педагогические науки
УДК 373.1
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАМКАХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Воробьева Надежда Валентиновна, заведующий кассой;
АО «АЛЬФА-БАНК», Архангельск, Российская Федерация
Аннотация: Образовательный процесс в условиях самоизоляции предусматривает переход от очного обучения к дистанционному, которое полагается на информационные технологии. Многие школы не были готовы к подобным переменам, не знали, как интересно и доступно преподавать материал. В статье рассмотрены информационные источники и приложения для получения образования, и как в учебных заведениях используют информационные технологии. Важным было проанализировать полезность и доступность IT для обучающихся. Новейшие информационные технологии в обучении позволяют активнее использовать научный и образовательный потенциал ведущих университетов и институтов, привлекать лучших преподавателей к созданию курсов дистанционного обучения, расширять аудиторию обучаемых. Использование информационных технологий позволяет сделать обучение доступным, полным, интересным как для ученика, так и для преподавателя.
Ключевые слова: дистанционное обучение; информационные технологии; он-лайн-платформы; интернет-порталы; компьютерные приложения.
THE USE OF INFORMATION TECHNOLOGY AS PART OF DISTANCE LEARNING
Vorobeva Nadezhda Valentinovna, cash register manager;
ALFA-BANK JSC, Arkhangelsk, Russia
Abstract: The educational process in conditions of self-isolation provides for the transition from full-time to distance learning, which relies on information technology. Many schools were not ready for such changes, did not know how interesting and accessible to teach material. The article discusses information sources and applications for education, and how educational institutions use information technology. It was important to analyze the usefulness and accessibility of IT for students. The latest information technologies in training allow more active use of the scientific and educational potential of leading universities and institutes, attract the best teachers to create distance learning courses, and expand the
audience of students. Using information technology allows you to make learning accessible, complete, interesting for both the student and the teacher.
Keywords: distance learning; Information Technology; online platforms; Internet portals; computer applications.
Для цитирования: Воробьева, Н. В. Использование информационных технологий в рамках дистанционного обучения / Н. В. Воробьева. - Текст : электронный // Наука без границ. - 2020. - № 6 (46). - С. 11-15. - URL: https://nauka-bez-granic.ru/NQ-6-46-2020/6-46-2020/
For citation: Vorobeva N.V. The use of information technology as part of distance learning // Scince without borders, 2020, no. 6 (46), pp. 11-15.
Введение
Актуальность данной темы состоит в том, что в настоящее время в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» активно осуществляется внедрение информационных технологий в образовательный процесс. Образовательные учреждения в условиях распространения инфекции вынуждены были переходить с очного обучения на дистанционное, при этом сохраняя учебные часы и полноту преподаваемого материала. Для сохранения высокого уровня обучения преподавателям необходимо было не ограничиваться программой Дневник.ру, а тем более углубляться в простор информационных технологий для обучения.
Информационные технологии предоставляют возможность:
1. Рационально организовать познавательную деятельность учащихся в ходе учебного процесса;
2. Сделать обучение более эффективным, вовлекая все виды чувственного восприятия ученика в мультимедийный контекст и вооружая интеллект новым концептуальным инструментарием;
3. Построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому индивиду собственную траекторию обучения;
4. Вовлечь в процесс активного обучения категории детей, отличающих-
ся способностями и стилем учения;
5. Использовать специфические свойства компьютера, позволяющие индивидуализировать учебный процесс и обратиться к принципиально новым познавательным средствам;
6. Интенсифицировать все уровни учебно-воспитательного процесса [1].
Цель дистанционного обучения - это предоставление ученикам универсального образования, которое не просто заменит очное обучение, но и будет более полным и интересным для ученика, поможет адаптировать его к изменяющимся социально-экономическим условиям и успешно интегрироваться в современное общество.
Использование информационных технологий в школьном обучении позволяет преподавателю доступно и ярко представить ученикам изучаемый материал, поэтому учебные классы оснащаются электронными досками и проекторами, чтобы визуально видеть информацию. В условиях самоизоляции перед учителями стоит задача также интересно и познавательно преподать свой урок детям, сидящим за компьютерами, так как домашняя обстановка лишает детей мотивации учиться дистанционно.
