http://www.zabvector.com
ISSN 2542-0038 (Online) ISSN 1996-7853
ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА PHILOSOPHY OF MAN
УДК 177.74:159.9
DOI 10/21209/1996-7853-2017-12-1-51-61
Андрей Евгеньевич Зимбули,
доктор философских наук, профессор, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Гзрцена (191186, Россия, Санкт-Петербург, наб. Мойки, 48),
e-mail: [email protected]
Жалость: нравственно-ценностные ракурсы
Такое важное нравственно-психологическое качество, как ЖАЛОСТЬ, до настоящего времени в спра-вочно-философской литературе не приобрело особого статуса. Автор пытается исправить данное упущение. В этих целях проанализированы тексты Библии, рассмотрены пословицы русского и многих других народов мира. Сутью рассматриваемого явления оказывается негативное переживание по поводу тех событий, которые могли бы (или должны были бы) развиваться более позитивным образом. Для этики наиболее значимы следующие характеристики данной ситуации: кто жалеет, кого или что жалеют, по какому поводу, за что жалеют, в каком контексте разворачиваются события, насколько искренне проявление жалости, в чём она выражается, как к ней относятся участники ситуации и к чему жалость приводит. В статье последовательно рассматриваются названные характеристики применительно к жалости-досаде, жалости-состраданию, жалости-жадности. Подмечается, что есть основания говорить о праве на жалость, а также о необходимости нравственно окультуривать указанные разновидности жалости. Итогом аналитических рассуждений становится вывод: жалость, проявляемая в межсубъектных взаимоотношениях (в масштабах вплоть до геополитических), может быть окультуриваема с учётом векторов доброжелательности, принципиальности, достоинства, справедливости и вести людей к ладу и благоволению.
Ключевые слова: этически значимые характеристики жалости: субъект, объект, повод, контекст, искренность, способ выражения, отношение, результат
Жалость есть скорбь о незаслуженном страдании.
Зенон
Истинная сущность жалости не есть простое отождествление себя и другого, но признание за другим собственного значения - права на существование и наибольшее благополучие.
В. С. Соловьёв
Пожалел волк кобылу - оставил хвост да гриву.
Русская народная пословица
«жалость». Причём и невооружённым взглядом понятно: безжалостность - дурное качество. Недавно две недовоспитанные, если не ошибаюсь, хабаровские юные особы отличились тем, что истязали кошек, плюс фиксировали это занятие на свои гаджеты. Просто ужас! Ни стыда, ни совести, ни жалости. Но -методология и методика исследования -
Вводная часть. «Какая жалость!», «Очень жаль», «жалобный», «жалостливый», «безжалостный», «Пожалейте!», «Жалко у пчёлки, пчёлка на ёлке, ёлка в лесу, лес за версту»... Существительные, глаголы, прилагательные, междометия, пословицы и поговорки - каких только частей речи и обиходных выражений не существует вокруг понятия
© А. Е. Зимбули, 2017
51
зывается, что нравственно-психологическое качество «Жалость» никак там специальным образом не отражено. В «Словаре по этике» [26] нет ни статьи «Жалость», ни статьи «Безжалостность». Аналогичная картина - в издании «Этика: энциклопедический словарь» [36]. Есть там статья «Жадность», есть «Живая этика». «Жалости» нет. Ну - нет, так нет. Не отражены жалость или безжалостность в «Новой философской энциклопедии» [18]. С надеждой открываю «Психологическую энциклопедию» [23]. Там-то интересующий нас сюжет наверняка должен быть раскрыт. Однако в искомом месте вижу лишь статьи: «Железы и поведение», «Жертвы побоев», «Жестокое обращение с ребёнком». Даже странно! Уж этой подборке статей явно что-то требовалось бы для противовеса... Но ничего не поделать. Попытаемся разобраться в теме самостоятельно.
Результаты исследования. Вначале, как водится, заглянем в Библию. Вот - те сюжеты, в которых в разных контекстах упоминается искомое нас явление. Ключевые слова для наглядности выделены.
«И сказал Иосиф братьям своим: подойдите ко мне. Они подошли. Он сказал: я - Иосиф, брат ваш, которого вы продали в Египет; но теперь не печальтесь и НЕ ЖАЛЕЙТЕ о том, что вы продали меня сюда <...>» (Быт. 45:4, 5) (мы, читатели, являемся свидетелями прощения Иосифом своих братьев - и тут, точности ради, следовало бы говорить не о сожалении, а о раскаянии, от которого он их освобождает).
В самые тяжкие минуты Иов многострадальный пытается разобраться в происходящем и не теряет надежды: «Если сказать мне: забуду я ЖАЛОБЫ мои, отложу мрачный вид свой и ободрюсь» (Иов. 9:27) (речь о жалобах на неудачливый жребий).
Принципиально важна для богословских взглядов на воспитание мысль из «Притчей» Соломоновых: «Кто ЖАЛЕЕТ розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его» (Притч. 13:24) (даже учитывая поправки на современные процессы гуманизации педагогики и на появление ювенальной юстиции, трудно спорить с тем, что баловать и распускать детей не следует).
Там же высказана идея о том, что «праведник даёт и НЕ ЖАЛЕЕТ. Жертва нечестивых - мерзость, особенно когда с лукавством приносят её» (Притч. 21:26, 27) (не об этом ли рассуждал Христос в Нагорной проповеди: «Итак, когда творишь милостыню, не труби
перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди» (Мф. 6:2).
В книге пророка Иезекииля так формулируется инструкция по проведению одной из ветхозаветных «чисток»: «идите <...> по городу и поражайте; пусть НЕ ЖАЛЕЕТ око ваше, и не щадите; старика, юношу и девицу, и младенца и жён бейте до смерти, но не троньте ни одного человека, на котором знак, и начните от святилища Моего» (Иез. 9:5, 6) (видимо, приблизительно так в наши дни боевики ИГИЛа настраивают своих смертников).
