ПРАВОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
УДК 368
СОЗДАНИЕ СТРАХОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В КОНТЕКСТЕ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ КАК ЕГО ХАРАКТЕРНОЙ ЧЕРТЫ
© Елена Юрьевна ВИХЛЯЕВА
Тамбовский государственный технический университет, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика», e-mail: [email protected]
Исследована процедура лицензирования деятельности в сфере страхования, выделены ее сущностные признаки как правового института, приведена характеристика его содержательного наполнения, а также обращено внимание на отдельные правоприменительные аспекты данного процесса. Сделан вывод о том, что процедура лицензирования деятельности потенциального субъекта страхового дела, являясь по существу правоограничительным средством гражданско-правового регулирования страховой деятельности, выступает одним из ключевых этапов создания юридического лица со специальной правоспособностью и характеризуется следующими признаками: имеет системообразующее значение в общей структуре правовых стимулов и ограничений гражданско-правового регулирования общественных отношений в сфере страховой деятельности; отражает охранительную и защитную функцию правового ограничения в гражданско-правовом регулировании общественных отношений в сфере страховой деятельности; выступая комплексным правовым ограничением свободы предпринимательской деятельности, предполагает выполнение различных обязанностей процессуального характера, таких как: обязанность по получению лицензии на право осуществления страховой деятельности; обязанность по обеспечению непрерывного действия лицензии, а также санкционные процедуры по ограничению, приостановлению действия, отзыву и аннулированию лицензии.
Ключевые слова: лицензирование; страхование; правовые ограничения; создание юридического лица; специальная правоспособность.
Процесс создания субъекта страховой деятельности является одним из наиболее ответственных этапов по правовому регулированию деятельности страховщика. По справедливому замечанию Н.Е. Карягина, А.В. Михайлова, М.Ю. Челышева, процедура создания хозяйствующих субъектов выступает, пожалуй, самой юридически значимой процедурой, которая непосредственно влияет на экономическое состояние государства. Совершенно очевидно, что степень экономической развитости страны находится в прямой зависимости с присущими для отдельного государства требованиями к хозяйствующим субъектам с существованием административных преград, которые нацелены на упорядочение их организации [1, ^ 124].
Ключевыми задачами по правовому регулированию процесса создания страховщи-
ка в качестве самостоятельного юридического лица выступают недопущение появления на страховом рынке недобросовестного субъекта предпринимательской деятельности, тем более, когда речь заходит о деятельности, связанной со страхованием рисков и иными финансовыми операциями, а также установление требования, обеспечивающего финансовую стабильность субъекта страхового дела. Решение поставленных задач возможно только при введении в действие механизма санкционирования допуска к осуществлению страховой деятельности, а именно: наличие процедуры лицензирования деятельности субъекта страховой сферы.
Необходимо заметить, что данный административный барьер, являющийся обязанностью потенциального страховщика по получению лицензии, напрямую связан с его
специальной правоспособностью, поскольку только обладание лицензией предоставляет субъекту страхового дела право осуществлять страховую деятельность, а также накладывает на него запрет на осуществление иных видов деятельности, кроме как страховой. Ввиду этого утверждение о системообразующем, системосвязующем значении процедуры лицензирования страховой деятельности в структуре общей системы правовых стимулов и ограничений гражданско-правового регулирования страховой деятельности является вполне рациональным и обоснованным.
Лицензирование деятельности страховщика как его обязанность и одновременно административный барьер являет собой по сути многосоставное правовое средство, которое включает в себя комплекс действий, подчиненных цели получения и сохранения лицензии страховщиком. Достаточно усложненный состав данного правового ограничения объясним алгоритмом процедур, которые сочетают в себе и публично-правовые, и частноправовые элементы правового регулирования [1, с. 124].
Процесс лицензирования - это строго регламентированный процесс, который основан на приоритетном использовании властно-правового (императивного) метода регулирования общественных отношений, целесообразность применения которого обусловлена самой ролью лицензирования, выступающего в известной мере в качестве ограничителя свободы предпринимательства в интересах общества в целом. Существование императивных норм права здесь предопределяется тем, что в ходе правового регулирования процедуры лицензирования очень тесно переплетаются нормы как гражданского, так и административного права [2, с. 14]. Мы разделяем точку зрения Ю.А. Тихомирова, что при помощи процедуры лицензирования видов страховой деятельности удостоверяется уровень общественной полезности деятельности хозяйствующего субъекта [3, с. 76].
