействовать человеческий потенциал, которым обладают все страны мира, и особенно - страны с низким уровнем человеческого развития - путем достижения своей цели - обеспечения всеохватного и справедливого качественного образования и поощрения возможности обучения на протяжении всей жизни для всех. В этом отношении ВДО-2015 является мощным фактором развития мировой экономики до 2030 г.
Примечания Endnotes
1 Платонова Е.Д., Глазкова А.А. Накопление и воспроизводство человеческого потенциала: Современный взгляд на теорию и практику. Москва, 2015; Platonova E., Bogomolova J. The revealed tendencies of the global transformation in the Labour market in modern economy. ICERI 2015 Proceedings 8th International Conference of Education, Research and Innovation. November 16th - 18th, 2015. Seville, Spain. Seville, 2015. P. 4759.
2 The Global Human Capital Report 2017. Preparing people for the future of work. World Economic Forum. Geneva, Switzerland. [Электронный ресурс]. URL: wefo-rum.org (дата обращения 14.11.2018).
3 Цели. Факты и цифры. [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/sustain-abledevelopment/ru/education/ (дата обращения 14.11.2018).
4 Hangzhou Action Plan. 2016 Hangzhou Summit. Hangzhou, September 5, 2016. [Электронный ресурс]. URL: http://www.g20.utoronto.ca/2016/160905-action.html (дата обращения 15.11.2018).
5 The Global Human Capital Report 2017. Preparing people for the future of work. World Economic Forum. Geneva, Switzerland. [Электронный ресурс]. URL: wefo-rum.org (дата обращения 15.11.2018).
6 Инчхонская декларация и ЦУР 4 - Образование 2030: Рамочная программа действий. Инчхон, Республика Корея. 2015. [Электронный ресурс]. URL: unesdoc. unesco.org/images/0024/002456/245656R.pdf (дата обращения 15.11.2018).
7 Инчхонская декларация и ЦУР 4 - Образование 2030: Рамочная программа действий. Инчхон, Республика Корея. 2015. [Электронный ресурс]. URL: unesdoc. unesco.org/images/0024/002456/245656R.pdf (дата обращения 15.11.2018). (дата обращения 15.11.2018).
8 Доклад о Целях в области устойчивого развития, 2018 год. С. 6. Организация Объединенных Наций. Нью Йорк, 2018. [Электронный ресурс]. URL: https:// unstats.un.org/sdgs/files/report/2018/TheSustainableDevelopmentGoalsReport2018-RU.pdf
9 World Bank. 2018. Atlas of Sustainable Development Goals 2018: World Development Indicators. Washington, DC: World Bank. [Электронный ресурс]. URL: docu-ments.worldbank.org/curated/en/590681527864542864/pdf/126797-PUB-PUBLIC. pdf (дата обращения 15.11.2018).
10 Education at a Glance 2018 (Summary in Russian) / Взгляд на образование 2018: OECD Indicators / Показатели ОЭСР. OECD Р^ИэМ^рлектронный ресурс]. URL: https://read.oecd-ilibrary.org/education/education-at-a-glance-2018/summary/ russian_b86a8d6d-ru#page1 (дата обращения 15.11.2018).
11 Fedotova O., Latun V Migration Potential of Labor Market and the System of Higher Education: Asian Vector of Development // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2014, 5 September. Vol. 149. Pp. 327-332.
12 OECD Indicators of Education Systems. Paris. France.2012.[Электронный ресурс]. URL: www.oecd.org/education/skills-beyond-school/49338320.pdf (дата обращения 15.11.2018).
13 Education at a Glance 2018 (Summary in Russian) / Взгляд на образование 2018: OECD Indicators / Показатели ОЭСР. OECD Publishing. Paris. France.2018. [Электронный ресурс]. URL: https://read.oecd-ilibrary.org/education/education-at-a-glance-2018/summary/russian_b86a8d6d-ru#page1 (дата обращения 20.11.2018).
14 Trends in International Mathematics and Science Study (TIMSS). Overview. [Электронный ресурс]. URL: https://nces.ed.gov/timss/ (дата обращения 15.11.2018).
15 PIRLS 2016 International Results in Reading. [Электронный ресурс]. URL:http:// pirls2016.org/ (дата обращения 15.11.2018).
16 About ICILS. [Электронный ресурс]. URL:https://nces.ed.gov/surveys/icils/about. asp (дата обращения 15.11.2018).
17 PISA. [Электронный ресурс]. URL: www.oecd.org/pisa/ (дата обращения 16.11.2018).
18 Survey of Adult Skills (PIAAC).URL: http://www.oecd.org/skills/piaac/
19 Проекты и исследования ОЭСР. Международное исследование учительского корпуса TALIS. [Электронный ресурс]. URL: https://oecdcentre.hse.ru/newsletter3.7 (дата обращения 16.11.2018).
20 International Early Learning Study (IELS).Overview. [Электронный ресурс]. URL: https://nces.ed.gov/surveys/iels/ (дата обращения 17.11.2018).
21 Инчхонская декларация и ЦУР 4 - Образование 2030: Рамочная программа действий. Инчхон, Республика Корея. 2015. [Электронный ресурс]. URL: unesdoc. unesco.org/images/0024/002456/245656R.pdf (дата обращения 17.11.2018).
22 Резюме всемирного доклада по мониторингу образования 2017/8. Подотчетность в образовании: выполнение обязательств. Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры. Париж, Франция. С. 51. [Электронный ресурс]. URL: unesdoc.unesco.org/images/0025/002595/259593r.pdf (дата обращения 20.11.2018).
