В рамках компетентностного подхода Л.П. Енькова относит временную компетентность к разряду метакомпетентностей на основании следующих критериев: присутствуют атрибуты «трансситуативности» и «переносимости»; данная компетентность лежит в основе формирования других видов компетентностей (профессиональных, социальных, культурных); ее функциональный эффект проявляется в эффективности деятельности [5]. Мы солидарны с точкой зрения Е.П. Еньковой, так как в представленном подходе появляется возможность к конструктивному объединению различных взглядов на сущность временной компетентности и как личностной черты, базирующейся на сбалансированном варианте временной перспективы, и особой жизненной способности к самоорганизации своей жизнедеятельности.
Выводы. Временная компетентность является системным личностно-профессиональным качеством индивида как субъекта своей жизнедеятельности, формируемым на основе интеграции временных предикторов (адекватность восприятия времени, сбалансированная временная перспектива, опыт успешного использования техник тайм-менеджмента) и индивидуально-психологических особенностей личности (осмысленность жизни, локус-Я, мотивация достижения, когнитивные и рефлексивные способности). Временная компетентность способствует профессиональной и личностной успешности, самоэффективности в условиях неопределенности, избытка времени и временного лимита. Это определяется на основе рассмотрения сущностных характеристик временной компетентности, проявляющихся в: осознанном планировании задач деятельности на основе выбора жизненных приоритетов, учете норм и ценностей социокультурной среды, согласованию индивидуальных временных параметров осуществления деятельности (режим, срок, чувство времени) и временных требований профессиональной среды, близкой индивиду социальной общности людей.
Литература:
1. Aбульханова-Славская, КА. Стратегия жизни / КА. Aбульханова-Славская. - Москва: Мысль, 1991. - 299 с.
2. Байденко, В.И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) / В.И. Байденко. - Текст: непосредственный // Высшее образование в России. - 2004. - № 11. - С. 3-13.
3. Болотова, A.K Психология организации времени: учеб. пособие для студентов, обучающихся по направлению «Психология» / A.K Болотова. - Москва: Aспект Пресс, 2006. - 254 с.
4. Дендерина, В.И. Основы временного режима развития осознанной готовности студентов к новой компетентности / В.И. Дендерина. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2012. - URL: http://conf.stavsu.ru/_WordDocs/628.doc. (дата обращения: 02.05.22).
5. Енькова, Л.П. Временная компетентность у студентов педагогических специальностей и проблема ее диагностики / Л.П. Енькова // Вектор науки Тольяттинского гос. ун-та. Сер.: Педагогика и психология. - 2011. - №3(6). - С. 123-125.
6. Ковалев, В.И. Особенности личностной организации времени жизни / В.И. Ковалев // Гуманистические проблемы психологической теории: [Сб. ст.] / Рос. AK Ин-т психологии; [Отв. ред. КА. Aбульханова-Славская, A^. Брушлинский]. -Москва: Наука, 1995. - С. 179-185.
7. Краевская, ОА. Время и онтология: онтологический статус времени / ОА. Краевская // Вестник Томского государственного педагогического ун-та. - 2002. - Вып. 4 (32). - С. 3-6.
8. Кублицкене, Л.Ю. Организация времени личностью как показатель ее активности / Л.Ю. Кублицкене // Гуманистические проблемы психологической теории: [Сб. ст.] / Рос. AK Ин-т психологии; [Отв. ред. КА. Aбульханова-Славская, A^. Брушлинский]. - Москва: Наука, 1995. - С. 185-191.
9. Неяскина, Ю.Ю. Временная перспектива в системе личностных ресурсов:субъектно-средовый подход: монография / Ю.Ю. Неяскина, A^. Сурикова. - Петропавловск-Камч.: КамГУ им. В. Беринга, 2016. - 379 с.
10. Прокопенко, A.^fo. Модель формирования темпоральной компетентности будущих социальных педагогов / A^. Прокопенко // Научное обозрение. Педагогические науки. - 2014. - № 2. - С. 82-82.
