Научная статья на тему 'Африка: развитие рынка ГМТ'

Африка: развитие рынка ГМТ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
83
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Африка: развитие рынка ГМТ»

Мировой газомоторный рынок

ж\\\\\\\\\\\\\

68

Делегаты расширенного заседания РК5 МГС

Африка: развитие рынка ГМТ

Е.Н. Пронин, главный специалист ООО «Газпром экспорт»

28-30 апреля 2014 г. в г. Алжир (Алжир) прошло 4-е заседание Рабочего комитета 5 (Использование газа) Международного газового союза (РК5 МГС). В рамках заседания прошел так называемый День Африки, где были представлены материалы, освещающие состояние и перспективы развития газовой промышленности стран африканского континента, включая использование природного газа на транспорте.

Организаторами мероприятия стали РК5 МГС, ведущие алжирские нефтегазовые компании Sonatrach и Naftal, а также Алжирская газовая ассоциация. По некоторым отзывам, мероприятие такого уровня и значимости не проводилось в Африке уже очень много лет. В работе конференции и заседания РК5 приняли участие в общей сложности 200 делегатов из 19 стран мира, включая 13 африканских. Среди участников были представители министерств, государственных и частных компаний, профессиональных организаций. Примечательно, что некоторые из участников учились еще в Советском Союзе (Москва, Ленинград, Киев, Баку), очень тепло вспоминают студенческие годы и до сих пор прилично говорят по-русски.

В области внедрения альтернативных видов моторного топлива на транспорте страны африканского континента следуют основным мировым тенденциям, хотя и с некоторым отставанием. Мировое энергетическое агентство (МЭА) утверждает, что глобальное потребление топлива в транспортном секторе за последние 10 лет увеличилось с 90 до 110 квадриллионов BTU. Мировой энергетический совет прогнозирует объем потребления моторного топлива в 2010 г. 2,2 млрд т у.т. в бензиновом эквиваленте.

Ежедневно мировой транспорт сжигает в двигателях почти 90 млн баррелей нефти, 76 % из них приходятся на долю автомобилей. И только 4 % моторного топлива являются альтернативой нефтепродуктам.

Мировой парк автомобилей в настоящее время оценивается в 1 млрд, 92 % из которых - легковые машины. По оценке различных источников, мировой спрос на моторное топливо к 2030 г. может увеличиться на 23.. .50 % (135.. .165 квадриллионов BTU/год). К 2050 г., по оценкам МЭА, он может достичь 4,5 млрд т у.т. в бензиновом эквиваленте.

Увеличение численности автомобилей, рост спроса на моторное топливо и повышение цен на него на фоне истощения запасов традиционной нефти (целесообразность и оправданность добычи сланцевой нефти продолжают оставаться под большим вопросом), а также риск увеличения выбросов отработавших газов выводят альтернативы бензину на первые роли. Различные регионы и страны ставят перед собой достаточно жесткие задачи по сокращению выбросов СО2:

• в Европе со 154 г/км (2010 г.) до 120 г/км (2015 г.) и до 95 г/км (2020 г.);

• в США со 141 г/км (2010 г.) до 125 г/км (2016 г.) и до 109 г/км (2020 г.);

жшшшшш

• в Японии со 154 г/км (2010 г.) до 120 г/км (2015 г.) и до 95 г/км (2020 г.);

• в Китае со 185 г/км (2010 г.) до 167 г/км (2015 г.) и до 145, а, может, и до 100 г/км (2020 г.).

Преимущества природного газа на транспорте известны:

• разведанные мировые запасы природного газа при сегодняшнем уровне потребления, по некоторым оценкам, могут обеспечить мировое хозяйство еще в течение 200-250 лет, а нефти в течение 80-100 лет;

• цена природного газа в среднем на 40...60 % ниже цен бензина и дизельного топлива;

• отработавшие газы двигателей на КПГ и СПГ содержат на 90 % меньше частиц, в 10 раз меньше оксидов азота, на четверть меньше диоксида углерода, а также не содержат веществ, токсичных для воздуха, воды и почвы;

• газовые двигатели работают тише;

• природный газ - единственный коммерческий вид моторного топлива, который может применяться и применяется на транспортных средствах любых классов и категорий.

