Использование КПГ в Республике Саха (Якутия)
В.В. Добрынин,
первый заместитель председатель правления ОАО АКБ «Интрастбанк», к.э.н., А.С. Изместьев,
генеральный директор ООО «Сахаметан», Р.Ю. Шипков,
исполнительный директор ООО «Сахаметан»
В статье рассматривается опыт строительства и эксплуатации первой в Дальневосточном федеральном округе автомобильной газонаполнительной компрессорной станции в условиях Крайнего Севера, приводится анализ применения компримированного природного газа на различных предприятиях.
Ключевые слова: компримированный природный газ (КПГ), автомобильная газонаполнительная компрессорная станция (АГНКС), моторное топливо, транспорт, стоимость нефтяного и газомоторного топлива в г. Якутске, рост продаж КПГ, сталь 09Г2С, Микробокс.
Use of compressed natural gas in the Republic of Sakha (Yakutia)
V.V. Dobrynin, A.S. Izmestiev, R.Y. Shipkov
The article is concerned with the experience of the construction and operation of the first in the Far Eastern federal district automotive compressor station in the Arctic conditions. Analysis of the compressed natural gas use in various enterprises.
Keywords: compressed natural gas (CNG), compressed natural gas fueling station, motor fuel, transport, oil and natural gas vehicle fuel cost in Yakutsk, increase of compressed natural gas sales, steel 09Г2С, Microbox.
АГНКС-1
Республика Саха (Якутия), имея более 2,5 трлн м3 разведанных запасов газа, достаточно разветвленную сеть газопроводов в Центральной Якутии и 84 газифицированных населенных пункта, по определенным причинам не вошла в утвержденную ОАО «Газпром» целевую комплексную программу «Развитие газозаправочной сети и парка техники, работающей на природном газе, на 2007-2015 годы».
Завоз нефтяного топлива в республику ежегодно требует значительных кредитных ресурсов для его закупки и хранения, что в конечном счете влияет на цену дизельного топлива и бензина. Налоги от производства завозного нефтяного топлива в основном выплачиваются на месте его производства. В то время как за газ рассчитываются с местными производителями газа, все налоги выплачиваются по месту, создаются новые рабочие места.
Потребность только бюджетных учреждений всех уровней, расположенных в г. Якутске, в 2010 г. составила 28,8 тыс. т нефтяного топлива на сумму около 1 млрд руб. Если перевести весь автотранспорт бюджетных учреждений г. Якутска на компримированный природный газ (КПГ), то только на разнице цены газа и нефтяного топлива можно сэкономить около 500 млн руб. (без учета стоимости оборудования).
Для использования природного газа в качестве моторного топлива и частичного замещения завозимых в республику нефтепродуктов в тех населенных пунктах, где имеется разветвленная система газоснабжения и достаточное количество автотранспорта, работающего на бензине и дизельном топливе, ООО «Сахаме-тан» совместно с ОАО «Интрастбанк» (г. Москва) разработало бизнес-план по строительству трех АГНКС в Якутске, двух в Мирном, а также в районных центрах Вилюйске, Покровске, Намцы, Майе и Ленске.
В настоящее время при финансовой поддержке ОАО «Интрастбанк»
Транспорт на КПГ
р
построена и в мае 2007 г. запущена в эксплуатацию первая в Дальневосточном федеральном округе автомобильная газонаполнительная компрессорная станция в Якутске производства компании GNC «Гали-лео» из модельного ряда Микробокс (Микроскид). КПГ стоит 12 руб./м3 по безналичному расчету и 10 руб./м3 за наличный расчет, что в 2,1 раза дешевле бензина А-76 (80) и в 2,5 раза дешевле дизельного топлива. При пуске в эксплуатацию станции для привлечения потребителей цена на КПГ была установлена 8 руб./м3. Однако ежегодное повышение тарифов на газ и электроэнергию на 15-17 % вынудило поднять цену на КПГ в 2008 г. до 10 руб., а с 01.01.2009 г. - до 12 руб. В то же время для индивидуальных потребителей цена с 01.01.2009 г. держится на уровне 10 руб. (рис. 1).
Автовладельцев г. Якутска особенно привлекает то, что дизельные автомобили работают на КПГ как в газовом, так и в газодизельном режимах. Хорошо показали себя в процессе эксплуатации КАМАЗы, работающие в газодизельном режиме, и ЛИАЗы - в газовом.
За 3,5 года работы АГНКС более 340 ед. автотранспорта переведено на КПГ, и даже при практическом отсутствии на начальном этапе автомобилей, работающих на КПГ, в Якутске заправлено газом (рис. 2) более 70 тыс. автомобилей, при этом расход газа составил 3,43 млн м3, что равносильно 3,8 тыс. т нефтепродуктов. Экономия только от разницы цены газа и нефтяного топлива составила свыше 40 млн руб.
Мощность действующей АГНКС рассчитана на заправку до 1140 м3/ч или 27 тыс. м3/сут. В настоящее время АГНКС ежесуточно заправляет до 150 ед. автотранспорта объемом в 5,5-6 тыс. м3 газа, что составило среднегодовую загруженность станции - 15,3 %. Объем реализации газа в 2010 г. достиг 1,467 млн м3, число газобаллонных автомобилей, заправляющихся на АГНКС, - 340 ед., расход газа на единицу автотранспорта - 4,687 м3.
