Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ПО СРАВНЕНИЮ С ТРАДИЦИОННЫМ ОБУЧЕНИЕМ (НА ПРИМЕРЕ ОПЫТА РОССИИ И КИТАЯ)'

ОСОБЕННОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ПО СРАВНЕНИЮ С ТРАДИЦИОННЫМ ОБУЧЕНИЕМ (НА ПРИМЕРЕ ОПЫТА РОССИИ И КИТАЯ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
672
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ТРАДИЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КИТАЙ / ОБУЧЕНИЕ / EDUCATION / DISTANCE LEARNING / TRADITIONAL LEARNING / INFORMATION TECHNOLOGY / CHINA / TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пяо Мэйшань

В связи с расширением сети Интернет у многих появилась возможность учиться. Именно поэтому очень важно раскрыть преимущества и недостатки как традиционного, так и дистанционного обучения. Целью статьи является определить основные преимущества и недостатки дистанционного и традиционного образования, а также раскрыть методы обучения, и сравнить традиционную и дистанционную образования. В статье рассмотрено, чем дистанционное образование отличается от традиционного образования. Отмечено, что дистанционное образование заключается в том, что обучение преподается учащимся, которые физически удалены. Особо выделено, что дистанционное обучение, предоставляет шансы на обучение людям, которые не могли позволить себе из-за недостатка времени или денег, или которые живут в отдаленных районах. Рассмотрен опыт организации дистанционного образования в Китае и на его основе предложены рекомендации по совершенствованию процессов организации подобного обучения в нашей стране. Новизна исследования заключается именно в предлагаемых рекомендациях, которые могут повысить эффективность организации дистанционного обучения в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF DISTANCE LEARNING COMPARED TO TRADITIONAL LEARNING (BASED ON THE EXPERIENCE OF RUSSIA AND CHINA)

Due to the expansion of the Internet, many people have the opportunity to learn. That is why it is very important to reveal the advantages and disadvantages of both traditional and distance learning. The purpose of the article is to identify the main advantages and disadvantages of distance and traditional education, as well as to reveal the teaching methods, and compare traditional and distance education. The article examines how distance education differs from traditional education. It is noted that distance education consists in the fact that learning is taught to students who are physically removed. It is emphasized that distance learning provides opportunities for people who could not afford it due to lack of time or money, or who live in remote areas. The experience of organizing distance education in China is considered and recommendations for improving the processes of organizing such training in our country are proposed. The novelty of the study lies precisely in the proposed recommendations that can improve the effectiveness of distance learning in Russia.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ПО СРАВНЕНИЮ С ТРАДИЦИОННЫМ ОБУЧЕНИЕМ (НА ПРИМЕРЕ ОПЫТА РОССИИ И КИТАЯ)»

Педагогика

УДК 370

кандидат педагогических наук, старший преподаватель Пяо Мэйшань

Байкальский государственный университет (г. Иркутск)

ОСОБЕННОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ПО СРАВНЕНИЮ С ТРАДИЦИОННЫМ ОБУЧЕНИЕМ (НА ПРИМЕРЕ ОПЫТА РОССИИ И КИТАЯ)

Аннотация. В связи с расширением сети Интернет у многих появилась возможность учиться. Именно поэтому очень важно раскрыть преимущества и недостатки как традиционного, так и дистанционного обучения. Целью статьи является определить основные преимущества и недостатки дистанционного и традиционного образования, а также раскрыть методы обучения, и сравнить традиционную и дистанционную образования. В статье рассмотрено, чем дистанционное образование отличается от традиционного образования. Отмечено, что дистанционное образование заключается в том, что обучение преподается учащимся, которые физически удалены. Особо выделено, что дистанционное обучение, предоставляет шансы на обучение людям, которые не могли позволить себе из-за недостатка времени или денег, или которые живут в отдаленных районах. Рассмотрен опыт организации дистанционного образования в Китае и на его основе предложены рекомендации по совершенствованию процессов организации подобного обучения в нашей стране. Новизна исследования заключается именно в предлагаемых рекомендациях, которые могут повысить эффективность организации дистанционного обучения в России.

Ключевые слова: образование, дистанционное обучение, традиционное обучение, информационные технологии, Китай, обучение.

