Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ'

ТЕХНОЛОГИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
310
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННОЕ ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЯЗЫКА / МОБИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЕ / СИНХРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / АСИНХРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / MODERN DISTANCE EDUCATION / DISTANCE LEARNING / DISTANCE LANGUAGE LEARNING / MOBILE LEARNING / INTERACTIVE LEARNING / ONLINE LEARNING / SYNCHRONOUS LEARNING / ASYNCHRONOUS LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фирсова А.В.

Дистанционное обучение предлагает прогрессивные возможности, методы и варианты для изучающих иностранный язык в качестве в период сложившейся ситуации, связанной с повсеместным переходом на онлайн обучение в современных изменяющихся условиях. Сегодня такой вид образования предлагает гибкую систему управления временем для учащихся в зависимости от их желаний, потребностей и вынужденных ограничений в учебе. Появление современных технологических программ и разработок направленных на развитие дистанционного обучения оказало значительное влияние на методику и стандарты образования. Важно не только изучать основные потенциальные области исследований, наблюдать за последними изменениями в процессе дистанционного обучения, но также признавать существующие современные методологии, анализировать возможные пробелы, предлагать варианты их устранения, то есть адаптировать их и применять, что является важным при использовании дистанционного обучения. В данной статье приведены основные работы, связанные с дистанционным изучением языка, на основании их значимых результатов. Также предложены некоторые рекомендации для будущих изысканий, которые дают возможность более широко взглянуть на данный вариант системы обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISTANCE LEARNING TECHNOLOGIES IN LEARNING FOREIGN LANGUAGES

Distance learning offers progressive opportunities, methods and options for foreign language learners in the current situation under the pressure of the widespread transition to online learning in today's changing environment. Today, this type of education provides a flexible time management system for students depending on their desires, needs and forced restrictions in their studies. The emergence of modern technological programs and developments aimed at the expansion of distance learning has had a significant impact on the methodology and standards of education. It is both important to study the main potential areas of research and to observe the latest developments in the distance learning process, but also to recognize existing modern methodologies, analyze possible blinks, suggest solutions to them, so to adapt and apply them as to be considered important when using distance learning. This article highlights the main works related to distant language learning, based on their significant results. Some recommendations valuable for future researches stated in this article allow taking a broader look at this kind of the education system.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ»

ТЕХНОЛОГИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ИЗУЧЕНИИ

ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

А.В. Фирсова, преподаватель

Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики (Россия, г. Новосибирск)

DOI: 10.24411/2500-1000-2020-11421

Аннотация. Дистанционное обучение предлагает прогрессивные возможности, методы и варианты для изучающих иностранный язык в качестве в период сложившейся ситуации, связанной с повсеместным переходом на онлайн обучение в современных изменяющихся условиях. Сегодня такой вид образования предлагает гибкую систему управления временем для учащихся в зависимости от их желаний, потребностей и вынужденных ограничений в учебе. Появление современных технологических программ и разработок направленных на развитие дистанционного обучения оказало значительное влияние на методику и стандарты образования. Важно не только изучать основные потенциальные области исследований, наблюдать за последними изменениями в процессе дистанционного обучения, но также признавать существующие современные методологии, анализировать возможные пробелы, предлагать варианты их устранения, то есть адаптировать их и применять, что является важным при использовании дистанционного обучения. В данной статье приведены основные работы, связанные с дистанционным изучением языка, на основании их значимых результатов. Также предложены некоторые рекомендации для будущих изысканий, которые дают возможность более широко взглянуть на данный вариант системы обучения.

Ключевые слова: современное дистанционное образование, дистанционное обучение, дистанционное изучение языка, мобильное обучение, интерактивное обучение, онлайн-обучение, синхронное обучение, асинхронное обучение.

Дистанционное образование является одним из широко применяемых видов обучения для людей, которые физически недоступны и взаимодействуют с учителем на расстоянии, так как они не находятся в традиционных класса. В данном варианте информационные технологии являются ведущим средством. При «гибридном» варианте обучения основой является дистанционная программа, в которой учащиеся должны быть доступны онлайн в определенное время. Этот тип системы обучения в значительной степени зависит от технологических достижений, предусматривающих интерактивность. Таким образом, чтобы максимально увеличить объем участия, используется спектр новых технологий, и по этой причине, электронное обучение также относится к этому виду обучения. Главной целью дистанционного формата обучения является обеспечение высоких стандартов и качества образования всех учащихся, у которых нет