«Не плачьте об умершем и НЕ ЖАЛЕЙТЕ о нём» (Иер. 22:10) (эту мысль можно было бы сопоставить с советом из «Талмуда»: «Совсем не печалиться нельзя, но и слишком скорбеть нельзя» [14]).
Знаменитому чуду, когда множество людей было накормлено семью хлебами, предшествовали слова Христа, сказанные ученикам: «Иисус же, призвав учеников Своих, сказал им: ЖАЛЬ Мне народа, что уже три дня находятся при Мне, и нечего им есть; отпустить же их неевшими не хочу, чтобы не ослабели в дороге» (Мф. 15:32) (О том же - Мр. 8:2) (как видно, здесь складываются сострадание к слушателям и ответственность за их здоровье).
Апостол Павел напоминает: «что говорит Писание в повествовании об Илии? как он ЖАЛУЕТСЯ Богу на Израиля, говоря: Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут» (Рим. 11:2, 3) (читая Библию, можно видеть, как из эпохи в эпоху воспроизводится ситуация, когда праведники и пророки оказываются окружены людьми по большей части дурными. Кстати, и в других культурах это воспринимается как факт. Древнегреческий мудрец Биант прямо заявлял: «Большинство людей дурны» [4, с. 93].
Есть в Библии ещё несколько сюжетов, где упоминаются слова «жалеть», «жалею» и однокоренные с ними - но дополнительных смыслов к словоупотреблению они уже, по-моему, не добавляют.
Посмотрим теперь, как обыгрывается понятие «жалость» в пословицах разных народов. Здесь я не стал выделять ключевые слова однокоренные со словом «жалость», поскольку иногда народная мудрость формулируется иносказательно.
Бабушка внучке о трудностях не пожалуется (абхазская) (пожалуй, в общении бабушки и внучки можно увидеть два полюса. Один из них: внучка сама догадывается о
проблемах бабушки и проявляет к ней живое бескорыстное участие; другой полюс: бабушка только и занята тем, что ворчит, сетует, обвиняет, проклинает. Всё множество реальных родственных ситуаций помещается между этими двумя полюсами).
Бивень дороже слона (африканская, ду-ала) (подобные контрасты применительны и к китобоям, и к организаторам экзотической охоты для богатеев - жизнь кита или антилопы в этих случаях оказывается не жалко принести в жертву любителям парфюмерии и охотнических впечатлений).
Брать сладко, отдавать жалко (греческая) (ещё бы - берёшь чужое, а отдавать-то приходится уже своё!).
В огне, который зажигает грешник, сгорает праведник (сомалийская) (жалко праведника. А грешника - не жалко?).
В поспешной женитьбе со временем раскаиваются (немецкая) (есть, видимо, и обратная во времени сторона данного явления: закоренелые холостяки руководствуются в своей жизни «опережающим отражением» этого сожаления).
Вынужденная доброта не заслуживает благодарности (английская) (и вправду, много ли стоит оказанная услуга, если оказавший её сожалеет о сделанном!).
Глупого жалей, но от него держись подальше (абхазская) (трудно спорить даже с тем, что умный враг лучше глупого друга -этому учит персидская народная мудрость).
Добрая рука и без просьбы даёт (сербская) (так и водится: кто-то не на первую жалобу реагирует, а кто-то предугадывает чужую нужду, боль).
Друг, жена, слуга, рассудок и отвага познаются в беде (индийская) (мне прежде всего понравилось то, что эта пословица показывает жизнь чуть шире, нежели это видно из известной русской пословицы про друзей, которые познаются в беде, испытании).
Если лиса говорит о мире, не показывай ей своего гуся (сербо-хорватская) (чтобы не пришлось после жалеть. Подобная логика ой как относится к геополитической сфере. Четверть века назад - сколько у обновляющейся России было «добрых» советчиков!..).
Есть противно, да бросить жалко (армянская) (речь о сложной мотивации наших поступков, когда выбор, в том числе нравственный, определяется далеко не одновек-торно).
Жаль молодости - на пути её старость (курдская) (в принципе, возможен и та-
обратится к рассуждениям Шопенгауэра).
Заразив болезнью, предлагает лекарство (корейская) (показная жалость - это ещё полбеды. Беда, когда жалость становится, так сказать, орудием наживы).
Змея, что меня не трогает, пусть живёт тысячи лет (греческая) (не берусь судить, чего больше в этой формуле: жалости к непохожей на человека форме жизни, или равнодушия к возможным человеческим жертвам).
И ведьма своего сына не губит (афганская) (и сострадание, и злонамеренность избирательны).
Идёшь на поминки, оставляй кошелёк дома (сербская) (о том, каковы возможности и необходимость управлять отзывчивостью извне и изнутри, требуются углублённые исследования).
И сам не гам, и другому не дам (украинская) (хрестоматийный пример бесплодной жадности).
Как бы корова ни сердилась на телёнка, всё равно за него заступится (армянская) (родное и есть родное, тем более когда возникает общая внешняя угроза. Не зря, например, русские говорят: Согласного стада волк не дерёт).
Когда родился, все радуются, а ты плачешь; живи так, чтобы, когда умрёшь, ты радовался, а все плакали (китайская) (ну очень неоднозначная для истолкования пословица! Вполне могу представить себе ситуацию, когда умирает какой-нибудь Гитлер, или Мавроди. И вокруг плачут те остающиеся жить люди, кто жалеет, что не успел отомстить умершему за злодеяния или получить с него неустойку).
Кто, жалея ослов, страдающих от жажды, выпустит их из загона, тому и придётся вести их на водопой (сомалийская) (сострадание требует не только ума, но и усилий).
Кто плохую работу оплачивает, тот сам её переделывает (финская) (вопрос о том, как поступать с погашением убытка от производственного брака, куда как серьёзный. Так или иначе, ясно: заметная доля ответственности должна лежать на самом бракоделе).
Лучший даёт без просьбы, средний - по просьбе, низкий не даёт, несмотря на просьбы (индийская) (без комментариев).
