УДК 159.923
ББК Ю93 ГСНТИ 15.81.21 Код ВАК 19.00.07
Махароблидзе Анна Валикоевна,
старший преподаватель, кафедра теории и практики менеджмента, Высшая школа экономики и менеджмента, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина; 620002, г. Екатеринбург, ул. Мира, д. 19; e-mail: [email protected]
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ВРЕМЕННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ЛИЧНОСТИ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: временная компетентность; структура временной компетентности; адаптивность; коммуникативная компетентность; профессиональная компетентность.
АННОТАЦИЯ. Статья посвящена рассмотрению теоретических аспектов изучения временной компетентности. Выявлены актуальность и необходимость наличия у личности данного феномена как основы его психологического здоровья и успеха в любой деятельности. Автором проанализированы психологические подходы, посвященные изучению данного феномена. Несмотря на множество различных научных исследований по изучению временной компетентности личности, нет единого подхода, охватывающего все его составляющие части. Большинство авторов определяют ее как определенную способность, другие - как набор факторов, позволяющих человеку выполнять свои обязанности в заранее установленные сроки, или факторов, способствующих развитию других видов компетентностей. Разнообразие подходов к исследованию временной компетентности личности свидетельствует о неоднозначности данного феномена, о разносторонних связях с личностными характеристиками и другими видами компетентностей, в частности, такими, как коммуникативная компетентность или составной компонент профессиональной компетентности. Обобщив точки зрения ученых, автор предпринял попытку выделения общей структуры временной компетентности личности. Перечислены основные показатели, составляющие основу данного феномена. Знание основных составляющих временной компетентности позволит в дальнейшем разработать психологические технологии ее формирования и развития.
Makharoblidze Anna Valikoevna,
Senior Lecturer of Department of Theory and Practice of Management, Higher School of Economics and Management, Ural Federal University named after the First President of Russia B.N. Yeltsin. Ekaterinburg, Russia.
THEORETICAL APPROACHES TO THE STUDY OF TEMPORAL COMPETENCE OF A PERSON
KEYWORDS: temporal competence; structure of temporal competence; adaptability; communicative competence; professional competence.
ABSTRACT. The article is devoted to the consideration of theoretical aspects of the study of the temporal competence. It reveals the urgency and necessity of the presence of this phenomenon in a person as a basis of the person's psychological health and success in any activity. The author analyzes the psychological approaches, devoted to the study of this phenomenon. Despite a number of various scientific researches on the study of the temporal competence of a person, there is no uniform approach covering all its components. Most of the authors define it as a certain ability, others as a set of factors allowing the person to carry out his duties in previously established periods, or the factors promoting the development of other types of competence. A large variety of approaches to the research of the temporal competence of a person testifies to the ambiguity of this phenomenon, to its versatile connections with personal characteristics and other types of competences, in particular, with the communicative competence or the compound component of the professional competence. Having generalized the points of view of scholars, the author makes an attempt to single out the general structure of the temporal competence of a person. The article enumerates the main indicators lying at the basis of this phenomenon. Knowing the main components of the temporal competence will allow developing further psychological technologies of its formation and development.
На сегодняшний день вопрос изучения временной компетентности личности становится как никогда актуальным. Человек, стремящийся соответствовать требованиям современного общества, с каждым днем все больше ускоряет темп своей деятельности, старается, с одной стороны, выполнять любое дело с минимумом временных затрат, с другой стороны, - не допускать ошибок. К сожалению, это удается не каждому.
Наличие у человека временной компетентности является одним из условий его активной жизненной позиции, определяет успех его деятельности, его психологическое здоровье и благополучие. Отсутствие данного показателя приводит к неконструктивному взаимодействию, к постоянным стрессам и, как результат, к эмоциональному выгоранию человека [1].
Существует несколько подходов к определению понятия «временная компе-
© Махароблидзе А. В., 2015
тентность». Многие исследователи рассматривают временную компетентность как набор различных обособленных личностных характеристик.