Создание страховых организаций (корпораций) в целом осуществляется в общем порядке. Однако, для того чтобы осуществлять страховую деятельность, такие организации (корпорации) должны получить лицензию на осуществление страховой деятельности. Этим продиктованы особые требования,
предъявляемые к корпорациям, планирующим осуществлять страхование. При этом необходимо отметить, что входящие в структуру страховой корпорации отдельные юридические лица вне зависимости от наличия лицензии на право осуществления страховой деятельности у головной организации обязаны получить такую же лицензию, если они под эгидой корпорации (холдинга) планируют заниматься страховыми операциями.
Согласно п. 11 ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» [4], абз. 2 п. 2 ст. 4.1 Закона РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» [5], деятельность субъектов страхового дела подлежит лицензированию.
Достоинством новой редакции Закона РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» следует признать градацию видов страхования (ст. 32.9 Закона), в пределах которой снимается несоответствие понятий «вид страховой деятельности» и «вид страхования», которое ранее вызывало множество спорных вопросов [5].
Согласно действующему законодательству, лицензия на осуществление страхования, перестрахования, взаимного страхования, посреднической деятельности в качестве страхового брокера - специальное разрешение на право осуществления страховой деятельности, предоставленное органом страхового надзора субъекту страхового дела [5].
Лицензия выдается:
1) страховой организации на осуществление:
- добровольного страхования жизни;
- добровольного личного страхования, за исключением добровольного страхования жизни;
- добровольного имущественного страхования;
- вида страхования, осуществление которого предусмотрено федеральным законом о конкретном виде обязательного страхования;
- перестрахования в случае принятия по договору перестрахования обязательств по страховой выплате;
2) перестраховочной организации на осуществление перестрахования;
3) обществу взаимного страхования на осуществление взаимного страхования в форме добровольного страхования, а в случаях, если в соответствии с федеральным законом о конкретном виде обязательного страхования общество имеет право осуществлять обязательное страхование, в форме обязательного страхования;
4) страховому брокеру на осуществление посреднической деятельности в качестве страхового брокера.
Так, в тексте лицензии на осуществление страхования, выданной до вступления в силу новой редакции указанного закона, перечислялись виды страховой деятельности, перечень которых был установлен в приказе Росстрахнадзора РФ от 19 мая 1994 г. № 02-02/08 [6, с. 3]. Сами же виды страховой деятельности, которые определяли пределы специальной правоспособности страховщика, содержались в приложении к лицензии [7, с. 91]. До вступления в силу новой редакции Закона РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» их формулировал непосредственно сам страховщик, который представлял документы на лицензирование, а утверждал их орган страхового надзора. Ввиду этого в практической деятельности страховых организаций (корпораций) возникали разногласия, связанные с установлением юридических фактов, которые могут служить основанием для признания договора страхования недействительным в соответствии с положениями ст. 173 Государственного кодекса РФ (ГК РФ) (при превышении страховщиком пределов правоспособности).
В действующей редакции Закона РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» установлен закрытый перечень видов страхования, на производство которых страховщик должен в установленном порядке получить разрешение (лицензию). В лицензии страховщика на право осуществления страховой деятельности указываются виды страхования, которые предусмотрены этим перечнем. Это, безусловно, позволяет контрагенту страховщика точно определять границы его специальной правоспособности [8, с. 87]. Лицензия, которая выдается страховщику, должна содержать виды страхования, предусмотренные классификацией: добро-
вольное или обязательное страхование; осуществление взаимного страхования; перестрахование; осуществление посреднической деятельности в качестве страхового брокера.
Поскольку лицензируется не в целом страховая деятельность компании, а каждый вид страхования, то требования, предъявляемые к страховым компаниям, в т. ч. в отношении уставного капитала, пакета документов, различаются в зависимости от того, какой вид или виды страхования планируются страховой организацией к осуществлению [9, с. 105].
Процесс получения лицензии состоит из определенного алгоритма действий, состоящих в предоставлении потенциальным страховщиком предусмотренного законом перечня документов и рассмотрения Центральным банком РФ представленных документов, по итогам чего принимается решение либо о выдаче лицензии, либо об отказе в выдаче лицензии.