Милосердие начинается у себя дома (английская) (не только британцы устойчиво полагают, что сперва нужно помогать себе,
африканским детям. Среди русских пословиц тоже есть констатация: Своя рубашка ближе к телу).
Не брани жену вечером, иначе будешь спать один (китайская) (полуироничная пословица о муже, который наверняка пожалеет о неосторожных высказываниях, оставляет непрояснённым вопрос, а можно ли бранить жену в другое время суток. У абхазов, кстати, имеется любопытное наставление: Если жене не укажешь на её недостатки, она будет находить их в тебе).
От одной пощёчины у многих лицо горит (афганская) (видимо, существует богатый набор событий, которые способствуют заражению эмоциями. И подозреваю, что жалость к обиженному (даже совершенно постороннему) передаётся не в последнюю очередь).
Пожалеешь волка - волк тебя съест (уйгурская) (эту пословицу не мешало бы время от времени вспоминать либералам всех мастей, проповедникам высшей ценности - свободной жизни отдельно взятой личности).
Пожалел одну черепицу и сгноил стропила (корейская) (да уж, жадность редко до добра доводит).
Правая рука бьёт ребёнка, а левая за сердце хватается (африканская, нупе) (в описанной ситуации жаль и ребёнка, и родителя).
Разделённая радость - двойная радость, разделённое горе - полгоря (немецкая) (хорошо бы, если бы не единственно понимание этого руководило действиями помогающих - выручающих - проявляющих милосердие).
Раскаянием прошлого не вернёшь (японская) (очень важная мысль о сомнительной практической силе переживания как такового, даже оправданного, если им всё и заканчивается).
С великим будь великим, со слабым -великодушным (турецкая) (ну насчёт первой половины я даже не знаю, что сказать (может, корректнее было бы сказать: постарайся быть его достойным и не упасть в грязь лицом). А вторая - бесспорна!).
Сердце, не знавшее печали, остаётся холодным (финская) (эту мысль, видимо, следует признать как аксиому. Причём я не хотел бы, чтобы когда-нибудь наши переживания были самым подробным образом програду-ированы, и чтобы нами управляли какие-нибудь хладнокровные руководители-хозяева).
Сильный хохочет, слабый жалуется (монгольская) (видимо, от рождения у нас
различные психолого-физиологические ресурсы к переживанию испытаний. Говорят, даже новорождённые плачут - один жалобно, другой гневно. Но разве не очевидно, что всегда есть возможность работать над собой, закаляя волю и развивая интеллект, подвергая культурной огранке свою душу).
Слепой глаз можно вылечить, слепое сердце - нет (курдская) (у меня нет на этот счёт статистики, но, увы, склонен допустить, что люди безжалостные бывают неисправимы).
Старость мужчины требует уважения, а женщины - такта (французская) (очень точно подмечено. Однажды я был свидетелем сцены в трамвае, когда пожилая женщина, названная «бабушкой», отказалась от предложенного места: «Нет-нет, я постою!»).
Тем, кто и своей не боится боли, боль других людей не страшна тем боле (казахская) (среди корней безжалостности, очевидно, не последнее место занимает личное безрассудство, фанатизм).
Трус не сам себя винит, а клянёт Аллаха (казахская) (да, есть такие люди, экстер-налы, которым при неудаче проще не корить себя, а жалеть - и винить в произошедшем кого угодно: соседей, начальство, предков, небеса).
Этот не только соседу не даст, но и сам себе пожалеет (монгольская) (прямо-таки про Плюшкина написано! О безудержной, бестолковой скаредности).
Я - не я, и хата не моя (украинская) (герой данной пословицы явно себя любимого жалеет прежде всего).
Теперь несколько русских пословиц к рассматриваемой теме.
Воду жалеть - и каши не сварить (очень доходчивый пример).
Жалеть вина - не видать гостей (очевидно, тут акцент скорее не на заботе о здравии и благолепии гостей, а на том, чтобы им удалось весело провести время).
Жалеть козы - не видать лозы (разумно устроенная деревенская жизнь предполагает множество взаимных ограничений и для скота-птицы, и для крестьянина).
Жалок тот, кто не умеет пожалеть себя (жизнь, в том числе нравственная жизнь, многомерна. От человека повсеместно требуются не просто усилия в утверждении высших ценностей, но и способность сочетать разные ценности. В частности - уважая других, нужно сохранять собственное достоинство).
Завистливый своих двух глаз не пожалеет (как известно, зависть застит глаза).
Лучше жить в зависти, чем в жалости (ровно такая жизненная позиция была свой-
ственна когда-то Фалесу. Он учил: «Лучше вызывай зависть, чем жалость» [4, с. 93]).
Лучше скуповато, чем мотовато (тонкий момент: речь о разумной мере, которая должна быть равноудалённой от крайностей. В данной народной мудрости как раз бережливость, которая может казаться чем-то сродни крайней скупости, - противопоставляется чрезмерности мотовства. Примерно об этом: Бережливость лучше богатства).
Лучше поскупиться, чем промотаться (о том же).
Не вылакает собака реки, так всю ночь стоит над рекой да лает (впервые встречаю такую интерпретацию собачьего лая. Интересная!).
Не про лукавого молитва читается, а от лукавого (ко злу нужно подходить не жеманничая, а решительно).
Пожалеешь лычка, отдашь ремешок (о неумной экономии, которая только приводит к дополнительным убыткам).
Ради милого и себя не жаль (удивительное это дело - любовь: самоотверженность оказывается в радость).
Скупому душа дешевле гроша (убийственная констатация о ценностных предпочтениях).
Съесть не могу, а покинуть жаль (умру, так с собой возьму. Не съем, так понадкусы-ваю. - Истории близкие по смыслу, традиционно служившие выразительными негативными примерами, способами народного высмеивания жадности).
Тонул - топор сулил, вытащили - топорища жаль (подобные наблюдения мне встречались и в пословицах других народов. Видать, жадность и неспособность держать обещания - это характеристика не этническая, а типологическая. Как, например, леность или вороватость, склонность прихвастнуть или соврать).
