Научная статья на тему 'ВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛОЙ В ПЕРИОД РЕЖИМА САМОИЗОЛЯЦИИ'

ВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛОЙ В ПЕРИОД РЕЖИМА САМОИЗОЛЯЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
19
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАНДЕМИЯ / РЕЖИМ САМОИЗОЛЯЦИИ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ / PANDEMIC / SELF-ISOLATION REGIME / DISTANCE LEARNING / DISTANCE LEARNING TECHNOLOGIES FOR SCHOOLCHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Недюрмагомедов Георгий Гаджимирзоевич, Сулейманова Раиса Валиабдуллаевна, Даудова Рабият Далгатовна

Рассмотрены проблемы, связанные с временным использованием в период пандемии коронавируса дистанционных технологий обучения. Предложено определение дистанционного образования, раскрыты его сущность и специфические черты. Показано, что применявшиеся в российской школе в условиях самоизоляции педагогические технологии и учебные материалы имели существенные недостатки, отрицательно сказавшиеся на качестве обучения школьников. Предложены меры по устранению этих недостатков и повышению уровня дистанционного образования. Обоснован вывод о том, что дистанционное обучение не является альтернативой традиционным аудиторным занятиям, а может использоваться только в исключительных ситуациях либо в качестве дополнения к ним.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEMPORARY TECHNOLOGIES USED IN A GENERAL EDUCATION SCHOOL DURING THE LOCKDOWN

The problems associated with the temporary use of distance learning technologies during the coronavirus pandemic are considered. The definition of distance education is proposed, its essence and specific features are revealed. It is shown that the pedagogical technologies and educational materials used in the Russian school in conditions of self-isolation had significant drawbacks that negatively affected the quality of education of schoolchildren. Measures are proposed to eliminate these shortcomings and increase the level of distance education. The conclusion is substantiated that distance learning is not an alternative to traditional classroom classes, but can be used only in exceptional situations or as a Supplement to them.

Текст научной работы на тему «ВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛОЙ В ПЕРИОД РЕЖИМА САМОИЗОЛЯЦИИ»

DOI: 10.25586/RNU.HET.20.12.P.13 УДК 371.3

Г.Г. Недюрмагомедов, Р.В. Сулейманова, Р.Д. Даудова,

Дагестанский государственный педагогический университет

Временные технологии, используемые общеобразовательной школой в период режима самоизоляции

Актуализация проблем, связанных с освоением новых педагогических технологий в общеобразовательной школе, обусловлена эпидемиологической обстановкой, вызванной распространением коронави-русной инфекции в России и в мире с марта 2020 года. В условиях карантинных мероприятий, реализуемых в нашей стране, Министерством просвещения Российской Федерации было рекомендовано использование вместо традиционных аудиторных занятий дистанционных технологий обучения.

Проблематика дистанционного обучения широко обсуждалась в научной литературе. Ее рассматривали в своих трудах Б.С. Гершун-ский, Л.А. Зайналова, Т.И. Зюзина, Е.И. Машбиц, Г.Г. Недюрмагомедов, Е.С. Полат, Р.В. Раджабова, А.В. Хуторской, Майкл Г. Мур (M.G. Moor), Клод А. Роджерс (CA. Rogers) и др. [2, 3, 5, 8].

Дистанционные технологии обучения понимаются в настоящей статье как способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между учителем и учащимися. Целью их применения является в рассматриваемой в статье конкретной ситуации предоставление учащимся возможности освоения образовательных программ в © Недюрмагомедов Г.Г., Сулейманова Р.В., Даудова Р.Д., 2020

Дагестанский государственный педагогический университет

условиях карантинных мероприятий непосредственно по месту жительства.

Анализ теории и практики школьного образования в период глобальной пандемии и введения режима самоизоляции показывает противоречие между образовательными потребностями школьников, с одной стороны, и неразработанностью эффективных способов и условий реализации дистанционных технологий обучения в школьной практике -с другой. Это противоречие определяет ключевую проблему исследования, представленного в насто-

ящей статье, которая заключается в обосновании условий использования дистанционных технологий обучения школьников в период осуществления карантинных мероприятий.

