Научная статья на тему 'Боливия: развитие рынка газового моторного топлива'

Боливия: развитие рынка газового моторного топлива Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
114
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК КПГ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ / ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КПГ В БОЛИВИИ / THE CNG MARKET OF LATIN AMERICA / CNG USE IN BOLIVIA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Маленкина Ирина Фёдоровна, Дельгадильо А. Р.

Рассказано о проблемах, особенностях и перспективах рынка моторных топлив в Боливии с учетом данных важнейших государственных компаний и организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of the gas motor fuel market in Bolivia

Article tells about problems, features and prospects of the motors fuels market in Bolivia. Authors base on the data of the major state companies and organizations.

Текст научной работы на тему «Боливия: развитие рынка газового моторного топлива»

Боливия: развитие рынка газового моторного топлива

И.Ф. Маленкина,

ООО «Газпром ВНИИГАЗ», к.т.н., А.Р. Дельгадильо,

студент РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина

Рассказано о проблемах, особенностях и перспективах рынка моторных топлив в Боливии с учетом данных важнейших государственных компаний и организаций.

Ключевые слова: рынок КПГ Латинской Америки, использование КПГ в Боливии.

Development of the gas motor fuel market in Bolivia

I.F. Malenkina, A.R. Delgadilyo

Article tells about problems, features and prospects of the motors fuels market in Bolivia. Authors base on the data of the major state companies and organizations.

Keywords: the CNG market of Latin America, CNG use in Bolivia.

Стремительный рост парка автотранспортных средств и массовая автомобилизация повседневной жизни людей ставят перед мировым сообществом задачи топливного обеспечения автотранспорта, развития дорожно-транспортной инфраструктуры, сокращения экологической нагрузки на окружающую среду. Сегодня численность мирового автопарка составляет более 1,0 млрд ед. Ежегодно в мире производится около 70 млн ед. автомобильной техники, которая требует новых поступлений на рынок автомобильного топлива.

Несмотря на наличие запасов нефти и газа Боливия испытывает проблемы с обеспечением внутреннего рынка моторным топливом, и расширение использования природного газа в качестве моторного топлива

является разумным и объективно обоснованным. Это приемлемый и ресурсообеспеченный путь к решению экономических и экологических проблем, а также к достижению топливно-энергетической независимости страны.

Все большее число моделей автомобилей, использующих газовое топливо, выпускается в заводском исполнении, также активно переоборудуются на КПГ бензиновые транспортные средства. Интерес к газовым моторным топливам в Боливии во многом обусловлен ростом цен на нефтепродукты и успешным опытом применения компримиро-ванного природного газа (КПГ/CNG) в странах Латинской Америки, особенно в соседней Аргентине, где в настоящее время основными альтернативными топливами являются

КПГ и сжиженный углеводородный газ (СУГ).

По данным МГС и НГА1, странам Латинской Америки принадлежит 1/3 мирового рынка КПГ (31 % парка CNG-автомобилей и 28 % численности АГНКС). Боливии принадлежит пока лишь 3 % объема потребления КПГ на южноамериканском континенте. Однако процесс газификации транспорта в настоящее время достаточно устойчив, а наличие запасов природного газа усиливает этот процесс.

Боливия обладает большими запасами природного газа, который экспортируется главным образом в Бразилию и Аргентину. По данным Министерства углеводородов и энергетики Боливии, на 01.01.2010 г. запасы природного газа составляли 563,8 млрд м3. Правительство Боливии 01.05.2006 г. национализировало газовую промышленность страны. Государственная компания YPFB получила контроль над всеми операциями, связанными с энергетикой. Запасы углеводородов принадлежали 30 иностранным компаниям. Теперь они объявлены собственностью государства, которое стало дополнительно получать в бюджет более 1 млрд долл. США в год от реализации нефти и газа.

Трубопроводныйтранспорт Боливии находится в собственности национальных компаний YPFB Transporte, Gas Trans Bolivivano и Transierra. Общая протяженность газопроводов, расположенных в основном в центральных, южных и западных департаментах, составляет 4 231 км.

