весьма актуальным, поскольку законодательство предусматривало контроль за корреспонденцией со стороны администрации учреждения. Многочисленные жалобы в ЕСПЧ затрагивал эту проблему. В частности, в решениях по существу по жалобам Полищук и Кляхина 2007 г. В декабре 2003 г в российское законодательство были внесены изменения, направленные на то, чтобы исключить цензуру писем со стороны заключенных в ЕСПЧ.
Итак, ответчиком в ЕСПЧ всегда выступает государство, которое является членом Совета Европы, подписало и ратифицировало ЕК и которое нарушило права и свободы, предусмотренные данной Конвенцией и Протоколами к ней.
Литература и источники
1. Шугуров М.В. Международно-правовой принцип всеобщего уважения и соблюдения прав человека как императив устойчивого развития // Международное публичное и частное право. 2016. №2 (89). С. 5-11.
2. Оськина О.Ю. Практический анализ основных решений Европейского Суда по правам человека. М.: Инфра-М, 2018. 213 с.
3. Европейский Суд по правам человека. Избранные решения. М., 2000. Т.1. 568 с.
4. Рожкова М.А. ЕСПЧ: Проведенные и грядущие реформы // Вестник высшего АС РФ. 2012. №8. С.70-93.
5. Султанов А.Р. Европейские правовые стандарты, уроки истории и правоприменительная практика. М.: Статут, 2012. 218 с.
References and Sources
1. Shugurov M.V. Mezhdunarodno-pravovoj princip vseobshchego uvazheniya i soblyudeniya prav cheloveka kak imperativ ustojchivogo razvitiya // Mezhdunarodnoe publichnoe i chastnoe pravo. 2016. №2 (89). S. 5-11.
2. Os'kina O.Yu. Prakticheskij analiz osnovnyh reshenij Evropejskogo Suda po pravam cheloveka. M.: Infra-M, 2018. 213 s.
3. Evropejskij Sud po pravam cheloveka. Izbrannye resheniya. M., 2000. T.1. 568 s.
4. Rozhkova M.A. ESPCH: Provedennye i gryadushchie reformy // Vestnik vysshego AS RF. 2012. №8. S.70-93.
5. Sultanov A.R. Evropejskie pravovye standarty, uroki istorii i pravoprimenitel'naya praktika. M.: Statut, 2012. 218 s.
АБДУРАХМАНОВА ИРИНА ВЕНИАМИНОВНА - кандидат исторических наук, доцент Ростовского государственного университета.
ABDURAHMANOVA, IRINA V. - Ph.D. in History, Associate Professor, Rostov State University ([email protected]).
УДК 341.01
АЛЕКСЕЕВА П.М. ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ
Ключевые слова: таможенные органы, международное сотрудничество, таможенный контроль, государства, международные организации.
В статье рассмотрены основные цели, принципы и формы международного сотрудничества таможенных органов. Проанализирована деятельность Федеральной таможенной службы РФ в рамках Всемирной таможенной организации, ШОС, БРИКС, АТЭС. Изучены основные направления экономического развития ЕАЭС в дальнейшей перспективе. Показано, что сегодня наиболее приоритетным направлением развития в области таможенного дела для России является таможенное сотрудничество в рамках ЕАЭС. Вступивший в силу с 1 января 2018г. новый таможенный кодекс ЕАЭС дал толчок к определению дальнейшей интеграции стран-участниц по трем направлениям: интеграция внутри ЕАЭС (перспектива вступления новых участников), интеграция с третьими странами, не входящих в зону свободной торговли СНГ.
ALEKSEEVA, P.M.
TRENDS AND PERSPECTIVES OF DEVELOPMENT OF INTERNATIONAL COOPERATION
OF CUSTOMS AUTHORITIES
Keywords: customs authorities, international cooperation, customs control, states, international organization
In the article considered main goals, principles and forms of international cooperation of customs authorities. It analyzed the activity of the Federal customs service of the Russian Federation within the World Customs Organization, Shanghai Cooperation Organization, BRICS, APEC. Today, for Russia, the most priority development area in the field of customs is customs cooperation within the EAEU. Entered into force on January 1, 2018 new EAEU customs code gave impetus to the definition of further integration of the participating countries in three areas: integration within the EAEU (the prospect of new members joining), integration with third countries outside the CIS free trade zone.
Международное таможенное сотрудничество представляет собой вид международных отношений, заключающийся в совместной координации усилий государств в сфере общественных отношений, связанных с обеспечением соблюдения таможенного законодательства, целью которых является участие в оказании взаимопомощи в таможенной сфере, а также развитие правовых, технических и административных основ для упрощения таможенных операций и процедур. Международное таможенное сотрудничество государств
осуществляется в соответствии с нормами международного таможенного права, регламентирующими таможенное взаимодействие субъектов международного права.