11. Профессионализм современного педагога: методика оценки уровня квалификации педагогических работников: монография / A^. Карпов [и др.] / под науч. ред. В.Д. Шадрикова. - Москва: Логос, 2011. - 168 с.
12. Серенкова, В.Ф. Типологические особенности планирования личностного времени: автореферат дис. ... канд. психол. н.: 19.00.01 / Серенкова Валентина Федоровна. - Москва, 1991. - 21 с.
13. Томэ, Хельмут Современный психоанализ / Хельмут Томэ, Хорст Кэхеле; пер. с англ.; под ред. A^. Казанской. -Т. 1. Теория. - Москва: «Прогресс»-«Литера», 1996. - 576 с.
14. Яксина, ИА. Временная компетентность в структуре межличностного взаимодействия: автореферат дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01 / Ирина Aлександровна Яксина. - Москва, 2002. - 19 с.
15. Margottini, M. Applicazione di strumenti per l'autovalutazione di strategie di apprendimento e prospettiva temporale in ambito universitario // Journal of Educational, Cultural and Psychological Studies. - 2017. - Vol. 1. - № 15. - P. 229-251.
16. Shostrom, E.L. Time as integrating factor // Buhler Ch., Massarik F. (eds). The course of human life. - N.Y.: Springer, 1968 - P. 351-359.
Психология
УДК 159.9
кандидат психологических наук, доцент Сперанская Александра Владимировна
Вологодский институт права и экономики ФСИН России (г. Вологда)
ОСОБЕННОСТИ ПРОКРАСТИНАЦИИ В РАЗЛИЧНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ГРУППАХ
Аннотация. Прокрастинация может проявиться у каждого человека в любой из сфер жизнедеятельности - бытовой, учебной, трудовой и социальной. Мера проявления прокрастинации также может варьироваться. При анализе только трудовой прокрастинации необходимо учитывать специфику изучаемой профессии. В исследовании представлен сравнительный анализ прокрастинации у учителей и сотрудников исправительного учреждения. Данные профессии сходны между собой высокими требованиями к личности профессионала, к результату его труда, но в условиях и содержании труда значительно отличаются. Деятельность сотрудников исправительного учреждения характеризуется правовым, регламентированным алгоритмизированным характером. Она подразумевает субординацинальность отношений, экстремальность, связанную с предметом трудовой деятельности. Также служба подразумевает ненормированный рабочий день и длительное пребывание на ногах. Профессия учителя подразумевает многозадачность, дефицит времени для выполнения многообразных трудовых задач, частую внеплановость мероприятий, значительную коммуникативную нагрузку. Эта профессиональная специфика закономерно повлияла на уровни проявления прокрастинации. Установлено, что учителя в значительной мере подвержены прокрастинации, чем сотрудники исправительного учреждения. Разница в высоких показателях прокрастинации обусловлена тем, что у сотрудников работа более регламентирована,
алгоритмизирована, больше подвержена внешнему контролю со стороны руководства, в ней больше единообразия выполняемых задач по сравнению с учителями, трудовую деятельность которых можно охарактеризовать как ярко выраженную политонию. Кроме особенностей проявления прокрастинации в профессиональных группах были выявлены причины данного феномена по мнению самих работников. Среди причин прокрастинации учителя в основном отмечают внутренние факторы, а именно плохую систематизацию в намеченных делах и повышенную отвлекаемость. Сотрудниками указывается большее количество причин - внутренние (страх, отсутствие желания, отсутствие личной ответственности) и внешние, связанные с особенностями организации их деятельности. Учителя по сравнению с сотрудниками исправительного учреждения в значительной мере нуждаются в психологической помощи по преодолению прокрастинации. Работники осознают имеющуюся проблему, чувствуют в профессиональной деятельности ее негативные последствия, но не имеют представлений о способах ее преодоления.
