Научная статья на тему 'Влияние временной компетентности личности на стратегии адаптивного поведения в сложных жизненных ситуациях'

Влияние временной компетентности личности на стратегии адаптивного поведения в сложных жизненных ситуациях Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
246
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ ВРЕМЕНИ / PSYCHOLOGY OF TIME / ВРЕМЕННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ВРЕМЕННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ЛИЧНОСТИ / STRUCTURAL AND FUNCTIONAL MODEL OF TEMPORAL COMPETENCE OF A PERSON / АДАПТАЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ADAPTATION / ДИСПЕРСИОННЫЙ АНАЛИЗ / VARIANCE ANALYSIS / TEMPORAL COMPETENCE OF A PERSON / ADAPTIVE STRATEGIES OF BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кузьмина Ольга Викторовна

В современных условиях неопределенности и дефицита времени от специалистов требуется умение рационально организовывать свое личное и профессиональное время. От этого во многом зависит успешность адаптации человека к разным условиям жизни и деятельности. В статье проведен анализ основных исследований проблемы компетентности во времени в психологии. Представлена структурно-функциональная модель временной компетентности, которая раскрывается как структурированная динамическая система функциональных компонентов, необходимых для оптимальной организации временного пространства личности. В рамках проведенного эмпирического исследования доказана гипотеза о влиянии компонентов временной компетентности на выбор адаптационных стратегий поведения. Было установлено, что мотивационный компонент временной компетентности, проявляющийся в стремлении работать своевременно, в желании упорядочить во времени свою деятельность, обуславливает выбор адаптационных стратегий, направленных на стремление подчинить ситуацию к своим потребностям или изменить свои интересы и мотивы. Ценностно-смысловой компонент компетентности во времени способствует выбору стратегий поведения в сложных ситуациях, проявляющихся в уходе из ситуации и вхождению в новую менее фрустрирующую, исключает выбор стратегии, направленной на противопоставление себя ситуации. Показатели рефлексивного и познавательного компонента обуславливают выбор в основном активных стратегий адаптации. Операционально-технологический компонент временной компетентности влияет на выбор не только активных, но и пассивных стратегий поведения. Например: выбор стратегии пассивного подчинения условиям ситуации в нашем исследовании обуславливает дефицит времени. Выбор стратегии ухода из трудной ситуации и погружения в анализ своего состояния определяют умения приспособиться к временным параметрам работы и жизни другого человека. Результаты проведенного исследования могут быть полезны руководителям, специалистам, работающим с персоналом, для выстраивания конструктивного взаимодействия, программ мотивации и обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF A TEMPORAL COMPETENCE OF A PERSON ON STRATEGIES OF AN ADAPTIVE BEHAVIOR IN DIFFICULT LIFE SITUATIONS

A skill of efficient organization of one’s personal and professional time is required from specialists in the current context of uncertainty and lack of time. It largely influences the success of human adaptation to different conditions of life and activity. The article analyzes the main researches of problems of competence with time in psychology. The article presents a structural and functional model of temporal competence. The model is revealed as a structured dynamic system of functional components required for acceptable organization of an individual’s temporary space. The hypothesis of the influence of temporal competence on the choice of the adaptation strategies of behavior is proved within the empirical research. The motivational component of a temporal competence is manifested in the desire to work in a timely manner, in the desire to streamline its activity in time. This component was found to cause a variety of adaptation strategies that subdue the situation to its needs or change its interests and motivations. The valuable and semantic component of competence with time facilitates the choice of behavior strategies in difficult situations of leaving the situation and entering into a new less frustrating situation. The component excludes the choice of a strategy aimed at one’s opposition to situation. The indicators of reflexive and cognitive component cause the choice of mainly active adaptation strategies. The operational and technological components of temporal competence influence the choice of not only active but also passive strategies of behavior. For example, in our study the choice of strategy of passive submission to the terms of the situation leads to lack of time. The choice of a strategy of leaving the difficult situations and diving into the analysis of one’s condition determines the ability to adapt to a temporary work and life of another person. The results of this study can be useful to directors, specialists who work with staff, for making constructive cooperation, motivation and training programs.