С 2005 г. цены на бензин и дизельное топливо являются фиксированными. Попытка правительства увеличить их в декабре 2010 г. не имела успеха. Из-за постоянного роста потребления бензина и дизельного

1 Gas vehicle Report, January 2012

Мировой газомоторный рынок

топлива, а также цен на них в 2011 г. субсидии государства составили около 500 млн долл. США.

Вследствие дефицита моторных топлив правительство Боливии путем различных целевых программ стимулирует перевод машин на газовое моторное топливо. Однако в первую очередь предпосылкой для развития рынка КПГ является разработка месторождений газа и наличие газопроводов.

Оценим эффективность использования природного газа как топлива для автомобилей на примере департамента Чукисака в Боливии.

Сеть газовых заправочных станций в Чукисаке неразвита, количество газобаллонных автомобилей невелико. Транспортные потоки направляются в основном от периферии к центру, вглубь страны, в направлении департаментов Потоси, Оруро, Кочабамба, Тариха и Санта-Крус, где ведется разработка месторождений природного газа и развита сеть газопроводов (рис. 1). Именно

этот фактор и автомобильное сообщение с соседними районами, где развивается автопарк на КПГ, обусловливают предпосылки роста рынка КПГ в Чукисаке.

Автопарк Чукисаки составляет 4 % общей численности ТС Боливии. Тем не менее ежегодный прирост колеблется от 9,6 до 17,6 %, в том числе прирост общественного и государственного транспорта - 4,6.. .9,7 %. Основная доля всего автопарка Чукисаки (98 %) циркулирует в административном центре г. Сукре. Более 60 % автомобилей имеют срок эксплуатации от 12 до 23 лет. Именно эти автомобили чаще всего переоборудуются на газовое топливо.

Рынок моторных топлив Боливии

С 1950 г. добыча нефти и газа в Боливии постоянно росла и в 2010 г. в сутки составляла около 42 млн м3 природного газа и 43 тыс. баррелей нефти. Однако нефтегазовая отрасль Боливии не способна полностью

Рис. 1. Национальная сеть газопроводов в Боливии

обеспечить свои внутренние потребности в топливе, поэтому вынуждена импортировать дизельное топливо (ДТ), пропан-бутан и, с недавнего времени, еще и бензин. В первом полугодии 2011 г. было завезено топлива на сумму около 497 млн долл. США, что на 48 % больше, чем за аналогичный период предыдущего года.

Спрос на ДТ в Боливии самый высокий среди других видов топлива. На протяжении первого квартала 2011 г. по всей стране продавалось в среднем 21 095 баррелей ДТ в сутки, в основном в департаментах Сан-та-Крус (38,72 %), Ла-Пас (17,61 %) и Кочабамбе (16,12 %). Доля Чукисаки составляет 3,9 % от общего объема продаж ДТ. В сравнении с первым кварталом 2010 г. реализация ДТ увеличилась на 15 %. Ежегодный рост спроса на бензин составляет 8 %.

За последние годы динамика рынка КПГ в Боливии показывает удивительный рост. Число транспортных средств (ТС), работающих на газомоторном топливе, в Чукисаке достигло 1910 ед., это 6 % общего парка газобаллонных автомобилей (ГБА) департамента, в Санта-Крус - 57 316 ГБА (20,9 %), в Кочабамбе - 44 618 ГБА (20,9 %).

По данным реестра муниципальной налоговой службы и Национального агентства углеводородов Боливии, на 01.01.2010 г. 15 % автомобильного парка страны работает на газомоторном топливе, из них 40 % - на СУГ. Из числа ТС, использующих ГМТ, 83 % находятся в департаментах Санта-Крус и Кочабамба, 12 % - в г. Эль-Альто, 6 % - в департаментах Чукисака, Оруро и Тариха, 1 % - в столице Боливии Ла-Пасе. Газомоторное топливо в структуре использования природного газа на внутреннем рынке составляло 17 % (рис. 2).

Однако СУГ является продуктом переработки нефти, следовательно, преимущественно импортируется, а

«Транспорт на альтернативном топливе» № 5 (29) октябрь 2012 г.

11^ АН| ИШГ I мтШ| Т1Р1Г тгп п°1"ПТГПТГИШШИШ

2% 1%

у

Рис. 2. Потребление природного газа:

■ - электричество; ■ - промышленность; ■ - газомоторное топливо; ■ - бытовые нужды;

■ - коммерческие предприятия

внутренние цены на него субсидируются государством. В первом квартале 2011 г. средняя цена импортных пропан-бутана составляла 853 долл./т, дизельного топлива - 705...949 долл./т.