Ключевые слова: прокрастинация, профессиональные группы, сотрудник исправительного учреждения, учитель, причины прокрастинации.
Annotation. Procrastination can manifest itself in every person in any of the spheres of life - household, educational, labor and social. The measure of procrastination may also vary. When analyzing only labor procrastination, it is necessary to take into account the specifics of the profession being studied. The study presents a comparative analysis of procrastination in teachers and correctional officers. These professions are similar to each other with high requirements for the personality of a professional, for the result of his work, but they differ significantly in the conditions and content of work. The activity of correctional institution employees is characterized by a legal, regulated algorithmic nature. It implies subordination of relations, extremity associated with the subject of labor activity. Also, the service implies an irregular working day and a long stay on your feet. The profession of a teacher implies multitasking, lack of time to perform various work tasks, frequent unplanned events, significant communicative load. This professional specificity naturally influenced the levels of procrastination. It has been established that teachers are more susceptible to procrastination than correctional officers. The difference in high rates of procrastination is due to the fact that employees' work is more regulated, algorithmized, more subject to external control by management, it has more uniformity of tasks performed compared to teachers, whose work can be characterized as a pronounced polytony. In addition to the peculiarities of procrastination in professional groups, the causes of this phenomenon were identified according to the employees themselves. Among the reasons for procrastination, teachers mainly note internal factors, namely poor systematization in the planned tasks and increased distraction. Employees indicate a greater number of reasons - internal (fear, lack of desire, lack of personal responsibility) and external, related to the specifics of the organization of their activities. Teachers, in comparison with correctional officers, are in great need of psychological help to overcome procrastination. Employees are aware of the existing problem, feel its negative consequences in their professional activities, but have no idea how to overcome it.
Key words: procrastination, professional groups, correctional officer, teacher, causes of procrastination.
Введение. Прокрастинация - весьма распространенное явление среди людей независимо от их статуса, пола, возраста. С научной точки зрения данное явление начали изучать относительно недавно, начиная с 70-х годов ХХ века. В научный оборот термин ввел П. Рингенбах в 90-х годах ХХ века. В психологии под термином «прокрастинация» подразумевают сознательное откладывание выполнения намеченных действий, несмотря на то, что это повлечет за собой определенные проблемы [3, C. 159-166]. Каждый из людей хотя бы один раз в своей жизни откладывал дела «на потом» и в итоге сожалел об этом. Прокрастинация может прослеживаться в любой сфере жизнедеятельности, в связи с чем принято выделять бытовую (например, откладывание уборки), учебную (например, откладывание выполнения домашнего задания), трудовую (невыполнение трудовых обязанностей вовремя), социальную (откладывание встреч).
В нашем исследовании мы решили остановиться на трудовой прокрастинации и сравнить между собой представителей разных профессий: учителей и сотрудников исправительного учреждения. Данные профессии сходны между собой высокими требованиями к личности профессионала, к результату его труда, но в условиях и содержании труда значительно отличаются.
Изложение основного материала статьи. Анализ особенностей трудовой деятельности позволил выделить источники прокрастинации в изучаемых профессиях. Так, у сотрудников исправительных учреждений были выявлены следующие моменты, которые могут стать источником прокрастинации:
1. Деятельность в исправительном учреждении имеет правовой характер. Все действия, которые осуществляются сотрудниками, либо непосредственно регулируются законом, либо, будучи основаны на законе, определяются им в основных чертах. Это говорит о том, что мотивация к деятельности у сотрудников в большей степени идет извне, чем из внутренних побуждений. Неисполнение или ненадлежащее исполнение сотрудниками своих служебных обязанностей и отклонение от установленных плавил всегда является нарушением того или иного нормативного акта, что в последствии ведет за собой определенную ответственность. Кроме того, сотрудники не всегда в полной мере дают себе отчет за действия ввиду незнания всех тонкостей прописанных обязанностей.