С точки зрения А. К. Болотовой, временная компетентность означает адекватность восприятия человеком времени, наличие навыков планирования, способность грамотно расставлять приоритеты и определять лимиты межличностного общения, уважать время других людей в процессе общения с ними, стабильно пользоваться правилами тайм-менеджмента, включая умение перепоручать дела [5]. Это способность налаживать и сохранять в течение определенного времени актуальные социальные контакты, умение увеличивать либо уменьшать временные лимиты в процессе общения, изменять временное пространство общения в зависимости от создавшейся ситуации [4].
Временная компетентность предполагает высокий уровень развития следующих коммуникативных способностей: адекватное восприятие времени, понимание временных ограничений в процессе общения, увеличение или уменьшение времени межличностного взаимодействия с учетом своего временного ресурса, а также правильное распределение приоритетов во времени. Такое понимание временной компетентности диктует стратегию построения программ социально-психологических тренингов развития коммуникативных умений [4].
И. Я. Яксина определяет данное понятие с позиции взаимодействия. С ее точки зрения, временная компетентность - это совокупность знаний и умений, связанных с правильной оценкой времени, определением временных ограничений в процессе общения, ощущением течения времени и оптимальным использованием временного ресурса в процессе взаимодействия [15].
И. С. Калинин компетентность во времени рассматривает через факторы, дающие возможность человеку вовремя выполнять запланированные дела. К факторам временной компетентности он относит четкое понимание своих целей, их гармоничную согласованность с целями близких людей и с целями организации, стабильное планирование своего времени, письменную фиксацию задач, сроков, ресурсов, умение перепоручать дела другим, гармоничное соотношение времени, отведенное на работу и на отдых, стабильную работу над собой по приобретению навыков самоорганизации, наличие силы воли, умение контролировать себя, определение показателей внешнего контроля, способность преодолевать препятствия, избавляться от незапланированного хаоса [6].
С точки зрения К. Роджерса, временная компетентность способствует развитию коммуникативной компетентности, упрощая создание атмосферы понимания и принятия в ситуации на данный момент и оптимизируя развитие созидательной активности личности в настоящем и будущем [3].
С точки зрения А. Маслоу, под компетентностью во времени понимается способность субъекта жить настоящим, чувствовать связь прошлого, настоящего и будущего, т. е. воспринимать жизнь как единое целое [11].
Предложенные определения отражают данное понятие односторонне, не вскрывают глубинные, сущностные характеристики. Временную компетентность необходимо рассматривать как интегральную характеристику, включающую не только совокупность знаний, умений, навыков, способностей, обеспечивающих продуктивную реализацию алгоритма деятельности во времени, но и систему психологических параметров, которые существуют во внутреннем, когнитивном плане и не всегда четко фиксируются и воспринимаются субъектом [9].
Таким образом, выше были рассмотрены различные подходы к определению компетентности во времени, большинство авторов определяют ее как определенную способность (А. Маслоу), другие - как набор факторов, позволяющих человеку выполнять запланированные дела, укладывать в заранее установленные сроки (С. И. Калинин), или факторов, способствующих развитию других видов компетентностей, в частности, таких, как коммуникативная компетентность (К. Роджерс), или как компонент профессиональной компетентности (И. Я. Яксина, А. К. Болотова).
С точки зрения А. К. Болотовой, компетентность во времени является одним из важнейших требований для специалистов, работающих в сфере менеджмента и управления. Данная компетентность является одной из основных составляющих коммуникативной компетентности и профессиональной компетентности личности [5].
В рамках своих исследований А. К. Болотова связывает временную компетентность с такими личностными характеристиками, как уровень личностной тревожности, который, по ее мнению, приводит к увеличению ошибок в восприятии времени, следовательно, к проблемам с пунктуальностью и проявлению уважения к чужому времени. Согласно известной концепции восприятия времени у лиц с разной структурой ритма работоспособности (Н. И. Моисеева) , жаворонки относятся к числу людей оптимистичных и деятельных, совы - тревожных, деятельных и философствующих [5].
С точки зрения Б. И. Цуканова, каждый человек оценивает время, ориентируясь на свою субъективную единицу времени. Эта единица носит название «действительное настоящее». Смысл данной единицы заключается в том, что у каждого человека имеется своеобразный индивидуальный шаг, измеряющий время субъекта. Оно является жесткой психологической константой, которая в течение жизни не меняется. У одних это выражается в торопливости, тревожности, нетерпении, ощущении цейтнота, торопливости речедвигательных реакций, такие люди постоянно жалуются на острую нехватку времени, поэтому весьма трудно налаживают социальные контакты. Другие никогда не испытывают дефицита времени, медлительны и неповоротливы, но в силу этого могут пренебрегать временем других, неконструктивно относиться к временному бюджету [14].
