Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ВЛИЯНИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1937
265
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ОПРОС РОДИТЕЛЕЙ / DISTANCE LEARNING / YOUNGER STUDENTS / PARENT SURVEY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мамедова Лариса Викторовна, Никифорова Вера Валерьевна

В данной статье рассматривается влияние дистанционного обучения на формирование личностных качеств младших школьников. Дистанционное обучение является вынужденной необходимой мерой противодействия новой короновирусной ифекции, которая прочно вошла в нашу жизнь. Наиболее серьезно оно влияет на слои населения, которые находятся в процессе обучения - на школьников и студентов. В силу некоторой сформированности и устойчивости психики, студенты и учащиеся средней и старшей школы легче переносят такой период обучения, чего нельзя сказать об учащихся младших классов. Поскольку дети младшего школьного возраста нуждаются в общении с коллективом класса и учителем напрямую, дистанционное обучение очень сильно влияет на процесс формирования личностных качеств детей. Отсутствие живого общения, жизненных ситуаций, которые могут возникнуть только в школе, и почвы для формирования личности ребенка, может в будущем оказать на эту личность негативное влияние. Возможность этого, а также возможности оказания позитивного влияния на формирование личностных качеств у младших школьников в период дистанционного обучения я и собираюсь рассмотреть в статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мамедова Лариса Викторовна, Никифорова Вера Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF DISTANCE LEARNING ON THE FORMATION OF PERSONAL QUALITIES OF YOUNGER SCHOOL CHILDREN

This article examines the influence of distance learning on the formation of personal qualities of younger students. Distance learning is a compulsory necessary measure to counter the new coronavirus infection, which has firmly entered our lives. It most seriously affects the segments of the population who are in the learning process -schoolchildren and students. Due to a certain formation and stability of the psyche, students and pupils of middle and high school more easily tolerate such a period of study, which cannot be said about junior school students. Since children of primary school age need to communicate directly with the classroom and the teacher, distance learning greatly affects the process of forming the personal qualities of children. The lack of live communication, life situations that can arise only at school, and the basis for the formation of a child's personality may in the future have a negative impact on this personality. The possibility of this, as well as the possibility of positively influencing the formation of personal qualities in younger students during the period of distance learning, I am going to consider in the article.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Влияние дистанционного обучения на формирование личностных качеств младших школьников

Мамедова Лариса Викторовна,

кандидат педагогических наук, зав. кафедры Педагогики и методики начального обучения ТИ (Ф) СВФУ имени М.К. Аммосова

E-mail: larisamamedova@yandex.ru

Никифорова Вера Валерьевна,

студент, кафедры Педагогики и методики начального обучения ТИ(Ф) СВФУ имени М.К. Аммосова E-mail: vera-pavlova-94@list.ru

В данной статье рассматривается влияние дистанционного обучения на формирование личностных качеств младших школьников. Дистанционное обучение является вынужденной необходимой мерой противодействия новой короновирусной ифекции, которая прочно вошла в нашу жизнь. Наиболее серьезно оно влияет на слои населения, которые находятся в процессе обучения - на школьников и студентов. В силу некоторой сформированности и устойчивости психики, студенты и учащиеся средней и старшей школы легче переносят такой период обучения, чего нельзя сказать об учащихся младших классов.

Поскольку дети младшего школьного возраста нуждаются в общении с коллективом класса и учителем напрямую, дистанционное обучение очень сильно влияет на процесс формирования личностных качеств детей. Отсутствие живого общения, жизненных ситуаций, которые могут возникнуть только в школе, и почвы для формирования личности ребенка, может в будущем оказать на эту личность негативное влияние. Возможность этого, а также возможности оказания позитивного влияния на формирование личностных качеств у младших школьников в период дистанционного обучения я и собираюсь рассмотреть в статье.

Ключевые слова: дистанционное обучение, младшие школьники, опрос родителей.

о с

U

сэ см о см

Актуальность работы обоснована эпидемиологической ситуацией во всём мире, в том числе России, в связи с распространением COVID-19, которое вынуждает переводить на дистанционное обучение школьников. В силу особенностей психолого-физического развития детей младшего школьного возраста ими наиболее сложно воспринимается такой формат обучения. В связи с этим становится насущной проблема изучения влияния дистанционного обучения на формирование личностных качеств младших школьников.

ФГОС НОО определяет следующие личностные качества выпускника начальной школы: «любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни» [7, с. 5-6].

