Научная статья на тему 'О некоторых особенностях лицензирования страховщиков в свете Федерального Закона № 234-ФЗ'

О некоторых особенностях лицензирования страховщиков в свете Федерального Закона № 234-ФЗ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
229
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЦЕНЗИЯ / LICENSE / ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ / LICENSING / НАДЗОР / SUPERVISION / СУБЪЕКТЫ / SUBJECTS / СЕТЕВОЙ АДРЕС / NETWORK ADDRESS / ПРЕДПИСАНИЕ / МЕГАРЕГУЛЯТОР / MEGAREGULATOR / REGULATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Никулина Надежда Николаевна, Березина Светлана Владимировна, Передня Светлана Сергеевна

Рассматриваются особенности лицензирования в свете Федерального Закона № 234-ФЗ. Банк России осуществляет функции по регулированию, контролю и надзору в области страхового дела, ведению единого государственного реестра субъектов страхового дела. Комментируются новшества оснований для отказа соискателю в выдаче лицензии, а также на ограничения или приостановления действия лицензии. Сделаны выводы о том, что особенности лицензирования будут способствовать упорядочению работы страховщиков на национальном и мировом страховых рынках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On some peculiarities of licensing in relation to the Federal Law No. 234-FZ

Considers the peculiarities of licensing in relation to the Federal Law No. 234-FZ. The Bank of Russia is responsible for regulation, control and supervision in the insurance industry, maintaining the unified state register of subjects of insurance. Commented innovations of the grounds for refusal to the applicant a license, and restrictions on or suspension of the license. Conclusions are made about what features licensing will contribute to the regulation of insurers on a national and global insurance markets.

Текст научной работы на тему «О некоторых особенностях лицензирования страховщиков в свете Федерального Закона № 234-ФЗ»

УДК 347 ББК 67.302

о некоторых особенностях лицензирования страховщиков

в свете федерального закона №234-фз

надежда ншолаевна никулина,

кандидат экономических наук, доцент Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского

E-mail: nnniculina@yandex.ru;

Светлана владимировна березина,

кандидат экономических наук, доцент Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского;

Светлана сергеевна передня,

ассистент Нижегородского государственного университета

им. Н.И. Лобачевского E-mail: pss1984@yandex.ru Научная специальность 12.00.04 — финансовое право;

налоговое право; бюджетное право

Citation-индекс в электронной библиотеке нииОн

Аннотация. Рассматриваются особенности лицензирования в свете Федерального Закона № 234-ФЗ. Банк России осуществляет функции по регулированию, контролю и надзору в области страхового дела, ведению единого государственного реестра субъектов страхового дела. Комментируются новшества оснований для отказа соискателю в выдаче лицензии, а также на ограничения или приостановления действия лицензии. Сделаны выводы о том, что особенности лицензирования будут способствовать упорядочению работы страховщиков на национальном и мировом страховых рынках.

Ключевые слова: лицензия, лицензирование, надзор, субъекты, сетевой адрес, предписание, мегарегулятор.

Annotation. Considers the peculiarities of licensing in relation to the Federal Law No. 234-FZ. The Bank of Russia is responsible for regulation, control and supervision in the insurance industry, maintaining the unified state register of subjects of insurance. Commented innovations of the grounds for refusal to the applicant a license, and restrictions on or suspension of the license. Conclusions are made about what features licensing will contribute to the regulation of insurers on a national and global insurance markets.

Keywords: license, licensing, supervision, subjects, network address, regulation, megaregulator.

С 1 января 2014г. Федеральным Законом № 234-ФЗ внесены определенные изменения в ст. 32, 32.1-32.9 Федерального Закона №4015-1 о порядке лицензирования страховой деятельности страховых организаций. В данной статье предпринята попытка ответить на вопросы, характеризующие некоторые новые особенности лицензирования, а именно:

• функции по регулированию, контроль и надзор в сфере страховой деятельности;

• перечень обязательных реквизитов в лицензии нового образца;

• кому и как выдается лицензия?

• сроки получения лицензии;

• основания для отказа соискателю лицензии в ее выдаче;

• действие лицензии, ограничение или приостановление действия;

• прекращение страховой деятельности субъекта страхового дела или его ликвидация в связи с отзывом лицензии.

В ст. 32 Федерального Закона № 234 «Лицензирование деятельности субъектов страхового дела» дано определение: «лицензия на осуществление страхования, перестрахования, взаимного страхования, посреднической деятельности в качестве страхового брокера — специальное разрешение на право осуществления страховой деятельности, предоставленное органом страхового надзора субъекту страхового дела».

