Научная статья на тему 'Время как предмет лингвистического анализа. Рецензия на монографию Е. В. Бондаренко «Время как лингвокогнитивный феномен в англоязычной картине мира». Харьков, 2009. 376 с'

Время как предмет лингвистического анализа. Рецензия на монографию Е. В. Бондаренко «Время как лингвокогнитивный феномен в англоязычной картине мира». Харьков, 2009. 376 с Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
96
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Время как предмет лингвистического анализа. Рецензия на монографию Е. В. Бондаренко «Время как лингвокогнитивный феномен в англоязычной картине мира». Харьков, 2009. 376 с»

Время как предмет лингвистического анализа. Рецензия на монографию Е.В. Бондаренко.

147

РЕЦЕНЗИЯ

И.А. Стернин

ВРЕМЯ КАК ПРЕДМЕТ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА. Рецензия на монографию Е.В. Бондаренко «Время как лингвокогнитивный феномен в англоязычной картине мира». Харьков, 2009. 376 с.

Читатель получил необычную работу - книгу Е. Бондаренко «Время как лингвокогнитивный феномен в англоязычной картине мира» (Харьков, 2009. 376с.).

Необычен жанр книги - на материале одного языка - английского - комплексно рассматривается отражение категории времени в языке и сознании.

Отметим широту и глубину анализа феномена времени в рецензируемой книге - время рассматривается с разных сторон, многоаспектно, с использованием лингвистических, психолингвистических и когнитивных методов.

Фундаментален исторический план исследования, который предлагает исчерпывающее описание феномена времени в разных ментальных ипостасях с X века до н. э. (!) по настоящее время.

Е.В. Бондаренко рассматривает в своей работе принципы лингвокогнитивного моделирования времени в языковой научной и вненаучной картинах мира.

Время рассматривается как базовая онтологическая категория, выявляются лингвокогнитив-ные основания двоякой философской трактовки времени и принципы описания дуальной модели времени в языке и дискурсе.

В рамках лингвокогнитивной парадигмы автор рассматривает время как элемент концептуальной и языковой картины мира, вводя термины теплая картина мира и холодная картина мира.

Убедительно показано, что лингвокогни-тивная модель является адекватным инструментом анализа дуальной сущности времени, реализованной в языке и дискурсе.

Особую ценность представляет, как мы уже отмечали, исторический анализ категории времени в мифо-эпической, философской и естественно-научной картинах мира. Рассмотрено соотношение холодных и теплых компонентов в германских мифо-эпических моделях времени (X в. до н. э. - XIV в. н. э.), в мифо-эпическом дискурсе кельтов (X в. до

н. э.), в древнеанглийском мифо-эпическом дискурсе (УП-УШ в. н. э.), в среднеанглийском мифо-эпическом дискурсе (VIII -XIV вв. н. э.), в философских моделях времени (У1-ХХ вв. н. э.), в древнем философском дискурсе (VI в. до н. э. - XX вв. н. э.). Рассмотрена модель времени в современном англоязычном философском дискурсе.

Отдельно анализируется модель времени в современном англоязычном научном дискурсе.

Проведенное исследование осуществляется в рамках проблемы «язык и мышление» - рассматривается взаимосвязь времени и языка в формировании мышления, структурирование времени в семантике языка.

В рамках функциональной грамматики рассматривается ядро ФСП темпоральности как актуализация дуальной модели времени (грамматические формы глагола, морфемные, лексические, синтаксические средства), а также периферия ФСП темпоральности как вербальная актуализация дуальной модели времени.

Предложен алгоритм лингвокогнитивных исследований филогенеза модели времени в поэтическом дискурсе: описано соотношение холодных и теплых компонентов в английских поэтических моделях времени (X в. до н. э. - XX в. н. э.), в кельтском поэтическом дискурсе (X в. до н. э.), в древнеанглийском поэтическом дискурсе (УП-Х1 вв.), в среднеанглийском поэтическом дискурсе (XIV-XV вв.), в поэтическом дискурсе ХУ1-ХХ в.

Важным и оригинальным аспектом исследования является описание восприятия времени человеком на основе проведенного диахронического лингвокогнитивного анализа. Показано, что в рамках когнитивно-дискурсивной парадигмы эвристическая взаимосвязь понятий время - человек - когниция - язык служит свидетельством дуальной природы времени: сосуществуют время как свойство материи (научное время), ориентированное на объективные явления действительности, и время как экзистенциальная сущность

№3 (024) 2010 г.

