УДК 159.923.5 ГРНТИ 15.41.21
ВРЕМЕННАЯ ТРАНССПЕКТИВА КАК ФАКТОР ПРЕАДАПТАЦИИ К НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ _ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО БУДУЩЕГО_
DOI: 10.31618/ESU.2413-9335.2020.1.81.1149 Лебедева Екатерина Владимировна
Канд. психол. наук,
доцент кафедры психологии образования и профессионального развития, ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет»,
г. Екатеринбург
АННОТАЦИЯ
В статье рассматривается проблема профессионального становления в условиях цифровизации. Анализируются изменения, происходящие на рынке труда и в образовательной сфере. Поднимается вопрос о влиянии цифровизации на стратегии и механизмы организации времени и образ профессионального будущего с учетом возможных деструктивных тенденций профессионального развития. В качестве предмета исследования предлагается временная трансспектива личности как смыслообразующая основа жизненного пути и регулятор профессиональной активности субъекта. Приведены результаты эмпирического исследования параметров профессиональной и временной перспективы, способности к управлению временем и психологических ресурсов стрессоустойчивости у студентов вуза. Делается вывод о том, что временная трансспектива личности на стадии получения профессионального образования может выступать предиктором успешной преадаптации к нелинейному профессиональному будущему.
ABSTRACT
The article deals with the problem of professional development in the context of digitalization. The author analyzes the changes, taking place in the labor market and in the educational sphere. The question is raised about the impact of digitalization on strategies and mechanisms for organizing time and the image of the professional future, taking into account possible destructive trends in professional development. As a subject of research, a temporat transpective of the personality is proposed as a meaning-forming basis of the life path and a regulator of the subject's professional activity. The author presents the results of an empirical study of the parameters of professional and time perspective, the ability to manage time and psychological resources of stress resistance among university students. It is concluded that the temporal transpective of a person at the stage of obtaining a professional education may be a predictor of successful preadaptation to an nonlinear professional future.
Ключевые слова: временная трансспектива, профессиональное будущее, образ будущего, преадаптация
Keywords: temporal transspective, professional future, image of the future, preadaptation
Запущенный цифровой революцией процесс внедрения новаций во все сферы общественной практики изменил жизненную среду современного человека и структуру отношений в ней. Цифровизация оказала радикальное влияние на экономику практически каждой страны мира, бизнес-процессы, рынок труда и систему подготовки профессиональных кадров.
Анализируя изменения, происходящие в профессиональной и образовательной сфере, можно выделить несколько ключевых направлений цифровой трансформации [7]:
- неуклонное сокращение производственной сферы с одновременным ростом численности занятых в сфере услуг;
- обновление «профессионального ландшафта» за счёт стремительного устаревания некоторых профессий (трудовых функций) и появления новых, замещения человеческого ресурса робототехникой;
- распространение нестандартных форм занятости, «виртуализация» трудовых отношений;
- существенное изменение квалификационных требований, ориентация на развитие транспрофессионализма: soft- и digital-компетенций и метапрофессиональных качеств.
Возрастающая динамика социально-экономических процессов порождает явление профессиональной турбулентности,
характеризующейся перманентной
нестабильностью и непредсказуемостью траектории развития. Невозможность
прогнозировать требования рынка труда приводит к нарастанию психической напряжённости и многообразию деструктивных проявлений профессионального развития на всех этапах профессионализации, в том числе, на стадии выбора профессии и получения профессионального образования.
Цифровизация производства и общественных процессов сопровождается также трансформацией пространственно-временных отношений, которая может быть охарактеризована понятием «пространственно-временная компрессия» (D. Harvey) [12]. Благодаря внедрению цифровых коммуникационных технологий
продолжительность интеракции существенно сократилась, обеспечив одновременность и мгновенность информационного доступа. Современный человек оказывается включен в широкий спектр подсистем информационного обмена и вынужден сообразовываться с
разнообразием и относительностью временной метрики виртуальных подпространств.
Возрастание темпоритма повседневной жизни, ускорение психологического времени оказывает влияние на стратегии и тактики организации времени и образ будущего, выступающий регулятором активности личности.
Профессиональное будущее может быть рассмотрено с точки зрения «потребного будущего» - как желаемое представление, направленное на позитивные аспекты будущей трудовой деятельности [10]. Являясь продуктом субъектвного отражения действительности в психике человека, образ не просто интегрирует в себе актуальную информацию и накопленный опыт, но выступает активным началом, влияющим на мотивацию личности, побуждающим субъекта к самодвижению в направлении желаемого результата. В структуре образа профессионального будущего можно выделить когнитивный, эмоциональный, мотивационный и поведенческий компоненты, раскрывающие ценностно-смысловое поле будущей профессии, отношение к ней, а также алгоритмы и стратегии профессионального саморазвития [2, 3].
