Научная статья на тему 'Время в концептуальной картине мира, реализованной в английском дискурсе'

Время в концептуальной картине мира, реализованной в английском дискурсе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
192
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ КАРТИНА МИРА / ДОМЕН / МАТРИЦА ДОМЕНОВ / НАУЧНЫЙ ДИСКУРС / ФИЛОСОФСКИЙ АНТРОПОЦЕНТРИЧЕСКИЙ ДИСКУРС / CONCEPTUAL WORLD IMAGE / DOMAIN / DOMAIN MATRIX / SCIENTIFIC DISCOURSE / PHILOSOPHIC ANTHROPOCENTRIC DISCOURSE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Бондаренко Евгения Валериевна

Концептуальная картина мира представляется как вариативная структура, состоящая из постоянного набора взаимосвязанных доменов, одним из которых является 'время'. Изменчивость соотношения компонентов концептуальной картины мира обусловлена типом мировосприятия ее субъекта, который объективируется в том или ином дискурсе (в данном случае, научном и философском антропоцентрическом). Соответственно, характер отношений домена 'время' с другими доменами в концептуальной картине мира изменяется в зависимости от того, в рамках какого типа мировосприятия субъект формирует свои представления о времени и вербализует их в дискурсе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TIME IN THE CONCEPTUAL WORLD IMAGE VERBALISED IN ENGLISH DISCOURSE

Conceptual world image is considered as a variable structure, which consists of a constant set of interconnected domains, one of which is time. Correlation changeability of the world image components is stipulated by the subject's way of world perception implemented in a certain type of discourse (here either scientific or philosophic anthropocentric is meant). Correspondingly, time domain correlation with other domains in the conceptual world image is subject to variations depending on the type of the world perception, within which the subject forms his/her notion of time and verbalises it in discourse.

Текст научной работы на тему «Время в концептуальной картине мира, реализованной в английском дискурсе»

II. ВОПРОСЫ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ И КАТЕГОРИЗАЦИИ

УДК 81-139

Е.В. Бондаренко

ВРЕМЯ В КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ КАРТИНЕ МИРА, РЕАЛИЗОВАННОЙ В АНГЛИЙСКОМ ДИСКУРСЕ

Концептуальная картина мира представляется как вариативная структура, состоящая из постоянного набора взаимосвязанных доменов, одним из которых является 'время'. Изменчивость соотношения компонентов концептуальной картины мира обусловлена типом мировосприятия ее субъекта, который объективируется в том или ином дискурсе (в данном случае, научном и философском антропоцентрическом). Соответственно, характер отношений домена 'время' с другими доменами в концептуальной картине мира изменяется в зависимости от того, в рамках какого типа мировосприятия субъект формирует свои представления о времени и вербализует их в дискурсе.

Ключевые слова: концептуальная картина мира, домен, матрица доменов, научный дискурс, философский антропоцентрический дискурс.

Когнитивная система человека имеет конечной целью построение ментальной структуры, более или менее адекватно репрезентирующей в его мышлении окружающую действительность. Такой структурой считается концептуальная картина мира (ККМ).

Несмотря на уже довольно давнюю историю изучения вопроса, принципиально новой в нашем исследовании считаем попытку применения подхода к концептуальной картине мира как структурированному образованию. До настоящего времени вопрос о ККМ сводился либо к констатации ее существования в виде некого аморфного набора когнитивных единиц и структур разного формата: концептов, доменов, фреймов, гештальтов и пр. [Баранов 1997; Болдырев 2001; Босова 1999; Каменская 1990; Кубрякова 2004], либо к одной из форм-посредников между реальностью и языковой картиной мира [Брутян 1973; Караулов 1988; Колшанский 19756; Павиленис 1983; Уфимцева 1988]. Однако, ни один из этих подходов, в конечном итоге, не давал более или менее определенного ответа на вопрос о составе и структуре ККМ в целом.

В то время, как оперативной содержательной единицей мышления, памяти и ментального лексикона человека и, следовательно, ККМ, называется концепт [КСКТ: 90], базовой структурной единицей человеческого знания признается концептуальный домен: «наша концептуальная репре-

зентация или знание любого связного сегмента опыта (coherent segment of experience)...» [Kovesces 2000: 247] (здесь и далее перевод мой - Е. Б.). Взаимосвязь концепта и домена С.А. Жаботинская объясняет так: «в соответствии с центральным принципом когнитивной семантики, концепты, хранимые в мышлении, не являются изолированными, атомарными единицами. Они могут быть поняты только в контексте структур фоновых знаний. Наиболее общим термином для таких структур является домен [Clausner, Croft 1999: 2]. В любом случае домен представляет собой связную область концептуализации, относительно которой характеризуется семантическая единица» [Жаботинская 2008].

