Научная статья на тему 'Порядок лицензирования страховой деятельности в России'

Порядок лицензирования страховой деятельности в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6113
570
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАХОВАНИЕ / СТРАХОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INSURANCE / СТРАХОВЩИК / СТРАХОВАТЕЛЬ / INSURER / ЛИЦЕНЗИЯ / LICENSE / ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ / LICENSING / ОРГАН СТРАХОВОГО НАДЗОРА / INSURANCE SUPERVISORY AUTHORITY / БАНК РОССИИ / BANK OF RUSSIA / СТРАХОВЫЕ КОМПАНИИ / INSURANCE COMPANIES / СТРАХОВЫЕ БРОКЕРЫ / INSURANCE BROKERS / ПЕРЕСТРАХОВЩИКИ / REINSURERS / ОБЩЕСТВА ВЗАИМНОГО СТРАХОВАНИЯ / MUTUAL INSURANCE SOCIETY / POLICYHOLDER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Быкова Наталья Николаевна, Курилова Анастасия Александровна

В современном обществе, с развитием рыночной экономики, страхование играет важную и многостороннюю роль. В основу страхования заложены перераспределительные процессы по объединению экономических рисков с последующими вариантами их возвращения. При наступлении неблагоприятного события, возникает необходимость обезопасить себя, что создает потребность в страховании, а возможность покрытия ущерба у лица, стремящегося к страховой защите, провоцирует страховой интерес. В связи с этим, возникает потребность в услугах страхования, которые страховая организация способна оказать, преследуя свои интересы получение дохода от страховой деятельности. Развитие страховых отношений и услуг способно повысить экономическую стабильность общества и уровень социальной защищенности граждан, более того существует возможность привлечения инвестиционных ресурсов в экономику в целом. В настоящее время в России установлены обязательная регистрация страховых организаций, лицензирование данного вида деятельности и проведение обязательного контроля за осуществлением страховой деятельности, осуществляемого органами страхового надзора. Государственный надзор за страховой деятельностью осуществляется в целях соблюдения требований законодательства Российской Федерации о страховании, эффективного развития страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства, таким образом, обеспечивается соблюдение страховыми организациями правил конкурентной борьбы. Главная цель лицензирования это проверка готовности страховой организации к качественному проведению страховой деятельности, а также в определении основных сфер этой деятельности. Процесс лицензирования имеет свои определенные тонкости и нюансы. Статья посвящена порядку лицензирования страховой деятельности в Российской Федерации на современном этапе развития экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LICENSING OF INSURANCE ACTIVITY IN RUSSIA

In modern society, with the development of market economy, insurance plays an important and multifaceted role. The basis for insurance laid redistributive processes to integrate economic risks with subsequent versions of their return. Upon the occurrence of the adverse event, there is a need to protect themselves, which creates the need for insurance and the possibility of covering damage to a person seeking insurance protection, provokes insurable interest. In this regard, there is a need for insurance services insurance organization can have in pursuing their interest-earning income from insurance activities. Development of insurance and services can improve the economic stability of the society and the level of social protection of citizens, moreover there is the possibility of attracting investment resources in the economy as a whole. Now in Russia established compulsory registration of insurance companies, licensing the activity and mandatory monitoring of the implementation of the insurance activity, carried out by insurance supervisory bodies. State control over insurance activity is carried out in order to comply with the requirements of the legislation of the Russian Federation on insurance, effective development of insurance services, the protection of the rights and interests of policyholders, insurers, and other interested individuals and States, thus, insurance companies are enforced competition policy. The main purpose of licensing is an insurance organization readiness check to the qualitative conducting insurance activities, as well as in the identification of the main areas of this activity. The licensing process has its subtleties and nuances. The article is devoted to the order of licensing of insurance activity in the Russian Federation at the present stage of development of the economy.

Текст научной работы на тему «Порядок лицензирования страховой деятельности в России»

экономические науки

Быкова Наталья Николаевна, Курилова Анастасия Александровна ПОРЯДОК ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ...

