ЦЕННОСТНЫЙ ОПЫТ
УДК 17.02 ББК 87.7
А.Е. Зимбули
УЧИТЕЛЬ: НРАВСТВЕННО-ЦЕННОСТНЫЕ РАКУРСЫ. ПАМЯТИ ВЛАДИМИРА ГЕОРГИЕВИЧА ИВАНОВА (1922-2009) ПОСВЯЩАЕТСЯ
Человечество живёт и развивается не в последнюю очередь благодаря тому, что существуют люди, основной миссией которых является обобщение и трансляция культурного опыта. Можно называть их по-разному: преподаватели, тренеры, опекуны, наставники, режиссёры, менторы, учителя, учители, пророки. В каких бы сферах их деятельность ни осуществлялась, они неизменно проявляют по отношению к своим подопечным нравственно-значимые качества: бекорыстие / прагматизм, гуманность / жестокость, заботливость /равнодушие, креативность / зависимость от чужих идей, миролюбие / неуживчивость, необидчивость / мстительность, ответственность / безответственность, отзывчивость / равнодушие, даже злорадство, последовательность / взбалмошность, принципиальность / беспринципность, справедливость / предвзятость, требовательность / попустительство, честность / лживость, щедрость / жадность. Представляется полезным самым внимательным образом всмотреться в это интереснейшее для этики смысловое поле, где взаимодействуют учитель, ученики и многие другие заинтересованные окружающие. Для этического анализа автор предлагает рассмотреть обобщённую ситуацию: Кто, Где, Кого, Чему обучает, Зачем, Как это делается, каков получается Результат, и, наконец, каково Отношение к этому результату прежде всего у учителя. Для нравственно значимых ракурсов каждого из перечисленных компонентов даются краткие характеристики, чем подтверждается и иллюстрируется разновекторность, разно-умелость учителей. В итоге проделанного анализа автор приходит к обнадёживающим выводам, которые подкрепляются тем фактом, что в России педагогическое образование имеет давние традиции, а значит - и в будущем эти традиции могут обогащаться, совершенствоваться, чтобы помогать новым и новым поколениям жить по уму и по совести.
Ключевые слова:
культурный опыт, личность учителя, нравственно-значимые взаимоотношения, цели и результат учительства, этика.
Зимбули А.Е. Учитель: нравственно-ценностные ракурсы. Памяти Владимира Георгиевича Иванова (1922-2009) посвящается // Общество. Среда. Развитие. - 2022, № 1. - С. 66-75. - DOI 10.53115/19975996_2022_01_066-075.
© Зимбули Андрей Евгеньевич - доктор философских наук, профессор, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург; e-mail: zimbuli@yandex.ru
У хорошего учителя и старая книга новой кажется.
Абхазская пословица Учитель! перед именем твоим Позволь смиренно преклонить колени!
Н.А. Некрасов Надо признать, умные люди попадались порой и среди взрослых, даже между учителями.
Г. Гессе
Не странное ли дело - в двух основных отечественных справочно-философских
изданиях по этике - «Словарь по этике» [30] и «Этика: Энциклопедический словарь» [37] - среди ключевых отсутствует понятие «учитель». В первой из названных книг на букву «У» даются пояснения по темам: Убеждение, Убеждённость, Уважение, Универсальная этика, Утилитаризм - всего три странички [30, с. 361-363]. Вторая книга и размером больше, и на букву «У» больше страниц в ней отводится, а статьи там помещены вот какие: Удовольствие, Умеренность, Уныние, «Условия абсолютного добра», Утилитаризм, «Утилитаризм»
(о соответствующем произведении Дж.С. Милля) [37, с. 501-509]. Не буду особо отвлекаться на логику составителей, которые во втором случае добавили, как видно, интересные-важные понятия Удовольствие, Умеренность, Уныние, но убрали объяснения по темам Убеждение, Убеждённость, Уважение. Ограничусь тем, что признаюсь: по мне - вряд ли подобная не очень продуманная издательская политика может способствовать росту авторитета этики в глазах общественности, не углублённой в гуманитарные тонкости. Общественности, состоящей из тех, кто, входя в жизнь, никак не мог пройти мимо слов «школа», «учёба», «ученик», «учитель».
И вдобавок ни для кого из русскоговорящих не является тайной за семью печатями смысловое отличие между словами «учителя» и «учители». Отличие между преподавателем и пророком. Итак, заглядываю в обычные толковые словари. В.И. Даль раскрывает значение слова «учитель» так: «наставник, преподаватель; профессор; обучатель» [9, с. 528]. В Малом академическом словаре русского языка даны такие истолкования: «1. (мн. у ч и т е л я). Тот, кто преподаёт какой-либо учебный предмет в школе; преподаватель [...] 11 Тот, кто наставляет, поучает. [...] 2. (обычно мн. у ч и т е л и). Человек, являющийся высоким авторитетом для кого-л., в какой-л. области, имеющий последователей» [31, с. 543]. Те же два основные значения слова «учитель» отмечены в «Толковом Словаре Русского Языка» [33]. Представляется очевидным, что и то, и другое значение сопряжены с немалым количеством нравственно-значимых смыслов. Это же подтверждают многочисленные примеры народной мудрости, пословицы, а также тексты Библии. Сперва сошлюсь на Библию. В ней щедро рассыпаны слова «учитель», «учителя», «учители», «учителей», «учителем», «учителями». Приведу хотя бы по одному примеру на каждое из названных слов.