Для объяснения механизма взаимоотношений концепта и домена Р. Ленекер вводит понятия профиля и базы, где профиль - это некая область концептуального знания (концепт), которая определяется только в соотнесении с базой, т.е. опорой концепта, без которой концепт не может быть понят. Таким образом, базой или доменом является «область знаний (a body of knowledge) в рамках нашей концептуальной системы (т.е. концептуальной картины мира - Е. Б.), которая содержит и организует определенные (соответствующие ей) знания и опыт» [Langacker 1987: 145]. Вслед за Р. Ленекером, домен определяется как «семантическая структура, которая служит базой, по крайней мере для одного концептуального

Вопросы когнитивной лингвистики

профиля» [Clausner, Croft 1999: 3; Croft, Cruse 2004: 15]. Так, например, концепт ВЕЧНОСТЬ не может быть понят без опоры на домен 'время', а 'скорость' - либо на домен 'движение', либо -на 'процесс'.

Для нашего исследования важно, что домены между собой состоят в отношениях «часть -целое» в силу того, что концепт, имеющий определенный домен в качестве базы, может сам быть базой для других концептов, как это, например происходит с концептами РАДИУС, КРУГ, ПРОСТРАНСТВО: «Концепт РАДИУС понимается исключительно в терминах 'круга'. Но концепт КРУГ сам может пониматься только в терминах (двухмерного) 'пространства'. Иначе говоря, слово круг профилирует мотивирующий его концепт КРУГ на (...) концепт ПРОСТРАНСТВО. Иными словами, концепт, который служит доменом для других концептов, сам по себе является профилем для другого домена» [Croft, Cruse 2004: 24].

Данное наблюдение значимо еще и в связи с тем, что «концепт может профилироваться на несколько разных доменов [Croft, Cruse 2004: 25]. Так, например, в представлении У. Клознера и Т. Крофта, наше обыденное понятие о птице соотносится с такими доменами, как 'пространство', 'физические объекты', 'жизнь , 'время' и пр., так как птица имеет форму (измерения в пространстве), состоит из некоего вещества, приобретает возраст и пр. «Комплекс доменов, который на который опирается тот или иной концепт, назван матрицей доменов (domain matrix)» [Langacker 1987: 152; Clausner, Croft 1999: 7]. Таким образом, концепт ПТИЦА имеет не один опорный домен, а матрицу опорных доменов.

Таким образом, можно предположить, что концептуальная картина мира состоит из набора взаимосвязанных доменов и опирающихся на них концептов. Исходя из определений ККМ А.Д. Беловой, Р.И. Павилениса, В.А. Масловой, М.В. Никитина и М.В. Пименовой [Белова 2002; Маслова 2004; Никитин 1988; Павиленис 1983; Пименова 2005], в нашей работе мы определяем концептуальную картину мира как систему концептов (доменов) в сознании людей, которая 1) конструирует в виде структурированного знания глобальный динамичный образ мира и результаты внутреннего рефлексивного опыта человека и 2) может быть реализована в вербальных формах.

Другой важной проблемой, касающейся структуры ККМ, является выяснение номенклатуры доменов, ее образующих. Здесь следует

иметь в виду, что картина мира как глобальный динамичный образ мира содержит некую 'культурную матрицу', т.е. «систему мировоззренческих ориентиров, которые могут модифицироваться и варьироваться в различных видах общества, тем не менее, сохраняя ряд общих признаков в качестве глубинного инварианта. (...) Эта матрица выражена пониманиями того, что есть человек, природа, пространство и время, космос и т.п.» [Степин, Кузнецова 1994: 5-6] (выделение мое - Е. Б.). В нашем исследовании рассматриваются домены 'материя', 'дух', 'мир', 'космос', 'пространство', 'время', 'природа' и 'человек' как базовые составляющие ККМ, согласно философским представлениям о мироустройстве [СФС, ФЭ, ФЭС, ФиЭС]. Целью рассмотрения ККМ в таком ракурсе является выяснение взаимосвязи ее базовых доменов и положения домена 'время' среди них.