УДК 336.233.2

ПОРЯДОК ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ

© 2017

Быкова Наталья Николаевна, старший преподаватель кафедры «Финансы и кредит» Курилова Анастасия Александровна, доктор экономических наук, заведующий кафедрой «Финансы и кредит» Тольяттинский государственный университет (445020, Россия, Тольятти, ул. Белорусская, 14, e-mail: [email protected])

Аннотация. В современном обществе, с развитием рыночной экономики, страхование играет важную и многостороннюю роль. В основу страхования заложены перераспределительные процессы по объединению экономических рисков с последующими вариантами их возвращения. При наступлении неблагоприятного события, возникает необходимость обезопасить себя, что создает потребность в страховании, а возможность покрытия ущерба у лица, стремящегося к страховой защите, провоцирует страховой интерес. В связи с этим, возникает потребность в услугах страхования, которые страховая организация способна оказать, преследуя свои интересы - получение дохода от страховой деятельности. Развитие страховых отношений и услуг способно повысить экономическую стабильность общества и уровень социальной защищенности граждан, более того существует возможность привлечения инвестиционных ресурсов в экономику в целом. В настоящее время в России установлены обязательная регистрация страховых организаций, лицензирование данного вида деятельности и проведение обязательного контроля за осуществлением страховой деятельности, осуществляемого органами страхового надзора. Государственный надзор за страховой деятельностью осуществляется в целях соблюдения требований законодательства Российской Федерации о страховании, эффективного развития страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства, таким образом, обеспечивается соблюдение страховыми организациями правил конкурентной борьбы. Главная цель лицензирования - это проверка готовности страховой организации к качественному проведению страховой деятельности, а также в определении основных сфер этой деятельности. Процесс лицензирования имеет свои определенные тонкости и нюансы. Статья посвящена порядку лицензирования страховой деятельности в Российской Федерации на современном этапе развития экономики.

Ключевые слова: Страхование, страхователь, страховщик, страховая деятельность, лицензия, лицензирование, орган страхового надзора, Банк России, страховые компании, страховые брокеры, перестраховщики, общества взаимного страхования.

LICENSING OF INSURANCE ACTIVITY IN RUSSIA

© 2017

Bykova Natalia Nikolaevna, senior lecturer in the Department of "Finance and credit" Kurilova Anastasia Alexandrovna, doctor of economical science, head of Department «Finance and Credit» Togliatti State University (445020, Russia, Togliatti, st. Belarusian, 14, e-mail: [email protected])

Abstract. In modern society, with the development of market economy, insurance plays an important and multifaceted role. The basis for insurance laid redistributive processes to integrate economic risks with subsequent versions of their return.

Upon the occurrence of the adverse event, there is a need to protect themselves, which creates the need for insurance and the possibility of covering damage to a person seeking insurance protection, provokes insurable interest. In this regard, there is a need for insurance services insurance organization can have in pursuing their interest-earning income from insurance activities. Development of insurance and services can improve the economic stability of the society and the level of social protection of citizens, moreover there is the possibility of attracting investment resources in the economy as a whole. Now in Russia established compulsory registration of insurance companies, licensing the activity and mandatory monitoring of the implementation of the insurance activity, carried out by insurance supervisory bodies. State control over insurance activity is carried out in order to comply with the requirements of the legislation of the Russian Federation on insurance, effective development of insurance services, the protection of the rights and interests of policyholders, insurers, and other interested individuals and States, thus, insurance companies are enforced competition policy. The main purpose of licensing is an insurance organization readiness check to the qualitative conducting insurance activities, as well as in the identification of the main areas of this activity. The licensing process has its subtleties and nuances. The article is devoted to the order of licensing of insurance activity in the Russian Federation at the present stage of development of the economy.

Keywords: Insurance, the policyholder, the insurer, insurance, license, licensing, insurance supervisory authority, Bank of Russia, insurance companies, insurance brokers, reinsurers, mutual insurance society.