В целом, как видно, вырисовывается довольно многоракурсная картина, суть которой составляет негативное переживание по поводу тех событий, которые могли бы (или должны были бы) развиваться более позитивным образом. Сами же переживания представляют собой довольно пёструю гамму: это могут быть огорчение, досада, грусть, недовольство, печаль, сокрушение, сетование. То есть - бывает, когда данное состояние человек держит и прячет в себе, а бывает, когда выплёскивает наружу.
Выразительно и чётко определяет интересующее нас явление Владимир Иванович Даль: «Жалеть кого, о ком; скорбеть, сожа-
леть, болеть сердцем, сокрушаться, печалиться // щадить, беречь, не давать в обиду; хранить, расходовать скупо» [10, с. 525]. Правда, в дополнение к этой формулировке нужно бы сказать, что жалеть можно не только КОГО и О КОМ, но и ЧТО. А в общем получается, что в зависимости от фокуса внимания следует различать по меньшей мере три разновидности жалости: жалость-досаду, жалость-скупость, жалость-сострадание. То, что жалость многолика, не должно нас удивлять. Разный бывает опыт (например, удачный/неудачный). Очень различная бывает культура (развитая и не очень, гармоничная и однобокая). Про любовь и говорить нечего - ой какая она бывает разная! Взаимная и неразделённая, слепая и вдохновенная, щедрая и эгоистичная, вечная и скоротечная, и многое другое. В общем, чтобы получить целостное представление о многоразличиях жалости, следовало бы выстроить её многомерную матрицу, выделив и описав основные её характеристики. Попробуем начать это делать с того, что обозначим обобщённую ситуацию, в которой имеет место жалость. Очевидно, наиболее значимы будут следующие характеристики данной ситуации: кто жалеет, кого или что жалеют, по какому поводу, за что жалеют, в каком контексте разворачиваются события, насколько искренне проявляется жалость, в чём она выражается, как к ней относятся участники ситуации и к чему жалость приводит. Всмотримся хотя бы кратко поочерёдно в каждую из перечисленных характеристик.
Обсуждение. СУБЪЕКТ ЖАЛОСТИ (кто жалеет). Очевидно, что если смотреть на интересующее нас явление с точки зрения культуры и нравственности, то жалеть-досадовать, жалеть-сострадать, жалеть-жадничать может только разумный вменяемый субъект - отдельный человек, большая или малая группа людей, всё вместе человечество. Басенных и мифологических героев в данном случае можно принимать в расчёт лишь в том смысле, какой требуется для дидактических-назидательных целей. Конечно, владельцы кошек или собак вполне могли бы высказаться в том плане, что их любимцы способны выказывать жалость. Например, мне приходит на память случай, когда я выводил гулять пса, непривычного к поводку. Непривычен к поводку оказался и я. Пёс дёрнулся, и я выпустил поводок из рук. Выпустил - и опешил. Стою в растерянности. Так пёс вернулся, виляя хвостом и заискивающе заглядывая мне в глаза. Он тёрся мне о ноги
можно сказать, меня пожалел. Спасибо ему! Но, повторяю, полноправным ответственным субъектом жалости, конечно же, может быть только человек разумный, свободный и суверенный, совершающий свой нравственный выбор в состоянии здравомыслия, а не под гипнозом или в манипулятивной подавленности. Хорошо ещё, если он при этом старается быть справедливым, а не придерживается принципов «Ну как не порадеть родному человечку» [7].
КОГО или ЧТО ЖАЛЕЮТ. Адресатом жалости, в зависимости от её разновидностей, прежде всего могут быть близкие-значимые живые существа. Д. Юм писал: «Жалость есть сочувствие к несчастью других» [24, с. 301]. Впрочем, почему только других! Очень даже немало можно встретить тех людей, кто жалеет себя родного. Например, алкоголики. Или поэты, любовно описывающие свои душевные страдания. Кстати, не премину поделиться вот каким наблюдением. Как-то обратил внимание на то, насколько по-разному раскрыта одна и та же тема - «Узник» - у Александра Сергеевича Пушкина [30] и у Михаила Юрьевича Лермонтова [29]. И у того, и у другого строки содержат досаду, порыв. Но у Пушкина в дополнение к ним прочитывается надежда. Тогда как у Лермонтова видны ещё зависть, обида, жалость к себе. Не настаиваю, но я прочитываю эти два замечательные стиха именно так. Всматриваемся в адресата жалости дальше. Где-то я встречал мысль Черчилля: «Военнопленный - это тот, кто сначала пытается убить вас, а затем просит пощадить его» [28, с. 295]. Видимо, в каком-то глубинном смысле верующим проще -они могут, по призыву Христа, «возлюбить врагов своих» (Мф. 5:44) - поскольку уповают на загробное продолжение жизни. Атеистам приходится исходить исключительно из наличного бытия, и они гораздо чаще предпочитают выяснять отношения с обидчиками здесь и теперь, не перекладывая инициативу на небесных помощников. Наконец, если мы ведём речь о жалости-скупости, то здесь структура нравственного отношения несколько усложняется. Предметом жалости в этом случае выступает некая значимая ценность, её ограниченный ресурс, которым субъект не желает делиться с кем-то ещё. Последний в этом случае рассматривается как посягатель на значимую ценность, как конкурент. Если хотите, как «адресат со знаком минус» - кому не следует уступать в его посягательствах. Так или иначе, применительно к адресату жа-
лости вполне резонно говорить (сквозь призму социальной справедливости) о праве на жалость. И, думаю, - при самых-рассамых гуманистических подходах - наркоману, алкоголику или схваченному с поличным коррупционеру явно будет трудно претендовать на столь же уважительно-заботливое отношение со стороны окружающих, какое должно быть к инвалидам детства или к тем, кто утратил работоспособность по несчастному случаю.
