Научная статья на тему 'ВСЕМИРНАЯ ТАМОЖЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ: СУБЪЕКТ МЕЖДУНАРОДНОГО ТАМОЖЕННОГО ПРАВА'

ВСЕМИРНАЯ ТАМОЖЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ: СУБЪЕКТ МЕЖДУНАРОДНОГО ТАМОЖЕННОГО ПРАВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1227
215
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО / МЕЖДУНАРОДНОЕ ТАМОЖЕННОЕ ПРАВО / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТАМОЖЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ / СУБЪЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ТАМОЖЕННОГО ПРАВА / ВСЕМИРНАЯ ТАМОЖЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бондаренко В.О.

В статье рассматривается один из субъектов международного таможенного права - Всемирная таможенная организация. Рассмотрена структура Всемирной таможенной организации, которую автор разделяет на два уровня: основные органы организации и региональные подразделения, а также определены задачи внутренних органов организации. В качестве примера работы Всемирной таможенной организации с иными субъектами международного таможенного права, автором рассмотрено взаимодействие Федеральной таможенной службы России и Всемирной таможенной организации. Автор приходит к выводу, что Всемирная таможенная организация выступает центральным органом в системе субъектов международного таможенного права, задачей которого является достижение эффективного таможенного регулирования путём интеграции таможенных служб различных государств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WORLD CUSTOMS ORGANIZATION: SUBJECT OF INTERNATIONAL CUSTOMS LAW

The article deals with one of the subjects of international customs law - the World Customs Organization. The structure of the World Customs Organization is considered, which the author divides into two levels: the main bodies of the organization and regional divisions, as well as the tasks of the internal bodies of the organization. As an example of the work of the World Customs Organization with other subjects of international customs law, the author considers the interaction between the Federal Customs Service of Russia and the World Customs Organization. The author comes to the conclusion that the World Customs Organization is the central body in the system of subjects of international customs law, whose task is to achieve effective customs regulation by integrating the customs services of various states.

Текст научной работы на тему «ВСЕМИРНАЯ ТАМОЖЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ: СУБЪЕКТ МЕЖДУНАРОДНОГО ТАМОЖЕННОГО ПРАВА»

ВСЕМИРНАЯ ТАМОЖЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ: СУБЪЕКТ МЕЖДУНАРОДНОГО ТАМОЖЕННОГО ПРАВА

В.О. Бондаренко, магистрант Дальневосточный федеральный университет (Россия, г. Владивосток)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-2-2-75-80

Аннотация. В статье рассматривается один из субъектов международного таможенного права - Всемирная таможенная организация.

Рассмотрена структура Всемирной таможенной организации, которую автор разделяет на два уровня: основные органы организации и региональные подразделения, а также определены задачи внутренних органов организации.

В качестве примера работы Всемирной таможенной организации с иными субъектами международного таможенного права, автором рассмотрено взаимодействие Федеральной таможенной службы России и Всемирной таможенной организации. Автор приходит к выводу, что Всемирная таможенная организация выступает центральным органом в системе субъектов международного таможенного права, задачей которого является достижение эффективного таможенного регулирования путём интеграции таможенных служб различных государств.

Ключевые слова: международное право, международное таможенное право, международные таможенные отношения, субъекты международного таможенного права, Всемирная таможенная организация.

Активно развивающаяся мировая торговля стала импульсом для развития международных таможенных отношений, так как торговые и таможенные отношения тесно взаимосвязаны. Ведь международные торговые отношения связаны с перемещением товаров через границы государств, а это перемещение регулирует международное таможенное право. Каждое государство имеет свою систему правового регулирования, в частности по таможенным вопросам, в связи с этим, возникают факторы, препятствующие ведению эффективной торговле между странами. Поэтому, мировым сообществом было принято решение о создании единого институционального органа, который будет координировать международное таможенное регулирование и обеспечит единство норм и стандартов в сфере таможенного регулирования. Так, в 1950 г. в Брюсселе была подписана Конвенция о создании Совета таможенного сотрудничества (СТС) [1]. Однако, по мере своего расширения, увеличения численности членов организации, Совет таможенного сотрудничества был переформирован

во Всемирную Таможенную Организацию (далее - ВТАО).

В наши дни, ВТАО является центральным органом, отвечающим за координацию деятельности субъектов международного таможенного права. Основными направлениями работы организации выступают: обеспечение высокого уровня сотрудничества в сфере международных таможенных отношений, формирование единых стандартов и норм таможенного регулирования, проведение исследований, а также обмен опытом и информацией по таможенным вопросам, обеспечение безопасности и т. д. В качестве основной задачи ВТАО, можем обозначить обеспечение эффективного международного таможенного регулирования [2].