возможности доступа к традиционному формату образовательного процесса по каким-либо причинам. Благодаря развитию и усовершенствованию современных электронных технологий дистанционное образование стало неоценимой и перспективной частью всеобщего образования и особенно изучения иностранного языка. Основными существующими вариантами реализации дистанционного обучения, представляющими интерес в данное время, являются две категории синхронного и асинхронного обучения, каждая категория имеет как ряд преимуществ, так и слабых мест. При использовании синхронного метода изучении языка все учащиеся одновременно подключены друг к другу в единую общедоступную сеть с разных точек доступа. Данный подход реализуется на практике с помощью видеоконференций и иных обучающих программ онлайн и в режиме реального времени. Такой подход называется «темповой моделью дистанци-

онного обучения». Синхронный тип обучения представляет собой один их самых широко используемых методов в учебном процессе. Это взаимодействие учеников и преподавателей в режиме реального времени. Данная модель обучения дает полное ощущение присутствия на заня-тии.Дистанционное изучение языка обеспечивает гибкую систему управления временем для учащихся, находящихся под давлением жизненных обстоятельств, сложившихся во время пандемии. Вариант получения образования от известных аккредитованных и лидирующих мировых университетов, и образовательных организаций стал доступным благодаря дистанционному изучению языка на расстоянии. В этом случае более адекватная и посильная оплата обучения в данных образовательных учреждениях является одним из движущих факторов в выборе дистанционного формата. Таким образом, дистанционное изучение языка изменило систему образования, превратив ее в экономически эффективный инструмент, при котором многие расходы студентов минимизируются, например, расходы на транспорт и учебные пособия. Стандарты качества обучения являются самым важным приоритетом. У учащихся появляется возможность проработать все свои недочеты и слабые места, изучая материалы каждой сессии в записи, выложенные в формате свободного доступа, в удобное для них время. Такой вариант устранения пробелов и недочетов на знаниях недоступен при традиционной форме образовательного процесса.

Данная статья представляет комплексный подход по средствам анализа и изучения различной литературы и статей, посвященных различным формам и аспектами дистанционного обучения иностранному языку, путем категоризации каждого вопроса в различных областях. Важно знать и иметь представление о различных подходах в этой области, обращая внимание, анализируя и делая выводы о предыдущих работах. Предпринята попытка сопоставить современные рекомендации с предыдущими работами. В статье освещены некоторые рекомендации и предложе-

ния, чтобы наглядно демонстрируют существующие и потенциальные проблемы в данной области исследований, которые требуют пристального внимания. Также подробно рассматриваются современные эксперименты в области дистанционного обучения языку, где предлагается ознакомиться с идеями и результатами самых новаторских и наиболее ценных работ. Целью данного исследования является определение важности и актуальности дистанционного образования, выявление потенциальных направлений в исследовании.

Ранние формы дистанционного обучения упоминаются еще в конце 19 века. «Корреспондентское обучение» возникло после появления почтовой связи. Почтовые сообщения использовались учениками и преподавателями для получения учебников, передачи переписки и выполненных заданий. Появление радио и телевидения внесло значительные качественные изменения в формат дистанционного обучения. Радио применялось для трансляции учебных материалов для учащихся в Европе. Данный способ стал значительным прорывом, количество учащихся по данной системе увеличилась многократно. Главным недостатком такого варианта образования было отсутствие обратной связи. Позднее разработка персональных компьютеров упростила автоматизацию дистанционных форм обучения. Появление высокоскоростного Интернет-соединения дала возможность широкого применения дистанционной технологии в образовательной среде. Для реализации и получения результатов любая программа дистанционного изучения языка должна соответствовать и удовлетворять потребности студентов. Хольм-берг [7] отметил, что дистанционное обучение может эффективно мотивировать учащихся, если цели программы соответствуют потребностям учеников. Анализ потребностей, учащихся является приоритетным, и каждое учебное заведение должно понимать и внедрять варианты реализации данной задачи. Сэмпсон [15, с. 103-118] рассматривал существенные потребности учащихся в программе дистанционного образования. Он установил, что ученики были довольны выделенным

временем в программе дистанционного обучения, выбором модуля и полученной обратной связью. Также было доказано, что видеоконференции в качестве синхронного инструмента поддержки дистанционного образования может приводить как к ухудшению устных навыков, при отсутствии должного взаимодействия между преподавателями и учениками, так и к увеличению количества устных и визуальных взаимодействий в случае активной обратной связи учителей с обучаемыми. Использование видеоматериалов приводит к увеличению взаимодействия, что дополнительно развивает когнитивные способности учеников и способствует более быстрому овладению иностранным языком.