Текст научной работы на тему «Влияние временной компетентности личности на стратегии адаптивного поведения в сложных жизненных ситуациях»

Кузьмина Ольга Викторовна ВЛИЯНИЕ ВРЕМЕННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ...

УДК 159.9.07

ВЛИЯНИЕ ВРЕМЕННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ЛИЧНОСТИ НА СТРАТЕГИИ АДАПТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В СЛОЖНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЯХ

© 2016

Кузьмина Ольга Викторовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры прикладной социологии Уральский государственный экономический университет (620144, Россия, Екатеринбург, улица 8-е Марта, 62, e-mail: [email protected])

Аннотация. В современных условиях неопределенности и дефицита времени от специалистов требуется умение рационально организовывать свое личное и профессиональное время. От этого во многом зависит успешность адаптации человека к разным условиям жизни и деятельности. В статье проведен анализ основных исследований проблемы компетентности во времени в психологии. Представлена структурно-функциональная модель временной компетентности, которая раскрывается как структурированная динамическая система функциональных компонентов, необходимых для оптимальной организации временного пространства личности. В рамках проведенного эмпирического исследования доказана гипотеза о влиянии компонентов временной компетентности на выбор адаптационных стратегий поведения. Было установлено, что мотивационный компонент временной компетентности, проявляющийся в стремлении работать своевременно, в желании упорядочить во времени свою деятельность, обуславливает выбор адаптационных стратегий, направленных на стремление подчинить ситуацию к своим потребностям или изменить свои интересы и мотивы. Ценностно-смысловой компонент компетентности во времени способствует выбору стратегий поведения в сложных ситуациях, проявляющихся в уходе из ситуации и вхождению в новую менее фрустрирующую, исключает выбор стратегии, направленной на противопоставление себя ситуации. Показатели рефлексивного и познавательного компонента обуславливают выбор в основном активных стратегий адаптации. Операционально-технологический компонент временной компетентности влияет на выбор не только активных, но и пассивных стратегий поведения. Например: выбор стратегии пассивного подчинения условиям ситуации в нашем исследовании обуславливает дефицит времени. Выбор стратегии ухода из трудной ситуации и погружения в анализ своего состояния определяют умения приспособиться к временным параметрам работы и жизни другого человека. Результаты проведенного исследования могут быть полезны руководителям, специалистам, работающим с персоналом, для выстраивания конструктивного взаимодействия, программ мотивации и обучения.

Ключевые слова: психология времени, временная компетентность личности, структурно-функциональная модель временной компетентности личности, социально-психологическая адаптация, адаптационные стратегии поведения, дисперсионный анализ.

THE INFLUENCE OF A TEMPORAL COMPETENCE OF A PERSON ON STRATEGIES OF AN ADAPTIVE BEHAVIOR IN DIFFICULT LIFE SITUATIONS

© 2016

Kuzmina Olga Victorovna, candidate of psychology sciences, associate professor of the Applied Sociology Department Ural State Economic University (620144, Russia, Ekaterinburg, ul. 8 Marta, 62, e-mail: [email protected])

Abstract. A skill of efficient organization of one's personal and professional time is required from specialists in the current context of uncertainty and lack of time. It largely influences the success of human adaptation to different conditions of life and activity. The article analyzes the main researches of problems of competence with time in psychology. The article presents a structural and functional model of temporal competence. The model is revealed as a structured dynamic system of functional components required for acceptable organization of an individual's temporary space. The hypothesis of the influence of temporal competence on the choice of the adaptation strategies of behavior is proved within the empirical research. The motivational component of a temporal competence is manifested in the desire to work in a timely manner, in the desire to streamline its activity in time. This component was found to cause a variety of adaptation strategies that subdue the situation to its needs or change its interests and motivations. The valuable and semantic component of competence with time facilitates the choice of behavior strategies in difficult situations of leaving the situation and entering into a new less frustrating situation. The component excludes the choice of a strategy aimed at one's opposition to situation. The indicators of reflexive and cognitive component cause the choice of mainly active adaptation strategies. The operational and technological components of temporal competence influence the choice of not only active but also passive strategies of behavior. For example, in our study the choice of strategy of passive submission to the terms of the situation leads to lack of time. The choice of a strategy of leaving the difficult situations and diving into the analysis of one's condition determines the ability to adapt to a temporary work and life of another person. The results of this study can be useful to directors, specialists who work with staff, for making constructive cooperation, motivation and training programs.