Страхование выступает важным элементом функционирования финансовой системы государства, способного обеспечить непрерывность общественного воспроизводства, зависящую от негативных последствий, стихийных бедствий, аварий, природно-естественных и промышленных катастроф и других непредвиденных событий, которые обуславливают высокие риски потери имущества, а также гарантируют социальную защиту населения и стабилизируют процесс инвестирования в экономику [1, с. 175].

В процессе формирования рыночной инфраструктуры аспекты страхования хозяйственной деятельности приобретают особое значение. Страхование влияет на развитие и повышение инвестиционных возможностей, а также на увеличение благосостояния нации [2].

Без точной регламентации и без обдуманных законодательных актов, определяющих порядок организации и деятельности страховщиков, успешное развитие рынка страхования невозможно. Основой экономического

порядка в страховании выступает законодательство. Государство осуществляет управление над процессами, происходящими в страховании, путем принятия правовых норм и обеспечением надзора за их соблюдением, с помощью специально уполномоченных органов. В Российской Федерации система законодательства в области страхования достаточно развита. Здесь можно назвать Гражданский кодекс Российской Федерации [3], Федеральный закон «О защите конкуренции» [4], Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» [5], Федеральный закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации» [6] и ряд других законодательных и нормативных актов.

Страховые компании - это организации, осуществляющие преимущественно защиту интересов физических, юридических лиц и муниципальных образований при различных событиях, называемых страховыми случаями [6].

Очевидно, что такие структуры не могут заниматься своей деятельностью без соответствующего на то разре-

шения государства.

В Российской Федерации такое разрешение называется лицензией и выдается органом страхового надзора

- Центральным банком Российской Федерации (далее ЦБ РФ, Банк России) [7].

Лицензирование деятельности в области страхования способствует максимальной защите страхователей от недобросовестных страховщиков, а также полностью исключает появление на рынке фирм-однодневок, которые будут незаконно присваивать денежные средства клиентов.

Таким образом, каждая страховая компания должна иметь лицензию на осуществление страховой деятельности. Более того, содержание данной лицензии должно быть доступно всем потенциальным страхователям. При этом каждый потенциальный страхователь перед заключением договора страхования может проверить наличие или отсутствие лицензии у страховщика, а также информацию об ограничении или приостановлении деятельности лицензии в вестнике Банка России.

Подробнее остановимся на особенностях лицензирования страховой деятельности в России.

Главный закон, регулирующий страховую деятельность в нашей стране, - это Закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее по тексту

- Закон) [6].

Текст данного документа гласит, что осуществлять свою деятельность субъекты страхового дела могут только при наличии лицензии.

Данный закон содержит:

- основные понятия в области лицензирования страховой деятельности в РФ;

- основания и порядок выдачи лицензий;

- права и обязанности субъектов страхового рынка и органов страхового надзора;

- основания и порядок приостановления и ограничения действия лицензии;

- основания и порядок отзыва лицензии у организаций или индивидуальных предпринимателей, которые занимаются страховой деятельностью.

Выдаются лицензии на право осуществлять данную деятельность Банком России, который с 2013 года является единственным органом страхового надзора в Российской Федерации.

Банк России имеет право приостанавливать или ограничивать действие лицензии, а также отзывать лицензию у субъектов страхового дела.

Важен факт, кто относится к субъектам страхового дела. Исходя из текста действующего законодательства следует, что это страховые компании, перестраховщики, общества взаимного страхования, а также страховые брокеры.

Чтобы получить соответствующую лицензию, данные организации должны соответствовать всем требованиям, которые предъявляет закон к организациям, осуществляющим страховую деятельность в России.

Кроме того, ЦБ РФ ведет единый государственный реестр субъектов страхового дела, содержащий сведения об их наименованиях, руководителях, реквизитах, местонахождении, номере и даты выдачи, отзыва и приостановлении лицензии, а также о видах деятельности, на осуществление которых выдается лицензия [8-11].

Итак, Центральный банк России занимается выдачей лицензий на страхование. Рассмотрим, какие виды лицензий бывают.