Взаимоотношение доменов, по заключению У. Крофта и А. Круза, является сложным вопросом «в связи с тем, что он затрагивает проблему организации знания человека, хранящегося в его мозгу» [Croft, Cruse 2004: 4], т.е. в нашем случае состава ККМ. Концептуальная картина мира, реализуемая в языке и дискурсе, представляет собой подвижную когнитивную конструкцию (соп-struel). Под последним термином мы понимаем «способ говорящего концептуализировать свой опыт для передачи в речи и верного понимания слушающим» [Croft, Cruse 2004: 19]. ККМ «представляется не как хаотический набор типологически и генетически разных концептов, а их определенным образом упорядоченное единство (...), которое структурируется субсистемами» [Приходь-ко 2008: 209]. Последний термин необходимо объяснить.

В данной конструкции статус того или иного концепта (домена) не является константным, а зависит от самых разных факторов, наиболее существенным из которых для нас является тип мировосприятия. Тогда можно предположить, что разные типы мировосприятия, реализованные в различных дискурсивных формах, могут влиять на соотношение и взаимосвязь компонентов ККМ и конкретно на положение концепта ВРЕМЯ.

Для сравнения составов ККМ, которые реконструируются из дискурса, возьмем научную, реализованную в современных английских толковых словарях, и вненаучную, антропоцентрическую философскую ККМ, объективированную в современных английских специализированных философских энциклопедических словарях.

№ 1 (022) 2010 г.

В целях экономии места приведем лишь наиболее существенные для реконструкции состава ККМ определения или их части.

Начнем с научной концептуальной картины мира, овеществленной в новейших энциклопедических словарях современного английского языка [ЕВ; IEP; LDCE; OALD; WB],

Так, находим в них следующие определения: 'материя': that which occupies space and possess inertia (ЕВ) (профилирование на домены 'пространство' и 'движение"), physical substance in general (contradicted with mind or spirit) (OALD: 768) (противопоставление (соположение) доменам 'человек (его 'разум") и 'фяг); 'природа': the whole universe and every created, not man-made, thing (OALD: 825), Everything in the physical world that is not controlled by humans, such as wild plants and animals, earth and rocks, and the weather (LDCE: 1095) (противопоставление домену *человек); "с) vx': the intelligent or immaterial part of man as distinguished from the body (EB), the part of someone (...), which many people believe continues to live after the person has died (LDCE: 1594) (противопоставление доменам *материя* и 'человек , где 'человек' - профиль, а 'материя' - база);

профилирующийся на соположенные базы 'материя ' ('бытие') и 'движение"), а// Ле area, in which everything exists, and in which everything has a position and direction (LDCE: 1584) (профилирование домена *пространство* на матрицу доменов 'материя' ('бытие"), 'положение' и 'движение*, that which contains and surrounds all material bodies (...) a relative concept, since it is based solely upon sensory experience (ЕВ); 'время' \ the measured or measured period during which am action, process or condition exists or continues (WB); (профилирование на домен 'материя' {'бытие ')), т.е. фактическое утверждение материальности или экзистенциальности времени; 'человек \ а member of a race of erect biped mammals with a highly developed brain, having the power of articulate speech, abstract reasoning and imagination (EB) (профилирование домена *человек' на матрицу доменов 'природа' и 'материя' ('мир')); 'космос': the universe viewed as an orderly whole» (EB), «the whole universe, especially when you think of it as a system (LDCE: 1584) (профилирование домена *космос" на домен *система').

На основании приведенных определений и выделенных взаимосвязей доменов, таким обра-

Домен 'время' в данной концептуальной картине мира обладает особым статусом, так как, с одной стороны, является профилем домена * материя', и с другой, является базой доменов 'природа' (за исключением 'человека') и 'человек' (см. определение выше). Сложнее выглядит ситуация с доменом 'бух. Рассмотрим его определение подробнее: the intelligent or immaterial part of man as distinguished from the body (I) (EB), the part of someone (...), which many people believe continues to live after the person has died (2) (LDCE: 1594). Из определения следует, что 'дух' есть, (1) нематериальное у 'человека' и (2) бессмертное, таким образом, если 'время' профилируется на базу 'материя', то 'дух' противостоит 'времени', т.е. является нематериальным и, следовательно, вечным, т.е. не зависит от времени (не профилируется на домен 'время').