«Учитель! я пойду за Тобою» [Мф. 8: 19] (очень важный момент: тут слышатся и уважение, и доверие, и желание оказать посильную помощь).
«Ученик не выше учителя» [Мф. 10: 24] (здесь рискну, и позволю себе краткую реплику. Разве человеческая культура бы развивалась, если б все ученики были «не выше» своих учителей?).
«Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху» [2 Тим. 4: 3] (ре-
альный риск усиливается, когда не только происходит свободный выбор учителя, но и отрабатываются технологии навязывания авторитетов).
«Вы называете меня Учителем» [Иоан. 13: 13] (согласитесь: существенно, чтобы обучаемые осознавали и принимали статус учителя. Одно дело, когда кто-то называет другого своим учеником - и совсем другое, когда сам ученик делает соответствующее признание).
«[...] И учители твои уже не будут скрываться» [Ис. 30: 20] (не только рядовым учителям приходится сталкиваться с жизненными невзгодами - но даже и учители человечества редко когда вели сладкую жизнь).
«[...] Не многие делайтесь учителями» [Иак. 3: 1] (судя по всему, профотбор - необходимость универсальная, и во врачи, и в воины, и в политики нужно идти далеко не всем).
Кстати, понимайте как хотите, но принимайте факт: слово «учитель» [1 Пар. 15: 15] появляется в Библии раньше слова «ученик» [1 Пар. 25: 8].
А вот - подборка пословиц про учителей, учительство.
Бойкая мать ленивых детей растит (финская) (очевидно, это наблюдение вполне себе переносимо и на взаимоотношения между учителем и учениками).
Больше того, что в мешке было, из него не достанешь (английская) (пусть это и может показаться излишне прагматичным, но истолкую эту пословицу так: что у каждого учителя имеется свой ресурс энергии, знаний, умений, душевных сил).
В воду не войдёшь - плавать не научишься (армянская) (именно от учителя зависит, насколько естественным-безопасным-полезным будет вхождение учащихся в предмет).
Вор и сына воровству учит (абхазская) (другое дело, что с определённого момента учащийся волен выбирать себе и учителей, и направление образования).
Где любовь не сеял, там её и не пожнёшь (сербская) (именно так дело обстоит в общении учителя и учеников).
Голодный думает о хлебе, сытый - об учении (уйгурская) (а ведь далеко не всё так просто. Для положительной мотивации к учёбе у ученика и к обучению у учителя требуется некая разумная мера: не отупляющий-обессиливающий голод, не расслабляющая-развращающая сытость. Люди, живущие в эпоху перемен, имеют шанс ощутить эти тонкие переливы состояний).
о
Если ты мудр, не противоречь богачу, правителю, ребёнку, старику, аскету, мудрецу, женщине, дураку и учителю (индийская) (совет, можно полагать, довольно дельный. Но - где ж изначально напастись мудрости, если ты не понабивал шишек в спорах со стариком, дураком, женщиной, учителем?!.. Кроме того, я стараюсь различать дерзость и дерзновение. Вспомним слова Павла Афанасьевича Фамусова: «Извольте посмотреть на нашу молодежь, / На юношей - сынков и внучат, / Журим мы их, а если разберешь, - / В пятнадцать лет учителей научат! [8]).
И в сорок лет становятся грамотеями (корейская) (более того - существуют специальные организации, которые объединяют людей, никогда ранее не бывших учителями, но на склоне лет надумавших поделиться своим опытом).
И мудрец из тысячи раз один раз да ошибётся (японская) (к вопросу об учительских оговорках, описках. Которых трудно избежать - но которые нужно минимизировать, и честно исправлять).
Ленивого пастуха волк любит (абхазская) (нетрудно догадаться, кто любит ленивого учителя).
Лучше день обдумывать, чем неделю неправильно делать (финская) (эх, кабы реформы в отечественном образовании как следует обдумывались, да осторожно-постепенно вводились - соседям бы нашим только оставалось ахать да завидовать!).
На одном дереве плоды бывают и кислые, и сладкие; у одной матери дети вырастают и глупые, и умные (китайская) (и уж тем более - у одного и того же учителя разные ученики научиваются разному).
Нужда учит (немецкая) (да, помимо старательного учителя для успеха в деле обучения, конечно же, нужна мотивация ученика).
Осёл может научить ослёнка только ос-ловству (уйгурская) (а ведь на худой конец и это не совсем плохо. Неспроста осла держат для хозяйственных нужд).
От денег некоторые умнеют, а некоторые глупеют (греческая) (я поместил эту пословицу в данную подборку, поскольку истолковал её так: «от денег, затрачиваемых на образование» и далее по тексту).
Плохой учитель - плохие и ученики (монгольская) (увы, по большей части так оно и есть. Хотя есть и варианты: «У Тимирязева вы научитесь, как надо говорить, а у профессора Н. - как говорить не надо» [12, С. 313]).
Поправился или нет, а за лекарство плати (корейская) (аналогично можно говорить и про платное обучение).
Родители создают тело, учителя создают душу (монгольская) (насколько здесь показано глубинное, высокое, достойное понимание труда учителя. Никаких вам «образовательных услуг»!).
Сначала сам уразумей, потом учи других (сербская) (а тут не всё так просто. Если чересчур буквально понимать эту установку, есть риск угодить в дурную бесконечность. Тогда как известно, что Сократ, заявлявший: «Я знаю, что ничего не знаю», очень даже честно и результативно способствовал познанию мира соотечественниками и потомками).