Страховые компании могут получить лицензию на следующие виды страхования: добровольное (страхование имущества, жизни и личное страхование), обязательное (обязательное страхование гражданской ответственности и др.), перестрахование [12, 13, 14, 15].

Перестраховочные организации, соответственно, получают лицензию на перестрахование.

Общества взаимного страхования могут рассчитывать на получение лицензии на взаимное страхование в

добровольной или обязательной форме [16, 17]._

Страховой брокер - на осуществление посреднической деятельности в страховании [18].

Чтобы получить соответствующую лицензию, данные организации должны соответствовать всем требованиям, которые предъявляются к организациям, осуществляющим страховую деятельность в России. Эти требования закреплены в законе «Об организации страхового дела в РФ» и других актах РФ [6].

Первое требование, которое мы рассмотрим, это требование к уставному капиталу страховой организации. Так, закон устанавливает минимальный размер уставного капитала для организаций, занимающихся страховой деятельностью в РФ.

Величина минимального уставного капитала для получения лицензии зависит от вида страхования, по которому страховая компания желает получить лицензию.

Базовый размер уставного капитала для страховой организации равен 120 млн. рублей, такой капитал позволит получить лицензию на осуществление личного страхования (без страхования жизни), имущества, предпринимательских рисков и гражданской ответственности.

Для страхования жизни необходимо увеличить уставной капитал в два раза - до 240 млн. рублей, а для реализации перестрахования - до 480 млн. рублей.

Однако если страховщик занимается только медицинским страхованием, минимальная величина уставного капитала для него равна 60 млн. рублей [19,20].

Другое требование - доля участия в этом капитале иностранных инвесторов.

Так, дочерние организации иностранных компаний либо компаний, уставной капитал которых содержит более 49% долей иностранных инвесторов, не могут заниматься в России страхованием имущества, жизни и здоровья населения за счет бюджетных средств.

Это касается и страхования рисков, связанных с закупками товаров, работ, услуг, обеспечивающих государственные и муниципальные нужды, страхования имущественных интересов государственных и муниципальных организаций.

А компании, имеющие в своем уставном капитале более 51% доли иностранных инвесторов, дополнительно к вышесказанному, не смогут получить лицензию на ОСАГО и на страхование интересов граждан, связанных с дожитием до определенных возраста.

Кроме всего прочего, вышеупомянутый иностранный инвестор должен не менее 5 лет осуществлять свою деятельность в соответствии с действующим страховым законодательством РФ.

Следующее требование для выдачи лицензии - это соответствие руководящих лиц квалификационным требованиям. Особое внимание необходимо уделять образованию, опыту работы и профессиональным качествам лиц, занимающих руководящие посты в страховой компании (генеральный директор, главный бухгалтер и т. п.), поскольку в Законе обозначены строгие требования к данным сотрудникам. Несоблюдение требований ведет к отказу в выдаче лицензии.

Генеральный директор должен иметь диплом о высшем образовании и не менее чем двухлетний стаж руководящей должности в субъекте страхового дела.

На позицию главного бухгалтера страховой или перестраховочной компании назначается лицо, соответствующее требованиям Федерального закона «О бухгалтерском учете» [21], и имеющее не менее чем пятилетний стаж, при этом два года из последних пяти необходимо быть сотрудником страховой или перестраховочной компании.

Главному бухгалтеру страхового брокера необходимо иметь диплом о высшем образовании и страховой стаж по специальности как минимум два года.

Лицо, занимающее позицию главного бухгалтера в обществе взаимного страхования, имеет высшее образование и двухлетний страж по специальности в субъекте страхового дела.

Внутренний аудитор не сможет работать без высше-Karelian Scientific Journal. 2017. Т. 6. № 4(21)

экономические науки

Быкова Наталья Николаевна, Курилова Анастасия Александровна ПОРЯДОК ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ...

го образования в экономической, финансовой или юридической сфере и двухлетнего стажа в страховой, перестраховочной или другой финансовой или аудиторской компании.