Международное сотрудничество таможенных органов государств, прежде всего, направлено на упрощение порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу путем гармонизации и унификации таможенного законодательства как национального, так и международного. Международное сотрудничество государств осуществляется в рамках взаимодействия с таможенными органами иностранных государств, международных организаций, интеграционных объединений. На сегодняшний день основными целями сотрудничества Федеральной таможенной службы РФ с таможенными органами иностранных государств являются:
1. Модернизация таможенной службы РФ и развитие таможенной инфраструктуры;
2. Содействие развитию международной торговли путем совершенствования таможенных процедур и порядка проведения таможенного контроля;
3. Содействие развитию международного сотрудничества правоохранительных подразделений таможенных органов РФ с правоохранительными подразделениями таможенных органов иностранных государств;
4. Продвижение и защита экономических интересов России в Мировом таможенном сообществе.
Основными принципами международного таможенного сотрудничества являются:
1. Принцип запрета прямых и косвенных действий, имеющих цель препятствовать осуществлению экономического суверенитета государств;
2. Принцип взаимной выгоды в таможенном сотрудничестве между всеми государствами вне зависимости от их экономического, политического, социального уровня развития;
3. Принцип равноправного использования государствами продуктов международного разделения труда;
4. Принцип совершенствования механизма таможенного сотрудничества путем разработки единой нормативно-правовой базы гармонизации и упрощения таможенных процедур
Международное сотрудничество таможенных органов может осуществляться в следующих формах:
1) участие в разработке международных договоров, соглашений в рамках международных организаций;
2) участие в разработке нормативно-правовых актов в рамках интеграционных объединений;
3) сотрудничество таможенных органов через межгосударственные органы;
4) сотрудничество в рамках международных конференций.
Особое место в области международного сотрудничества таможенных органов государств занимает международная межправительственная организация - Всемирная таможенная организация. Штаб-квартира организации расположена в Брюсселе. Среди семи целей организации можно выделить основную, заключающуюся в содействии созданию и развитию современных эффективных многофункциональных таможенных служб государств-членов. Основная деятельность организации представляет собой повышение эффективности деятельности таможенных служб государств-членов путём разработки конвенций и рекомендаций в области таможенного дела.
В настоящее время в состав организации входят 182 государства, Россия стала членом Всемирной организации еще в августе 1991г. в составе СССР.
Несмотря на то, что официальными языками организации являются английский и французский (в некоторых случаях испанский), русский язык используется также в качестве рабочего языка для целей применения Гармонизированной системы описания и кодирования товаров, а также используется при синхронном переводе на заседаниях Совета.
Взаимодействие Всемирной таможенной организации и ФТС РФ проявляется в следующем:
1) С 1 января 1997г. Россия официально присоединилась к Международной конвенции «О гармонизированной системе описания и кодирования товаров (ГС)». Данная конвенция является универсальной и направлена, прежде всего, на стандартизацию внешнеторговой документации в процессе международной торговли. Использование положений конвенции позволяют значительно упросить порядок классификации товаров по группам, позициям, субпозициям, избежать повторений [1, 2].
2) С 2010 г. Россия присоединилась к Международной конвенции «Об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция). Конвенция прежде всего направлена на упрощение порядка применения таможенных процедур странами-участниками. Например, специальное приложение Е «Таможенный транзит», в Киотской конвенции 11 рекомендуемое правило предусматривает следующее: «Если сопроводительные документы позволяют однозначно идентифицировать товары, то их транспортировка обычно должна осуществляться без наложения таможенных пломб или крепежных приспособлений. Однако таможенная пломба или крепежное приспособление может потребоваться, если: таможенный орган отправления считает это необходимым, учитывая управление рисками; это способствует в целом облегчению операции таможенного транзита; это предусмотрено международным соглашением» [3].
3) С 13 марта 1995г. РФ присоединилась к Международной конвенции «О взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений» (конвенция Найроби). Прежде всего хочется отметить, что таможенные преступления, включая контрабанду, а именно контрабанду наркотических средств и психотропных веществ и других сильно действующих запрещенных препаратов, оружия представляет существенную угрозу национальной и экономической безопасности любого государства. Приложение «Х» данной конвенции регламентирует порядок взаимной помощи государствам-участникам конвенции по вопросам контрабанды наркотических средств и психотропных веществ. Помощь может выражаться в накоплении и обмене информацией, в ведении специального наблюдения, в расследовании уголовных дел [4].
