Научная статья на тему 'Время искать читателя к проблеме читателя и чтения в современной России'

Время искать читателя к проблеме читателя и чтения в современной России Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
262
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОЛОГИЯ ЧТЕНИЯ. КНИЖНЫЙ МАРКЕТИНГ. ЧИТАТЕЛЬ. ТЕКСТ. ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ПОЛИТИКА. ЧТЕНИЕ И МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / SOCIOLOGY OF READING / BOOK MARKETING / READER / TEXT / PUBLISHING POLICY / READING AND MODERNIZATION OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Чернов Александр Валентинович

Общий пафос работы заключается в необходимости кардинального пересмотра научной методологии исследования читателя и чтения, разработки адекватных механизмов изучения реально происходящих в этой области культуры явлений. В основе анализ материалов Международной научной конференции «Читатель ХХI века: портрет на фоне эпохи» (24. 04. 2009 г., Санкт-Петербург).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HIGH TIME TO SEARCH FOR READER On the problem of reader and reading in contemporary Russia

The key idea of the paper is the necessity to reconsider scientific methodology of reader and reading research, elaborate adequate mechanisms of the phenomena that really happen in this sphere of culture. The paper is based on the analysis of International Scientific Conference «Reader of the 21st century: portrait on the epoch background» materials (24.04.2009, Saint-Petersburg).

Текст научной работы на тему «Время искать читателя к проблеме читателя и чтения в современной России»

2. Гончар, И. РЯ-сопровождение юрфирм. О значении партнерства между юридической фирмой и РЯ-компа-ниями / И. Гончар // Юридическая практика. - 2006. -№ 16.

3. Собенина, Е. РЯ-сопровождение судебного процесса / Е. Собенина // Новое законодательство. - 2009. - № 2. -С. 20-21.

4. Салчак, А .А. Договор об оказании юридических услуг: особенности гражданско-правовой ответственности его участников: дис. ... канд. юрид. наук / А. А. Салчак. -М„ 2006. - С. 79.

5. Адвокатская деятельность: учеб.-практ. пособие / под общ. ред. В. Н. Буробина. - М.: Изд-во МНЭПУ, 2001. -С. 160.

6. Кузнецова, О. А. Маркетинг как методологический инструментарий совершенствования системы оказания

консультативных правовых услуг населению: дис. ... канд. экон. наук / О. А. Кузнецова. - Сочи, 2005.

7. Лихачев, Р. В. Концепция оценки качества юридических услуг и создание маркетингового инструментария для ранжирования профессионализма субъектов адвокатской деятельности: дис. ... канд. экон. наук / Р. В. Лихачев. -Киров, 2006.

8. Струнская, О. Судьи о главном / О. Струнская // ЮРИСТ.-2006,-№5.

9. Одинцов, П. Суды и СМИ: принципы и технология эффективного взаимодействия / П. Одинцов // Российская юстиция. - 2004. - № 6.

10. Ульянова Л. В. Проблемы защиты чести, достоинства и деловой репутации // Российская юстиция. - 2007. -№11.

Гаврилова Наталия Альбертовна - кандидат филологических наук кафедры связей с общественностью и журналистики Гуманитарного института Череповецкого государственного университета. Тел.: 8(8202) 55-39-54; 8(8202) 51-74-24, e-mail: gavrl604@mail.ru

Gavrilova, Natalia Albertovna - Candidate of Science (Philology), Department of Public Relations and Journalism, Institute of Humanities, Cherepovets State University.

Tel.: 8(8202) 55-39-54; 8(8202) 51-74-24, e-mail: gavrl604@mail.ru

УДК 316.77

А. В. Чернов

ВРЕМЯ ИСКАТЬ ЧИТАТЕЛЯ К проблеме читателя и чтения в современной России

А. V. Chernov

HIGH TIME ТО SEARCH FOR READER On the problem of reader and reading in contemporary Russia

Общий пафос работы заключается в необходимости кардинального пересмотра научной методологии исследования читателя и чтения, разработки адекватных механизмов изучения реально происходящих в этой области культуры явлений. В основе - анализ материалов Международной научной конференции «Читатель XXI века: портрет на фоне эпохи» (24. 04. 2009 г., Санкт-Петербург).

Социология чтения. Книжный маркетинг. Читатель. Текст. Издательская политика. Чтение и модернизация образования.

The key idea of the paper is the necessity to reconsider scientific methodology of reader and reading research, elaborate adequate mechanisms of the phenomena that really happen in this sphere of culture. The paper is based on the analysis of International Scientific Conference «Reader of the 21s1 century: portrait on the epoch background» materials (24.04.2009, Saint-Petersburg).

