ЦЕННОСТНЫЙ ОПЫТ
УДК 17.02 DOI 10.53115/19975996_2023_01_090-099
ББК 87.7
А.Е. Зимбули
ВРЕМЯ В ЗЕРКАЛЕ ЭТИКИ
Понятие «время» не только принадлежит к числу наиболее важных для объяснения того, как устроен мир, но и самым прочным образом укоренено в обиходную лексику. Однако укоренённость какого бы то ни было слова в обиход вовсе не способствует ясности его понимания, а главное - беспроблемности в обозначаемой им сфере. Автор делится подборкой пословичных наблюдений разных народов, а также коллекцией высказываний ряда видных деятелей культуры, чем подтверждает значимость времени, предстающего для человека как предмет познания, как ресурс и испытание. Если будет создаваться «Энциклопедия времени», в которой будут обобщаться-анализироваться физические, космологичекие, астрономические, психологические, социально-политические, нравственно-ценностные аспекты времени, то предложенный текст сможет оказаться полезным рабочим материалом. В частности - может пригодиться ориентировочный словник, прежде всего нацеленный на упорядочивание информации о том, как применительно ко времени люди способны действовать честно, гуманно, ответственно, справедливо, достойно, соблюдать меру.
Ключевые слова:
время, гуманность, достоинство, мера, ответственность, справедливость, честность, этические аспекты жизни.
Зимбули А.Е. Время в зеркале этики // Общество. Среда. Развитие. - 2023, № 1. - С. 90-99. - DOI 10.53115/19975996_2023_01 _090-099 © Зимбули Андрей Евгеньевич - доктор философских наук, профессор, Российский государственный педагогический университет, Санкт-Петербург; e-mail: zimbuli@yandex.ru
О
Не спи, не спи, художник,
Не предавайся сну,
Ты - вечности заложник,
У времени в плену.
Б.Л. Пастернак [18]
Три цвета времени.
А.К. Виноградов [4]
«Которые тут временные?
Слазь!
Кончилось ваше время».
В.В. Маяковский [15]
Даже малые дети вполне понимают, что означают выражения «пора спать», «сколько времени?», «время года», «ещё не время», «тянуть время», «терять время», «на время», «вовремя». Но вот ведь парадокс - чем взрослее мы становимся и чем внимательнее всматриваемся во что-то обиходно знакомое-понятное, тем оно может становиться неоднородней, запутанней. Не зря уже давным-давно Августин в своей знаменитой «Исповеди» именно о
времени писал такие слова: «Что же такое время? Если никто меня об этом не спрашивает, я знаю, что такое время; если бы я захотел объяснить спрашивающему - нет, не знаю» [1, с. 292].
Современные словари приводят целую россыпь основных значений слова «время» - «Малый академический словарь русского языка» даёт этих значений шесть [24, с. 227], «Толковый Словарь Русского Языка» - аж десять [27]. «Новая философская энциклопедия» содержит на эту тему развёрнутую статью, где объясняется, как время воспринималось в индийской философии, в античной и средневековой философии, в философии Нового времени, в арабо-мусульманской философии [17, с. 450-458]. Мне иногда бывает невероятно любопытно - а что по тому или иному заинтересовшему нас вопросу высказали бы мудрецы прежних веков - Сократ, Аристотель, тот же Августин. Вот и в данном случае до чрезвычайности интересно было бы глазами Августина вчитаться в сегодняшние трактовки времени - и порадо-
ваться, поблагодарить современных авторов, либо честно признаться: много уточнений прибавлено, а обобщено «не очень». Ведь согласитесь, способов присваивать чужое существует великое множество, но вся эта пестрота до сих пор покрывается восьмой заповедью Моисея: «не кради» [Исх. 20: 15]. Существуют донельзя многоразличные переливы того, что называется добром и злом, но есть и очень доходчивая формулировка Альберта Швейцера: «Добро - то, что служит сохранению и развитию жизни, зло есть то, что уничтожает жизнь или препятствует ей» [31, с. 218].
Мне доставляет огромное удовольствие всматриваться в могоцветный разноаро-матный мир и узнавать, например, что в нашей полосе существуют двадцать разновидностей берёзы. Но мы же не спутаем берёзу с дубом, ольхой, рябиной, яблоней. Вот и в гуманитарных сюжетах очень хо -телось бы не только бесконечной детализации-дифференциации, но и смысловой устойчивости, чёткости в главных значимых векторах. В том числе - когда мы адресуемся к понятию «время». Чтобы не повторялось в словарях и тем более в справочно-философской литературе формул наподобие знаменитой ситуации из «Звёздных дневников Ийона Тихого», когда в энциклопедии даются отсылы от «се-пулек» в «сепулькарии», а оттуда - в «сепу-ление», и обратно, к «сепулькам» [13].