Кроме того, внутренним аудитором не может быть лицо, являющееся акционером или родственником руководителя, акционера, главного бухгалтера либо члена совета директоров страховщика, а также лицо, которое в течение двух предшествующих лет занимало должность главного бухгалтера или руководителя организации.

Квалификация актуария страховой организации должна соответствовать требованиям Федерального закона «Об актуарной деятельности в Российской Федерации» [22].

Помимо всего прочего, место генерального директора, главного бухгалтера, аудитора и члена совета директоров не могут занимать лица, руководящие в прошлом организациями, у которых была отозвана или приостановлена лицензия на страхование, если с момента отзыва прошло меньше чем три года, а также лица, имеющие непогашенную судимость или дисквалификацию за нарушения в финансовой сфере.

Итак, мы рассмотрели три главных требования, несоблюдение которых приведет к отказу в получении лицензии на страховую деятельность: минимальная величина уставного капитала, доля участия в уставном капитале иностранных инвесторов и квалификационные соответствия руководителей страховщика.

Существуют и другие основания для отказа Центральным банком в выдаче лицензии на страхование, например, несостоятельность субъекта страховой деятельности или наличие действующего предписания ЦБ РФ, связанного с финансовой устойчивостью. Также основанием для отказа может быть несоответствие документов, представленных для рассмотрения заявления о выдаче лицензии [23].

Для получения лицензии на страхование соискателю необходимо представить в Центральный банк для рассмотрения следующие документы:

- заявление;

- учредительные документы, включая протокол общего собрания учредителей о назначении руководителя;

- свидетельство о государственной регистрации юридического лица и лиц, являющихся учредителями;

- сведения о составе акционеров;

- платежные документы, свидетельствующие об оплате уставного капитала в полном объеме, включая документы подтверждающие источники данных денежных средств;

- заключение аудита о достоверности бухгалтерской отчетности учредителей за последний отчетный период;

- документы, подтверждающие квалификационные соответствия руководителей организации и ревизионной комиссии;

- сведения об актуарии и внутреннем аудиторе, а также положение о внутреннем аудите;

- документы, подтверждающие соответствие организации требованиям о государственной тайне.

Решение о выдаче лицензии Банк России принимает в течение 30 дней.

В лицензии должна содержаться следующая информация:

- название органа, выдавшего лицензию, - Банк России;

- наименование субъекта страхового дела, получившего лицензию;

- почтовый адрес и местонахождение страховой организации;

- ОГРН юридического лица или индивидуального предпринимателя и ИНН;

- вид страховой деятельности, осуществляемой организацией в рамках выданной лицензии;

- номер записи в едином государственном реестре субъектов страхового дела;

- номер и дата выдачи лицензии, а также номер и дата принятия решения о ее выдаче.

Следует иметь в виду, что лицензия на страховую деятельность предусматривает плату в федеральный бюджет. Лицензионный сбор уплачивают после принятия положительного решения о предоставлении лицензии.

Лицензия на страхование выдается бессрочно и прекращает свое действие в случае прекращения существования страховщика. Отметим, что после того, как принято решение про лицензирование страховой деятельности, один экземпляр правил структуры и страхования с отметкой Банка России вернется страховому предприятию. Следует особо подчеркнуть, что лицензия для осуществления страховой деятельности действует только на определенной территории РФ, заявленной страховщиком.

Однако лицензия может быть приостановлена или даже отозвана Центробанком в случае серьезного нарушения организацией страхового законодательства РФ.

Рассмотрим ограничения действия и приостановление лицензии.

В случае если компания или индивидуальный предприниматель, которые получили лицензию, допустят нарушение законодательства в области страхования, то Банк России сможет ограничить действие лицензии или приостановить ее действие.

В случае обнаружения такого правонарушения Банк России выносит предписание, в котором содержится требование об устранении нарушения. Если несоответствия не будут устранены или организация, или предприниматель не направят документы, свидетельствующие об устранении нарушения, то Банк России имеет право приостановить или ограничить действие лицензии.