Необходимость самоизолироваться и перейти на дистанционное обучение для младшего школьника не могла не повлиять на формирование личностных качеств учащихся начальной школы. Лабораторией НИУ ВШЭ в апреле 2020 года было проведено исследование, в котором приняло участие 22600 учителей [5]. Опрос показал, что работу учителей осложняли низкая скорость интернета и отсутствие технических устройств у учащихся. Так, в сельской местности у 92% учащихся нет оборудования для проведения видеоконференций. Между тем такая форма обучения предполагает диалог между учителем и учениками, ведь визуальный облик учителя, его живая речь, сопровождает знакомство с учебным материалом. Учитель может пользоваться в процессе занятия различными видами наглядности, комментируя изображение. Всё это позволяет ученику развивать свою любознательность, активно и заинтересованно познавать мир. Необходимо учитывать, что ученик начальной школы ещё часто непосредствен и непоседлив. Поэтому привлечение наглядности, возможность вступить в диалог, обсуждая учебный материал, для ребёнка этого возраста важна. Исследование же показало неравенство в реализации возможностей для учащихся сельских школ, которые не могут принять участие в видеоконференции.

В качестве примера исследователи привели ответ учительницы, которая пишет, что в их семье лишь один ноутбук, за которым занимается вначале её сын, ученик одиннадцатого класса, затем девятиклассник. Можно заметить, что выпускник школы сдаёт ЕГЭ для дальнейшего получения профессионального образования, поэтому он занимается в первую очередь. Если бы в семье был ученик начальной школы, то, возможно, он бы смог заниматься в последнюю очередь.

Исследователи приводят в пример комментарии учителей, в которых отмечается, что физкультуру онлайн преподавать невозможно. При этом необходимо заметить, что и до перехода на дистанционное обучение современный ученик начальной школы вёл малоподвижный образ жизни, уделяя большую часть свободного времени гаджетам, приобретая зависимость от компьютера. Так, А.М. Спринц и О.Ф. Ерышев считают, что пристрастие детей, начиная с дошкольного возраста, к компьютерным играм может стать патологическим феноменом, преобразуясь в зависимость [6]. С дошкольного возраста, по наблюдениям исследователей, современный ребёнок вместо подвижных игр на свежем воздухе, занятий спортом, процесса познавания нового, которое он может почерпнуть, непосредственно наблюдая за окружающим миром, проводит время за игрой на компьютере. Если такая тенденция у конкретного ребёнка развивается, то в начальной школе ученик ещё более привязывается к подобному времяпрепровождению. Уроки же физкультуры позволяют ученику проявить двигательную активность: прыгать, координировать свои действия, соревноваться со сверстниками и т.д. Всё это в будущем должно формировать у ученика желание вести здоровый образ жизни, чтобы человек был красивым, сильным. Во время же дистанционного обучения учителя писали, что невозможно учить детей хореографии удалённо.

В то же время Н.Ю. Марчук, исследуя психолого-педагогические особенности дистанционного обучения, утверждает, что оно способно преодолеть недостатки традиционного обучения [3]. С точки зрения автора работы, современные технологии способствуют развитию творческих способностей обучающегося, стремлению узнавать новое, потому что сейчас больше источников информации.

Ю.М. Михайлова и Е.П. Федотова замечают, что сегодняшние дети стремятся к общению с помощью электронных средств [4]. Ученики могут извлечь ответ из интернета. Они быстро воспринимают короткие тексты, уверенны в себе, любознательны, способны справляться с несколькими делами сразу, готовы общаться с окружающими, не испытывая стеснения. Поэтому, с точки зрения этих авторов, нынешнее поколение школьников готово к дистанционному обучению, однако Ю.М. Михайлова и Е.П. Федотова предупреждают о том, что при итоговой аттестации родители могут помочь ребёнку выполнить работу, хотя это препятствует развитию самостоятельности у ученика младших классов.

Кроме того, Ю.М. Михайлова и Е.П. Федотова обращают внимание на образовательные технологии, которые рекомендуется использовать при организации обучения на основе ИКТ. В частности, ими отмечена технология развивающего обучения. Используя её, учитель может предлагать задания, которые мотивируют ученика быть активным. Так, в первом классе на уроке русского языка учащиеся знакомятся со структурой предложения. Учитель может предложить упражнение, цель которого заключается в пропедевтике главных членов предложения, определении, верно ли построены предложения:

1. Белка спрятались вот за тем кустом. 2. Учитель вести урок. 3. Все ученики пошёл на перемену.

