7 декабря 2011 г. 18:45
ТЕХНОЛОГИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА
Обзор возможных вариантов организации взаимодействия оптимизатора трафика с различными ОБЗ-системами
Управление сетями большого размера немыслимо без использования вычислительной техники и специализированного программного обеспечения. Программно-аппаратной комплекс, развернутый у оператора связи, представляет собой набор различных систем, увязанных между собой и выполняющих огределенные задачи. Добавление новой системы в этот комплекс требует серьезной проработки вопросов взаимодействия на стад ии проектировали системы. в этой статье на примере внедрения оптимизатора трафика рассматриваются варианты организации взаимодействия между новой системой и различными классами систем, которые могут иметься у оператора связи.
Савандкжов И.М.,
Аспирант МТУСИ
Управление сетями большою размера немыслимо без использования вычислительной техники и специализированного программного обеспечения. Кроме систем управления оборудованием, очень часто у оператора связи используются системы поддержки бизнеса и операций, так называемые ОБЗ/ВЗЭ-системы. Эти системы позволяют проводить автоматизацию различных бизнес-процессов оператора связи, таких как выставление счетов абонентам, проведение технического учета оборудования и ресурсов сети, управление неисправностями, контроль параметров предоставляемых услуг и тд Классификация ОББ/ВЗБ-систем, а также перечисление функций для каждого класса систем приводится в [ 1, 2].
Таким образом, программно-аппаратный комплекс, используемый оператором, представляет собой большой набор различных систем, увязанных между собой и выполняющих определенные 30-дачи. Для повышения эффекта от внедрения новой системы необходима ее интеграция в существующий программно-аппаратньй комплекс оператора связи. Проведение интеграции позволяет реализовать дополнительные возможности, а также позволит использовать новую и уже имеющиеся системы как единое целое.
В качестве примера рассмотрим возможные варианты интеграции оптимизатора трафика (ОпТр) с различными системами управления и поддержки бизнеса оператора связи.
В этой статье под оптимизатором трафика будем понимать программно-аппаратный комплекс [31, основной задачей которого является оптимизация распределения ресурсов сети. Оптимизация ресурсов сети осуществляется за счет перемаршрутизации существу-юи*1х каналов в зависимости от текущего состояния сети. Оптимизация распределения ресурсов может проводиться как по расписанию, определенному заранее (например, раз в неделю в выходной день), так и по событию (например, по требованию специалиста службы эксплуатации сети).
Для работы такого ОпТр необходима база данных (БД), хранящая информацию о сетевой конфигурации, а также модуль, содержащий правила проведения оптимизации распределения ресурсов.
Проведение оптимизации распределения ресурсов представляет собой набор процедур таких как; анализ состояния сети, проведение оптимизации ресурсов, формирование отчетов о проделанной работе.
Интеграция оптимизатора трафика с системами управления оборудованием
Для управления большинством типов оборудования разрабатываются специальные программные комплексы. Эти комплексы могут быть разделены на две категории:
1. Программный комплекс для управления одним экземпляром оборудования (Element Manager, ЕМ);
2. Система для управления сетью (Network Management System, NMS).
Как правило, эти системы хранят в себе медели представления д анных оборудования, которыми они управляют. Использование моделей оборудования этих систем в ОпТр позволяет уменьшить время, необходимое для внедрения оптимизатора трафика. Кроме того, если NMS имеет свою базу донных, то она может быть использована в качестве БД оптимизатора трафика. При реализации этой функции взаимодействие двух систем будет вылядетъ следующим образом Оптимизатор трафика будет формировать запрос к NMS или нужным ЕМ, на которые система управления оборуд ованием будет передавать информацию, запрашиваемую оптимизатором трафика.
Кроме того, интеграция оптимизатора трофика с системой управления оборудованием может состоять в организации взаимодействия двух систем для переключений, выявленных в ходе работы оптимизатора трафика. Это позволит автоматизировать процесс оптимизации распределения ресурсов.
Однако, как правило, системы NMS и ЕМ создаются производителем оборудования и предназначаются только для управления одним типом, реже для управления оборудованием, принадлежащего к одной продуктовой линейке. По этой причине, организация прямого взаимодействия ОпТр с системами управления оборудованием становятся сложной задачей, так как оптимизатору трофика придется работать с различными моделями оборудования. Кроме того, БД оборудова ния в системе управления может быть закрытой, что исключает ее использование при организации работы оптимизатора трафика.
Интеграция оптимизатора трафика с системой технического учета (NRI)
Система NRI представляет собой БД хранящую всю необходимую информацию о сети оператора связи. Кроме информации об оборудовании, установленном на сети, эта система может хранить информацию о кабельных сооружениях, путях, абонентах, предоставляемых услугах и тд Модель описания объектов БД является универсальной, не зависит от типа оборудования или используемой технологии, а сама БД основана на продуктах хорошо известных, таких как Oracle или MySQL
Интеграция оптимизатора трафика с системой учета сетевых ресурсов позволяет полностью отказаться от описания модели представления данных для оптимизатора, заимствуя ее у системы NRI.
Кроме выполнения своей основной задачи, интеграция оптимизатора трафика и системы NRI позволяет расширить функционал обоих систем. Так в результате интеграции у оператора связи появляется возможность проводить анализ изменений, вызванных добавлением или удалением тех или иных элементов сети С ПОМОЩЬЮ МО-
128
T-Comm, #7-2010
ТЕХНОЛОГИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА
делирования этих ситуаций. Эти возможности могут быть востребованы при составлении планов развития сети, а также при разработке схем зашиты и восстановления сетевых маршрутов.