Асинхронная система видеоконферен-цсвязи также широко применяется в программах дистанционного обучения языку. Ван [6, с. 591-630] исследовал проектирование задач в дистанционном обучении языку, поддерживаемом видеоконферен-цсвязью. С помощью программного обеспечения для видеоконференций под названием Встречи в сети или NetMeeting были изучены различные аспекты проектирования задач, такие как практичность, потенциал изучения языка, пригодность для обучения, аутентичность и положительное влияние. Автор подробно изучил все аспекты применения данного приложения в системе дистанционного обучения языку. Высокий уровень вовлеченности и мотивации учащихся в процесс обучения с использованием данной программы обеспечивает выполнение поставленных задач при помощи данной видеоконференцсвязи. Следует отметить, что уровень владения языком должен соответствовать уровню сложности предлагаемых заданий.

Вопрос автономии студента, способствующей развитию самостоятельности и личной мотивации студента также был исследован в рамках дистанционного обучения языку. Благодаря этому виду образования учащиеся получают возможность развивать особую внутреннюю корпоративную среду, которая, в основном, ориентирована на учащихся. Таким образом ученики могут развивать новые идентичности и убеждения в новой учебной среде.

Все учащиеся должны быть обучены и уметь адаптироваться в новым изменяющимся условиям обучения, максимально использовать образовательные ресурсы и обладать навыками их использования. Уайт [17, с. 97-110] утверждал, что независимость учащихся в управлении процессом обучения и принятии решений о своем образовании даст им прекрасную возможность для конструктивного взаимодействия с учителями. Кроме того, он утверждал, что идентичность учителя в дистанционном языковом обучении должна быть особенно обозначена, чтобы подчеркнуть, как различные идентичности могут повлиять на результаты курса. Он предполагает, что учебный опыт при использовании дистанционного языкового обучения, связан с умением учащихся конструировать учебную среду. В результате каждый ученик должен разработать свой собственный интерфейс с учебной ситуацией. Следует отметить взаимосвязь между учащимся и контекстом обучения. Тип курса одинаков для всех, но понимание, которое получает каждый ученик, различно. Влияние дистанционного изучения языка на личность, роли и мотивацию учащихся оказалось значимым. Херд [9, с. 303-329] утверждал, что, существует несовместимость между изучением языка по существу социального опыта и отдаленным характером дистанционного изучения языка. Более высокий уровень уверенности оказался результатом обучения на расстоянии, поскольку студенты показали большую мотивацию.

Дополнительные проблемы в процессе дистанционного обучения появились по причине различия функциональности различных технических устройств, а также по причине их отсутствия, таких как качественные микрофоны и различные интернет-провайдеры, которые учащиеся использовали и были необходимы для процесса обучения. Таким образом, более слабым ученикам необходимо уделять более пристальное внимание с методической стороны изучения языка, оказывая им дополнительную консультационную поддержку, все ученики должны выполнять поставленное задание, в противном случае даже самые мотивированные студенты находят

выполнение задания непосильным и трудоемким, теряя к нему интерес.

Одним из устройств, способных облегчить процесс обучения дистанционному изучению языка, является подкастинг. Этот вид современного дистанционного обучения является мобильным интерактивным способом обмена записанными аудио и видео файлами учеников с преподавателями и получения обратной связи относительно качества обучения. Учителя могут мотивировать учеников к использованию системы подкастинга разными способами:

- привлекать слушателей, приводя примеры, фото- и видеоматериалов. Это позволит учащимся заинтересоваться и проанализировать материалы подкаста;

- постепенно вводить подкасты, по частям. Для изучения потенциала и возможностей подкастов может потребоваться некоторое время. Изучение и использование частей веб-сайта поможет ученикам

проще адаптироваться к новому материалу;

- использовать высокое качество аудио-и видеоматериалов;

- быть осторожными с авторским правом;

- обеспечить техническую поддержку и своевременную обратную связь студентам, при возникновении проблем с использованием подкаста. Соблюдение данных рекомендаций улучшит качество обучения и взаимодействия учащихся с преподавателем при использовании подкастинга. Многие зарубежные исследователи [2, с. 7695], [3, с. 43-52] считают, что подкастинг является устройством, способным улучшить и облегчить процесс обучения дистанционному изучению языка. Изучив влияние подкастинга можно смело утверждать, что данный инструмент методики изучения иностранного языка предлагает отличную поддержку и соответствует всем образовательным и академическим целям, и может использоваться для загрузки и обмена записанными видеоматериалами, аудиофайлами, ссылками и программным обеспечением для всех учеников, использующих различные варианты и расписание дистанционного изучения языка. Это уст-