ПО КАКОМУ ПОВОДУ возникает жалость. Очевидно, что жалеть можно как сла-бого-обижаемого, так и сильного-несправед-ливо притесняемого. Естественно жалеть человека больного или попавшего в беду. Сожалением сопровождается воспоминание о чём-то неудачно сделанном, а также вообще о неиспользованном шансе. Люди жалеют как о высказанном, так и о невысказанном, о совершённом грехе и несовершённом грехе. О том, что было в нашей власти - и о том, за что не хотелось бы отвечать. «Страдаем ли мы от сожаления (о том, чего не сделали) или раскаяния (о том, что сделали)» [19, с. 50]. Поводами для сожаления выступают, например, чувство попранной справедливости, раскаяние, изменившаяся самооценка, сопереживание. Интересно подмечено в русской пословице: «Чужого дурака жаль, а за своего стыдно». В СМИ сообщалось о признании знаменитого Брейвика: он якобы сожалеет, что убил мало людей. Не удивлюсь, если так оно и было. У меня от этого известия буквально смешиваются мысли. Настолько выше моего понимания вся эта история с жутким преступлением, его юридической оценкой и толератнным последействием. Если же рассуждать как можно более широко, то в предельном случае жалеть можно даже Всевышнего:
Пусть трудней, чем мечталось, дорога,
Ты уж тихо свой жребий прими.
Пожалей неудачника-Бога:
Ведь хотел Он создать лучший мир.
Но не будем про такие высокие орбиты - а главное внимание уделим сюжетам земным. И в этом плане следует обозначить необходимость нравственно окультуривать указанные разновидности жалости - досады, скупости, сострадания. Фигурально выражаясь, не надо бы по пустякам хлопать дверью, сидеть собакой на сене, унижать кого-то своей заботой. Или хамить в ответ на проявление чужой заботы в адрес тебя.
КОНТЕКСТ, в котором разворачиваются события, конечно же, чрезвычайно важен. Одно дело, если мы помогаем подняться по-
скользнувшемуся на зимнем асфальте прохожему. Протягиваем руку даме, выходящей вслед за нами из автобуса. Но когда по вагону метро идёт, ковыляя инвалид, произнося хорошо поставленным голосом жалобный текст, - лично мои эмоции уже не столь однозначны. Смешиваются-складываются чувства неловкости, горечи, сострадания, недоверия, брезгливости. Помимо личных наблюдений сказываются неоднократно читанные описания того, как организуется промысел попрошаек, с похищением чужих детей, которых ко всему прочему чем-то опаивают... Лично я был свидетелем двух показательных сцен в метро. Первая. Иду по подземному переходу. Чуть впереди вижу сидящую на полу женщину средних лет с жалостливым плакатиком на груди. Я опускаю правую руку в карман и собираюсь какие-то монеты положить на импровизированный подносик. И вдруг раздаётся бодряческая мелодия. Это у нищенки за пазухой звонит мобильный телефон. Она бойко вытаскивает гаджет более новой, чем у меня, модели... Прохожу мимо. Вторая сцена. Стою на платформе метро. Подъезжает поезд. Останавливается удобно, последняя дверь вагона открывается прямо возле меня. Я пропускаю вперёд женщину, держащую на руках маленькую девочку. И вдруг вижу, что перед тем, как войти в вагон, женщина девочку щипает. Девочка начинает плакать, а женщина заводит призывный рассказ о том, как трудно жить беженцам... После этих сцен я почти не верю попрошайкам. Ещё один рассказ, напрямую относящийся к жалости и контексту разворачивающихся событий, я вычитал у Канта: «...наследник богатого родственника, намеривающийся торжественно оформить его похороны, жалуется, что это ему не удаётся, ибо (говорит он), "чем больше я плачу плакальщикам, чтобы они выглядели грустными, тем веселее они выглядят"» [2, с. 207]. Ещё сложнее всё переплетается, когда возникает надличностный конфликт, например, война. В подобных случаях парадоксальным образом от человека в порядке гражданского и нравственного долга может потребоваться: «Убей врага - и будешь героем». Ну и чтобы не завершать этот сюжет на минорной ноте, упомяну давний видеоролик из «Ералаша». Около подоконника стоят два мальчика - толстый и тонкий. Толстый аппетитно уплетает мандарины. Тонкий - следит за тем, как очередные дольки пропадают во рту соседа. Наконец не выдерживает, и говорит: «А вот если бы у меня был мандарин, я бы обязательно с тобой поделился». В ответ звучит: «Да, жаль, что у тебя нет мандарина!»
ИСКРЕННОСТИ ЖАЛОСТИ. Многим из нас доводилось видеть телерепортажи о том, как официальные лица прощаются с высокопоставленными соратниками. На экране видны скорбные лица, звучат подобающие ситуации траурные речи. За кадром раздаётся ненавязчивая подобающая музыка. Всё протокольно и выверенно. Не знаю, часто ли приходилось В. В. Розанову бывать на кладбищенских церемониях, но как-то он признался, что нигде, как на похоронах, его так не одолевает желание курить. Причём, можно добавить, хорошо ещё, если возникает только желание покурить. Вспоминается очень трогательный отечественный фильм «Я остаюсь», с Андреем Краско в главной роли. Один из проходящих рядом с героем персонажей - ведущий сотрудник фирмы ритуальных услуг, убедительно сыгранный Владимиром Епифанце-вым. Хочется ли ему в траурных ситуациях покурить, не хочется - никому не ведомо, зато чётко видна профессиональная нацеленность на то, чтобы его фирма получала всё новых клиентов. Он и грусти подпустит в голос, и что-то расскажет о том, как хоронил родную маму - всё ради нового выгодного заказа. Понятно, профессии всякие нужны - и мусорщики, и охранники, и имиджмейкеры. И разного рода ремонтно-спасательного назначения. Для этики это факт. Но - факт, в который надлежит всматриваться, в том числе не только с точки зрения социальной пользы и коммерческой выгоды. В книге Л. Винни-чук «Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима» можно прочитать: «Первым взялся спасать имущество горожан от огня римский богач Марк Лициний Красс. Он организовал пожарную команду из своих рабов. Хорошо известный в Риме своей алчностью и неразборчивостью в средствах обогащения, он действовал таким образом: как только где-нибудь вспыхивал пожар, туда являлись его личные пожарные, а вместе с ними нанятые Крассом посредники, которые скупали за бесценок пылающие дома и те здание по соседству, куда огонь мог перекинуться в любую минуту. Едва лишь сделка заключалась, пожарная команда из рабов Красса приступала к тушению пожара» [1, с. 46]. В адрес тех самых древнеримских пожарных мне бы не хотелось произносить ни полслова укора. Кстати, а кто-нибудь вправе укорять нанятых Крассом посредников?!