Совет дорог вовремя (афганская) (+ есть народная истина: «Учиться никогда не поздно». Видимо, истина и там, и там).
Спрашивай - не бойся (курдская) (полезная-верная пословица о вопросах и учителя к ученику, и ученика к учителю).
Спрашивай и старого, и малого (афганская) (иногда Сократу приписывают высказывание: «Никто тебе не друг, никто тебе не враг, но всякий человек тебе учитель». Что касается друга и врага - категорически не соглашусь. Но за последние слова - готов голосовать двумя руками. Счастлив человек, который может учиться у кого угодно, в том числе - от противного: как не надо действовать).
Те, у кого в проводниках навозный жук, ходят по дерьму (сомалийская) (хлёстко, но точно - о важности выбора учителя-авторитета).
Трудолюбию учатся три года, лени -три дня (китайская) (нет сомнений, что эта истина известна каждому учителю).
Учёный голодным не останется (армянская) (увы, мудрая мысль в последние десятилетия многажды подвергалась серьёзным испытаниям и в Армении, и в соседствующих странах, где и учёные, и учителя власть имущими бывали по сути брошены на произвол судьбы).
Учи других - и сам поймёшь (немецкая) (во время моего школьного детства вполне распространённой была практика, когда за успешными учениками «закреплялись» отстающие - и это нередко помогало в учёбе тем и другим).
Учитель лучше десяти брахманов, отец - десяти учителей, мать - десяти отцов и всего, что есть на земле (индийская) (мне эта пословица нравится и тем, что призывает уважать учителя, и тем, что пусть очень отдалённо, сравнивает его труд с материнской миссией на Земле).
Хорошая мать лучше тысячи учителей (курдская) (всё, конечно, так. Хорошая мать поможет ребёнку и хороших учителей отыскать. Но сколько учителей нужно собрать, чтобы компенсировать вред от дурной матери?).
Хороший пример - наилучшая проповедь (английская) (трудно спорить с этой мыслью, применительно к кому-чему бы её ни рассматривать - к подтянутому-элегантному физруку, красноречивой преподавательнице русского языка или к организованному, требовательному, заботливому директору).
Чужим хлебом, да чужим умом недолго проживёшь (греческая) (пожалуй, эта пословица касается и учащихся, и учащих).
Ну и хоть несколько пословиц русских, пусть даже практически без комментариев.
Быть учителем, перестав быть учеником, невозможно.
Век живи, век учись (и насколько догадываюсь, дело тут, конечно, не в требованиях начальства, неустанно совершенствующего процедуры планирования-отчётности и время от времени посылающего преподавателя на переподготовку).
Верная указка - не кулак, а ласка.
Воспитать ребёнка - не выпустить цыпленка.
Всяк мастер на выучку берет, да не всякий доучивает.
Высоко дело учительства, но и трудно оно.
Гни дерево, пока гнется, учи дитя, пока слушается.
Дерево и учитель познаются по плоду.
Детей учи без людей.
Детей учить - не лясы точить.
Добрый дядька придаст ума дитятке.
Если учитель ест стоя, то ученики едят на ходу.
Знание - сила.
И груда книг не заменит хорошего учителя (для наших дней добавлю: никакие интернет-ресурсы не заменят живого общения с преподавателем и соучениками).
И медведя плясать учат.
Идти в науку - терпеть муку. Без муки нет и науки.
К чему ребёнка приучишь, то от него и получишь.
Каждый великий учитель близок врачеванию и искусству.
Каждый учитель учит по-своему.
Кто детям потакает, тот потом слезу проливает.
Кто собою не управит, тот и другого на разум не наставит.
Не учили, покуда поперёк лавки укладывался; а во всю вытянулся - не научишь.
Новому путь - дальше старого, ученику - дальше учителя.
От учителя наука.
По ученику и об учителе судят.
Почитай учителя как родителя.
Родители создают тело, учителя создают душу.
Строгость учителя лучше ласки отца.
Умный любит учиться, а дурак учить (учить - это ещё полбеды. Куда хуже, если не очень умный принимается критиковать, оценивать или организовывать обучение).
Учение - путь к умению.
Ученику - удача, учителю - радость.
Ученье лучше богатства.
Учёного учить - только портить.
Учёный без дела, как туча без дождя.
Учи народ, учись у народа.
Учитель лишь открывает дверь, вы входите самостоятельно.
Учитель не осрамит учителя.
Учитель не тот, кто учит, а тот, кто учится вместе с детьми.
Учитель один не считает годин.
Учить - ум точить.
Хорошо того учить, кто слушает.
Что посеешь, то и пожнешь.
Чтоб других учить, надо свой разум наточить.
В целом, как видно, вырисовывается интереснейшее для этики смысловое поле, в котором очень разнообразно взаимодействуют учитель, ученики и многие другие заинтересованные окружающие. Так что представляется полезным обозначить эту ситуацию обобщённо: Кто, Где, Кого, Чему обучает, Зачем, Как это делается, каков получается Результат, и, наконец, каково Отношение к этому результату прежде всего у учителя. Попробуем хотя бы вкратце охарактеризовать нравственно значимые ракурсы перечисленных компонентов.
