Автомобильный метан прорвался на мировой рынок
Е.Н. Пронин,
заместитель начальника Управления - начальник отдела использования газа в качестве моторного топлива ОАО «Газпром», руководитель исследовательской группы 5.3 Международного газового союза, Президент НГА, Д. Матич,
OMV Gas Adria d.o.o, заместитель руководителя исследовательской группы 5.3 Международного газового союза, М. Лахе,
генеральный директор Европейской газомоторной ассоциации
Можно с уверенностью утверждать, что для мировой газомоторной отрасли начало XXI в. было абсолютно удачным. Именно за эти прошедшие десять лет изолированные национальные рынки сформировались в единый глобальный газомоторный рынок, объединяющий политиков, чиновников, газовиков, автопроизводителей, транспортников, изготовителей газобаллонного оборудования, криогенщиков и многих других игроков рынка. Все, что было сделано за последнее десятилетие, не оставляет места для сомнений: заложен солидный фундамент для глобального газомоторного бизнеса. Во время второго десятилетия XXI в. необходимо довести численность парка метановых автомобилей до 50 млн ед. А мировая газовая промышленность должна сохранить за собой лидерство в этих процессах.
Ключевые слова: природный газ, КПГ, СПГ, газобаллонный автомобиль, АГНКС.
The Breakthrough Decade for NGVs
E.N. Pronin, D. Matic, M. Lage
One has all the reasons to say that for the world NGV industry the beginning of the 21st century was extremely successful. It is during this recent ten years isolated national markets matured into a global business community that associated politicians, gas industry, auto manufacturers, passenger and goods transportation companies, producers of cylinders and other on-board equipment, cryogenic business and many other stake holders. Everything that has been done during the past decade and the returns of that job leave no space for doubt: the very solid foundation for the global NGV business has been laid down. The second decade of the 21st century is the time for really big projects all over the world to make at least 50 million NGVs a reality.
Keywords: natural gas, CNG, LNG, NGV, filling station.
Закончилось первое десятилетие
нового века и нового тысячелетия. Это хороший повод для подведения итогов, оценки достижений, анализа неудач, определения планов на будущее.
Можно с уверенностью утверждать, что для мировой газомоторной отрасли начало XXI в. было абсолютно удачным. Именно за эти прошедшие десять лет изолированные национальные рынки сформировались в единый глобальный газомоторный рынок, объединяющий политиков, чиновников, газовиков, автопроизводителей, транспортников, изготовителей газобаллонного оборудования, криогенщиков и многих других игроков рынка.
Голос мировой газомоторной отрасли, годовой оборот газа в которой вырос за последние десять лет с 2,4 млрд м3 в 2000 г. до примерно 30 млрд м3 в 2010 г. (это равно годовому объему потребления газа, например, в Австралии, Пакистане, Египте), а суммарная установленная производительность АГНКС - до 40 млрд м3 в год, игнорировать нельзя.1
Статистические данные из различных источников могут отличаться, однако, общую тенденцию они отражают правильно: рынок метана для транспорта растет. В 2000 г. в мире работало 3,5 тыс. АГНКС, в настоящее время их 18,3 тыс. Мировой парк автомобилей на природном газе за последнее десятилетие увеличился в 12 раз: с 1 млн до 12 млн.
Десять лет назад природный газ на транспорте использовали или изучали в 40 странах мира. А сегодня более 80 стран являются членами мирового газомоторного клуба. Интересен тот факт, что эпицентр развития газомоторного рынка переместился из Южной Америки в Южную Азию. Пакистан (парк газобаллонных автомобилей в 2,5 млн ед.),
1 Использованы статистические данные Международной и Европейской газомоторных ассоциаций, НГА, МГС, ЕЭК ООН и др. организаций.
Парк ГБА 2000 Парк ГБА2010
Рис. 1. Рост парка ГБА в 2000-2010 гг. в десятке стран-лидеров, тыс. ГБА
Иран (2 млн), Индия (0,7 млн) входят в пятерку мировых лидеров использования природного газа в качестве моторного топлива. А если добавить еще и Китай с его 0,5 млн метановых машин, то только парки этих стран Азии составят 50 % мирового парка.