Чтобы помочь преподавателям, Министерство просвещения России предоставило рекомендации по организации обучения на дому с использованием дистанционных технологий.
Информационные источники, рекомендуемые Минпросвещени-ем России
Дистанционное обучение охватило всю 4-ю четверть учебного года - время, когда школьники пишут итоговые контрольные работы, девяти- и одиннадцатиклассники готовятся к экзаменам. Для непрерывного обучения Минпросвещение предлагает портал «Моя школа в online», лозунг которого «4 четверть. Учусь дома. Учусь сам!».
«Моя школа в online» - это бесплатная общедоступная платформа, содержащая понятные и проверенные учебные материалы для самостоятельного обучения школьников 1-11-х классов на дому. Материалы разработаны на базе учебников, входящих в федеральный перечень, и соответствуют общеобразовательной программе. Учебные материалы для учеников с 9-го по 11-й класс рассчитаны на базовый и углублённый уровни обучения: базовый
- это освоение учебного плана четвёртой четверти и подготовка к обязательным экзаменам, углублённый
- подготовка к экзаменам по выбору. Платформа позволяет проходить учебную программу, не имея доступа к высокоскоростному интернету. Необходимые ресурсы могут быть сохранены на устройствах: компьютере, планшете, телефоне.
На официальном сайте Минпро-свещения можно увидеть такие рекомендованные федеральные и региональные образовательные он-лайн-платформы, как Российская электронная школа, Школьная цифровая платформа, сайт национальной сборной WorldSkills Russia, Навигатор кружкового движения НТИ, и другие.
Важно отметить и дополнительное образование в условиях дистанцион-
ного обучения. Учителя, школьники и их родители могут изучить больше, обратившись к проектам «Культура. РФ» - просветительский проект, посвященный культуре России, «Россия - моя история», школа программирования «Алгоритмика», «Учи.ру», «Ян-дексУчебник» и прочие.
Музеи и театры открыли доступ к своим площадкам при помощи информационных технологий.
Многие интернет-порталы преподаватели использовали в школьном обучении, некоторые были открыты субъектами образовательного процесса во время дистанционного обучения и оценены по достоинству. Они позволяют ученику найти необходимый материал, изучить его и выполнить задания для самопроверки. Яркий дизайн сайтов, интересные и познавательные задания воспитывают интерес к обучению [2].
Использование компьютерных приложений в дистанционном обучении
Для связи педагога с учениками и их родителями разработаны специальные программы и приложения, где происходит выдача лекций и заданий, сдача домашней работы и общение с преподавателями.
В школьной практике это портал Дневник.ру, колледжи и институты используют Moodle, Microsoft Teams и другие. Многие порталы предусматривают чаты с преподавателями, некоторые предоставляют возможность проводить видеоконференции, где сохраняется мотив очной формы обучения.
Так, среди многих компаний, учреждений и учебных заведений пользуется популярностью платформа Zoom для проведения конференций в
online режиме. Программа позволяет пользователям создавать приватные ВКС, часто с ограничением времени. Для учеников удобно приложение тем, что есть режим «Поднять руку» для ответа, режим электронной доски, где с доступом школьник может написать решение задачи, трансляция презентаций для представления докладов и многое другое.
Некоторые преподаватели учебных учреждений отличились своей креативностью: они проводили учебные часы в известных компьютерных играх, где есть возможность обсуждения или трансляции учебной доски.
Так, студенческие организации НИУ ВШЭ создали онлайн-проект - HSE Minecraft, который объединяет под своей виртуальной крышей студентов и абитуриентов всех кампусов Высшей школы экономики. Это развлекательная и познавательная платформа, благодаря которой у всех студентов всегда есть возможность посещать здания университета, несмотря на критическую обстановку в мире. Проект является полноценной площадкой как для проведения дней открытых дверей, концертов, так и для организации лекций, семинаров и других учебных занятий.
