Научная статья на тему 'Всем сестрам по серьгам. . . : краткий комментарий к новой редакции закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации»'

Всем сестрам по серьгам. . . : краткий комментарий к новой редакции закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3837
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Всем сестрам по серьгам. . . : краткий комментарий к новой редакции закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации»»

СТРАХОВОЕ ДЕЛО

ВСЕМ СЕСТРАМ ПО СЕРЬГАМ...: КРАТКИЙ КОММЕНТАРИЙ К НОВОЙ РЕДАКЦИИ ЗАКОНА «ОБ ОРГАНИЗАЦИИ СТРАХОВОГО ДЕЛА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

II. Б. ГРИЩЕНКО,

кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита Алтайского государственного университета (г. Барнаул)

То, что было сферой обсуждений и переговоров на протяжении последних лет — изменения и поправки к закону « Об организации страхового дела в Российской Федерации» — реализовалось в форме его новой редакции 10 декабря 2003 г. и вступило в законную силу 17 января 2004 г., однако дискуссии на эту тему не стихают. Во-первых, потому, что ряд положений законопроекта был изменен в ходе последних голосований в Госдуме РФ, а во-вторых, потому что теперь нужны более ясные и подробные механизмы реализации принятых положений на практике. Рассмотрим кратко некоторые принципиальные изменения и последствия их реализации для страховых компаний и других участников страхования.

Первоначально следует отметить введение понятия страховой деятельности и уточнение понятия страхования. В ст. 2 закона страховой деятельностью (страховым делом) обозначена сфера деятельности страховщиков по страхованию, перестрахованию, взаимному страхованию, а также страховых брокеров, страховых актуариев по оказанию услух, связанных со страхованием, с перестрахованием. Нововведенными также являются положения о целях и задачах организации страхового дела в ст. 3, что совпадает с данным выше понятием страхования. Непонятным смысловым отличием в этих статьях является то, что в первом случае это отношения по защите интересов, а во втором — именно имущественных интересов.

Упорядочена норма в соответствии с Гражданским кодексом РФ о принятии и утверждении правил страхования страховщиком или объединением страховщиков самостоятельно. Впервые законодательно обозначено содержание правил страхования,

которые согласно п. 3 ст. 3 должны содержать положения о субъектах и объектах страхования, о страховых случаях и рисках, о порядке определения страховой суммы и тарифа и др., содержащихся в настоящее время в большинстве действующих правил страхования.

Значительно расширены требования к федеральному закону о виде обязательного страхования: к ранее действовавшему перечню ст. 936 Гражданского кодекса РФ добавлены: субъекты страхования, размер, структура или порядок определения страхового тарифа, срок и порядок уплаты страховой премии (страховых взносов), срок действия договора страхования, порядок определения размера страховой выплаты, контроль за осуществлением страхования, последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субъектами страхования; иные положения. Можно прогнозировать увеличение трудностей с отнесением действующих законодательных актов в сфере страхования к его обязательной форме: очевидно, что в настоящее время практически ни один из них не соответствует таким требованиям в целом.

С положениями ст. 927 Гражданского кодекса РФ, классифицирующими страхование на личное и имущественное, согласуется новая редакция ст. 4 закона: в этих двух направлениях определены объекты страхования как имущественные интересы, связанные:

■ в первом (личном):

- с дожитием граждан до определенного возраста или срока, со смертью, с наступлением иных событий в жизни граждан (страхование жизни);

- с причинением вреда жизни, здоровью граждан, оказанием им медицинских услуг (стра-

хование от несчастных случаев и болезней, медицинское страхование); ■ во втором (имущественном);

— с владением, пользованием и распоряжением имуществом (страхование имущества);

— с обязанностью возместить причиненный другим лицам вред (страхование гражданской ответственности);

— осуществлением предпринимательской деятельности (страхование предпринимательских рисков).

