Научная статья на тему 'ВРЕМЕННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН И ПРЕДМЕТ НАУЧНОЙ РЕФЛЕКСИИ'

ВРЕМЕННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН И ПРЕДМЕТ НАУЧНОЙ РЕФЛЕКСИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
145
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВРЕМЕННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / ВРЕМЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА / ЛИЧНОСТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВРЕМЕНИ / САМОРАЗВИТИЕ / САМОДЕТЕРМИНАЦИЯ / ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТ / МЕТАКОМПЕТЕНТНОСТИ / ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Соловьева Ольга Владимировна, Иконникова Дарья Михайловна

Актуальность исследования обусловлена новыми подходами к качеству подготовки молодых специалистов в системе высшего профессионального образования. Это касается требований к созданию условий для формирования универсальных (надпрофессиональных) компетенций, способствующих успешности в избранной профессии. К числу таких компетенций относится временная компетентность. Ее позитивный эффект проявляется в более высоком уровне организации деятельности за счет своевременности выполнения задач, координации, синхронизации времени, повышении уровня саморегуляции субъекта. Отмечено, что формирование данной компетенции в традиционной системе вузовского образования затруднено, так как в научном познании не сложилось единого подхода к сущности феномена «временная компетентность личности». Цель данной статьи состояла в обобщении представлений, имеющихся в системе гуманитарного знания: философской антропологии, социологии, культурологии, экономики, клинико-психиатрического подхода, психологии. Делается вывод о наибольшем вкладе психологической науки в разработку понятия «временная компетентность личности». В психологии феномен временной компетентности исследуется в русле таких теоретических концептов, как: «временная перспектива», «личностная организация времени», «профессионально-важное качество». Понимание временной компетентности личности в рамках концепта «временная перспектива» основано на идее о «темпоральной интеграции». В этом случае человек способен переживать свою жизнь во всей полноте и ощущении неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего. Раскрытие сущности временной компетентности в логике «личностной организации времени» осуществлено с позиции субъектно-деятельностного подхода. Он обуславливает раскрытие значимости временной компетентности в аспекте самостоятельного построения индивидом стратегии своей жизни на основе умений планировать события будущего, учитывать опыт прошлого, адекватно отражать предъявляемые социумом требования, действовать в условиях преград, временного лимита, многозадачности. Рассмотрение временной компетентности как «профессионально-важного качества» разворачивалось в аспекте профессиональной готовности личности к выполнению деятельности в режиме определенных временных параметров, задаваемых конкретной сферой труда. Обоснован тезис, что временная компетентность в отличие от профессионально-важного качества проявляется в различных сферах жизни человека, то есть имеет комплексный характер. К другим ее сущностным характеристикам относится: многофункциональность, влияние на формирование других компетенций (профессиональных, метапрофессиональных). Делается обобщающий вывод о сущности временной компетентности как системном личностно-профессиональном качестве индивида, формируемом на основе интеграции временных предикторов (сбалансированная временная перспектива, опыт успешного планирования и использования времени) и индивидуально-психологических особенностей личности (осмысленность жизни, локус-Я, мотивация достижения, когнитивные и рефлексивные способности).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEMPORARAL COMPETENCE AS A PSYCHOLOGICAL PHENOMENON AND A SUBJECT OF SCIENTIFIC REFLECTION