Кто. Для начала - сошлюсь на замечательную книгу Марка Аврелия «Размышления», которая как раз начинается с обстоятельного перечисления - кому какими конкретными положительными качествами считает себя обязанным античный автор: деду, отцу, матери, брату, поименованным окружающим и даже богам [1, с. 7-20]. В этом перечислении подкупает искренняя благодарность и продуманность. У каждого ли из нас хватит точности в оценках собственных достоинств и в понимании того, чему именно в какой степени кто нас научил? Между прочим - здесь уместно сослаться на мысль, высказан-
о
ную как-то отечественным публицистом Симоном Львовичем Соловейчиком. Он рассказывал, что у одного из его знакомых отец постоянно был в разъездах. А когда изредка появлялся дома, то по ночам работал в кабинете, при свете настольной лампы. Сын среди ночи мог видеть щёлочку под дверью в кабинет папы. «Вот, - заявлял выросший сын, - эта щёлочка меня и воспитала». Можно порадоваться за такого сына, но, видимо, строго говоря, не сама по себе освещённая щёлочка стала учителем. Она удачно оказалась символом трудолюбия уважаемого семьёй папы. То есть - субъекта, обладающего нравственно-значимым положительным качеством. Причём - характерно, что положительное качество можно перенимать и у того, кто сам по себе не располагает к симпатии-уважению. «Учиться дозволено и у врага» (Овидий) [26, с. 464]. Несколько лет назад, в ноябре 2012 года на Днях Петербургской философии с интересным докладом выступал Михаил Антонович Гусаковский. В его рассуждениях учитель представал как авторитет, как эксперт, медиатор, консультант, медиум. Я задал докладчику вопрос, где навскидку добавил, что учитель также инспектор, режиссёр, ментор, командир, садовник, друг, собрат по несчастью, психотерапевт. Плюс, не исключено, продавец или официант. И посейчас считаю, что учитель также: дирижёр, тренер, опекун, куратор, надсмотрщик, надзиратель, наставник. Не исключено, что когда-нибудь будет создана матрица типов учителей -предусматривающая возможные и желательные, допустимые и неприемлемые для разных обстоятельств качества: беко-рыстие / прагматизм, гуманность / жестокость, заботливость / равнодушие, креативность / зависимость от чужих идей, миролюбие / неуживчивость, необидчивость / мстительность, ответственность / безответственность, отзывчивость / равнодушие, даже злорадство, последовательность / взбалмошность, принципиальность / беспринципность, справедливость / предвзятость, требовательность / попустительство, честность / лживость, щедрость / жадность. Правда, могу сознаться: лично я бы не хотел, чтобы какие-то чиновники меня-живого замеряли по высочайше утверждённым лекалам... Жизнь важнее-ценнее-интереснее самых разумных схем. Но так или иначе - отдавать себе отчёт в конкретном наборе положительных и отрицательных нравственно-значимых характеристик должен всякий учитель. И наиболее значимыми характеристиками
здесь выступают Свобода, Разумность, Ответственность.
Где. Как-то по радио («Маяк») звучал интересный рассказ про то, что, бывает, опытная пчела летит к месту сбора нектара - в сопровождении двух молодых «пчёл-стажёров» (это, конкретно, рассказывалось перед часом дня 3 июля 2021 года). Стало быть, не только утят взрослые утки приучивают «держать строй», не только мама-кошка показывает, как нужно охотиться за мышками. Не только, как описывает Фарли Моуэт, волк-дальний родственник оберегает недавно разрешившуюся от бремени волчицу и принимает на себя игривое настроение волчат, возится с ними, до полного их изнеможения [23, с. 54-55]. Когда волчата чуть подрастут -их, совершенно неумелых и бесполезных, берут на охоту [23, с. 107]. В любом пространстве, где общаются субъекты - тем более люди - появляется необходимость помочь неопытным новичкам вписаться в это пространство. У людей для этого есть ясли, детские садики, школа, вуз, с магистратурой-аспирантурой-докторантурой, армия - с курсом молодого бойца, общественные организации, опекающие пенсионеров и помогающие им освоить компьютерную технику. Не знаю, существует ли что-то подобное в Государственной думе, но по логике вещей «курсы молодого депутата» очень даже возможны и полезны. Могу признаться, мне не так часто, но доводилось общаться с опытными и заботливыми редакторами, которые меня, начинающего автора, просвещали-поправляли. За что я им невыразимо благодарен. В целом - о сфере учительства следовало бы, по-видимому, констатировать, что она должна быть Жизненно-Значимой, а установка субъекта на общение с подопечными должна основываться на Компетентности и Открытости.