Keywords: psychology of time, temporal competence of a person, structural and functional model of temporal competence of a person, social and psychological adaptation, adaptive strategies of behavior, variance analysis.

Современному обществу в период интенсивных социально-экономических изменений требуются люди, обладающие мобильностью, социальной зрелостью, умеющие успешно действовать и адаптироваться в условиях неопределенности. Исследование проблем социально-психологической адаптации личности к различным жизненным ситуациям достаточно актуально на современном этапе развития психологической науки. Ведь гармоничная адаптация позволяет успешно действовать, самореализоваться, жить в соответствии с собственными потребностями, мотивами и интересами, быть активным и не уходить от проблемных ситуаций для реализации своих стремлений, а в значительной мере самостоятельно их реализовывать, беря на себя ответственность.

Ключевым моментом, согласно исследованиям Б.Д. Парыгина, Е.В. Таранова, в современном понимании

содержания понятия «социальная адаптация» является процесс активного освоения человеком окружающей действительности, в котором он выступает в качестве объекта и субъекта адаптации, а социальная реальность является одновременно и адаптирующей и адаптируемой действительность [1]. В зависимости от структуры потребности и степени активного воздействия на среду Г.В. Безюлева определила активные и пассивные виды адаптационного поведения. По ее мнению, «Адаптация представляет собой процесс выработки оптимальных режимов целенаправленного функционирования личности...» [2, с.16]. При активном поведении источник адаптивных изменений находится в самом индивиде. Активность проявляется в произвольных действиях, направленных на изменение ситуации. Пассивность характеризуется отсутствием самостоятельности действий

Кузьмина Ольга Викторовна I психологические

ВЛИЯНИЕ ВРЕМЕННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ... науки

[3].

Проблемы, связанные с процессом социальной адаптации, поднимаются и анализируются разными науками. В психологии на сегодняшний день проведен ряд исследований, которые выявляют влияние на процесс адаптации личностных особенностей таких как самосознание (Кржечковский А.Ю., Чудновский В.Э.), направленность (А.Г. Ковалев, Г.М. Миньковский, Г.М. Потанин, А.М. Яковлев), система потребностей (Д.И. Фельдштейн) и ценностей (Ю.А. Васильева, А.И. Долгова), акцентуации характера (В.В. Ковалев, В.Г. Козюля, А.Е. Личко, А.А. Реан, В.В. Юстицкий). Выявляются факторы, обуславливающие успешность профессиональной адаптации (А.Е. Егоршин, А.Я. Кибанов, Е.Б. Моргунов, О.С. Орлова, Е.В. Стенцова). Среди них многие авторы выделяют профессиональную компетентность, которую рассматривают через систему владения знаниями, умениями и навыками [4-11]. Временная компетентность как составляющая данной компетентности остается неизученной. Хотя время связывает между собой разные жизненные основы личности. Компетентность во времени позволяет человеку приспособиться к заданным условиям и установить самостоятельно темп, скорость, ритм осуществления деятельности. А также соотнести психические процессы и состояния с временно-целевым центром, где последовательно или одновременно включаются механизмы памяти, мышления, восприятия, согласовываются объективные и субъективные скорости в пространстве времени [12]. Она появляется в способности регулировать свое поведение, связывая воедино физическое, психологическое и личностное время.