Sociology of reading, book marketing, reader, text, publishing policy, reading and modernization of education.

Модернизация российского образования вбро- общественности столько аллергенов (ЕГЭ и «бо-сила в сознание неравнодушной к этому процессу лонский процесс», зачетные единицы и модули,

компетенции и компетентости и т.д.), что конечная цель становится все более призрачной и размытой. И все более шаблонными становятся лозунги повышения качества и роста конкурентоспособности отечественного образования. Потому что ни один здравомыслящий специалист не возьмется утверждать, что есть позитивная корреляция между, например, ЕГЭ и качеством образования. Зато негативные уже очевидны. Все эти новации все дальше и дальше уводят профессиональное сообщество от сути проблемы. А именно: что есть качественное образование, что есть образованность вообще?

Индикаторов может быть множество. О них можно спорить, их можно уточнять. Но есть один, который неразрывно связан именно с уровнем образованности и конкурентоспособности нации, -чтение.

О трансформации института чтения в современной России, о сложных, противоречивых процессах, проходящих в этой сфере сегодня, всерьез размышляет только очень узкий круг специалистов: культурологов, социологов, филологов. Когда в июле 2005 года были подведены итоги массового исследования чтения россиян, проведенного «Левада-Центром», в СМИ началась подлинная истерика. Созданный по заказу Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям портал сИ1еше-21 вынес на главную страницу аншлаг: «Катастрофа чтения в России»: «Результаты оказались ошеломляющими. По ним можно сделать вывод, что современная Россия переживает своеобразную катастрофу чтения.

Полстраны не покупает книг, полстраны не читает журналов, почти 80 процентов не пользуются библиотеками. И до этого в ходе разных исследований всплывают такого же рода единичные факты: школьники России занимают 28-е место по «качеству чтения» среди 32 обследованных стран и т.п.» [1].

Результаты аналогичного исследования 2008 года, проведенного тем же исследовательским центром, ничего нового не принесли, а лишь подтвердили развитие и закрепление отмеченных ранее тенденций. Но восприняты были совершенно спокойно [2]. Видимо, за три года общественное мнение смирилось с утратой позиции самой читающей нации.

Ситуация к лучшему не изменилась. И акту-

альность проблемы только нарастает. Рассматривать ее можно в разных форматах, используя различные подходы и принципы. Обратимся к форме обзора и представим содержание одного из не столь уж многочисленных научных форумов, посвященных насущным проблемам чтения в нашей стране. Попробуем использовать это научное собрание в качестве некоей фокус-группы по проблемам чтения.

Итак, «Читатель XXI века: портрет на фоне эпохи» - Международный научный семинар в рамках Санкт-Петербургского книжного салона «Время читать!»1, продолживший традицию междисциплинарных дискуссий в области феномена массовой литературы и чтения. Доктор филологических наук, профессор М.А. Черняк (РГПУ, СПб.), открывая работу семинара, представляет только что вышедший сборник научных статей «Культ-товары: Феномен массовой литературы в современной России», составленный по итогам научной конференции прошлого года и объединивший работы авторов из 11 стран [3].

Оптимизированный в духе времени регламент заставил участников отказаться от пространных теоретических спекуляций и формулировать свое понимание предельно конкретно. В выступлениях и дискуссиях естественно и непринужденно сочеталось ранее не сочетаемое: качество текста и качество книги как рыночного продукта, система ценностей читателя и инструментарии ее изучения, сегментирование рынков и содержание сочинений учащихся...

«Читать или не читать», - с этого риторического вопроса начала профессор Темперского университета И. Савкина (Финляндия). Что читать и что делать с тем, что определенные текстовые форматы, «большие жанры» (классический роман, например) оказываются просто не под силу современной аудитории, не только молодежной. И надо ли что-то с этим делать? Может, мышление изменилось, стало каким-то невербальным? «Если невербальное - то это уже и не мышление», - возражал С. Басов, заведующий отделом Российской

1 24 апреля 2009 г. Организаторы: кафедра новейшей литературы РГПУ им. А. Герцена, Северо-Западный институт печати, Центр чтения Российской национальной библиотеки, Петербургское библиотечное общество и Петербургское отделение Российского книжного союза.

национальной библиотеки. Но есть серьезная проблема, например, как вписывается в продекларированную государством (например, в интервью заместителя главы президентской администрации В. Суркова) систему координат: материальный успех, свобода, справедливость - чтение, есть ли место культуре чтения и чтению вообще в этой новой государственной триаде?

