Время постигать
РЕАЛЬНОСТЬ
Жесткие экономические условия, в которых оказались все страны мира, а также постоянно совершенствующиеся технологии связи оказывают давление на операторские компании и вынуждают их все энергичнее искать решения, позволяющие максимально эффективно обеспечивать пользователя широкой номенклатурой услуг следующего поколения.
В статье поднимается вопрос о том, настало ли время для конвергенции систем ОББ/ВЗБ (систем оперативной поддержки и систем поддержки бизнеса). Уже в конце 2008 г. оказалось очевидным, что сама по себе эксплуатация сетей становится не главным вопросом, в связи с чем акцент в деятельности операторских компаний переносится на приобретение и сохранение своих абонентов. В этих условиях в центре внимания операторов оказываются вопросы, связанные с биллингом
истемы В88 служат для взаимодействия оператора с пользователями, управления доходами компании и пакетами предлагаемых услуг. Как уже указывалось в предыдущих публикациях на данную тему, В88 состоят из четырех подсистем:
^ подсистемы управления заказами; ^ подсистемы абонентского обслуживания;
^ посреднической подсистемы, занимающейся рассмотрением конфликтов и жалоб, а также предварительной обработкой входных данных;
^ подсистемы биллинга.
По мере увеличения числа пользователей и доступных им новых услуг неизбежно увеличивается и количество действующих систем. Сложность операторской деятельности в регионе Восточной Европы за-
Век Качества N° 3
ключается в наличии большого количества сетей связи самых различных технологий (ранее существующие сети функционируют одновременно с вновь вводимыми в эксплуатацию сетями). В этих условиях у поставщиков услуг связи возникает проблема, заключающаяся в необходимости предвосхитить потребности пользователей в системах 088/В88 нового поколения, что особенно актуально при постоянно растущем количестве новых услуг.
Несмотря на то что новые решения для систем 088/В88 могут оказаться слишком дорогими для операторов, последние практически лишены какого бы то ни было выбора для выживания в сложных финансовых условиях. Рациональное и эффективное управление активностью пользователя является в настоящее время одной из основных проблем
для операторской компании, и только правильный выбор системы BSS может помочь разрешить ее. По мнению специалистов компании Comverse, при функционировании в сети большого числа систем предыдущего поколения оператор может получить лишь частичное представление о самом пользователе и его запросах. В этом случае эффективное управление активностью пользователя представляется весьма затруднительным, а порою даже невозможным.
Из-за происходящего экономического спада могут возникнуть трудности с выбором направлений для инвестиций капитала. Тем не менее, инвестиции в данных условиях должны быть сосредоточены на системах и технологиях, дающих возможность предоставлять пользователям определенные преимущества. Операторы сетей мобильной связи привыкли управлять процессами оплаты за свои услуги в реальном масштабе времени путем использования интеллектуальной платформы. Несмотря на то что подобный подход использовался в течение последних нескольких лет, в настоящее время в связи со сложными условиями, которые вероятно возникнут на рынке в течение 2009 г., будут востребованы более инновационные подходы. Иначе говоря, потребуется переоценка используемых в настоящее время стратегий в области ИКТ.
Специалисты компании Intec Telecom Systems считают, что надежда на существующие системы OSS/BSS принесет разочарование многим операторам, поскольку им придется бороться с постоянно растущими ценами и связанными с этим трудностями техническим обслуживанием. Вот, к примеру, некоторые вопросы, которые возникают при работе операторской компании с пользователями сетей: все более сложные и достаточно запутанные сервисные продукты и пакеты услуг; отсутствие логической последовательности в оперативных процессах и низкий уровень их автоматизации; резкое снижение уровня доходов. В такой ситуации операторы при предоставлении услуг следующего поколения сталкиваются с необходимостью замены действующих систем или же модернизации их до функциональности новых систем для обеспечения доставки новых видов услуг. Это далеко не идеальный вариант, поскольку добавляется новый уровень сложности систем обслуживания.
Движущая сила
Предполагается, что конвергированные биллинговые системы должны иметь одну центральную базу данных, являющуюся общей для раз-
личных систем поддержки и предоставляемых сервисов. Это неизбежно приводит к тому, что все данные о совершающихся операциях, трафике и доходах становятся доступны всей организационной структуре операторской компании. Доступ к общесистемной информации получают и различные прикладные службы, которые должны обмениваться всякого рода ссылками по самым различным поводам. Естественно, оператору незачем инвестировать средства в такую технологию. Основная его цель — удовлетворение требований абонентов. Пользователи услугами мобильной связи всегда ценят простоту и ясность в использовании услуг, а также в проведении расчетов, поэтому операторская компания должна быть уверена, что обеспечивает им возможность получения необходимой информации, причем самым простым способом. Операторы сетей мобильной связи практически всегда несли определенные потери, связанные с сЬигп-эффектом, а в осложнившейся экономической обстановке он может проявиться в еще большей степени. Поэтому чрезвычайно важно, чтобы абоненты могли легко отслеживать произведенные оплаты за месяц пользования мобильными услугами. Это, в свою очередь, означает, что степень их лояльности к оператору будет диктоваться не только существующими тарифами на услуги, но и получением быстрого и точного ответа от службы биллинга.