Сегодня в психологии имеется достаточно большое количество исследований, посвященных изучению временной компетентности личности. В рамках психологии труда временная компетентность рассматривается в структуре профессиональной компетентности как сущностная характеристика профессионального сознания (мышления) и профессиональной деятельности. Временные характеристики деятельности выступают интегральным компонентом функционирования системы деятельности. Принцип временного анализа, как отмечает П.А. Корчемный, лежит в основе любой деятельности не только как субъекта деятельности, но и как личности, когда человек удерживает в сознании предмет как текущее настоящее, осознает и продумывает варианты действий и их последствия - как будущее, воспроизводит имеющийся опыт как прошлое [13].

Анализируя временную компетентность как личностное образование, Д.М. Мельникова делает заключение о том, что это - многофакторное свойство личности, система интеллектуальных, мотивационных, ценностно-смысловых, эмоциональных, волевых и поведенческих личностных качеств. Они обуславливают развитие специфических темпоральных способностей и позволяют регулировать жизнедеятельность, осуществлять самореализацию в полном объеме, интегрировать социальные требования и собственные индивидуальные потребности [14, с.192].

В рамках социальной психологии временная компетентность исследуется в двух направлениях. В первом анализируются временные показатели в структуре общения. Временная компетентность проявляется, как отмечает А.С. Рубан, в психологических умениях овладения временными границами и лимитами организации межличностного взаимодействия, в моментальной ориентации во времени, в умении ускорить или замедлить свои действия [15]. Второе направление включает работы, посвященные анализу отношения ко времени в индивидуальном и групповом сознании. Организация времени, с точки зрения С.А. Безгодовой, проявляется в способности личности включаться в события и структуры социальной жизни, улавливать сущность и логику событий. Время личности выполняет стабилизирующую роль. Особенности социального времени осваиваются и 370

сопрягаются с психологическими ритмами в процессе жизнедеятельности [16].

Обобщая выше сказанное можно констатировать, что, несмотря на широкий спектр изучаемых вопросов касающихся временной компетентности, остается открытым вопрос о влиянии компетентности во времени на адаптационные особенности личности.

Компетентность во времени рассматривалась нами как интегральная характеристика личности, которая структурирует и связывает в единое временное пространство события настоящего, прошлого и будущего и позволяет выстраивать свое поведение с учетом оптимальности временных сроков, ритмов. Компетентность во времени проявляется в способности управлять собой и другими людьми во временном континууме скорости, своевременности, длительности через адекватное восприятие и рациональную организацию времени. Структуру временной компетентности можно представить в виде структурно-функциональной модели, которая раскрывает динамическую систему функциональных компонент. Совокупность компонент обеспечивает процесс функционирования и раскрывает внутреннюю организацию временной компетентности личности. Структура временной компетентности представляет собой единство ценностно-смыслового, мотивационного, познавательного, рефлексивно-оценочного и операционально-технологического компонентов [17].

Целью проведенного эмпирического исследования явилось установления влияния показателей компонентов временной компетентности на выбор стратегии адаптационного поведения в сложных жизненных ситуациях. В качестве испытуемых в исследовании принимали добровольное участие 371 человек, возрастной размах которых находится в пределах от 23 до 50 лет. Именно в эти годы люди стремятся проявить себя, занять активную жизненную позицию. Диагностика стратегий адаптивного поведения осуществлялась с помощью методики «Адаптивные стратегии поведения» Н.Н. Мельникова [3]. Для изучения компонентов временной компетентности личности были использованы психологические методики: «Семантический дифференциал времени» (Л.И. Вассерман и др. (модернизация О.В. Кузьминой)) [18], «Временная компетентность личности» (О.В. Кузьмина) [19], «Ценность времени» (О.В. Кузьмина) [17]. Для анализа влияния компонентов временной компетентности личности на применение адаптационных стратегий поведения в сложных жизненных ситуациях бал использован однофакторный дисперсионный анализ ANOVA. В качестве независимой переменной выступали показатели временной компетентности личности, которые дели выборку на несколько групп по уровню выраженности данного показателя. Поскольку выборки различались по численности, была проведена проверка исходных предположений на однородность дисперсий в сравниваемых группах (критерий Ливена). Обработка и интерпретация осуществлялась только тех шкал, в которых отсутствует различие значимых средних.