23 Проблемы финансового обеспечения сферы образования. Бюллетень о сфере образования. Сентябрь 2016. С. 10. [Электронный ресурс]. URL: http://ac.gov.ru/ files/publication/a/10333.pdf (дата обращения 15.11.2018).
24 World Development Indicators. Statistical database. Government expenditure on education, total (% of government expenditure). [Электронный ресурс]. URL: https:// data.worldbank.org/indicator/SE.XPD.TOTL.GB.ZS (дата обращения 17.11.2018).
25 Резюме всемирного доклада по мониторингу образования 2017/8. Подотчетность в образовании: выполнение обязательств. Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры. Париж, Франция. С. 51. [Электронный ресурс]. URL: unesdoc.unesco.org/images/0025/002595/259593r.pdf (дата обращения 15.11.2018).
26 Проблемы финансового обеспечения сферы образования. Бюллетень о сфере образования. Сентябрь 2016. С. 9. [Электронный ресурс]. URL: http://ac.gov.ru/files/ publication/a/10333.pdf (дата обращения 15.11.2018).
27 Проблемы финансового обеспечения сферы образования. Бюллетень о сфере образования. Сентябрь 2016. С. 9. URL: http://ac.gov.ru/files/publication/a/10333.pdf (дата обращения 11.11.2018).
28 Human Development Indices and Indicators: 2018 Statistical Update. Washington DC, USA. С.8. [Электронный ресурс]. URL: hdr.undp.org/sites/default/files/2018_sum-mary_human_development_statistical_update_en.pdf (дата обращения 20.11.2018).
29 Human Development Indices and Indicators: 2018 Statistical Update. Washington DC, USA С. 8,11. [Электронный ресурс]. URL: hdr.undp.org/sites/default/files/2018_sum-mary_human_development_statistical_update_en.pdf(дата обращения 20.11.2018).
Авторы, аннотация, ключевые слова
Платонова Елена Дмитриевна - докт. экон. наук, профессор, заведующий кафедрой экономической теории и менеджмента Института социально-гуманитарного образования Московского педагогического государственного университета (Москва) [email protected]
Мусарский Марк Михайлович - докт. экон. наук, профессор, директор Института социально-гуманитарного образования Московского педагогического государственного университета (Москва) [email protected]
В статье раскрывается содержание концепции всемирного движения за образование для всех, которая была инициирована в 1990 г и конкретизирована в 2015 г на Всемирном форуме по вопросам образования. Ее основные положения изложены в программе развития образования «На пути к 2030 г.» и нашли отражение в Инчхонской декларации «Образование 2030». Автором проанализированы основные задачи данной концепции, их актуальность для развития мировой экономики и направленность на выравнивание уровней развития сферы образования в глобальном масштабе. Показана взаимосвязь
рассматриваемой концепции с Целью 4 программы устойчивого развития, а также определены достижения и трудности в решении задач, поставленных в Инчхонской декларации. Особое внимание уделено вопросам финансирования глобальной сферы образования и глобальной задаче вовлечения человеческого потенциала в развитие мировой экономики до 2030 г
Глобальный индекс человеческого капитала, всемирное движение за образование для всех, всемирный форум по вопросам образования, развитие мировой экономики, образование, сфера образования, Инчхонская декларация, международные индикаторы образовательных систем, финансирование сферы образования, человеческий потенциал.
References
Articles from scientific journals
1. Fedotova O., Latun V. Migration Potential of Labor Market and the System of Higher Education: Asian Vector of Development. Procedía - Social and Behavioral Sciences, 2014, 5 September, vol. 149, pp. 327-332.
Articles from Proceedings and Collections of Research Papers
2. Platonova E., Bogomolova J. The revealed tendencies of the global transformation in the Labour market in modern economy. ICERI 2015 Proceedings 8th International Conference of Education, Research and Innovation. November 16th - 18th, 2015. Seville, Spain. Seville, 2015. P. 4759.
Monographs
3. Platonova E.D., Glazkova A.A. Nakopleniye i vosproizvodstvo chelovecheskogo potentsiala: Sovremennyy vzglyad na teoriyu i praktiku. Moscow, 2015, 187 p.
Authors, Abstract, Key words
Elena D. Platonova - ScD in Economics, Professor, Head of the Department of Economic Theory and Management, Institute of Social Education and Education in the Humanities, Moscow Pedagogical State University (Moscow, Russia) [email protected]
Mark M. Musarskiy - ScD in Economics, Professor, Director of Institute of Social Education and Education in the Humanities, Moscow Pedagogical State University (Moscow, Russia) [email protected]
The article has revealed the content of the concept of the worldwide movement for Education for All that was initiated in 1990 and was concretized at the World Education Forum 2015. Its main provisions were set out in the "Towards 2030" educational development program and were reflected in the Incheon Declaration for Education 2030. The author has analyzed the main objectives of that concept and the relevance to the development of the world economy. The article has focused on aligning the levels of the development of the national education sectors on a global scale. The article has shown the interrelation between the considered concept and the Goal 4 of the program of the sustainable development. The author has defined the achievements and the difficulties in the solution of the main objectives that defined in the Incheon Declaration for Education 2030. The attention is paid to the issues of financing the global education sector and the global problem of involving a human potential in the development of the world economy till 2030.
The Global Index of the human capital, worldwide movement for Education for All, World Education Forum, development of the world economy, education, the Incheon Declaration, International Indicators of Education Systems, financing of education, human potential.