В ЧЁМ ЖАЛОСТЬ ВЫРАЖАЕТСЯ. Выше неоднократно отмечалось, что жалость бывает многолика. Попробуем самым кратким
образом обозначить разноликости трёх рассматриваемых нами видов жалости. Жалость-досада может быть смолчанной; высказанной тихо и тактично, или же выкрикнутой, в том числе междометиями, чертыханиями, прочими нелитературными формами; выраженной поведенчески (кулаком по столу, тарелкой об пол, тычком в бок обидчику). Жалость-скупость может обнаруживать себя скрытностью, отказом в помощи, прямой ложью.
« - Кум, спишь?
- А что такое?
- Да вот, хотел у тебя коня завтра попросить, на рынок съездить.
- Сплю, сплю!».
«На тебе убоже, что нам негоже» - говорится у русских про лицемерную, жёстко дозированную отзывчивость. Мы уже помним: «Вынужденная доброта, - говорят англичане, - не заслуживает благодарности».
Жалость-сострадание, в свою очередь, тоже вариативна. Это и искренняя печаль, сетование, горечь, слёзы, потрясение, это и попытка утешить, найти добрые аргументы, способные успокоить, отвлечь, обнадёжить. Это, в конце концов, просто похлопывание по плечу или понимающее молчание. Тонкое высказывание можно встретить у Канта: «Жалостливость... отличается от сострадания и есть, собственно, недостаток, состоящий в том, что всё ограничивается одним лишь сожалением» [24, с. 302]. Рассуждая о различных видах эмпатии, я, бывает, могу привести студентам такое пояснение: Друг пришёл к вам поведать о своей беде. И вы можете, выслушав его, - две крайности - или отмахнуться, даже посмеяться над пустяковиной, или же сами впадаете в панику-истерику: «Ой! Всё пропало! Как жить! Как жить!? Я бы на твоём месте удавился!». И уже вашему другу приходится вас приводить в чувство - откачивать, утешать.
Обязательно нужно упомянуть про жалость-сострадание на войне. В своей знаменитой «Науке побеждать» А. В. Суворов наставлял: «Ров не глубок, вал не высок. <... > Пуля - дура, а штык - молодец! <...> Колй другого, колй третьего! Богатырь заколет полдюжины, а я видал и больше. <...> Гони, колй! Остальным давай пощаду. Грех напрасно убивать, они такие же люди» [3, с. 22-24].
ОТНОШЕНИЕ К ЖАЛОСТИ - чрезвычайно важный аспект разбираемого нами явления. Имеется в виду отношение к происходящему каждого из участников событий: субъекта, адресата, окружающих. Начнём с
того, что каждый из перечисленных субъектов может, так сказать, растворяться в своём переживании, которое тогда окажется неподконтрольным рациональному и волевому компонентам. Другая крайность - избыток рефлексии, когда происходящее «мусолится», взвешивается и перевзвешивается со всех сторон. Уже надо бы заняться другими делами, а ход мыслей как в воронку втягивается в бессмысленный водоворот. Очевидно, ничем не лучше полное отсутствие рефлексии со стороны субъекта, адресата, окружающих. Что касается конкретных ролей - начнём с субъекта. Он, с одной стороны, может рассматривать своё отношение к жалеемому как снисхождение, дар, повод повосхищаться собою. С другой - может не придавать значения складывающимся взаимоотношениям, не извлекать из происходящих событий опыта. Что явно не есть хорошо. У адресата, в свою очередь, тоже можно обозначить два полюса-крайности: раболепие и неблагодарность. Или, как вариант, высокомерный отказ: «Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели» [8, с. 110].
Наконец, и окружающим не пристало бы впадать ни в игнорирование, ни в избыточное акцентирование внимания. Не слышал о древнеримской статистике результатов гладиаторских боёв, которая бы показывала дальнейшие судьбы тех проигравших, кого зрители пощадили. Аналогично - не видел цифр, обрисовывающих социальное продвижение наших современников, подпавших под амнистию. Или получивших условное наказание. Хотя как следует всмотреться в данные процессы, конечно же, надо было бы. Пока же мне сдаётся, что условный срок, выносимый как уголовное наказание реальному коррупционеру или растратчику, вряд ли может способствовать совершенствованию законности и утверждению высшей справедливости.
Особая тема - отношение к жалости, выраженной в художественно-возвышенной форме. Скажем, как можно не зачитываться такими сочинениями, как «Кому на Руси жить хорошо» или «Путешествие из Петербурга в Москву» или «Жалобами турка»! Хотя, разумеется, и Некрасов, и Радищев, и Лермонтов вряд ли ограничивались в своих поэтически-гражданственных настроениях только намерением выжать слезу у читателя или заставить его восхищаться красивыми рифмами-образами. То есть ситуацию жалости нужно самым внимательным образом осмысливать во взаимной увязке с окружающими событиями и действующими, наблюдающими
лицами. Вспомним хотя бы знаменитое: «Я плачу не тебе, а тёте Симе» из «От двух до пяти» Корнея Чуковского.
Последнее из перечисленных ракурсов жалости - РЕЗУЛЬТАТ, к которому она приводит. И здесь мне бы хотелось сослаться вот на что. Не раз был свидетелем того, как, например, на свадьбе какая-нибудь растроганная бабушка говорит молодым напутственное слово. И произносит среди прочего такое пожелание: «Жалейте друг друга». Как кажется, молодые всякий раз понимали, что имеет в виду доброжелательная родственница, - «Будьте друг к другу мягче, предупредительнее, не цепляйтесь к мелочам». То есть речь - избави Бог! - не о том, что кто-то ко-
ким, достойным только снисхождения. А о том, что надо бы спутникам по жизни друг о друге заботиться, друг за друга отвечать.