2. Важной особенностью деятельности сотрудников исправительного учреждения является субординационность отношений. Каждый сотрудник обязан выполнять приказы вышестоящих лиц. Данная особенность является очень важной, поскольку именно на этом выстраивается принцип работы пенитенциарной системы. Начальствующему составу необходимо ежедневно принимать решения и отдавать приказы подчиненным, при этом выстраивать работу таким образом, чтобы она оказалась продуктивной и качественной. За каждый отданный приказ или распоряжение несет ответственность в первую очередь сам руководитель. Это объясняет не только сложность деятельности сотрудников в пенитенциарной системе, но и склонность сотрудников к прокрастинации. Кроме того, начальство не всегда четко формулирует задачи для подчиненных. Ввиду этого задачи, которые необходимо выполнить сотрудникам, кажутся им непонятными, сложными или же незначимыми.
3. Спецификой деятельности в исправительном учреждении выступает ее экстремальный характер, который определяется, в первую очередь, контингентом осужденных. Примерно четверть осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, имеют психические расстройства. Кроме того, среди осужденных большая часть имеют алкогольные, наркотические и игровые зависимости. Их количество увеличивается в прямом соотношении с возрастанием суровости режима исправительного учреждения, в котором они отбывают наказание[1, C. 56-60]. Вышеперечисленные специфические факторы усложняют работу сотрудников. К осужденным требуется особый индивидуальный подход, а сотрудникам, в свою очередь, нужно обладать рядом личностных особенностей (например, высокое чувство профессионального долга, чувство справедливости, принципиальность, честность, смелость, мужество, установка на соблюдение законности и служебной дисциплины, морально-психологическая подготовленность, уравновешенность, высокая стрессоустойчивость) для того, чтобы наиболее эффективно и конструктивно выполнять поставленные задачи. Взаимодействие между сотрудниками и осужденными к лишению свободы зачастую сопровождается провокациями со
стороны осужденных. При взаимодействии возрастает не только непосредственный (физический) риск, но и в большей степени психологический. У сотрудников может возникать чувство, что они находятся в опасности.
5. Особенностью деятельности сотрудников исправительного учреждения являются напряженность и стрессогенность. Сотрудники испытывают чрезмерное психоэмоциональное напряжение, возникающее вследствие постоянного контакта с криминогенной социальной средой, повышенной ответственностью и большим объемом возлагаемых обязанностей. Неумение планировать работу, частое возникновение внезапных проблем, страх изменений в деятельности вызывают высокий стресс у сотрудников и увеличивают процент прокрастинации. Из этого следует, что сотрудники откладывают выполнение обязанностей «на последний момент», убеждая себя, что окажутся в силах выполнить поставленные задачи быстро и с высокой эффективностью.
6. Отмечается большая физическая нагрузка, которая объясняется необходимостью длительного пребывания на ногах, ненормированным режимом работы и отдыха, а также тяжелыми климатическими условиями, в которых располагаются исправительные учреждения.
При анализе профессии учителя большинство исследователей отмечают, что современный педагогический работник вынужден делать огромное количество дел за ограниченное время. Учебная, методическая, научная, воспитательная, организационная работа, выполнение поручений начальства, повышение квалификации - все это необходимые составляющие профессиональной деятельности педагога, между которыми должны быть грамотно распределены приоритеты. Переход на новые образовательные и профессиональные стандарты, введение эффективных контрактов, экспоненциальный рост объемов используемой информации, работа по совместительству на нескольких должностях - все это усложняет организацию труда преподавателей [2, С. 43-50]. Рабочий день педагога насыщен мероприятиями, как плановыми, так и внеплановыми: совещания, педсоветы, проверка тетрадей, контрольные работы, экзамены, родительские собрания и многое другое. Высокий уровень занятости является характерной чертой педагогической работы. Это приводит к тому, что педагогу очень трудно отключиться от своей профессиональной деятельности даже за пределами школы и часто сложно определить, где работа, а где досуг. Одной из основных причин прокрастинации называется переутомление, вызванное многолетней напряженной работой [5, С. 336-338]. Опираясь на утверждение В.С. Ковылина о том, что «прокрастинация - это, своего рода, выражение эмоциональной реакции на планируемые или необходимые дела» мы предположили, что феномен прокрастинации возможен как проявление сопротивления той реальности, которая создается вокруг учителей в современной школе. Не секрет, что часто выполняемые учителями дела являются срочными и не запланированными, а важные, но не срочные, так и остаются не начатыми [4, С. 162-173].
