Научная статья на тему 'Культурная практика досугового чтения в современной информационной культуре'

Культурная практика досугового чтения в современной информационной культуре Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1290
238
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОСУГ / ДОСУГОВОЕ ЧТЕНИЕ / ДОСУГОВЫЕ КУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ / ЭЛЕКТРОННАЯ КНИГА / АУДИОКНИГА / ГАДЖЕТ ДЛЯ ЧТЕНИЯ / ЭЛЕКТРОННОЕ ЧТЕНИЕ / LEISURE / LEISURE-TIME READING / LEISURE CULTURAL ACTIVITIES / ELECTRONIC BOOK / AUDIO BOOK / GADGETS FOR READING / E-BOOK READING

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Гудова Маргарита Юрьевна

В статье рассматривается чтение в условиях современной информационной культуры. Выявляется, что в условиях информационной культуры новым становится снаряжение чтения электронная или аудиокнига, возникают новые способы взаимодействия читателя с текстом и с гаджетом. Использование современных гаджетов для чтения анализируется в методологии исследования досуговых культурных практик. Делается вывод о том, что электронное чтение в качестве досуговой практики является ограниченным малым временным отрезком досуга, отсутствием возможности покупки гаджетов для чтения в структуре расходов, а также низкой престижностью чтения для среднего россиянина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURAL ACTIVITIES OF LEISURE READING IN THE MODERN INFORMATION CULTURE

The article discusses reading in the conditions of the contemporary information culture, when there appear new reading devices electronic and audio books, new ways of the reader’s interaction with a text and gadget. Utilization of the modern gadgets is analyzed in the methodological researches of the leisure cultural activities. The author concludes that the e-book reading is limited by the minor leisure time, scanty opportunity to purchase gadgets for reading in the consumer expenditure pattern, and the low prestigiousness of reading for the average Russian.

Текст научной работы на тему «Культурная практика досугового чтения в современной информационной культуре»

УДК 168.522 Гудова Маргарита Юрьевна

кандидат философских наук, доцент кафедры эстетики, этики, теории и истории культуры,

Института социальных и политических наук Уральского федерального университета [email protected]

КУЛЬТУРНАЯ ПРАКТИКА ДОСУГОВОГО ЧТЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ

Gudova Margarita Yuryevna

PhD,

Assistant Professor of the Ethics, Aesthetics, Theory and History of Culture Department, Institute of Social and Political Sciences, Ural Federal University [email protected]

CULTURAL ACTIVITIES OF LEISURE READING IN THE MODERN INFORMATION

CULTURE

Аннотация:

В статье рассматривается чтение в условиях современной информационной культуры. Выявляется, что в условиях информационной культуры новым становится снаряжение чтения - электронная или аудиокнига, возникают новые способы взаимодействия читателя с текстом и с гаджетом. Использование современных гаджетов для чтения анализируется в методологии исследования досуговых культурных практик. Делается вывод о том, что электронное чтение в качестве досуговой практики является ограниченным малым временным отрезком досуга, отсутствием возможности покупки гаджетов для чтения в структуре расходов, а также низкой престижностью чтения для среднего россиянина.

Ключевые слова:

досуг, досуговое чтение, досуговые культурные практики, электронная книга, аудиокнига, гаджет для чтения, электронное чтение.

Summary:

The article discusses reading in the conditions of the contemporary information culture, when there appear new reading devices - electronic and audio books, new ways of the reader’s interaction with a text and gadget. Utilization of the modern gadgets is analyzed in the methodological researches of the leisure cultural activities. The author concludes that the e-book reading is limited by the minor leisure time, scanty opportunity to purchase gadgets for reading in the consumer expenditure pattern, and the low prestigiousness of reading for the average Russian.

Keywords:

leisure, leisure-time reading, leisure cultural activities, electronic book, audio book, gadgets for reading, e-book reading.