Вот - дословное определение понятия «время», приводимое в «Новой философской энциклопедии»: «форма протекания всех механических, органических и психических процессов, условие возможности движения, изменения, развития» [17, с. 450]. Вам сразу всё становится понятно? ... Форма. ... Условие. Могу признаться: если бы лично я пытался найти ключевой признак, присущий времени в отличие, например, от пространства, от энергии, то ни про форму ни про условие говорить не торопился. Скорее попытался усмотреть во времени некий специфический ресурс, особенное ИЗМЕРЕНИЕ БЫТИЯ. То измерение, в котором объекты и субъекты характеризуются не с точки зрения легко / тяжело, сильно / слабо, вкусно / невкусно, светло / темно, прекрасно / безобразно - а в плане долго / недолго, раньше / позже, синхронно; прошлое / будущее, давно / недавно, скоро / нескоро; сохранение / изменение; кратко / длительно, протяжённо / дискретно, кстати / некстати, успеть / опоздать, поспешить; вспомнить / забыть, спланировать / предотвратить. То есть рабочее определение времени беру такое:
обобщёный атрибут бытия, характеризующий длительность, частоту, скорость событий, процессов и пауз между ними. Наиболее соответствующими вопросами ко времени будут вопросы КОГДА? ДОЛГО? БЫСТРО?
Для того, чтобы «войти в тему», привожу подборку таких пословиц разных народов мира, где подмечается то, как люди по-разному воспринимают время, как к нему относятся.
Без хорошего наследника отцовский след теряется (абхазская) (не сомневаюсь, что это наблюдение относится и, например, к прославленным театрам - после ухода оттуда художественного руководителя, к учебным заведениям - при ректорах-преемниках, к спортивным командам - когда на смену опытному тренеру приходят новые люди).
В доме жениха ещё ничего не знают, а у невесты уже свадьбу играют (армянская) (холерики-сангвиники-флегматики-меланхолики есть, явно, не только среди субъектов-индивидов. И у гуманитарных наук, в том числе этики, тут богатейшее поле для осмысления-систематизаци-и-прикладных исследований).
Ворон в день двенадцать раз каркает -и всё о падали (корейская) (в русском фольклоре есть выражение «Хоть кол на голове теши», видимо, о подобных малоинтеллектуальных субъектах).
Время кислый виноград делает сладким (курдская) (всё так, но не всё так однозначно «розово», ведь оно же спелые абрикосы делает гнилыми).
Глупый скорей состарится, чем поумнеет (сербская) (выражение «Не в коня корм», очевидно, может быть истолковано и в переносно-ментальном смысле).
Груша, поспевшая летом, не увидит осени (армянская) (ну так и замечательно -спасибо ей, вкусной-сочной-ароматной, -летом!).
Дар, что даётся с мыслью: «надо дать», без надежды на вознаграждение, в должном месте, в должное время и достойному -вот благой дар (индийская) (замечательно схвачена необходимость согласованности доброго действия с добрыми мотивами, с обязательной уместностью).
Если верблюдица не пила тридцать дней, она потерпит ещё три (сомалийская) (хотелось бы верить, что так оно и будет, однако встречал разные истории и не с таким благополучным финалом. Например, кобыла какого-то крестьянина пять-шесть дней привыкала-привыкала обходиться без пищи, а на седьмой - околела).
о
Есть лишь столетние крестьяне, столетних чиновников нет (китайская) (можно очень по-разному трактовать это наблюдение - и как утешение скромным долгожителям, и как предпочтение один год пожить орлом, а не сто лет вороной).
Ешь мясо, пока молод; путешествуй, пока зряч (уйгурская) (в первые послеар-мейские белые ночи довелось увидеть возле Летнего сада старенького туриста из Аргентины, в инвалидной коляске - он, оказывается, давно мечтал увидеть наши белые ночи. Как я за него был рад!).
Заимеешь сына в старости - воспитать не сможешь (абхазская) (подозреваю, что эта мысль касается и взаимоотношений между групповыми субъектами, например, государствами).
Как состарится медведь, медвежата смеются над ним (греч.) (было бы очень полезно собрать многомерную матрицу положительных и негативных сравнений человека с разными живыми существами. И надеюсь, что в итоге люди смогут в себе обнаружить какие-то особенные творческие-возвышенные способности).
Лучше день быть быком, чем сто лет -коровой (курдская) (сопоставления можно множить и множить: Лучше быть коровой, чем - гадюкой; Лучше быть гадюкой, чем -Гитлером и т.п.).
Лучше день обдумывать, чем неделю неправильно делать (финская) (кто бы спорил!).
Не бойся беды, которая позади (греч.) (как раз благодаря малорадостным обстоятельствам обогащается наш опыт, который мы сможем использовать в будущем).
Нетерпеливость успеха не приносит (японская) (очень тонкий момент - мера. В любом важном деле не нужны ни поспешность, ни промедление).
От болезни можно избавиться, от привычки - нет (уйгурская) (ну, я бы не был столь категоричен. Тут бесспорно лишь то, что, избавляясь от болезни, мы прежде всего зависим от врачей, когда же силимся избавиться от дурной привычки, тут практически всё находится в наших собственных руках. Подтверждаю это наблюдение тем, что с 15 до 30 лет курил, а потом - сумел эту привычку отбросить. Спасибо другу Николаю, с которым это делали синхронно).
Плохое начало ведёт к плохому концу (английская) (всё так, но и нет тут жёсткой предопределённости. Известно ведь, что Юрий Куклачёв только с седьмого раза по-
ступил в цирковое училище. Могу только пожелать новых творческих удач - ему и его питомцам-кошкам!).
Под навесом, сделанным тобой в двадцать лет, укроешься от солнца в шестьдесят (сомалийская) (то есть - время можно планировать, создавая что-то полезное на дальнюю перспективу).
Родные нужны в трудную минуту (афганская) (да, и в трудную годину тоже).