Структура Всемирной Таможенной организации имеет два уровня:

Первый уровень включает в себя Генеральный секретариат и его заместителя, Совет, Политическая комиссия, Правоохранительный комитет, директораты, комитеты, рабочие группы, фокус группы.

Второй уровень состоит из региональных подразделений: региональные узлы

связи по правоохранительной работе, региональные узлы по институциональному развитию, региональные учебные центры, региональная таможенная лаборатория, региональные кинологические центры.

Генеральный секретариат является исполнительным органом ВТАО, его структура включает в себя: Генерального секретаря, его заместителей, а также директоров, отвечающих за определённые направления (таможенная оценка товаров, таможенная техника и др.). Перечисленные должностные лица избираются членами ВТАО, государствами участниками организации. Избранные должностные лица наделяются полномочиями на срок пяти лет. Остальные же должностные лица принимаются на службу по контракту с ВТАО, срок которого составляет также пять лет. Генеральный секретариат отвечает за разработку единых международных таможенных систем, стандартов, усовершенствование таможенных процедур, а также содействие в усилении сотрудничества субъектов международных таможенных отношений [3].

В прямом подчинении Генерального секретариата находятся Правовая служба и Отдел исследований, Служба связи, Отдел кадровых и административных вопросов.

Отдел исследований осуществляет деятельность по проведению аналитических исследований в области таможенных отношений, также данный отдел отвечает за организацию и проведения международных форумов для обмена опытом и информацией в таможенной сфере. Так, например, в Санкт-Петербурге была проведена международная конференция «Международный бизнес и таможенное регулирование».

Служба связи занимается вопросами обеспечения информацией о деятельности ВТАО. Она проводит переговоры со СМИ, а также выпускает журнал: WCO NEWS.

В структуре ВТАО основную работу осуществляют управления, таковыми выступают:

1) Управление по тарифам и торговле, регулирует вопросы таможенного контроля, обеспечивает исполнение Международной конвенции «О Гармонизированной системе описания и кодирования товаров». В подчинении данного управления

находятся: Комитет по гармонизированной системе, Технический комитет по таможенной оценке товаров, Технический комитет по определению страны происхождения товаров.

2) Управление по упрощению и соблюдению формальностей, занимается вопросом соблюдения унифицированных правил и процедур международной торговли. Данное управление обеспечивает исполнение Международной конвенции «Об упрощении и гармонизации таможенных процедур». В его ведении находятся следующие субуправления: по процедурам упрощения и по соблюдению и правоприменению.

3) Управление по наращиванию потенциала, содействует развитию таможенных служб, членов ВТАО. Рассматриваемое управление развивает таможенную инфраструктуру, также проводит аналитические исследования в таможенной сфере, направленные на улучшения таможенных систем. Управление способствует реализации положений Соглашения «Об упрощении процедур торговли». В рамках данного управления была создана рабочая группа TWAFG, представляющая собой международный форум по обсуждению вопросов в таможенной сфере [4].

В качестве высшего представительного органа ВТАО выступает Совет. В составе совета находятся представители таможенных органов государств, которые являются членами Всемирной таможенной организации.

Также Конвенцией о создании Совета Таможенного Сотрудничества определён порядок организации работы Совета и его компетенция. Так, согласно п. «с» ст. VII указанной Конвенции, Совет созывается не менее двух раз в год. Совет ежегодно избирает из числа делегатов Председателя и не менее двух его заместителей. А также вправе устанавливать свои собственные правила процедуры большинством не менее двух третей голосов его Членов, в соответствии со ст. VI Конвенции о создании Совета Таможенного Сотрудничества. Кроме того, Совет Всемирной таможенной организации правомочен создавать дополнительные органы в целях реализации поставленных перед ВТАО задач.

Основными функциями Совета ВТАО выступают установка основных направлений развития организации в целях усовершенствования международных таможенных взаимоотношений, а также утверждение бюджета и осуществления контроля за расходованием средств Всемирной таможенной организацией. Кроме того, следует отметить, что все важнейшие политические решения организации принимаются именно на уровне Совета ВТ АО.

Также, Всемирная таможенная организация имеет вспомогательные органы в лице Политической комиссии и Финансового комитета.

Политическая комиссия ВТАО является, также как и Совет, представительным органом организации, однако, полномочия Политической комиссии не столь широкие. Так, Политическая комиссия разрабатывает советы и предложения по направлениям международной таможенной политике, а также оказывает содействие в принятии важных политических решений организации. Политическая комиссия, в частности, проводит организацию и подготовку сессий Совета Всемирной таможенной организации, а также выполняет консультативные функции для Совета, разрабатывая определённые рекомендации по тем или иным вопросам.