Досуговое чтение мы определяем исходя из понимания того, что есть досуг. Если досуг -это часть нерабочего времени, которая остается у человека после исполнения непреложных непроизводственных обязанностей, то досуговое чтение - это тот способ проведения нерабочего времени, который реализуется человеком после того, как он исполнил все непреложные непроизводственные обязанности: хозяйственные, общественные, семейные и т.д. Досуговое чтение - это феномен, возникающий тогда, когда человек получает некое время и пространство свободы от окружающего социума, и может, наконец-то, углубиться и в книгу, и в самого себя. Взять в руки книгу - означает обозначить границу, предел личного экзистенциального пространства-времени - здесь и теперь читатель находится наедине с книгой и самим собой.

В обществах и сообществах, строго нормирующих досуг и предписывающих коллективный труд и отдых, практика досугового чтения может оказаться запретной, выполняемой тайно. В других обществах и профессиональных сообществах, где трудовые / учебные процессы осуществляют интервенцию в свободное время, чтение как досуговая практика может вытесняться профессиональным или учебным чтением. Наконец, в третьих типах обществ, где за счет интенсификации трудовых процессов редуцируется свободное время и досуг, чтение может быть вытеснено деятельностью по обеспечению текущей жизнедеятельности: обслуживающим трудом и т.д.

Если же мы понимаем досуг в качестве совокупности видов деятельности, предназначенных для удовлетворения физических, духовных и социальных потребностей людей в свободное время. Тогда досуговое чтение - это один из видов деятельности, удовлетворяющих физические, духовные и социальные потребности человека. Время, затраченное на чтение, - это так называемое время досуга или часть свободного времени. Функции досуговой деятельности чтения совпадают с функциями свободного времени: отдых, восстановление рабочей силы и духовной жизненной энергии. Чтение как вид досуговой деятельности служит как отдыху от трудовых процессов, так и развитию личности, удовлетворению потребности в развлечениях и общении. В процессе чтения читатель вступает в сложную систему художественного общения,

которая включает в себя как реальных субъектов общения: писателей, художников-оформителей, редакторов, переводчиков и издателей, так и квази-субъектов художественного общения: героев и персонажей литературного произведения. Кроме того, всякое художественное общение и, в том числе, чтение - это и общение с самим собой.

В узком смысле слова, под досуговым чтением понимают только чтение художественной литературы, причем чтение, дающее отдых и развлечения, то есть чтение беллетристики, массовой, жанровой литературы. В широком смысле, слова досуговое чтение - это чтение художественной литературы (или художественной литературы и нон-фикшн), это не только отдых и развлечение, но и большая внутренняя духовно-душевная экзистенциальная работа: выбор предмета чтения, переживание экзистенциальной ситуации чтения: выход за пределы повседневности в сферу художественной реальности и со-бытие с ней, а также возвращение в жизненную реальность, другим человеком, обогащенным прожитым в художественной реальности экзистенциальным опытом. Досуговое чтение относится к активным видам досуговой деятельности, поскольку читатель проявляет себя как активный, творческий, свободный субъект, формирующий в процессе чтения свою социальность, идентичность и индивидуальность.

Если же мы в понимании досуга делаем акцент на том, что это часть свободного времени, используемая для удовлетворения личных физических, духовных и социальных потребностей индивида, то мы приходим к тому, что досуговое чтение - это деятельность, свободно избираемая индивидом для нужд его самореализации, удовлетворения всех его личных физических, духовных и социальных потребностей. Чтение как досуговая деятельность удовлетворяет личную физическую потребность в тишине, покое, уединении, спокойном и расслабленном положении тела - сидя, лежа, стоя с опорой на конторку или поручни, духовную потребность самопознания, самооценки, ценностной ориентации, самосовершенствования, и в то же время социальную потребность - приобщения к ценностям и практикам социума, его нормам и идеалам, а также к идентификации и индивидуализации в этом социуме, формирование горизонта личных и общественных социальных ожиданий от общества и от самого себя.

Если мы понимаем досуг как время для свободной самореализации, это означает, что досуговое чтение мы понимаем как свободное пространство самореализации деятельности читательского воображения и фантазии. В процессе сопереживания героям произведений читатель получает возможность прожить множество жизней героев и персонажей литературных произведений, испытать те коллизии и страсти, которые были пережиты в заданных художественным произведением обстоятельствах, обогатить свой жизненный опыт опытом других, литературных авторов, героев и персонажей, сформировать новое представление о действительности, осуществить его «перезагрузку».