Ограничение действия лицензии означает, что страховая организация не сможет заключать отдельные виды договоров со страхователями.

Приостановление действия лицензии означает, что страховщик не имеет права заключать договоры по всем видам страхования, предусмотренным в лицензии.

При этом информация об ограничении или приостановлении действия лицензии публикуется в вестнике Банка России. Публикации в вестнике Банка России можно также найти на официальном сайте ЦБ РФ [24].

Ограничение или приостановление действия лицензии снимается после полного исключения нарушений. Информация о возобновлении действия лицензии также публикуется в вестнике Банка России.

Орган страхового надзора имеет право отозвать лицензию в случае неустранения нарушений, которые явились основанием для приостановления или ограничения действия лицензии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В этом случае страховая организация или индивидуальный предприниматель прекращает свою деятельность по страхованию.

Также Банк России имеет право отозвать лицензию в случае неоднократного нарушения норм законодательства в течение года (под неоднократностью подразумевается нарушение законодательства два или более раза) или в случае, если страховая организация в течение 12 месяцев не приступит к осуществлению страховой деятельности.

Отзыв лицензии также может быть осуществлен по заявлению самой страховой организации.

После отзыва лицензии страховая компания должна в течение полугода предоставить всю бухгалтерскую отчетность, оригинал лицензии, решение о ликвидации организации или прекращении деятельности по страхованию, документы, подтверждающие наличие или отсутствие требований страхователей или выгодоприобретателей и прочих контрагентов организации.

В течение шести месяцев организация обязана осуществить выплаты по страховым случаям и расторгнуть договоры со всеми страхователями. Также организация должна прекратить свое членство во всех некоммерческих организациях.

Сообщение об отзыве у организации или предпринимателя лицензии также публикуется в вестнике Банка России [24].

И так, в заключение отметим, что лицензирование страховой деятельности является обязательным этапом начала работы любой страховой компании [21]. Лицензия необходима для осуществления обязательного и добровольного, личного и имущественного страхования. Компании ограничиваются в своей работе тем набором услуг, которые перечисленные в выданных им лицензиях. Например, лицензирование страховых компаний на право оказывать услуги по перестрахованию подразумевает, что непосредственно страхованием такие организации заниматься уже не могут. Также в лицензии перечисляются направления работы юридических лиц (физические лица страхованием заниматься не могут по определению). Лицензированию подлежит только те функции, которые связаны с формированием специальных денежных фондов, используемых в будущем для выплат страховки. Сюрвейеры, например, в лицензии не нуждаются.

Кроме этого, подчеркнем, что в результате действия строгих правил количество субъектов, осуществляющих страховую деятельность в России, постепенно уменьшается.

С одной стороны, это является плюсом, поскольку уходят все ненадежные игроки страхового рынка.

С другой, это минус, поскольку конкуренция среди игроков страхового рынка уменьшается и создается угроза монополистического сговора крупных игроков.

Основная заслуга строгих требований законодательства в области лицензирования страховой деятельности в РФ заключается в том, что раскрываются эффективные инструменты воздействия на субъекты страхового рынка в случае нарушения законодательства в области страхования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Гаврилина Н.Е. Основы финансов и кредита / Н.Е. Гаврилина, Е.Н. Дербенёва. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. - 224 с.

2. О Концепции развития страхования в Российской Федерации: Распоряжение Правительства РФ от 25.09.2002 г. № 1361-р [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: Высшая Школа (дата обращения 29.10.2017 г.)

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ (ред. от 28.03.2017 г.) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: Высшая Школа (дата обращения 30.10.2017 г.)

4. О защите конкуренции: Федеральный закон от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ (ред. от 29.07.2017 г.) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: Высшая Школа (дата обращения 28.10.2017 г.)

5. О лицензировании отдельных видов деятельности: Федеральный закон от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ (ред. от 29.07.2017 г.) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: Высшая Школа (дата обращения 04.11.2017 г.)

6. Об организации страхового дела в Российской Федерации: Федеральный закон от 27.11. 1992 г. № 4015-1 (ред. от 26.07.2017 г.) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: Высшая Школа (дата обращения 28.10.2017 г.)