ройство позволяет прослушивать и/или просматривать все записанные файлы и сессии в любое удобное для учащегося время, таким образом компенсируя отсутствие сеанса в любом образовательном пространстве. Такой вид деятельности способствует развитию критического мышления, давая учащимся возможность взаимодействовать друг с другом, делится своим мнением, оставлять комментарии к каждой загруженной записи. Это обеспечивает обратную связь и непрерывность коммуникационной цепочки. Любое средство и методика образования должны оценивать отношение, восприятие и чувства, учащихся к нему. В работах некоторых исследователей [11] говорится о различном отношении студентов к использованию техники подкастинга. В основном учащиеся положительно высказывались и одобряли использование техники подкас-тинга в программе дистанционного обучения языку. У учащихся, использующих подкастинг, наблюдался более высокий уровень вовлеченности и позитивной самомотивации, по сравнению с теми, кто его не использовал. Подкастинг позволяет студентам изучать и просматривать нужный материал многократно, и дает возможность тщательно изучить заданные темы и вопросы и лучше подготовиться к экзаменам. Учащиеся, не пользовавшиеся подкастингом, заявляли, что не знание и неумение использования подкастов привело их к отказу от данной формы обучения и повлекло их к осознанному выбору традиционной системы подготовки в классах [11]. Инструменты доставки подкас-тов, таких, как водкастинг и видеоводка-стинг способствуют развитию устной речи и расширению лексического запаса в системе дистанционного обучения иностранных языков. Аудиоблоги, различные варианты загрузки аудиофайлов и их обмена между учащимися считаются также улучшающими аудиовизуальное восприятие языкового материала. Данные дистанционные технологии мотивируют учащихся на совместную деятельность в информационном пространстве, что приводит к повышению качества усвоения учебного материала.

Использование современного технологичного приложения мобильного помощника MALL (Mobile Assisted language learning) предлагает учащимся дистанционное изучение иностранного языка, используя различные мобильные портативные устройства: мобильные телефоны, MP3^ MP4-плееры, другие компактные электронные интерактивные приборы. Приложение MALL представляет собой разные виды дистанционного компьютерного и мобильного обучения языку. Программа MALL помогает учащимся получать доступ к учебным материалам по языку и быть на связи со своими учителями и сверстниками круглосуточно в любом месте. MALL обеспечивает свободный доступ к обучению, где имеется устойчивая мобильная связь. Это позволяет учащимся проработать различные языковые навыки и получить недостающую информацию в любой необходимый момент.

Дополнительным средством в системе дистанционного обучения внимание уделялось системе коротких сообщений или СМС. Увеличение и запоминание большего объема активной лексики доказало положительный эффект использования системы таких сообщений. Как и система коротких сообщений, мультимедийная система обмена сообщениями или MMS также была протестирована в виде дистанционной формы в целях развития взаимодействия и коммуникации между студентами. В исследовании [13] при изучении использования мобильных технологий для развития навыков говорения при изучении иностранного языка, учащиеся были распределены на две группы. Группа использовавшая мобильные технологии превзошла ту, в которой эта технология не использовалась. Было также обнаружено достаточное улучшение знаний грамматических конструкций и активное их использование. Учащиеся использовали возможность обсуждать и делиться новой лексикой.

Основными существующими барьерами в формате дистанционного изучения языка являются различные учебные, психологические и логистические препятствия. Су-

ществует проблема с использованием самой технологии обучения и способом ее реализации. Главными препятствиями являются отсутствие подготовки учащихся, отсутствие опыта использования дистанционных технологий, а также дефектные или устаревшие устройства [12, а 123134]. Учебные заведения несут ответственность за осуществление и применения дистанционного обучения иностранному языку, за предоставление современного лицензированного технологического оборудования и программ. Свободный доступ учащихся к электронной библиотеке и другим образовательным онлайн ресурсам обеспечивает повышение мотивации, скорости и качества образовательного дистанционного процесса.

В данной статье были изучены и рассмотрены основные направления исследований в области дистанционного обучения иностранному языку по средствам анализа ранее выполненных работ и рекомендаций в этой сфере для будущих исследований. Вопрос дистанционных форм обучения является одним из актуальных в настоящее время, понимание пробелов и недостатков в этой области особенно важно для усовершенствования процесса обучения и достижения оптимальных результатов. Так как данный формат образования является новаторским и еще недостаточно развитым, существует много вопросов и проблем, которые необходимо исследовать. Вопросы разработки, внедрения и использования более технологичных, качественных, удобных и простых в использовании приложений, и устройств, которые будут в свободном доступе облегчать и улучшать процессы дистанционного обучения. Для большей части учащихся и преподавателей программа дистанционного изучения языка является новой и малоизученной и, возможно, стрессовой. Дополнительные исследования этих вопросов помогут мотивировать и снизить уровень тревожности и беспокойства как учащихся, так и преподавательского состава, что качественно повлияет на образовательный процесс в общем.