Таблица 1 - Влияние показателей мотивационного компонента временной компетентности на адаптивные стратегии поведения

Показатель временной Стратегия адаптивного поведения Критерий Ливена Р- F Р-

Сохранение порядка Уход из среды и поиск новой 0,916 0,40 4,798 0,009

выполнении работы к сроку Активное изменение среды 2,628 0,07 3,277 0,039

Активное изменение себя 0,533 0,58 3,293 0,039

Уход из среды и поиск новой 0,777 0,461 6,046 0,003

Данные таблицы 1 свидетельствуют о том, что мо-тивационный компонент обуславливает проявление активных стратегий адаптационного поведения. Чем ниже у человека проявляется потребность сохранить временную последовательность событий, упорядочить свою деятельность во времени и выполнить работу к сроку, тем чаще у он использует избегающую стратегию поведения, проявляющуюся в желании уйти из данной ситуации, которая для него является фрустрирующей.

Кузьмина Ольга Викторовна ВЛИЯНИЕ ВРЕМЕННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ...

Человек проявляет свою активность в поиске более приемлемой для себя среды. Стратегия ухода из ситуации становится неприемлемой при сильном проявлении потребности в упорядочивании своих дел и своевременности предоставления результатов деятельности (отрицательные значения средних значений).

Потребность в предоставлении работы к сроку стимулирует стремление приспособить к себе среду, а также изменить отношение к данной ситуации. Причем максимальное влияние осуществляется при средней выраженности желания предоставить работу к сроку. При низких и высоких значениях показателей мотивацион-ного компонента временной компетентности стратегия приспособления среды выражена слабее. Низкие показатели потребности своевременного выполнения работы свидетельствуют о малой заинтересованности в результате совершенной деятельности, что не требует проявления повышенной активности. Желание, во что бы то ни стало предоставить работу к определенному сроку, может повышать ситуативную тревожность, вызывать эмоциональное напряжение, что мешает приспособиться к данным условиям.

Таким образом, можно констатировать, что мотива-ционный компонент временной компетентности, проявляющийся в стремлении упорядочить свою жизнедеятельность во времени и выполнять работу своевременно способствует выработке стратегии поведения, направленной на активное изменение окружающей среды в соответствии со своими потребностями. Высокая и низкая мотивация к упорядочиванию жизнедеятельности и своевременности в меньшей степени влияет на выработку стратегии поведения, связанной с внутренней перестройкой личности, проявляющейся в изменении отношения к ситуации, перестройке системы потребностей и ценностей, чем средний уровень выраженности данного вида мотивации. При средних показателях мотивацион-ного компонента человек способен адекватно оценить ситуацию, свои психологические ресурсы и успешно действовать.

В результате анализа влияния показателей ценностно-смыслового компонента временной компетентности личности на выбор стратегии адаптивного поведения можно сделать следующие заключения (Таблица 2). Чем меньше человек ценит скорость в работе, тем в большей степени он прибегает к пассивным стратегиям поведения. Он старается избегать неприятных влияний ситуации, выжидая, когда внешние условия сами изменятся в более благоприятную для него сторону. Если для человека значима своевременность, последовательность и насыщенность жизни событиями, то его поведение характеризуется активностью. Чем выше значимость для человека показателей своевременности, последовательности выполнения работы и насыщенности жизни событиями, тем выше стремление активно воздействовать на ситуацию и приспособить ее к своим потребностям. Также с возрастанием значимости предоставления работы к сроку человек пытается сознательно изменить свою систему потребностно-мотивационной сферы, отношение к ситуации, исключив фрустрирующие факторы среды. Стратегия прямого ухода индивида из ситуации и поиска наиболее гармоничной становится неприемлемой.