В любом случае, досуговое чтение - это такая культурная практика, в которую ее агенты вступают по собственному свободному выбору, а не по профессиональной обязанности или не в соответствии с учебной задачей. Это практика чтения, продиктованная свободным выбором читателя, который предпочел чтение другим видам досуга. Говоря о мотивации досугового чтения, Дубин и Зоркая замечают, что «в чтении даже самых образованных и продвинутых читательских групп сегодня отчетливы ориентации на пассивно-адаптивный тип культурного поведения и потребления, отсутствие аналитического интереса к окружающей современности во всех ее противоречивых чертах, склонность к развлечению и эскапизму, усреднение вкусов» [1].

Досуговое чтение сложилось в качестве престижно-элитарной практики еще в культуре средних веков. Жанровая структура досугового чтения сложилась тогда же - священные тексты, светская литература, эпосы. В культуре Нового времени к книжному досуговому чтению добавились газеты и журналы. Б. Андерсон пишет, что для немецкого бюргера чтение утренних газет в XIX в. было таким же обязательным ежедневным ритуалом, как и чашечка кофе [2]. В современной России «среди читателей газет преобладают те, кто обращается к местной печати и газетам, подающим себя как таблоиды или приближающимся к ним по своему типу. Доля людей, регулярно читающих ежедневную общероссийскую печать, невелика» [3]. По данным журнала общественное мнение - 2011, ежедневно читают газеты только 12 %, а никогда - 27 % опрошенных Левада-Центром. Аналогичная ситуация наблюдается и с чтением журналов. Один раз в неделю читают журналы 24 % респондентов по стране [4]. «Увеличение общей читательской аудитории газет или журналов происходит в первую очередь за счет изданий, ориентированных на самого массовидного читателя, эксплуатирующих «низовые» страхи, стереотипы и комплексы» [5] - журналы-телегиды, журналы кроссвордов, женские тонкие журналы-заменители.

Плачевно обстоят в России дела с книжным чтением. Практически никогда не читают книги 45 % опрошенных, ежедневно читают все те же 10 %, два-три раза в неделю - 13 %. На вопрос: «Покупаете ли Вы книги для себя (свой семьи)?» - отрицательно ответили 62 % опрошенных россиян [6].

Интернет как снаряжение для досуга, по данным Левада-Центра в 2008 г. использовало не более 15 % россиян. Из них для досугового чтения использует Интернет только каждый десятый пользователь. На вопрос: «Как часто Вы читает интернет-издания?» - в 2011 г. отрицательно отвечает 75 %, ежедневно читают - 7 %, несколько раз в неделю - 10 % [7].

Вместе с тем снаряжение для практики досугового чтения достаточно сильно меняется в последние годы - все чаще наряду с традиционными бумажными изданиями: книгами, газетами и журналами используются цифровые экранные [8; 9; 10] и аудиокниги [11; 12].

Из приведенных выше данных можно сделать вывод о том, что сокращение досугового чтения в современной России связано в первую очередь с сокращением свободного времени для досуга, в силу растущих трудозатрат для повседневного жизнеобеспечения большинства россиян. Во вторую очередь, отказ от покупки газет, журналов, книг или электронных цифровых гаджетов для чтения связан с опережающим ростом затрат на выплаты расходов по ЖКХ, потребительским, ипотечным и автомобильным кредитам, платному образованию и медицине, и т.д. Так, что в структуре расходов, выплаты на отдых и развлечения, и в том числе чтение, все время сокращаются. Продолжают делать покупки в сфере чтения на прежнем или более высоком уровне затрат лишь успешные высокообразованные и хорошо оплачиваемые жители мегаполисов средних лет. В третьих, за последние 20 лет в обществе резко упал престиж чтения, сформировалось представление о человеке с книжкой как богатом бездельнике, поэтому читают сегодня «невидимо» - либо в Интернете, либо аудиокниги, либо среди себе подобных в читальном зале библиотеки или на пляже, либо уединившись, то есть спрятавшись от посторонних глаз в спальной или ванной комнате.