Даже в те времена, когда операторы Восточной Европы делали акцент на стоимости услуг, они, тем не менее, должны были оказывать поддержку системам абонентского обслуживания для получения доли рынка от своих менее активных конкурентов. Вопрос о сохранении пользователей в период нестабильной экономики становится для операторских компаний еще более актуальным. Положительный опыт пользователей во взаимодействии с оператором, аккуратность в предоставлении услуг, получение пользователями необходимой им информации, четкость и прозрачность производимых расчетов за услуги становятся ключевыми факторами успеха оператора на рынке и мощным оружием против такого явления, как сЬигп-эффект. Важным моментом в современных условиях является то, каким образом операторские компании смогут сохранить своих пользователей, а не приобрести новых, учитывая то, что рынки стран Восточной Европы практически все находятся на стадии насыщения.
Даже если оператору удается сохранить существующую пользовательскую базу, ему все равно придет-
ся серьезно задуматься над вопросом увеличения ARPU, который имеет тенденцию к снижению. Доходы от предоставления базовых услуг, таких как передача речи и SMS, постоянно уменьшаются, в связи с чем получение дополнительных финансовых поступлений становится возможным, прежде всего, от новых инновационных сервисных предложений.
В настоящее время операторы должны быть готовы к эксплуатации сетей следующего поколения и предоставлению услуги передачи данных по IP-сетям.
Участие многих игроков на рынке и предложения услуг конвергированных стационарных/мобильных сетей (FMC) интенсифицируют вертикальную конкуренцию. Конкуренция со стороны MVNO’s также приводит к снижению стоимости услуг, поэтому операторам сетей мобильной связи приходится проводить эксперименты по предложению таких услуг, как видео по запросу, мобильное телевидение, мобильные игры и сложные приложения по передаче сообщений. С внедрением сетей 3G/4G и IMS сети мобильной связи могут предлагать пользователям существенно более широкий спектр услуг, чем только услуги передача речи и коротких сообщений. Однако в настоящее время требуется не только предоставление широкой номенклатуры услуг, но и проявление операторами еще большей заботы о пользователях. Сетевым операторам необходимы средства для предоставления своим абонентам инновационных тарифных планов, которые бы отражали социальные и экономические особенности каждого региона. Пользователи различных регионов отдают предпочтение разным услугам и разным пакетам услуг, поэтому компании, живо реагирующие на требования пользователей, всегда будут иметь неоспоримые преимущества перед другими участниками рынка. Операторам необходимо также иметь более совершенные биллинговые системы, которые могли бы поддерживать услуги, предлагаемые другими операторскими компаниями. Они должны обеспечить доступ третьей стороны к интегрированным системам и интерфейсам для создания среды эффективной доставки услуг. Кроме того, чтобы сделать инфраструктуру своей сети как бы промежуточной средой между пользователями, поставщиками услуг, контента, рекламными компаниями и даже финансовыми организациями, роль сетевых операторов обязательно должна измениться. Может возникнуть вопрос: почему операторам необходимо обеспечивать такого рода поддерж-
ку? Согласно мнению специалистов аналитических компаний, операторы, предоставляющие только базовые услуги и по традиционным тарифным планам, неизбежно перейдут в более низкую категорию и не смогут успешно конкурировать с другими компаниями, работающими на телекоммуникационных рынках. Только небольшая часть операторов обладает такими масштабами и возможностями, чтобы предлагать на рынок весь спектр мобильных услуг и при этом очень динамично. Системами, которые будут способствовать быстрому и эффективному получению такой компанией новых потенциальных доходов, являются модернизированные или же вновь разработанные системы OSS/BSS.
B настоящее время операторы делают попытки определить требования к будущим биллинговым системам. Однако неизвестно, собираются ли они приобретать конвергированное решение, и какие преимущества будет сулить им подобное приобретение. Специалисты компании Intec считают, что конвергированное решение можно отнести к практически идеальному, поскольку оно представляет собой конвергированную архитектуру, а также единые: каталог продукции; базу данных; механизм расчетов; управление балансом и единый интерфейс для пользователя как для услуг с предоплатой, так и с постоплатой. Для самой компании это означает, что потребуется меньшее количество сотрудников для поддержки функционирования систем. Маркетологи подсчитали, что использование конвергированного решения обеспечивает более быстрое попадание продукции на рынок, возможность приобретения новых пользователей и одновременно с этим повышение такого показателя, как ARPU. Предполагается также, что наличие единой базы данных приведет к снижению дублирования и меньшему количеству ошибок. Наконец, простота сбора данных с помощью конвергированной системы даст возможность составлять более детальные и точные отчеты о всех операциях.