В целях соискания лицензии на осуществление различных видов страхования потенциальный страховщик представляет в орган страхового надзора - Центральный банк РФ -определенные документы, которые отличаются в зависимости от категории субъекта страхового дела и вида страхования, которое он планирует осуществлять [10].
В общем виде этот пакет документов выглядит следующим образом:
1) заявления о предоставлении лицензии;
2) учредительные (статусные) документы самого соискателя лицензии;
3) свидетельство о государственной регистрации в качестве юридического лица соискателя лицензии;
4) протокол общего собрания учредителей об утверждении учредительных (статусных) документов и утверждения на должности исполнительного единоличного органа, руководителя исполнительного коллегиального органа;
5) сведения о количественном составе участников (акционеров);
6) документы, которые подтверждают оплату в полном размере уставного капитала соискателя лицензии;
7) свидетельства о государственной регистрации юридических лиц, которые являются учредителями субъекта страхового дела, аудиторские заключения о достоверности
их финансовой (бухгалтерской) отчетности, если для таких лиц предусмотрен обязательный аудит;
8) положение о внутреннем аудите;
9) сведения о руководителе коллегиального исполнительного органа, единоличном исполнительном органе, главном бухгалтере, руководителе филиала с приложением документов, которые подтверждают соответствие указанных лиц квалификационным требованиям, сведения о ревизоре соискателя лицензии;
10) сведения об актуарии;
11) документы, которые подтверждают источники происхождения денежных средств, вносимых учредителями соискателя лицензии - физическими лицами в уставный капитал;
12) сведения о внутреннем аудиторе, руководителе службы внутреннего аудита соискателя лицензии с приложением документов, подтверждающих их соответствие квалификационным требованиям;
13) документы, которые подтверждают соответствие соискателя лицензии требованиям, установленным законодательством о государственной тайне);
14) документы, которые подтверждают соответствие соискателя лицензии требованиям о конкретных видах обязательного страхования [5].
Помимо учредительных документов будущая страховая организация в Центральный Банк РФ представляет также экономическое обоснование осуществления видов страхования и положение о формировании страховых резервов. Представляемое экономическое обоснование осуществления видов страхования состоит из бизнес-плана по страхованию и перестрахованию на год [11, с. 55].
Кроме того, к числу необходимых документов относятся, например, проекты правил страхования по видам страхования, предусмотренным Законом РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» с образцами используемых документов, а также подробные расчеты страховых тарифов [12, с. 3].
Существует позиция, согласно которой требование представления данных документов противоречит ст. 943 и 954 ГК РФ, по смыслу которых страховщик может осуществлять страховую деятельность, не состав-
ляя и не используя правила страхования и страховые тарифы [13, с. 234]. В связи с этим представляется, что нормы Закона об организации страхового дела и ГК РФ не должны входить в противоречие, поскольку регулируют принципиально различные отношения. ГК РФ регулирует договорные отношения в сфере страхования, а Закон об организации страхового дела - отношения между лицами, осуществляющими виды деятельности в сфере страхового дела, отношения по осуществлению государственного надзора за их деятельностью, а также иные отношения, связанные с организацией страхового дела [14, с. 58].
Перечень документов, который представляется соискателем лицензии для получения лицензии на осуществление страховой деятельности, является исчерпывающим, но в тех случаях, когда законодательство об обязательном страховании и его отдельных видах предусматривает дополнительные требования к страховщикам, последний должен представить дополнительные документы [15, с. 33].
Для целей проверки представленной соискателем лицензии информации Центральный Банк РФ как орган страхового надзора вправе направлять в различные организации запросы о предоставлении информации, касаемо документов, которые представил соискатель лицензии. В том случае, если заявление о предоставлении лицензии и иные документы не соответствуют требованиям, предусмотренным законодательством, или приложенные к заявлению документы представлены не в полном объеме, орган страхового надзора в течение 3 рабочих дней со дня их поступления направляет соискателю лицензии в письменной форме уведомление о необходимости устранения в течение 30 дней выявленных нарушений и предоставления соискателем лицензии в полном объеме необходимого комплекта документов [16, с. 58].