В ответах учащиеся должны пояснить, что белка одна, поэтому верно сказать о нём, что она спряталась. Учитель (что делает?) ведёт урок. А так непонятно, ведёт или вёл урок. Просто вести. Верный ответ при анализе 3-го предложения: все ученики пошли на перемену, так как там имелся в виду не один человек.

Это задание, требующее найти ошибку, мотивирует ребёнка искать её. Логически можно сделать вывод, что речь человека должна быть связная.

Авторы работы также рекомендуют использовать при реализации дистанционного обучения исследовательские и проектные методы. Например, на уроке русского языка, цель которого - изучение орфографического правила, можно вначале урока предложить учащимся составить упражнение на его закрепление. Поэтому учащиеся вначале должны осознать, что они не умеют применять это правило. Тогда они вначале читают правило, закрепляют его с помощью системы упражнений, лишь затем составляют своё упражнение. Можно предложить учащимся общение в чате, для того чтобы они выполнили задание лучше, учась работать в группе. Так ребёнок учится доброжелательно общаться, прочитывая сообщения своих одноклассников, реагируя на них словесно или с помощью других средств, в том числе графических, обосновывать свою позицию, высказывая своё мнение.

С.А. Котова и Е.А. Булаева изучают организацию дистанционного обучения в начальной школе [2]. Исследователи при написании работы в 2015 году, то есть до решения о самоизоляции, утверждают, что ещё в начальной школе дистанционное обучение пользуется популярностью. Авторы после анализа опыта дистанционного обучения в начальной школе Санкт-Петербурга отмечают: «Изначально дистанционное обучение воспринималось как вынужденная мера, однако в настоящий момент оно приобретает популярность среди учащихся школ, начиная с младшего школьного возраста. Подобные методы работы выбирают родители не только для детей с ограниченными возможностями здоровья или желающих получать образование в определенных учебных учреждениях,

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

о с

и

сэ см о см

но не имеющих возможности из-за территориальных условий получить высококвалифицированную педагогическую помощь. Многие используют дистанционные обучение для получения дополнительного образования. Дистанционное обучение предпочитают одаренные дети, нуждающиеся в индивидуальном темпе учебной деятельности и готовые к усвоению значительных объемов новой информации, а также дети из религиозных семей или семей, принадлежащих различным общинам, которые не воспринимают школу как должный институт социализации и всячески ограничивают нахождение детей в подобных учреждениях. Таким образом, можно говорить о растущей потребности дистанционного взаимодействия, начиная с первых этапов обучения» [2, с. 38].

Соглашаясь с выводами С.А. Котовой и Е.А. Бу-лаевой, можно заметить, что дистанционное обучение даёт возможность ученикам, и ученикам начальной школы в том числе, заниматься в удобное для них и учителя время независимо от многих условий, которые необходимо соблюдать в традиционной школе. Поэтому ученик может с семилетнего возраста готовить себя к профессиональной спортивной или творческой деятельности, в которую, как известно, человек, избравший эту стезю, включается рано. Кроме того, ученик может путешествовать вместе с родителями, если у него такая возможность. Всё это даёт возможность развивать те личностные качества ученику, которые востребованы учеником и его родителями.

Об обучении в традиционной массовой школе ещё сложно сказать, что образовательная среда доставляет психологическую и физическую комфортность для ученика. Есть дети, страдающие от буллинга, испытывающие трудности в обучении и т.д. Можно предположить, что эти категории учащихся, а также их родители с удовольствием выберут дистанционное обучение, которое не будет травмировать психику ученика, позволит получить от учителя педагогическую помощь. С другой стороны, разнообразие специализаций школ позволяет ученику, выбрав дистанционное обучение, организовывать свою деятельность в соответствии с природными склонностями.

Особая же группа учащихся - это одарённые дети. Т.В. Доржиева исследует возможности использования дистанционного обучения для развития одарённых детей [6]. Автор работы делится опытом работы с такими детьми. Педагогическим институтом БГУ был выигран грант ПИ «Интернет-школа БГУ для одарённых детей «Концепция Развития Интеллектуальных Способностей Талантливых Активных Любознательных Людей».