В статье Э.Ф.Зеера, Э.Э.Сыманюк подробно рассмотрены внешние и внутренние факторы, оказывающие влияние на профессиональное самоопределение молодежи и обусловливающие «асимметрию профессионального будущего» [5]. Проявлениями этой асимметрии становятся: утрата профессиональной идентичности, аморфность и неопределенность целей получения
профессионального образования, искажение образа будущего, отказ от долгосрочного планирования и прогнозирования перспектив карьеры и преимущественная ориентация на
кратковременный успех.
Рассматривая трудности профессионального выбора, авторы обращают внимание на опасность интроверсии профессионального будущего, когда реальная социально-профессиональная ситуация подменяется её виртуальным, искаженным образом, что приводит к принятию оптантом иррациональных, импульсивных решений.
К числу возможных сценариев, построенных на асимметричности профессионального будущего, авторы относят оптимистический вариант, предполагающий максимум самореализации за счёт построения альтернативных траекторий профессионального развития, нейтральный вариант, построенный на логике пассивного следования запросам повседневной жизни, и деструктивный вариант, при котором происходит постепенная дезорганизация жизнедеятельности, потеря нравственных ориентиров, смыслов и этических оснований профессии.
Примечательно, что внедрение цифровых технологий, по всей видимости, не оказывает существенного влияния на структуру жизненных ценностей молодежи, они остаются традиционными [1]. Меняется лишь представление о способах их достижения, что отражается в
изменившейся картине профессионального будущего.
Преодоление деструктивных тенденций профессионального развития требует более детального изучения трансформационных процессов, затрагивающих образ будущего и систему представлений, включающую в себя ценностно-смысловые аспекты субъективного времени и механизмы его структурирования. Таким интегративным конструктом, включающим в себя всю полноту осмысления личного прошлого, настоящего и будущего, является временная трансспектива личности.
Предшественником данного термина можно считать понятие «временная перспектива», введенное в научное употребление Л. Франком. Данный термин описывал взаимосвязанность и взаимообусловленность временных модусов в восприятии человеком своего жизненного пространства. К. Левин, также обратившийся к изучению данного понятия, рассматривал временную перспективу как общий взгляд индивида на своё прошлое и будущее, существующий в настоящий момент [8].
Понятие «временная трансспектива», предложенное В.И. Ковалевым, акцентирует целостность и ценностно-смысловую
наполненность психологического времени. Приставка «транс» означает «движение через какое-то пространство, пересечение его». Временная трансспектива базируется на способности сознания уловить причинно-следственную связь событий, подняться от воспоминаний к целостному осмыслению жизни [6].
Осознание личностью содержания своего прошлого, настоящего и будущего, а также ощущения взаимодействия этих компонентов, выступает смыслообразующей основой жизненного пути и задаёт вектор активности субъекта деятельности. В гуманистической психологии временная интегрированность рассматривается как условие и показатель способности личности к самоактуализации. Взаимосвязь особенностей психологического времени и самоактуализации неоднократно подтверждалась в работах отечественных авторов. В исследовании А.В. Левченко обнаружены качественные особенности формальных параметров временной трансспективы у студентов с высоким и низким уровнем самоактуализации [9]. В статье Э.Ф. Зеера, Д.П. Заводчикова и М.В. Зиннатовой приводятся данные эмпирического исследования взаимосвязи самоактуализации, параметров психологического времени и характеристик личности на этапе профессиональной подготовки [4].
В отечественных работах приводятся также сведения о взаимосвязи характеристик временной перспективы и локуса контроля у студентов в условиях цифрового взаимодействия. Так, было показано, что негативное восприятие прошлого и фаталистическое настоящее снижают уровень
интернальности студентов, в то время как показатели позитивного прошлого, будущего и гедонистического настоящего повышают степень ответственности обучающихся за различные области их жизни [11].