Annotation. Due to the expansion of the Internet, many people have the opportunity to learn. That is why it is very important to reveal the advantages and disadvantages of both traditional and distance learning. The purpose of the article is to identify the main advantages and disadvantages of distance and traditional education, as well as to reveal the teaching methods, and compare traditional and distance education. The article examines how distance education differs from traditional education. It is noted that distance education consists in the fact that learning is taught to students who are physically removed. It is emphasized that distance learning provides opportunities for people who could not afford it due to lack of time or money, or who live in remote areas. The experience of organizing distance education in China is considered and recommendations for improving the processes of organizing such training in our country are proposed. The novelty of the study lies precisely in the proposed recommendations that can improve the effectiveness of distance learning in Russia.

Keywords: education, distance learning, traditional learning, information technology, China, training.

Введение. Дистанционное обучение широко используется в высшей и средней школе как за рубежом, так и в России. Вместе с тем, внедрение дистанционного обучения в общеобразовательные учебные заведения открывает много возможностей для всестороннего развития учащихся. Внедрение дистанционного обучения в практику деятельности образовательных учреждений обусловлено изменением ориентации учебно-воспитательного процесса с учителя на ученика, желание учащихся учиться по индивидуальным планам и графикам, а также понимание необходимости обучения в течение жизни.

В Россию такая форма обучения пришла недавно, но все больше учебных заведений внедряет такую форму обучения министерство образования и науки России определяет дистанционное образование как возможность учиться и получать необходимые знания удаленно от учебного заведения в любое удобное время. Дистанционное обучение получило распространение во многих странах мира и с каждым годом его популярность стремительно растет. Китай является интересным примером стремительной, но планомерной и качественной организации дистанционного обучения учащихся и студентов высших учебных заведений. Для переноса наработок ученых в сферу общего образования необходимо проанализировать опыт использования дистанционного обучения в России и Китае.

Кроме того, по прогнозам аналитиков дистанционное обучение в ближайшем будущем распространится на все учебные заведения и будет занимать до 40-50% учебного ресурса общеобразовательных учебных заведений [91. Этим объясняется необходимость сравнения его с традиционным образованием, а также изучения наработок других стран - в частности, Китая - в области дистанционного образования.

Целью статьи является определить основные преимущества и недостатки дистанционного и традиционного образования, а также раскрыть методы обучения, и сравнить традиционную и дистанционную образования. Задачи исследования касаются изучения общих аспектов дистанционного образования и его сравнение с традиционным образованием, рассмотрения истории развития дистанционного образования в Китае и России, выделении перспектив развития дистанционного обучения в России с опорой на опыт Китая и сравнительный анализ данного типа обучения с традиционным.

Изложение основного материала статьи. Вопросам исследования дистанционного образования в сравнении с традиционным занимались такие исследователи, как О.Ф. Бусарова, Л.В. Брыкова, Ю.Д. Феськова, М.А. Бакуменко, А.А. Козлова и другие. Изучением опыта традиционного и дистанционного образования за рубежом занимались М.И. Цыренова, Н.И. Гуринович, Джереми Голдкорн, Энтони Тао, Лукас Нивенхейс и Цзяюнь Фэн и другие. Но всё же остаются малоизученным вопросы использования опыта организации дистанционного обучения на основе опыта зарубежных стран, передовых в этой области. Практическая значимость исследования обусловлена возможностью использования выработанных рекомендаций при организации дистанционного обучения в средних и высших учебных заведениях России.

Основными методами, использованными в данном исследовании, являются обобщение и контент-анализ, анализ и синтез, классификация и другие. Также использованы методы научной дедукции и индукции. Это позволило выделить отдельные признаки дистанционного обучения, привести классификацию его принципов, выделить особенности организации дистанционного и традиционного обучения в России и Китае, а также сформулировать выводы о возможности улучшения организации дистанционного обучения в России с использованием опыта Китая.

Дистанционное обучение определяют как индивидуализированный процесс передачи знаний, умений и навыков, что происходит во время опосредованного взаимодействия удаленных друг от друга участников в специализированной среде [1, с. 19]. Принцип самостоятельности студента является определяющим для

дистанционного обучения. Дистанционную форму обучения определяют как комплекс образовательных услуг, предоставляемых населению с помощью специальной образовательной среды, характерным для которого является обмен информацией на расстоянии при помощи телевидения, радио, компьютерной связи и т.п.