Собака, живущая при школе, через три года станет писать стихи о природе (корейская) (просто удивительное обещание - я, откровенно говоря, теряюсь в догадках-версиях. Вспоминается то Ходжа Насреддин, обещавший халифу, что за двадцать пять лет научит ишака говорить, то корейская кухня, в которой, по рассказам, есть немало кушаний из собачатины. Самое безобидное приходит в голову то, что для детишек пословица может звучать мотиватором: ~ Даже собака может можно многому научиться, так что вы тем более старайтесь!).
Старым сапогам нужно много ваксы (сербская) (возможно, где-то есть и аналогичные пословичные наблюдения про женскую косметику).
Тигр после смерти оставляет шкуру, человек - имя (японская) (+ то, что успел полезного сделать: посаженное дерево, построенный дом, выросшие дети, что-то ещё ценное для окружающих).
Трудолюбию учатся три года, лени -три дня (китайская) (да, разным народам известно: дурное дело нехитрое. Кроме того - если человек три дня побирался, то, по другой восточной пословице, его уже на другой путь не направить).
У сытого еда стынет медленно (афганская) (пожалуй, речь приблизительно о том же, о чём говорится в русской пословице «Голод не тётка» - про нужду, сурового мотиватора к деятельности).
Чем раньше встанешь, тем больше увидишь, чем позже ляжешь, тем больше услышишь (монгольская) (о возможности приобретать заранее намеченные знания-умения-навыки, ну - наборы компетенций).
Что один дурень за день натворит, тысяча умных за год не исправят (монгольская) (я давно мечтаю о тех временах, когда будет налажена система строгого отбора не только для тех, кто садится за руль, но и для тех, кто претендует на социально значимые роли).
Что пользы рыть колодец, когда дом охвачен пламенем? (индийская) ( ~ Всему своё время. Или можно сравнить с рус-
ской поговоркой: «На охоту идти и собак кормить»).
Чудо длится лишь девять дней (английская) (даже хорошее - приедается).
Шустрый пять раз сбегает, ленивый разом понесёт (финская) (очень выразительное и точное наблюдение; его, кстати, можно бы прикладывать и к объёмам-глу-бине самообразования).
Перечисленные пословицы отысканы в изданиях[2; 3; 5; 9; 11; 12; 16; 19; 21; 22; 25; 28; 29; 32].
И приведу, уже без комментариев, несколько выразительных русских пословиц-поговорок, подтверждающих значимость и разноракурсность темы времени.
Бедный времени не ищет.
Без году неделя.
Был бы друг, а время будет.
Было времячко, ела кума семечко,
а ныне, и толкут, да не дают. Временем бранись, а в пору мирись. Временем в горку, временем в норку. Временем вкрасне, порою вчерне. Временем и дурак правду скажет. Время деньгу даёт, а на деньги
и времени не купишь. Время красит, безвременье чернит. Время на время не приходится. Время на дудку не идёт. Время разум даёт. Всё наготове: сани в Казани,
хомут на базаре. Всякому овощу своё время. Делу время и потехе час. Дурак времени не знает. Дураку, что ни время, то и пора. Его только за смертью посылать. Есть время плакать, есть и веселиться. Задним умом догадлив. Затопорка со спотычкой живёт. Знай время и место. Когда руки дойдут. Который конь скоро бежит,
тот после доле стоит. Кто отстал? - Скорый. - Кто дошёл?
- Спорый. Куй железо, пока горячо. Москва не сразу строилась. Наскоре слепых рожают. На скору ручку - комком да в кучку. Не спеши языком, торопись делом. Не вовремя гость, хуже татарина. Не время дорого, пора. Не гребень холит, а холит время. Не кайся рано вставши,
молодо женивши. Не погоняй кнутом, погоняй овсом. Не скоро, да споро.
Не спеши, корова, конь бойчее.
Не торопись отвечать, торопись слушать!
Ни у шубы рукава.
Одна ласточка весны не делает.
Одна нога тут, другая там.
Откладывать в долгий ящик.
Парнишка ввалился, так и колодезь накрыли.
Пению время, а молитве час
Пороть горячку.
После дождичка в четверг.
После ужина горчица.
Поспешишь - людей насмешишь.
При рати железо дороже золота.
Прийти к шапочному разбору.
Русский час долог.
С пылу хватать - не наесться, а обжечься.
Сделать на скорую руку.
Семеро одного не ждут.
Скоро огонь горит, да вода бежит.
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
Скороспелка до поры загнивает.
Солдат спит - служба идёт.
Тише едешь - дале будешь.
Улита едет, когда-то будет.
Утро вечера мудренее.
Цыплят по осени считают.
Часом море не переедешь.
Часом опоздано, годом
не наверстаешь [7; 8, с. 260-261].
В целом, как видно, время предстаёт для человека и предметом познания, и ресурсом, и испытанием, а главное - пространством, открытым для само- и взаиморазвития. Даже удивительно, что до сей поры не создана «ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ВРЕМЕНИ», в которой бы обобщались-анализировались физические, космологические, астрономические, психологические, социально-политические, нравственно-ценностные аспекты времени. В этой «ЭНЦИКЛОПЕДИИ» наверняка отыщется место для подборок высказываний видных деятелей культуры. А может быть - и для мало-мальской полемики, по крайней мере - для коротеньких ремарок на эти приводимые высказывания. Делюсь некоторыми заинтересовавшими меня выписками и моими же отдельными бесхитростными реакциями на эти высказывания. Источником цитат в этот раз избрана книга, представляющая пятьсот лет английского афоризма [26]. При более обстоятельной работе по теме, конечно, нужно будет обращаться к опыту других народов.