Исследования ученых многих стран показывают, что в ситуации глобальной эпидемии коронавиру-са закрытие школ или продолжение их работы, например в Финляндии и Швеции, не оказало заметного прямого влияния на число клинически подтвержденных случаев заболеваний школьников. Необходимо также отметить, что до сего времени нет и надежных критери-

ГЕОРГИИ ГАДЖИМИРЗОЕВИЧ НЕДЮРМАГОМЕДОВ Российская Федерация, г. Махачкала

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики Дагестанского государственного педагогического университета. Сфера научных интересов: дидактика высшей и средней школы, экологическое образование школьников, сравнительная педагогика, формирование общей культуры личности. Автор 194 опубликованных научных работ. Электронная почта: mgeorg@mail.ru

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Pedagogy of Dagestan State Pedagogical University. Research interests: didactics of higher and secondary schools, environmental education of schoolchildren, comparative pedagogy, formation of a common culture of the individual. Author of 194 published scientific papers. Email address: mgeorg@mail.ru

РАИСА ВАЛИАБДУЛЛАЕВНА СУЛЕИМАНОВА Российская Федерация, г. Махачкала

кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой педагогики Дагестанского государственного педагогического университета. Сфера научных интересов: поликультурное образование, воспитание, дидактика. Автор 127 опубликованных научных работ. Электронная почта: valiraya_9@mail.ru

RAISA V. SULEIMANOVA Makhachkala, Russian Federation

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Pedagogy of Dagestan State Pedagogical University. Sphere of scientific interests: multicultural education, education, didactics. Author of 127 published scientific papers. Email address: valiraya_9@mail.ru

РАБИЯТ ДАЛГАТОВНА ДАУДОВА Российская Федерация, г. Махачкала

кандидат биологических наук, доцент, заведующая кафедрой анатомии, физиологии и медицины Дагестанского государственного педагогического университета. Сфера научных интересов: проблемы развития биологического и экологического образования; профилактика нарушений здоровья у детей школьного возраста. Автор 38 опубликованных научных работ. Электронная почта: medicina_19@mail.ru

RABIAT D. DAUDOVA Makhachkala, Russian Federation

Candidate of Biological Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Anatomy, Physiology and Medicine of Dagestan State Pedagogical University. Research interests: problems of development of biological and environmental education; prevention of health disorders in school-age children. Author of 38 published scientific papers. Email address: medicina_19@mail.ru

GEoRGE G. NEDYuRMAGoMEDoV Makhachkala, Russian Federation

ев распознания коронавируса среди других острых респираторных вирусных инфекций, поражающих школьников.

Что касается негативных эффектов от закрытия школ, то их, по мнению ученых, нужно сопоставлять с позитивными непрямыми результатами, которые оно может дать в борьбе с пандемией. Как считает Арно Фонтане из Института Пасте-ра (Париж, Франция), дети не передают коронавирус другим детям или учителям, они менее заразны, а

симптомы заболевания у них проявляются реже.

Между тем внезапное введение в нашей стране режима самоизоляции привело к тому, что процесс обучения в школе претерпел резкие изменения. От учителей потребовался пересмотр объемов учебной нагрузки, применяемых педагогических методов, форм и средств обучения. Переход к дистанционному образованию привел, как будет показано далее, к резкому снижению качества обучения,

Рассмотрены проблемы, связанные с временным использованием в период пандемии коронавируса дистанционных технологий обучения. Предложено определение дистанционного образования, раскрыты его сущность и специфические черты. Показано, что применявшиеся в российской школе в условиях самоизоляции педагогические технологии и учебные материалы имели существенные недостатки, отрицательно сказавшиеся на качестве обучения школьников. Предложены меры по устранению этих недостатков и повышению уровня дистанционного образования. Обоснован вывод о том, что дистанционное обучение не является альтернативой традиционным аудиторным занятиям, а может использоваться только в исключительных ситуациях либо в качестве дополнения к ним.

Ключевые слова: пандемия, режим самоизоляции, дистанционное обучение, дистанционные технологии обучения школьников.

The problems associated with the temporary use of distance learning technologies during the coronavirus pandemic are considered. The definition of distance education is proposed, its essence and specific features are revealed. It is shown that the pedagogical technologies and educational materials used in the Russian school in conditions of self-isolation had significant drawbacks that negatively affected the quality of education of schoolchildren. Measures are proposed to eliminate these shortcomings and increase the level of distance education. The conclusion is substantiated that distance learning is not an alternative to traditional classroom classes, but can be used only in exceptional situations or as a Supplement to them.

Key words: pandemic, self-isolation regime, distance learning, distance learning technologies for schoolchildren.