Исследователи определяют следующие технологии дистанционного обучения [1; 41:

- кейс-технология (использования документов, справочников, пособий для самостоятельного решения учебных задач);

- ^-технология (использование телевидения а также теле-, аудио-, видеоконференций с образовательной целью);

- сетевая технология (использование телекоммуникационных сетей, в частности интернет-сети, с образовательной целью);

- смешанная технология (сочетание элементов различных технологий).

В дистанционном, как и в традиционном обучении, используются пять общедидактических методов обучения, охватывающих совокупность педагогических приемов взаимодействия научно-педагогического работника и студента: информационно-рецептивный, репродуктивный, проблемное изложение, эвристический и исследовательский.

Далее рассмотрим сравнение традиционного и дистанционного принципов обучения - табл. 1:

Таблица 1

Сравнение принципов традиционного и дистанционного образования

Традиционное образование Дистанционное образование

Принцип направленности обучения на решение взаимосвязи задач образования, воспитания и развития Принцип креативного характера познавательной деятельности при решении задач образования и саморазвития

Принцип научности обучения Принцип соответствия фундаментальности образования познавательным потребностям студента. Принцип свободного выбора полученной информации путем определенной деятельности

Принцип систематичности и последовательности Принцип индивидуальной образовательной траектории студентов согласно выбранной системе преподавания информации

Принцип доступности Принцип учета индивидуальных особенностей студента при разработке дистанционных курсов

Принцип наглядности Принцип виртуализации и системной структуризации образования

Принцип прочности, осознания и действенности результатов образования Принцип приоритета деятельностных и понятийных критериев оценки результатов дистанционного обучения перед информацией

Принцип направленности обучения на решение взаимосвязи задач образования, воспитания и развития Принцип креативного характера познавательной деятельности при решении задач образования и саморазвития

Принцип научности обучения Принцип соответствия фундаментальности образования познавательным потребностям студента. Принцип свободного выбора полученной информации путем определенной деятельности

Принцип систематичности и последовательности Принцип индивидуальной образовательной траектории студентов согласно выбранной системе преподавания информации

Принцип доступности Принцип учета индивидуальных особенностей студента при разработке дистанционных курсов

Принцип наглядности Принцип виртуализации и системной структуризации образования

Принцип прочности, осознания и действенности результатов образования Принцип приоритета деятельностных и понятийных критериев оценки результатов дистанционного обучения перед информацией

Дистанционное обучение происходит, когда существует разделение между учителем и студентом, как правило, из-за географических или временных проблем, которые препятствуют студенту посещать курс на территории кампуса. Часто электронные средства используются для преодоления этого разрыва и распространения учебного материала, хотя программы дистанционного обучения с использованием печатных и почтовых материалов существовали на протяжении более ста лет. Эти программы, как правило, были специально разработаны, чтобы помочь наилучшим образом соответствовать требованиям, которые возникают, когда обучение происходит за пределами традиционного учебного заведения.

Большинство программ дистанционного образования сегодня реализуется с помощью интернета, который сейчас доступен для подавляющего большинства студентов, независимо от того где они находятся. Эти электронные средства используются для распространения учебного материала, содержание студентов в общении с учителями и обеспечения доступа к общению между учениками. Конечно, дистанционное обучение может использовать другие технологические форматы, включая телевидение, DVD-диски, телеконференции и материал для печати, но непосредственность и функциональность веб-обучения сделали его первым выбором для многих студентов, которые учатся на расстоянии. Онлайн-приложения часто используют ряд новых технологий, чтобы легче и эффективнее общаться и эффективно общаться, чем когда-либо прежде [4].

Дистанционное обучение значительно облегчает для некоторых студентов дополнительную подготовку, одновременно балансируя между работой и семейными обязательствами. Поскольку время, когда работа в классе может быть завершена, является гибкой, поскольку большинство программ дистанционного обучения позволяют студентам работать где им удобно и в удобное время, многие студенты могут завершить свою работу в часы, когда они свободны. С большей гибкостью приходит больше ответственности со стороны ученика. Учащиеся должны научиться работать самостоятельно и без постоянного руководства и контроля, делая дистанционное обучение вызовом для тех, кто не легко самомотивируется [2, с. 3021.