о
Мэтью Арнолд: «Для создания литературного шедевра одного таланта мало. Талант должен угадать время» [26, с. 178]. Обозначена очень богатая тема для всматривания и попыток выстроить объективные взвешенные оценки. Пока же замечу, что в искусстве (да и в науке) есть не только разные таланты, но также и «флюгеры», плюс, по моим наблюдениям, персоны, пытающиеся «задавать направление ветра».
Сэмюэль Батлер: «Умереть - значит перестать умирать» [26, с. 195]. «Жить -то же самое, что играть в ресторане на скрипке, которую впервые взял в руки» [26, с. 196]. Не зря ведь говорится: «Одно-ва живём»! Каждый - играет с чистого листа. Но ведь именно это и замечательно! Представьте, что вы не скрипач, а клавиатура компьютера!..
Эдмунд Берк: «Никогда нельзя прогнозировать будущее исходя из прошлого» [26, с. 114]. Вот уж действительно - «никогда не говори "никогда"». Тут принципиально важно определить те ситуации, в которых прогноз вообще возможен-полезен. В противном случае нельзя было бы ни предсказывать погоду, ни ориентироваться на расписание пригородных электричек.
Макс Бирбом: «Завидуя гению, бездарь тешит себя надеждой, что гений всё-таки плохо кончит» [26, с. 253]. Уж очень интересная эта эмоция: зависть. Она бывает даже опрокинута в будущее. Лично меня утешает то, что упомянутых бездарей, убеждён, не слишком-то много. Кстати, мне гораздо грустнее, когда завистники не бездарны.
«Заурядные святые обычно не сохраняются в памяти потомков, зато самые заурядные грешники живут в веках» [26, с. 253]. Таки предположу, что и святые, и грешники запоминаются наиболее незаурядные.
Томас Браун: «На сотворение мира ушло шесть дней, на разрушение же придётся потратить никак не меньше шести тысяч лет» [26, с. 30]. В этом суждении вижу боль -ше претензии на грустное остроумие, нежели чего-то иного. Можно подумать, что люди на протяжении всей своей истории только тем и заняты, как разрушительной работой.
Фрэнсис Бэкон: «Выбрать время - значит сэкономить время». [26, с. 15] Вот бы только этот выбор не оказался слишком долгим.
«В тяжёлые времена от деловых людей толку больше, чем от добродетельных»
[26, с. 18]. Да, существуют так называемые штрафные батальоны, подтверждающие этот взгляд. Но я вспоминаю эпизод, описанный В.Гюго (в романе «Девяносто третий год»). Там во время шторма много бед наделала одна из пушек, которая оказалась плохо закреплённой и моталась по палубе. С огромным риском для жизни виновник этого безобразия сумел-таки пушку зафиксировать. И после шторма капитан этого матроса сперва -за отвагу - наградил нагрудным крестом, а потом - за то, что изначально задание было выполнено никудышно, - матроса расстреляли [6].
Томас Карлейль: «Человек только живёт надеждой; надежда, по сути, - его единственная собственность» [26, с. 154]. Есть люди, живущие надеждой. А есть -наполненные подозрениями-сомнениями-опасениями, вдобавок - выплёскивающие этот негатив вокруг себя. Так что владение надеждой - это предпочтительный вариант.
«Утешение ничтожества: "На мой век хватит"». Карлейль (1795 - 1881) жил после мадам Помпадур, которая в 1757 году обессмертила себя фразой «После нас хоть потоп». А уж как назвать действия властей США, которые в XIX веке санкционировали массовое истребление бизонов! «Историк Эндрю Айзенберг писал о снижении численности бизонов с 30 миллионов в 1800 году до менее тысячи к концу века» [14].
Сирил Коннолли: «Мальчики не взрослеют постепенно. Они продвигаются вперёд толчками, как стрелки станционных часов» [26, с. 323]. Накопление опыта, приобретение образования - во многом процесс дискретный. Так ведь и работа лёгких, сердца, шаг, бег - тоже далеко не плавные процессы.
«Долгая дружба возможна, только если каждый из друзей уважает своего товарища настолько, что ничего от него не требует» [26, с. 325]. 1. По моему лично убеждению, общение без требования - это скорее светские раскланивания, обмен любезностями, а не дружба. 2. Сложные, в том числе принципиальные, взыскательные, отношения должны быть характерны и для межгруппового общения, включая международный и межгалактический масштабы.
Томас де Куинси: «Я глубоко убеждён: нет такого понятия, как полная забывчивость; след, запечатлившийся в памяти неизгладим» [26, с. 144]. Когда мы рассуждаем о памяти и забывчивости, речь ско-
рее должна вестись не столько о процессе запечатлевания, сколько о возможностях произвольно управляться этими запечат-леваниями. Ведь если запасы памяти велики, но информация выскакивает оттуда только непрошено-непредсказуемо - хранителю таких «запечатлённых» сведений не позавидуешь! Знал такого «памятливого» человека, которому трудно бывало собраться с мыслями, поскольку ассоциативная память этому мешала.
Чарлз Лэм: «На чувства у меня времени не хватает» [26, с. 129]. Чего тут больше -равнодушного высокомерия? цинизма? позы?
«Я не переношу людей, которые бегут навстречу времени» [26, с. 131]. Вот интересно, а как Ч.Лэм воспринимал тех, кто тянет окружающих назад?