Чем меньшее значение для человека имеют показатели активности времени жизни, тем в большей степени проявляется стратегия поведения, направленная на уход из ситуации. Если для человека активность времени очень значима, то стратегия изменения ситуации становится неприемлемой (отрицательные значения среднего). Также можно отметить, что если личность не ценит активность, то развивается стремление самоутвердиться, отстоять свое «Я», проявляющееся в упрямой демонстрации своей позиции.

Значимость эмоциональной окраски временных отрезков жизни обуславливает выбор активных и исклю-

чает использование пассивных стратегий поведения. При положительной эмоциональной окраске своего времени, проявляющейся в категориях радостное, светлое, яркое, спокойное, большая вероятность того, что человек в сложных жизненных ситуациях будет применять стратегии активного изменения себя. Путем отработки конструктивных форм поведения, коррекции своих ценностей, для того чтобы ситуация перестала быть фру-стрирующей. Чем выше значимость для человека положительной окраски времени, тем реже он будет занимать пассивную позицию, демонстрируя свое упрямство и фанатизм, проявляющийся в исключении возможности изменить жизненную ситуацию.

Таблица 2 - Показатели влияния ценностно-моти-вационного компонента временной компетентности на адаптивные стратегии поведения

Показатель временной Стратегия адаптивного поведения Критерий Ливеня Р- Г Р-

Скорость Пассивное выжидание 0,460 0,632 3,418 0,034

Активно е измене ни е ср еды 1,294 0,275 7.218 0,001

Срок Активное изменение себя 1,190 0,305 5,142 0,006

Уход из среды и поиск новой 0,721 0,487 3,386 0,021

Последовательность Активное изменение среды ОД 53 0,858 6,664 0,001

Уход из среды и поиск новой 0,747 0,474 4.456 0,012

Насыщенность Активное изменение среды 0,448 0,639 4,438 0,012

Активность Уход из среды и поиск новой 0,418 0,659 4,983 0,007

Пассивная репрезентация себя 0,383 0,682 3.603 0,028

Активное изменение себя 2,003 0,136 6,276 0,002

Уход из среды и поиск новой 1,401 0,248 13,177 0,001

Эмоциональность Уход от контакта со средой и погружение во внутренний мир 0,151 0,860 3,490 0,032

Пассивная репрезентация себя 0,665 0,515 6,469 0,002

Активное изменение себя 0,29 0971 9,898 0,001

Величина Уход из среды и поиск новой 1,535 0,206 7.624 0,001

Пассивная репрезентация себя 0,247 0,781 6,147 0,002

Активное изменение себя 0,575 0,563 7.793 0.0001

Уход из среды и поиск новой 1,040 0,354 13,477 0,0001

Пассивная репрезентация себя 0,177 0,838 4,527 0,011

Ощуща емо сть Активное изменение себя 0,684 0,505 6.4: з 0,002

Уход из среды и поиск новой 0,485 0,616 4,412 0,013

Уход из среды и поиск новой 0,615 0,542 4.5.: 0,01

Уход от контакта со средой н 0,739 0,455 4,741 0,009

Временной синтез погружение во внутренний мир

Па сснвно е подчинение 0,579 0,561 4,151 0,017

условиям ср еды

Если человек при анализе времени ценит длительность, широту, ритмичность, непрерывность, реальность, то это обуславливает принятие в сложных жизненных ситуациях стратегий поведения, направленных на активное изменение своих потребностей, отработку адекватных форм поведения и ухода из ситуации для поиска новой более благоприятной.

Если в процессе своей жизнедеятельности человек учитывает прошлый опыт и для него прошлое, настоящее и будущее выступают единой целостностью, то в трудных жизненных ситуациях он, вероятнее всего, не будет прибегать к пассивным стратегиям поведения, проявляющимся в погружении во внутренний мир и подчинении условиям среды. Данный вывод можно сделать на основе отрицательных значений средних показателей данных адаптивных стратегий.

