Научная статья на тему 'Фрейм, как концептуальная база знаний и как система языковой репрезентации этих знаний'

Фрейм, как концептуальная база знаний и как система языковой репрезентации этих знаний Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1075
425
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФРЕЙМ / КОНЦЕПТ / ДОМЕН / ДОМЕННАЯ МАТРИЦА / КОГНИТИВНАЯ СТРУКТУРА / FRAME / CONCEPT / DOMAIN / DOMAIN MATRIX / COGNITIVE STRUCTURE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Санжарова Ольга Николаевна

В статье представлены различные подходы к определению фрейма. Описывается процесс и результат активации фрейма. Обосновывается необходимость применение фреймового подхода при моделировании языковых выражений в виде доменных матриц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Frame, as a conceptual KNOWLEDGE BASE and how the system of language representation of this knowledge

In this article different approaches to the determination of «frame» are presented. The process and the result of the activation of frame are described. The necessity of using frame approach in modeling linguistic expressions by means of domain matrix is validated.

Текст научной работы на тему «Фрейм, как концептуальная база знаний и как система языковой репрезентации этих знаний»

ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

127

Ольга Николаевна САНЖАРОВА — аспирант кафедры теории языка и переводоведения гуманитарного факультета Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

В 2011 г. окончила Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена.

Автор 3 публикаций.

Область научной специализации — когнитивная лингвистика.

^ ^ ^

Санжарова О.Н.

ФРЕЙМ, как концептуальная база знании

И КАК СИСТЕМА ЯЗЫКОВОЙ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ЭТИХ ЗНАНИЙ

Аннотация. В статье представлены различные подходы к определению фрейма. Описывается процесс и результат активации фрейма. Обосновывается необходимость применение фреймового подхода при моделировании языковых выражений в виде доменных матриц.

Ключевые слова. Фрейм, концепт, домен, доменная матрица, когнитивная структура.

Sanzharova O.N.

FRAME, AS A CONCEPTUAL KNOWLEDGE BASE AND HOW THE SYSTEM OF LANGUAGE REPRESENTATION OF THIS KNOWLEDGE

Abstract. In this article different approaches to the determination of «frame» are presented. The process and the result of the activation of frame are described. The necessity of using frame approach in modeling linguistic expressions by means of domain matrix is validated.

Keywords. Frame, concept, domain, domain matrix, cognitive structure.

^ ^ ^

ГРНТИ 16.01.11 © Санжарова О.Н., 2015

Контактные данные для связи с автором: 191023, Сант-Петербург, Садовая ул., д. 21, (Russia, St. Petersburg, Sadovaya str., 21). Тел.: (921) 592-88-29. E-mail: goodfriend1978@rambler.ru.

Публикуется по рекомендации д-ра филолог. наук, проф. Руберт И.Б.

Статья поступила в редакцию 10.01.2015 г.

Для ссылок: Санжарова О.Н. Фрейм, как концептуальная база знаний и как система языковой репрезентации этих знаний // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2015. № 1 (91). С. 127-130.

128

ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

Вот уже более полувека внимание научного сообщества обращено на поиск моделей восприятия внешнего мира, мышления и связь данных процессов с языком. Недаром именно с позиций языка вырабатываются различные подходы моделирования человеческого знания. Наиболее интересным, с точки зрения современных когнитологов, является фреймовый подход. Этот подход способен дать достаточно ясный ответ на любой вопрос, связанный с восприятием, переработкой и хранением информации в сознании, а также с её языковой репрезентацией. В соответствии с этим подходом предполагаемой основой для протекания вышеназванных процессов служат особые когнитивные структуры, или концептуальные схемы, именуемые «фреймами».

Если рассматривать модель представления знаний, которая опирается на теорию фреймов М. Минского [Минский, 1979] и отражает модель памяти человека, то в основе репрезентации информации фреймом лежит понятие или его аналог. Поэтому фрейм является моделью обобщённого представления о предмете, процессе или явлении окружающей действительности. Другими словами фрейм служит для представления стереотипной ситуации, на основе которой, при необходимости, строится конкретная ситуация.

В своей теории фреймов М. Минский разработал схему, в которой информация содержится в специальных ячейках, называемых фреймами, объединённых в систему фреймов. Система фреймов у М. Минского представляет собой иерархически организованную сеть, состоящую из узлов (предметных понятий) и связей между ними. Например, если мы рассмотрим фрейм, включающий в себя понятие «мебель» (узел), то это понятие содержит в себе не только категориальные свойства данной единицы (как необходимая составляющая жилья или др. помещения), но и её инвариантные особенности. Это -стол, стул, диван и т.д., а также инвариантные особенности столов, стульев, диванов и т.д. в виде радиальной категории.