Томас Бабингтон Маколей: «Те, кто сравнивает век, в котором им выпало жить, с золотым веком, существующим лишь в нашем воображении, могут рассуждать о вырождении и крахе; но тот, кто хорошо осведомлён о прошлом, никогда не станет отчаиваться о настоящем» [26, 162]. Читаю - и вижу человека сытого, ленивого, равнодушного. Лично у меня глубокое уважение способны вызвать люди, которые проявляют живое участие к событиям и далёкого прошлого, и трудно предвидимого будущего. И могут проронить слезу по поводу чего-то, произошедшего с незнакомыми людьми. На днях я прочитал воспоминание М. Ростроповича о том, как его, осиротевшего во время войны подростка, музыканты взяли с собой на гастроли. В холодном и тёмном вагоне он обречённо заснул под тоненьким одеяльцем. А проснулся - от жары. Оказалось, что в темноте каждый из попутчиков-музыкантов положил на него своё одеяло [20]. Мир держится на чувствующих и действующих людях!
Уистен Хью Оден: «Счастлив заяц поутру, ибо не дано ему знать, с какими мыслями проснулся охотник» [26, с. 340]. У людей всё явно сложнее. Есть среди нас такие, что и без какого бы то ни было «охотника» готовы себя «накручивать» до состояния уныния.
«Человек - творящее историю существо, которое не может ни повторить своё прошлое, ни избавиться от него» [26, с. 340]. И тут всё несколько сложнее, чем обозначено в краткой фразе. Ведь что такое повторение? Мы несём-повторяем своё имя, используем-повторяем грамматику-орфографию-синтаксис, правила арифметики, бесчисленные этикетные требо-
вания к пешеходу-пассажиру-постояльцу и т.п. Так ведь разве нужно избавляться от культурного опыта? Ещё сложнее с творением истории. Новаторства, очевидно, в нашей деятельности исключительно мало. Но оно-таки есть, иначе мы б жили ещё в пещерах.
Джордж Оруэлл: «Каждое поколение считает себя более умным, чем предыдущее, и более мудрым, чем последующее» [26, с. 333]. Кто как, а я с давнего детства частенько испытывал чувство неловкости, когда кто-то от моего имени пафосно заявлял: «Мы, как один», «мы-пионеры», «мы-комсомольцы» и т.п. А обобщающей статистики, подозреваю, не было и у Оруэлла.
«Самый быстрый способ закончить войну - это потерпеть поражение» [26, с. 335]. Тут бы не мешало учесть ещё умение включаться в так называемый «когнитивный диссонанс», подыскивая оправдание себе и своим предшественникам. Те, кто общался с французами, был в Париже, подтвердят: про вторую мировую войну там память практически выветрилась, а первой - французы ещё готовы гордиться. Трудно предвидеть, будут ли новые поколения французов считать поражением сдачу Парижа в 1940-м году без единого выстрела.
Бертран Рассел: «Чтобы быть долгожителем, необходимо только одно: тщательно выбирать своих предков» [26, с. 266]. Смех смехом - а многое ли из судьбоносных обстоятельств мы можем задавать сами? Место рождения, гены, «социокультурный бульон» нам изначально даны. А ведь даже и «перепрыгнув» в другую среду, например, эмигрировав - мы со своим набором характерологичеких качеств оказываемся в очень мало от нас зависящих обстоятельствах - экологических, экономических, этнографических, психологических.
Джонатан Свифт: «Очень немногие, в сущности, живут сегодняшним днём; большинство же - завтрашним» [26, с. 55]. Насчёт большинства у меня и здесь статистики нет. Но вот что хотел бы добавить: есть ведь немало людей, которые живут опасениями по поводу завтрашних невзгод, а кто-то - своими прошлыми болями или радостями. И ещё вопрос: так ли хорошо, если мы будем затачивать своё восприятие исключительно на сиюминутность?
«Ни к чему мы не прислушиваемся так, как ко Времени, а ведь оно внушает нам то, что в своё время напрасно старались
о
вбить в нас родители» [26, с. 57]. Время, в сущности, выступает в данном афоризме как синоним жизненного опыта. И ещё добавлю-уточню: я б сказал не «напрасно», а «тщетно».
Сидней Смит: «Мы никогда не знаем, что будет завтра; наше дело - быть счастливыми сегодня» [26, с. 124]. Вспомнилось утверждение, слышанное некогда от Юрия Павловича Белова, знатока советской педагогики, честно пересказывавшего то, как он понял наследие Антона Семёновича Макаренко: «Советский человек обязан быть счастливым». Могу напомнить также то, что лично мне запало из рассуждений И.Канта про счастье: наша задача - помогать другим стать счастливее, и наше собственное счастье будет естественной наградой за эти усилия [10, с. 184-185; и др.].
Роберт Льюис Стивенсон: «Памятники ставятся всему тому, что наименее памятно» [26, с. 200]. Тонкий момент! Всеоб-щеизвестная заповедь номер три как раз предостерегает от слишком частого упоминания имени Бога [Исх. 20: 7]. А если рассуждать чуть более расширительно - то можно её истолковать как совет и самому пореже склонять высшие ценности, и не трезвонить о них всем окружающим. Вопрос упирается только в то, что считать слишком частым. Держал в руках учебник, проплаченный фондом Сороса, и там прямой речью было написано, что в Петербурге слишком много памятников военачальникам, и это служит утверждению духа милитаризма. Оставлю это утверждение на совести Сороса и купленных им российских авторов. По мне, и скульптуры Кутузова, Барклая-де-Толли, Чапаева, и имя маршала Жукова в названии проспекта - служат органичным «включателем» благодарной памяти потомков за саму нашу теперешнюю жизнь.