Дистанционное обучение также является прекрасным инструментом в повышении квалификации работников. Эти технологии являются поддержкой для обучения для всех возрастных групп, дистанционное обучение стало растущей модой для многих студентов, получающих высшее образование.

Это дает вам возможность продолжить обучение на любом этапе вашей жизни, но, как и любой другой вид обучения, дистанционное обучение имеет некоторые преимущества и недостатки.

Как и любая образовательная программа, дистанционное обучение приходит с множеством плюсов и минусов. Прежде чем вступать в любую программу дистанционного обучения, убедитесь, что вы внимательно рассмотрели ее, чтобы быть уверенными, что вы получите образование, которое соответствует вашим личным потребностям, сильным сторонам и целям карьеры.

В отличие от того, что большинство из нас чувствует, преимущества намного больше, чем недостатки дистанционного обучения. Есть некоторые преимущества дистанционного образования.

Одним из главных преимуществ дистанционного образования является гибкость, которую оно предоставляет студентам. Дистанционное образование дает возможность людям, которые могут столкнуться с трудностями посещать традиционные учреждения, такие как мамы, находящиеся в декрете, люди, работающие на полный рабочий день или военные. Многие онлайн учебных программ позволяют работать на своем собственном месте, так что вы можете подобрать свой график обучения. Гибкость в программе дистанционного обучения дает возможность учиться, не вмешиваясь в вашу личную жизнь. Если вы работаете, тогда вы всегда можете спланировать обучение вокруг особенностей вашей жизни, не влияя на какую-либо часть жизни. С курсами дистанционного обучения студенты могут завершить свою курсовую работу с любого места, при условии наличия компьютера и подключения к интернету. Это позволяет студентам работать, когда и где это удобнее для них без необходимости посещать кампус.

Дистанционное образование Китая имеет давнюю историю и прошло через такие этапы развития как заочное обучение (50-е гг., ХХ в.), телевизионные образовательные программы (60-е гг., ХХ в.), Интернет (90-е гг., ХХ в.). Так, первыми высшее дистанционное образование в КНР начали осуществлять Народный университет Китая (1952) и Северо-Восточный педагогический институт, позже к ним присоединились различные вузы в области естественных и технических наук, агрономии, медицины, литературы, финансов, юстиции, педагогики и спорта. Заочники учились самостоятельно в свободное от работы время. Для чтения лекций вузы использовали методы связи, часть вузов проводила короткие коллективные учебные курсы и консультации. К 1962 году количество вузов с заочной формой обучения выросло до 123, количество студентов-заочников составило 189000 человек, что составляет 28% от всех студентов обычных ВУЗов.

В марте 1960 года в Пекине был создан первый радио-телеуниверситет, который проводил дистанционное образование с помощью радио, телевидения, печатных изданий и других средств массовой информации. А в 1986 году было открыто Китайское телевизионное обучение (CETV). В 90-х годах конца ХХ века в Китае вместе с развитием компьютерной техники и интернета началось и современное дистанционное образование. Так, в 1997 году был открыт первый сетевой университет (Хунаньский университет) [7, с. 1501. Вместе с тем Центральным теле-радиоуниверситетом осуществлялось прямое вещание лекций, слушатели и зрители имели возможность по телефону или с помощью электронной почты общаться с педагогами, задавать им вопросы, таким образом осуществлялось взаимное общение.

В 2000 году китайское телевидение открыло платформу спутниковой широкоречной трансляции средств массовой информации. Благодаря чему зрители получили возможность, не выходя из дома, выбрать любую тему из более чем 30 предложенных тем дистанционного обучения [81.

Поэтому, дистанционное образование в Китае имеет давнюю историю и прошло через такие этапы: заочное обучение (50-е гг., ХХ в.), телевизионные образовательные программы (60-е гг., ХХ в.), Интернет (90-е гг., ХХ в.). Основными преимуществами высшего дистанционного образования Китая являются: профессиональная подготовка лицами любого возраста разных социальных слоев населения, использование нетрадиционных методов обучения (радио, телефон, телевизионные учебные классы, Интернет, онлайн дискуссии и др.) и вместе с этим возможность самостоятельно обучаться в свободное время.

