Научная статья на тему 'OSS важный компонент развития бизнеса оператора связи'

OSS важный компонент развития бизнеса оператора связи Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
649
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Володина Ольга

OSS позволяют максимально ускорить все происходящие в телекоммуникационной компании процессы: подключение новых абонентов и поддержку существующих, мониторинг сети и отслеживание использования клиентами сетевых ресурсов, сбор статистики и контроль производительности сервисов, а также обеспечение притока доходов и т.п.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «OSS важный компонент развития бизнеса оператора связи»

OSS — важный

компонент развития бизнеса оператора связи

OSS ПОЗВОЛЯЮТ МАКСИМАЛЬНО УСКОРИТЬ ВСЕ ПРОИСХОДЯЩИЕ В ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПАНИИ ПРОЦЕССЫ: ПОДКЛЮЧЕНИЕ НОВЫХ АБОНЕНТОВ И ПОДДЕРЖКУ СУЩЕСТВУЮЩИХ, МОНИТОРИНГ СЕТИ И ОТСЛЕЖИВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КЛИЕНТАМИ СЕТЕВЫХ РЕСУРСОВ, СБОР СТАТИСТИКИ И КОНТРОЛЬ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ СЕРВИСОВ, А ТАКЖЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРИТОКА ДОХОДОВ И Т.П.

Ольга Володина,

менеджер отдела маркетинга решений по направлению телекоммуникаций, NVision Group

"Тот, кто успешен в этой новой эре, займется инновацией и интеграцией, чтобы отличиться от своих соперников."

Сэмюель Дж. Пальмизано (SamuelJ. Palmisano), председатель правления, президент и генеральный директор компании IBM

Создание и активное развитие террито-риально-распределенных мультисервис-ных сетей, внедрение разнообразных пакетов приложений и услуг, конвергенция сетей разного типа, оптимизация эксплуатационных издержек и капиталовложений — все это уже практически невозможно осуществить без использования информационных систем мониторинга и управления (Operation Support Systems, OSS). Кроме того, OSS позволяют максимально ускорить все происходящие в телекоммуникационной компании процессы: подключение новых абонентов и поддержку существующих, мониторинг сети и отслеживание использования клиентами сетевых ресурсов, сбор статистики и контроль производительности сервисов, а также обеспечение притока доходов и т.п.

Актуальность вопроса

В настоящее время в телекоммуникационной отрасли ужесточается конкурентная борьба. А "полем битвы", прежде всего, становится сфера новых услуг. Массовое внедрение новых услуг вынуждает операторов переходить к новой модели их предоставления — организации более высокого уровня поддержки качества сервисов и развитию системы учета дохода. Сегодня все понимают, что при большом числе пользователей в сети требуется сложная и интеллектуальная сис-

тема управления. В мультисервисной сети одновременно существует несколько типов трафика, причем требования к параметрам качества для каждого из них существенно варьируются. Для обеспечения требуемого уровня качества и предотвращения перегрузок в сети требуются специализированные средства. Без учета требований к управляемости сети, операторы могут столкнуться с большими трудностями, сопровождающимися критичными для бизнеса сбоями, недовольством пользователей, а иногда и финансовыми потерями. Предоставлять новые услуги, обеспечивать необходимое качество, правильно распределять трафик в сети, учитывать использование сервисов, включая отчисления компаниям-партнерам, предоставляющим отдельные услуги, — для решения этих задач очень важно иметь в наличии все необходимые данные, вне зависимости от используемой технологии и типа оборудования.

Многообразие выбора

В настоящее время линейка решений класса OSS достаточно широка. На мировом рынке представлено более десяти категорий таких решений почти 400 производителей. В целом они распределяются по следующим типам систем:

• управление конфигурациями и настройка ресурсов;

• управление сбоями и событиями;

• управление производительностью;

• инвентаризация услуг и ресурсов;

• контроль безопасности;

• управление качеством услуг и уровнем обслуживания клиентов.

• сбор статистической и биллинговой информации.

На российском рынке присутствуют не все производители OSS, но, тем не менее, силами российских системных интеграторов на рынке представлен широкий спектр подобных систем — это и многофункциональные решения и специализированные системы, решающие отдельные задачи.

Равнение на услуги

Одним из наиболее перспективных путей развития бизнеса современного оператора является предоставление широкого спектра услуг и сервисов на базе протокола IP (VoIP, VPN, MPLS VPN, IP TV и др.) и услуги 2.5G/3G мобильной связи (GSM, GPRS, UMTS и др.). Необходимость быстрого развертывания новых услуг и обеспечения высокого качества сервисов подталкивают операторов связи к использованию современных систем мониторинга и управления.