4) С 1995г. РФ является участницей Таможенной конвенции «О карнете АТА для временного ввоза товаров».
Также с 2012г. РФ карнет АТА стал применяться в качестве таможенной декларации для временно вывозимых товаров. Использование карнета АТА дает определенные преимущества: во-первых, данный документ полностью заменяет таможенную декларацию и нет необходимости подачи ее в электронном виде; во-вторых, таможенное оформление происходит в упрощенном и ускоренном порядке; в-третьих, дает возможность участнику ВЭД посещать до 10 стран в течение года, так как является международной финансовой гарантией уплаты таможенных платежей [5].
5) С 6 по 8 июля 2017г. в Брюсселе состоялась 129/130 сессия Совета Всемирной таможенной организации, на которой первый заместитель руководителя ФТС РФ Р. Давыдов был избран вице-председателем Совета ВТамО в Европейском регионе.
Давыдовым было предложено создание рабочей группы с целью рассмотрения вопросов транзита между Россией и ЕС, а именно ускоренного прохождения транзитных грузов от Лиссабона до Владивостока [6].
На сегодняшний день для России наиболее приоритетным направлением развития в области таможенного дела является таможенное сотрудничество в рамках ЕАЭС. Вступивший в силу с 1 января 2018г. новый таможенный кодекс ЕАЭС дал толчок к определению дальнейшей интеграции стран-участниц по трем направлениям: интеграция внутри ЕАЭС (перспектива вступления новых участников), интеграция с третьими странами, не входящих в зону свободной торговли СНГ, налаживание отношений со странами СНГ, не проявляющих желание в членстве Союза. Следует отметить, что еще в 2015г. Высший Евразийский экономический совет определил основные направления экономического развития ЕАЭС до 2030г.
Во-первых, это обеспечение макроэкономической устойчивости, во-вторых, развитие инфраструктуры транзитного, внешнеторгового потенциала, в-третьих, организация ресурсосбережения. К 2025г. также предполагается создание следующих общих рынков и пространств: общий рынок энергоресурсов (включая газ, нефть, нефтепродукты), единый финансовый рынок ЕАЭС, единое транспортное пространство, общий рынок рабочей силы [7].
Россия, являясь членом Шанхайской организацией сотрудничества, сегодня активно участвует в решении вопросов ее дальнейшей интеграции. Действует специальная рабочая группа по таможенному взаимодействию, председателем которой является также Россия. В рамках рабочей группы создан план мероприятий организации до 2021г. На заседаниях организации рассматриваются актуальные вопросы в области таможенного дела: своевременное предоставление сведений для противодействия таможенным правонарушениям, обсуждаются вопросы квалификации и переквалификации должностных лиц таможенных органов и другие.
Сотрудничество таможенных органов в рамках международной организации БРИКС ведется посредством действия Комитета по таможенному сотрудничеству. С 25 по 27 июля 2018г. в Йоханнесбурге состоялся 10 саммит БРИКС. Основными вопросами на повестке дня были: содействие противодействию экономическому давлению, совместная борьба с протекционизмом. ФТС РФ ведет тесное сотрудничество также со странами АТР в рамках заседаний форума АТЭС.
Таким образом, сегодня ведется плодотворная работа в области международного таможенного сотрудничества. ФТС РФ ведет активное взаимодействие со Всемирной таможенной организацией, с Шанхайской организацией сотрудничества, с членами БРИКС, со странами Азиатского-Тихоокеанского региона в рамках форума АТЭС. Наиболее значимым для России является членство в ЕАЭС.
В настоящее время Россия имеет 20 представительств таможенной службы за рубежом. Например, в таких странах как: Финляндия, Германия, Япония, Индия, Бразилия, Аргентина, Латвия, Таджикистан и другие.
Россия сегодня является участницей многих международных конвенций, например: Международной конвенции «О гармонизированной системе описания и кодирования товаров (ГС)», Международной конвенции «Об упрощении и гармонизации таможенных процедур», Международной конвенции «О взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений», Таможенной конвенции «О карнете АТА для временного ввоза товаров».