Собрания Политической комиссии происходят два раза в год, где руководителем собрания является председатель Совета Всемирной таможенной организации. Во главе Политической комиссии стоит Председатель, который, в свою очередь имеет шестерых вице-президентов. Каждый из вице-президентов представляет свой определённый регион, всего таких регионов шесть:

1) Дальнего Востока, Юга и Юга-Во-сточной Азии, Австралии и островов Тихого океана;

2) Южной Америки, Северной Америки, Центральной Америки и стран Карибского бассейна;

3) Европы;

4) Северной Африки, Среднего и Ближнего Востока;

5) Западной и Центральной Африки;

6) Восточной и Южной Африки.

Введение системы разделения представительств по регионам, обусловлено глобальностью Всемирной таможенной организации, ведь деятельность этой организации распространяется практически на всё мировое сообщество.

В свою очередь, Финансовый комитет ВТАО отвечает за финансовую составляющую организации. Так, все решения, принимаемые Политической комиссией, которым необходимо финансирование, передаются на рассмотрение Финансовому комитету. Также, Финансовый комитет осуществляет разработку направлений финансирования в целях реализации деятельности ВТАО. В своём составе Финансовый комитет имеет 17 государств-участников.

Ещё одним немаловажным органом в структуре ВТАО является Правоохранительный комитет, который был создан в 1983 г. Комитет является исполнительным органом ВТАО по правоохранительной деятельности, находится в подчинении Совета и Политической комиссии ВТАО. Деятельность комитета направлена на реализацию положений Международной конвенции «О создании Совета Таможенного сотрудничества» и Международной конвенции «О взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений» [5].

Главными задачами Правоохранительного комитета являются:

1) Обеспечения необходимых механизмов для обмена опытом между правоохранительными органами государств-членов;

2) Усиление уровня подготовки таможенных органов в правоохранительной деятельности;

3) Проведение работы по борьбе с контрабандой наркотиков, алкоголя, табачных изделий, а также иной не законной деятельности.

Кроме выше рассмотренных нами органов ВТАО, в состав организации входят и другие комитеты и подкомитеты, а также рабочие группы (например, рабочая группа по коммерческим правонарушениям, созданная в 2005 г.) и экспертные группы (например, экспертная группа по борьбе с

электронной преступностью, созданная в 2001 г.).

Второй уровень структуры ВТАО включает региональные подразделения. Так, например, в 1987 г. были созданы региональные узлы связи по правоохранительной работе. Региональным подразделением занимающимся координацией деятельности по увеличению потенциала между членами ВТАО выступают региональные узлы по институциональному развитию. Данное региональное подразделение активно сотрудничает с региональными учебными центрами ВТАО, что позволяет эффективно повышать квалификацию таможенного персонала.

Вопросами борьбы с незаконной торговлей занимаются региональные кинологические центры, всего таких центров 8, включая находящийся в России. В рамках работы данных центров разрабатываются методики для выявления незаконных к провозу товаров и пресечения правонарушений.

Подразделениями, осуществляющими техническую поддержку членам ВТАО, выступают региональные таможенные лаборатории, которые действуют под руководством Центральной таможенной лаборатории.

Рассмотрев структуру ВТАО, можно сделать вывод, что организация выступает центральным органом в системе субъектов международного таможенного права, задачей которого является достижение эффективного таможенного регулирования путём интеграции таможенных служб различных государств.

Как мы отметили ранее, ВТАО выступает центральным координирующим органом, поэтому детальнее рассмотрим процесс взаимодействия ВТАО с иными субъектами международного таможенного права на примере сотрудничества ВТАО и Федеральной Таможенной Службой России (далее - ФТС).

Активное сотрудничество ВТАО и ФТС позволяет обеспечить выполнения одного из важнейших принципов международного таможенного права - совершенствование таможенных систем. В частности, для России сотрудничество с ВТАО обеспечивает

модернизацию ФТС, а также лоббирование интересов России в сфере международных таможенных отношений.

Главными направлениями сотрудничества ФТС и ВТАО выступают: институциональное развитие, обеспечение безопасности, а также развитие мировой торговли.

Мы можем отметить некоторые результаты сотрудничества ФТС и ВТАО:

- Россия выступает одним из членов Политической комиссии ВТАО;

- председательство России в Комитете по аудиту ВТАО;

- русский язык теперь применяется в качестве рабочего для обеспечения гармонизированной системы описания и кодирования товаров;

- сформирован Региональный учебный центр ВТАО на базе Российской таможенной академии;

- учреждён Региональный учебный кинологический центр ВТАО на базе Кинологического центра ФТС России [6].

Также, Россия присоединилась к множеству международных конвенций, разработанных под руководством ВТАО, например, к таким как: «О гармонизированной системе описания и кодирования товаров» [7], «Об упрощении и гармонизации таможенных процедур» [8], «О взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных нарушений» и др.