Сегодня одним из ключевых компонентов системы управления оператора связи является комплекс решений по управлению услугами и сервисами, который реализуется на базе продуктов ряда производителей. Данные решения обеспечивают управление всеми процессами, связанными с созданием, инвентаризацией и активацией сервисов, а также сбор статистической информации для биллинга и мониторинга параметров качества обслуживания. Комплекс включает в себя модули:

• управления ресурсами (система инвентаризации) (Inventory Management);

• управления заказами (Order Management);

• активации сервисов (Service Activation).

Система управления ресурсами необходима для предоставления телекоммуникационных сервисов и позволяет идентифицировать доступность, расположение и емкость сетевых ресурсов. Система инвентаризации концентрирует всю информацию о функционировании используемого сетевого оборудования, при-

кладных систем и сетевых сервисов. Продукты, входящие в состав модуля, обеспечивают контроль и актуальность информации за счет ее обновления в реальном времени, при этом отражаются данные, как о составе инфраструктуры, так и информация о созданных сервисах.

Еще один важный компонент — система управления заказами — поддерживает процессы создания сервисов на всех уровнях иерархии сети. Заказы, как правило, выполняются несколькими технологическими подразделениями, как внутри, так и вне организации оператора. Использование системы управления заказами позволяет:

• полностью автоматизировать процесс обработки заказов;

• минимизировать количество ошибок при вводе/импорте заказов;

• сократить время обработки заказов;

• избежать штрафов за несвоевременное исполнение заказов;

• сократить время создания/модификации услуг;

• улучшить координацию задач всего процесса предоставления услуг.

Основное назначение еще одного модуля — активации сервисов — обеспечить автоматизацию процесса изменения конфигураций оборудования и систем, вовлеченных в предоставление абонентам услуг на сети. Система активации, например, представляемая компанией Axiom Systems, поддерживает прием команд от корпоративной информационной системы, а также обрабатывает команды в соответствии с Workflow, описывающими предоставление сервисов. Кроме того, с помощью данной системы осуществляется взаимодействие с устройствами и системами, составляющими сеть и сервисы.

Опыт работы "Энвижн Груп" свидетельствует о том, что комплексные решения по управлению услугами и сервисами наиболее эффективны в современных IP-се-тях и в сетях операторов мобильной связи третьего поколения, т.к. именно эти операторы наиболее активно расширяют спектр предоставляемых услуг. Среди преимуществ внедрения решений в сетях, предоставляющих услуги Voice over IP, можно назвать такие, как, например, ин-тегрированность управления как традиционной голосовой связью, так и услугами нового поколения в рамках единой системы, снижение общей стоимости владе-

ния — за счет единой интегрированной платформы.

В сетях операторов мобильной сотовой связи комплекс систем этого класса обеспечивает эффективное использование телекоммуникационных ресурсов, помогает повышению качества обслуживания клиентов за счет управления заказами на предоставление новых услуг. В результате использования систем сокращается время до начала получения прибыли за услуги, благодаря быстрой и корректной активации сервисов на всех уровнях инфраструктуры. Кроме того, за счет возможности корреляции и агрегирования данных на всех уровнях иерархии, решения способствуют расширению спектра комбинированных услуг.

Необходимо отметить, что качество сервисов в мультисервисных сетях в значительной степени зависит от интегрированного управления телекоммуникационными сетями. Комплекс решений включает системы, обеспечивающие мониторинг и управление отказами и событиями, изоляцию неисправностей и упра вление уровнем предоставляемых услуг в реальном времени. Инструментарии и технологии (например, применяемые в продуктах IBM Tivoli Netcool (Micromuse Netcool) и системах компании EMC Smarts), дают возможность собирать потоки событий или сообщений из многих источников на всех уровнях ИТ-инфраструктуры, консолидировать их отражение в реальном времени, анализировать информацию, обеспечивать автоматизированную реакцию на происходящие события. Обработанная информация передается также в другие компоненты OSS, а в случае возникновения проблем, способных повлиять на обеспечение бизнеса, происходит информирование ключевых исполнителей.

Еще одним важным моментов, влияющим на уровень качества предоставляемых услуг, является эффективность схем маршрутизации IP-трафика. В территориально распределенной телекоммуникационной сети разработка таких схем и управление ими достаточно сложный процесс, поскольку приходится учитывать и топологию сети, и параметры каналов связи, и существенные различия в обработке разных видов трафика. Нередко именно настройка системы маршрутизации определяет эффективность работы сети в целом. Ошибки в управлении мар-

шрутизацией и сбои в управлении сетью нередко оборачиваются критичными для бизнеса нарушениями и серьезными финансовыми потерями. Так, например, система управления маршрутной информацией Route Explorer дает возможность операторам сетей контролировать, отслеживать и оптимизировать сетевые операции на уровне протоколов маршрутизации, а также эффективно обнаруживать, диагностировать и ликвидировать сетевые проблемы в кратчайшие сроки.

Таким образом, основная задача современных систем OSS — обеспечивать поддержку качества услуг на высоком уровне и одновременно — эффективное с точки зрения затрат управление бизнесом.