Кого. Многообразны не только сферы, в которых имеет место учительство, очевидно и многообразие учеников. Понятно, в разворачиваемом рассуждении интерес представляют прежде всего не пчёлки-утята-волчата, а люди. Малыши, делающие первые шаги или неумело копающиеся в песочнице, карапузы, впервые берущие в руки зубную щётку или авторучку, детишки, садящиеся на велосипед или встающие на коньки. Новобранцы в армии, студенты-первокурсники на семинарском занятии. Практиканты где бы то ни было. Вдруг вспомнил грустную историю, виденную много лет назад в Петропавловской крепости. Молодой экскурсовод, уже со-
брав группу около большого щита со схемой местности, не начал рассказ, а словно язык проглотил. И особа, проверяющая-принимающая-инспектирующая происходящее, тут же взяла инициативу в свои руки, повела рассказ и увлекла за собой пришедших. Куда делся несостоявшийся экскурсовод - не знаю и посейчас. Но спустя годы вдруг задумываюсь: а нельзя ли было инспектору действовать чуть иначе, не столь прямолинейно? Допустим, как-то переключить внимание участников на своеобразие ситуации, подчеркнуть: экскурсия ведётся в первый раз. Может, задать практиканту наводящий вопрос. Повторю: я не утверждаю и не советую, а только задумываюсь. Ведь я не профессиональный экскурсовод, и не обладающий опытом куратор экскурсоводов. Мне только, если честно, боязно, что умный, старательный человек не состоится профессионально, «сломается» от первой неудачи, в которой его можно было бы как-то поддержать. Особо следует отметить вот какое обстоятельство. Водитель трамвая, проводник в скором поезде, экскурсовод - не выбирают своих подопечных. Преподаватель входит в аудиторию, где приступает к изложению нового курса, и общается с теми слушателям, кого ему подарила судьба. Аналогично - и экскурсанты не выбирают экскурсовода, пассажиры - не выбирают кондуктора, проводника, машиниста. Даже в вузах, когда по расписанию идут так называемые «курсы по выбору», очень часто выбор за студентов делает администрация, исходя из набора требуемых компетенций и наличия штатных преподавателей. В этих условиях сугубо важны не симпатии-антипатии учителя, по отношению к новичкам-подопечным им должна проявляться продуманная Забота. От подопечных же по ситуации требуются, по меньшей мере, Доверие и Уважительность. А хорошо бы ещё и Вдумчивость, Старательность.
Чему обучает. Помню, как я был поражён, когда узнал, что маленький Пушкин сперва научился читать-писать по-французски, и уже потом по-русски. Впрочем, это явление вовсе не было новым. Мишель Монтень, например, делился в своих знаменитых «Опытах», что для него, недавно родившегося, специально наняли знатока латыни, и что старшие старались при ребёнке изъясняться именно по латыни, то есть фактически родным языком для маленького Мишеля стала латынь. Его даже прозвали «учителем Жаном» [22, т. 2, с. 341]. Между прочим, Пушкина в лицее звали «Французом», и нетрудно догадаться,
как это звучало в свете недавней победы российского оружия над наполеоновскими полчищами. И ещё позволю привести одно языковое наблюдение - уже совсем из наших дней. Довелось видеть в интернете на фото откуда-то из Московской области -дорожный указатель: «ж.к. "Шервуд" / ж.к. "Риверсайд" / ж.к. "Гринфилд" /
ж.к. "Монтевиль"«. То есть, я не исключаю, что у кого-то из наших малолетних современников-соотечественников родным языком становится язык англо-американский. Причём далеко не факт, что из так обучаемых россиян вырастут новые Пушкины или Монтени. И чтобы не замыкать предмет обучения только на языке -сошлюсь на два примера из моей жизни. Когда я писал первую курсовую работу и защищал её на кафедре этики и эстетики ЛГУ, то услышал от заведующего кафедрой, профессора В.Г. Иванова суровый выговор за искажённую цитату. Оценка за курсовую была снижена, а я получил куда как полезный урок внимательности к используемым источникам и к собственному тексту. И ещё очень полезной для меня стала деловая переписка с Феохарием Харлампиевичем Кессиди. Он в середине девяностых уехал в Грецию, а в петербургском издательстве «Алетейя» выпускались несколько его книг, и мне посчастливилось по поручению автора следить за качеством публикуемых текстов (в выходных данных книг «От мифа к логосу» [14], «Гераклит» [13] - я назван ответственным редактором, в книге про Фукидида [15] - указан как редактор). Феохарий Харлампиевич, можно сказать, преподавал мне уроки редактирования, всемерно помогал относиться к тексту вдумчиво, заинтересованно, совестливо. Уже переходя к непосредственным учебным занятиям, подчеркну: когда студент просто пересказывает материал -разве это может по-настоящему радовать преподавателя? Для подобного воспроизведения уже давно придуман так называемый «хомячок-повторюшка». Стараюсь настроить студентов на такое чтение и такое обсуждение, когда мы совместно в каждом предусмотренном программой тексте первоисточника ищем интересное-полезное-спорное-наводящее на дальнейшие размышления. Если предельно обобщить нравственно-значимые характеристики указанного компонента, то чему бы обучение не посвящалось - математике, истории, химии, биологии, НВП, пользованию компьютером и так далее - можно сказать, что в оптимальных случаях обучение ведётся Душеполезному и Культуросообразному.
о
Зачем. Пожалуй, тут будет уместен короткий рассказ вот о каком конкретном эпизоде из моей жизни. Вернувшись после армейской службы в родной Ленинград, я несколько месяцев ходил на подготовительные курсы в Военно-механический институт. По инерции в том направлении, какое образование было мной получено перед армией в техникуме (специальность звучала так: «приборы управления беспилотными летательными аппаратами»). Но постепенно и неуклонно стало приходить понимание: это направление не моё. Хочу быть как можно дальше от войны, и где бы можно было понять то, как устроен мир.
