ровои газомоторныи рынок
т
располагающими совокупным парком в более чем 25 тыс. АТС. Два завода компании в Техасе и Калифорнии обеспечивают получение более 60 млн галлонов СПГ в год (109 тыс. т в бензиновом эквиваленте).
Дочерняя компания корпорации BAF (приобретена в 2009 г.) активно работает на рынке переоборудования автомобилей для работы на природном газе и их технического обслуживания. Кроме того, в 2010 г. корпорация приобрела компанию IMW, выпускающую газозаправочное оборудование.
Еще одной сферой деятельности компании является кредитно-финансовая. Clean Energy Finance обеспечивает комфортные условия кредитования частных и муниципальных автотранспортных компаний, переоборудующих свои машины на газ или закупающих новые в газовом исполнении. В частности Clean Energy способствовала предоставлению налоговых кредитов автоперевозчикам из расчета от 4 до 32 тыс. долл. на каждый газовый автомобиль.
Газомоторный рынок Украины
Е.Н. Пронин,
зам. начальника Управления - начальник отдела ОАО «Газпром» исполнительный директор НГА
NGV Market in Ukraine
E.N. Pronin
-12 апреля 2012 г. в Киеве (Украина) в выставочном центре «КиевЭкспоПлаза» прошли выставка «Мир сжиженных и сжатых газов» и 11-й Международный бизнес-форум «Применение газовых и альтернативных видов моторного топлива в транспортном комплексе Украины»,
организаторами которых стали Газовая ассоциация Украины, Украинская ассоциация производителей технических газов «УА-Сигма» и выставочная компания «Мэдвин».
Мероприятия поддержаны Киевской городской администрацией, министерствами энергетики и
Таким образом, компания занимает несколько взаимозависимых ниш: производство КПГ и СПГ, производство оборудования АГНКС, строительство газовых заправок, переоборудование техники, кредитование потребителей газового топлива. Это напоминает подходы отраслевого строительства в СССР - корпорация полного производственно-сервисного цикла, закрывающая весь сегмент рынка.
Естественно, что имея такую гамму продукции и услуг, корпорация Clean Energy продвигает и крупные инфраструктурные проекты. Наиболее амбициозным является проект America's Natural Gas Highway (Американский хайвей на природном газе). Суть проекта заключается в масштабном развитии сети метановых заправок в США. Замысел предусматривает строительство на первом этапе, в ближайшие 2-3 года, 150 новых станций. Сеть должна обеспечить свободное движение газовых автомобилей в направлениях север - юг и запад - восток. Создание газового хайвея по времени синхронизировано с началом производства тяжелых грузовиков (8-й класс по американской классификации) с газовыми двигателями Cummins-Westport, Kenworth, Peterbilt, Navistar, Freightliner и Caterpillar.
угольной промышленности, транспорта, экологии и природных ресурсов Украины. На выставке продемонстрированы новые образцы газовых автомобилей, топливной аппаратуры, газовых баллонов, заправочной техники. Свои услуги рекламировали компании-установщики газобаллонного оборудования. А таких по Украине зарегистрировано 58!
Сравнительные данные газомоторных рынков России и Украины на апрель 2012 г. приведены в таблице.
Ситуация на рынке газовых моторных топлив Украины неоднозначная. Среди стран ближнего зарубежья Украина вышла на первое место по числу автомобилей, работающих на природном газе. Стоимость природного газа для
«Транспорт на альтернативном топливе» № 3 (27) июнь 2012 г.
щ
Мировой газомоторный рыно
Él
Параметры Россия Украина
Парк автомобилей
общий 40 000 000 8 500 000
на КПГ 86 000 388 000
на СУГ 1 400 000 1 000 000
Спрос на КПГ в 2011 г., млн м3 365 625
Спрос на СУГ, млн т 2,8 Нет данных
Число АГНКС 242 324
автотранспорта составляет 61 % от стоимости бензина Аи-92 и 64 % от стоимости дизельного топлива. Однако для украинского газомоторного рынка такая ценовая разница - малопривлекательна. Сегодня, по оценке Газовой ассоциации Украины, рынок автомобильного метана не развивается. Интересно, что по данным НТЦ «Психея» (Киев) цены на АГНКС Украины вовсе не имеют жесткой привязки к экспортным ценам России на газ.
Украина - весьма продвинутый пользователь альтернативного моторного топлива. 4,6 % машин в стране используют метан и 11,8 % - СУГ. Однако после 2007 г. произошло значительное сокращение спроса на КПГ. Тогда, по словам представителей минтранса Украины, стоимость КПГ составляла менее 60 % стоимости бензина марки Аи-92. А суммарный спрос на метан в автомобильном сегменте газового рынка составил почти 1 млрд м3.
Сложившаяся ценовая разница не позволяет владельцам машин
окупить вложенные в переоборудование средства в приемлемые сроки. А поскольку основу владельцев украинского парка метановых автомобилей составляют частники, то приемлемыми считаются сроки в 1-2 года. Для государственных (муниципальные) предприятий срок возврата инвестиций составляет от 4 до 6 лет. Но этот сектор рынка для метана только начинает открываться.
Второй неприятностью для украинских владельцев газобаллонных автомобилей является то, что сегодня стоимость СУГ для автотранспорта равна или даже на 10-15 % ниже стоимости КПГ. Это ведет к тому, что некоторые владельцы, ранее использовавшие КПГ, сегодня переоборудуют технику на СУГ. При этом стоимость переоборудования машины на СУГ составляет в среднем 300, а на КПГ - 1000 долл. США.
Первой ласточкой газового автомобилестроения на Украине станет автобус малого класса «Эталон» Бориспольского автомобильного
Россия
■ Украина
Аи-92 Аи-95 Аи-95+ ДТ СУГ КПГ
Рис. 1. Розничные цены на моторное топливо, апрель 2012 г., руб./л(м3)
Рис. 2. Структура автомобильного парка (тыс. ед.) Украины по видам используемого топлива: ■ - КПГ; ■ - СУГ; ■ - бензин и дизтопливо
завода. Этот автобус был показан на киевской выставке. В настоящее время машина, оборудованная конвертированным дизельным двигателем Mercedes и шестью баллонами для КПГ (установлены под полом автобуса), проходит эксплуатационные испытания.
Первые отклики, по словам разработчиков, весьма положительные. Автобус оборудован сборными агрегатами: шасси компании Tata, двигатель, коробка передач, трансмиссия - компании Mercedes, система распределенного впрыска - украинской разработки.
Расход метана составляет от 15 до 20 м3 на 100 км в зависимости от режима работы. По уровню выбросов автобус соответствует нормам Евро-3.
Рис. 3. Структура парка метановых автомобилей Украины по типам колесных
транспортных средств: ■ - легковые автомобили; ■ - грузовые автомобили; ■ - автобусы; ■ - прочие
НИ ЙЯЯВВР Л Фв вя# efe^t Щ фщ
«Транспорт на альтернативном топливе» № 3 (27) июнь 2012 г.