Одно из важнейших требований компетентности во времени - это умение правильно распоряжаться своим временем, что определяется рациональным распределением приоритетов во времени. Учиться эффективно использовать время следует начинать с выявления тех факторов, которые снижают продуктивность его распределения. В настоящее время все эти тактики обучения получили название «временной менеджмент» и ориентированы на развитие временной компетентности в приемах организации деятельности и управления [4].
Б. Г. Ананьев объясняет связь познания времени с межличностным взаимодействием логикой развития, так как любая жизнедеятельность протекает во времени и создает основу единства познания, деятельности и общения [2].
И. Я. Яксина определяет деятельность человека как вид социальной активности, которая связана как с межличностными отношениями, так и со временем, т. к. имеет временные характеристики ритмичности, прерывности, последовательности, периодичности и т. д.
Играя важную роль в установлении продуктивных, длительных, прочных социальных контактов, временная компетентность приобретает особую значимость в системе межличностных взаимодействий [15].
В течение определенного времени в научных исследованиях таких ученых, как Г. М. Андреева, А. А. Бодалев, А. А. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, процесс межличностного общения рассматривался как определенный вид деятельности и как самостоятельное явление [10]. Исследовались процессы, способствующие построению доверия в отношениях (Н. Н. Обозов, Л. А. Петровская, Л. Я. Гозман, А. Г. Ковалев), изучались при-
чины возникновения проблем в процессах коммуникации (Л. И. Божович, Н. А. Лабун-ская, А. И. Донцов) [13]. Однако изучение влияния времени на процессы межличностных коммуникаций остается малоисследованным в современной психологии.
В исследовании И. Я. Яксиной была произведена попытка изучить основополагающую роль времени в контексте межличностных отношений.
Умение ставить четко определенные во времени цели, удачно строить процесс взаимодействия, изменять временные лимиты процесса общения, осведомленность и осознанность во временных рамках взаимодействия, правильная оценка временных лимитов межличностных отношений, т. е. временная компетентность личности составляет основополагающий компонент компетентности в общении и способствует развитию и совершенствованию коммуникативной компетентности, создавая атмосферу понимания участников межличностного взаимодействия.
С точки зрения И. Я. Яксиной, диалог является одним из компонентов пространственно-временной организации межличностного взаимодействия, поскольку психическое формируется в процессе отражения и перевода на внутренний план различных пространственно-временных императивов, составляющих содержательную специфику реальностей объективного мира. Таким образом, психическое воздействие является функцией психологического пространства и времени. Эффективность данного процесса обеспечивается взаимной пространственно-временной согласованностью структур, взаимодействующих между собой систем, в том числе и субъектов диалогического общения [15].
В ряде исследований в качестве операциональной единицы научного анализа категорий психологического воздействия выделяются временные параметры (Б. И. Цуканов, А. К. Болотова, А. В. Шленская) межличностного взаимодействия, описаны индивидуальные показатели субъективного отражения времени «единица времени», т-тип личности (Б. И. Цуканов), которые удовлетворяет критериям «действительного настоящего», в пределах которого субъективно переживаемое время возникает в форме ближайшего будущего, а исчезает в форме мгновенно прошедшего, приобретая черты реально переживаемой длительности в структуре «действительного настоящего». Выделение собственной единицы времени, измеряющей ход переживаемого человеком времени, позволяет изучать проблему субъективного (психологического) времени в рамках принципа объективности.
По мнению А. К. Болотовой, компетентность во времени является составляющей коммуникативной компетентности и, соответственно, развитие компетентности во времени будет идти через развитие коммуникативной компетентности. Средства регуляции коммуникативных актов представляют собой неотъемлемую часть социализации личности, и в процессе их освоения действуют те же законы, что и в ходе естественного приобщения к коммуникативной культуре социума. Поэтому развитие компетентности во времени предполагает не замену старого опыта новым и более эффективным, а личностный рост и развитие путем изучения более эффективных способов увеличения личного времени [4].