Аи-95
Аи-92
Пропан- Метан бутан
Рис. 1. Стоимость (руб.) жидкого нефтяного топлива на заправках ОАО «Саханефтегазсбыт» и газомоторного в г. Якутске на 31.12.2010 г.
Приведенные цифры показывают, что Анализ рынка (рис. 3) свидетель-за 3,5 года эксплуатации станции при ствует о том, что этот сектор рын-полном отсутствии на начальном эта- ка рентабелен и постоянно растет.
1467
2007 2008 2009 2010
Рис. 2. Рост продаж КПГ (тыс. м3) на АГНКС-1 в г. Якутске в 2007-2010 гг.
пе работающих на КПГ автомобилей Окупаемость перевода автотран-по отдельным показателям был до- спорта на газ составляет от 2 мес. стигнут среднероссийский уровень. до 1 г. в зависимости от стоимости
613%
142,80%
100%
2,94 тыс. м!
V.
I 4,19 1ыс. м:
100%
239,8 тыс. м:
V-
14671 тыс. м'
361 %
100%
94
V.
340
КПГ на 1 ГБА
Реализация КПГ на АГНКС
2007 г.
Число ГБА на АГНКС
2010 г.
Рис. 3. Изменение удельных показателей газомоторного рынка г. Якутска
переоборудования и среднегодового пробега автомобиля.
В 2009 г. в рамках поддержки российского автопрома администрация г. Якутска в качестве софинан-сирования приобрела 16 автобусов марки ЛИАЗ-525657, работающих исключительно на компримированном природном газе. Применение КПГ на этих автобусах позволило исключить выброс сажи в атмосферу. Для сравнения, 16 дизельных автобусов аналогичной мощности за год эксплуатации выбрасывают с отработавшими газами почти 3 т сажи. Кроме того, эксплуатация этих автобусов даже при односменной работе позволила экономить до 600 тыс. руб./мес. только за счет разницы цены дизельного топлива и газа.
Эффективность и выгода очевидны. Их получили якутские автоперевозчики, значительно сэкономившие на топливе, и г. Якутск, получивший экологический эффект от применения КПГ на пассажироперевозках.
Предприятием ОАО «Энерго-трансснаб», начиная с мая 2007 г., переведено на газ 33 ед. автотранспорта, ежемесячно заправляется
25 автомобилей. С начала эксплуатации сэкономлено более 5,4 млн руб. Руководство предприятия считает, что экономия от эксплуатации автомобилей на газе составляет 67 % с учетом разницы цены нефтяного топлива и газа, увеличения срока межремонтного пробега в 1,5-2 раза, пробега до замены масла в 1,3-1,8 раза, продления срока эксплуатации свечей в 2 раза, а также в целом с учетом экономии газа за счет того, что его невозможно и незачем сливать.
МУП «Медавтотранс» за 2 года эксплуатации сэкономило около 1 млн руб., а Высшая школа музыки на девяти переведенных на газ машинах за 2,5 года - более 1,5 млн. руб. Жатайс-кий судоремонтный завод использует КПГ для резки металла вместо пропана, что позволило производить работу при любых температурах. При этом учитывается и ценовой фактор.
В условиях бездорожья ООО «Са-хаметан» перевело передвижные компрессорные станции ПКС-161161 на газодизельный режим с подключением их к магистральному газопроводу, что позволило без нарушения установленных сроков с огромной
экономией средств выполнить испытание вновь строящегося магистрального газопровода МГСВГКМ Мас-тах-Берге-Якутск (III нитка).
При проектировании и строительстве АГНКС пришлось учитывать климатические особенности г. Якутска (проектная температура в зимний период -55 °С), а также зачастую наличие в газе конденсата и частиц воды. Соответственно были заказаны резиновые изделия для работы при температуре -55 °С, уплотнительные манжеты из морозостойкой резины, а оборудование и трубопроводы, предназначенные для работы на открытом воздухе, из стали 09Г2С.
Для удобства эксплуатации и технического обслуживания было принято проектное решение о монтаже модуля Микробокс, блока осушки и блока аккумуляторов в замкнутом утепленном помещении с воздушным отоплением в зимнее время. Однако воздушное (электрическое) отопление оказалось затратным и было заменено на обогрев помещения газовыми конвекторами. Заправочные колонки были утеплены изнутри, а фильтры обмотаны греющей лентой, что не позволило им замерзать.
Заправочные шланги аргентинского производства также не выдержали испытания якутскими морозами и были заменены на российские, произведенные компанией ЗАО ППП «Торас» (г. Санкт-Петербург).
Для предотвращения проброса масла и проскакивающих через блок осушки отдельных частиц воды и конденсата ООО «Сахаметан» планирует установить в ближайшее время на высокой стороне высокоэффективный сепаратор СГВ-7-80/320-30-Г производства ООО «НПО Вертекс» (г. Краснодар).
Планируемое в 2011 г. строительство второй АГНКС в г. Якутске должно повысить надежность заправки АТС. 3,5 года эксплуатации оборудования в условиях экстремально низких температур показало, что при определенной доработке оно вполне работоспособно, а применение природного газа на автотранспорте будет расширяться.