Взаимодействие двух систем может быть организовано различными способами. Во-первых взаимодействие может быть организовано с помощью web-сервисов. Этот подход обеспечивает гибкость, позволяя, например, обращаться к данным, хранящимся в различных местах Во-вторых, взаимодействие может бьгть обеспечено путем прямого обращения оптимизатора трафика к БД При этом в БД должны быть разработаны специальные представления и процедуры, формирующие д анные для работы оптимизатора трафика в заранее определенном формате.
Второй подход является менее гибким, поскольку взаимодействие систем осуществляется на уровне данных. Однако, такой подход обладает большей производительностью и скоростью работы, что немало важно при использовании оптимизатора трафика в сетях с большим количеством узлов.
Интеграция оптимизатора трафика с системами активации (SA)
Системы активации предназначены для автоматического проклю-чения маршрутов с заданными параметрами через сеть. Для этой цели системы SA организуют подключение к оборудованию, через которое должен проход ить маршрут, и производят соответствующую настройку этого оборудования. При этом, при невозможности включения маршрута, в системах SA производится обязательная проработка алгоритмов возвращения сети в исходное состояние.
Интеграция оптимизатора трафика с SA, также как и интеграция с системами управления оборудованием, позволяет полностью автоматизировать процесс оптимизации распределения ресурсов. Но в отличие от NMS, системы SA обладают большей универсальностью, что существенно упрощает организацию их взаимодействия с оптимизатором. Взаимодействие систем заключается в передаче оптимизатором трафика информации о маршруте в систему активации Наиболее предпочтительным вариантом передачи этой информации является формат XML, позволяющий согласовать информацию о сети, хранящуюся в базах донных оптимизатора трафика и системы активации
Максимального эффекта использования оптимизатора трафика можно добиться, если проводить его интеграцию одновременно с системами NRI и SA Организация такого взаимодействия позволяет получить приводимые ниже преимущества, требуя при этом относительно незначительных трудозатрат на организацию такой системы
— удается добиться полной автоматизации процесса оптимизации распределения ресурсов;
— с оптимизатора трафика снимается нагрузка, требуемая на организацию задоч, непосредственно не связанных с основным назначением системы;
— все системы используют единую модель представления данных, что упрощает организацию их взаимодействия.
Интеграция оптимизатора трафика с системами управления неисправностями и контролем качества предоставления услуг (FM&PM)
Системы FM&PM с помощью получения информации от сетевого оборудования и дальнейшей ее обработки и анализа обеспечивают мониторинг состояния сети.
Интеграция систем FM&PM с оптимизатором трафика позволяет автоматически инициировать процедуру оптимизации распределения сетевых ресурсов при возникновении аварийной ситуации на сети или при ухудшении параметров качества предоставляемых ус-
луг. В дополнении к этому системы FM&PM могут служить источниками информации о происходящих на сети изменениях.
Взаимодействие систем ОпТр и FM&PM состоит в вызове первой в случае возникновения определенной ситуации на сети. Список ситуаций, при котором происходит вызов оптимизатора трафика, должен быть определенном заранее на стадии проработки интеграции двух систем.
Интеграция оптимизатора трафик
с системами управления заказами (ОМ)
Система управления заказами предназначена для автоматизации выполнения бизнес-процессов оператора связи. Каждый из процессов представляет собой последовательность операций, целью которых является выполнение элементарных задач, ведущих к получению конечного результата, например включению новой услуги, изменения параметров услуги, отключения услуги и тд
Из-за специфики ОМ, эта система взаимодействует со всеми системами, используемыми у оператора. Это позволяет обеспечить единый интерфейс взаимодействия оптимизатора трафика с другими системами оператора. Недостатком такого интерфейса является низкая скорость взаимодействия между различными системами. Однако, интеграция с ОМ позволяет включить оптимизатор трафика в те бизнес-процессы, где его применение необходимо. В конечном счете, это должно приводить к повышению эффективности использования ресурсов сети. А контроль над использованием ресурсов сети может производиться при каждом проведении изменений на сети.
Взаимодействие между оптимизатором трафик и системой ОМ должно быть двунаправленным. В качестве предпочтительных методов организации взаимодействия является использование языков XML (для описания представления данных) и Java или JavaScript (для описания процедур взаимодействия систем).
Подводя итоги вышесказанного можно сделать следующие выводы:
1. Интеграция оптимизатора трафика с системами управления оборудованием (ЕМ) и сетью (NMS) является сложной, а чосто и нереализуемой задачей. Более предпочтительна интеграция оптимизатора трафиса с системами OSS, имеющие стандартные интерфейсы для взаимодействия и строящиеся на хорошо известных компонентах
2. Организация взаимодействия различных OSS систем с оптимизатором трафика позволяет расширить функционал обоих систем, а также в некоторых случаях позволяет сократить время на внедрение оптимизатора трафика.
3. Наиболее интересной схемой взаимодействия является объединение оптимизатора трафика с системами NRI и SA в единое целое. Такая схема позволяет наиболее эффективно использовать функционал каждой из систем, а также избавиться от дублирования некоторых модулей систем, таких как БД модуль анализа состояния сети, модуль отчетности и тд.
4. Организация взаимодействия между различными системами является наиболее сложной из задач возникающих при внедрении систем. В связи с этим вопросы возможного взаимодействия систем должны прорабатываться подробнейшим образом еще на этапе проектирования систем.
Литература
1. Enhonced telecom operations map (eTOM). The business process framework. For the information and communications sen/ices industry. Release 7.1.
2. Telecom application map. The OSS system landscape. Release 1.0.
3. KM. Ссюсидюмоа Метод оптимиэацк* ресурсов в оптических сетях С волновым уплотнением // T-Comm. Телекоммуникации и транспорт, 2009. - №4. - С32-35.
4. ИТ сервис-менеджмент. Введение. — М- IT Expert, 2003. — 228 с
T-Comm, #7-2010
129