Нами было проведено пилотажное исследование временной трансспективы и образа профессионального будущего студентов 2 курса педагогического профиля (профессиональное обучение) - 87 человек. Для изучения временной ориентации и отношения к временным модусам использовался опросник ZTPI Ф. Зимбардо (Zimbardo Time Perspective Inventory) в адаптации А. Сырцовой, Е. Т. Соколовой, О. В. Митиной, а также шкала «Временная компетентность», включенная в методику «Самоактуализационный тест» (САТ). Способность к временной самоорганизации оценивалась с помощью опросника С.И. Калинина «Временная компетентность». Для оценки степени конкретизации образа профессионального будущего был проведен опрос по схеме построения личной профессиональной перспективы (ЛПП, Н.С. Пряжников). Для выявления психологического ресурса устойчивости личности к профессиональным и жизненным стрессам использовался вариант шкалы активности и оптимизма И.С. Шуллера и А.Л. Комуниани (AOS) в адаптации Н.Е. Водопьяновой, М.В. Штейн.
Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что студенты демонстрируют преимущественную ориентацию на будущее
(хср=3.64), позитивное воспринимаемое прошлое (хср=3.52) и гедонистическое настоящее (хср=3.45). При этом практически треть опрошенных (34%) обладают низкими баллами по шкале «временной компетентности», что характеризует дискретность временной трансспективы, неспособность воспринимать неразрывность прошлого, настоящего и будущего.
Подавляющее большинство опрошенных (88%) имеют средний балл персональной компетентности во времени, что свидетельствует о сформированности базовых навыков управления временем. Лишь 7% студентов обладают высоким уровнем временной компетентности, позволяющим гибко расходовать и резервировать временные ресурсы, используя принципы и технологии тайм-менеджмента.
Анализ данных структурированного опроса выявил трудности в построении личной профессиональной перспективы (ЛПП). Наименее сформированными оказались компоненты ЛПП, связанные с целеполаганием (выделение дальней профессиональной цели-мечты, ближних и ближайших целей), а также отражающие степень операционализации планов (знание о путях преодоления внутренних и внешних препятствий).
Корреляционный анализ с применением коэффициента ранговой корреляции Спирмена показал существование достоверных взаимосвязей между параметрами временной и профессиональной трансспективы.
Таблица.
Коэффициенты корреляции между шкалами методики ZTPI, показателями временной
Показатели временной трансспективы ЛШ О Акт
Негативное прошлое -0.356* -0.551** -0.132
Позитивное прошлое 0.104 0.280* 0.190
Гедонистическое настоящее -0.176 0.187 0.135
Фаталистическое настоящее -0.660** -0.268* -0.275*
Будущее 0.569** 0.067 0.170
Компетентность во времени 0.274 0.478** 0.206
Персональная ВК 0.326* 0.160 0.464**
Примечание: Персональная ВК - персональная временная компетентность (С.И. Калинин); ЛПП -интегральный показатель сформированности личной профессиональной перспективы; О - шкала «Оптимизм»; Акт - шкала «Активность»; * корреляция значима на уровне р<0,05; ** - корреляция значима на уровне р<0,01.
В частности, обнаружено, что готовность к построению профессиональной перспективы (ЛПП) отрицательно коррелирует с негативным, пессимистическим взглядом на прошлое и фаталистическим отношением к жизни. Напротив, студенты, отличающиеся амбициозностью, ориентированные на будущее, характеризуются способностью к конкретизации профессиональных целей и планов.
Студенты, имеющие негативные аттитюды по отношению к прошлому с большей вероятностью проявляют негативную мировоззренческую жизненную установку, позитивное же восприятие прошлого значимо связано с положительным
мироощущением в настоящем. Ориентация на фаталистическое настоящее также отрицательно связана с показателями оптимизма и активности.
Молодые люди с высоким уровнем временной компетентности демонстрируют готовность к проявлению личностной и профессиональной активности, позволяющей выбирать адаптивные модели поведения и сохранять психологическое здоровье в условиях ролевой неопределенности.
Таким образом, можно предположить, что временная трансспектива личности на стадии получения профессионального образования может выступать предиктором успешной преадаптации к неопределенному профессиональному будущему.
В свою очередь, взаимосвязь параметров профессиональной перспективы и навыков управления временем свидетельствует о важности ознакомления студентов с техниками тайм-менеджмента. Формирование компетенций эффективного управления временем, а именно: способности к распределению текущих, среднесрочных и долгосрочных дел во времени, нормирования временных затрат, умение сохранять работоспособность и учитывать специфику хронотипа при планировании активности, будет способствовать выработке гибких стратегий временной самоорганизации, необходимых для успешного ответа на вызовы цифровой реальности.
*Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ №18-013-01119а «Субъективный образ профессионального будущего на этапе профессиональной подготовки».