Специалисты компании Telcordia полагают, что системы OSS/BSS обеспечат и более быстрый возврат инвестиций. Конвергированный биллинг должен образовать единую технологическую платформу, осуществляющую авторизацию, аутентификацию и расчеты как для услуг с предоплатой, так и с постоплатой. Платформа должна стать основой, на базе которой реализуются функции управления начислением оплаты, расчетами и составлением баланса в реальном масштабе времени.
Май-июнь 2009 г.
а
т
Таким образом, операторы должны изыскивать новые пути выживания в телекоммуникационном бизнесе с жесткой конкуренцией. Предполагается, что способствовать выживанию фирм в столь сложных условиях будут конвергированные системы OSS/BSS.
Что касается стран Западной Европы, то некоторые компании, включая Alcatel Lucent, начали предлагать свои конвергированные сис-
темы OSS/BSS на телекоммуникационный рынок. Alcatel Lucent является одной из ведущих компаний-по-ставщиков систем OSS/BSS для телекоммуникационной отрасли. Компания объединяет свой опыт по инсталляции оборудования и эксплуатации сетей, интеграции услуг, внедрению различных приложений с наиболее современным программным обеспечением для систем OSS и
BSS от своих стратегических партнеров — компаний AMDOCS/Cramer, Convergys, Genesys и Comtel.
Продукция и решения OSS/BSS Alcatel Lucent уже используются на 1000 действующих сетях, в число которых входят сети компаний Telstra, Deutsche Telekom, Sprint и Telefonica. J
По материалам журнала Eastern European Wireless Communications
Развитие OSS/BSS-систем
в условиях перехода на сети NGN
Андрей ГАВРИЛОВ,
главный специалист ЗАО «ПЕТЕР-СЕРВИС»
Введение в сети NGN
NGN (Next Generation Network — сеть следующего поколения) представляет собой универсальную многоцелевую сеть, предназначенную для передачи речи, изображений и данных с использованием коммутации пакетов. Сеть NGN обеспечивает качество обслуживания, необходимое для различных видов телекоммуникационного трафика. Ее особенностью является то, что передача и маршрутизация пакетов, а также элементы оборудования передачи (каналы, маршрутизаторы, коммутаторы, шлюзы) физически и логически отделены от устройств и логики управления вызовами и услугами (рис. 1). Использующаяся логика поддерживает все типы услуг в сети с коммутацией пакетов — от базовой телефонной связи до передачи данных, изображений, мультимедийной информации, широкополосных приложений и приложений управления. Указанные особенности отличают сети NGN от обычных телефонных и IP-сетей, наиболее широко распространенных в мире телекоммуника-
Век Качества N° 3
Одной из ключевых проблем для операторов связи продолжает оставаться падение средней величины доходности на линию (ARPU). Несмотря на общий рост абонентской базы, высокая конкуренция не позволяет операторам увеличивать стоимость тарифных планов. Однако повысить ARPU можно за счет предоставления пользователям большего количества услуг, таких как MMS, доступ к электронной почте, мобильный Интернет, загрузка различного контента, видео, голосовые вызовы и т.д. Переход на сети NGN позволит операторам серьезно увеличить не только количество, но и качество услуг, предоставляемых абонентам, что, несомненно, отразится на конкурентном преимуществе операторов связи. Что же такое NGN-сети и в чем их привлекательность?
ций. Сети NGN, будучи результатом слияния сети Интернет и телефонных сетей, объединяют в себе их лучшие черты.
Основные свойства NGN:
S «мультисервисность» — независимость технологий предоставления услуг от транспортных технологий, что дает возможность предлагать множество разных услуг в одном пакете;
S «широкополосность» — возможность гибкого и динамического изменения скорости передачи информации в широком диапазоне в зависимости от текущих потребностей пользователя;
S «мультимедийность» — способность сети передавать многокомпонентную информацию (речь, данные, видео, аудио) с необходимой синхронизацией этих компонентов в реальном времени и использованием сложных конфигураций соединений;
S «интеллектуальность» — возможность управления услугой, вызовом и соединением со стороны пользователя или поставщика услуг;
S «инвариантность доступа» — возможно сть организации до ступа к услугам независимо от используемой технологии;
S «многооператорность» — участие нескольких операторов в процессе предоставления услуги и разделение их ответственности в зависимости от области их деятельности.
На рисунке представлена блок-схемаодного из вариантов архитектуры NGN-сети.
Сегодня на рынке нет недостатка в предложении оборудования NGN-класса со стороны производителей. Отечественные системные интеграторы давно и активно предлагают проекты как для корпоративных пользователей, так и для операторов связи. Первым шагом, который сделали операторы в этом направлении, стало внедрение Triple Play Service (TPS). Решение Triple Play позволяет добавить услуги передачи видео и различного рода контент-услуг к традиционной передаче голоса и данных. Как правило, TPS поддерживают не только традиционные ус-