Государственная поддержка использования КПГ

В 2009 г. боливийским правительством был принят законопроект РБ 0247 12/08/2009) «О создании фондов для перевода транспортных средств на природный газ», предпосылкой для принятия которого стал декрет от 2003 г. ^Б 27297 20/12/2003) «О строительстве АГНКС», регламентирующий перевод машин на газомоторное топливо за счет фондов, специально созданных государством для этих целей. Этот фонд финансируется из прибыли от продажи природного газа на АГНКС в размере 0,03 долл. с каждого проданного 1 м3 газа, так что за переоборудование автомобиля на природный газ население не должно будет платить. Было решено, что оборудование станет распределятьсяследующим образом: 65 % комплектов будут приходиться на частный сектор, а распределение остальных 35 % будет согласовываться с Союзом автомобилистов.

Кроме этого, на основании Декрета от 20.10.2010 г. № 675 Национальное агентство углеводородных ресурсов Боливии по наставлению

организации, контролирующей перевод автомобилей на ГМТ, запрещает использование СУГ в качестве автомобильного топлива. Сроки перевода таких автомобилей на КПГ истекли 24.02.2010 г., но до сих пор значительное число автомобилей использует СУГ.

Таким образом, принятые меры должны стимулировать массовый перевод автотехники на КПГ, способствовать сокращению потребления нефтепродуктов и субсидий государства.

Экологический аспект использования КПГ

В Боливии пока не ведется строгий контроль за соблюдением норм загрязнения окружающей среды автомобильным транспортом, поэтому подробные данные о состоянии атмосферного воздуха отсутствуют. Известно, что в г. Сукре более 70 % выбросов вредных веществ в атмосферу приходится на автотранспортные средства.

Использование КПГ в качестве моторного топлива может исключить эту проблему и будет способствовать улучшению экологической ситуации во всей Боливии, так как спрос на дизельное топливо очень высок и Декретом № 27769 разрешен ввоз ДТ невысокого качества. К сожалению, в этом документе ничего не сказано о содержании серы в импортируемом

топливе. Национальные стандарты гласят, что в используемом на внутреннем рынке топливе содержание серы не может превышать 0,2 %, но в дизельном топливе из Венесуэлы содержится более 5 % серы.

Оборудование и инвестиции

В Боливии в основном используется газотопливное оборудование с баллонами объемом 10 м3. Стоимость такого оборудования и его установка в настоящее время колеблется в пределах 600...700 долл. США, для автобусов или грузовых автомобилей большой грузоподъемностью эта цифра достигает 3,5 тыс. долл. Стоимость газовой автотехники заводского исполнения ориентировочно составляет: легковых автомобилей - 28.34 тыс. долл.; грузовых автомобилей и автобусов - 180.350 тыс. долл. США.

Сегодня в Боливии работают 128 АГНКС, из них 27 станций построены аргентинской компанией ASPRO, которая положительно зарекомендовала себя в Боливии. Поставка АГНКС этой компанией наиболее предпочтительна из соображений наименьших расстояний доставки и дружественных экономических отношений с Аргентиной в условиях взаиморасчетов за поставку природного газа.

Стоимость строительства АГНКС торговой марки ASPRO в среднем составляет 320 тыс. долл. США и включает основной комплект оборудования: компрессорную установку, блок осушки,панель управления, газораздаточные колонки, аккумулятор КПГ.

Экономический эффект использования КПГ

Перевод автомобиля с бензина на КПГ в среднем стоит 640 долл. В г. Сукре один автомобиль в среднем потребляет 4 л бензина в день, стоимость которого составляет 2,12 долл.

Мировой газомоторный рынок

Если такой автомобиль будет работать на КПГ, то его затраты на топливо сократятся до 0,74 долл. в день. За 1 мес. владелец автомобиля сэкономит 34,5 долл. Это значит, что затраты на переоборудование автомобиля окупятся через 18,5 мес.