Список литературы:
1. Бастракова Н.С., Мухлынина О.В., Шаров А.А. Представления цифрового поколения о главных ценностях жизни // Профессиональное образование и рынок труда. 2020. № 3. С. 41-48.[Bastrakova NS, Muhlynina OV, Sharov AA Predstavlenija cifrovogo pokolenija o glavnyh cennostjah zhizni. Professional'noe obrazovanie i rynok truda. 2020;(3): 41-48. (In Russ).]
2. Бохан Т.Г., Алексеева Л.Ф., Шабаловская М.В., и др. Структурно-содержательные характеристики образа профессионального будущего и их динамика на этапах профессионального образования у студентов медицинских специальностей // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2013. № 5 (133). С. 182-188.[Bohan TG, Alekseeva LF, Shabalovskaja MV, et al. Strukturno-soderzhatel'nye harakteristiki obraza professional'nogo budushhego i ih dinamika na jetapah professional'nogo obrazovanija u studentov medicinskih special'nostej. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2013; 133(5):182-188. (In Russ).]
3. Заводчиков Д.П., Ледерман Н.Н. Основные теоретико-методологические подходы к изучению образа профессионального будущего // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2017. Т. 9. No 4. С. 160-170. [Zavodchikov DP, Lederman NN Osnovnye teoretiko-metodologicheskie podhody k izucheniju obraza professional'nogo budushhego // Sovremennaja vysshaja shkola: innovacionnyj aspekt. 2017; 9(4): 160-170. (In Russ).] https://doi.org/ 10.7442/20719620-2017-9-4-160-170.
4. Зеер Э. Ф., Заводчиков Д.П., Зиннатова М.В. Взаимосвязь самоактуализации, параметров психологического времени и характеристик личности на этапе профессиональной подготовки // Научный диалог. 2017. № 12. С. 419-435. [Zeer EF, Zavodchikov DP, Zinnatova MV Correlation between Self-Actualization, Parameters of Psychological Time and Personal Characteristics at Stage of Professional
Training. Nauchnyy dialog. 2017; (12): 419-435. (In Russ).] https://doi.org/10.24224/2227-1295-2017-12-419-435.
5. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Асимметричное профессиональное будущее современной молодежи // Педагогическое образование в России. 2013. №4. C.258-263.[Zeer EF, Symanjuk EE Asimmetrichnoe professional'noe budushhee sovremennoj molodezhi. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2013; (4):258-263. (In Russ).].
6. Козлова М.В. Трансспектива как составляющая временной перспективы // Вюник Одеського нацюнального ушверситету. Психолопя. 2012. Т. 17. № 5. С.57-64. [Kozlova MV Transspektiva kak sostavljajushhaja vremennoj perspektivy. Visnik Odes'kogo nacional'nogo universitetu. Psihologija. 2012; 17 (5):57-64 (In Russ).].
7. Кузнецов Н.В. Изменение структуры занятости и профессионально-квалификационных требований в эпоху цифровизации экономики // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 5. [Kuznecov NV Izmenenie struktury zanjatosti i professional'no-kvalifikacionnyh trebovanij v jepohu cifrovizacii jekonomiki. Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. 2018; (5). (In Russ).] URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27992 (27.12.2020).
8. Кузнецова О.В. Роль временной перспективы в личностном и профессиональном самоопределении подростков // Психологическая наука и образование. 2007. №3. С.5-15. [Kuznecova OV Rol' vremennoj perspektivy v lichnostnom i professional'nom samoopredelenii podrostkov. Psihologicheskaja nauka i obrazovanie. 2007; (3): 5-15. (In Russ).].
9. Левченко А.В. Временная трансспектива самоактуализирующейся личности // Научно-теоретический журнал «Ученые записки». 2011. №6 (76). С.97-101. [Levchenko AV Vremennaja transspektiva samoaktualizirujushhejsja lichnosti. Nauchno-teoreticheskij zhurnal «Uchenye zapiski». 2011; 76(6): 97-101. (In Russ).].
10. Манякова П.О. Проектирование альтернативных сценариев профессионального будущего / Непрерывное образование: теория и практика реализации. Материалы Международной научно-практической конференции. 2018. С. 77-81. [Manjakova PO Proektirovanie al'ternativnyh scenariev professional'nogo budushhego. Nepreryvnoe obrazovanie: teorija i praktika realizacii. Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2018; 77-81. (In Russ).].
