бие / В.П. Копаев. - Великие Луки : [б.и.], 2003. - 65 с.
2. Настольная книга учителя : учебное пособие / под ред. проф. Л. Б. Кофмана. -М. : Физкультура и спорт, 2000. - 496 с.
Контактная информация: [email protected]
УДК 159. 922
ВРЕМЕННАЯ ТРАНССПЕКТИВА САМОАКТУАЛИЗИРУЮЩЕЙСЯ ЛИЧНОСТИ
Анастасия Викторовна Левченко, старший преподаватель, Благовещенский государственный педагогический университет (БГПУ)
Аннотация
В статье рассматриваются основные теоретические подходы к описанию феномена временной трансспективы, его содержания и формальных параметров. Анализируется связь с самоактуализацией и представляются конкретные характеристики трансспективы личности с разным уровнем самоактуализации.
Ключевые слова: психологическое время, временная трансспектива, формальные параметры и содержание временной трансспективы, самоактуализация.
TEMPORAL TRANSSPECTIVENESS OF SELFACTUALIZING PERSON
Anastasya Viktorovna Levchenko, the senior teacher,
Blagoveshchensk State Pedagogical University
Annotation
The article considers basical theoretical approaches to the description of the timely transspective-ness phenomenon, its content and formal aspects. The link with self-actualization is analyzed and concrete descriptions of personal transspectiveness with a different level of self actualization are presented.
Keywords: psychological time, timely transspectiveness, formal aspects and content of timely transspectiveness, self-actualization.
Актуальность исследования проблемы временной трансспективы обусловлена необходимостью описать полный жизненный хронотип личности, в котором прошлое, настоящее и будущее рассматриваются не как автономные фрагменты, а как части единой временной структуры. Анализ исследований, посвященных данной теме, позволяет сделать выводы об отсутствии единого понимания сущности данного феномена. В то же время для современной психологической науки характерно признание того, что являясь смыслообразующей основой жизненного пути человека, временная трансспектива идентична осознанному переживанию направленности и результативности собственной жизни. Следовательно, восприятие и осмысление прошлого, настоящего и будущего играют детерминирующую роль в поведении личности, выступают в качестве его «ориентировочной основы» и кристаллизуют смысл жизни [6].
Вопросы смысла жизни и определения ценностных ориентиров личности являются, в свою очередь, центральными для гуманистической психологии, рассматривающей проблемы самоактуализации. Процесс самоактуализации связан не только с выявлением человеком субъективных представлений о собственном предназначении и формированием жизненного смысла как высшего интегративного образования, но и со способностью составлять программу достижения этих смыслов на основе умения делать осознанный и ответственный выбор. Таким образом, временная трансспектива, отражающая ценностно-смысловые аспекты субъективного времени, и проявляющаяся в способности человека одним взглядом охватить весь жизненный путь, поднявшись от простых воспоминаний до осмысления значения своей жизни, обеспечивает гармонизацию личности и способствует ее самоактуализации [3].
Поскольку одной из форм осуществления самоактуализации выступает личност-
ное и профессиональное самоопределение, в своей работе мы обратимся к студенчеству -особой социальной общности людей, объединенных институтом высшего образования и находящихся на пересечении эпохи юности и зрелости. В целом, студенческий период характеризуется тем, что начало самостоятельной трудовой деятельности, с которой обычно связывается социальная зрелость, отодвигается. Увеличение времени на подготовку к взрослой жизни ведет к расширению сферы индивидуального самоопределения и повышение его осознанности. В студенческой выборке наблюдается большая свобода выбора по сравнению с другими социальными слоями молодежи и меньше сковывающих факторов, что приводит к разнообразию индивидуальных вариаций. Оборотной стороной свободы выбора является усложнение процесса самоопределения, в том числе ценностного [5].
Все вышеизложенное определило выбор темы нашего исследования «Временная трансспектива самоактуализирующейся личности».