Сегодняшний Китай, рассматриваемый как самая перспективная из стран в мире, занимает ведущее место как в сфере культуры и образования, так и на мировом рынке. Именно с этой целью дистанционные занятия в учреждениях высшего образования Китая проводятся с использованием цифровых технологий, поэтому одной из первоочередных задач страны становится модернизация организации учебного процесса, разработка специальных учебных материалов и технологий. Учреждения среднего и высшего образования Китая организуют и проводят занятия с использованием программного обеспечения, имеющих функции видеоконференций, скринкастингу (Zoom, DingDing Talk) [81, а также обмена аудио-, видео-материалами и текстовыми сообщениями (QQ, WeChat) [31. Некоторые колледжи и университеты разработали более сложные информационные системы с обязательной регистрацией в специальной базе данных, в которой размещены лекционные и практические занятия преподавателей в формате видео.

Дистанционное обучение в России является чрезвычайно актуальным учитывая не только большое количество желающих получить высшее образование, но и повысить квалификацию, пройти переподготовку и тому подобное. В рамках реализации национального проекта «Образование» в Российской Федерации в ближайшие пять лет на модернизацию образования будет направлено 784,5 млрд рублей [51. Одна из целей национального проекта - войти в топ-10 стран мира по качеству общего образования. Срок реализации проекта - с января 2019 года до конца 2024 года [51.

Сегодня высшими учебными заведениями страны предлагаются различные учебные курсы в режиме реального времени, которые основываются на расходящихся образовательных платформах. Однако по степени использования систем виртуального образования их можно разделить на те, работа которых строится исключительно на интернет-технологиях и те, которые сочетают традиционные формы с технологическими интернет-нововведениями. Сегодня в России преобладают высшие учебные заведения, в которых имеются

факультеты дистанционного образования и возможность получить знания практически по всем дисциплинам или специальностям на отдельных факультетах этих учебных заведений. Итак, наблюдается своеобразная преемственность дистанционного обучения с традиционной системой образования, которая имеет не только положительные, но и негативные последствия для получения знаний.

По данным исследования российского рынка онлайн-образования и образовательных технологий [91, объем рынка образовательных услуг в России в 2016 году составил 1,8 трлн рублей (около 27,5 млрд долларов), а к 2021 году он должен достичь 2 трлн рублей. В 2016 году только 1,1% (20,7 млрд руб.) рынка образовательных услуг приходилось на онлайн-образование, а в 2021 году этот показатель должен вырасти почти в 2,5 раза. При этом наибольшую долю (10,9%) общего объема рынка онлайн-образования занимает дополнительное профессиональное образование, 10,7% - языковое образование, 6,8% - дополнительное школьное образование, и только 4,4% объема рынка онлайн-образования приходится на высшее образование.

При этом образовательные стартапы, созданные в Китае в рамках дистанционного образования, уже привлекли общий объем инвестиций, в размере 2,62 миллиарда долларов в 2019 году. Для сравнения, в 2018 году инвестиции в китайские EdTech-стартапы составили 2,28 миллиарда долларов [81.

Помимо финансовой успешности внедрения дистанционных технологий в школы и вузы Китая, КНР может похвастаться еще одним достижением - быстрым переходом на дистанционное обучения во время пандемии коронавируса. Так, основной проблемой дистанционного образования, помимо необходимости доступа в Интернет, является то, что подготовка к преподаванию курса онлайн в первый раз обычно занимает несколько месяцев. Но во время пандемии коронавируса преподаватели в институтах Китая сделали это менее чем за три недели - замечательный подвиг. Педагоги в Китае предложили, как легко перейти на дистанционное обучение:

1. Необходимо четко знать возможности своей информационной системы для студентов. Хорошая цифровая платформа может в значительной степени имитировать проведение занятий в классе, и эта технология становится гораздо более важной после закрытия физических школ.

2. Необходимо увеличение пропускной способности. Не все студенты имеют дома компьютеры или смартфоны. Чтобы обеспечить широкий доступ к урокам, китайские государственные телевизионные каналы транслируют уроки начальной школы на национальном уровне.

3. Китайцами применялся подход «все руки на виду», когда дело доходит до общения. Учителя в Китае используют все средства коммуникации, чтобы поддерживать контакт со своими учениками. Лекции и уроки проводятся по телевидению и на различных платформах управления школьным обучением, а дополнительные объяснения могут быть получены через групповой текст в популярных мультимедийных приложениях обмена сообщениями. Когда этого недостаточно, прямые телефонные звонки и текстовые сообщения студентам и родителям обеспечивают личное внимание и помогают заполнить пробелы.