в том числе из-за резкого снижения мотивации школьников к учебным занятиям.

Сложившаяся ситуация, на наш взгляд, требует дополнительного обсуждения понятия «дистанционное образование», его форм, методов и средств, педагогической природы и особенностей.

Уместно вспомнить, что дистанционное обучение первоначально было задумано для того, чтобы люди, получившие очное образование, могли повышать свою ква-

Чему же можно научиться с помощью смартфона?

лификацию или приобретать дополнительное образование параллельно с профессиональной деятельностью. Но в последнее время по разным причинам оно получает все более широкое распространение. В частности, в мире действуют дистанционные университеты, выдающие своим выпускникам полноценные дипломы о высшем образовании.

В статье 16 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации» под дистанционным обучением подразумеваются «образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекомммуни-каионных сетей при опосредованном взаимодействии обучающихся и педагогических работников».

Исследователи сегодня расходятся во мнениях в определении дистанционного обучения как самостоятельной формы получения образования. Е.С. Полат видит в нем новую специфическую форму обучения, предполагающую использование своеобразных средств, методов, способов взаимодействия учителя и учащихся между собой; А.В. Хуторской рассматривает его как обучение с помощью средств телекоммуникации, при котором удаленные друг

от друга субъекты обучения (ученики, преподаватели и др.) осуществляют образовательный процесс, сопровождающийся созданием образовательной продукции и их внутренними изменениями (приращениями).

Неоднозначность толкования понятия «дистанционное обучение» связана еще и с тем, что авторами исследований, где оно рассматривается, часто являются специалисты с образованием и опытом в области информационных технологий, а не специалисты по методике обучения [1].

По нашему мнению, дистанционному обучению присущи все принципы организации и построения учебного процесса, характерные для традиционной педагогической практики «с определенной спецификой», то есть оно должно строиться с учетом ключевых принципов сознательности, активности и учебной мотивации, без которых качество обучения стремится к нулю [1, 4, 5, 6]. Переходя на вольный, слабо регламентированный график обучения, школьник должен иметь большую учебную мотивацию и дисциплинированность, чтобы выйдя в Интернет для подключения к школьному или другому учебному серверу, не поддаться искушению и не зайти на свою страничку в социальных сетях либо вообще не отправиться в бесконечный интернет-серфинг.

В условиях самоизоляции дистанционные технологии обучения в школе временно становятся основными. В настоящее время основным видом дистанционного обучения школьников является интернет-технология. Эта технология использует виртуальные образовательные среды с интерактивным взаимодействием ученика с учителем, а также учащихся между собой на основе сети Интернет.

Школьник старается, но что получится в результате?

Далеко не все поддерживают дистанционное обучение школьников. Многие убедились в его недостатках

Сегодня интернет-технология наиболее распространена, так как у части населения имеются персональные компьютеры и возможность выхода в сеть. Эта технология удобна, поскольку доступ к учебному материалу возможен в любое время. Учебный процесс с использованием дистанционных технологий осуществляется посредством учебных занятий в двух режимах. Во-первых, в режиме онлайн, позволяющем осуществлять учебное взаимодействие синхронно в реальном времени путем проведения видеоконференций, обмена сообщениями по сети Интернет, телефонных переговоров. Во-вторых, в режиме офлайн, когда общение учителя и ученика организуется асинхронно при помощи электронной почты на основе самостоятельной работы обучающегося с учебным материалом по заданию преподавателя с последующим контролем.

Органами управления во время самоизоляции было предложено школам проводить занятия на специальном школьном портале или ином сервисе с использованием таких электронных образовательных ресурсов, как «Российская электронная школа», «Московская электронная школа», «Яндекс.Учебник», «Учи.ру», «Платформа новой школы», медиатека «Просвещение», «Мои достижения», «Билет в будущее», Zoom, Skype и др. А ученикам для отчета о проделанной работе было рекомендовано фотографировать выполненные учебные задания и отправлять учителю в чат на платформе, на электронный адрес или в чат в мессенджере WhatsApp.