Если применять к данной сложной структуре термин «концепт», который был впервые предложен С.А. Аскольдовым [Аскольдов, 1997: 267-279], и характеризовался как ментальное образование, замещающее в процессе мышления некое множество однородных объектов, то получим несколько уровней концептов в составе данного фрейма. Фрейм как концепт «мебель», концепт «стол» (как один из базовых уровней фрейма «мебель»), и различные виды столов в системе радиальной категории, относящейся к концепту «стол» (столик журнальный, стол обеденный и др.).

Понимание термина «фрейм» у разных авторов выглядит следующим образом:

• у М. Минского он определяется как когнитивная структура, отражающая знания о типичных, стереотипных ситуациях [Minsky, 1979]. Например, фрейм «поход в кино»;

• у Филлмора - это стереотипное представление о классификации объектов или ситуаций;

• у Е.Г. Беляевской фрейм связан со значением многозначного слова [Беляевская, 1992];

• у Л.В. Бабиной, фрейм - основа словообразования (префиксации) [Бабина, 2003];

• у Болдырева - это тип концепта или формат знания, открывающий доступ к нескольким концептуальным областям [Болдырев, 2007: 17-27].

Фрейм у этих авторов характеризуется наличием устойчивых связей. Его можно представить в виде определённой структуры. Понимание термина «фрейм» как структуры, в общем, совпадает у перечисленных когнитологов и представляет собой совокупность концептов или многокомпонентный концепт.

Логически, само построение фрейма идёт «снизу-вверх», от восприятия конкретного к обобщению. Происходит обобщение индивидуальных особенностей некоторого количества, например, столов, и объединяющего их принципа функционирования, на основании чего формируется «наилучшее» понятие стола как идеализированная когнитивная модель в терминологии Дж. Лакоффа - ИКМ [Lakoff, 1987]. Одним из уровней ИКМ является базовый прототипический уровень фрейма, где строится радиальная категория конкретно воспринятых в процессе жизни столов более или менее прототипичных в отношении обобщённого образа (прототипа). В процессе обыденного общения чаще всего используется прототипический образ, согласно Э. Рош и Дж. Лакоффу являющийся базовым, не требующим детализации [Rosch, 1978; Lakoff, 1987].

При активации фрейма, согласно теории профилирования или активных зон Р. Ленекера, сам фрейм активируется как концептуальная область, а входящий в него определённый концепт как концептуальное пространство. В таком случае конкретное значение слово приобретает в результате про-

ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

129

филирования, т.е. выделения какого-либо элемента в определённой концептуальной области (например, ЯБЛОКО есть ФРУКТ, где ЯБЛОКО будет фигурой, а ФРУКТ фоном).

Активированная информация, заключённая в концепте как, например, в содержании значения ЯБЛОКО, будет представлять собой ментальное пространство - домен, где образ на фоне фрейма приобретает таксономию (ЯБЛОКО есть ФРУКТ), а также свои прототипические характеристики -круглое, небольшое, имеет кожуру, мякоть, семечки, черенок, а также определённые характеристики -цвет, вкус, количество, способ существования. Надо отметить, что каждый домен представляет собой предметный фрейм (предмет со всеми своими признаками). Р. Ленекер разделяет эти признаки на те, которые не связаны с их физическим воздействием на тело человека: вкус, запах, ощущение, состояние и пространственные характеристики, а также признаки, связанные с воздействием предметов и явлений на физическое тело человека в виде пропозиций, как физическое взаимодействие тел.

Таким образом (по Р. Ленекеру) активированный концепт представляет собой домен, содержащий как признаки, полученные без телесного взаимодействия, которые пропозиционально не структурированы и характеризуются как категории базовых доменов. Признаки образа, усвоенные нами в результате физического взаимодействия с предметом - пропозиционально структурированы и характеризуются как категории небазовых доменов [Langacker,1987: 149]. Например, яблоко для того, чтобы его съесть.

Таким образом, при активации предметной концептуальной информации фрейма выявляются пропозициональные связи, на которые накладывается доконцептуальная, неструктурированная информация в виде понятий базовых доменов, что репрезентируется в виде связной информации - предметного пропозиционального фрейма (домена). При этом к семантическим предметным характеристикам небазового домена могут присоединяться и базовые характеристики, получающие «право» на семантическое проявление на основе метонимического концепта. Термин «фрейм» акцентирует внимание на том, что семантической функцией домена является «поддержка» концепта [Clausner, 1999: 2].

Таким образом, на основе метонимически построенного концепта, концептуальные и доконцептуальные характеристики образа в виде домена создают языковую картину мира. Если между привлечёнными доменами строится действенная пропозициональная связь с помощью акционального фрейма, выраженная глаголом или наречием, то возникает доменная матрица. Построение домена и доменной матрицы даёт возможность моделирования речи с использованием частеречных систем. В первом случае, в виде простых предложений на основе домена, во втором - в виде сложных на основе доменной матрицы.