Дистанционные занятия в учреждениях высшего образования Китайской Народной Республики проводят с помощью мобильных технологий, которые позволяют создать все условия для полноценной работы в сфере образования. Таким образом, одной из первоочередных задач Китая становится поиск новых методов и способов организации учебного процесса, создания специальных учебных материалов и технологий, которые бы использовались в мобильных устройствах. Занятия в учреждениях высшего образования Китая в основном проходят при помощи использования программного обеспечения с функциями видеоконференций, записи видео с экрана (Zoom, Dingding Talk) [7], а также обмена аудио-, видео-материалами и текстовыми сообщениями (QQ, Wechat) [31.

4. Есть план для студентов, которые не могут иметь доступ в интернет или не обладают достаточными навыками в онлайн-технологиях. Зная, что некоторым ученикам будет трудно адаптироваться к работе на дому, школы должны иметь план, который вовлекает их и их родителей через регулярные телефонные звонки и другие коммуникации.

Для эффективного дистанционного обучения Китай использует следующие сайты: Canvas, Blackboard, Moodle, Zoom та Skype. Многие китайские педагоги пользовались такими сайтами, как Google и YouTube, используя виртуальные частные сети. Но навыки российских педагогов в данных системах зачастую заставляют желать лучшего.

Итак, в сравнении с традиционным обучением (классно-урочная система) дистанционное обучение требует более серьезного дидактического обеспечения. Поскольку нет специализированных учебных пособий и учебников, адаптированных к специфике и условиях дистанционного обучения, конкретных учебных целей и особенностей ученического контингента. Поэтому мы предлагаем использовать интернет-ресурсы, которые являются общем доступе. В частности, при преподавании дисциплин естественно-математического цикла во время дистанционного обучения целесообразным является использование интерактивных компьютерных моделей (симуляций) в комплексе с индивидуальными задания к этим моделям.

Внедрение современных информационных технологий в высшей школе, разработка нового цифрового образовательного контента наряду с профессиональной подготовкой преподавателя «будущего» являются одними из основных задач современного высшего экономического образования Китая на ближайшие годы в русле трансформации социально-экономического уклада страны и ее перехода к цифровой экономике, а российское образование, в свою очередь, может использовать этот опыт для своего дальнейшего развития.

Выводы. Итак, были рассмотрены особенности традиционного и дистанционного образования в России и Китае. Хотя дистанционное образование является очень гибкой и удобной формой обучения, она все еще не может обеспечить опты, получаемый учащимися при традиционной форме обучения - причем, эта проблема характерна как в России, так и в Китае. Работа с другими учениками, являясь частью общей образовательной среды и тесно сотрудничая с академическими наставниками, по-прежнему является ценной для многих учеников. Кроме того, некоторые курсы нельзя преподавать в интернете, и это вызывает определенные ограничения на дистанционное обучение.

Есть еще одна проблема, и она связана с технологией. Не каждый ученик знает, как хорошо посещать виртуальные аудитории. Большинство из них не имеют аппаратного и программного обеспечения для получения видео через Интернет. Многие учителя также неохотно переходят от традиционных методов обучения к технологически ориентированным подходам. Кроме того, нельзя гарантировать выполнение программ дистанционного обучения через интернет. Поскольку пропускная способность для среднего студента все еще низкая, а требования к аудио и видео высокие. Эти технологические вопросы необходимо решить.

Будущее дистанционного образования зависит, прежде всего, от творческого использования и развития новых технологий. Поскольку студенты становятся более осознанными о потенциал, развивает знания и навыки, легче и удобнее, потребность в новых материалах и презентационных средствах должна продолжать расти. Поэтому можно использовать опыт Китая, который успешно справился с переходом на дистанционное обучение по время пандемии коронавируса, а китайские педагоги оказались подготовленными к активному включению дистанционных технологий в образовательный процесс. Это прежде всего, владение информационными технологиями - причем, как со стороны педагога, так и ученика - рост пропускной способности информационных систем, подход множества каналов контакта между педагогами и учениками («все руки на виду»), а также наличие четких указаний и планов для тех, кто не имеет доступа в Интернет. Российское образование, в свою очередь, может использовать этот опыт для своего дальнейшего развития и активного внедрения дистанционных технологий в работу средних и высших учебных заведений.