В случае непредставления соискателем лицензии в 30-дневный срок заявления о предоставлении лицензии, оформленного в надлежащей форме, и (или) прилагаемых к нему документов в полном объеме ранее представленное заявление о выдаче лицензии и прилагаемые к нему документы возвращаются соискателю лицензии.
Срок принятия органом страхового надзора решения об отказе в выдаче лицензии или о предоставлении лицензии исчисляется со дня поступления в орган страхового надзора в полном объеме документов, оформленных в надлежащей форме.
Заявление о выдаче лицензии, а также прилагаемые к нему документы соискатель лицензии вправе направить в орган страхового надзора в виде электронных документов, которые подписаны усиленной электронной подписью.
Окончательное принятие решения об отказе в выдаче или о выдаче лицензии осуществляется органом страхового надзора в течение 30 рабочих дней со дня получения органом страхового надзора всех документов, необходимых для получения лицензии соискателем лицензии. О принятом решении орган страхового надзора обязан проинформировать соискателя лицензии в течение 5 рабочих дней со дня его принятия.
Документальное содержание лицензии на право осуществления страховой деятельности должно состоять из следующих сведений:
1) наименование органа государственной власти, выдавшего лицензию;
2) фирменное наименование субъекта страхового дела - соискателя лицензии;
3) почтовый адрес и место нахождения субъекта страхового дела;
4) идентификационный номер налогоплательщика;
5) основной государственный регистрационный номер юридического лица или индивидуального предпринимателя;
6) вид деятельности в сфере страхового дела (перестрахование, страхование, посредническая деятельность в качестве страхового брокера, взаимное страхование);
7) деятельность, осуществляемая страховой организацией (добровольное имущественное страхование, добровольное личное страхование, за исключением добровольного страхования жизни, добровольное страхование жизни, или наименование вида страхования в соответствии с законодательством);
8) виды и формы страхования, осуществляемые обществом взаимного страхования на основании устава;
9) регистрационный номер записи в едином государственном реестре субъектов страхового дела;
10) дата принятия и номер решения органа страхового надзора о выдаче, замене или переоформлении лицензии;
11) номер лицензии и дата ее выдачи [5].
Лицензия на осуществление видов страховой деятельности подписывается руководителем органа страхового надзора и заверяется гербовой печатью органа страхового надзора.
Страховая компания обязана соблюдать требования к минимальному размеру уставного капитала. Минимальный размер уставного капитала страховщика определяется на основе базового размера его уставного капитала, равного 120 млн руб. [17, с. 31]. При этом страховщики должны обладать полностью оплаченным уставным капиталом. Таким образом, к моменту получения лицензии страховая компания должна полностью оплатить свой уставный капитал. Подобно кредитным организациям, внесение в уставный капитал заемных средств и находящегося в залоге имущества не допускается.
Таким образом, создание страховых организаций (корпораций) в целом осуществляется в общем порядке. Однако для того, чтобы осуществлять страховую деятельность, такие организации (корпорации) должны получить лицензию на осуществление страховой деятельности. Этим продиктованы особые требования, предъявляемые к корпорациям, планирующим осуществлять страхование. При этом необходимо отметить, что входящие в структуру страховой корпорации отдельные юридические лица вне зависимости от наличия лицензии на право осуществления страховой деятельности у головной организации обязаны получить такую же лицензию, если они под эгидой корпорации (холдинга) планируют заниматься страховыми операциями.
Подводя итог вышеизложенному, отметим, что процедура лицензирования деятельности потенциального субъекта страхового дела, являясь по существу правоограничи-тельным средством гражданско-правового регулирования страховой деятельности, выступает одним из ключевых этапов создания юридического лица со специальной правоспособностью и характеризуется следующими признаками:
- имеет системообразующее значение в общей структуре правовых стимулов и огра-
ничений гражданско-правового регулирования общественных отношений в сфере страховой деятельности;
- отражает охранительную и защитную функцию правового ограничения в гражданско-правовом регулировании общественных отношений в сфере страховой деятельности;
- выступая комплексным правовым ограничением свободы предпринимательской деятельности, предполагает выполнение различных обязанностей процессуального характера, таких как: обязанность по получению лицензии на право осуществления страховой деятельности; обязанность по обеспечению непрерывного действия лицензии, а также санкционные процедуры по ограничению, приостановлению действия, отзыву и аннулированию лицензии.