Автопарк Чукисаки, использующий ДТ, в основном состоит из грузовиков дальнего следования (52,61 %) и автобусов общественного транспорта (24,63 %). Стоимость перевода машин с дизельного топлива на КПГ в среднем составляет 2,6 тыс. долл. Один такой автомобиль в среднем потребляет 16 л ДТ в день на сумму 8,48 долл. Затраты на топливо при работе на КПГ сократятся на 3,68 долл./день. За 1 мес. владелец сэкономит 92 долл., и затраты на переоборудование окупятся в течение 28 мес.

Общественный транспорт в Боливии полностью находится в частной собственности. Создаются малые предприятия, кооперативы,которые имеют небольшое число ТС, выполняющих работу грузового и пассажирского такси. Муниципалитеты регулируют транспортные тарифы, устанавливая фиксированные цены в зависимости от дальности перевозок. Автобусные тарифы в г. Сукре в среднем составляют 0,21, маршрутные такси - 0,26 , а такси - 0,57 долл.

Цена перевозок включает расходы на топливо, обслуживание автомобилей и арендную плату за него. Расчет экономического эффекта для частного такси приведен в табл. 1.

Данный расчет справедлив при условии, что таксист является арендатором ТС. Если же таксист - владелец ТС, то прибыль составит ~3,45 долл./день, или 86,25 долл./мес. Муниципалитеты, таким образом, могут не прибегать к повышению тарифов. Чем больше пробег, тем значительней экономия на топливе. Вернув затраченные на оборудование деньги, владелец таксопарка сможет использовать

Таблица 1

Топливо Выручка, долл./день Объем потребляемого топлива* Затраты на топливо, долл. Плата за машину, долл. Чистая прибыль, долл.

Бензин 21,43 10 л 5,3 8,57 7,56

КПГ 21,43 7,7 м3 1,85 11,43 8,15

Примечание. 1 м3 КПГ соответствует 1,3 л бензина.

сэкономленные средства на приобретение новых ТС либо на социальные нужды для повышения качества жизни служащих.

Междугородные автобусы департамента Чукисака на маршруте Сукре - Кочабамба протяженностью 396 км затрачивают 158,4 л ДТ на сумму 83,95 долл. Одним автобусом, как правило, осуществляется один рейс в день. Если такой автобус переоборудовать на КПГ, то экономия составит 637,5 долл./мес. Затраченные на переоборудование такого автобуса средства окупятся уже через 4 мес. Годовая экономия нефтяного топлива одним маршрутным такси составляет 2,25 т, а одного автобуса - 28,27 т.

Окупаемость инвестиций в строительство заправочных станций

В г. Сукре действуют пять АГНКС. С учетом тенденций роста численности автомобилей в Боливии, ТС на ГМТ

и числа АГНКС предполагается увеличить парк автомобилей, использующих КПГ, в 10 раз - до 21 225 ед. Для этой цели потребуется построить дополнительно 16 АГНКС. Сумма инвестиции в строительство составит около 5,12 млн долл. США. Экономическая эффективность инвестиций в строительство АГНКС в Боливии характеризуется следующими показателями: внутренние нормы доходности - 24 %; дисконтированный срок окупаемости - 5,5 лет; дисконтированный доход - 653,7 тыс. долл. США.

Экономический эффект в целом для страны

Государственная программа перевода автомобилей на КПГ для департамента Чукисака ставит конечной целью перевод 55 % автомобильного парка на этот вид топлива, то есть 19 315 ед. ТС, из них 4 348 - с дизельными двигателями, 14 967 - с бензиновыми.

Таблица 2

Показатель Автомобиль

дизельный бензиновый использующий СУГ

Число машин, которое предполагается перевести на КПГ 4 348 14 967 764

Среднее потребление топлива одним автомобилем л/день кг/день л/год кг/год 16 5840 4 1460 2,5 912,5

Объем потребляемого топлива на весь парк млн л/год т/год 25,4 21,9 697,2

Цена импортного топлива долл./л долл./кг 0,862 0,929 0,839

Затраты на импорт, тыс. долл./год 21 888,2 20 300,3 584,9

С учетом среднестатистических данных объемы потребления топлива на единицу техники составляют 69,6 тыс. л ДТ и 60,0 тыс. л бензина в день. По данным YPFB, средняя цена импортного ДТ в марте 2011 г. составляла 0,862 долл./л, средняя цена импортного бензина - 0,929 долл./л.