Литература и источники
1. Федеральный закон 03.11.2010г. № 279- ФЗ «О присоединении РФ к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973г. в ред. Протокола о внесении изменений в Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 26 июня 1999г.» // СЗ РФ. 2010. № 292. Ст. 5744;
2. Постановление Правительства от 03.04.1996. № 372 «О присоединении РФ к Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров» // СЗ РФ. 1996. № 231. Ст. 1619;
3. Международная конвенция «Об упрощении и гармонизации таможенных процедур» от 18 мая 1973г. в ред. Протокола о внесении изменений в Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 26 июня 1999г. [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал ГАРАНТ. URL:http://base.garant.ru/2566923/ (дата обращения 07.03.19);
4. Постановление Правительства от 03.11.1994г. № 1215 «О присоединении РФ к Международной конвенции о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений» // СЗ РФ. 1994. № 345. Ст. 3042.
5. Постановление Правительства от 02.11.1995г. № 1084 «О присоединении РФ к Таможенной конвенции о карнете АТА для временного ввоза товаров от 6 декабря 1961г. и Конвенции о временном ввозе от 26 июня 1990г. с принятием ряда положений» // СЗ РФ. 1995. № 601. Ст. 4339.
6. ФТС РФ возглавила Европейский регион всемирной таможенной организации [Электронный ресурс] // Customsforum.ru URL:https://customsforum.ru/news/docs/fts-rossiya-vozglavila-evropeyskiy-region-vsemirnoy-tamozhennoy-organizatsii-546040.html (дата обращения 07.03.19).
7. Алексеенкова Е.С., Глотова И.С., Девятков А.В. Перспективы развития ЕАЭС к 2025г. Рабочая ттрадь. Снец. выпуск 2017 / нод ред. Иванова И.С. Российский совет но международ. Делам (РСМД). М.: НП РСМД, 2017. 92 с.
References and Sources
1. Federal'nyj zakon 03.11.2010g. № 279-FZ «O prisoedinenii RF k Mezhdunarodnoj konvencii ob uproshchenii i garmonizacii tamozhennyh procedur ot 18 maya 1973g. v red. Protokola o vnesenii izmenenij v Mezhdunarodnuyu konvenciyu ob uproshchenii i garmonizacii tamozhennyh procedur ot 26 iyunya 1999g.» И SZ RF. 2010. № 292. St. 5744;
2. Postanovlenie Pravitel'stva ot 03.04.1996. № 372 «O prisoedinenii RF k Mezhdunarodnoj konvencii o Garmonizirovannoj sisteme opisaniya i kodirovaniya tovarov» // SZ RF. 1996. № 231. St. 1619;
3. Mezhdunarodnaya konvenciya «Ob uproshchenii i garmonizacii tamozhennyh procedur» ot 18 maya 1973g. v red. Protokola o vnesenii izmenenij v Mezhdunarodnuyu konvenciyu ob uproshchenii i garmonizacii tamozhennyh procedur ot 26 iyunya 1999g. [EHlektronnyj resurs] // Informacionno-pravovoj portal GARANT. URL:http://base.garant.ru/2566923/ (data obrashcheniya 07.03.19);
4. Postanovlenie Pravitel'stva ot 03.11.1994g. № 1215 «O prisoedinenii RF k Mezhdunarodnoj konvencii o vzaimnom administrativnom sodejstvii v predotvrashchenii, rassledovanii i presechenii tamozhennyh pravonarushenij» / SZ RF. 1994. № 345. St. 3042.
5. Postanovlenie Pravitel'stva ot 02.11.1995g. № 1084 «O prisoedinenii RF k Tamozhennoj konvencii o karnete ATA dlya vremennogo vvoza tovarov ot 6 dekabrya 1961g. i Konvencii o vremennom vvoze ot 26 iyunya 1990g. s prinyatiem ryada polozhenij» / SZ RF. 1995. № 601. St. 4339.
6. FTS RF vozglavila Evropejskij region vsemirnoj tamozhennoj organizacii [EHlektronnyj resurs] // Customsforum.ru URL:https://customsforum.ru/news/docs/fts-rossiya-vozglavila-evropeyskiy-region-vsemirnoy-tamozhennoy-organizatsii-546040.html (data obrashcheniya 07.03.19).
7. Alekseenkova E.S., Glotova I.S., Devyatkov A.V. Perspektivy razvitiya EAEHS k 2025g. Rabochaya tetrad'. Spec. vypusk 2017 / pod red. Ivanova I.S. Rossijskij sovet po mezhdunarod. delam (RSMD). M.: NP RSMD, 2017. 92 s.
АЛЕКСЕЕВА ПОЛИНА МИХАИЛОВНА - кандидат педагогических наук, доцент кафедры международного и таможенного права Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения. ALEKSEEVA, POLINA M. - Ph.D. in Pedagogy, Associate Professor, Department of International and Customs Law, St. Petersburg State University of Aerospace Instrumentation ([email protected]).