«В молодости новое заслоняет старое, однако с годами прошлое постепенно окрашивается в тёплые, радужные тона» [26, с. 201]. Склоняюсь к тому, что у большинства психически здоровых людей именно так всё и происходит. Но допускаю, что есть и исключения: люди, хранящие-лелеящие былые обиды.
Оскар Уайльд: «Тот, кто оглядывается на своё прошлое, не заслуживает будущего» [26, с. 219]. Замечал, что Уайльд был сильно склонен к нарочитости-эпатажу. Вот и в этой мысли, вижу, он явно перебарщивает. Скорее уж тот, кто вообще не оглядывается на прошлое, до будущего даже не доживёт. Тут нужна мера.
«Нет ничего опаснее, чем быть модным. Всё модное очень быстро выходит из моды» [26, с. 220]. В этом утверждении я тоже вижу по преимуществу позу. И уж всяко опаснее моды будут чума, холера, СПИД, ковид, международный терроризм, пожары и разные тунгусские метеориты.
Томас Фуллер: «Где гремят барабаны, там молчат законы» [26, с. 52]. Не прозвучали слова «время», «времена», «срок», «пора». Но фактически мысль синонимична высказыванию: «Когда... , тогда...». И я отважусь возразить обоим вариантам этого утверждения. Законы существуют разные. В том числе - армейские, или законы военного времени. Даже в бандитском сообществе есть свои очень строгие-устойчивые законы. Так что укоризненное упоминание барабанов, могу предположить, звучит из уст человека, который близок к пацифистским-анархистским настроениям. Тогда как нормальные люди давно уловили: взаимоуважительные отношения, присущие человеческой культуре, рождаются изначально от сложения страха и интереса [23, с. 23]. А не из абсолютной свободы всех и вся.
Олдос Хаксли: «То, что люди не учатся на ошибках истории, - самый главный урок» [26, с. 312]. История и в самом деле не учит тех, кто не желает или не умеет учиться. И люди, и целые народы раз за разом «наступают на одни и те же грабли»...
«Мысль о равенстве может в наше время прийти в голову разве что буйнопоме-шанному» [26, с. 314]. Могу признаться, к равенству (+ к свободе и братству) у меня давно есть немало серьёзной критики. Люди и вправду разные - по способностям, по здоровью, по жизненному опыту, по вкусам, по честности-старательности-отзывчивости и много ещё по чему. Но есть множество ситуаций, в которых равенство реально выступает гуманистической ценностью: в частности, право на здоровье, на образование, на труд и отдых, на гражданские права. Подобные уточняющие и подтверждающие соображения можно высказывать по поводу свободы, братства, много чего ещё. Буйнопомешанность возникает не в темах - а там, где люди не умеют в них разумно вдуматься.
Уильям Хэзлитт: «Я всегда боюсь дурака. Никогда нельзя поручиться, что он вдобавок не плут» [26, с. 138]. Не мешало бы к названным дураку и плуту добавить, скажем, фанатика, психа, завистника, гордеца, труса, хама - словом, не мешало бы продумать многомерную матрицу нега-
тивных и позитивных нравственно значимых качеств.
«Мы никогда не научимся хорошо делать дело, пока не перестанем задумываться над тем, как его делать» [26, с. 139]. Много лет назад читал (сейчас наверняка есть более обстоятельные наработки на эту тему), что в профессиональном травматизме есть два пика: в самый первый год и у людей, проработавших семь лет. То есть - страдают люди 1) неопытные и 2) которые, приобретя опыт, расслабляются и переходят к работе «на автопилоте». Вдобавок - всем известен эффект профессионального выгорания. В общем - чтобы хорошо делать дело, нужно учитывать немало факторов, не только уделяемое ему внимание.
Уинстон Черчилль: «Политический талант заключается в умении предсказать, что может произойти завтра, на следующей неделе, через месяц, через год. А потом объяснить, почему этого не произошло» [26, с. 284]. Не зря Черчилля уважают многие не только британцы - он был человек наблюдательный, остроумный, настойчивый. Но объективности ради не мешало бы заметить, что даже на родине его политическая карьера далеко не была гладкой, восходящей. Чего уж говорить про его внешнеполитические взгляды и усилия. Тем важнее научиться извлекать позитивное даже из рассуждений недругов. Верю, что отечественная наука - в том числе политология - сумеет поставить на службу и политический опыт У. Черчилля.
«Время - плохой союзник» [26, с. 286]. Прежде всего эту мысль я бы сопоставил с одной из самых известных русских пословиц «На Бога надейся, а сам не плошай». Главное же - конечно, союзником время будет не у каждого краткоживуще-го обособленного субъекта, а у каких-то более масштабных социальных образований.
Гилберт Кийт Честертон: «Люди сентиментальные всякий день и час - самые опасные враги общества» [26, с. 273]. Наверное придерусь - но всё же подчеркну: слово «самые» в данном утверждении звучит очень неубедительно. Хотя вообще-то понятно, резко повышенная сентиментальность - нуждается в наблюдении и уходе.