Таким образом, построение доменной матрицы используется при моделировании языковых выражений. Один из концептов может быть развёрнут в домен в виде пропозиционального предметного фрейма как воспринимающий воздействие (ПАЦИЕНС), другой, как домен (АГЕНС), имеющий возможность направленного действия с помощью акционального фрейма. АГЕНС и ПАЦИЕНС - это, как правило, существительные или местоимения, соединённые глаголом. При построении доменной матрицы могут быть привлечены домены, характеризующие действие с точки зрения причины, цели, результата, способа, инструмента, где будут фигурировать предлоги и частицы.

Изложенные понятия о доменах и их связях, согласуются с моделью концептуальной межфреймовой сети С.А. Жаботинской [Жаботинская, 2004]. С.А. Жаботинская предлагает использовать эту модель для построения на её основе доменных матриц различных языковых выражений. Моделируя структуры вербализованных знаний на основе предлагаемой ею пропозициональной схемы, С.А. Жа-ботинская для построения своих схем использует пять базисных фреймов Филлмора, имеющих свои модификации. Фреймы названы базисными, так как демонстрируют наиболее общие принципы категоризации и организации вербализованной информации. Это, прежде всего, информация онтологического плана о предметах материального мира, их свойствах и реляциях.

Каждый базисный фрейм содержит ограниченное количество пропозициональных схем, тип которых определяется по соответствующему фрейму [Жаботинская, 2004]:

• предметный фрейм структурирует информацию о собственных бытийных признаках предметной сущности (НЕКТО или НЕЧТО). На основе предметного фрейма как связной концептуальной структуры характеризуется семантическая единица;

130

ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

• акциональный фрейм выделяется на основе пропозиции, включающей предмет-агенс и выполняемый им акт, обозначенный глаголами действует/делает (does: acts/makes);

• посессивный фрейм, в котором устанавливаются отношения между обобщёнными ролями обладатель (possessor) и обладаемое (possessed) содержит предикативную связку имеет (has);

• идентификационный фрейм (таксономический), где две предметные сущности объединяются связкой есть (is) [Жаботинская, 2004: 84];

• компаративный фрейм, возникающий на основе идентификационного фрейма, содержит связки есть как (is as) или есть как бы (is as if) [там же].

Базисные фреймы могут быть использованы в качестве универсального инструментария для структурации информации, стоящей как за отдельной лексической единицей, так и за лексическим полем [Жаботинская, 2004: 91]. В нашей статье изложено понимание фреймового подхода как направления, основанного на человеческой логике, достаточно разработанного и представляющего собой гармонично построенную гипотезу о модели познания мира нашим сознанием. При использовании этого подхода легко моделируются языковые выражения с их частеречными характеристиками. Это даёт право предположить, что концептуальные системы фреймов формируются в процессе познания мира в сочетании с языковой номинацией предметных понятий и явлений. При такой точке зрения фреймовый подход даёт возможность глубинного освещения процессов концептуализации мира на основе его категоризации с помощью языка, и как результат - грамотное моделирование языковых выражений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аскольдов С.А. Концепт и слово // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология / Под ред. В.П. Нерознака. М., 1997. С. 267-279.

2. Бабина Л.В. Когнитивные основы вторичных явлений в языке и речи. Тамбов — Москва: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2003. 264 с.

3. Беляевская Е.Г. Семантическая структура слова в номинативном и коммуникативном аспектах (когнитивные основания формирования и функционирования семантической структуры слова): дис. ... д-ра филол. наук. М., 1992. 401 с.

4. Болдырев Н.Н. Репрезентация знаний в системе языка //Вопросы когнитивной лингвистики. 2007. № 4. С. 17-27.

5. Жаботинская С.А. Концептуальный анализ языка: фреймовые сети // Мова. Науково-теоретичний часопис з мовознавства. Проблеми прикладно! лшгвютики. 2004. № 9. С. 81-92.

6. МинскийМ. Фреймы для представления знаний. М.: Энергия, 1979. 152 с.

7. Филлмор Ч. Фреймы и семантика понимания // Новое в зарубежной лингвистике. Когнитивные аспекты языка. М., 1988. С. 68.

8. Clausner T.C., Croft W. Domains and image schemas // Cognitive Linguistics. 1999. № 10-1. P. 1-31.

9. La^ff G. Women, Fire, and Dangerous Things. What Categories Reveal about the Mind, 1987.

10. LangackerR.W. Foundations of cognitive grammar. V. 1: Theoretical prerequisites. Stanford, CA: Stanford University Press, 1987.

11. Minsky M. A framework for representing knowledge // The Psychology of Computer Vision / Ed. by P. Winston. McGraw-Hill, 1975. Р. 211-277.

12. Rosch E.H. Principles of Categorization // Cognition and Categorization. Hillsdale, N.J.: Lawrence Erlbaum, 1978. Р. 27-48.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.