Распространенное в мировой практике деление страховой деятельности на страхование жизни и страхование не жизни (иных видов) в новой редакции не было реализовано, при этом все подзаконные акты и нормативные документы, регламентирующие деятельность страховщиков, объективно разделяются именно по этому критерию. Например, среди отечественных подзаконных актов, которые учитывают именно особенности «страхования жизни» и «страхования иного, чем страхование жизни», следующие: приказ Минфина РФ от 22.02.1999 № 16н «Правила размещения страховщиками страховых резервов» (ред. 18.08.2003); приказ Минфина РФ от 02.11.2001 № 90н «Положение о порядке расчета страховщиками нормативного соотношения активов и принятых ими страховых обязательств»; приказ Минфина РФ от 11.06.2002 № 51н «Правила формирования страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни» (ред. 23.06.2003 г.) и др.

Статьей 4.1 расширен состав участников страховых отношений, законом в их качестве определены: страхователи, застрахованные лица, выгодоприобретатели; страховые организации; общества взаимного страхования; страховые агенты; страховые брокеры; страховые актуарии и федеральный орган страхового надзора. Деятельность обществ взаимного страхования и страховых брокеров теперь требует лицензирования, а актуариев — аттестации, первые должны получить лицензии — до 01.07.2005, а вторые — получить квалификационные аттестаты с 01.07.2006.

Основные вопросы в этой статье вызывает п. 3 о переименовании субъектов страхового дела (страховщиков, брокеров, перестраховщиков), если полное или краткое наименование (фирменное наименование) повторяет частично или в целом наименование (фирменное наименование) другого субъекта страхового дела, при этом в таком наименовании требуется указание на осуществляемый вид деятельности путем включения в него

слов: « страхование», « перестрахование» и т.п. Одно из спорных нововведений — это требование содержания в фирменном наименовании участника — субъекта слов, указывающих на осуществляемый вид деятельности: «страхование», «перестрахование», «страховой брокер» и т.п. или производные от таких слов и словосочетаний. При этом не субъект страхового дела не вправе использовать полное или краткое фирменное наименование другого субъекта, повторяющееся частично или в целом, а так как в настоящее время такие случаи очень часты, например, Сибирь, Сибирская страховая компания и др., то налицо наличие конфликта при отсутствии механизма такого согласования и установления первенства преобладания. В числе таких механизмов экспертами называются: дата госрегистрации, период применения такого фирменного наименования и др. Кроме того, согласно действующему законодательству РФ, в наименовании юридического лица должно содержаться указание на его организационно-правовую форму, что также добавляет противоречия введенному требованию изменений в учредительные документы в целях исключения дублирований, что должно быть внесено в течение 18 месяцев со дня вступления его в силу, т.е. до 17.07.2005.

При определении деятельности страховщиков в ст. 6 закона указывается на необходимость ее разделения по двум направлениям: страхования жизни и иных видов страхования согласно с классификацией в ст. 4. Требование разделения осуществляемой страховой деятельности только на личное и имущественное повлечет за собой и формальное разделение страховых компаний по таким видам, однако фактически их деятельность будет осуществляться в составе какого-либо страхового холдинга. Такая специализация страховых организаций, созданных до вступления в силу закона № 172-ФЗ, должна быть завершена не позднее 01.07.2007. У страховщиков, не выполнивших указанных требований, орган страхового надзора вправе отозвать лицензии без соответствующего предписания.

Соответственно такому делению ст. 25 « Условия обеспечения финансовой устойчивости страховщика» устанавливаются и требования к минимальному размеру уставного капитала страховщиков: для второго направления (за исключением страхования жизни) он составляет 30 млн руб., для первого — страхования жизни — с коэффициентом увеличения в два раза - 60 млн руб., для операций перестрахования — 120 млн руб.