7. Захарова Н.А., Бевзюк Е.А., Кабанцева Н.Г., Ларионова В.А., Слесарев С.А. Комментарий к Закону РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2014.

8. О порядке и сроках замены бланков лицензий на осуществление страхования (перестрахования) в целях приведения их в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации: Указание Банка России от 19.06.2014 г. № 3285-У [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: Высшая Школа (дата обращения 09.11.2017 г.)

9. Об установлении формы бланка лицензии на осуществление страховой деятельности: Указание Банка России от 23.04.2014 г. № 3238-У (ред. от 16.11.2014 г.) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: Высшая 148

Школа (дата обращения 30.10.2017 г.)

10. О формах, сроках и порядке составления и представления отчетности страховыми организациями и обществами взаимного страхования в Центральный банк Российской Федерации: Указание Банка России от 21.04.2017 г. № 4356-У [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: Высшая Школа (дата обращения 03.11.2017 г.)

11. О составлении и представлении отчетности в порядке надзора и статистической отчетности страховых организаций и обществ взаимного страхования с 01.01.2016 г.: Информация > Банка России от 21.01.2016 г. Электронный ресурс] // Консультант Плюс: Высшая Школа

12. Каримуллина А.Э. Общая характеристика правовых ограничений в гражданско-правовом регулировании страховой деятельности и их классификация // Актуальные проблемы экономики и права. 2013. № 3 (27). С. 176-180.

13. Фукина С.П. Оценка модели развития страхового рынка России // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2014. № 2. С. 77-80.

14. Гафурова Г.Т. Оценка развития страхового рынка республики Татарстан // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 3. С. 39-43.

15. Быкова Н.Н. Сущность страхования и механизм реализации имущественного страхования на современном этапе // Вестник НГИЭИ. 2016. № 12 (67). С. 139-144.

16. О лицензировании деятельности по взаимному страхованию: Информационное письмо Росстрахнадзора от 01.02.2008 г. № 434/02 [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: Высшая Школа (дата обращения 02.11.2017 г.)

17. О требованиях, предъявляемых соискателям лицензии на осуществление взаимного страхования: Информационное письмо Росстрахнадзора от 11.06.2008 г. № 3286/02-01 [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: Высшая Школа (дата обращения 31.10.2017 г.)

18. Танага А.Н. Лицензирование деятельности страховых брокеров // Законы России: опыт, анализ, практика. 2013. № 2. С. 91 - 94.

19. Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.11.2010 г. № 326-ФЗ (ред. от 28.12.2016 г.) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: Высшая Школа (дата обращения 29.10.2017 г.)

20. Об особенностях лицензирования деятельности страховых медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от

31.12.2010 г. № 1227 (ред. от 29.08.2013 г.) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: Высшая Школа (дата обращения 25.10.2017 г.)

21. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от

06.12.2011 г. № 402-ФЗ (ред. от 18.07.2017 г.) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: Высшая Школа (дата обращения 28.10.2017 г.)

22. Об актуарной деятельности в Российской Федерации: Федеральный закон от 02.11.2013 г. № 293-ФЗ (ред. от 23.06.2016 г.) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: Высшая Школа (дата обращения 25.10.2017 г.)

23. Корпоративное право: учебник / Е.Г. Афанасьева, В.Ю. Бакшинскас, Е.П. Губин и др.; отв. ред. И.С. Шиткина. 2-е изд., перераб. и доп. М: КНОРУС, 2015. 1080 с.

24. Официальный сайт Центрального банка России www.cbr.ru (дата обращения 23.10.2017 г.)

25. Maria-Elena Gheordunescu, Analiysis of general insurance in the current period / Maria-Elena Gheordunescu // Management Strategies Journal. - 2015. - № 2(20). - P. 79-85

Статья поступила в редакцию 15.10.2017

Статья принята к публикации 26.12.2017

Karelian Scientific Journal. 2017. Т. 6. № 4(21)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.