The relevance of the study is due to new approaches to the quality of training of young specialists in the system of higher professional education. This concerns the requirements for creating conditions for the formation of universal (supra-professional) competencies that contribute to success in the chosen profession. Temporal competence is one of such competencies. Its positive effect is manifested in a higher level of organization of activities due to the timeliness of tasks, coordination, time synchronization, and an increase in the level of self-regulation of the subject. It is noted that the formation of this competence in the traditional system of higher education is difficult, since scientific knowledge has not developed a unified approach to the essence of the phenomenon of "temporary competence of the individual". The purpose of this article was to summarize the ideas available in the system of humanitarian knowledge: philosophical anthropology, sociology, cultural studies, economics, clinical psychiatric approach, psychology. The conclusion is made about the greatest contribution of psychological science to the development of the concept of "temporal competence of the individual". In psychology, the phenomenon of temporal competence is studied in line with such theoretical concepts as: "time perspective", "personal organization of time", "professionally important quality". Understanding the temporal competence of a person within the concept of "time perspective" is based on the idea of "temporal integration". In this case, a person is able to experience his life in its entirety and feel the inextricable connection of the past, present and future. The disclosure of the essence of temporal competence in the logic of "personal organization of time" is carried out from the standpoint of the subject-activity approach. It determines the disclosure of the significance of temporal competence in the aspect of an individual's independent construction of his life strategy based on the ability to plan future events, take into account the experience of the past, adequately reflect the requirements of society, act in conditions of obstacles, time limit, multitasking. The consideration of temporal competence as a "professional-important quality" unfolded in the aspect of the professional readiness of the individual to perform activities in the mode of certain temporal parameters set by a specific field of work. The thesis is substantiated that temporal competence, in contrast to professionally important quality, manifests itself in various spheres of human life, that is, it has a complex character. Its other essential characteristics include: multifunctionality, influence on the formation of other competencies (professional, metaprofessional). A general conclusion is made about the essence of temporal competence as a systemic personal and professional quality of an individual, formed on the basis of the integration of temporal predictors (balanced time perspective, experience of successful planning and use of time) and individual psychological characteristics of a person (meaningfulness of life, locus-I, achievement motivation, cognitive and reflective abilities).

Текст научной работы на тему «ВРЕМЕННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН И ПРЕДМЕТ НАУЧНОЙ РЕФЛЕКСИИ»

Психология

УДК 159.923

доктор психологических наук, профессор Соловьева Ольга Владимировна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь);

соискатель ученой степени кандидата психологических наук Иконникова Дарья Михайловна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь)

ВРЕМЕННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН И ПРЕДМЕТ НАУЧНОЙ

РЕФЛЕКСИИ

Аннотация. Актуальность исследования обусловлена новыми подходами к качеству подготовки молодых специалистов в системе высшего профессионального образования. Это касается требований к созданию условий для формирования универсальных (надпрофессиональных) компетенций, способствующих успешности в избранной профессии. К числу таких компетенций относится временная компетентность. Ее позитивный эффект проявляется в более высоком уровне организации деятельности за счет своевременности выполнения задач, координации, синхронизации времени, повышении уровня саморегуляции субъекта. Отмечено, что формирование данной компетенции в традиционной системе вузовского образования затруднено, так как в научном познании не сложилось единого подхода к сущности феномена «временная компетентность личности». Цель данной статьи состояла в обобщении представлений, имеющихся в системе гуманитарного знания: философской антропологии, социологии, культурологии, экономики, клинико-психиатрического подхода, психологии. Делается вывод о наибольшем вкладе психологической науки в разработку понятия «временная компетентность личности». В психологии феномен временной компетентности исследуется в русле таких теоретических концептов, как: «временная перспектива», «личностная организация времени», «профессионально-важное качество». Понимание временной компетентности личности в рамках концепта «временная перспектива» основано на идее о «темпоральной интеграции». В этом случае человек способен переживать свою жизнь во всей полноте и ощущении неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего. Раскрытие сущности временной компетентности в логике «личностной организации времени» осуществлено с позиции субъектно-деятельностного подхода. Он обуславливает раскрытие значимости временной компетентности в аспекте самостоятельного построения индивидом стратегии своей жизни на основе умений планировать события будущего, учитывать опыт прошлого, адекватно отражать предъявляемые социумом требования, действовать в условиях преград, временного лимита, многозадачности. Рассмотрение временной компетентности как «профессионально-важного качества» разворачивалось в аспекте профессиональной готовности личности к выполнению деятельности в режиме определенных временных параметров, задаваемых конкретной сферой труда. Обоснован тезис, что временная компетентность в отличие от профессионально-важного качества проявляется в различных сферах жизни человека, то есть имеет комплексный характер. К другим ее сущностным характеристикам относится: многофункциональность, влияние на формирование других компетенций (профессиональных, метапрофессиональных). Делается обобщающий вывод о сущности временной компетентности как системном личностно-профессиональном качестве индивида, формируемом на основе интеграции временных предикторов (сбалансированная временная перспектива, опыт успешного планирования и использования времени) и индивидуально-психологических особенностей личности (осмысленность жизни, локус-Я, мотивация достижения, когнитивные и рефлексивные способности).