Ответы на возникавшие вопросы появилась надежда получить на философском факультете ЛГУ Пошёл я в университет, на день открытых дверей, и решение поступать туда ещё более упрочилось. А когда после массового мероприятия посетителям было предложено оставшиеся вопросы обсудить уже в индивидуальном порядке с консультантами, я подсел к сотруднику университета. И поведал ему о своей растерянности. Меня - поочерёдно октябрёнка, пионера, комсомольца - наставляли, что о себе нужно думать в последнюю очередь. А теперь вот получается, что я хочу получить высшее образование, чтобы устроить лучше собственную жизнь! Кто именно оказался в тот момент моим собеседником, я не спросил, но его ответ помню посейчас: «Ничего страшного. Наоборот. Ты станешь умнее, и сможешь больше пользы приносить окружающим». Спасибо! Эта мысль мне представляется куда умнее недавно внедрявшегося истолкования образовательной системы как сферы услуг. Ну - или понимания образования как способа зарабатывания денег. Вряд ли надо кого-то убеждать, что есть принципиальная разница между извлечением экономической выгоды и выстраиванием этически выверенных взаимоотношений с миром. Именно в последнем случае преодолеваются как узкая одномерность эгоизма, так и жертвенная крайность альтруизма, утверждается Эгалитаризм -равноуважительное отношение к себе и к окружающим. Этические поиски Аристотеля - Канта - Швейцера указывают именно это направление. Собственно говоря, и в основных религиозных конфессиях речь идёт об этом - если вынести Бога за скобки или понимать Его как Высшие Силы Природы. Везде говорится о Требовательности человека к себе и об Уважительности к окружающим, о неустанном Самосовершенствовании и о Посильном Улучшении Мира.
Как это делается. Многообразие-раз-новекторность, присущие вышеназванным компонентам ситуации учительства, имеют место и здесь. Ведь учитель может заниматься своим делом бескорыстно / исключительно по расчёту, близоруко / стратегично, высокомерно / заискивающе, задорно / уныло, инерционно / творчески, легко / натужно, ответственно / безответственно, охотно / из-под палки, самоотверженно / через пень-колоду, старательно / лениво, честно / кривя душой, щедро / скупо. С благодарностью вспоминаю многих своих учителей. В том числе - школьного учителя физики, Алексея Евлампиевича Чемодина. Он первый стал называть нас на «Вы». Это выглядело необычно, никто из его коллег так не действовал. Да и в те-прешнюю пору - недавно читал про народного артиста Владимира Владимировича Бортко, что он в пору депутатства вносил законопроект, где предлагалось школьным учителям обращаться на «Вы» даже к первоклашкам [10]. Надо ли говорить, что воз и ныне там. С другой стороны -как-то слышал по радио, в рассуждениях кандидата биологических или психологических наук Веры Владимировны Тол-ченниковой, что существует установка «Я учитель - ты дурак». Мне в жизни повезло гораздо больше, и среди моих школьных, техникумовских, университетских преподавателей никто ничего близкого с этой установкой не исповедовал. Более того, многие, не ссылаясь на А. Дистер-вега, действовали, исходя из понимания: «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить» [26, с. 462]. Мне, кстати, повезло ещё и в том отношении, что во время моей учёбы в школе-техникуме-вузе авторитет педагога в целом был куда выше, нежели это стало к годам 90-м, и ко времени создания сериала «Школа». По поводу этого сериала сообщу вот что. Моя школьная учительница, преподаватель русского языка и литературы, Жанна Петровна, живёт, здравствует, мы с ней в хороших отношениях. И вот как-то она звонит, спрашивает: «Андрей, как ты относишься к сериалу "Школа"?». «Никак, не до сериалов. Много работы, вечерники». Но постарался в ближайшие дни, улучил время, включил первый канал. Хватило меня только на полторы серии. Омерзительное зрелище! Такое «помоечное» мировосприятие лечить надо! Сообщил о своём выводе учительнице, и на несколько лет перестал смотреть первый канал. Разве что делал исключение на репортажи о матчах наших сборных по футболу и хоккею. Воз-
вращаясь к обсуждению компонента «Как это делается», нужно подчеркнуть, что речь здесь должна вестись об установках учителя по отношению к делу, к подопечным, плюс ещё и к окружающим. Да оно и понятно: если условно представить себе, что педагог везёт учеников к истине, то автобус, бензин, дорогу ему обеспечивают другие люди! Кстати, и не мешало бы в данных рассуждениях дополнить установку А. Дистервега принципом, который был сформулирован нашим выдающимся соотечественником, А.С. Макаренко: «Как можно больше требований к человеку и как можно больше уважения к нему» [Макаренко]. К указанному компоненту «как» напрямую относятся такие нравственные характеристики-ценности: Трудолюбие, Достоинство, Взаимоуважительность, Принципиальность, Ответственность.