Еще одним примечательным фактом является изменение состава лучшей десятки стран - лидеров газомоторного рынка (рис. 1). Отмечен колоссальный рост численности метановых машин в Пакистане, Иране, Бразилии, пятикратное увеличение парка газобаллонных автомобилей (ГБА) на Украине, четырехкратное в Аргентине и весьма скромное двукратное в Италии. Правда, нужно подчеркнуть, что при этом Италия сохраняет за собой позиции европейского лидера газомоторного рынка - в стране на метане работают 680 тыс. машин.
Аргентина, Бразилия, Индия, Италия и Таиланд остались в десятке. А США, Россия, Новая Зеландия, Канада и Египет из нее выбыли, уступив место в клубе чемпионов Пакистану, Ирану, Китаю, Колумбии и Украине. В десятке лидеров на природном газе работают 10,8 млн ГБА, что составляет 91 % мирового парка.
Если посмотреть на развитие мирового рынка в целом, то особенно интересно отметить, что в 20012008 гг. среднегодовой темп роста парка ГБА составлял 26 %. В 2010 г. прогнозируемая численность парка была достигнута, но темп его роста на ближайшие годы составит более консервативные 18 %. Тогда к 2020 г. мировой парк автомобилей на метане будет насчитывать 65 млн!
Какие еще изменения произошли на мировом рынке производства и использования природного газа в качестве моторного топлива.
Хотя усредненные показатели не всегда отражают истинное положение вещей, они помогают увидеть общие тенденции и могут применяться при принятии решений.
Среднее число газобаллонных автомобилей, обслуживаемых одной АГНКС, выросло с 287 машин в 2000 г. до 679 в 2010 г. Неоднократно отмечалось, что наилучшие экономические показатели на АГНКС можно получить при заправке 1000 газобаллонных автомобилей в год.
Средний годовой объем потребления природного газа на один автомобиль с 2000 по 2010 г. практически не изменился и остался на уровне 2,3 тыс. м3. В мировом парке метановых машин превалируют легковые автомобили. Автомобили средней и большой грузоподъемности или пассажировместимости составляют всего 5,8 %. Однако в Китае, Франции, Испании, Южной Корее среднегодовое потребление может достигать 11; 20 и даже 30 тыс. м3 на один газобаллонный автомобиль. Чем больше доля грузовиков и автобусов в национальном парке ГБА, тем больше среднее потребление (рис. 2).
Еще одним показателем успеха газомоторного рынка в прошедшем десятилетии стал удельный годовой рост реализации КПГ на одну АГНКС. В 2000 г. он составлял чуть менее 700 тыс. м3/АГНКС, а в 2010 г. он достиг уровня 900 тыс. м3/АГНКС. И это без учета ряда стран, не предоставляющих такую информацию. А среди них мировой лидер Пакистан с парком ГБА в 2,5 млн ед. По экспертным оценкам, суммарное годовое потребление компримированного природного газа (КПГ) в Пакистане может составлять примерно 3 млрд м3. Удельная реализация КПГ на одну АГНКС в этой стране несколько ниже среднемировой и составляет примерно 850 тыс. м3/год. Объяснение простое: на долю автобусов и грузовиков среднего и тяжелого классов приходится всего 4 % от общего национального
1176%
□ 2000 год □ 2010 год 514% 689%
100% 100% 100% 134% 100% ....... И I 229% 100% I I 100% I I 100% I I
КПГ Реализация ГБА Мировой парк Спрос Мировой парк
на 1 ГБА КПГ на 1 АГНКС на 1 АГНКС АГНКС на КПГ ГБА
Рис. 2. Изменение удельных показателей мирового газомоторного рынка в 2000-2010 гг.
парка ГБА. А в классе легковых автомобилей находится огромное число моторикш.
Другое дело - Китай. Общий национальный парк метановых машин насчитывает 500 тыс. ед. При этом сектор автомобилей среднего и тяжелого класса занимает 36 %. И это в основном автобусы - 150 тыс., грузовиков этих классов в пять раз меньше - 30 тыс. По экспертной оценке, суммарное потребление КПГ в Китае может составлять до 6 млрд м3, а удельная реализация на одну АГНКС - около 3,5 млн м3.