Обобщая вышесказанное, можно констатировать, что показатели ценностно-смыслового компонента временной компетентности обуславливают проявление в сложных жизненных ситуациях активных стратегий, направленных на изменение своих потребностей, интересов, а также уход из ситуации и вхождение в новую менее фустрирующую.

При анализе рефлексивного компонента компетентности во времени, проявляющегося в контроле временных показателей, были получены следующие данные (Таблица 3).

Таблица 3 - Показатели влияния рефлексивного компонента временной компетентности на адаптивные стратегии поведения

Показатель временной компетентности Стратегия адаптивного поведения Критерий Ливеня Р- значимость Ж р- значнмость

Контроль времени Активное изменение себя 0,843 0,431 5,029 0,007

Пассивная репрезентация се бя 1,354 0,259 3,170 0,043

Пассивное выжидание 0,361 0,697 3.69: 0,026

Контроль времени стимулирует принятие пассивных стратегий поведения в сложных ситуациях. Чем сильнее у человека выражены контролирующие функции относительно использования времени, тем с большей вероятностью можно констатировать, что он будет применять пассивные стратегии, которые проявляются в

Кузьмина Ольга Викторовна

ВЛИЯНИЕ ВРЕМЕННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ .

форме уступчивости, пассивного согласия с внешними требованиями или стремится самоутвердиться и отстоять свое «Я» через проявление упрямства. При слабом проявлении функции контроля времени человек будет применять стратегии активного изменения отношения к ситуации, отработки конструктивных форм поведения и коррекции своих потребностей и интересов.

Исследование познавательного компонента временной компетентности осуществлялось с помощью двух шкал «Технологичность организации времени» и «Интуитивная организация». В шкале «Технологичность организации времени» не была обнаружена однородность средних (критерий Ливеня). Данная шкала была исключена из дальнейшей обработки данных.

При интуитивной организации времени человек действует спонтанно, опираясь на внутреннее чувство времени. Такая организация времени обуславливает применение в сложных ситуациях стратегии поведения, заключающейся в активном воздействии на среду с целью изменения ее в соответствии со своими потребностями ^ = 5,029, при р = 0,007).

Таблица 4 - Показатели влияния операционально-технологического компонента временной компетентности на адаптивные стратегии поведения

Показатель временной Стратегия адаптивного поведения Кршерий Ливеня Р- Р Р-

Режим Уход от контакта со средой и 0,262 0,777 5,6 0,004

неопределенности погружение во вщггр еннии мир

Режим оптимальной Уход от контакта со средой и 0,151 0,860 3,537 0,003

временной заданности погр\'жение во вш/тр еннии мир

Режим дефицита Па ссивно е подчинение 0,453 0,614 3,952 0,02

условиям среды

Активное изменение среды и 1,349 0,261 3,155 0,04

Длительность поиск новой

Уход из среды и поиск новой 0,417 0,659 5,105 0,007

Активное изменение себя 2,693 0,069 5,105 0,007

Уход из среды и поиск новой 0,919 0,40 7,820 0,001

Синхр онизация Уход от контакта со средой и погружение во внутр енний мир 2,059 0,130 6,604 0,002

Пассивно е подчинение 0,278 0,757 3,421 0,034

условиям среды

Операционально-технологический компонент обуславливает проявление как активных, так и пассивных стратегий поведения (таблица 4). Если человек стремится доводить работу до логического конца и неплохо справляется с заданием, рассчитанным на длительный срок (шкала «Длительность»), то в сложных жизненных ситуациях он, вероятнее всего, будет применять стратегию активного воздействия на различного рода внешние обстоятельства и стараться изменить их в соответствии со своими потребностями и возможностями. Умения адаптироваться к ритму и скорости работы другого человека (шкала «Синхронизация») будут в сложных жизненных ситуациях способствовать применению стратегии направленной на приспособление к ситуации или партнеру через коррекцию своих потребностей и интересов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Такие показатели временной компетентности как умение длительно и качественно работать, навыки синхронизации во времени своих действий с другими людьми обуславливают использование в трудных жизненных ситуациях стратегии направленной на уход из фрустри-рующей ситуации.