«Чтение не прошло, оно - видоизменилось», -не теряла оптимизма известнейший исследователь детского и юношеского чтения профессор Т. Г. Браже (СПб АППО). Но вот парадокс: лидеры чтения «по статусу» таковыми на самом деле давно не являются. Многолетние данные изучения чтения в учительской среде показывают печальную истину: те, кто должен быть читательской элитой и лидерами чтения, таковыми не являются. Учителя читают мало, например, учителя-словес-ники читают меньше учителей иностранных языков... Учителя не являются лидерами чтения, они читают как все. Но ситуация здесь меняется: во-первых, учительская среда стала читать больше (по крайней мере, в Питере). Во-вторых, серьезно меняется мотивация к чтению: все чаще главенствует мотив: «Читать, чтобы быть в мире с другими и с собой. Я в мире и мир вокруг меня - это главное». Хотя, естественно, прагматические мотивы главенствуют. Поэтому очень редок высший уровень читательской мотивации: понимание себя как личности в том числе через чтение. Ну и наконец, все же большинство читателей идут к чтению за радостью, а вот с ней-то у современной литературы огромные проблемы - она в большом дефици-

Представители вузовской науки приводили результаты исследований в различных российских регионах и в разных социальных стратах, пытаясь определить новое место книги и чтения в картине мира современного человека. Профессор М. Литовская (Уральский госуниверситет) констатировала, что классику сегодня читает не более 9 % читателей (учитывая, что, по усредненным данным, около 46 - 48 % нашего населения не читает вообще). Из них половина - школьники, читающие классику не как художественный текст, а как учебник, по которому предстоит сдавать экзамен. Поэтому обобщенная реакция на классический текст школьной программы типичного школьника: «Ужас!». Два фактора порождают этот эмоцио-

нальный негатив: классикой перекормлены, функциональная неграмотность принимает угрожающие размеры. «Ну как можно читать «Недоросля»? - возмущается ученик 9-го класса. - Там перед каждой строчкой почему-то написаны фамилии...» Ужас перед классикой культивируется, насаждается и воспитывается начетнической системой ее изучения.

Пугающая или веселящая - в зависимости от вкуса слушателя - путаница в именах, датах, народах, персонажах читающей поневоле, то есть учащейся, молодежи была представлена в результатах исследований, проведенных в рамках магистерского спецкурса «Социологи литературы» М. Черняк. Но и здесь есть все же островок незыблемого знания! Ни один из респондентов не ошибся в атрибутации басни «Ворона и Лисица» -авторство И. А. Крылова оказалось очевидно для 100% опрошенных. В отличие от «Одиссеи», «Старик и море», «В круге первом», «Божественной комедии»... Ни Шекспир, ни Пушкин, ни Данте, ни Солженицын, ни Хемингуэй с Сэлинджером не оставили столь четкого и неизгладимого следа в сознании молодежи, как наш великий баснописец.

Рост напряжения в отношении между юными и не очень читателями и классическими текстами очевиден не только ученым, но и издателям. И многие пытаются преодолеть этот антагонизм через актуализацию классики. Об одном, направленном на это проекте рассказал писатель и главный редактор старейшего частного издательства Санкт-Петербурга «Лимбус-Пресс» Павел Круса-нов. Идея издательства, реализация которой находится в подготовительной стадии, заключается в том, чтобы попытаться сделать классика современником читателя посредством писателя-современника. Не имеющий пока названия проект предполагает, что авторы современной литературы пишут об авторах-классиках. Каждый по одной главе о своем герое, все это составляет «учебник» нового типа. Такой по определению талантливый перевод с классического на современный. При этом задача автора статьи - отразить момент собственного открытия автора-классика. 38 - 39 авторов уже дали согласие на участие и приступили к работе: А. Битов, Е. Попов, Л. Петрушевская, Д. Быков, Л. Улицкая, С. Шаргунов и др. П. Кру-санов уверен, что такое дополнение к традицион-

ным учебникам вызовет интерес и педагогов, и учеников. Расширит степень участия живого литературного процесса в школьной практике.

Идея вызвала оживленную дискуссию. Профессор Г. Тульчинский предложил: уж если продвижение классики в сознание современников становится самоцелью - не ограничиваться писателями и использовать в качестве промоутеров персонажей из мира спорта и шоу-бизнеса. Например: «Игроки «Зенита» о классике», «Герои «Дома-2» о классике» и т.д. Ироничное предложение тут же было подхвачено вполне серьезно: «Аршавин «Мой Достоевский», «Д. Бэкхем «Великая литература в моей жизни»...