Источниками прокрастинации в обеих профессиях выступают следующие:
1. неумение самостоятельно принимать решения - часто нет возможности самостоятельно принимать решения ввиду того, что работники обеих профессий подчиняются вышестоящему начальству и обязаны выполнять его распоряжения;
2. страх важных событий, изменений - перемены оказывают сильное воздействие на работников, поскольку может измениться повседневная рабочая деятельность, установленные планы, режим дня и разного рода требования;
3. закрепленная идея успеха, что в последний момент всегда получается сделать работу быстро и качественно;
4. отсутствие навыков планирования - ввиду большого объема работы, не каждый работник может правильно спланировать свою деятельность и расставить приоритеты;
5. нежелание выполнять поручение начальника ввиду личной неприязни, возникших конфликтов, недопонимания, злости на человека, который поручил выполнить дело;
6. безразличие к делу - некоторые задачи кажутся для работников бессмысленными, ненужными, ввиду чего может происходить нежелание их выполнять;
7. смещение ответственности - случается так, что для людей, откладывающих дела «на потом», причиной является кто угодно, но не они сами;
8. отвращение к самому делу - это может быть, как неприязнь к определенной работе, так и к определенному виду деятельности;
9. непонимание того, что конкретно нужно выполнить - случается, что задачи формулируются некорректно или обобщенно. Это провоцирует факт того, что работники не понимают, что конкретно от них требуется, что приводит к откладыванию дел «на потом»;
10. чувство вины, которое зачастую может не осознаваться и выступать, как психологическая защита. Это может переживаться так: лучше я не буду браться за дело, чем подведу других, если не смогу выполнить задачу должным образом.
Сбор эмпирических данных проводился в рамках выполнения выпускной квалификационной работы С.А. Рагимовой и Д.А. Ушаковой на базе МОУ СОШ № 22 имени Ф.Я. Федулова г. Вологды и ФКУ ИК-3 УФСИН Новосибирской области. Выборка состояла из 60 сотрудников исправительного учреждения и 66 педагогических работников. В качестве методики исследования прокрастинации использовалась «Шкала общей прокрастинации Тистап» (адаптация Т.Л. Крюковой) и анкета для выявления причин прокрастинации.
Таблица 1
Особенности прокрастинации в разных профессиональных группах (в %)
Уровень прокрастинации Высокий Средний Низкий
Сотрудники 30 28.3 41.6
Учителя 85 15 0
Значимость различий х2Эмп = 25.356* х2Эмп = 3.494 х2Эмп = 39.624*
Примечания: * - достоверность различий подтверждена
Выявлены значимые различия в уровне проявления прокрастинации у представителей разных профессий на высоком и низком уровнях развития прокрастинации.
Из таблицы 1 видно, что в целом учителя больше подвержены прокрастинации, чем сотрудники. Высокий уровень прокрастинации был выявлен у 30% сотрудников и 85% учителей. Этих лиц можно характеризовать, как тех, кто склонен откладывать выполнение дел «на потом», прокрастинация для них является повседневным и обыденным делом. Возможно, такая разница в высоких показателях прокрастинации обусловлена тем, что у сотрудников работа более регламентирована, алгоритмизирована, больше подвержена внешнему контролю со стороны руководства, в ней больше единообразия выполняемых задач по сравнению с учителями, трудовую деятельность которых можно охарактеризовать как ярко выраженную политонию.