Для сравнения в России этот показатель превышает среднемировой и составляет 1,3 млн м3/АГНКС. При этом на долю автобусов и грузовиков приходится 23,3 и 50,5 % соответственно. Структура парка ГБА отражается также и в удельном расходе КПГ/ГБА. В России он почти в три раза выше, чем в Пакистане, и составляет 3,3 тыс. м3/ГБА.
Вид техники непосредственно влияет на удельные показатели. Так, объем одной заправки трактора К-701 равен объему газа, заправляемого 38 моторикшами в Исламабаде, Бангкоке или Куала-Лумпуре.
Одни только количественные показатели не могут отразить ситуацию
во всей ее полноте. На мировом газомоторном рынке произошли важные идеологические, политические и технологические сдвиги.
Самым значимым достижением можно считать то, что во многих странах газовые (нефтегазовые, энергетические) компании - большие и малые, государственные и частные -решительно сказали газомоторному рынку «Да». Сейчас они лоббируют тему, инвестируют средства, пропагандируют и поддерживают использование газа в качестве моторного топлива.
Политики и чиновники во многих странах осознали, что уникальная комбинация экологических, экономических и социальных аспектов использования природного газа делает его самым экоэффективным моторным топливом. Именно по этой причине федеральные и муниципальные власти во многих странах мира предоставляют всем участникам газомоторного рынка финансовые льготы и оказывают административную поддержку.
Основным источником роста числа газобаллонных автомобилей в мире по-прежнему остается переоборудование транспортных средств для работы на природном
газе в процессе эксплуатации. В то же время на рынок поступает все больше и больше ГБА заводского изготовления. Практически все крупные автомобильные компании выпускают более 80 моделей. В следующем десятилетии не менее 60 % новых ГБА будут выпускаться в заводских условиях.
Газомоторные технологии разработаны и испытаны практически для всех видов транспортной техники. Сегодня уже никого не удивить газовым автобусом или грузовиком. Применение природного газа на морских паромах и самолетах, железнодорожных локомотивах и моторикшах, аэродромной технике и рыболовецких судах, вилочных автопогрузчиках на складах и ратраках на горнолыжных курортах доказало безопасность, чистоту и дешевизну метана.
Несправедливо забытый на какое-то время газодизельный цикл для тяжелой техники возвращается на рынок. На рынок выходят технологии радиочастотной идентификации, которые позволят повысить безопасность эксплуатации сосудов высокого давления. Недавно появилось оборудование нового поколения: ионные компрессоры. Данная
Автопробег «Голубой коридор - 2010»
технология позволяет исключить попадание масла в природный газ, что происходит в компрессорах, созданных по традиционной технологии.
Биотопливное сообщество, наконец, нашло способ не приносить в жертву землю и другие ресурсы, чтобы получать топливо для транспорта. Биометан второго поколения, генерируемый при переработке органических отходов, вероятно, представляет собой лучшее с моральной стороны моторное топливо. Кроме того, биометан, доведенный до качества трубного природного газа, не требует каких-либо новых технологий при транспортировке и распределении. Вся инфраструктура для конечных потребителей всех категорий уже построена. Однако не следует забывать, что биометан будет всегда дороже природного газа.
Во многих странах создается все новое и новое оборудование для КПГ и СПГ. В ближайшем будущем наступит время для техники, заправляющейся регазифицированным СПГ.
Метано-водородные смеси показали свою экономическую и экологическую эффективность. Такие смеси можно получать либо на АГНКС, либо на борту транспортного средства.
Несмотря на НИОКР, проводимые в ряде стран, никакого коммерческого успеха в области адсорбированного природного газа в прошлом десятилетии так и не получено. Вполне реалистично ожидать ощутимого прогресса в предстоящие десять лет.
Получение синтетического жидкого топлива из природного газа продолжает оставаться перспективным, но практическое применение этой технологии существенно отстает от первоначальных ожиданий.