Выборку нашего исследования составили студенты Благовещенского государственного педагогического университета, обучающиеся на естественно-географическом и психолого-педагогическом факультетах. Всего мы опросили 38 студентов-первокурсников, 42 второкурсника, 29 - учащихся на третьем курсе, 47 и 35 представителей четвертого и пятого курса соответственно. Всего в организованном нами следовании приняли участи 191 человек, в возрасте от 17 до 23 лет.
В ходе определения уровня самоактуализации испытуемых мы с помощью опросника САТ [1] разделили всех участников эксперимента на три группы. В первую высоко-самоактуализированую группу вошли 52 человека, получивших высокие баллы по двум базовым шкалам опросника - шкале компетентности во времени и поддержки. Испытуемые, набравшие, низкие баллы по указанным шкалам, а их оказалось 34 человек, составили группу с низким уровнем самоактуализации. Остальных 105 студентов мы не смогли однозначно причислить к выше названым группам, так как они получили либо исключительно средние баллы по обеим шкалам, либо высокие или низкие одновременно со средними. Были среди них и те, у кого мы обнаружили «псевдосамоактуализацию», детерминированную проявлениями социальной желательности. Таким образом, мы посчитали уместным, в соответствии с целями нашего исследования, брать во внимание результаты только первых двух групп - с высоким или низким уровнем самоактуализации.
Далее мы эмпирически изучали временную трансспективу студентов с разным уровнем самоактуализации. В нашей работе временная трансспектива будет рассматриваться как совокупность представлений личности о своем прошлом, настоящем и будущем, имплицитно присутствующих в ее сознании на протяжении всей жизни и меняющихся в зависимости от различных факторов. Мы будем говорить о субъективном образовании, чувственно-мысленном образе, который представляет собой обзор жизни данного человека и способствует выявлению его смысла жизни, а также отражает его ценностно-смысловое отношение ко времени, и проявляется в способности одним взглядом охватить весь жизненный путь, подняться от простых воспоминаний до осмысления значения своей жизни.
Описание столь сложного и неоднозначного конструкта, коим выступает временная трансспектива личности, исследователи [3] рекомендуют проводить, через анализ ее формальных параметров, таких как протяженность, плотность, направленность и эмоциональный фон отдельных временных континуумов прошлого, настоящего и будущего, а также времени жизни в целом. Содержание же временной трансспективы традиционно рассматривается через содержание составляющих ее темпоральных зон. Осознание личностью содержания своего прошлого, настоящего и будущего, а также ощущение взаимосвязи этих компонентов, приводит к формированию ценностно-смыслового обобщения значения своей жизни и является смыслообразующей основой жизненного пути. Временная трансспектива идентична осознанному переживанию направленности и ре-
9В
зультативности собственной жизни, критерий ее субъективного оценивания и источник удовлетворенности или неудовлетворенности. Следовательно, в содержании изучаемого феномена, для описания его на операциональном уровне, мы также в качестве отдельных компонентов трансспективы будем рассматривать ее темпоральную структуру, удовлетворенность и смысл жизни личности.
Методики диагностики формальных параметров и содержания временной транс-спективы личности, используемые в нашем исследовании, представлены в таблице 1.
Таблица 1
Методики исследования временной трансспективы ________самоактуализирующейся личности________________________
Параметры исследования | Способ исследования
Формальные параметры временной трансспективы личности
Протяженность ВТ и ее частей Методика А. А. Кроника и Е.И. Головахи «Инверсия удаленности. Формирование списка событий» [4].
Плотность составляющих ВТ
Направленность ВТ Методика А. А. Кроника и Е.И. Головахи «Временные децентра-ции» [4].
Эмоциональная оценка ВТ и ее частей «Шкалы переживания времени» А. А. Кроника, Е.И. Головахи [4]. Опросник временной перспективы личности Ф. Зимбардо в адаптации А. Сырцовой, Е.Т. Соколовой, О.В. Митиной [8].