Библиографический список

1. Ковальчук С.П. Дистанционное обучение. - М., 2005. - 156 c.

2. Abdous M., Camarena M., Facer B. MALL technology: Use of academic podcasting in the foreign language classroom // RECALL Journal. 2009. Vol. 21. № 1. pp. 76-95.

3. Abdous M., Facer B., Yen C-J. (2012). Academic effectiveness of podcasting: A comparative study of integrated versus supplemental use of podcasting in second language classes // Computers & Education, Elsevier. 2012. Vol. 58. pp. 43-52.

4. Blake R.J. Bimodal CMC: The Glue of Language Learning at a Distance // CALICO Journal. 2005. Vol. 22. №3.

5. Chan W-M., Chen I., Dopel M. Podcasting in foreign language learning: Insights for pod-cast design from a developmental research project. In M. Levy et al. (Eds.). WorldCALL: International Perspectives on computer-assisted language learning. New York, NY: Routledge, 2011.

6. Chan W-M., Chi S-W., Chin K-N., Lin C-Y. Students' perceptions of and attitudes towards podcast-based learning: A comparison of two language podcast projects // Electronic Journal of Foreign Language Teaching. 2011. Vol. 8.

7. Holmberg, B. Growth and structure of distance education. Kent, England: Croom Helm, 1986.

8. Hoffman S.J. Teaching the Humanities Online: A Practical Guide to the Virtual Classroom: Routledge, 2010.

9. Hurd, S. Towards. A better understanding of the dynamic role of the distance language learner: learner perceptions of personality, motivation, roles, and approaches. Distance Education. 2006. Vol. 27. №3. pp. 303-329.

10. Lazzari, M. Creative use of podcasting in higher education and its effect on competitive agency // Computers & Education. 2009. Vol. 52. № 1.

11. Martin M., Beckmann E. Simulating immersion: Podcasting in Spanish teaching. In B. Facer & M. Abdous (Eds.). Academic podcasting and mobile assisted language learning: Applications and outcomes. 2011.

12. McCombs S. & Liu Y. The Efficacy of Podcasting Technology in Instructional Delivery // International Journal of Technology in Teaching and Learning, 2007. Vol. 3. №2. pp. 123-134.

13. Perez B., Vigil M., Nikleva D., Jimenez Jimenez M., Lopez-Mezquita Molina M-T., del Pino Morales F., & Sanchidrian Rodriguez L. The Esepod project: Improving listening skills through mobile learning. ICT for Language Learning International Conference, 2011.

14. Sampson, N. (2003). Meeting the needs of distance learners // Language learning and technology, 2003. Vol. 7. №3. pp. 103-118.

15. Wang, Y. Supporting synchronous distance language learning with desktop videoconferencing // Language Learning and Technology. 2004. Vol. 8. №3. pp. 90-121.

16. Wang, Y. Task Design in Videoconferencing supported Distance Language Learning // CALICO Journal, 2007. Vol. 3. pp. 591-630.

17. White, C.J. Innovation and identity in distance language learning and teaching// Innovation in language learning and teaching, 2007. Vol. 1. №1. pp. 97-110.

DISTANCE LEARNING TECHNOLOGIES IN LEARNING FOREIGN LANGUAGES A.V. Firsova, Lecturer

Siberian State University of Telecommunications and Informatics (Russia, Novosibirsk)

Abstract. Distance learning offers progressive opportunities, methods and options for foreign language learners in the current situation under the pressure of the widespread transition to online learning in today's changing environment. Today, this type of education provides a flexible time management system for students depending on their desires, needs and forced restrictions in their studies. The emergence of modern technological programs and developments aimed at the expansion of distance learning has had a significant impact on the methodology and standards of education. It is both important to study the main potential areas of research and to observe the latest developments in the distance learning process, but also to recognize existing modern methodologies, analyze possible blinks, suggest solutions to them, so to adapt and apply them as to be considered important when using distance learning. This article highlights the main works related to distant language learning, based on their significant results. Some recommendations valuable for future researches stated in this article allow taking a broader look at this kind of the education system.

Keywords: modern distance education, distance learning, distance language learning, mobile learning, interactive learning, online learning, synchronous learning, asynchronous learning.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.