11. Мельников С.Г., Мухлынина О.В. Исследование взаимосвязи временной перспективы и уровня субъективного контроля студентов в условиях цифрового взаимодействия // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2020. № 2 (2). С. 51-58. [Mel'nikov S.G., Muhlynina O.V. Issledovanie vzaimosvjazi vremennoj perspektivy i urovnja subjektivnogo kontrolja studentov v uslovijah cifrovogo vzaimodejstvija.
Innovacionnaja nauchnaja sovremennaja akademicheskaja issledovatel'skaja traektorija (INSAJT). 2020; 2(2):51-58. (In Russ).].
УДК 159.9.07
12. Harvey D. The conditions of postmodernity. Cambridge, MA: Blackwell, 1990. 378 p.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА В РЕГИОНЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО _НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ_
DOI: 10.31618/ESU.2413-9335.2020.1.81.1147
Суханов А. А.
PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF MAN LIVING IN ECOLOGICALLY UNFAVORABLE ENVIRONMENT: CONCEPTUAL FRAMEWORK OF RESEARCH
АННОТАЦИЯ
Цель статьи - представить основные положения концепции психологической адаптации населения, родившегося и постоянно проживающего в условиях экологического неблагополучия. Психологическая адаптация понимается как системная характеристика системы «человек - жизненная среда, природная и социальная». Эмпирическое исследование выявило снижение показателей психологической адаптации испытуемых, родившихся и постоянно проживающих в Забайкальском крае. Снижение это, по мнению автора, есть следствие реализации особой стратегии адаптации - минимизирующей адаптации.
SUMMARY
The author aims to present fundamentals of the psychological adaptation conception researching the population that were born and live in ecologically unfavourable living environment. Psychological adaptation is assumed to be a systemic characteristic of the man-living environment (natural and social) system. The empirical study revealed common but not equal in intensity decrease of psychological adaptation indices performed by subjects who were born and live in Transbaikal Region. The author believes that the discovered decrease is the consequence of the realized special - that of the strategy of minimizing adaptation.
Ключевые слова: концепция, экологическое неблагополучие, биологическая адаптация, психологическая адаптация, затраты энергии, стратегия минимизирующей адаптации.
Keywords: conception, ecologically unfavourable living environment, biological adaptation, psychological adaptation, power inputs, minimizing adaptation strategy.
Введение. В условиях экологического кризиса, значительных изменений природных условий жизни человека характеристики среды становятся неадекватными [17], точнее, не вполне адекватными, его гено- и фенотипическим свойствам. Измененные условия существования требуют активизации непрерывных адаптационных процессов, обеспечивающих динамическое равновесие человека со средой.
Для психологии проблемы адаптации человека всегда были приоритетными, а в современных экологических и социально-экономических условиях их значимость возросла. Но вопросы о характере и особенностях адаптации людей, проживающих в регионах экологического неблагополучия (РЭН), количество которых в нашей стране велико [31], вызывает затруднения у специалистов вследствие недостаточной теоретической разработанности проблемы и ее небольшой эмпирической базы. Они требует своего решения, поскольку физическое и психологическое здоровье, эффективность деятельности человека, постоянно пребывающего в экологически неблагополучной среде, зависят от его успешной адаптации.
Общенаучное понятие и проблема адаптации относятся к числу достаточно разработанных, но даже в биологии, где ранее всего началось их изучение, отмечается отсутствие общей теории адаптации, общих принципов анализа адаптивных
явлений [10]. Пожалуй, только В.И. Медведев предложил к рассмотрению, по его словам, «элементы общей теории адаптации» [21, с. 3].
Эта оценка справедлива и по отношению к разработке проблемы адаптации человека в психологии. В психологической литературе по-разному рассматривается сущность и механизмы, структура и виды адаптации. Вопросы теоретического обеспечения анализа
психологической адаптации во многом остаются неразработанными, отсутствуют общие ориентиры для объяснения адаптационных процессов [5; 25].
Вместе с тем к настоящему времени ряд общих проблем психологической адаптации человека изучен достаточно подробно. Но чаще предметом научного анализа является адаптация человека к условиям и факторам социальной среды: к изменениям в социальных системах, в образе жизни, в социальной позиции и т.д. [15; 23; 27 и мн. др.]. Исследователи представляют свои концепции социально-психологической адаптации [15], адаптации личностной [25].
Психологическая адаптация человека к условиям природной (физической) среды изучена значительно меньше. В этой области исследователей, в первую очередь, интересовала адаптация человека к экстремальным природным воздействиям [4; 6; 17 и др.].
Особенности психологической адаптации человека к экологически неблагополучной