Банк России осуществляет функции по регулированию, контролю и надзору в сфере страховой деятельно-

сти (страхового дела). Единый государственный реестр субъектов страхового дела должен содержать сведения о:

• субъекте страхового дела, его наименовании, месте нахождения, участников;

• дате выдачи, сроке действия лицензии, виде страховой деятельности;

• доменном имени и (или) сетевом адресе официального сайта субъекта страхового дела, филиалах и представительствах, месте их нахождения;

• приостановлении, возобновлении действия лицензии, либо об отзыве (аннулировании) лицензии;

• причине и дате исключения из единого государственного реестра субъектов страхового дела;

• изменении сведений о субъекте страхового дела (информация подлежит внесению в единый государственный реестр субъектов страхового дела не позднее пяти рабочих дней со дня внесения изменений).

Действующие лицензии на лицензии нового образца страховые организации должны обменять до 21 апреля 2016 г.

Лицензия нового образца содержит следующие обязательные реквизиты:

• наименование органа страхового надзора;

• наименование субъекта страхового дела — юридического лица;

• фамилию, имя, отчество субъекта страхового дела — индивидуального предпринимателя;

• место нахождения и почтовый адрес субъекта страхового дела — юридического лица и место жительства и почтовый адрес субъекта страхового дела — индивидуального предпринимателя;

• государственный регистрационный номер юридического лица или индивидуального предпринимателя;

• идентификационный номер налогоплательщика;

• сведения о деятельности в сфере страхового дела;

• вид деятельности, осуществляемый страховой организацией;

• формы и виды страхования, осуществляемые обществом взаимного страхования на основании устава;

• номер и дату принятия органом страхового надзора решения о выдаче, переоформлении лицензии, о замене бланка лицензии;

• регистрационный номер записи в едином государственном реестре субъектов страхового дела;

• номер лицензии и дату ее выдачи.

Форма бланка лицензии утверждается органом страхового надзора, лицензия подписывается руководителем органа страхового надзора или уполномоченным им лицом, заверяется гербовой печатью органа страхового надзора. В случае изменения сведений соискателя лицензия переоформляется в течение 30 рабочих дней со дня предоставления в орган страхового надзора заявления о переоформлении лицензии с подтверждающими документами.

Основания для отказа соискателю в выдаче лицензии.

Новшества затронули только формулировки пп. 2, 6, 8 п. 1 ст. 32.3 Закона РФ № 4015-1. После вступления в силу Федерального Закона № 234-ФЗ основания для отказа соискателю в выдаче лицензии следующие:

• п. 2 — наличие у соискателя на вид деятельности, указанный в абз. 2-6 пп. 1 п. 2 ст. 32 Закона РФ № 4015-1 (кроме перестрахования), на дату принятия органом страхового надзора решения о выдаче соответствующей лицензии решения этого органа, о приостановлении действия ранее выданной лицензии;

• п. 6 — несоответствие руководителей (в том числе лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа, руководителя коллегиального исполнительного органа), главного бухгалтера, внутреннего аудитора, руководителя службы внутреннего аудита субъекта страхового дела, актуария квалификационным и иным требованиям, установленным Законом РФ № 4015-1, федеральным законом об актуарной деятельности в РФ;

• п. 8 — наличие неисполненного предписания органа страхового надзора о несоблюдении требований к обеспечению финансовой устойчивости и платежеспособности, о непредставлении отчетности, предусмотренной ст. 28 Закона РФ № 4015-1, у соискателя лицензии на виды деятельности, указанные в абз. 2 — 6 пп. 1 п. 2 ст. 32 Закона РФ № 4015-1 (кроме перестрахования).

Действие лицензии, ограничение или приостановление действия лицензии.Лицензии будут бессрочными, никаких временных лицензий не предусмотрено. Срок действия лицензии может быть ограничен в случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с п. 4 ст. 9 Федерального Закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензии на отдельные виды действуют бессрочно, т.е. законодательство о страховом деле идет в тренде с другими отраслями.

Предписание дается в случае осуществления субъ-

ектом страхового дела деятельности, запрещенной законодательством Российской Федерации, нарушения требований, установленных страховом законодательством.

К получению предписания приводит также несоблюдение установленных требований к обеспечению нормативного соотношения активов и принятых обязательств, иных установленных требований к обеспечению финансовой устойчивости и платежеспособности, а также несоблюдение головной страховой организацией страховой группы указанных требований на консолидированной основе.

Введено понятие «головная страховая организация» Федеральным Законом №234-ФЗ в ст. 6 Закона РФ №4015-1, а страховой группой признается не являющееся юридическом лицом объединение юридических лиц, которым одно юридическое лицо или несколько юридических лиц находится под контролем либо значительным влиянием одной страховой организации — это головная страховая организация страховой группы.

Орган страхового надзора в лице единого мега-регулятора будет иметь право принимать решение об отзыве лицензии страховой организации без соответствующего предписания, если не выполнены требования об увеличении уставного капитала в случае увеличения минимального размера уставного капитала страховщика.