Содержание временной трансспективы личности
Содержание прошлого личности Методика А. А. Кроника и Е.И. Головахи «Инверсия удаленности. Формирование списка событий» [4].
Содержание настоящего личности
Содержание будущего личности
Ценностно-смысловая переработка индивидуального темпорального опыта Тест «Смысложизненные ориентации» Д.А. Леонтьева [7]. Тест «Индекс жизненной удовлетворенности» А. Ньюгартен [2].
Для краткого и емкого представления результатов исследования приведем их в таблицах 2 и 3. Таким образом, анализ полученных данных позволяет заключить, что формальные параметры и содержание временной трансспективы личности с высоким уровнем самоактуализации качественно отличаются от формальных параметров и содержания временной трансспективы малосамоактуализированной личности.
Таблица 2
Формальные параметры временной трансспективы личности с разным уровнем
самоактуализации
Формальные параметры временной трансспективы Уровни самоактуализации личности
Высокий уровень самоактуализации личности Низкий уровень самоактуализации личности
Протяженность временной трансспективы и ее частей Протяженность временной ретроспективы соответствует реальному возрасту испытуемых. Временная перспектива включает отдаленное будущее. Временная трансспектива характеризуется значительной протяженностью. Протяженность временной ретроспективы меньше реального возраста испытуемых. Временная перспектива включает ближайшее будущее. Временная трансспектива укорочена.
Плотность составляющих временной транс-спективы Умеренная плотность прошлого и будущего. Высокая плотность настоящего. Низкая плотность прошлого и настоящего. Высокая плотность будущего.
Направленность временной трансспективы Отсутствие выраженной ориентации на одну из временных зон, указывающая на их неразрывность в сознании само-актуализированной личности. Выраженная ориентация на настоящее. Умеренная ориентация на будущее. Выраженная ориентация на прошлое или будущее.
Формальные параметры временной трансспективы Уровни самоактуализации личности
Высокий уровень самоактуализации личности Низкий уровень самоактуализации личности
Эмоциональная оценка отдельных временных зон и временной транс-спективы в целом Время жизни переживается как дискретное - скачкообразное, прерывистое, раздробленное, разнообразное; напряженное - сжатое, насыщенное, организованное, быстрое; приятнобеспредельное. Позитивное, ностальгическое отношение к прошлому. Умеренный уровень гедонистического отношения к настоящему. Отсутствие выраженной эмоциональной ориентации на будущее. Время жизни переживается как континуальное - плавное, непрерывное, цельное, с тенденцией к однообразию; ненапряженное -растянутое, пустое, неорганизованное, медленное; неприятноограниченное. Негативное отношение к прошлому. Выраженное гедонистическое или фаталистическое отношение к настоящему. Выраженная эмоциональная ориентация на будущее.
Таблица 3
Содержание временной трансспективы личности с разным уровнем ________________________самоактуализации_________________________________
Содержание временной трансспективы Уровни самоактуализации личности
Высокий уровень самоактуализации личности Низкий уровень самоактуализации личности
Содержание прошлого, настоящего и будущего личности Во ВТ включены события отдаленного и ближайшего прошлого и будущего, передающие смысл жизни. Отражается не актуальная для личности ситуация, а взаимосвязь основных событий жизни. Хронология событий нарушается редко (события мало инверсируются) в связи с отсутствием связанного с ними чувства вины, стыда, тревоги, отрицательного эмоционального отношения. Уместны инверсии в отношении событий прошлого. Во ВТ отражаются события ближайшего прошлого и будущего, связанные с актуальной для личности ситуацией. «Обеднение прошлого» ведущее к сокращению актуализации его событий. «Утрата детства» ведущая к снижению количеств и значимости событий детства, перестающих играть роль ресурса для построения новых жизненных смыслов. Хронология событий нарушается (события инверсируются), в силу связанного с ними чувства вины, стыда, тревоги, отрицательного эмоционального отношения. События будущего инверсируются в силу своей неопределенности для личности.