Ссылки:

1. Дубин Б., Зоркая Н. Чтение в России в 2008 году. Тенденции и проблемы. URL: http://www.mcbs.ru/data/publications/ Documents/levada.pdf (дата обращения: 05.02.2011).

2. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма. М., 2001.

3. Там же.

4. Общественное мнение 2011. Ежегодник. URL: http://www.levada.ru/books/obshchestvennoe-mnenie-2011 (дата обращения: 15.07.2012).

5. Дубин Б., Зоркая Н. Указ. соч.

6. Там же.

7. Общественное мнение 2011.

8. Электронные книги возродят интерес к чтению. URL: http://elsu.moeobrazovanie.ru/publikacii/articles/elektronnie_ knigi_vozrodjat_interes_k_chteniju.html. (дата обращения: 16.11.2011).

9. Катаева Н., Дорошенко Н. Электронная книга. URL: http://bookworms.ru/publ/prochie_materialy/fantom_knigi_ ehlek-tronnaja_kniga_vsjo_bolshe_vytesnjaet_tradicionnye_pechatnye_izdanija/6-1-0-93 (дата обращения: 21.04.2012).

10. Мамонтова М.С. Традиционная или электронная: какую книгу читать? I М.С. Мамонтова II Библиография. 2008. № 1. С. 28-31. URL: http://www.nlr.ru/prof/reader/prozam/press/2008/mamontova.html (дата обращения: 15.07.2012).

11. Ерошенко Е. Дополнительное чтение. URL: http://article.tech-labs.ru/52_31430.html (дата обращения: 26.10.2011).

12. Мелентьева Ю.П. Аудиочтение: исторические истоки и современная ситуация II Научные и технические библиотеки. 2008. № 9. С. 45-50. URL: http://www.nlr.ru/prof/reader/prozam/press/2008/melentjeva1.html (дата обращения: 15.07.2012).

References (transliterated):

1. Dubin B., Zorkaya N. Chtenie v Rossii v 2008 godu. Tendentsii i problemy. URL: http://www.mcbs.ru/data/publications/ Documents/levada.pdf (date of access: 05.02.2011).

2. Anderson B. Voobrazhaemie soobshchestva. Razmyshleniya ob istokakh i rasprostranenii natsionalizma. M., 2001.

3. Ibid.

4. Obshchestvennoe mnenie 2011. Ezhegodnik. URL: http://www.levada.ru/books/obshchestvennoe-mnenie-2011 (date of access: 15.07.2012).

5. Dubin B., Zorkaya N. Op. cit.

6. Ibid.

7. Obshchestvennoe mnenie 2011.

8. Elektronnie knigi vozrodyat interes k chteniyu. URL: http://elsu.moeobrazovanie.ru/publikacii/articles/elektronnie_knigi_ vozrodjat_interes_k_chteniju.html. (date of access: 16.11.2011).

9. Kataeva N., Doroshenko N. Elektronnaya kniga. URL: http://bookworms.ru/publ/prochie_materialy/fantom_knigi_____ehlek-

tronnaja_kniga_vsjo_bolshe_vytesnjaet_tradicionnye_pechatnye_izdanija/6-1-0-93 (date of access: 21.04.2012).

10. Mamontova M.S. Traditsionnaya ili elektronnaya: kakuyu knigu chitat'? I M.S. Mamontova II Bibliografiya. 2008. № 1. P. 28-31. URL: http:IIwww.nlr.ruIprofIreaderIprozamIpressI2008Imamontova.html (date of access: 15.07.2012).

11. Eroshenko E. Dopolnitel'noe chtenie. URL: http://article.tech-labs.ru/52_31430.html (date of access: 26.10.2011).

12. Melent'eva YU\.P. Audiochtenie: istoricheskie istoki i sovremennaya situatsiya // Nauchnie i tekhnicheskie biblioteki. 2008. № 9. S. 45-50. URL: http:IIwww.nlr.ruIprofIreaderIprozamIpressI2008Imelentjeva1.html (date of access: 15.07.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.