Средний уровень прокрастинации характерен для 28,3% сотрудников и 15% учителей. Это говорит о том, что эти респонденты в зависимости от ситуации могут проявлять или не проявлять прокрастинацию в профессиональной деятельности. Причем факторами могут служить, как внешние раздражители, так и внутренние побуждения человека.
Низкий уровень прокрастинации прослеживается у 41,6% сотрудников и совсем не представлен у учителей. Это позволяет говорить о том, что данные респонденты отличаются высокой активностью и склонностью доводить дела до конца, вовремя и качественно, не откладывая их на самый крайний срок. Данных испытуемых можно характеризовать высокой работоспособностью, умением рационально использовать свое время. Получается, что трудовая деятельность сотрудников более прогнозируемая, плановая, чем у учителей, которые просто «захлебываются» в своих многочисленных делах, и обязательно остается какая-то часть дел, которая выполняется всегда с опозданием. По данному уровню также подтверждена значимость различий в полученных данных.
Далее проводился письменный опрос респондентов для лучшего понимания природы возникновения прокрастинации. Опрос проводился разными исследователями, поэтому вопросы были разработаны для каждой профессиональной группы в отдельности.
На вопрос «Что, на ваш взгляд, является причиной прокрастинации в среде сотрудников ИУ?» были получены следующие ответы (табл. 2). В таблице приведены только те варианты ответов, на которые были получены ответы от респондентов.
Таблица 2
Распределение ответов среди сотрудников ИУ в зависимости от уровня прокрастинации (в %)
Варианты ответов Уровень прокрастинации
Высокий Средний Низкий
а) Высокая загруженность сотрудников (большой объем работы) 13,3 16,6 16,6
б) Нежелание выполнять поручения начальника 13,3* 3,3 5*
в) Размытые сроки выполнения работы 1,6 5 1,6
ж) Частые совещания, построения и собрания 11,6 8,3** 18,3**
к) Непонятно сформулирована задача 3,3 10 8,3
л) Отсутствие личной ответственности за выполнение служебных обязанностей 15 11,6 13,3
н) Страх публичной критики, при условии, что поставленная задача не окажется выполненной должным образом 6,6 - 3,3
Примечания:
* значимые различия между высоким и низким уровнем прокрастинации ** значимые различия между средним и низким уровнем прокрастинации
Из данных в таблице 2 видно, что для 13,3% испытуемых с высоким уровнем прокрастинации в равной степени причиной прокрастинации является «высокая загруженность сотрудников» и «нежелание выполнять поручения начальника». Это может свидетельствовать о том, что данные респонденты ощущают, что им поручено выполнить слишком большой объем работы. Кроме того, «нежелание выполнять поручения начальника» можно связать с проблемами межличностного характера, которые возникают в процессе службы, либо с тем, что авторитет начальника поддается сомнению среди сотрудников. Кроме того, из таблицы 2 видно значимые различия между высоким и низким уровнем прокрастинации согласно варианту ответа «Б» к данному вопросу. На основе этого можно сказать, что лица с высоким уровнем прокрастинации в большей степени склонны считать, что «нежелание выполнять поручение начальника» выступает причиной прокрастинации в среде сотрудников исправительного учреждения, чем лица с низким уровнем прокрастинации.
Так же среди лиц с высоким уровнем прокрастинации 15% испытуемых считают, что причиной возникновения прокрастинации в среде сотрудников ИУ является отсутствие личной ответственности за выполнение служебных обязанностей. Это позволяет говорить о том, что респонденты признают, что сами сотрудники являются причиной прокрастинации, а не какие-либо внешние факторы.