Совершенствуются не только газомоторные технологии, совершенствуется вся система международных отношений. Развиваются взаимоотношения между Международным газовым союзом (МГС), Европейской экономической комиссией (ЕЭК) ООН, ведущими газомоторными ас-
социациями мира. Проект «Голубой коридор», совместное исследование газомоторного рынка МГС и ЕЭК ООН, метановые автопробеги, крупные международные конференции и выставки - вот только несколько примеров сотрудничества.
Ближайшая задача заключается в том, чтобы гармонизировать противоречащие национальные нормативные акты, которые сдерживают свободное движение метановых автомобилей между странами.
Среднесрочный прогноз развития газомоторных технологий показывает, что все больше техники будет создаваться в основном по следующим пяти направлениям:
■ гибридные силовые агрегаты на КПГ для городских пассажирских автобусов;
■ двухтопливные (газодизельные) силовые агрегаты для тяжелых грузовых автомобилей;
■ использование чистого биометана или его смесей с природным газом в различных пропорциях, что позволит существенно сократить выбросы С02 по всему циклу топлива - от скважины до выхлопной трубы;
■ использование СПГ для грузовиков и автобусов средней и большой дальности пробега;
■ использование метано-водо-родных смесей как переходного топлива на пути к водородному транспорту.
Все, что было сделано за последнее десятилетие, не оставляет места для сомнений: заложен солидный фундамент для глобального газомоторного бизнеса. Во время второго десятилетия XXI в. необходимо довести численность парка метановых автомобилей до 50 млн ед.
Для достижения этой цели представляется целесообразным:
■ развивать, модернизировать и гармонизировать недостающие, устаревшие и противоречащие национальные и региональные нормативные акты, регламентирующие
строительство и эксплуатацию газозаправочных станций и газобаллонных автомобилей;
■ ликвидировать барьеры, мешающие комфортному проезду метановых автомобилей по странам и континентам;
■ укреплять сотрудничество международных организаций ЕЭК ООН, МГС, ИСО, ЕДК с крупнейшими газомоторными ассоциациями - азиатско-тихоокеанской (ANGVA), европейской (NGVA Europe), латиноамериканской (ALGNV), международной (IANGV), российской (NGVRUS), североамериканской (NGV America);
■ привлекать государственные организации и частный бизнес к реализации масштабных газомоторных проектов;
■ наращивать разнообразие газобаллонной техники, создавая новые марки и модели газобаллонных автомобилей, и прежде всего тяжелых с мощностью двигателя более 309 кВт;
■ расширять спектр техники и сосредоточиться на железнодорожных локомотивах и водных судах с большим потреблением топлива;
■ увеличить использование сжиженного природного газа и сжиженного биометана там, где логистически и экономически приемлемо;
■ продолжать НИОКР в области водорода, жидкого синтетического топлива, гибридных технологий для транспорта;
■ внедрять перспективные технологии повышения безопасности газобаллонной техники (например, технологии радиочастотной идентификации);
■ информировать политиков, менеджеров и общественность о преимуществах природного газа;
■ организовывать мероприятия по продвижению природного газа (автопробеги, выставки, конференции).
А мировая газовая промышленность должна сохранить за собой лидерство в этих процессах.
Статистика мирового газомоторного рынка по состоянию на декабрь 2010 г.