В дальнейшем не будет устанавливаться трехмесячный срок со дня отзыва лицензии для передачи другому страховщику обязательств по договорам страхования, по которым отношения сторон не урегулированы.

В новой редакции Федерального Закона № 4015-1-ФЗ ст. 32 п. 2 определяет, кому выдается лицензия, а именно на осуществление:

1) страховой организации:

• добровольного страхования жизни;

• добровольного личного страхования, за исключением добровольного страхования жизни;

• добровольного имущественного страхования;

• вида обязательного страхования, осуществление которого предусмотрено федеральным законом о конкретном виде обязательного страхования;

• перестрахования в случае принятия по договору перестрахования обязательств по страховой выплате, при урегулировании убытков;

2) перестраховочной организации при урегулировании убытков перестрахования;

3) обществу взаимного страхования в форме добровольного страхования; если в соответствии с Федеральным Законом о конкретном виде обязательного

страхования общество имеет право осуществлять обязательное страхование;

4) страховому брокеру — осуществление посреднической деятельности в качестве страхового брокера.

В новой редакции Федерального Закона №4015-ФЗ определен порядок получения лицензии отдельно для осуществления:

• добровольного и (или) обязательного страхования;

• дополнительных видов добровольного и (или) обязательного страхования, предусмотренных классификацией;

• перестрахования;

• взаимного страхования;

• страховой брокерской деятельности;

• дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам или имеющим долю иностранных инвестиций в уставных капиталах более 49%.

Установлены различия в порядке получения лицензии для субъектов страхового дела, в т.ч. на осуществление:

• страхования и перестрахования;

• взаимного страхования;

• посреднической деятельности в качестве страхового брокера;

• дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям) или имеющим долю иностранных инвесторов в своих уставных капиталах более 49%.

Сопоставим новый перечень документов для получения лицензии с ранее действующим по субъектам страхового дела.

I. Для получения лицензии на осуществление страхования, перестрахования соискатель предоставляет в орган страхового надзора (п.3 ст.32 Закона №4015-1):

• заявление о предоставлении лицензии;

• учредительные документы;

• документ о государственной регистрации соискателя — юридического лица;

• протокол собрания учредителей об утверждении учредительных документов, утверждении на должности единоличного исполнительного органа, руководителя коллегиального исполнительного органа;

• сведения о составе акционеров (участников);

• документы, подтверждающие оплату уставного капитала;

• документы о государственной регистрации юридических лиц, являющихся учредителями, аудиторское заключение о достоверности их бухгалтерской (финансовой) отчетности за

последний отчетный период;

• сведения о единоличном исполнительном органе, руководителе коллегиального исполнительного органа, руководителе филиала, главном бухгалтере с приложением документов, подтверждающих соответствие указанных лиц, квалификационным и иным требованиям, установленным Законом РФ № 4015-1, сведения о руководителе ревизионной комиссии;

• сведения об актуарии;

• документы, подтверждающие источники происхождения денежных средств, вносимых учредителями — физическими лицами в уставный капитал;

• сведения о внутреннем аудиторе, руководителе службы внутреннего аудита приложением документов, подтверждающих их соответствие квалификационным требованиям, установленным Законом РФ №4015-1;

• положение о внутреннем аудите;

• документы, подтверждающие соответствие соискателя лицензии требованиям, установленным законодательством РФ го государственной тайне;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• иные документы, подтверждающие соответствие требованиям, установленным федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования к страховщикам1.

Однако это не означает, что теперь перечисленные документы не надо представлять вообще. Согласно нововведениям, внесенным в п. 2 ст. 32.9 Закона РФ №4015-1, страховщик независимо от вида страхования обязан представлять в орган страхового надзора:

• правила страхования;

• расчеты страховых тарифов вместе со ссылкой на методику актуарных расчетов, структурой тарифной ставки;

• положение о формировании страховых резервов.

Страховая организация обязана уведомлять в письменном форме орган страхового надзора о видах страхования, которые она намерена осуществлять в рамках соответствующего вида деятельности, в порядке и сроке, которые установлены органом страхового надзора.

Об изменениях, внесенных в указанные документы, страховщик обязан сообщать в письменной форме в орган страхового надзора и предоставлять документы, подтверждающие эти изменения.

Заявление о предоставлении лицензии с прилагаемыми документами соискатель может направить в орган страхового надзора в виде электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной

электронной подписью.