При реализации в языке 'теплой' (антропоцентрической) философской картины мира соотношение доменов несколько иное. Так, домен 'материя' представлен следующим образом: a notion opposite to the notion of life, soul and spirit. «dead» objectivity (IEP) (противопоставление домена 'материя' доменам 'человек' и 'дух'); 'природа': a body of all things, which the human has not influenced (IEP) (противопоставление доменов 'природа' и 'человек , с одной стороны), но далее

it is; thp unitv nf nature and vnlrlt in thp human

changing the nature and himself in conformity with his material and spiritual needs and extending the nature around to the scale of the world (IEP) (профилирование домена 'природа' на матрицу доменов 'человек , 'дух' И 'мир'): 'дух': opposite to the nature. preserves and protects life. makes bodily activity noble and perfect (IEP) (противопоставление домена 'дух' доменам 'природа' и 'материя' и профилирование домена 'человек' на домен 'дух'); домен 'пространство': something that makes it common to all sensations. generated by sensory organs (...), space as it is never given to us. except its ability to be filled, it has no other features (IEP) (профилирование домена 'пространство' на матрицу доменов 'материя' и 'человек ; 'человек : the only living being on the Earth which makes a personality due to the unity of the bodily and spiritual, the latter prevailing over the former (IEP) (профилирование домена 'человек' на матрицу доменов 'природа' и 'дух'); 'космос': the world cognised as an orderly unity (IEP) (профилирование домена на матрицу доменов 'мир' и 'система'); 'время': experience or awareness of the passage of time: time perception is the capacity to interpret changes in sensory (and bodily) stimuli with respect to their temporal relations most basically, their order in time and the amount of time between them (IEP) (профилирование на домен 'человек').

ТяК-МЛ/I ОППЯ'ОМ R"MM ППЯ TM'iOR.THH.T.r R rhu-

В данном случае наблюдается ситуация, когда домен 'природа' не профилируется на домен 'материя', а является примарным. С другой стороны, домен 'природа' опирается на матрицу доменов, где с одной стороны, он сополагается домену 1 человек': дикая природа, то, что не затронуто человеком; с другой, домен 'человек' профилируется на домен 'природа' как базу. Тогда, как и в предыдущей схеме, возникает особенность, которую довольно сложно изобразить графически: домен 'человек' профилируется на сополо-женные домены (матрицу) 'природа' и 'дух'. В то же время, домен 'природа' не является базой для домена 'человек' и не является профилем домена 'материя'. Довольно субъективно в данной схеме толкуются также 'пространство' и 'время'. Они профилируются только на домен 'человек'.

Таким образом, на основании лингвокогни-тивного анализа составляющих концептуальной картины мира, реализованных в англоязычном дискурсе различных типов, можно сделать следующие заключения.

Концептуальная картина мира может быть представлена как когнитивная модель (репрезентация мира в сознании человека в виде доменов, организованных определенным образом). ККМ, реализованная в различных типах дискурса, является сетью примарных доменов, взаимоотношения которых зависят от угла зрения на ее базовые составляющие (от типа картины мира и дискурса, в котором она оязыковляется). Это приводит к установлению сложных отношений между доменами, типа «база - профиль», где базой, как правило, является не один, а несколько доменов (матрица).

Положение домена 'время' в ККМ различается в зависимости от угла зрения на человека, который, в научной картине мира является конгломератом материального и духовного как примарных составляющих КМ. 'Время' же в такой ККМ также профилируется на базы 'материя' и 'дух', а в антропоцентрической КМ 'время' - порождение 'человека', т.е. домен, профилирующийся на домен 'человек'.

Перспективой данного исследования является реконструкция ККМ, реализованных в рамках иных - художественного, естественнонаучного (физического, например) или мифо-эпического -типов миропонимания.

Список литературы

Алтанцэцэг Д. Синкретизм временной лексики как отражение целостности мира в древне-монгольском литературном языке (на материале

«Сокровенного сказания») // Вопр. когнитивной лингвистики. 2008. № 3.

Баранов А.Г., Добровольский ДО. Постулаты когнитивной лингвистики // Изв. РАН. Сер. лит. и яз. 1997. № 1.

Белова АД. Языковые картины мира в рамках когнитивно-дискурсивной парадигмы // Культура народов Причерноморья. 2002. № 29. С. 17-23.

Болдырев H.H. Когнитивная семантика (курс лекций по английской филологии). 2-е изд., стереот. Тамбов: Изд-во ТГУ, 2001.