Реализуя дистанционное обучение одарённых детей, преподаватели учебную информацию представляют с помощью мультимедийного формата: звука, анимации и т.д. Одарённый ребёнок иллюстрирует текст, который изучает, делая его личностным. Специальные мультимедийные элементы способствуют восприятию и запоминанию материала. Определённые мелодии настраивают

на тот или иной вид работы. Т.В. Доржиева пишет о том, что курс может использоваться многократно, так как, например, лекция может составить самостоятельный фрагмент занятия на повторение без усилий педагога. В основе курса может лежать расширенная модель презентации, которая даёт дополнительные возможности самоуправления познавательными процессами.

Т.В. Доржиева подчёркивает, что большую часть времени одарённые дети работают самостоятельно. При необходимости они формулируют вопрос и отправляют его преподавателю по электронной почте. Как можно заметить, дополняя описание работы Т.В. Доржиевой, преподаватели БГУ формируют у учеников владение основами умения учиться, способность к организации собственной деятельности. Эти личностные качества являются важнейшими для ученика начальной школы. В современных условиях уже в младших классах ученику необходимо самому получать информацию, формируя умение отличать достоверную, научную информацию от неточной, ставить вопросы, строить деловое общение.

Т.В. Доржиева утверждает, что преимущество дистанционного обучения в выстраивании индивидуальной образовательной траектории. При в работе с одарёнными детьми необходимо, как отмечает автор, учитывать уровень образовательных потребностей ученика, потому что такой ученик настроен на большее, на количество разнородной информации. Одарённый ученик отличается высокой мотивацией к обучению. Поэтому он самостоятелен и ответствен в процессе обучения.

Таким образом, анализ источников показывает, что в силу различных обстоятельств сегодня востребовано дистанционное обучение: особых образовательных потребностей учеников и их родителей, с распространением c0vlD-19 и необходимостью уйти на самоизоляцию и т.д. В зависимости от причин, побудивших перейти на дистанционное обучение, развитие личностных качеств обучающихся будет разным.

Нами было проведено исследование у учащихся второго класса муниципальной общеобразовательной школе после того, как было закончено дистанционное обучение, на которое были переведены учащиеся в связи с самоизоляцией. К марту 2020 года в классе обучалось 30 учащихся, из которых 12 мальчиков и 18 девочек, успеваемость -100 процентов, 35 процентов учащихся обучается на «4» и «5», 45 процентов учащихся из неполных семей или из семей, в которых в воспитании ребёнка участвует отчим. Двое детей из класса воспитывается опекуном.

Ко времени перехода на дистанционное обучение из 30 учащихся у четверых не было дома компьютера. Поэтому компьютер был приобретён с опозданием, то есть в процессе дистанционного обучения. Вначале эти ученики могли выходить в интернет лишь со смартфона.

Во время самоизоляции была проведена видеоконференция с родителями, во время которой

было объяснено, как будет проходить дистанционное обучение. Для исследования личностных качеств учеников родителям были предложены следующие вопросы:

- Нравится ли вашему ребёнку дистанционное обучение? Прокомментируйте, пожалуйста, ответ.

- Сколько времени ваш ребёнок тратит в среднем на выполнение домашнего задания?

- Сменял ли ребёнок умственную деятельность физической? Если да, какие именно физические упражнения делает ребёнок.

Было получено 28 анкетных данных, так как родители двух учеников так и нет ответили на вопросы. Из 28 анкет лишь в трёх был ответ: «Нашему ребёнку понравилось дистанционное обучение». В одной из анкет комментариев не было. В одной анкете мама ученика, обучающегося на «отлично», ответила, что ребёнку нравилось так заниматься, потому что ещё до начала самоизоляции Костя Э. иногда смотрел научно-популярные фильмы, познавательные передачи канала «Культура», репетитор по английскому языку отправлял ссылки по электронной почте на фильмы и т.д., то есть для ребёнка с высокой мотивацией к обучению дистанционная форма была в некоторой степени привычна. В третьей анкете был следующий ответ: «Миланке понравилось дистанционное обучение. Она всё радовалась, что в школу ходить не надо. А ребёнок-то только во втором классе! Она у нас непоседа». В остальных анкетах были ответы, которые поясняли, что ученики часто недопонимали материал, им хотелось идти в школу, чтобы пообщаться с одноклассниками; у троих детей из класса дни рождения были в апреле, а чаепития не было и т.д.

На второй вопрос о времени, в течение которого выполняется домашняя работа, были получены следующие ответы: в 19 анкетах - 30-40 минут, в 6 анкетах - примерно 60 минут, в 5-и - 1, 5 часа. При этом из 28 анкет лишь в 4-х был ответ, свидетельствующий о том, что смена деятельности у детей была. В четырёх семьях есть спортивные атрибуты: турник, гантели, тренажёр. Кроме того, один родитель либо оба выполняют различные физические упражнения: отжимание, планка и т.д.