Пункт 1 ст. 2 Федерального закона от 10.12.2003 № 172-ФЗ устанавливает сроки формирования таких размеров в следующем порядке:

— до 1 июля 2004 г. — до одной трети установленного размера уставного капитала;

— до 1 июля 2006 г. - до двух третей установленного размера уставного капитала;

— до 1 июля 2007 г. — установленный размер уставного капитала.

У страховых организаций, не выполнивших таких требований, орган страхового надзора с 1 июля соответствующего года также вправе отозвать лицензии без соответствующего предписания.

Также ст. 6 изменены требования к осуществлению деятельности в сфере страхования для иностранных страховых организаций. Так, например, увеличен размер (квота) участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций до 25%, когда органом страхового надзора прекращается выдача лицензий на осуществление страховой деятельности таким страховым организациям. На наш взгляд, эта поправка имеет скорее формальный характер, так как и ранее установленный размер в 15% был со значительным «запасом».

При этом ограничения по организации обязательного страхования, обязательного государственного страхования и т.п., оплате долей в уставных капиталах исключительно в денежной форме в валюте РФ, наличию гражданства у руководителя и главного бухгалтера иностранного страховщика, а также требования 15-го летнего срока деятельности, не распространяются на страховые организации, являющиеся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям) государств — членов Европейских сообществ, являющихся сторонами Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, учреждающего партнерство между РФ, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой, от 24 июня 1994 г., или имеющие долю таких иностранных инвесторов в своих уставных капиталах более 49% (согласно п. 5 ст. 6 закона). Такие положения можно расценивать как положительные для потребителей страховых услуг, и повышения их уровня на российском страховом рынке в целом.

Несмотря на актуальность законодательной регламентации создания и деятельности обществ взаимного страхования, законодатели решили принять отдельный закон о таком виде деятельности, поэтому соответствующая ст. 7 в законе содержит ссылку на такое требование. Если исходить из того, что ОВС должны получить лицензию до 01.07.2005,

то и такой закон должен вступить в действие в эти же сроки.

Статьей 8 были изменены требования к страховым агентам и страховым брокерам, основные из них касаются запрета осуществления страховыми брокерами параллельной деятельности в качестве страхового агента, страховщика, перестраховщика; ограничения сферы деятельности страхового брокера только поручениями страхователей (перестрахователей).

Нововведением выступает ст. 8.1 о страховых актуариях, определяющая их обязанности: деятельность по расчетам страховых тарифов, страховых резервов страховщика, оценке его инвестиционных проектов с использованием актуарных расчетов и обязательной ежегодной актуарной оценке деятельности страховщиков. Требования относительно аттестации страховых актуариев, выдачи им квалификационных аттестатов вступают в силу с 01.07.2006, а требование о проведении обязательной актуарной оценки — с 01.07.2007. Очевидно, что такие новые требования потребуют их уточнения (либо их введения) в подзаконных актах и нормативных документах органа страхового надзора.

Упорядочены относительно понятия и содержания страховой выплаты ст. 9 и 10 закона: исключены понятия страхового возмещения и страхового обеспечения, введен термин «выкупная сумма» кг к стоимость страхового резерва по страхованию жизни, выплачиваемая при расторжении такого договора.

Значительно расширено и изменено содержание ст. 13 « Перестрахование». Так, определено понятие перестрахования как деятельности по защите одним страховщиком (перестраховщиком) имущественных интересов другого страховщика (перестрахователя), связанных с принятым последним по договору страхования (основномудоговору) обязательств по страховой выплате.

Пунктом 2 этой статьи запрещается перестрахование «дожития» — риска страховой выплаты по договору страхования жизни в части дожития застрахованного лица до определенного возраста или срока либо наступления иного события.