Результат деятельности учителя - особая тема. И дело тут не в нарастающей сложности диагностики или умножива-ющихся нормотворческих документах. Кто как, а лично я о своём отношении к многочисленным учителям стал задумываться уже через много лет после учёбы в школе-техникуме-университете. Молодому было не до того. А вот уже когда сам оказался на работе в вузе, да ещё вузе педагогическом - тут естественным образом и в прошлое стал смотреть внимательнее. Если бы данный текст носил характер не аналитический, а автобиобиографиче-ский, и если бы объёмы не сковывали, - то можно бы было наподобие Марка Аврелия поимённо поназывать самых интересных и важных в моей жизни людей. Я поступлю иначе. Выскажу вот какую мысль. Биографы разных выдающихся деятелей культуры - гениев в области искусства, науки, замечательных конструкторов, изобретателей, знатных рабочих, героев войны - могли бы объединить усилия, и системно представить факторы, которые позволили выдающимся людям состояться. Описать, типизировать персонифицированные и объективные испытания, а также искушения, через которые пришлось пройти гениям. Обозначить ключевые свойства характера, без которых человек мельчает и «сходит с дистанции». Объяснить, как это может получиться, что уже упоминавшийся Мишель Монтень, очень критично к своим учителям относившийся, да и открытым текстом заявлявший, что сам не хотел бы стать учителем - объективно попал в разряд Учителей человечества? Вот, например, он пишет: «Наши учителя [...] среди всех прочих людей - те,
которые обещают быть всех полезнее человечеству, на деле же, среди всех прочих людей - единственные, которые не только не совершенствуют отданной им в обработку вещи, как делают, например, каменщик или плотник, а, напротив, портят ее, и притом требуют, чтобы им заплатили за то, что они привели ее в еще худшее состояние» [22, т. 1, с. 151-152]. Или ещё: «я [...] скорее готов стушеваться в споре, чем выступать в скучной роли учителя и наставника» [22, т. 3, с. 182-183]. Спасибо автору за откровенность, но хотелось бы по аналогии с классической констатацией «Мамы разные нужны, / Мамы всякие важны» [20, с. 8] сказать то же про учителей. Кто-то вживую общается с «неинтересными» малышами-новичками, кто-то со второгодниками, или с теми, кого сейчас называют «людьми с особенностями развития». А кто-то читает лекции аспирантам или налаживает работу в институте усовершенствования учителей. Всё это нужно! И выскажу «крамольную» мысль. Склонен полагать, что куда важнее для оценки работы учителя не его благополучные отчёты перед вышестоящими инстанциями, не заполненные бланки, соотнесённые с перечнем высочайше утверждённых компетенций - но живые чему-то конкретно полезному научившиеся Люди, которые, возможно, только спустя немалое время будут способны благодарно оценить старания своих теперешних учителей.
Отношение. Напомню: основная линия развёртываемых в предлагаемом тексте рассуждений связана не с учениками, не с их родителями, не с организаторами образования и не с заказчиками выпускников, но прежде всего с учителями. Стало быть, речь в данный момент должна пойти не о прозвищах, которые дают учителям ученики, не о претензиях к школе, высказываемых на родительском собрании, а об отношении самих учителей к процессу и результату учительства. Так, на защите диплома или кандидатской - как может себя чувствовать научный руководитель? Наподобие родителя, приглашённого на новогоднее представление в детский садик, как полноправный автор только что созданного архитектурного шедевра - или как тренер слабой команды? Палитра вариантов тут весьма широкая, например -благоговение, благодарность, вдохновение, вина, волнение, воодушевление, высокомерие, гнев, гордость, горечь, доброжелательность, доверие, досада, жалость, забота, зависть, злорадство, злость, ирония, любовь, негодование, нежность, неловкость, неприязнь,
неуважение, обида, обречённость, озлобленность, ответственность, отчуждение, печаль о попранной справедливости, презрение, преклонение, признательность, равнодушие, раздражение, ревность, самокритика, симпатия, скорбь, смущение, снисхождение, сопереживание, сорадость, сострадание, стыд, счастье, томление, тоска, уважение, угрызения совести, унижение, уныние, уязвлённость, чувство исполненной мести, чувство собственного достоинства, энтузиазм, ярость... Вероятно, что-то ещё упущено - но согласимся: вариантов куда как много. И, разумеется, желательно, чтобы они оказались Позитивными-Жизнеутверждающими, основанными на Объективной Нравственной Самооценке. Объективность же оценки не сводится к количественной стороне. «О достоинствах учителя нельзя судить по размерам толпы, следующей за ним» - справедливо подмечал Ричард Бах [4, с. 35]. С другой стороны - приходится согласиться с довольно грустной и парадоксальной констатацией русской пословицы: «Больше одна мать заботится о семерых детях, чем семь детей об одной матери». А также нужно принять во внимание нынешнюю социокультурную ситуацию. Помню, как однажды в интернете наткнулся на фрагмент телепередачи -пронзительный по цинизму. Молодого паренька-преподавателя окружающие дружно укоряли, услышав, что его зарплата всего 11 тысяч рублей. Дескать, «ты сам во всём виноват, поскольку ты знал, на что идёшь. И государство тебя кормить не обязано. Крутись, зарабатывай». По этой логике - и какой-нибудь грабитель мог бы заявить прохожему: «Ты сам виноват, что шёл по переулку без телохранителя». Я обо всём этом говорю, чтобы подчеркнуть: в отношении к происходящему Учителю нужно быть Трезвым, Не Впадать Ни В «Розовое» Мечтательство, Ни В Мрачную Безыс-
ходность. Ни от родной бухгалтерии, ни от своих подопечных не стоит ждать сказочной доброты-восхищения.
Краткие итоги. Учителя трудятся в самых разных сферах культуры, и бывают ну очень разными - разновекторными, разноуровневыми, разноумелыми. Разноуважаемы-ми / презираемыми, разновознаграждаемыми / наказываемыми, разногуманными / жестокими, разнозаботливыми / равнодушными, разнокреативными / отстойными, разноле-гальными / нелегальными, разноответствен-ными / безответственными, разноотзывчи-выми / злорадными, разнопонимаемыми / непонимаемыми, разнопридирчивыми / покладистыми, разносправедливыми / несправедливыми, разностарательными / нерадивыми, разнотребовательными / либеральными, разноулыбчивыми / неулыбчивыми. Но все они в целом заняты в чрезвычайно важной сфере. Неспроста в самом начале знаменитой Клятвы Гиппократа приводятся слова: «считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями» [16]. Ведь это только в природе, среди растений и простейших организмов естественный отбор происходит стихийно. На уровне человеческого сообщества кто-то должен брать на себя ответственность за выбор направлений развития, за подготовку молодёжи к жизни, за профессиональный отбор и отсев. Сенека когда-то писал в «Нравственных письмах к Луцилию»: «Век живи - век учись тому, как следует жить» [28, с. 240]. Очевидно, учиться нужно и ученикам, и учителям. Нет неинтересных предметов. Есть неумелые учителя и ленивые учащиеся. Надежду вселяет тот факт, что в России педагогическое образование имеет давние традиции, а значит - и в будущем эти традиции могут обогащаться, совершенствоваться, чтобы помогать новым и новым поколениям жить по уму и по совести.