Ключевые слова: временная компетентность личности, временная перспектива, личностная организация времени, саморазвитие, самодетерминация, тайм-менеджмент, метакомпетентности, высшее профессиональное образование.

Annotation. The relevance of the study is due to new approaches to the quality of training of young specialists in the system of higher professional education. This concerns the requirements for creating conditions for the formation of universal (supraprofessional) competencies that contribute to success in the chosen profession. Temporal competence is one of such competencies. Its positive effect is manifested in a higher level of organization of activities due to the timeliness of tasks, coordination, time synchronization, and an increase in the level of self-regulation of the subject. It is noted that the formation of this competence in the traditional system of higher education is difficult, since scientific knowledge has not developed a unified approach to the essence of the phenomenon of "temporary competence of the individual". The purpose of this article was to summarize the ideas available in the system of humanitarian knowledge: philosophical anthropology, sociology, cultural studies, economics, clinical psychiatric approach, psychology. The conclusion is made about the greatest contribution of psychological science to the development of the concept of "temporal competence of the individual". In psychology, the phenomenon of temporal competence is studied in line with such theoretical concepts as: "time perspective", "personal organization of time", "professionally important quality". Understanding the temporal competence of a person within the concept of "time perspective" is based on the idea of "temporal integration". In this case, a person is able to experience his life in its entirety and feel the inextricable connection of the past, present and future. The disclosure of the essence of temporal competence in the logic of "personal organization of time" is carried out from the standpoint of the subject-activity approach. It determines the disclosure of the significance of temporal competence in the aspect of an individual's independent construction of his life strategy based on the ability to plan future events, take into account the experience of the past, adequately reflect the requirements of society, act in conditions of obstacles, time limit, multitasking. The consideration of temporal competence as a "professional-important quality" unfolded in the aspect of the professional readiness of the individual to perform activities in the mode of certain temporal parameters set by a specific field of work. The thesis is substantiated that temporal competence, in contrast to professionally important quality, manifests itself in various spheres of human life, that is, it has a complex character. Its other essential characteristics include: multifunctionality, influence on the formation of other competencies (professional, metaprofessional). A general conclusion is made about the essence of temporal competence as a systemic personal and professional quality of an individual, formed on the basis of the integration of temporal predictors (balanced time perspective, experience of successful planning and use of time) and individual psychological characteristics of a person (meaningfulness of life, locus-I, achievement motivation, cognitive and reflective abilities).

Key words: personal temporal competence, temporal perspective, personal organization of time, self-development, self-determination, time management, meta-competencies, higher professional education.

Введение. Жизнь современного человека протекает в условиях возрастающей нестабильности, роста стрессовых ситуаций, глобальных изменений в профессиональной занятости, когда одни профессии отмирают, а им на смену приходят новые виды труда. Успешно справляться с вызовами времени могут те индивиды, кто проявляет самостоятельность и ответственность в проектировании и реализации своего жизненного пути. В системе высшего профессионального

образования также сложился подход, при котором значимым становится формирование у студентов не только узко предметных знаний умений и навыков, а интегративных личностных качеств, способствующих успешной самореализации молодых людей в различных сферах жизнедеятельности (личной, профессиональной). Временная компетентность в этой связи выступает одной из значимых детерминант самоорганизации, самоактуализации личности.

Изложение основного материала статьи. Начало исследований проблемы психологического (субъективного) времени было положено в трудах философов (А. Бергсон, И. Кант, Э. Гуссерль, М. Хайдеггер и др.). Включенность времени в жизненный мир индивида рассматривается философами в аспекте «смыслового горизонта» человеческой жизнедеятельности, как «структурообразующий фактор сознания» (О.А. Краевская, Е.Ю. Мандрикова, М.К. Мамардашвили, Н.Н. Трубников). Фактор времени выполняет функцию организующего принципа человеческого бытия, открывающего перспективы подлинного существования (М. Хайдеггер), жизни, наполненной смыслом и широтой открывающихся возможностей [7].