Список литературы
1. Карягин Н.Е., Михайлов А.В., Челышев М.Ю. Научно-практический комментарий к федеральному законодательству о государственном регулировании предпринимательской деятельности. СПб., 2003.
2. Михайлов А.В. Роль императивных норм в правовом регулировании отношений между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Казань, 2001.
3. ТихомировЮ.А. Публичное право. М., 2012.
4. О лицензировании отдельных видов деятельности: федеральный закон от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ (ред. от 30.12.2015 г.) // Собрание законодательства РФ. 2011. № 19. Ст. 2716.
5. Об организации страхового дела в Российской Федерации: закон РФ от 27.11.1992 г. № 4015-1 (ред. от 28.11.2015 г.) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 2. Ст. 56.
6. Об утверждении новой редакции «Условий лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации»: приказ Росстрахнадзора от 19.05.1994 г. № 02-02/08 (утратил силу) // Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств РФ. 1994. № 11.
7. Танага А.Н. Лицензирование деятельности страховых брокеров // Законы России: опыт, анализ, практика. 2013. № 2.
8. Шергунова Е.А. Проблемы теории и практики лицензирования страховой деятельности // Известия Юго-Западного государственного университета. 2012. № 4-1 (43).
9. Захарова Н.А., Ширипов Д.В. Страховое право. Саратов, 2014.
10. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России): федеральный закон от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ (ред. от 30.12.2015 г.) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 28. Ст. 2790.
11. Побережная И.Ю. Правовая природа договора перестрахования // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. 2007. № 2.
12. О требованиях к заявлению, сведениям, документам, представляемым для получения лицензии на осуществление деятельности субъектов страхового дела, а также об установлении их типовых форм: указание Банка России от 10.07.2014 г. № 3316-У (ред. от 19.10.2015 г.) // Вестник Банка России. 2014. № 96.
13. Косаренко Н.Н. Правовое обеспечение публичных интересов в сфере страхования. М., 2010.
14. Гужавина Л.М., Павлов В.В. Механизмы и отраслевые особенности государственного регулирования страхового бизнеса // Вестник Академии. 2009. № 4.
15. Жильцова А.Д. Система государственного контроля страховой деятельности в Российской Федерации // Аудитор. 2012. № 11.
16. Ефимов О.Н. Государственный надзор и регулирование страховой деятельности: Опорный курс лекций. Уфа, 2014.
17. Макеров И.В. Формирование правовой основы страхования в России (историко-правовой аспект) // История государства и права. 2012. № 7.
References
1. Karyagin N.E., Mikhaylov A.V., Chelyshev M.Yu. Nauchno-prakticheskiy kommentariy k federal'nomu zakonodatel'stvu o gosu-darstvennom regulirovanii predprinimatel'skoy deyatel'nosti. St. Petersburg, 2003. (In Russian).
2. Mikhaylov A.V. Rol' imperativnykh norm v pravovom regulirovanii otnosheniy mezhdu litsami, osushchestvlyayushchimi predprinima-tel'skuyu deyatel'nost', ili s ikh uchastiem Avtoreferat dissertatsii ... kandidata yuridicheskikh nauk. Kazan, 2001. (In Russian).
3. Tikhomirov Yu.A. Publichnoe pravo. Moscow, 2012. (In Russian).
4. Russian Federation. (2011) Federal Law № 99-FZ of May 04, 2011 "O litsenzirovanii ot-del'nykh vidov deyatel'nosti" (ed. as of December 30, 2015). Sobranie zakonodatel'stva RF -Legislation Bulletin of the Russian Federation, no. 19, art. 2716. (In Russian).
5. Russian Federation. (1922) Law № 4015-1 of 27 November, 1992 "Ob organizatsii strakhovo-go dela v Rossiyskoy Federatsii" (ed. as of No-
vember 28, 2015). Vedomosti SND i VS RF, 1993, no. 2, art. 56. (In Russian).
6. Russian Federation. (1994) Order № 02-02/08 of Federal Russian Insurance Supervision Service on May 19, 1994 "Ob utverzhdenii novoy re-daktsii "Usloviy litsenzirovaniya strakhovoy deyatel'nosti na territorii Rossiyskoy Federatsii" (not valid). Byulleten' normativnykh aktov ministerstv i vedomstv RF, 1994, no. 11. (In Russian).