Выводы. И можно быть уверенным: результатом такой взаимной заботы, стремления уважать, понимать, сопереживать - получаются дружные семьи. Чуткие соседи. Взаимоуважительные коллеги. В том числе геополитические. Результатом умной, окультуренной жалости, проявляемой в межсубъектных взаимоотношениях и сопрягаемой с другими нравственно-ценностными векторами: доброжелательностью, принципиальностью, достоинством, справедливостью, - не приходится сомневаться, будут лад и благоволение.
Список литературы
1. Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима: пер. с пол. М.: Высш. шк., 1988. 496 с.
2. Кант И. Критика способности суждения. М.: Искусство, 1994. 367 с.
3. Суворов А. В. Наука побеждать. М.: Военгиз, 1980. 40 с.
4. Фрагменты ранних греческих философов. М.: Наука, 1989. Ч. 1. 576 с.
Источники
5. Армянский фольклор. М.: Наука, 1979. 375 с.
6. Гварджаладзе И. С., Мчедлишвили Д. И. Английские пословицы и поговорки. М.: Высш. шк., 1971. 77 с.
7. Грибоедов А. С. Горе от ума [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ilibrary.ru/text/5/index. html (дата обращения: 04.01.2017).
8. Гудзенко С. П. Избранное: стихотворения и поэмы. М.: Худ. лит., 1977. 366 с.
9. Даль В. И. Пословицы и поговорки русского народа. СПб.: Диамант, 1998. 523 с.
10. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Гос. изд-во иностранных и национальных словарей, 1956. Т. 1. 699 с.
11. Древнеиндийские афоризмы. М.: Наука, 1966. 96 с.
12. Казахские пословицы и поговорки. Алма-Ата: Жазушы, 1987. 84 с.
13. Классный сборник образцов русской народной поэзии. Былины, песни, сказки и пословицы / сост. П. В. Евстафиев. СПб.: Рус. худ. тип., 1877. 203 с.
14. Книга еврейских афоризмов [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.e-reading.club/chapter. php/92851/85/Dzhin_Kniga_evreiiskih_aforizmov.html (дата обращения: 04.01.2017).
15. Курдские пословицы и поговорки. М.: Гл. ред. вост. лит., 1972. 456 с.
16. Монгольские народные пословицы и поговорки. М.: Изд-во иностранной лит., 1962. 86 с.
17. Народ скаже - як зав'яже: украинские народные пословицы, поговорки, загадки, скороговорки. Киев: Веселка, 1985. 173 с.
18. Новая философская энциклопедия: в 4 т. М.: Мысль, 2010.
19. Полное собрание законов Мерфи. Минск: Попурри, 2006. 603 с.
20. Полный церковно-славянский словарь. М.: Издательский отдел Моск. патриархата, 1993. 1120 с.
21. Пословицы абхазского народа. Сухуми: АГУ, 1994. 74 с.
22. Пословицы народов мира. СПб.: Глосса, 1995. 159 с.
23. Психологическая энциклопедия. Изд. 2-е. СПб.: Питер, 2003. 1095 с.
24. Разум сердца: Мир нравственности в высказываниях и афоризмах. М.: Изд-во полит. лит., 1989. 605 с.
25. Сказки, пословицы и песни лужицких сербов. М.: Изд-во иностранной лит., 1962. 159 с.
26. Словарь по этике. Изд. 6-е. М.: Политиздат, 1989. 448 с.
27. Сомалийские пословицы и поговорки. М.: Гл. ред. вост. лит., 1983. 284 с.
28. Суета сует. Пятьсот лет английского афоризма. М.: Руссико: Ред. газеты «Труд», 1996. 350 с.
29. Узник // Лермонтов. Стихи [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.all-poetry.ru/stih396.html (дата обращения: 04.01.2017).
30. Узник // Пушкин. Собр. соч.: в 10 т. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rvb.ru/pushkin/ 01text/01versus/0217_22/1822/0137.htm (дата обращения: 04.01.2017).
31. Уйгурские пословицы и поговорки. М.: Гл. изд-во вост. лит., 1981. 182 с.
32. Финские народные пословицы и поговорки. М.: Изд-во иностранной лит., 1962. 58 с.
33. Чакалов И. В. Пословицы и поговорки цалкинских (триалетских) греков. Салоники: Эродиос, 1997. 216 с.
34. Чуковский К. От двух до пяти [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.etextlib.ru/Book/ Details/19683 (дата обращения: 04.01.2017).
35. Этика: словарь афоризмов и изречений. М.: Аспект-Пресс, 1955. 335 с.
36. Этика: энцикл. слов. М.: Гардарики, 2001. 669 с.
37. Японские народные пословицы и поговорки. М.: Изд-во иностранной лит., 1959. 95 с.
Статья поступила в редакцию 05.01.2017; принята к публикации 30.01.2017
Библиографическое описание статьи
Зимбули А. Е. Жалость: нравственно-ценностные ракурсы // Гуманитарный вектор. 2017. Т. 12, № 1. С. 61-61. DOI 10/21209/1996-7853-2017-12-1- 51-61.
Andrey E. Zimbuli,
Doctor of Philosophy, Professor, Herzen State Pedagogical University of Russia (48 Moyka Emb., St. Petersburg, 191186, Russia), e-mail: [email protected]
Pity: Morality and Value Perspectives
PITY is an important moral and psychological quality, but to date it has not yet acquired a special status in philosophical reference literature. The author tries to correct this omission. For this purpose, he analyzes the Bible texts, proverbs of Russian and many other peoples of the world. The essence of this phenomenon is a negative experience about the events, which could (or should) develop in a more positive way. For ethics the following characteristics of the situation are of particular importance: who is sorry, for what reason, in what context the events unfold, how sincere compassion is, how it is expressed, the attitude of the participants of the situation to pity and pity results. The article discusses these characteristics in series with regard to pity-annoyance, pity-compassion and pity-greed. The author notices that there is a reason to talk about the right to pity as well as about the need to morally reclaim these kinds of pity. Analytical reasoning results in a conclusion: the pity that manifests in intersubjective relationships (up to the geopolitical scale) can be more cultural if we take into account the vectors of kindness, integrity, dignity and justice and it can lead people to harmony and goodwill.