Новому поколению сетей —

новые системы OSS

Добавим, что надвигающаяся эра технологий NGN предъявляет к OSS новые требования, которые только сейчас начинают приобретать ясные очертания и ре-ализовываться в решениях поставщиков таких систем. Сегодняшние OSS, в первую очередь, управляют сетью, OSS нового поколения должны обеспечивать функционирование сервисов и, тем самым, обслуживание абонентов, а также должны уметь аккумулировать информацию о пользователях, классифицировать ее, интеллектуально обрабатывать и использовать. Именно в этом направлении и развивают свои системы основные игроки рынка OSS.

Происходящие в мире телекоммуникаций технологические перемены ведут к масштабному внедрению конвергентных программных платформ для операторов сетей следующего поколения (Next Generation OSS). Решения, обеспечивающие заданный уровень сервиса (SLA) и его качество (QoS), стали уже неотъемлемой частью информационных систем операторских компаний и позволяют эффективно решать такие ключевые задачи в деятельности операторов, как гарантирование и повышение доходности, борьба с мошенничеством, расчеты с партнерами и др. В этих условиях для операторов особенно важным становится внедрение элементов OSS/BSS уже на этапе закладки концепции построения сети с использованием технологии NGN.

Вопросы внедрения: реальный опыт

системного интегратора

Зачастую заказчики систем ОББ оценивают только функциональность различных продуктов управления, не принимая во внимание или недооценивая тот факт, что это лишь инструментарий, требующий настройки для отображения информационной модели конкретных пользователей. Эксперты считают, что в системе управления 30% — это программное обеспечение, 30% — настройка и 40% — организационные процедуры. Только все компоненты вместе принесут максимальную пользу и позволят существенно снизить количество сбоев в информационных системах.

Как и при любой другой автоматизации, при внедрении системы мониторинга и управления, необходимо четко определить главенство принципов работы оператора и функциональных процессов. Соответственно, ОББ призвана поддерживать и облегчать уже установившиеся процессы, а не навязывать новые. ОББ система должна обладать возможностями настройки и адаптации к процессам компании оператора, хотя бы потому, что процессы никогда не бывают статичными и меняются во времени.

Операторы связи, для которых ОББ — одно из средств производства, стараются предварить процесс ее внедрения формализацией и оптимизацией процессов. Несколько последних примеров, с которыми пришлось столкнуться "Энвижн Груп", позволяют говорить уже о такой тенденции, что очень отрадно.

В идеальном случае компания уже обладает описанными и оптимизированными процессами, которые лишь необходимо автоматизировать. Наличие исходных данных существенно упрощает процесс разработки решения и определения приоритетов для решения тех или иных задач и, как следствие, ускоряет процесс и практически гарантирует положительный результат. Причинами большинства неудачных проектов внедрения ОББ являлись именно организационные сложности. К сожалению, изменить правила поведения бывает очень сложно, а без политической воли часто и невозможно, особенно если они складывались годами и давно всеми изучены. Однако стремительное развитие отрасли связи и всего рынка информационных технологий за-

ставляет меняться всю нашу жизнь, соответственно рынок заставляет совершенствоваться и всех его участников.

Есть еще один важный момент, влияющий на успех внедрения и напрямую связанный с расстановкой приоритетов: "сценарий" OSS проекта, т.е. та бизнес-логика, на основе которой определяется последовательность внедрения ключевых приложений и, как следствие, объем инвестиций и ожидания отдачи от них.

Каковы методы внедрения систем OSS? Внедрение полностью новой системы — это путь для недавно созданных компаний; для оператора, который функционирует достаточно долго и имеет багаж унаследованных систем, предпочтителен эволюционный путь, т.е. постепенная их модернизация. Такое преобразование должно происходить на основе разработанных четких критериев — ключевых показателей эффективности (Key Performance Indicators, KPI), привязанных к бизнес-целям компании. Для каждого из этапов преобразования должен быть разработан свой набор показателей, базирующихся на имеющихся практиках и рекомендациях органов стандартизации (International Telecommunication Union, ITU и Telemanagement Forum, TMF). При этом основное внимание следует уделить трем основным "блокам" эксплуатационных ресурсов оператора — так называемым 3Р: персоналу, процессам, платформам.

Заключение

Завершая статью, отметим, что внедрение систем OSS помогает операторам успешно решать ряд бизнес-задач. Во-первых, повысить качество и оперативность обслуживания пользователей сети за счет четкой координации и информационной поддержки работ. Во-вторых, проводить оперативный мониторинг и управление телекоммуникационными ресурсами компании, что позволяет предоставлять услуги гарантированного качества и оптимизировать затраты. В-третьих, повысить эффективность управления производственными процессами компании, и оптимизировать взаимодействие персонала удаленных подразделений в режиме реального времени. А в результате, минимизировать издержки и сократить размер недополученной прибыли на основе эффективной эксплуатации телекоммуникационных сетей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.