В исследованиях социологов (Э. Дюркгейм, Дж. Мид, П.А. Сорокин, П. Штомпка, А. Шюц и др.) и культурных антропологов (Ф. Боас, Р. Бенедикт, М. Мид, Л. Леви-Брюль и др.) был сделан акцент на различия социального, культурного и индивидуального времени, сосуществующих в пространстве психологического времени личности. Индивидуальное время обусловлено разрешающими возможностями сенсорных систем человека воспринимать и учитывать объективное время в своей жизнедеятельности. Основа социального времени определяется опытом социальных интеракций, складывающихся в определенных временно-пространственных координатах жизненного мира индивида. Культурное время отражается в психике благодаря механизму интериоризации сложившихся в близкой человеку общности людей социальных и культурных стереотипов и временных ориентаций (Д. Рубин, Е. Скотт, Р. Небес, В.В. Нуркова, О.В. Митина, В.С. Мухина).

С позиции экономической науки и тайм-менеджмента временные компетенции изучаются с точки зрения конкретных умений и навыков, способствующих эффективному выполнению деятельности, повышению производительности труда и самоэффективности. К их числу относятся: умение осознавать и структурировать цели деятельности по степени важности и срочности; согласовывать их с личными целями и в случае необходимости уметь делегировать свои функции ближайшему окружению или более компетентным сотрудникам; оптимально распределять время на работу и отдых (Г.А. Архангельский, Л. Зайверт, С.И. Калинин, С. Кови и др.).

Клинико-психиатрический подход (Е. Минковский, З. Фрейд, К. Ясперс и др.) привлек внимание к проблеме дезорганизации времени при психических расстройствах у больных, которое, как правило, коррелирует с системными нарушениями восприятия, мотивации, мышления, целеполагания. Положительная роль временного фактора была установлена в психоаналитической терапии. Выявлено, что процесс излечения больных сопровождается позитивными изменениями в восприятии времени: смягчается негативная окраска пережитого в прошлом событии; раскрываются перспективы будущего; появляется чувство непрерывности временной перспективы (Томэ Х., Кэхеле Х.) [13].

В психологии феномен временной компетентности исследуется в русле таких теоретических концептов, как: «временная перспектива», «личностная организация времени», «профессионально-важное качество». Трактовка временной компетентности как черты личности, определяющей ее готовность строить свою жизнедеятельность с опорой на сбалансированную временную перспективу, нашла свое отражение в работах Ж. Нюттена, Ф. Зимбардо, Дж. Бойда, Е.И. Головахи и А.А. Кроника, А.Сырцовой. Сбалансированная временная перспектива предполагает гармоничную ориентацию человека на будущее, положительное отношение к событиям своего прошлого и умение наслаждаться настоящим моментом. Термин «временная компетентность» впервые был использован учеником А. Маслоу - Э. Шостром (Е.Ь. Shostrom, 1963). Под временной компетентностью, он понимал черту личности, проявляющуюся в способности индивида переживать настоящий период жизни во всей его полноте, а не концентрироваться на фатальной предопределенности последствий прошлого или нереалистичных фантазий по поводу будущего.

Понимание временной компетентности как личностной организации времени было концептуально обосновано в рамках субъектно-деятельностного подхода (К.А. Абульханова-Славская, Т.Н. Березина, В.И. Ковалев, Л.Ю. Кублицкене, О.В. Кузьмина, В.Е. Светоч, В.Ф. Серенкова и др.). В работах указанных авторов временная компетентность, рассматривалась в динамическом аспекте как процесс постоянно идущих преобразований, проявляющий себя в навыках целенаправленной деятельности: разработке жизненных проектов с учетом временных сроков и целостного восприятия будущего, анализа опыта прошлого. Речь идет о реальном «управлении» временем: его потенцирование, наполнение, «организации времени жизни как условия оптимальности и эффективности деятельности, достижения удовлетворенности человека целесообразностью и полнотой своей жизни» (В.Ф. Серенкова) [12, С. 3].

К.А. Абульханова-Славская, раскрывая значимость способности к личностной организации времени, отмечает, что она проявляет себя, прежде всего, на определенных этапах самоопределения, когда «жизнь предстает как проблема», когда возникают преграды и противоречия (личностные, объективные) [1]. Человеку необходимо учитывать их: в одном случае активизировать имеющийся личностный потенциал, в другом - отказаться от реализации намеченного, в третьем -переориентировать свою жизнь на новые цели и проекты [1, С. 97].