Чтобы дистанционное обучение было действительно эффективным, оно должно обладать несколькими характеристиками, учитывающими его специфику. Это прежде всего продуманное планирование деятельности учащихся, включающее четкую постановку задач и целей обучения; предоставление необходимых учебных материалов; обеспече-

ние регулярной обратной связи, которая позволяет ученику получать информацию об оценке его учебных достижений; обеспечение обратной связи между учеником и учителем; формирование эффективной учебной мотивации ученика; учет особенностей технологической базы (в том числе у учителя и учащегося) с высокоскоростным интернетом, на которой планируется развернуть тот или иной курс дистанционного обучения. При этом должны еще соблюдаться санитарно-эпидемиологические требования к организации обучения, в частности занятия за компьютером в первом и втором классах не должны превышать 20 минут, в третьем и четвертом классах - 25 минут, в пятых и шестых классах - 30 минут, а в седьмых - одиннадцатых классах - 35 минут.

Структура учебного материала (урока), который учителя отправляли учащимся, должна была включать ряд обязательных компонентов. В их числе: инструкция по освоению материала новой темы; непосредственно учебный материал, в том числе все необходимые в разумных пределах иллюстрации; вопросы и задания для закрепления полученных знаний и контрольные задания с пояснениями, а по неко-

торым предметам еще и лабораторные работы и инструкции по их выполнению.

На практике использование дистанционных технологий обучения в период карантина сопровождалось организационно-педагогическими трудностями. Эти трудности были связаны с необходимостью создания дидактических материалов с учетом возможностей учащегося, обеспечением оптимального режима занятий, идентификацией результатов учебной деятельности.

Большинство учителей вместо методически грамотно расписанного урока отправляли ученикам ссылки на определенный материал в «Российской электронной школе», школьном учебнике или в другом источнике и/или сфотографированный из учебника новый параграф с большим количеством сомнительного качества презентаций, скачанных из Интернета.

Возникает вопрос: а нужны ли нашей школе такие учителя? Развитие искусственного интеллекта и обобщение опыта его использования в школьном образовании позволит найти замену столь беспомощным педагогам.

К сожалению, учебные материалы и уроки, выставленные на таких рекомендованных специаль-

ных школьных порталах и сервисах, как «Российская электронная школа», «Московская электронная школа», «Яндекс.Учебник» и других, также вызывают много вопросов. В этих материалах много не только функциональных, но и грамматических ошибок, а их содержание не соответствует требованиям типовой программы и федерального государственного образовательного стандарта. Это же касается и используемых учебников, а также размещенных в Интернете многочисленных уроков школьных учителей.

Например, в разделе «Биология» для 5-го класса на портале «Российская электронная школа» выставлен конспект урока «Биология - наука о живой природе». В этом уроке очень странно и двусмысленно формулируются его цели и содержание. Предлагается перечень обязательной и рекомендуемой литературы, включающий семь (!) учебников. Сам урок состоит из двух разделов -«Теоретический материал для самостоятельного изучения», «Значение биологии», содержание которых не соответствует федеральному государственному образовательному стандарту. В учебных материалах не дается четкого определения понятия «биология», не раскрыта его сущность, предмет и объект биологии как науки. Не рассмотрены история возникновения и структура современной биологии, ее функции и задачи, основные направления исследований. Вводятся сомнительные для предмета «Биология», изучаемого в 5-м классе, понятия, например «агрессивная природа», «рак», «СПИД», «биотехнология», «кормовые добавки», «бактериальные удобрения» и др. Заканчивается конспект разделом «Разбор типового тренировочного задания», которое не имеет никакого отношения к заявленной теме. Еще больше не соответствует теме видеоурок.

Подобные уроки, размещаемые не только на рекомендованных сайтах, но и на сайтах учителей и педагогических издательств,

не способствуют качеству обучения, не обеспечивают подготовку школьников к основному и единому государственным экзаменам, поэтому ученики вместо школьных учебников (например, по биологии) стали использовать пособия для поступающих. Ситуация, сложившаяся в школьном образовании, провоцирует реализацию в системе среднего образования классической монопольной стратегии: «низкое качество при высокой цене».

Использование дистанционных технологий обучения в основной

и старшей общеобразовательной школе выявило много нерешенных проблем. У большинства школьников (по нашим данным, у 80%) нет современных компьютеров, вместо них используются различные модели смартфонов; учащиеся не могут пользоваться рекомендуемыми программами и сайтами, в доступе к ним обучающиеся нуждаются в помощи родителей, но и они в 60-70% случаев не могут помочь. Оставляет желать лучшего контроль выполнения учебных домашних заданий, в силу которого 90% учеников их списывают или используют шпаргалки из Интернета. Увеличилось время, проводимое школьниками за компьютером или смартфоном, не соблюдаются ограничивающие

его санитарно-эпидемиологические требования. В итоге у школьников быстро устают глаза, и они переключаются на общение в социальных сетях или просмотр видеороликов на ^ЬиТиЬе, ^кТок.