Среди лиц с низким уровнем прокрастинации 18,3% опрошенных считают, что «частые совещания, построения и собрания» являются причиной прокрастинации сотрудников. На основе этого можно сказать, что данные респонденты ввиду внешних факторов вынуждены откладывать выполнение поставленных задач на более поздний срок. Так же, выявлены значимые различия между средним и низким уровнем прокрастинации согласно варианту «Ж» на рассматриваемый вопрос. Это позволяет сделать вывод, что сотрудники с низким уровнем прокрастинации в большей степени склонны считать, что «частые совещания, построения и собрания» выступают причиной прокрастинации сотрудников исправительного учреждения, чем лица со средним уровнем прокрастинации. Лишь 3,3% опрошенных среди лиц с низким уровнем прокрастинации полагают, что причина прокрастинации заключается в «страхе публичной критики, при условии, что поставленная задача не окажется выполнена должным образом». Данные сотрудники стремятся выполнять дела своевременно и качественно из-за страха критики и стыда перед другими сотрудниками.
Педагогам в свою очередь был задан следующий вопрос: «В конце дня я понимаю, что мог бы распорядиться временем лучше», на который 60% педагогов часто в конце дня действительно понимают, что могли бы распорядиться временем лучше; 20% испытуемых очень часто в конце дня понимают, что могли бы распорядиться временем лучше. Иногда в конце дня понимают, что могли бы распорядится временем лучше 12% опрошенных. Редко в конце дня понимают, что могли бы распорядится временем лучше 7% педагогических работников. Очень редко в конце дня понимают, что могли бы распорядится временем лучше 3% опрошенных респондентов. Ответы респондентов на утверждение из этого вопроса анкеты мы можем сделать вывод, что основной причиной прокрастинации у учителей становится отсутствие систематизации и отвлекаемость. Это обосновывается тем, что при отсутствии спланированного рабочего дня образовывается в конечном итоге «беспорядок» в выполнении деятельности в течение рабочего дня. В итоге большинство
спланированных рабочих дел остается невыполненными, забытыми, образуется беспорядок, человек сам путается в своих делах, а весь день становится низкопродуктивным.
Из приведенных вопросов анкеты мы видим, что причины прокрастинации в разных профессиональных группах существенно отличаются.
Выводы. Проведенный сравнительный анализ прокрастинации в разных профессиональных группах показывает, что она неодинаково проявляется. Учителя в большей степени подвержены прокрастинации, чем сотрудники исправительного учреждения, что обусловлено характером выполняемых профессиональных задач. Профессиональная деятельность учителя многозадачна в отличие от сотрудников, у которых деятельность не отличается подобным разнообразием. Среди причин прокрастинации учителя в основном отмечают внутренние факторы, а именно плохую систематизацию в намеченных делах и повышенную отвлекаемость. Сотрудниками указывается большее количество причин - внутренние (страх, отсутствие желания, отсутствие личной ответственности) и внешние, связанные с особенностями организации их деятельности. Учителя по сравнению с сотрудниками исправительного учреждения в значительной мере нуждаются в психологической помощи по преодолению прокрастинации. Работники осознают имеющуюся проблему, чувствуют в профессиональной деятельности ее негативные последствия, но не имеют представлений о способах ее преодоления.
Данное исследование позволяет конкретизировать получаемые научные данные по такой актуальной проблеме как прокрастинация. Необходимо и дальше проводить исследования по выявлению причин прокрастинации и определению более эффективных путей ее преодоления и профилактики.
Литература:
1. Белослудцев, В.И. Организационно-управленческие и педагогические проблемы исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных с психическими аномалиями / В.И. Белослудцев, В.Г. Козюля // Социально-психологические проблемы организации исполнения уголовных наказаний: сборник статей / под ред. А.В. Пищелко, В.А. Уткина. -Домодедово: Изд-во РИПК МВД России, 1996. - С. 56-60.
2. Киселева, М.А. Теоретический анализ позитивных и негативных аспектов прокрастинации личности / М.А. Киселева // Гуманизация образования. - 2015. - № 6. - С. 43-50.
