Научная статья на тему 'Временные сложности газомоторного рынка в Пакистане'

Временные сложности газомоторного рынка в Пакистане Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
47
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Временные сложности газомоторного рынка в Пакистане»

Мировой газомоторный рынок

ж\\\\\\\\\\\\\

72

На заправке

идет подготовка нормативной базы, ранее отсутствовавшей в стране. К 2016 г. правительство намерено вывести потребление газа в промышленности и на транспорте до 1,5 млрд м3/год.

Перед большинством африканских стран сегодня стоит много вопросов и, в частности, как практически развивать национальный рынок компримированного и в перспективе сжиженного природного газа в качестве моторного топлива. Однако по результатам сессии Исследовательского комитета 5.3 (Использование газа на транспорте), в работе которой приняли участи 24 эксперта из 13 стран, стало понятно, что страны Африки найдут на них правильные ответы.

Временные сложности газомоторного рынка в Пакистане

Е.Н. Пронин, главный специалист ООО «Газпром экспорт»

Пакистан - один из лидеров мирового рынка природного газа, используемого в качестве моторного топлива. По данным агентства NGV Communications Group, по состоянию на начало 2014 г. Пакистан занимает второе место в мире по числу АГНКС (2997) и по спросу на природный газ в автотранспортном секторе (3 млрд м3/год). По численности газобаллонных автомобилей (ГБА), использующих КПГ, Пакистан со своими 2,8 млн метановых машин занимает третье место в мире, уступая Ирану (3,5 млн ГБА) и Китаю (3 млн ГБА). По доле газовых машин в общем национальном автомобильном парке Пакистан, вероятно, занимает первое место в мире. По данным Associated Press, на КПГ в стране работают 80 % (!) автомобилей: большинство автобусов, легковых и легких грузовых машин.

Природный газ в качестве моторного топлива привлек внимание правительства Пакистана в начале 90-х гг. Правительство стало активно пропагандировать переход на КПГ по ряду причин:

• наличие собственных значительных извлекаемых запасов природного газа (770.. .960 млрд м3) и нефти (40 млн т);

• естественное доминирование природного газа в национальном энергетическом балансе - природный газ 48 %, нефть 31 %, гидроэнергетика 12 %, уголь 7 %, атомная энергетика 1 %;

• реализация национальной стратеги замещения импортной нефти отечественным природным газом;

• низкая розничная цена КПГ - в пересчете 17.19 руб./м3 в зависимости от региона.

Правительство бывшего президента Первеза Мушаррафа приветствовало массовый перевод транспорта на КПГ и стимулировало различные группы участников газомоторного рынка: розничная цена на КПГ удерживалась на уровне минимум на 30 % ниже стоимости бензина; разрешения на строительство и эксплуатацию АГНКС выдавались без бюрократических проволочек; поощрялся ввоз импортного газозаправочного и газоиспользующего оборудования. В результате доля транспорта в общем балансе использования природного газа в стране выросла, по разным оценкам, до 7,7.9 %.

«Транспорт на альтернативном топливе» № 3 (39) / 2014 г.

шшшшшшш

И вдруг эту яркую картину успеха омрачили черные краски. Потребление КПГ, неуклонно росшее с 1992 г. и достигшее 3,5 млрд м3 в 2011 г., начало сокращаться. 2013 год Пакистан закончил с сокращением объемов использования КПГ до 2,95 млрд м3, то есть на 16 % меньше по сравнению с 2013 г.

Как это ни парадоксально, главной причиной стал нарастающий дефицит природного газа. Рост численности населения, ВВП, общего потребления природного газа, в том числе для электрогенерации, на фоне субсидируемых управляемых цен на газ, растущих цен на импортную нефть, а также выработка собственных газовых месторождений и высокие потери (от 4 до 11 %) при транспортировке газа привели к возникновению его нарастающего дефицита. При росте ВВП на 4,5 % в год потребность Пакистана в газе к 2020 г. может достичь 63 млрд м3/год при дефиците в 41 млрд м3. Если же ВВП Пакистана будет расти на 6,5 % в год, потребность составит 71 млрд м3, а дефицит 49 млрд (Пакистанский институт нефти, PWC).

Пытаясь снизить негативные последствия происходящего, крупнейшие газовые компании в последние несколько лет вынуждены ограничивать подачу газа на заправки, чтобы не отключать социально более значимых потребителей. На уровне владельцев АГНКС и газовых автомобилей дефицит природного газа обернулся следующим:

• АГНКС работают по сокращенному графику - через день, а то и через два;

• в очереди на АГНКС собираются по полторы тысячи автомобилей, и чтобы заправиться, нужно потратить 4-5 часов;

• владельцы АГНКС объявляют забастовки против правительственных ограничений цен, выводящих газозаправочный бизнес из зоны рентабельности;

• начались перебои в работе пассажирского транспорта, машин скорой помощи, школьных автобусов.

Поскольку, по мнению правительства, владельцы пакистанских АГНКС зарабатывали слишком много, отпускные цены на КПГ были существенно ограничены, что неизбежно ударило по газозаправочной сети. По заявлению председателя Всепакистанской ассоциации КПГ (All Pakistan CNG Association) Гайаса Парача, после этого решения из 3395 АГНКС закрылись минимум 1800. Около 800 из них прекратили свою работу из-за невозможности оплатить счета.

Вполне очевидно, что проблемы газомоторного рынка Пакистана будут в ближайшие 2-3 года решены, сеть восстановится, спрос на КПГ, а в перспективе и на СПГ снова будет расти. Пакистанская авиакомпания PIA продолжит подготовку к переводу своих самолетов на метан, газификация железнодорожного и водного транспорта для страны так же актуальна.

Муниципальный автобус на метане -глобальная тенденция

Германия

Один из ведущих немецких автопроизводителей компания MAN Truck & Bus и Ассоциация Erdgas Mobil достигли соглашения о совместном продвижении на рынок Германии двух взаимодополняющих товаров: чистого моторного топлива природного газа и газовых автобусов MAN. Как заявлено, конечная цель сотрудничества - стабилизировать и увеличивать численность автобусов на природном газе и развивать заправочную инфраструктуру.

Компания MAN имеет более 40 лет опыта работы с газом и предлагает

73

НП «Национальная газомоторная ассоциация» (НГА)

iéPil

V////////////////////A

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.