Введенное ограничение для страховщиков, имеющих лицензии на осуществление страхования жизни, осуществлять перестрахование рисков по имущественному страхованию, представляется неоправданным в случае ведения раздельного учета операций по этим двум видам и, очевидно, должен быть изменен поправкой в закон, согласно которой запрет на перестрахование имущественных

рисков для компаний с лицензией на страхование жизни должен вступить в силу только с 01.07.2007 — срока разделения компаний по специализациям страхования, а не с 17.01.2004. Однако даже в случае законодательного исправления такой ситуации экспертами констатируется разрыв в перестраховочной деятельности типовых страховщиков, так как согласно п. 1 ст. 32 они все равно должны получить отдельные лицензии на перестрахование, предельные сроки выдачи которых - 60 дней — могут быть значительно увеличены, а также иметь для этого уставные капиталы в более существенных размерах.

В качестве подтверждения соглашения между перестрахователем и перестраховщиком могут использоваться иные документы, применяемые исходя из обычаев делового оборота, а не только договор перестрахования.

Введена новая статья — 14.1, определяющая основания создания страховых и перестраховочных пулов: на основании договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) страховщики могут совместно действовать без образования юридического лица в целях обеспечения финансовой устойчивости страховых операций по отдельным видам страхования (страховые и перестраховочные пулы).

В ст. 25 уточнены и расширены основания финансовой устойчивости страховых организаций; в настоящее время к ним относятся экономически обоснованные страховые тарифы; страховые резервы, достаточные для исполнения обязательств по договорам страхования, сострахования, перестрахования, взаимного страхования; собственные средства; перестрахование. Существенным и положительным представляется включение в этот список:

1) экономически обоснованных страховых тарифов, правда, пока неясными остаются критерии и показатели такого экономического обоснования;

2) собственных средств, которые также как и резервы, должны соответствовать принципам диверсификации, ликвидности, возвратности и доходности, а структура активов, принимаемых в их покрытие, регулироваться нормативными правовыми актами страхового надзора. Этой редакцией закона также изменены размеры уставных капиталов согласно введенной классификации страхования, что приводится выше в настоящей публикации.

Одной из новаций ст. 25 является передача страховщиком своих обязательств, принятых им по

договорам страхования (страховой портфель) одному страховщику или нескольким страховщикам (замена страховщика), имеющим лицензии на осуществление тех видов страхования, по которым передается страховой портфель, и располагающим достаточными собственными средствами, т.е. соответствующим требованиям платежеспособности с учетом вновь принятых обязательств. Требования к такой передаче и исключения из нее приводятся полностью в законодательном акте, например, согласование правил страховщиков и др. Одновременно с передачей страхового портфеля осуществляется передача активов в размере страховых резервов, соответствующих передаваемым страховым обязательствам. Такое положение направлено, прежде всего, на защиту интересов и прав страхователей, и снижение рисков банкротства страховых компаний возможно и на упрощение процедур их слияния и поглощения.

Изменено содержание и наименование гл. 4, называемой сейчас « Государственный надзор за деятельностью субъектов страхового дела», в которой уточнены основные положения ст. 30 по содержанию и направлениям деятельности страхового надзора.

Определенные новшества внесены в ст. 32, определяющую порядок и требования к лицензированию деятельности субъектов страхового дела: страховщикам, перестраховщикам, ОВС, страховым брокерам. Так, в перечень документов для получения лицензии на осуществление добровольного и (или) обязательного страхования, взаимного страхования, соискатель дополнительно должен предоставить: сведения о руководителе ревизионной комиссии (ревизоре) соискателя лицензии; сведения о страховом актуарии, положение о формировании страховых резервов.

Хотя сроки получения лицензии (60 дней для отечественных страховщиков) не изменились, на наш взгляд, оснований для ускорения прохождения пакета документов для лицензирования пока нет.