Динамическая модель временной компетентности как личностной организации времени творчески развивалась в цикле эмпирических работ в рамках деятельностного подхода (Г.А. Архангельский, А.К. Болотова, И.С. Калинин, И.А. Яксина и др.). Так, обращаясь к области межличностного взаимодействия, как одной из основных видов деятельностей человека,

A.К. Болотова и И.А. Яксина дают свое определение временной компетентности. Они рассматривают ее в контексте коммуникативной компетентности личности, включающей в себя комплекс умений для оптимального построения взаимодействия: «умение ставить реальные временные цели, адекватно воспринимать временное пространство взаимодействия, учитывать допустимые лимиты общения, менять временные рамки коммуникации» [3, 14].

Другим продуктивным направлением исследований стали работы, направленные на выявление индивидуально-типологических стратегий организации времени жизни (Н.Ю. Григоровская, В.И. Ковалев, В.Е. Светоч и др.) и типологии организации практической деятельности (Л.Ю. Кублицкене, О.В. Кузьмина, П.Б. Лобанова, О.С. Чаликова и др.). Так, например, в исследовании В.И. Ковалева выделены четыре варианта организации времени жизни: «стихийно-обыденный», «функционально-действенный», «созерцательный», «социально-преобразующий». Наиболее эффективным для самореализации является «социально-преобразующий» вариант, а наименее эффективным - «стихийно-обыденный» [6].

Рассмотрение временной компетентности личности как «профессионально-важного качества» представлено в работах

B.И. Дендериной, Л.П. Еньковой, А.К. Марковой, А.В. Окерешко, А.Ю. Прокопенко, Ю.К. Стрелкова, Е.В. Шиловой. Здесь под временной компетентностью понимается способность к временной регуляции труда, осуществляемого в режиме фиксированных временных рамок и необходимости их соблюдения: режим, сроки, синхронизация, выдерживание длительности (Ю.К. Стрелков, Е.В. Шилова, М.Ю. Широкая). К показателям сформированности временной компетентности в аспекте выполняемой им профессиональной деятельности относятся: продуктивность, своевременность, эффективность, оптимальность (А.В. Окерешко, Ю.К. Стрелков, Е.В. Шилова и др.).

В рамках компетентностного подхода Л.П. Енькова относит временную компетентность к разряду метакомпетентностей на основании следующих критериев: присутствуют атрибуты «трансситуативности» и «переносимости»; данная компетентность лежит в основе формирования других видов компетентностей (профессиональных, социальных, культурных); ее функциональный эффект проявляется в эффективности деятельности [5]. Мы солидарны с точкой зрения Е.П. Еньковой, так как в представленном подходе появляется возможность к конструктивному объединению различных взглядов на сущность временной компетентности и как личностной черты, базирующейся на сбалансированном варианте временной перспективы, и особой жизненной способности к самоорганизации своей жизнедеятельности.

Выводы. Временная компетентность является системным личностно-профессиональным качеством индивида как субъекта своей жизнедеятельности, формируемым на основе интеграции временных предикторов (адекватность восприятия времени, сбалансированная временная перспектива, опыт успешного использования техник тайм-менеджмента) и индивидуально-психологических особенностей личности (осмысленность жизни, локус-Я, мотивация достижения, когнитивные и рефлексивные способности). Временная компетентность способствует профессиональной и личностной успешности, самоэффективности в условиях неопределенности, избытка времени и временного лимита. Это определяется на основе рассмотрения сущностных характеристик временной компетентности, проявляющихся в: осознанном планировании задач деятельности на основе выбора жизненных приоритетов, учете норм и ценностей социокультурной среды, согласованию индивидуальных временных параметров осуществления деятельности (режим, срок, чувство времени) и временных требований профессиональной среды, близкой индивиду социальной общности людей.

Литература:

1. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. - Москва: Мысль, 1991. - 299 с.

2. Байденко, В.И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) / В.И. Байденко. - Текст: непосредственный // Высшее образование в России. - 2004. - № 11. - С. 3-13.

3. Болотова, А.К. Психология организации времени: учеб. пособие для студентов, обучающихся по направлению «Психология» / А.К. Болотова. - Москва: Аспект Пресс, 2006. - 254 с.

4. Дендерина, В.И. Основы временного режима развития осознанной готовности студентов к новой компетентности / В.И. Дендерина. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2012. - URL: http://conf.stavsu.ru/_WordDocs/628.doc. (дата обращения: 02.05.22).

5. Енькова, Л.П. Временная компетентность у студентов педагогических специальностей и проблема ее диагностики / Л.П. Енькова // Вектор науки Тольяттинского гос. ун-та. Сер.: Педагогика и психология. - 2011. - №3(6). - С. 123-125.