Художница Вивьен Шварц поделилась любопытным способом проведения совещаний: в компании, где она работает, видеоконференцсвязи проводят в известной игре Red Dead Redemption 2: усаживаются у костра, обсуждают проекты под вой волков, а когда встреча подходит к концу, седлают коней и уезжают в закат. Необычный способ online встреч взяли на вооружение студенты и их преподаватели.
Многие высшие учебные заведения
для реализации заочного обучения имеют свои порталы для осуществления образовательного процесса, поэтому они были готовы к подобным переменам, для других же организаций переход на дистанционную работу стал проблемным.
Проблемы использования П в рамках дистанционного обучения
Больший процент учителей в школе составляют люди предпенсионного возраста, для которых введение в школьную практику использования информационных технологий стал проблемным. Разбираться в приложениях затруднительно, а в рамках дистанционного обучения необходимо их изучать и использовать.
Многие преподаватели ограничиваются только отправкой и проверкой заданий, боятся использовать информационные ресурсы для ВКС, не обращаются к рекомендованным интернет-порталам. Для учеников и студентов переход в дистанционную форму не такой затруднительный, так как в их жизни информационные технологии присутствуют постоянно.
Для восприятия изучаемой информации ученику необходима визуализация, то есть он лучше и быстрее запомнит материал, если он будет систематизирован в таблицу / схему / картинку и озвучен преподавателем, гораздо проще и ученику изучать, и учителю выдавать материал при помощи образовательных порталов, таких как «Инфоурок.ру», «Русская электронная школа» и других.
Достаточно серьезной проблемой является техническая оснащенность преподавателя и ученика. Плохой доступ в интернет, слабый интерфейс устройства может не поддерживать программы, в которых работает учеб-
ное заведение. Со стороны учебного учреждения также могут быть неполадки с сайтами / порталами, частый из них - это перегруз, когда на информационном ресурсе находится большое количество пользователей, он начинает зависать и перестает работать. С такой проблемой столкнулись преподаватели школ и ученики, работающие с «Дневником.ру», когда не могли опубликовать задания и сдать их на проверку.
Выводы
1. Переход на дистанционное обучение для образовательных учреждений предусматривает использование информационных источников, Интернет-ресурсов и порталов для полного, непрерывного и доступного образования. Преподавателям следует оснащать свои online уроки информационными источниками, рекомендуемыми Министерством просвещения России.
2. Использование 1Т имеет свои недостатки и проблемы, которые необходимо изучать. Четвертая четверть учебного года показала преподавательскому составу и администрации школ, какие трудности могут возникнуть, работая с детьми удаленно. В дальнейшем школам будет не так трудно перейти на дистанционную форму обучения.
3. Использование информационных технологий в рамках дистанционного обучения может быть толчком к частому использованию их на уроках в школах. Преподаватели смогут выходить в интернет-пространство с детьми на уроке и изучать материал, используя разные порталы: изучение трагедий Уильяма Шекспира вместе с сайтом Большого театра, урок астрономии с порталом «Космос для детей», математика с Всероссийским образовательным проектом «Урок цифры» и т.д.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Полат, Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А.Е. Петров. - Москва: Академия, 2000. - Текст: непосредственный.
2. Рекомендации Минпросвещения России по организации обучения на дому с использованием дистанционных технологий : [сайт]. - URL: https://edu.gov.ru/distance (дата обращения: 15.06.2020). - Текст : электронный.
REFERENCES
1. Polat E.S., Bukharkina M.U., Moiseeva M.V., Petrov A.E. Novye pedagogicheskie i informacionnye tekhnologii v sisteme obrazovaniya: uchebnoe posobie [New pedagogical and information technologies in the education system: textbook]. Moscow, Academy, 2000.
2. Rekomendacii Minprosveshcheniya Rossii po organizacii obucheniya na domu s ispol'zovaniem distancionnyh tekhnologij [Recommendations of the Russian Ministry of Education on the organization of home-based education using distance technologies]. URL: https://edu.gov.ru/distance (accessed 15 June 2020)
Материал поступил в редакцию 22.06.2020
© Воробьева Н.В., 2020