Анализируя ответы, можно сделать вывод о том, что у учащихся не сформировано умение самостоятельно действовать, нет достаточной мотивации к обучению. Поэтому дистанционное обучение давалось сложно. Домашнее задание выполнялось некачественно, потому что за 30 минут выполнить домашнее задание по всем предметам невозможно. Ученики вели малоподвижный образ жизни. При этом можно отметить, что в классе за два года обучения сложились доброжелательные отношения, поэтому второклассники скучали друг по другу.

На вопросы анкеты дали ответы 29 учащихся из 30. Один ребёнок отсутствовал в школе длительное время и ответы не смог передать. Учащимся были заданы следующие вопросы по окончании дистанционного обучения:

- Нравилось ли тебе дистанционное обучение? Ответ поясни.

- Приобрёл ли ты какой-либо опыт за это время обучения? Ответ поясни.

При ответе на первый вопрос из 29 ответов 5 было положительных, причём среди родительских ответов положительных было только три. Можно предположить, что в двух ответах родителей было восприятие дистанционного обучения именно взрослыми членами семьи. В пяти ответах были комментарии следующие: «Это же прикольно. В школу не ходить!», «Можно и так учиться» и т.д. В отрицательных ответах были следующие: «Многое из того, что было в учебнике, я не понимала. Папа объяснял или мама», «В школу не ходить скучно!», «Я плохо написал ВПР. В школу вызывали родителей» и т.д. Из ответов учащихся видно, что отвечать за свои поступки учащимся сложно. Из-за несформированности умения учиться самостоятельно второклассники плохо воспринимали материал, поэтому показали результаты обучения хуже, чем можно было предположить.

Отвечая на второй вопрос, ученики писали следующее:

- Я только сейчас узнал, что на компе можно не только играть. Там есть ещё всякие книжки, справочники, учебные фильмы. Теперь буду знать;

- Раньше, когда я болела, я приходила в школу, а наши уже что-то прошли без меня. Теперь поняла, что в интернете можно самой что-нибудь прочитать или посмотреть и т.д.

Таким образом, обзор теоретических источников и эмпирическое исследование показывают, что дистанционное обучение становится частью современного получения образования. Младшие школьники учатся выбирать, составлять план действий, анализировать их, но в традиционной школе это происходит при помощи руководства учителя.

В ответах учеников, полученных в результате анкетирования, видно, что ученики второго класса способны рефлексировать, в результате чего ученики критически оценивают своё прилежание, которого им не хватало во время дистанционного обучения. Работоспособность у учащихся могла повыситься, если бы родители, восемьдесят процентов которых во время самоизоляции была дома, помогали учащимся сменять вид деятельности.

Ещё до начала дистанционного обучения отмечалось, что лишь 35 процентов учащихся обучается на «4» и «5», то есть имеет высокую мотивацию к обучению, делает волевые усилия при постижении сложного материала, необходимости запоминать сложную информацию и т.д. Треть класса, отличающаяся высокой тревожностью, в анкетах писала о том, что «в учебниках много непонятного», «не понял, как делать упражнение», «задачи были трудные», «в школе всё было понятнее» и т.д. Комментируя эти ответы, можно заметить, что учащиеся очень быстро теряли интерес к материалу при первом затруднении, были неактивны во время

сэ о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о

т О

от

З

и о со

обсуждения, когда шло дистанционное обучение. Некоторые дети беспочвенно беспокоились о том, что техника непременно подведёт и т.д. Всё это говорит о том, что, для того чтобы дистанционное обучение было эффективным, необходимо в процессе традиционного обучения использовались элементы дистанционного обучения: домашнее задание, предполагающее знакомство с информационным ресурсом, использование на уроке тестирования онлайн и т.д. В таком случае эта форма обучения может становиться привычнее и для младшего школьника.

Литература

1. Доржиева Т.В. Возможности использования дистанционного обучения для развития одарённых детей/Т.В. Доржиева//Вестник Бурятского университета - 2012 - № 1 (2) - с. 5761

2. Котова С.А. Организация дистанционного обучения в начальной школе/С.А. Котова, Е.А. Бу-лаева //Общество: социология, психология, педагогика - 2015 - № 1 - с. 37-40

3. Марчук Н.Ю. Психолого-педагогические особенности дистанционного обучения/Н.Ю. Мар-чук//Педагогическое образование в России -2013 - № 4 - с. 73-85

4. Михайлова Ю.М. Цифровизация образования: опыт, проблемы и риски дистанционного обучения. Методические рекомендации/Ю.М. Михайлова, Е.П. Федотова - Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО» - 2020-24 с.