Отдельно скажем о том, что, по нашим наблюдениям, общеобразовательная школа России не располагает качественными учебно-методическими материалами, адаптированными к особенностям дистанционного обучения, ни по одному предмету. Их разработка отдельными учителями, а также в школах и территориаль-

ных методических объединениях проблематична, так как в стране наблюдается острая нехватка квалифицированных педагогов, даже использующих традиционную форму обучения.

Дистанционное обучение строится в соответствии с теми целями и задачами, что и очное обучение школьников, оно осуществляется по единым школьным программам, с тем же содержанием, но форма подачи материала должна быть существенно иной. Эффективность восприятия и усвоения учебного материала здесь достигается за счет компоновки текстового учебного материала и выведения его на экраны; параллельного представления информации в разных фор-

Дистанционное обучение в школе было и остается большой нерешенной проблемой

мах: визуальной и слуховой; постановки различных задач к учебному материалу; наличия интерактивных справок; рефлексивного взаимодействия: возможности учета действий пользователя (ученика) для последующего выстраивания учебного процесса; а также других возможностей использования компьютерных технологий для организации дистанционной формы обучения школьников.

Несмотря на ряд положительных сторон, дистанционное обучение сегодня неэффективно. Например, Д. Киган (США) обращает внимание на то, что разобщенность в пространстве подразумевает разделение процессов учения и преподавания. Тем самым разрушается один из ведущих принципов, на котором всегда строилось школьное образование, - тесный контакт ученика и учителя, а следовательно, снижается или даже практически полностью исчезает результативность обучения [7].

Следует помнить, что при дистанционном обучении особую роль приобретают такие факторы, как финансирование, качество технических средств, состояние информационной инфраструктуры, адаптация учебных материалов, отбор и структурирование содержания учебных предметов с учетом профиля обучения и их особенностей. Кроме того, нельзя не учитывать, что по части школьных предметов дистанционное обучение либо невозможно, либо неизбежно будет профанацией.

Пока же нынешние подходы не способствуют усвоению знаний

и уступают традиционной форме обучения школьников [9]. Главный итог применения временной технологии дистанционного образования - снижение качества обучения школьников.

В связи с этим и с учетом возможных в будущем эпидемий или иных критических ситуаций, необходимы:

- единая федеральная образовательная платформа дистанционного обучения под эгидой Министерства просвещения Российской Федерации;

- высокая техническая оснащенность рабочих мест учителей и мест для занятий школьников, а также высокоскоростной доступ к источнику учебных материалов;

- разработанные на конкурсной основе бесплатные и общедоступные электронные учебники с присвоением, как и обычным учебникам, рекомендательного грифа Министерства просвещения Российской Федерации и учебные пособия для использования в дистанционном формате. Эти электронные учебники должны соответствовать типовой программе по предмету, требованиям федерального государственного образовательного стандарта, а также заданиям основного и единого государственных экзаменов;

- структурно хорошо разработанная и проверенная единая технология проведения дистанционных занятий школьников;

- учет специфики учебной деятельности учащихся по усвоению содержания дисциплин с обязатель-

ными элементами контроля, которые должны включать объективную диагностику усвоения учебного содержания;

- жесткая взаимосвязь контроля процесса усвоения учебного содержания и интегрированности мотивов учебной деятельности и мотивации достижения;

- хорошее владение учителями-предметниками одной эффективной дистанционной технологией обучения, рекомендуемой специалистами.

Несмотря на повальные отчеты органов управления образованием различного уровня о 100%-ной эффективности обучения с применением дистанционных технологий, всероссийские проверочные работы показывают крайне низкие учебные результаты школьников. Поэтому учителям на практике придется уделять много времени ликвидации пробелов в знаниях учеников, возникших в период удаленных учебных занятий.

Таким образом, дистанционное обучение с применением ныне существующих разношерстных технологий и учебных материалов не может заменить традиционное. Оно должно быть предназначено для экстренных ситуаций либо может использоваться как дополнение к традиционному обучению школьников для лучшей подготовки к основному и единому государственным экзаменам при создании необходимых педагогических, методических и материально-технических условий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреев A.A., Солдаткин В.И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. М.: Изд-во МЭСИ, 1999. 196 с.