Преимущества природного газа наряду с проблемами, связанными с нефтью (включая тотальную зависимость от нее), становятся сильным мотивом для перехода к его широкому использованию на транспорте не только в индустриально развитых стран, но и в государствах с развивающейся экономикой. В связи с этим участие делегатов из африканских стран в заседании РК5 МГС в Алжире и пленарный доклад представителя России о перспективах развития мирового рынка природного газа для транспорта были весьма актуальны.

Африканский рынок газомоторного топлива характеризуется следующими показателями. К использованию природного газа в качестве моторного топлива в Африке начали присматриваться в середине 90-х гг. XX в. Внедрение КПГ на транспорте из фазы точечных экспериментов постепенно перерастает в пилотные проекты, а кое-где и в промышленное освоение. За 10 лет с 2004 по 2014 г. парк автомобилей на КПГ в странах Африки вырос в 3,6 раза (с 54 до 203 тыс.), работают 188 АГНКС (рост более чем в два раза), потребление КПГ приближается к 500 млн м3/год (рост в 2 раза).

Египет

Абсолютным лидером Африки по развитию рынка ГМТ является Египет. На его долю приходятся 98 % всех газовых автомобилей континента (почти 200 тыс.), потребляющих 96 % КПГ (более 470 млн м3). В Египте работают 172 станции - 92 % африканских АГНКС. Общую картину дополняют 73 центра переоборудования автомобилей и обслуживания газового оборудования. Устойчивое развитие египетского газомоторного рынка в 2005-2013 гг. показано на графике.

Страна Парк ГБА АГНКС Спрос, млн м3/ год Города с АГНКС

Египет 198852 172 472,92 16

Нигерия 3 287 8 9,24 3

Мозамбик 661 2 6,48 2

Южная Африка 158 2 4,92 2

Алжир 125 3 0,60 2

Танзания 55 1 0,12 1

Тунис 34 1 0,12 1

Кот-д'Ивуар 4 1 — 1

Всего 203 176 190 494 28

Национальные газомоторные рынки Африки

НП «Национальная газомоторная ассоциация» (НГА)

Уш

У////////////////////А

Мировой газомоторный рынок

ж\\\\\\\\\\\\\

200 180 160 140 120 100 80 60 40 20 0

4 769

2007 2008 i ГБА, тыс. ■

2009 АГНКС

0 2011 2012 Спрос, млн м3

5000 4500 4 000 3 500 3 000 2 500 2 000 1 500 1 000 500 0

Развитие рынка ГМТ Египта в 2005-2013 гг.

Газомоторные объекты компании Gas Tec

Ведущим игроком египетского газомоторного рынка является компания Egyptian International Gas Technology (Gas Tec). Именно она - основной владелец и оператор АГНКС и центров переоборудования в стране. Компания создана в 1996 г. в виде акционерного общества, основная доля в котором (40 %) принадлежит ENI International B.V. - голландской «дочке» итальянского энергетического гиганта ENI S.p.A. Остальным акционерам принадлежат доли от 9 до 20 %.

Компания Gas Tec является лидером в области переоборудования автомобилей для работы на природном газе и реализации КПГ не только в Африке, но и на всем Ближнем Востоке. В 2013 г. компания перевела на метан 56,2 % автомобилей региона и реализовала 51,6 % КПГ. Компания Gas Tec владеет 78 АГНКС и 32 центрами переоборудования на территории 18 из 25 газифицированных регионов Египта. Всего за время существования компания переоборудовала на КПГ 88 тыс. машин и реализовала 2,2 млрд м3 газа. Для сравнения, с 1996 по 2013 г. включительно в России реализовано 3,8 млрд м3. Кроме того, Gas Tec является единственным владельцем пунктов переосвидетельствования сосудов высокого давления. За время существования компания переосвидетельствовала 105 тыс. метановых баллонов.

Доминирующее положение на египетском газомоторном рынке компания обеспечивает себе тем, что она фактически контролирует все основные потребительские сегменты: переоборудование/техническое обслуживание газовых машин, переосвидетельствование баллонов и заправка автомобилей природным газом.