о
Список литературы:
[1] Аврелий, Марк. Размышления. - Магнитогорск: Амрита-Урал, 1994. - 293 с.
[2] Армянский фольклор. - М.: Наука, 1979. - 375 с.
[3] Афганские народные пословицы и поговорки. - М.: Изд-во иностранной литературы, 1961. - 66 с.
[4] Высказывания знаменитых людей. - М.: КРОН-ПРЕСС, 2000. - 470 с.
[5] Гварджаладзе И.С., Мчедлишвили Д.И. Английские пословицы и поговорки. - М.: Высшая школа, 1971. - 77 с.
[6] Гессе Г. Детство волшебника // Космос детства. Антология. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2009. - 367 с.
[7] Граф А.Е. Словарь немецких и русских пословиц. - СПб.: Лань, 1997. - 287 с.
[8] Грибоедов А.С. Горе от ума. - Интернет-ресурс. Режим доступа: https://ilibrary.rU/text/5/p.1/mdex.html (06.01.22)
[9] Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х томах. Т.4. - М.: Гос. издательство иностранных и национальных словарей, 1956. - 683 с.
[10] Данилевич Е. Не уважаем сами себя? // «АиФ». - 2021, № 37.
[11] Древнеиндийские афоризмы. - М.: Наука, 1966. - 96 с.
[12 [13 [14 [15 [16
[17
[18 [19
[20 [21 [22 [23
[24
[25 [26
[27 [28 [29 [30 [31 [32 [33
[34 [35 [36
[37 [38
Знаменитые шутят. - М.: Республика, 1994. - 415 с. Кессиди Ф.Х. Гераклит. - СПб.: Алетейя, 2004. - 217 с.
Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу: Становление греческой философии. - СПб.: Алетейя, 2003. - 360 с. Кессиди Ф.Х. Философия истории Фукидида. - СПб.: Алетейя, 2008. - 267 с.
Клятва Гиппократа. - Интернет-ресурс. Режим доступа: https://www.bsmu.by/downloads/kafedri/k_
obsch_zdorovM.pdf (06.01.2022)
Корейские народные изречения. На корейском и русском языках. - М.: Главная редакция восточной литературы, 1982. - 359 с.
Курдские пословицы и поговорки. - М.: Главная редакция восточной литературы, 1972. - 456 с. Макаренко Антон Семёнович. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.hrono.ru/biograf/bio_m/ makarenko_as.php (06.01.22)
Михалков С.В. Весёлый день. - М.: Детская литература, 1984. - 287 с.
Монгольские народные пословицы и поговорки. - М.: Изд-во иностранной литературы, 1962. - 86 с. Монтень М. Опыты: В трёх книгах. - М.: Голос, 1992.
Моуэт Ф. Не кричи: «Волки!» // Моуэт, Фарли. Не кричи: «Волки!». Ван Лавик-Гуделл, Джейн и Гуго. Невинные убийцы. Лоренц, Конрад. Человек находит друга. - М.: Мир, 1982. - С. 11-120. Некрасов Н.А. Сцены из лирической комедии «Медвежья охота» . - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://nekrasov-lit.ru/nekrasov/stihi/303.htm (06.01.2022) Пословицы абхазского народа. - Сухуми: АГУ, 1994. - 74 с.
Разум сердца: Мир нравственности в высказываниях и афоризмах. - М.: Изд-во политической литературы, 1989. - 605 с.
Сад камней: Мудрость Китая и Японии. - СПб.: Паритет, 2005. - 318 с. Сенека Л.А. Нравственные письма к Луцилию. - М.: АСТ, 2020. - 639 с.
Сказки, пословицы и песни лужицких сербов. - М.: Изд-во иностранной литературы, 1962. - 159 с. Словарь по этике / 6-е изд. - М.: Изд-во политической литературы, 1989. - 448 с. Словарь русского языка: В четырёх томах. Т.4. - М.: Русский язык, 1984. - 792 с. Сомалийские пословицы и поговорки. - М.: Наука, 1983. - 284 с.
Толковый Словарь Русского Языка. - Интернет-ресурс. Режим доступа: https://www.vedu.ru/ expdic/37l52/ (06.01.2022)
Уйгурские пословицы и поговорки. - М.: Наука, 1981. - 182 с.
Финские народные пословицы и поговорки. - М.: Изд-во иностранной литературы, 1962. - 58 с. Чакалов И.В. Пословицы и поговорки цалкинских (триалетских) греков. - Салоники: Эродиос, 1997. - 216 с.
Этика: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики, 2001. - 669 с.
Японские народные пословицы и поговорки. - М.: Изд-во иностранной литературы, 1959. - 95 с.