6. Ковалев, В.И. Особенности личностной организации времени жизни / В.И. Ковалев // Гуманистические проблемы психологической теории: [Сб. ст.] / Рос. АН. Ин-т психологии; [Отв. ред. К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский]. -Москва: Наука, 1995. - С. 179-185.

7. Краевская, О.А. Время и онтология: онтологический статус времени / О.А. Краевская // Вестник Томского государственного педагогического ун-та. - 2002. - Вып. 4 (32). - С. 3-6.

8. Кублицкене, Л.Ю. Организация времени личностью как показатель ее активности / Л.Ю. Кублицкене // Гуманистические проблемы психологической теории: [Сб. ст.] / Рос. АН. Ин-т психологии; [Отв. ред. К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский]. - Москва: Наука, 1995. - С. 185-191.

9. Неяскина, Ю.Ю. Временная перспектива в системе личностных ресурсов:субъектно-средовый подход: монография / Ю.Ю. Неяскина, А.Я. Сурикова. - Петропавловск-Камч.: КамГУ им. В. Беринга, 2016. - 379 с.

10. Прокопенко, А.Ю. Модель формирования темпоральной компетентности будущих социальных педагогов / А.Ю. Прокопенко // Научное обозрение. Педагогические науки. - 2014. - № 2. - С. 82-82.

11. Профессионализм современного педагога: методика оценки уровня квалификации педагогических работников: монография / А.В. Карпов [и др.] / под науч. ред. В.Д. Шадрикова. - Москва: Логос, 2011. - 168 с.

12. Серенкова, В.Ф. Типологические особенности планирования личностного времени: автореферат дис. ... канд. психол. н.: 19.00.01 / Серенкова Валентина Федоровна. - Москва, 1991. - 21 с.

13. Томэ, Хельмут Современный психоанализ / Хельмут Томэ, Хорст Кэхеле; пер. с англ.; под ред. А.В. Казанской. -Т. 1. Теория. - Москва: «Прогресс»-«Литера», 1996. - 576 с.

14. Яксина, И.А. Временная компетентность в структуре межличностного взаимодействия: автореферат дис. . канд. психол. наук: 19.00.01 / Ирина Александровна Яксина. - Москва, 2002. - 19 с.

15. Margottini, M. Applicazione di strumenti per l'autovalutazione di strategie di apprendimento e prospettiva temporale in ambito universitario // Journal of Educational, Cultural and Psychological Studies. - 2017. - Vol. 1. - № 15. - P. 229-251.

16. Shostrom, E.L. Time as integrating factor // Buhler Ch., Massarik F. (eds). The course of human life. - N.Y.: Springer, 1968 - P. 351-359.

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук, доцент Сперанская Александра Владимировна

Вологодский институт права и экономики ФСИН России (г. Вологда)

ОСОБЕННОСТИ ПРОКРАСТИНАЦИИ В РАЗЛИЧНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ГРУППАХ

Аннотация. Прокрастинация может проявиться у каждого человека в любой из сфер жизнедеятельности - бытовой, учебной, трудовой и социальной. Мера проявления прокрастинации также может варьироваться. При анализе только трудовой прокрастинации необходимо учитывать специфику изучаемой профессии. В исследовании представлен сравнительный анализ прокрастинации у учителей и сотрудников исправительного учреждения. Данные профессии сходны между собой высокими требованиями к личности профессионала, к результату его труда, но в условиях и содержании труда значительно отличаются. Деятельность сотрудников исправительного учреждения характеризуется правовым, регламентированным алгоритмизированным характером. Она подразумевает субординацинальность отношений, экстремальность, связанную с предметом трудовой деятельности. Также служба подразумевает ненормированный рабочий день и длительное пребывание на ногах. Профессия учителя подразумевает многозадачность, дефицит времени для выполнения многообразных трудовых задач, частую внеплановость мероприятий, значительную коммуникативную нагрузку. Эта профессиональная специфика закономерно повлияла на уровни проявления прокрастинации. Установлено, что учителя в значительной мере подвержены прокрастинации, чем сотрудники исправительного учреждения. Разница в высоких показателях прокрастинации обусловлена тем, что у сотрудников работа более регламентирована,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.