7. Tanaga A.N. Litsenzirovanie deyatel'nosti strakhovykh brokerov. Zakony Rossii: opyt, analiz, praktika, 2013, no. 2. (In Russian).
8. Shergunova E.A. Problemy teorii i praktiki litsenzirovaniya strakhovoy deyatel'nosti. Izves-tiya Yugo-Zapadnogo gosudarstvennogo univer-siteta - Proceedings of the South-West State University, 2012, no. 4-1 (43). (In Russian).
9. Zakharova N.A., Shiripov D.V. Strakhovoe pravo. Saratov, 2014. (In Russian).
10. Russian Federation. (2002) Federal Law № 86-FZ of July 10, 2002 "O Tsentral'nom banke Rossiyskoy Federatsii (Banke Rossii)" (ed. as of December 30, 2015). Sobranie zakonodatel'stva RF - Legislation Bulletin of the Russian Federation, no. 28, art. 2790. (In Russian).
11. Poberezhnaya I.Yu. Pravovaya priroda dogovora perestrakhovaniya. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pravo -Proceedings of Voronezh State University. Series: Law, 2007, no. 2. (In Russian).
12. Russian Federation. (2014) Ukazanie Banka Rossii № 3316-U of July 10, 2014 "O
trebovaniyakh k zayavleniyu, svedeniyam, dokumentam, predstavlyaemym dlya polucheniya litsenzii na osushchestvlenie deyatel'nosti sub'ektov strakhovogo dela, a takzhe ob ustanovlenii ikh tipovykh form" (ed. as of October 19, 2015). Vestnik Banka Rossii -Bank of Russia Statistical Bulletin, 2014, no. 96. (In Russian).
13. Kosarenko N.N. Pravovoe obespechenie publichnykh interesov v sfere strakhovaniya. Moscow, 2010. (In Russian).
14. Guzhavina L.M., Pavlov V.V. Mekhanizmy i otraslevye osobennosti gosudarstvennogo regulirovaniya strakhovogo biznesa. Vestnik Akademii - Academy's Herald, 2009, no. 4. (In Russian).
15. Zhil'tsova A.D. Sistema gosudarstvennogo kontrolya strakhovoy deyatel'nosti v Rossiyskoy Federatsii. Auditor - Auditor, 2012, no. 11. (In Russian).
16. Efimov O.N. Gosudarstvennyy nadzor i regulirovanie strakhovoy deyatel'nosti: opornyy kurs lektsiy. Ufa, 2014. (In Russian).
17. Makerov I.V. Formirovanie pravovoy osnovy strakhovaniya v Rossii (istoriko-pravovoy aspekt). Istoriya gosudarstva i prava - History of State and Law, 2012, no. 7. (In Russian).
Поступила в редакцию 18.01.2016 г. Received 18 January 2016
UDC 368
CREATION OF INSURANCE ORGANIZATION IN THE CONTEXT OF LICENSING AS ITS ATTRIBUTE Elena Yurevna VIKHLYAEVA, Tambov State Technical University, Tambov, Russian Federation, Candidate of Economics, Associate Professor of Economics Department, e-mail: [email protected]
The procedure of licensing in the insurance industry, distinguished by its essential characteristics as a legal institution is examined, a description of its content is provided but also attention is drawn to some law-enforcement aspects of this process. It is concluded that the procedure of licensing potential of a subject of insurance business is essentially law-restricting means of civil-legal regulation of insurance activity, is one of the key stages of creating a legal entity with special legal rights and characterized by the following features: it is of strategic significance in the overall structure of legal incentives and restrictions of civil legal regulation of social relations in the sphere of insurance activity; it reflects the protective and the protective function of legal restrictions in civil-legal regulation of social relations in the sphere of insurance activity; speaking of complex legal restriction of freedom of entrepreneurial activity, it involves performing various duties of a procedural nature, such as the requirement to obtain a license for insurance activities; the obligation to ensure continuous operation of the license and sanctions the procedures for limitation, suspension, revocation, and revocation.
Key words: licensing; insurance; legal constraints; creation of legal entity; special capacity.