Филип Дормер Стэнхоуп Честерфилд: «Праздность - один из способов самоубийства» [26, с. 82]. Кратко, хлёстко. И самым естественным образом подталкивает к додумыванию сюжета о вариантах-векто-
рах-угрозах в соблюдении и нарушении меры, как в усилиях, так и в релаксации.
«Дети и придворные ошибаются много реже, чем родители и монархи» [26, с. 86]. Ну, может быть, и не реже, но их ошибки скорее всего не имеют таких же серьёзных последствий, как ошибки влиятельных субъектов - родителей, наставников, политических лидеров.
Джордж Бернард Шоу: «На свете нет и не может быть ничего более страшного, чем вечное счастье» [26, с. 229]. Самое первое, что мне пришло в голову, когда я прочитал эту мысль, - вспомнил парня, которого я видел однажды на платформе в метро «Горьковская». Буквально всё лицо парня было покрыто татуировками - картинками и надписями. Как мне было его жалко! Каждый день в зеркале видеть одно и то же, пусть дорогое и лично выбранное. Ведь насколько понимаю, даже глубоко верующие люди не берутся абсолютно все свои мысли посвящать исключительно Богу.
«Мало кто думает чаще двух-трёх раз в год. Я потому и прославился на весь мир, что привык думать не реже одного-двух раз в неделю» [26, с. 231]. Про кого-то из знаменитых физиков слышал, что он не носит с собой записной книжки именно по этой причине: мыслей в голову приходит не так много, можно и запомнить. Кстати ведь, далеко нет гарантий, что придуманное и записанное обязательно окажется интересным-креативным, общественно полезным.
Томас Стернз Элиот: «Традицию нельзя унаследовать - её надо завоевать» [26, с. 298]. Очень тонкая мысль. Должен сознаться, мне претят заявления типа: «Я поехал завоёвывать Москву», «Когда я вхожу в аудиторию, то стремлюсь завоевать её». Считаю, что соперничество-конкуренция-война всех против всех - это миропонимание далеко не на все случаи жизни. Но очевидно и другое: культурные коды, традиции - это не то, что можно усвоить, явившись на готовенькое.
«Когда великий поэт пишет о себе, он пишет о своём времени» [26, с. 304]. Наверное, можно согласиться с тем, что не только великий поэт, но и просто умный человек обязательно включается в жизнь -настоящее, прошлое, будущее - неслучайными смысловыми нитями; и он про все эти времена сможет высказаться с пониманием, и другим людям про него будет что сказать, применительно к прошлому-настоящему-будущему.
о
Повторяю, мне удивительно, что ещё не издана «ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ВРЕМЕНИ». Было бы слишком самонадеянно с моей стороны замахиваться на подобные масштабные задачи. Потому я поступлю так, как позволяют мои скромные возможности и как подсказывает мой профессиональный взгляд на мир. Постараюсь обозначить наиболее бросающиеся в глаза нравственно-значимые ракурсы затронутой темы, времени. Для начала перечислю -пусть самый беглый-приблизительный-изначальный - словник для упомянутой «ЭНЦИКЛОПЕДИИ ВРЕМЕНИ». Я, понятно, предполагал прежде всего перечислять те понятия, которые напрямую имеют отношение к смысловому полю, изучаемому этикой. Но - не стал проявлять эгоизм, и если какие-то слова, не связанные с этикой, приходили на ум, я их в этот список тоже включил. Понятия наиболее этически значимые выделены жирным шрифтом.
Агитация адаптация амнистия анализ антракт аргументация архитектура безвременье безответственность бережливость беременность благоволение благодарность болезнь борьба будильник будни будущее «буксир» былое быстрота век вера верность весна ветеран вечер вечер встречи вечность взаимосовершенствование вина вовремя воздаяние возраст возрождение времена временщик время время года выгорание вынашивание вырождение выходные героизм годовщина годовые гордость грех грядущее давность дата движение дело день деструкция детерминизм детство динамика дистанция длительность добродетель достоинство досуг жизнь забота замедление зачатие зима зрелость измена изменение измерение изобретательство инцидент искусство использование испытательный срок исцеление календарь каникулы конкуренция конструирование концерт круглосуточно кстати лета лето лихолетье любовь маршрут матч мгновенье мелодия месть месяц месячные мечта миг минувшее минута мода молодость момент мужество музыка мышление надежда накопительство накопление настоящее не вовремя неблагодарность неделя некстати неопытность несвоевременность нетерпение новичок новобранец ночь нынче обида обман обновление обращение обретение обречённость объяснение однажды ожидание опережение опоздание опровержение опрощение опыт орбита организация освобождение осень отвага ответственность отдых отзывчивость отпуск отрочество отставание отстающий очередь партитура пауза пенсия передовик переживание перемена перемены перерыв переустройство планирование поверка повто-
рение подтверждение познание поиск покаяние покой поколение покорность помеха помощь пора порабощение порок поспешность поступок предательство предопределение предсказание преемственность принуждение причина проверка прогресс происшествие пропаганда просвещение прохождение процесс прошлое путешествие развлечение разоблачение разочарование разрушение раскаяние расточительство растрата регресс релаксация реорганизация речитатив ритм рождение самоотверженность самосовершенствование самоуправление свобода своевременность сегодня сезон сезонный сейчас секунда секундомер семестр скорость следствие служение случай собирательство событие совершенствование совет созидание соперничество соревнование сохранение спешка срок стаж стажировка старослужащий старость старт сутки суточные сценарий тайм танец творчество темп тенденция терпение томление традиция тревога тренд тысячелетие увековечивание управление урок ускорение усовершенствование устаревание устойчивость устройство утрата утро ухаживание учение финиш хроника хронометр цейтнот целеполагание целесообразность цикл час часы чтение эксперимент эмпатия юбилей юность.