Keywords: ethically significant characteristics of pity: subject, object, occasion, context, sincerity, mode of expression, attitude, result
References
1. Vinnichuk L. Lyudi, nravy i obychai Drevnei Gretsii i Rima: per. s pol. M.: Vyssh. shk., 1988. 496 s.
2. Kant I. Kritika sposobnosti suzhdeniya. M.: Iskusstvo, 1994. 367 s.
3. Suvorov A. V. Nauka pobezhdat'. M.: Voengiz, 1980. 40 s.
4. Fragmenty rannikh grecheskikh filosofov. M.: Nauka, 1989. Ch. 1. 576 s.
5. Istochniki
6. Armyanskii fol'klor. M.: Nauka, 1979. 375 s.
7. Gvardzhaladze I. S., Mchedlishvili D. I. Angliiskie poslovitsy i pogovorki. M.: Vyssh. shk., 1971. 77 s.
8. Griboedov A. S. Gore ot uma [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http://www.ilibrary.ru/text/5/index.html (data obrashcheniya: 04.01.2017).
9. Gudzenko S. P. Izbrannoe: stikhotvoreniya i poemy. M.: Khud. lit., 1977. 366 s.
10. Dal' V. I. Poslovitsy i pogovorki russkogo naroda. SPb.: Diamant, 1998. 523 s.
11. Dal' V. I. Tolkovyi slovar' zhivogo velikorusskogo yazyka. M.: Gos. izd-vo inostrannykh i natsional'nykh slovarei, 1956. T. 1. 699 s.
12. Drevneindiiskie aforizmy. M.: Nauka, 1966. 96 s.
13. Kazakhskie poslovitsy i pogovorki. Alma-Ata: Zhazushy, 1987. 84 s.
14. Klassnyi sbornik obraztsov russkoi narodnoi poezii. Byliny, pesni, skazki i poslovitsy / sost. P. V. Evstafiev. SPb.: Rus. khud. tip., 1877. 203 s.
15. Kniga evreiskikh aforizmov [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http://www.e-reading.club/chapter. php/92851/85/Dzhin_Kniga_evreiiskih_aforizmov.html (data obrashcheniya: 04.01.2017).
16. Kurdskie poslovitsy i pogovorki. M.: Gl. red. vost. lit., 1972. 456 s.
17. Mongol'skie narodnye poslovitsy i pogovorki. M.: Izd-vo inostrannoi lit., 1962. 86 s.
18. Narod skazhe - yak zav'yazhe: ukrainskie narodnye poslovitsy, pogovorki, zagadki, skorogovorki. Kiev: Veselka, 1985. 173 s.
19. Novaya filosofskaya entsiklopediya: v 4 t. M.: Mysl', 2010.
20. Polnoe sobranie zakonov Merfi. Minsk: Popurri, 2006. 603 s.
21. Polnyi tserkovno-slavyanskii slovar'. M.: Izdatel'skii otdel Mosk. patriarkhata, 1993. 1120 c.
22. Poslovitsy abkhazskogo naroda. Sukhumi: AGU, 1994. 74 s.
23. Poslovitsy narodov mira. SPb.: Glossa, 1995. 159 s.
24. Psikhologicheskaya entsiklopediya. Izd. 2-e. SPb.: Piter, 2003. 1095 s.
25. Razum serdtsa: Mir nravstvennosti v vyskazyvaniyakh i aforizmakh. M.: Izd-vo polit. lit., 1989. 605 s.
26. Skazki, poslovitsy i pesni luzhitskikh serbov. M.: Izd-vo inostrannoi lit., 1962. 159 s.
27. Slovar' po etike. Izd. 6-e. M.: Politizdat, 1989. 448 s.
28. Somaliiskie poslovitsy i pogovorki. M.: Gl. red. vost. lit., 1983. 284 s.
29. Sueta suet. Pyat'sot let angliiskogo aforizma. M.: Russiko: Red. gazety "Trud", 1996. 350 c.
30. Uznik // Lermontov. Stikhi [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http://www.all-poetry.ru/stih396.html (data obrashcheniya: 04.01.2017).
31. Uznik // Pushkin. Sobr. soch.: v 10 t. [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http://www.rvb.ru/pushkin/01te xt/01versus/0217_22/1822/0137.htm (data obrashcheniya: 04.01.2017).
32. Uigurskie poslovitsy i pogovorki. M.: Gl. izd-vo vost. lit., 1981. 182 s.
33. Finskie narodnye poslovitsy i pogovorki. M.: Izd-vo inostrannoi lit., 1962. 58 s.
34. Chakalov I. V. Poslovitsy i pogovorki tsalkinskikh (trialetskikh) grekov. Saloniki: Erodios, 1997. 216 s.
35. Chukovskii K. Ot dvukh do pyati [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http://www.etextlib.ru/Book/ Details/19683 (data obrashcheniya: 04.01.2017).
36. Etika: slovar' aforizmov i izrechenii. M.: Aspekt-Press, 1955. 335 s.
37. Etika: entsikl. slov. M.: Gardariki, 2001. 669 s.
38. Yaponskie narodnye poslovitsy i pogovorki. M.: Izd-vo inostrannoi lit., 1959. 95 s.
Received: January 05, 2017; accepted for publication January 30, 2017
Reference to the article
Zimbuli A. E. Pity: Morality and Value Perspectives // Humanitarian Vector. 2017. Vol. 12, No. 1. PP. 51-61. DOI 10/21209/1996-7853-2017-12-1-51-61.