Индивидуальную способность к регуляции времени А. К. Болотова рассматривает как стремление планировать свое время, умение выстраивать правильную последовательность выполнения различных операции, направлять все свои силы на деятельность, выполняемую в данный момент, при этом сохраняя психические резервы до завершения деятельности и устанавливая оптимальный ритм труда [5].
Компетентность во времени, с точки зрения В. И. Дендериной, включает правильную постановку целей с учетом имеющегося времени, грамотное построение взаимодействия в зависимости от временных лимитов, увеличивая либо ограничивая его, и умение конструировать проблему во времени.
Все эти умения в комплексе могут расширять и дополнять понимание компетентности в общении и профессиональной компетентности личности [12].
Такое понимание временной компетентности личности как одной из составляющих профессиональной компетентности в целом позволяет использовать временную компетентность в качестве одного из критериев профессиональной адаптиро-ванности человека. Следовательно, «пространство» деятельности определенным образом организуется субъектом во времени. Выполнение профессиональной деятельности предполагает синхронизацию и встраивание личности в определенные пространственные и временные рамки [5].
Занимаясь профессиональной деятельностью, человек развивает способность к организации времени. Наличие временной компетентности в профессиональной деятельности проявляется в навыках планирования работы с учетом производительности, периодичности интервалов и оптимальной скорости, тем самым организуя время труда и личных занятий [7].
Анализ взаимосвязи показателей временной компетентности личности в различные периоды профессиональной деятельности будущего специалиста и показатель профессиональной адаптированности также обосновывают представление о временной компетентности как составной части профессиональной компетентности обучаемого [8].
Исходя из этого временной фактор можно рассматривать как оди из показателей адаптированности личности к своей профессии. Следовательно, временная компетентность выступает в качестве ведущей составляющей регуляционных возможностей, определяющих его успешную социализацию, включенность в деятельность и профессиональную адаптацию [4].
С точки зрения К. А. Абульхановой-Славской, чем больше самоактуализирована личность, тем больше у нее проявляется ценность времени, а временная компетентность является одной их характеристик самоактуализации [1].
Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы. Существует несколько различных точек зрения по поводу определения понятия «временная компетентность». Обобщив точки зрения ученых, можно выделить общую структуру данного феномена. Итак, временная компетентность состоит из следующих показателей.
1. Адекватное восприятие времени (А. К. Болотова), правильная оценка субъектом единиц времени, наличие у него «чувства времени» (И. Я. Яксина), способность субъекта жить настоящим и осознавать, чувствовать его, при этом ощущать его неразрывность с прошлым и будущим, т. е. видеть свою жизнь целостной (А. Маслоу).
2. Наличие навыков планирования времени (А. К. Болотова), регулярное его планирование, письменная фиксация предстоящих задач, сроков их осуществления, а также ресурсов, необходимых для их реализации, постоянная работа над совершенствованием навыков самоорганизации (С. И. Калинин).
3. Умение рационально расставлять приоритеты в делах (А. К. Болотова), способность предвидеть помехи, побеждать незапланированный хаос (С. И. Калинин).
4. Умение оптимально строить взаимодействие во времени (И. Я. Яксина), сужать или расширять временные рамки общения (В. И. Дендерина, А. К. Болотова, И. Я. Як-сина), при этом не пренебрегать временем другого (А. К. Болотова).
5. Умение делегировать полномочия, обязанности (А. К. Болотова, С. И. Калинин), умение доверить другим выполнение обязанностей, избавление от мысли о том, что человек только сам может выполнить
работу без ошибок, тем самым взваливая на себя неподъемный труд.
6. Осознание и упорядочивание личных целей, их гармоничная согласованность с целями близких людей и организации (С. И. Калинин), умение ставить реальные временные цели (В. И. Дендерина), умение вовремя отказываться от чужих, навязанных целей.
7. Оптимальное соотношение работы и отдыха (С. И. Калинин), рациональный режим дня.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абульханова К. А., Березина Т. Н. Время личности и время жизни. М., 2001.
2. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. М., 2001.
3. Архангельский Г. А. Методика ТМ-диагностики. СПб. : Питер, 2004.