3. Посохова, С.Т. Лень: психологическое содержание и проявления / С.Т. Посохова // Вестник Санкт-петербургского университета. - 2011. - № 6 (2). - С. 159-166.
4. Хусаинова, Р.М. Проявление феномена прокрастинации у учителей в зависимости от качества жизни / Р.М. Хусаинова // Сибирский психологический журнал. - 2018. - № 68. - С. 162-173.
5. Хусаинова, Р.М. Феномен прокрастинации и профессиональная активность у учителей из школ с разным образовательным рейтингом / Р.М. Хусаинова // Системогенез учебной и профессиональной деятельности. - 2018. - № 5. -С. 336-338.
Психология
УДК 159.9
кандидат психологических наук, доцент Тихолаз Татьяна Михайловна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный педагогический университет» (г. Омск); кандидат психологических наук, доцент Черкевич Елена Анатольевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный педагогический университет» (г. Омск)
ОБЖИВАНИЕ ЛИЧНОСТИ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ПРЕОДОЛЕНИЯ ОДИНОЧЕСТВА В
ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
Аннотация. Современный молодой человек в настоящее время, готовясь к будущей профессиональной деятельности, сталкивается с большим количеством задач и трудных жизненных ситуаций. Важное место среди таких задач принадлежит становлению, самоопределению личности и преодолению одиночества. В статье раскрывается актуальная проблема одиночества личности как психологического явления в юношеском возрасте. Обосновано ее рассмотрение в системе социальных, культурных, межличностных связей и отношений человека. В работе представлен анализ основных подходов к исследованию одиночества в отечественной психологии. Под одиночеством как состоянием понимается переживание человеком потери внутренней целостности. Автором исследования одиночество и обживание рассматриваются с позиции рефлексивно-регулятивного подхода А.С. Шарова. Одиночество раскрывается как процесс рефлексивного обживания во внутреннем мире личности. Обживание представлено как принятие личностью ценностно-смысловых образований, смыслов своего бытия, определение собственных границ. Представлены результаты исследования взаимосвязи между уровнями выраженности одиночества, уровнями выраженности обживания личности. Взаимосвязь данных явлений представлена через показатели самоотношения и рефлексивности в раннем и позднем юношеских возрастах. В исследовании приняли участие студенты юношеского возраста педагогического вуза. Применялись следующие методики: методика изучения субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона, методика изучения обживания одиночества
A.С. Шарова, методика «Индивидуальная мера рефлексивности» А.В. Карпова, методика на исследование самоотношения
B.В. Столина, С.Р. Пантилеева. В целом обживание изменяется от раннего к позднему юношескому возрасту в сторону повышения уровня выраженности его компонентов. Выявлены взаимосвязи обживания с рефлексивностью и самоотношением личности. Предложен вариант преодоления одиночества через изменение выраженности рефлексивности и самоотношения личности в условиях профессиональной подготовки студентов вуза.
Ключевые слова: одиночество, обживание, рефлексивность, самоотношение, личность, активность личности, возраст, юношеский возраст.
Annоtation. A modern young person is currently preparing for a future professional activity and is faced with a large number of tasks and difficult life situations. An important place among such tasks belongs to the formation, self-determination of personality and overcoming loneliness. The article reveals the actual problem of personality loneliness as a psychological phenomenon in adolescence. Its consideration in the system of social, cultural, interpersonal connections and human relations is substantiated. The paper presents an analysis of the main approaches to the study of loneliness in domestic psychology. Loneliness as a state is understood as a person's experience of loss of internal integrity. The author of the study considers loneliness and habitation from the position of the reflexive-regulatory approach of A.S. Sharov. Loneliness is revealed as a process of reflexive habitation in the inner world of the individual. Settling in is presented as the acceptance by a person of value-semantic formations, the meanings of his being, the definition of his own boundaries. The results of a study of the relationship between the levels of severity of loneliness, the