Таким образом, при условии замещения природным газом указанных объемов нефтепродуктов экономия составит 21,6 тыс. т/год ДТ (в денежном эквиваленте - 21,89 млн долл.) и 16,4 тыс. т/год бензина (20,30 млн долл.). В целом для государства ежегодная экономия на импорте нефтяного топлива составит около 42,2 млн долл.

Из 1 910 машин, использующих ГМТ, 764 (40 %) используют СУГ. В Боливии пропан также является продуктом нефтепереработки, предметом импорта и государственных дотаций. Поэтому сегодня в этой стране автомобили, работающие на СУГ, переводят на КПГ. За счет этих мер государство сможет сэкономить дополнительно около 585 тыс. долл. в год (табл. 2).

Субсидии

На основе приведенных данных можно оценить размер субсидий государства, отпускаемых на покрытие затрат на производство и покупку моторных топлив.

Итак, разницу цен покупки и продажи на внутреннем рынке 1 кг импортного СУГ государство компенсирует из бюджета в размере 0,52 долл., каждый литр ДТ государство дотирует в размере 0,33 долл., а каждый литр бензина - 0,40 долл.

Из приведенных данных следует, что перевод 19 315 ед. ТС на КПГ позволит сэкономить на субсидиях около 17, 5 млн долл.

Таким образом, можно кратко подвести итоги.

КПГ является надежным видом топлива, который производится на

основе собственных ресурсов природного газа Боливии, и его использование вносит весомый вклад в обеспечение энергетической безопасности страны.

КПГ - экономически выгодное топливо. Рыночная цена на топливо растет, увеличивая государственные дотации, в то время как КПГ на 55 % дешевле бензина и дизельного топлива и на 25 % - СУГ.

Государственная программа Боливии ставит своей целью перевод на КПГ более 19 тыс. автомобилей для достижения следующих результатов:

• сокращения объемов импорта нефтепродуктов;

• экономии бюджетных средств;

• развития газозаправочной сети;

• сокращения вредных выбросов от автомобильного транспорта.

Согласно плану развития компании YPFB в течение 6 лет планируется потратить 2 584 млн долл. на импорт нефтепродуктов. Перевод части

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

автотранспортной техники на КПГ позволит сократить потребление нефтепродуктов на 38,7 млн т/год и сэкономить 42,77 млн долл./год.

Перевод общественного пассажирского транспорта (автобусы, маршрутные такси) на КПГ окупится за 7,5.18,5 мес. Строительство АГНКС имеет привлекательные инвестиционные характеристики,способствует пополнению бюджета субъектов от налогообложения и созданию новых рабочих мест.

В заключение хотелось бы отметить, что даже в таком маленьком и малонаселенном департаменте, как Чукисака, перевод автомобилей на КПГ продвигается, так как экономически и экологически обоснован.

В статье использованы данные Института государственной статистики Боливии, Национального управления торговлей, Национального управления жидкими углеводородами Боливии, YPFB, Центрального банка Боливии.

Справка от 13.08.2012 г. об использовании метана на автотранспорте Боливии

В Боливии организация Entity for Natural Gas Vehicles Conversion (EEC-GNV), осуществляющая деятельность по переоборудованию транспортных средств на природный газ, сообщила, что к 10.08.2012 г. 15 163 транспортных средства были переведены на КПГ в Санта-Крусе, Кочабамбе, Ла-Пасе, Сакре и Оруро.

Число переоборудованных автомобилей на природный газ предполагается увеличить на 44,5 %. Ожидаемое число автомобилей, работающих на метане, к декабрю текущего года составит 34 080 ед.

Для переоборудования автомобиля по данной программе водителю общественного транспорта нужно представить в EEC-GNV ксерокопии удостоверения личности и ИНН, а также оплатить счет за воду или электроэнергию. После этого подается заявка в офисы ЕЕС-GNV на переоборудование транспортного средства на природный газ.

Источник: http://www.gnvmagazine.com/eng/noticia-more_than_15_ 000_bolivian_vehicles_converted_to_natural_gas_by_august-2695 - GNV Magazine [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.