Совершенно очевидно, что медик в этот список тут же добавит понятие пульс, музыкант - слова гамма, звукоряд, финансист -план, прибыль, налоги, бухгалтер - аванс, зарплата, отчёт, радиожурналист - программа передач и так далее. Но я-то с самого начала подчёркивал, что фокусом моего внимания будут прежде всего нравственно-значимые сюжеты. То есть - честность, гуманность, ответственность, справедливость, достоинство, мера. Как люди воспринимают время - своё и чужое, как им дорожат или как его транжирят, чему посвящают, куда преимущественно направляют свои помыслы - во вчера, в настоящий момент или в будущее. Насколько это им удаётся по уму и по совести. Ведь как бы мы время ни понимали - его онтологию, физику, химию, психофизиологию -у нас, свободных, разумных, вменяемых существ никто не отнимет возможности направлять собственные мысли. На поиск личного комфорта-спокойствия, на утоление любопытства-любознательности, на пополнение жизненных впечатлений, на осмысление-обустраивание-совершенствование доступного уголка мира, на выстраивание взаимоотношений с близкими, знакомыми и незнакомыми, в настоящем, прошлом, будущем.
Выбор - всегда за нами.
Список литературы:
99
[1] Августин. Исповедь. - М.: Ренессанс, 1991. - 488 с.
[2] Армянский фольклор. - М.: Наука, 1979. - 375 с.
[3] Афганские народные пословицы и поговорки. - М.: Изд-во иностранной литературы, 1961. - 66 с.
[4] Виноградов А.К. Три цвета времени. - М.: Правда, 1985. - 639 с.
[5] Гварджаладзе И.С., Мчедлишвили Д.И. Английские пословицы и поговорки. - М.: Высшая школа, 1971. - 77 с.
[6] Гюго В. Девяносто третий год. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.lib.ru/INOOLD/ GUGOZ93god.txt (24.02.23)
[7] Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. - СПб.: Диамант, 1998. - 523 с.
[8] Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х томах. Т. 1. - М.: Гос. издательство иностранных и национальных словарей, 1956. - 699 с.
[9] Древнеиндийские афоризмы. - М.: Наука, 1966. - 96 с.
[10] Кант И. Лекции по этике. - М. : Республика, 2005. - 431 с.
[11] Корейские народные изречения. На корейском и русском языках. - М.: Главная редакция восточной литературы, 1982. - 359 с.
[12] Курдские пословицы и поговорки. - М.: Главная редакция восточной литературы, 1972. - 456 с.
[13] Лем С. Звёздные дневники Ийона Тихого. - Интернет-ресурс. Режим доступа: https://librebook.me/ zvezd nye_dnevn iki_iiona_tihogo (23.02.23)
[14] Массовое уничтожение бизонов в США в 19-ом веке. - Интернет-ресурс. Режим доступа: https://foto-history.livejournal.com/6026362.html (24.02.23)
[15] Маяковский В.В. Хорошо! - Интернет-ресурс. Режим доступа: https://www.culture.ru/poems/21383/ khorosho (20.02.23)
[16] Монгольские народные пословицы и поговорки. - М.: Изд-во иностранной литературы, 1962. - 86 с.
[17] Новая философская энциклопедия. В 4-х томах. Т.1. - М.: Мысль, 2010. - 742 с.
[18] Пастернак Б.Л. Ночь. - Интернет-ресурс. Режим доступа: https://www.culture.ru/poems/13896/noch (20.02.23)
[19] Пословицы абхазского народа. - Сухуми: АГУ, 1994. - 74 с.
[20] Ростропович М. Когда в 1942-м... - Интернет-ресурс. Режим доступа: https://vk.com/ neostories?w=wall-81199928_3014 (24.02.23)
[21] Сад камней: Мудрость Китая и Японии. - СПб.: Паритет, 2005. - 318 с.
[22] Сказки, пословицы и песни лужицких сербов. - М.: Изд-во иностранной литературы, 1962. - 159 с.
[23] Скрипник А.П. Моральное зло в истории этики и культуры. - М.: Политиздат, 1992. - 351 с.
[24] Словарь русского языка: в четырёх томах. Т. 1. - М.: Русский язык, 1981. - 696 с.
[25] Сомалийские пословицы и поговорки. - М.: Наука, 1983. - 284 с.
[26] Суета сует. Пятьсот лет английского афоризма. - М.: Руссико; редакция газеты «Труд», 1996. - 350 с.
[27] Толковый Словарь русского языка. - Интернет-ресурс. Режим доступа: https://www.vedu.ru/ expdic/4234/ (23.02.23)
[28] Уйгурские пословицы и поговорки. - М.: Наука, 1981. - 182с.
[29] Финские народные пословицы и поговорки. - М.: Изд-во иностранной литературы, 1962. - 58 с.
[30] Чакалов И.В. Пословицы и поговорки цалкинских (триалетских) греков. - Салоники: Эродиос, 1997. - 216 с.
[31] Швейцер А. Благоговение перед жизнью. - М.: Прогресс, 1992. - 573 с.
[32] Японские народные пословицы и поговорки. - М.: Изд-во иностранной литературы, 1959. - 95 с.