Литература:

1. Брыкова Л.В. Традиционное и дистанционное обучение: за и против Л.В. Брыкова // Научные революции как ключевой фактор развития науки и техники. - 2020. - С. 19-22.

2. Бусарова О.Ф. E-learning и традиционное обучение / О.Ф. Бусарова // ББК 74.200. 53 П 842. - С. 302.

3. Гуринович, Н.И. Опыт дистанционного образования в КНР / Н. И. Гуринович // Картина мира через призму китайской и белорусской культур: сборник статей международной научно-практической конференции, Минск, 14 декабря 2018 г. / редкол.: М.В. Мишкевич (науч. ред.) [и др.]. - Минск: БГАТУ, 2019. - С. 150-153.

4. Козлова А.А. Традиционное и дистанционное образование: каковы перспективы развития в современном обществе / А.А. Козлова // Общество-наука-инновации: Сборник статей по итогам Всероссийской научно. - 2019. - №. 6. - С. 37.

5. Национальный проект «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 N 16)

6. Феськова Ю.Д., Бакуменко М.А. Дистанционное обучение в России: уровень развития, преимущества и недостатки / Ю.Д. Феськова, М.А. Бакуменко // Тенденции развития интернет и цифровой экономики. - 2019. - С. 102-103.

7. Цыренова М.И. Опыт использования массовых открытых онлайн-курсов при дистанционном обучении китайских студентов во время эпидемии COVID-19 / М.И. Цыренова // Modern humanities success/успехи гуманитарных наук. - С. 31.

8. Jeremy Goldkorn, Anthony Tao, Lucas Niewenhuis, and Jiayun Feng (February 27, 2020). Chinese Schools Embrace Distance Education Amid Coronavirus Outbreak. Retrieved 22 03, 2020, from: https://supchina.com/2020/02/27/chinese-schools-embrace-distance-education-amid-coronavirus-outbreak/

9. Research of the Russian Market of Online Education and Educational Technologies Available at: http://www.ewdn.com/ files/russian_edtech_part1.pdf (accessed 21.09.2020)

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета начальных классов Рамазанова Эльмира Алиевна

Дагестанский государственный педагогический университет (г. Махачкала)

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В настоящей статье рассмотрен ряд путей совершенствования работы учителя по формированию эстетической культуры учащихся начальной школы. Исследованы роль и место эстетического образования в процессе формирования всесторонне развитой личности. Подвергнута изучению роль профессиональных качеств современного учителя начальных классов в процессе совершенствования эстетического воспитания и образования. На основе изучения специальной литературы и педагогического опыта учителей-практиков рассмотрен потенциал различных учебных предметов и форм внеурочной деятельности в решении вопроса дальнейшего совершенствования эстетического образования младших школьников.

Ключевые слова: учитель начальных классов, начальная школа, младший школьный возраст, формирование эстетической культуры, эстетико-педагогическая профессиограмма.

Annotation. This article discusses a number of ways to improve the teacher's work on the primary school students aesthetic culture formation. Aesthetic education's role and place in the formation of a fully developed personality are investigated. The role of modern primary school teacher professional qualities in the aesthetic education improving process is studied. Based on the study of special literature and the practical teachers pedagogical experience, the potential of various academic subjects and forms of extracurricular activities in solving the problem of primary school children aesthetic education further improving is considered.

Keywords: primary school teacher, primary school, primary school age, formation of aesthetic culture, aesthetic and pedagogical professiogram.

Введение. В настоящее время особую актуальность приобретает проблема ухода подрастающего поколения в т.н. «виртуальную реальность». Данная тенденция может негативно повлиять на духовно-нравственные качества его представителей. В частности, ряд исследователей отмечает определённое снижение общего уровня культуры, характерное для детей школьного возраста [1-2; 6; 9; 12; 17-181.

В этой связи можно с определённой долей уверенности говорить о существенном возрастании необходимости формирования эстетической культуры школьников. Последнее будет основным предметом рассмотрения в настоящей работе.

Изложение основного материала статьи. Художественно-эстетическое образование важно начинать в младшем школьном возрасте. Последний является в этом смысле наиболее благоприятным, так как именно в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.