На вопрос из зала, кто же из классиков оказался наиболее востребован и за кого из представителей литературного пантеона шла наиболее упорная борьба среди потенциальных авторов, П. Крусанов ответил: «За Гончарова и Лескова».

Судьбы современной российской словесности, при всей ее ориентированности на рынок, также в своем подавляющем большинстве оптимизма не внушают. Причем не только в границах своего отечества. О сложностях продвижения современных российских авторов за рубежом рассказала самый известный сегодня переводчик русской литературы на шведский язык журналистка из Финляндии Кристина Роткирх. Русская классическая литература всегда пользовалась любовью и уважением в скандинавских странах, и от постсоветской России ждали новых имен и новых текстов уровня Достоевского и Булгакова. Но вместо них появились Рыбаков, Дудинцев. Это было какое-то время интересно, но с точки зрения собственно литературы оказалось слишком традиционно... Интерес к российской словесности стал резко угасать. Когда К. Роткирх выпустила шеститомную антологию современной русской прозы, отзывы критики были позитивными, но продажи в Финляндии - ужасными. И сегодня в центральных книжных магазинах Хельсинки если что-то и можно найти из современной российской словесности, то это избранные тексты Петрушевской, Садур, Улицкой... Опять-таки и к ним интерес очень невысок - ничего нового ни критика, ни читатели в них не нашли. Пожалуй, единственное произведение российского автора, вернувшее в Финляндии интерес и критики, и читателя к современной российской словесности, - «День опричника» В. Сорокина...

Издательства пытаются актуализировать литературу и чтение по-разному. «Эксмо», например, создало «литературную студию» для пишущих детей, которой руководит известный писатель Владимир Сотников. А вот теперь уже далеко шагнувшая за городские пределы питерская книжная сеть «Буквоед» последовательно и настойчиво пытается сделать книжный магазин значимым и привычным локусом повседневного быта современного горожанина. Основной задачей маркетологов «Буквоеда», по словам его генерального директора Д. Кротова, становится отвоевание и закрепление места книжной территории в топо-сфере современника как естественного «третьего» пространства: между домом и работой. Книжное пространство, организованное внутри торгового центра, это и библиотека, и клуб, и собственно книжный магазин. Успешный книжный магазин не может быть просто логистическим центром. Скорее, это фортам «Книжного клуба», работающего 24 часа, включающего в себя и сцену, где проходят выступления, и зал, и кофейню, и детские комнаты, где под присмотром специалистов могут провести время дети, пока их молодые родители участвуют в книжной клубной жизни. Содержание проводимых в сети мероприятий стремится к максимальному разнообразию: это традиционные встречи с авторами, но это и детские спектакли, интеллектуальные игры и многое другое. Свой событийный ряд выстраивается для любителей литературы «нон-фикшн». Тут и сотрудничество с деловыми изданиями, такими как «Наши деньги», проведение серии учебных семинаров и консультаций... Спектр мероприятий «на книжной территории» должен быть адекватен миру литературы, и его содержанием может стать вся жизнь в ее многоцветий. Основная проблема в производстве такого рода услуг - не нехватка средств, а обилие альтернативных бесплатных ТВ-предложений... И, конечно, сложности контента-создание качественного наполнения событийных потоков. Ежемесячно в сети «Буквоед» проводится примерно 100 разноформатных мероприятий. Наполняемость - от 20 до 500 человек. В среднем, на одном мероприятии участвует около 50 человек. Есть очень немногочисленные случаи полного отсутствия интереса к мероприятию, но успешных событий куда больше. Естественно, встает вопрос о их эффективности. Буквального ответа дать не-

возможно. Да задача окупаемости каждого мероприятия в сети и не стоит. Событийный маркетинг призван решать стратегические задачи.