Ценностносмысловая переработка индивидуального опыта Высокий уровень удовлетворенности жизнью. Наличие целей, придающих жизни осмысленность и направленность. Смысл жизни состоит в том, чтобы жить. Представление о себе как о сильной личности, обладающей свободой выбора для построения жизни в соответствии со своими целями и смыслом жизни. Убеждение в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. Низкий уровень жизненной удовлетворенности. Отсутствие целей, придающих жизни осмысленность и направленность, либо наличие целей, не имеющих под собой реальную опору в настоящем. Неудовлетворенность своей жизнью в настоящем при ценности воспоминаний о прошлом или нацеленности на будущее. Неверие в свои силы контролировать ход жизни. Убежденность в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода выбора иллюзорна, и бессмысленно что-либо загадывать на будущее.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алешина, Ю.Е. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. Спецпрактикум по социальной психологии / Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гоз-ман, Е.М. Дубовская. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1987. - 245 с.
2. Болотова, А.К. Психология организации времени : учебное пособие для студентов вузов / А.К. Болотова. - М. : Аспект Пресс, 2006. - 254 с.
3. Бороздина, Л.В. Возрастные изменения временной трансспективы субъекта / Л.В. Бороздина, Л. А. Спиридонова // Психологический журнал. - 1998. - № 2. - С. 40-50.
4. Головаха, Е.И. Психологическое время личности / Е.И. Головаха, А. А. Кроник. - Киев : Наукова думка, 1984. - 207 с.
5. Егорычева, И.Д. Самоотношение, самореализация, самоактуализация как феномены, определяющие способность человеческого роста - развития / И.Д. Егорычева // Мир психологии. - 2005. - № 3. - С. 11-33.
6. Леонтьев, А.Н. Психология образа / А.Н. Леонтьев // Вестник Моск. ун-та. Сер.14 : Психология. - 1979. - № 2. - С. 3-13.
7. Леонтьев, Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) / Д.А. Леонтьев. -2-е изд. - М. : Смысл, 2000. - 18 с.
8. Сырцова, А. Методика Ф. Зимбардо по временной перспективе / А. Сырцова, Е.Т. Соколова, О.В. Митина // Психологическая диагностика. - 2007. - № 1. - С. 85-106.
Контактная информация: [email protected]
УДК 796.015
АНАЛИЗ ВОЗРАСТНЫХ ПАРАМЕТРОВ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Светлана Юрьевна Максимова, кандидат педагогических наук, доцент,
Ирина Дмитриевна Скрябина, аспирант,
Волгоградская государственная академия физической культуры (ВГАФК)
Аннотация
В тексте статьи представлены результаты экспериментального изучения особенностей физического и функционального развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Анализ физического развития и функциональной подготовленности изучаемой группы детей, с одной стороны указывает на благоприятные предпосылки для их дальнейшего развития, подтверждает основной вариант задержки, и с другой стороны указывает на возрастное увеличение наметившейся негативной тенденции ухудшения состояния здоровья, наблюдаемого в проявлении гипоксической устойчивости.
Ключевые слова: физическое и функциональное развитие, дошкольник, задержка психического развития.
ANALYSIS OF THE AGE PARAMETERS OF PHYSICAL DEVELOPMENT AND
FUNCTIONAL STATUS OF PRESCHOOL CHILDREN WITH MENTAL
RETARDATION
Svetlana Yurievna Maksimova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Irina Dmitrievna Scriabina, the post-graduate student,
Volgograd State Academy of Physical Training
Annotation
The text of the article presents the results of an experimental study of the features of the physical and functional development of preschool children with mental retardation. The analysis of physical development and functional readiness of studied group of children, on the one hand specifies the favorable pre-