4. Болотова А. К., Макарова И. В. Развитие временной компетентности в социально-психологическом тренинге. М., 2002.
5. Болотова А. К. Психология организации времени. М. : АСПЕКТ ПРЕСС, 2006.
6. Калинин С. И. Тайм-менеджмент. СПб. : Речь, 2006.
7. Конопкин О. А. Функциональная структура саморегуляции деятельности и поведения // Психология личности в социалистическом обществе: активность и развитие личности. М., 1989. С. 183-192.
8. Конопкин О. А., Моросанова В. И. Стилевые особенности саморегуляции деятельности // Вопросы психологии. 1989. №5. С. 142-154.
9. Кузьмина О. В. Механизмы развития временной компетентности как условия социальной активности молодых специалистов // Образование в современном мире: проблемы миграции, управления и экономики, социального партнерства. Екатеринбург, 2009. С. 190-193.
10. Маклаков А. Г. Общая психология. СПб. : ПИТЕР, 2003.
11. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М. : Смысл, 1999.
12. Моросанова В. И., Коноз Е. М. Диагностика и психологическая саморегуляция при экстраверсии и нейротизме. Набережные Челны : Ин-т управления, 2001.
13. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб. : ПИТЕР, 2006.
14. Цуканов Б. И. Время в психике человека. Одесса : Астропринт, 2000.
15. Яксина И. Я. Содержание и социально-психологические особенности межличностного взаимодействия. М., 2007.
LITERATURE
1. Abul'khanova K. A., Berezina T. N. Vremya lichnosti i vremya zhizni. M., 2001.
2. Anan'ev B. G. Chelovek kak predmet poznaniya. M., 2001.
3. Arkhangel'skiy G. A. Metodika TM-diagnostiki. SPb. : Piter, 2004.
4. Bolotova A. K., Makarova I. V. Razvitie vremennoy kompetentnosti v sotsial'no-psikhologicheskom tre-ninge. M., 2002.
5. Bolotova A. K. Psikhologiya organizatsii vremeni. M. : ASPEKT PRESS, 2006.
6. Kalinin S. I. Taym-menedzhment. SPb. : Rech', 2006.
7. Konopkin O. A. Funktsional'naya struktura samoregulyatsii deyatel'nosti i povedeniya // Psikhologiya lichnosti v sotsialisticheskom obshchestve: aktivnost' i razvitie lichnosti. M., 1989. S. 183-192.
8. Konopkin O. A., Morosanova V. I. Stilevye osobennosti samoregulyatsii deyatel'nosti // Voprosy psikho-logii. 1989. №5. S. 142-154.
9. Kuz'mina O. V. Mekhanizmy razvitiya vremennoy kompetentnosti kak usloviya sotsial'noy aktivnosti mo-lodykh spetsialistov // Obrazovanie v sovremennom mire: problemy migratsii, upravleniya i ekonomiki, sot-sial'nogo partnerstva. Ekaterinburg, 2009. S. 190-193.
10. Maklakov A. G. Obshchaya psikhologiya. SPb. : PITER, 2003.
11. Maslou A. Novye rubezhi chelovecheskoy prirody. M. : Smysl, 1999.
12. Morosanova V. I., Konoz E. M. Diagnostika i psikhologicheskaya samoregulyatsiya pri ekstraversii i ney-rotizme. Naberezhnye Chelny : In-t upravleniya, 2001.
13. Kh'ell L., Zigler D. Teorii lichnosti. SPb. : PITER, 2006.
14. Tsukanov B. I. Vremya v psikhike cheloveka. Odessa : Astroprint, 2000.
15. Yaksina I. Ya. Soderzhanie i sotsial'no-psikhologicheskie osobennosti mezhlichnostnogo vzaimodeyst-viya. M., 2007.
Статью рекомендует д-р психол. наук, проф. Э. Э. Сыманюк.
8. Наличие твердой воли, самоконтроля (С. И. Калинин).
Таким образом, разнообразие подходов к исследованию временной компетентности личности свидетельствует о неоднозначности данного феномена, об ее разносторонних связях с личностными характеристиками, а также с другими видами компетентно-стей, что в свою очередь предъявляет повышенные требования к ее изучению.