При ярко выраженных умениях синхронизировать во времени свои действия с другими не приемлемо применение в трудных ситуациях пассивных стратегий адаптационного поведения. Об этом свидетельствует отрицательных значения средних показателей по шкалам «Уход контакта со средой и погружение во внутренний мир».

Проведенное исследование позволяет расширить круг психологических знаний о роли временной компетентности в жизнедеятельности личности и вскрыть закономерности влияния компонентов компетентности времени на выбор адаптивных стратегий поведения в сложных жизненных ситуациях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. — СПб.: ИГУП, 1999. — 592 с._

2. Безюлева Г.В. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной адаптации учащихся и студентов. - М.:НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт. 2008. - 320 с.

3. Мельникова Н.Н. Диагностика социально-психологической адаптации личности. - Челябинск: Из-во ЮУрГУ, 2004. - 57 с.

4. Лаптева М.Д. О способах и механизмах формирования компетентности социального взаимодействия // Знание. Понимание. Умения. №2. 2006. - С.154 - 158.

5. Гирка И.В. Формирования профессиональной компетентности у будущих учителей информатики в процессе профессиональной подготовки // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 2 (11). С. 42-45.

6. Одарич И.Н. Особенности моделирования организации учебного процесса по формированию профессиональной компетентности бакалавра // Карельский научный журнал. 2015. № 2 (11). С. 42-44.

7. Притуляк Л.Н. Особенности формирования профессиональной компетентности будущих воспитателей ДНЗ // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 2 (11). С. 71-74.

8. Аниськин В.Н. Социально-профессиональная и социально-технологическая компетентности педагога в современном информационно-образовательном пространстве: взаимосвязь и взаимозависимость // Самарский научный вестник. 2012. № 1 (1). С. 5-8.

9. Гаврилова М.И., Одарич И.Н. Развитие профессиональной компетентности будущего специалиста как качества личности // Карельский научный журнал. 2015. № 1 (10). С. 36-38.

10. Коваль В.А. Периодизация становления профессиональной компетентности будущих учителей-филологов (ретроспективный анализ) // Балтийский гуманитарный журнал. 2013. № 3. С. 15-18.

11. Богданова А.В., Глазова В.Ф. Технология учебных полей как эффективный инструмент формирования профессиональной компетентности // Карельский научный журнал. 2014. № 2. С. 32-35.

12. Абулъханова-Славская К. А. Психология и сознание личности(проблемы методологии, теории и исследования реальной личности: Избранные психологические труды. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Из-во НПО «МОДЭК», 1999. - 224 с.

13. Корчемный П.А. Психологические аспекты ком-петентностного и квалификационного подходов в обучении [Электронный ресурс] // Вестник Московского государственного областного университета. №1. 2012, С.26 - 35// www.evestnik-mgou.ru.

14. Мельникова Д.Н. Временная компетентность личности в контексте профессионального становления будущего педагога [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч.журн. №2. 2013 URL:http://ppip.idnk.ru

15. Рубан А.С. Временная динамика социальных установок в процессе профессиональной адаптации учителя: дис. к. пс.н. М., 2003. - 147с.

16. Безгодова С.А. Суждения о времени как установка социального поведения: дисс. к.пс.н., С-Пб, 2003. -200 с.

17. Кузьмина О.В. Временная компетентность личности: понятие, механизмы развития и коррекции. -Екатеринбург: А-Принт, 2015. - 144 с.

18. Вассерман Л.И., Кузнецов О.Н. и др. Семантический дифференциал времени как метод психологической диагностики личности при депрессивных расстройствах. С-Пб., 2005. - 40 с.

19. Кузьмина О.В. Разработка и стандартизация методики «Временная компетентность личности» // Известия УрГУ. Серия: Проблемы образования, науки и культуры. №2 (89). 2011. - С. 189 - 196.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.