Мы можем видеть реализацию положений вышеуказанных международных конвенций в России. Так, например, в целях осуществления положений Конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур, Российская Федерация внедрила систему электронного таможенного декларирования. В соответствии с п. 3 ст. 95 ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» таможенное декларирование товаров осуществляется в электронной форме, декларирование в письменной форме осуществляется лишь в исключительных случаях, предусмотренных п. 4 рассматриваемой статьи [9]. На сегодняшний день, товары задекларированные в электронной форме составляют 99,95% от общего количества задекларированных товаров [10]. Данные показатели

подтверждают успешную реализацию некоторых положений Конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур.

Кроме того, в рамках выполнения рекомендаций, установленных Конвенцией об упрощении и гармонизации таможенных процедур, ФТС России была проведена работа по модернизации системы таможенного администрирования, что позволило сократить время прохождения таможенных операций в отношении товаров, которые не идентифицированы как рисковые поставки, требующие дополнительной проверки. В том числе, результатом проведённых мероприятий, было существенное сокращение необходимых таможенных документов, предоставляемых таможенным органам.

В целях выполнения международной конвенции «О взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных нарушений», ФТС России активно принимает участие в заседаниях, проводимых в рамках ВТАО, для обмена опытом и полезной

информацией, которая позволит предотвратить таможенные правонарушения.

Перспективными направлениями развития сотрудничества ФТС и ВТАО являются:

- создание нового Евразийского региона в существующей структуре ВТАО;

- придание Евразийскому экономическому союзу статуса ассоциированного члена ВТАО.

Подводя итог, можем сказать, что ВТАО выступает единым институциональным органом, который имеет в своём подчинении множество управлений, комитетов, а также территориальных подразделений, деятельность которых направлена на достижение эффективного таможенного регулирования путём интеграции таможенных служб различных государств. ВТАО, как центральный орган в сфере международных таможенных отношений, осуществляет координацию деятельности иных субъектов международного таможенного права, что подтверждается результатами взаимодействия ВТАО и ФТС России.

Библиографический список

1. О создании Совета Таможенного Сотрудничества: конвенция от 15.12.1950. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://base.garant.ru/705160/ (дата обращения: 30.10.2021).

2. Тунгускова-Кузьмина С. Н. Роль Всемирной Таможенной Организации в повышении эффективности деятельности таможенных служб мира // Вестник РУДН. Серия: Юридические науки. - 2018. - № 1. - С. 152-159.

3. Генеральный секретариат: сайт Всемирной Таможенной Организации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.wcoomd.org/en/about-us/wco-structure/wco-secretariat/the-secretariat.aspx (дата обращения: 05.11.2021).

4. Структура ВТАО: сайт Всемирной Таможенной Организации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.wcoomd.org/en/about-us/wco-structure/wco-working-bodies.aspx (дата обращения: 05.11.2021).

5. О взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений: международная конвенция от 09.06.1977. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/1901103 (дата обращения:

30.11.2021).

6. Договорённости ФТС России и ВТАО: сайт Федеральной таможенной службы РФ. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://customs.gov.ru/activity/mezhdunarodnoe-tamozhennoe-sotrudnichestvo/mezhdunarodnye-dogovory,-zaklyuchen/vtamo (дата обращения:

25.01.2022).

7. О гармонизированной системе описания и кодирования товаров: международная конвенция от 14.06.1983. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/1901904 (дата обращения: 27.01.2022).

8. Об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18.05.1973. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/1901082 (дата обращения: 27.01.2022).

9. О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации от 03.08.2018 N 289. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_304093/ (дата обращения: 29.01.2022).

10. Новости ФТС России: сайт Федеральной таможенной службы РФ. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://customs.gov.ru/press/federal/document/17235 (дата обращения: 29.01.2022).

WORLD CUSTOMS ORGANIZATION: SUBJECT OF INTERNATIONAL CUSTOMS

LAW

V.O. Bondarenko, Graduate Student Far Eastern Federal University (Russia, Vladivostok)

Abstract. The article deals with one of the subjects of international customs law - the World Customs Organization. The structure of the World Customs Organization is considered, which the author divides into two levels: the main bodies of the organization and regional divisions, as well as the tasks of the internal bodies of the organization. As an example of the work of the World Customs Organization with other subjects of international customs law, the author considers the interaction between the Federal Customs Service of Russia and the World Customs Organization. The author comes to the conclusion that the World Customs Organization is the central body in the system of subjects of international customs law, whose task is to achieve effective customs regulation by integrating the customs services of various states.

Keywords: international law, international customs law, international customs relations, subjects of international customs law, World Customs Organization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.