И еще одно. Неоднократно звучавшие в ходе семинара отсылки к недавно опубликованному исследованию Б. Дубина и Н. Зоркой «Чтение в России-2008: тенденции и проблемы» показали, что хотя с полученными данными почти все участники - и социологи, и маркетологи, и издатели -согласны, но вот с их интерпретацией полностью или частично не согласен практически никто. Правда, по разным причинам. М. Илле, редактор журнала «Телескоп», ведущий исследователь Социологического научно-исследовательского центра (СНИЦ), отмечает, что многолетние - с 2001 года - исследования чтения в Санкт-Петербурге не подтверждают катастрофического падения интереса к чтению. Нет снижения интереса к книге и в молодежных аудиториях. Впрочем, нет и альтернативы: книжный магазин или библиотека. Как правило, аудитории и библиотек, и книжных магазинов частично или полностью совпадают. Более того, те, кто посещают книжные магазины и библиотеки, имеют куда более представительную домашнюю библиотеку (в среднем 857 книг, в отличие от 450 в среднем по городу). Для человека читающего выбор магазина или библиотеки определяется, как правило, назначением искомой книги: для работы, учебы, решения конкретной задачи -библиотека; для себя, для постоянной профессиональной работы, для души - книжный магазин.

Социология чтения нуждается в серьезном обновлении исследовательского инструментария, нужны новые методы и методики, нужны новые исследовательские гипотезы и идеи исследований. Нужна новая идеология чтения. Благая архаика, в том числе на государственном уровне, уже далеко не безопасна. С благими намерениями провозглашаемые федеральные целевые программы крайне неэффективны как раз в силу глубоко устаревших концепций, ложащихся в их основу. Тут вообще все очень сложно. Представители Российского книжного союза наглядно продемонстрировали сюрреализм попыток законодательного регулирования рынка: в качестве приложения к проекту закона о защите детей от информационной опасности - в части запрета на появление в текстах

детских изданий нецензурной лексики - составители затребовали от экспертов весь перечень этой самой нецензурной лексики, которая не должна быть допущена до детских глаз.

Так что сложностей в мире книг и чтения более чем достаточно. Но что симптоматично и внушает оптимизм: наконец-то происходит снижение противоречий и выработка общего языка диалога между издателями, книготорговцами, авторами и исследователями... Наконец-то вырисовываются актуальные контуры проблемы: чтобы наступило время читать, читателя нужно искать... Многим заново. А уж потом холить и лелеять.

Как ни парадоксально, усилия субъектов книжного рынка - издателей, ритейла, авторов, переводчиков и т.д. - практически не поддерживаются отечественной системой образования. Последней просто не до чтения. Какая разница, что там читают школьники и их родители, при существующей оценке качества знаний это не имеет никакого значения. Может быть, пора уже в концепцию модернизации образования внести в качестве целевого показателя формирование читателя новой России. И приступить к разработке этой проблемы прямо сейчас. Пока еще не разрушены окончательно социальные механизмы передачи традиции чтения, пока еще читает молодежь. Потому что в механизме чтения как «физиологическом» процессе, в чтении как социальном институте как раз и определяются качественные параметры работы с информацией, основы, формирующие или ограничивающие возможности и способности искать и находить ее, преображать информацию в знания.

А иначе скоро незачем будет бороться с фальсификацией истории и изменять нормы орфографии и орфоэпии. И история, и орфография с орфоэпией просто будут существовать в ином измерении, нежели «дорогие россияне». Ну и, наконец, Russia Today как проводник национальной культуры и пропагандист государственных ценностей - это, конечно, сильно. Но практически нет масштабных программ, ориентированных на перевод и пропаганду отечественной словесности за рубежом. Как это делают Германия, Франция, Великобритания... Хотя Достоевский и Толстой переведены на все ведущие языки давно и качественно, а

Барак Обама, по его собственному недавнему признанию, «с Пушкиным на дружеской ноге». Так что русская классика продвигает себя и без помощи государства. И успешно формирует бренд русской культуры и «загадочной русской души». Только как бы со временем не оказалось, что Пушкин, Толстой и Достоевский - великие американские писатели. Или китайские.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Катастрофа чтения в России// ЬПрг/Лулууу.с^еш'е-21.ru/p-19

2.Дубин, Б. В. Чтение в России-2008: тенденции и проблемы / Б. В. Дубин, Н. А. Зоркая. - М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2008.

3. Культ-товары: Феномен массовой литературы в современной России: сб. науч. ст. - СПб.: СПГУТД, 2009.

Чернов Александр Валентинович - доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой связей с общественностью и журналистики, директор Гуманитарного института Череповецкого государственного университета. Тел.: 8 (8202) 51-74-24; 8 (8202) 51-74-43; 8-921-250-88-89.

Chernov, Aleksandr Valentinovich - Doctor of Science 9Philology), Professor, Head of the Department of Public Relations and Journalism, Director of the Institute of Huamanities, Chererpovets State University. Tel.: 8 (8202) 51-74-24; 8 (8202) 517443; 8-921-250-88-89.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.