II. Для получения лицензии на осуществление взаимного страхования соискатель — некоммерческая организация представляет в орган страхового надзора:

• заявление о предоставлении лицензии;

• устав общества взаимного страхования (далее — ОВС);

• документ о государственной регистрации ОВС в качестве юридического лица;

• сведения о председателе правления, директоре, главном бухгалтере с приложением документов, подтверждающих соответствие указанных лиц квалификационным и иным требованиям, установленным Законом РФ № 4015-1, сведения о председателе ревизионной комиссии, внутреннем аудиторе ОВС;

• сведения о юридических лицах — членах ОВС с указанием имущественных интересов;

• положения о внутреннем аудите;

• сведения об актуарии2.

III. Для получения лицензии на осуществление посреднической деятельности в качестве страхового брокера соискатель представляет в орган страхового надзора:

• заявление о предоставлении лицензии;

• документ о государственной регистрации соискателя в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;

• учредительные документы соискателя — юридического лица;

• сведения о руководителя и главном бухгалтере страхового брокера — юридического лица или сведения о страховом брокере — индивидуальном предпринимателе с приложением документов, подтверждающих соответствие указанных лиц квалификационным требованиям, установленным Законом РФ №4015-1.

Страховому брокеру не надо будет представлять образцы договоров, необходимых для осуществления страховой брокерской деятельности и документы, подтверждающие квалификацию его работников. Все документы представляются в виде засвидетельственных в нотариальном порядке копий.

IV. Соискатели лицензий, дочерние общества по отношению к иностранным инвесторам или имеющим долю иностранных инвесторов в уставных капиталах более 49%, в дополнение к документам, указанным в п. 3 ст. 32 Закона РФ №4015-1, представляют в соответствии с установленным законодательством следующие сведения:

• места учреждения иностранных инвесторов;

• согласие органа страхового надзора за страховой деятельностью страны места учреждения на участие иностранных инвесторов в уставных капиталах страховых организаций, созданных на территории РФ, уведомляют орган страхового надзора об отсутствии требований к наличию такого согласия в стране места учреждения иностранных инвесторов (данные требования не изменились).

В действующем Законе РФ №4015-1 на принятие решения о сроках выдачи лицензии или об отказе органу страхового надзора дается 120 дней и 60 дней для принятия решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии на осуществление дополнительного вида добровольного и (или) обязательного страхования. Орган страхового надзора обязан сообщить соискателю лицензии о принятии такого решения в течение 5 рабочих дней со дня его принятия.

С 2014 г. сроки уменьшаются, в том числе в случае:

• несоответствия заявления о предоставлении лицензии и иных документов установленным требованиям и (или) представления документов не в полном объеме в течение 3-х рабочих дней со дня их поступления направляет соискателю уведомление в письменной форме о необходимости устранения 30-дневный срок выявленных нарушений и (или) представления документов в полном объеме;

• непредставления соискателем в 30-дневный срок оформленного в надлежащей форме заявления о предоставлении лицензии и (или) в полном объеме прилагаемых к нему документов ранее представленное заявление о предоставлении лицензии, а прилагаемые документы возвращаются соискателю;

• при представлении в надлежащей форме всех указанных документов орган страхового надзора в течение трех рабочих дней со дня их представления принимает решение об их рассмотрении или в случае их несоответствия — о возврате документов с мотивированным обоснованием причин возврата.

Об изменениях, внесенных в документы, страховщики и страховые брокеры обязаны сообщать в письменной

форме в орган страхового надзора и одновременно представлять документы, подтверждающие эти изменении, в течение 30 дней со дня внесения изменений.

Решение о выдаче (об отказе в выдаче) лицензии принимается органом страхового надзора в срок, не превышающий 30 рабочих дней со дня получения данным органом всех предусмотренных документов.

Таким образом, введенные новшества в лицензировании страховщиков будет способствовать упорядочению:

• обязательных реквизитов в лицензиях нового образца;

• процедуры получения лицензии;

• оснований для отказа соискателю в выдаче лицензии;

• ограничения и приостановление действия лицензии;

• процедуры прекращения деятельности субъектов страхового дела.

1 В данном тексте выделены положения, которых нет в действующем Законе РФ № 4015-1.

2 В данном тексте выделили новые документы для получения лицензии.

Литература

1. Федеральный Закон №234-Ф3 от 23.07.2013 г. «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации», принят Госдумой 05.07.2013 г., одобрен Советом Федерации 10.07.2013 г.

2 Федеральный Закон №4015-1-ФЗ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 27.11.1992 г. (в ред. от 21.07.2014 г.).

Literature

1. The federal Law No. 234-FZ of 23.07.2013. «About modification of the Law of the Russian Federation «About the organization of insurance matter in the Russian Federation», it is accepted by the State Duma of 05.07.2013, it is approved by the Federation Council of 10.07.2013.

2. The federal Law No. 4015-1-FZ «About the organization of insurance matter in the Russian Federation» of 27.11.1992 (in an edition of 21.07.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.