В целом положения ст. 32 значительно расширились за счет включения новых статей, определяющих и разъясняющих процесс и порядок лицензирования. В частности, ст. 32.1 введено требование о наличии высшего экономического (финансового) образования у руководителя субъекта страхового дела: страховой компании, ОВС, страхового брокера, а также стаж работы в сфере страхования или финансов не менее 2-х лет. Не располагая информацией о специализации образования топ-менед-

жеров именно в страховании, тем не менее можно провести параллели с ситуацией в экономике России в целом: доля руководителей (топ-менеджеров) с базовым высшим экономическим образованием — не более 5% всего (цифры говорят за себя). А наличие стажа работы в страховой, перестраховочной или брокерской организации для главного бухгалтера страховой организации наряду с требованиями об образовании представляется, на наш взгляд, оправданным: слишком уж специфичен и зависим учет и отчетность в страховании. Такие квалификационные и иные требования вступают в силу с 17.01.2004, однако, даже если они не имеют обратной силы, то с учетом продолжительности получения высшего образования руководство компаниями может оказаться парализованным или перепорученным другим лицам.

Новым квалификационным лицом, законодательно признанным, является страховой актуарий, который должен иметь высшее математическое (техническое) или экономическое образование, а также квалификационный аттестат, подтверждающий знания в области актуарных расчетов. Эти и другие требования к ним вступают в силу с 01.07.2006.

Законодательно установлены стоимости лицензионного сбора в размере 4 тыс. руб. и выдачи дубликата в размере 1 тыс. руб. (ст. 32.2).

Федеральным законом № 171-ФЗ введены ст. 32.3 — 32.9, подробно устанавливающие требования к лицензированию деятельности и использованию такой лицензии: к ее аннулированию, действию, ограничению или приостановлению, возобновлению действия и др. Так, например, ст. 32.3 установлены основания для отказа соискателю лицензии в выдаче лицензии, в числе которых повторение соискателем лицензии полного или краткого (фирменного) наименования другого субъекта страхового дела, сведения о котором внесены в единый государственный реестр; наличие неустраненного нарушения страхового законодательства; несоответствие документов предъявляемым требованиям и др.

Статьей 32.9. впервые законодательно определена классификация видов страхования, к которым отнесены 23 вида: страхование жизни, в том числе с выплатой ренты, аннуитетов, пенсионное, о несчастных случаев и болезней, медицинское, стра-

хование средств транспорта (наземного, железнодорожного, воздушного, водного), грузов, сельскохозяйственное, имущества граждан и юридических лиц, гражданской ответственности владельцев автотранспортных (воздушного, водного, железнодорожного) средств, ответственности организаций, эксплуатирующих опасные объекты, ответственности за качество, за причинение вреда третьим лицам, за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору, финансовых и предпринимательских рисков.

При этом страховщики, осуществляющие эти виды страхования, должны в течение 18 месяцев — до 17.07.2005 — со дня вступления закона в силу представить в орган страхового надзора заявления о замене бланков лицензий в соответствии с приведенными требованиями, которые пока не определены: на основе каких документов, возможностью отнесения уже действующих правил страхования к введенной классификации, в целом заменой лицензий или их приложений и др.

Для конкретизации же отдельных условий страхования страховщики разрабатывают дополнительные правила страхования, в числе которых возможно лицензирование и комбинированного страхования. Неясна формулировка п. 3 ст. 32.9, разрешающая страховщикам такие дополнительные правила страхования использовать в порядке уведомления органа страхового надзора, т.е. без согласования считавшихся ранее принципиальных моментов: размера страховых тарифов, перечня страховых случаев, порядка страховых выплат и т.п.

В целом следует отметить, что новая редакция закона «Об организации страхового дела в РФ» более согласуется с нормами гл. 48 Гражданского кодекса РФ и несмотря на ряд существенных оговорок (нестыковок), все же выступает несомненным шагом вперед для отечественных и страховщиков, и страхователей, и государства, и других участников. Главным, на взгляд автора, представляется именно приведение нормативных актов в соответствие с этим законом, а также содержание тех новых нормативных правовых документов, которые должны будут определить и регламентировать детали, подробный порядок реализации обозначенных и заложенных в законе норм и положений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.