Босова Л.М. Концептуальная картина мира как основа понимания смысла речевого произведения. URL: http://aomai.ab.ru/Books/Files/1999-01 /HTML/З0/рар_30. html>.

Брутян Г.А. Язык и картина мира // НДВШ. Филос. науки. 1973. № 1.

Жаботинская С.А. Модели репрезентации знаний в контексте различных школ когнитивной лингвистики: интегративный подход // Исследование типов знаний и проблема их классификации: материалы Круглого стола: ИЯз РАН. 23 сентября 2008. М., 2008.

Каменская О.Л. Текст и коммуникация. М.,

1990.

Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М.: Наука, 1988.

Кимов P.C. пространство и время через призму соматической лексики // Вопр. когнитивной лингвистики. 2008. № 2. С. 122-125.

КСКТ - Краткий словарь когнитивных терминов / сост. Е.С. Кубрякова, Д.З. Демьянков, Ю Г. Панкрац, Л.Г. Лузина. М., 1996.

Колшанский Г.В. Соотношение субъективных и объективных факторов в языке. М., 1975.

Кубрякова Е.С. Язык и знание: На пути получения знаний о языке: Части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира. М.: Языки славянской культуры, 2004.

Маслова В.А. Когнитивная лингвистика: учеб. пособие. Минск: ТетраСистемс, 2004.

Маслова Ж.Н. Поэтическая картина мира в когнитивном аспекте // ВКЛ. 2008. № 3. С. 33-39.

Никитин М.В. Основы лингвистической теории значения: учеб. пособие. М.: Высшая школа, 1988.

Павиленис Р.И. Проблема смысла. Современный логико-философский анализ языка. М.: Мысль, 1983.

Пименова М.В. Антропоцентризм как один из способов концептуализации внутреннего мира человека // Введение в когнитивную лингвистику. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2005.

Вопросы когнитивной лингвистики

Приходько A.M. Концепти i концептосисте-ми в когштивно-дискурсивнш парадигм! лшгвю-тики. Запор¡жжя: Прем'ф, 2008.

Уфимцева И.В. Роль лексики в познании человеком действительности и в формировании языковой картины мира // Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира / отв. ред. Б.А. Серебренников. М., 1988.

СФС - Современный философский словарь / под ред. В.Е. Кемерова. М.: Академический проект, 2004.

Степин B.C., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. М., 1994.

ФЭ - Философская энциклопедия: в 4 т. М.,

2001.

ФЭС - Философский энциклопедический словарь. М.: Инфра-М, 1997.

ФиЭС - Философия. Энциклопедический словарь / под ред. A.A. Ивина. М.: Гардарики, 2004.

Clausner T., Croft W. Domains and Image Schemas // Cognitive linguistics. 1999. Vol. 10-1. P. 1-31.

Croft, W., Cruse D. A. Cognitive Linguistics. Cambridge: Cambridge University Press, 2004.

Encyclopaedia Britannica De Lux. [EB] Electronic Version. 2008. (CD-ROM)

Kövesces Z. Metaphor. A Practical Introduca-tion. Oxford: Oxford University Press, 2002.

Langacker R. W. Foundation of Cognitive Grammar. Vol. 1: Theoretical prerequisites. Stanford CA: Stanford University Press, 1987.

Longman Dictionary of Contemporary English [LDCE] Longman, 2003.

Oxford Advanced Learner's Dictionary [OALD] Oxford University Press, 1994.

Time: The Internet Encyclopaedia of Philosophy [IEP], [URL: http://www.iep.utm.edu/time.htm> WB - Webster // Encyclopaedia Britannica. 2008. (CD-ROM).

Y. V. Bonaarenko

TIME IN THE CONCEPTUAL WORLD IMAGE VERBALISED IN ENGLISH DISCOURSE

Conceptual world image is considered as a variable structure, which consists of a constant set of interconnected domains, one of which is time. Correlation changeability of the world image components is stipulated by the subject's way of world perception implemented in a certain type of discourse (here either scientific or philosophic anthropocentric is meant). Correspondingly, time domain correlation with other domains in the conceptual world image is subject to variations depending on the type of the world perception, within which the subject forms his/her notion of time and verbalises it in discourse.

Key words: conceptual world image, domain, domain matrix, scientific discourse, philosophic anthropocentric discourse.

№ 1 (022) 20 Юг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.