Страна ГБА АГНКС Спрос на КПГ, м3/год ГБА/АГНКС КПГ/ГБА, м3/год КПГ/АГНКС, м3/год
Пакистан 2 500 100 3 300 - 758 - -
Иран 2 070 930 1 490 3 960 000 000 1 390 1 912 2 657 718
Аргентина 1 891 186 1 783 2 631 960 000 1 061 1 392 1 476 141
Бразилия 1 646 955 1 783 1 909 980 000 924 1 160 1 071 217
Индия 1 100 000 596 1 958 542 800 1 846 1 780 3286146
Италия 676 850 770 744 360 000 879 1 100 966 701
Китай 500 000 1 652 - 303 - -
Колумбия 315 405 614 540 000 000 514 1 712 879 479
Таиланд 211 402 423 1 147 200 000 500 5 427 2 712 057
Украина 200 019 283 996 000 000 707 4 980 3 519 435
Бангладеш 200 000 500 1 098 600 000 400 5 493 2 197 200
Боливия 140 400 156 315 337 620 900 2 246 2 021 395
Египет 139 804 129 456 000 000 1 084 3 262 3 534 884
США 110 000 1 100 1 260 000 000 100 11 455 1 145 455
Армения 101 352 303 303 000 000 334 2 990 1 000 000
Россия 100 052 249 332 460 000 402 3 323 1 335 181
Перу 95 242 127 135 480 000 750 1 422 1 066 772
Германия 85 000 863 175 200 000 98 2 061 203 013
Болгария 60 236 81 156 000 000 744 2 590 1 925 926
Узбекистан 47 000 63 105 900 000 746 2 253 1 680 952
Венесуэла 43 000 150 97 800 000 287 2 274 652 000
Малайзия 44 635 148 - 302 - -
Япония 39 623 342 - 116 - -
Корея 28 324 166 980 160 000 171 34 605 5 904 578
Мьянма 22 821 37 - 617 - -
Швеция 23 125 134 81 192 000 173 3 511 605 910
Франция 12 450 125 - 100 - -
Канада 12 140 96 - 126 - -
Таджикистан 10 600 53 49 560 000 200 4 675 935 094
Чили 8 064 15 38 400 000 538 4 762 2 560 000
Швейцария 9 279 123 15 780 000 75 1 701 128 293
Киргизия 6 000 6 7 200 000 1 000 1 200 1 200 000
Белоруссия 5 500 25 36 000 000 220 6 545 1 440 000
Молдавия 5 000 14 12 000 000 357 2 400 857 143
Австрия 5 325 221 6 000 000 24 1 127 27 149
Сингапур 4 896 5 - 979 - -
Тринидад и Тобаго 3 500 13 9 600 000 269 2 743 738 462
Турция 3 339 14 4 800 000 239 1 438 342 857
Мексика 3 037 8 240 000 380 79 30 000
Грузия 3 000 42 - 71 - -
Индонезия 2 550 9 - 283 - -
Австралия 2 825 47 - 60 - -
Страна ГБА АГНКС Спрос на КПГ, м3/год ГБА/АГНКС КПГ/ГБА, м3/год КПГ/АГНКС, м3/год
Нидерланды 2 802 68 - 41 - -
Испания 2 539 44 52 560 000 58 20 701 1 194 545
Чешская Республика 2 478 45 8 160 000 55 3 293 181 333
Польша 2 106 33 - 64 - -
Вьетнам 1 002 12 - 84 - -
Финляндия 817 18 5 400 000 45 6 610 300 000
Словакия 622 8 10 908 000 78 17 537 1 363 500
Латвия 500 4 - 125 - -
Греция 600 3 - 200 - -
Португалия 504 5 13 337 838 101 26 464 2 667 568
Сербия 326 5 180 000 65 552 36 000
ОАЭ 350 2 - 175 - -
Великобритания 294 33 4 800 000 9 16 327 145 455
Новая Зеландия 283 14 - 20 - -
Норвегия 376 10 54 600 000 38 145 213 5 460 000
Люксембург 220 6 665 400 37 3 025 110 900
Мозамбик 253 2 - 127 - -
Бельгия 143 9 - 16 - -
Литва 150 3 3 000 000 50 20 000 1 000 000
Хорватия 130 1 156 000 130 1 200 156 000
Алжир 125 3 - 42 - -
Исландия 120 2 468 000 60 3 900 234 000
Лихтенштейн 104 3 - 35 - -
Венгрия 123 10 1 500 000 12 12 195 150 000
Нигерия 60 4 - 15 - -
Македония 50 1 240 000 50 4 800 240 000
Филиппины 36 3 - 12 - -
Тунис 34 1 - 34 - -
Эквадор 40 1 - 40 - -
Танзания 31 1 - 31 - -
ЮАР 24 2 - 12 - -
Панама 15 - - - -
Босния 21 1 21
и Герцеговина
Черногория 1 - - - -
Эстония 4 1 - 4 - -
Ирландия 2 1 - 2 - -
Казахстан 10 - - - -
Доминиканская Республика 1 2 - 1 - -
Словения 21 - - - -
Туркменистан 1 - - - -
Итого 12 508 272 18 431 17 762 184 858 679 1 420 963 712