В Египте начинают внимательно присматриваться к использованию КПГ не только на различных видах транспорта, но и в автономной газификации неподключенных к газопроводу потребителей: объектов туристической инфраструктуры, промышленных и сельскохозяйственных предприятий, пунктов общественного питания. Природный газ доставляется автомобильными газовозами. Вероятно, в ближайшее время появится информация о бункеровке морских и речных судов Египта сжиженным природным газом.

Нигерия

Рынок КПГ для транспорта в Нигерии только зарождается и будет развиваться по мере расширения газового потенциала страны. Компания Dangote Industries недавно объявила о своих планах инвестировать 20 млн долл. США в национальный газомоторный рынок. Группа Dangote является одним из самых диверсифицированных поставщиков товаров и услуг на континенте, эксплуатирующим большой парк собственных автомобилей. Компания недавно подписала 20-летний контракт с концерном Nigerian Gas Company (NGC) стоимостью 20 млн долл. на поставку КПГ для заправки 5 тыс. грузовых автомобилей на первом этапе и в дальнейшем 20 тыс. машин.

2005

2006

жшшшшш

В настоящее время Нигерия реализует пилотные проекты по переводу на КПГ пассажирских автобусов и других автомобилей. Работают восемь АГНКС, газифицированы более 3 тыс. машин.

Планы Группы Dangote синхронизируются со стратегией General Electric, которая намерена вложить 1 млрд долл. в организацию производства на территории Нигерии газозаправочных модулей CNG in a Box, монтируемых в стандартных 20-футовых контейнерах. Компания GE намерена превратить Нигерию в региональный производственный центр и создать тут 2300 новых рабочих мест.

Эти планы созвучны стремлению нигерийского правительства сделать природный газ катализатором экономического развития страны, которая в настоящее время обладает доказанными запасами природного газа более 5 трлн м3. Считается, что для воплощения газовой мечты в жизнь Нигерии требуется вложить не менее 25 млрд долл. США только в газовые и электрические распределительные сети. А этому, по мнению некоторых экспертов, не способствуют регулируемые цены на газ и балансовые задания на поставку голубого топлива.

Алжир

Одним из главных направлений работы компании Naftal является реализация моторного топлива. В 2012 г. компания продала 14 млн т бензина и дизельного топлива и 2 млн т СУГ, включая 300 тыс. т для автотранспорта. Использование газовых видов моторного топлива на транспорте для Алжира тема не новая. Сжиженный углеводородный газ - очень популярное моторное топливо в этой стране. Алжирцы заправляют его в свои автомобили с 1983 г. Практически все такси в крупных городах работают на СУГ. Всего в стране для работы на пропан-бутановых смесях переоборудованы 200 тыс. машин, включая 400 грузовиков. Заправку осуществляют четыре АГЗС и 600 заправочных пунктов. Переоборудование автомобилей и их техническое обслуживание осуществляет 41 центр.

КПГ здесь начали использовать в 1989 г. В связи со сложной политической обстановкой перевод транспорта на метан был на некоторое время заморожен, и только теперь компания Naftal (100%-ная «дочка» государственного концерна Sonatrach) возобновляет программу КПГ. На это топливо переведены 120 автомобилей и 5 автобусов компании Sonelgaz (электроэнергетическая «дочка» Sonatrach). Работает одна АГНКС, строится вторая. Компания Naftal разработала стратегию внедрения метана на транспорте, прежде всего в муниципальном секторе - на автобусах и мусоровозах.

На розничном рынке топлива Алжира сложилась благоприятная для КПГ ценовая конъюнктура: природный газ стоит 6 динар/м3, что в 3,5-3,8 раза дешевле бензина, в 2,3 раза дешевле дизельного топлива и в 2 раза дешевле СУГ.

Кот-д'Ивуар

Эта страна (бывш. Берег Слоновой Кости) только в самом начале пути. Ведутся эксплуатационные испытания первых трех автобусов на КПГ (принадлежат муниципальной транспортной компании SOTRA) и первой АГНКС в Абиджане (владелец компания Petroci). Параллельно

НП «Национальная газомоторная ассоциация» (НГА)

Уш

На АГЗС компании Naftal

Переоборудованный на КПГ автобус Van Hool; блочно-контейнерная АГНКС Nouvo Pignone 1996 г.

У/////////////////////,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.