2. Зайналова Л.А., Джахбарова З.М. Применение компьютерных технологий в учебно-воспитательном процессе в общеобразовательной школе // Новите идеи в образованието - инвестиция в бъдещето: материалы научно-практ. конф. (Бургас, 28-29 ноември 2014 года). Бургас: Изд-во Бургаски свободен университет, 2014. С. 110-116.

3. Недюрмагомедов Г.Г., Раджабова В.И. Использование компьютерных технологий в процессе учебной деятельности на уроках биологии // Практики реализации ФГОС общего образования с использованием информационных технологий: материалы Межрегиональной научно-практ. конф. (20 сентября 2018 года). Липецк: Институт развития образования, 2018. С. 63-65.

4. Петров А.Е., Полат Е.С., Моисеева М.В. и др. Педагогические технологии дистанционного обучения. М.: Академия, 2008. 400 с.

5. Полат Е.С., Моисеева М.В., Петров А.Е. и др. Дистанционное обучение. М.: ВЛАДОС, 1998. 192 с.

6. Цветанова-ЧуруковаЛ.З. Использование электронных средств в школьном обучении // Начальная школа. 2008. № 8. С. 84-88.

7. Keegan D. Reintegration of the teaching acts. In Keegan D. (Ed.). Theoretical principles of distance education. L.; N.Y.: Routledge. 1993. Р. 113-134.

8. Moore M.G. Handbook of Distance Education. The Pennsylvania State University, 2007. 690 p.

9. Nedyurmagomedov G.G., Dzhamalutdinova T.M., Dzhahbarova Z.M. Application of computer technologies in the process studies of the «Ecology» course in the basic school // Proceedings of the eighth student scientific conference «Ecology and environment» (April 24-25, 2020. Shumen). Shumen: Konstantin Preslavsky University Press, 2020. Vol. 7. Pp. 18-24.

REFERENCES

1. Andreev A.A., Soldatkin V.I. (1999) Distancionnoe obuchenie: sushhnost', texnologiya, organizaciya [Distance learning: essence, technology, organization]. Moscow: MESI Publishing House. 196 p. (In Russian).

2. Zajnalova L.A., Dzhaxbarova Z.M. (2014) Primenenie komp'yuterny'x texnologij v uchebno-vospitateTnom processe v obshheobrazovateTnoj shkole [The Use of computer technology in the educational process in secondary schools]. New ideas in education-investments in the future (Burgas, November 28-29, 2014). Burgas: Publishing house of Burgas free University. Pp. 110-116. (In English).

3. Nedyurmagomedov G.G., Radzhabova V.I. (2014) IspoTzovanie komp'yuterny'x texnologij v processe uchebnoj deyatefnosti na urokax bi-ologii [Use of computer technologies in the process of educational activities in biology lessons]. Practices of implementing the Federal state educational standard for General education using information technologies (September 20, 2018). Lipetsk: Institute of education development. Pp. 63-65. (In Russian).

4. Petrov A.E., Polat E.S., Moiseeva M.V. (2008) Pedagogicheskie texnologii distancionnogo obucheniya [Pedagogical technologies of distance learning]. Moscow: Akademiya. 400 p. (In Russian).

5. Polat E.S., Moiseeva M.V., Petrov A.E. (1998) Distancionnoe obuchenie [Distance learning]. Moscow: VLADOS. 192 p. (In Russian).

6. Czvetanova-Churukova L.Z. (2008) IspoTzovanie elektronny'x sredstv v shkoTnom obuchenii [Use of electronic means in school education]. Primary school. No. 8. Pp. 84-88. (In Russian).

7. Keegan D. (1993) Reintegration of the teaching acts. In Keegan D. (ed.). Theoretical foundations of distance education. L.; N.Y.: Routledge. Pp. 113-134. (In English).

8. Moore M.G. (2007) Handbook of Distance Education. The Pennsylvania State University. 690 p. (In English).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Nedyurmagomedov G.G., Dzhamalutdinova T.M., Dzhahbarova Z.M. (2020) Application of computer technologies in the process studies of the «Ecology» course in the basic school. Materials of the eighth student scientific conference "Ecology and environment" (April 24-25, 2020. Shumen). Shumen: Konstantin Preslavsky University Press. Vol. 7. Pp. 18-24. (In English).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.