5. Спринц А.М. Химические и нехимические зависимости / А.М. Спринц, О.Ф. Ерышев. - СПб.: СпецЛит, 2012.- 127 с.

6. Проблемы перехода на дистанционное обучение в Российской Федерации глазами учителей https://docviewer.yandex.ru/view/0/?page=1& *=246sJr2bfkCqkohR2%2FpSx22YFNR7InVybCI 6Imh0dHBz0i8vaWNlZi50c2UucnUvZGF0YS8yM DIwLzA0LzE1LzE1NTYyMjE1MTcvJUQwJTk0JU QwJUI4JUQxJTgxJUQxJTgyJUQwJUIwJUQwJU JEJUQxJTg2JUQwJUI4JUQwJUJFJUQwJUJEJU QwJUJEJUQwJUJFJUQwJUI1JTIwJUQwJUJFJU QwJUIxJUQxJTgzJUQxJTg3JUQwJUI1JUQwJU JEJUQwJUI4JU

7. ФГОС НОО Федеральные государственные образовательные стандарты https://fgos.ru/

INFLUENCE OF DISTANCE LEARNING ON THE FORMATION OF PERSONAL QUALITIES OF YOUNGER SCHOOL CHILDREN

Mamedova L.V., Nikiforova V.V.

North -Eastern Federal Institute of MK Ammosova

This article examines the influence of distance learning on the formation of personal qualities of younger students. Distance learning is a compulsory necessary measure to counter the new coronavirus infection, which has firmly entered our lives. It most seriously affects the segments of the population who are in the learning process -schoolchildren and students. Due to a certain formation and stability of the psyche, students and pupils of middle and high school more easily tolerate such a period of study, which cannot be said about junior school students.

Since children of primary school age need to communicate directly with the classroom and the teacher, distance learning greatly affects the process of forming the personal qualities of children. The lack of live communication, life situations that can arise only at school, and the basis for the formation of a child's personality may in the future have a negative impact on this personality. The possibility of this, as well as the possibility of positively influencing the formation of personal qualities in younger students during the period of distance learning, I am going to consider in the article.

Keywords: distance learning, younger students, parent survey. References

1. Dorzhieva T.V. Possibilities of using distance learning for the development of gifted children / T.V. Dorzhieva // Bulletin of the Buryat University - 2012 - № 1 (2) - p. 57-61

2. Kotova S.A. Organization of distance learning in primary school / S.A. Kotova, E.A. Bulaeva // Society: sociology, psychology, pedagogy - 2015 - № 1 - p. 37-40

3. Marchuk N. Yu. Psychological and pedagogical features of distance learning / N. Yu. Marchuk // Pedagogical education in Russia - 2013 - № 4 - p. 73-85

4. Mikhailova Yu.M. Digitalization of education: experience, problems and risks of distance learning. Methodical recommendations / Yu.M. Mikhailova, E.P. Fedotova - Saratov: GAU DPO "SOIRO" - 2020-24 p.

5. Sprints A.M. Chemical and non-chemical dependencies / A.M. Sprints, O.F. Eryshev. - SPb .: SpetsLit, 2012.- 127 p.

6. Problems of transition to distance education in the Russian Federation through the eyes of teachers https://docviewer.yandex. ru/view/0/?page=1&*=246sJr2bfkCqkohR2%2FpSx22YFN-R7InVybCI6Imh0dHBzOi8vaWNlZi5oc2UucnUvZGF0YS8yMD-IwLzA0LzE1LzE1NTYyMjE1MTcvJUQwJTk0JUQwJUI4JUQx-JTgxJUQxJTgyJUQwJUIwJUQwJUJEJUQxJTg2JUQwJU-I4JUQwJUJFJUQwJUJEJUQwJUJEJUQwJUJFJUQwJUI1JTI-wJUQwJUJFJUQwJUIxJUQxJTgzJUQxJTg3JUQwJUI1JUQw-JUJEJUQwJUI4JU

7. FGOS LEO Federal state educational standards https://fgos.ru/

о с

u

СЭ CM

о

CM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.