148

И. А. Стернин

(вненаучное время), ориентированное на человека. Дуальная природа восприятия времени обусловлена двумя комплементарными типами ко-гниции - научной и вне-научной, которые на лингвокогнитивном уровне реализуются в оппозициях концептов МАТЕРИАЛЬНОЕ :: ДУХОВНОЕ, РАЦИОНАЛЬНОЕ :: ЧУВСТВЕННОЕ, ОБЪЕКТИВНОЕ :: СУБЪЕКТИВНОЕ, РАССУДОЧНОЕ :: ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ, ЛОГИЧЕСКОЕ :: ЭСТЕТИЧЕСКОЕ, ЗАКОНОМЕРНОЕ :: СЛУЧАЙНОЕ, СТЕРЕОТИПНОЕ :: УНИКАЛЬНОЕ. Левые члены оппозиции образуют концептуальную сетку «холодной» (научной), а правые -«теплой» (вненаучной) картин мира.

Использованная в работе идея об антропогенной природе концептуальной картины мира позволяет Е.В. Бондаренко убедительно представить время как набор компонентов-доменов, образование которых мотивировано особенностями механизмов познания человека, его способностью воспринимать действительность посредством органов чувств и интеллекта.

Из исследования Е.В. Бондаренко убедительно следует, что вербализация времени в английском языке и дискурсе опирается на когнитивную модель времени.

Особо отметим введение автором понятия модель времени. Под моделью времени Е.В. Бондаренко предлагает понимать когнитивную структуру, которая представляет собой либо концепт ВРЕМЯ, либо домен ВРЕМЯ, либо категорию ТЕМПОРАЛЬНОСТИ в зависимости от угла зрения, уровня генерализации и формы реализации времени в языке и дискурсе. Подобный подход представляется нам весьма плодотворным и теоретически значимым.

Исследование показало, что холодные и теплые компоненты в когнитивной структуре времени, реализованной в различных типах дискурса, оказываются в разной степени приоритетными. Модель времени, реализованная в мифо-эпиче-ском, философском и естественнонаучном дискурсах определенного периода, представляет собой систему связей концепта ВРЕМЯ с концептами, профилирующимися в пределах других базовых доменов.

Модели времени, реализованные в мифо-эпическом дискурсе, демонстрируют паритет научных и вненаучных компонентов, который в процессе исторического развития моделей смещается в пользу научных или вненаучных.

Модель времени, реализованная в современном философском и естественнонаучном дискурсе,

является продуктом синтеза всех ранее существовавших теоретических моделей времени; в ней также наблюдается паритет концептов, принадлежащих научной и вненаучной картинам мира.

Модель времени, манифестированная в британском поэтическом дискурсе определенного периода, представляет собой либо концептуальную сеть, концепты которой демонстрируют вариативность в зависимости от принадлежности научной или вненаучной картине мира, либо систему трансформированных коррелятов домена ВРЕМЯ с другими доменами в рамках когни-тивной метафоры.

Любопытен вывод автора о том, что в пределах одной эпохи взаимоотношение моделей времени, реализованных в мифо-эпическом, философском и естественнонаучном дискурсах, с одной стороны, и поэтическом дискурсе, с другой, представляет собой нелинейную зависимость (отставание либо опережение). Модели времени, реализованные в современном философском, естественнонаучном и поэтическом дискурсе, демонстрируют сближение за счет заимствования концептов из вненаучной картины мира в научную и из научной картины мира во вненаучную,

Книга Е.В. Бондаренко вносит существенный вклад в понимание развития категории времени как ментальной категории и показывает пути ее вербализации в языковой картине мира конкретного языка.

Продуктивна предложенная в работе методика, которая полностью применима к другим крупным когнитивным категориям.

Важным теоретическим разграничением, проводимым автором, является противопоставление холодной (научной) и теплой (вненаучной) картины мира. Правда, термин вненаучная картина мира представляется нам не очень удачным - лучше было бы говорить об обыденной картине мира.

Кроме того, автор считает категории ПРОСТРАНСТВО, ПРИЧИННОСТЬ, ЧЕЛОВЕК, МИР принадлежащими картине мира; скорее они принадлежат концептосфере народа, а в языковой картине мира они просто представлены в оязыко-вленной форме.

Содержательны и хорошо дополняют монографию глоссарий и приложение.

Можно поздравить автора с содержательной, интересной, глубокой, теоретически значимой работой. Исследование Е.В. Бондаренко в полной мере современно, оно базируется на современных представлениях о соотношении языка и мышления и вносит заметный вклад в исследование этой вечной лингвистической проблемы.

Вопросы когнитивной лингвистики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.