Научная статья на тему 'Вредные привычки и здоровье детей профильных классов'

Вредные привычки и здоровье детей профильных классов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
125
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ж Г. Чижова, Г П. Лукина, И В. Мусорина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вредные привычки и здоровье детей профильных классов»

У девочек из основной группы на 1-м месте также находились поражения ЦНС (37,0%), смещая заболевания ССС (33,3%) на 2-е место, на 3-м месте располагалась патология ЖКТ (29,6%), на 4-м — заболевания костно-мышечной системы (22,2%), болезни органов зрения (20,0%) и дыхания (20,0%). На 5-м месте размещались поражения эндокринной системы (19,3%), органов крови и кроветворения (18,5%).

В группе сравнения по-прежнему лидировали заболевания ССС (28,6%), ЖКТ (24,6%), ЦНС (22,5%) и костно-мышечной системы (17,9%). На 5-м месте располагалась патология органов дыхания (14,3%), крови и кроветворения (13,9%). Поражения ЛОР-органов (12,5%), мочеполовой (11,8%) и эндокринной систем (11,4%) занимали 6-е место.

Выявлено, что у мальчиков из полных семей ведущими являлись заболевания ЖКТ (29,6%), ЦНС (27,%), ССС (26,8%), костно-мышечной системы (20,4%). Болезни органов дыхания (16,2%), крови и кроветворных органов (16,2%) делили 5-е место.

В группе девочек из полных семей 1-е место занимали нарушения ССС (30,4%), 2-е — патология ЖКТ (19,6%), 3-е — заболевания ЦНС (17,4%), смещая по-

ражения костно-мышечной системы (15,2%) на 5-е место. На 4-м месте располагались болезни органов дыхания (15,9%). Болезни ЛОР-органов (14,0%) занимали 6-ю позицию.

Следует отметить, что рост числа случаев развития заболеваний по всем нозологическим формам у детей из неполных семей и у мальчиков из полных семей сохранялся. У девочек из группы сравнения осталась на прежнем уровне патология костно-мышечной системы и органов зрения.

Таким образом, при выпуске из начальной школы состояние здоровья ухудшается, преимущественно за счет увеличения доли детей, которые формируют хронические заболевания в различной фазе обострения. У мальчиков в 1,2 раза чаще возникают сочетан-ные заболевания, особенно если они воспитываются в неполных семьях. К концу четвертого года обучения все дети из неполных семей реализуют риск формирования патологии, что отражает несвоевременную коррекцию и профилактику групп риска у детей из неполных семей при школьных нагрузках. Структура заболеваний из года в год остается прежней, но частота ведущих заболеваний изменяется.

УДК 613.8-053.5

вредные привычки и здоровье детей профильных классов

Ж.Г. Чижова, Г.П. Лукина, И.В. Мусорина

Смоленский государственный университет, ГОУ ВПО «Смоленская государственная медицинская академия», РМАПО

На качественном уровне социальные проблемы современных подростков обсуждаются довольно широко. Однако рост девиантных поведенческих реакций не снижается. Пубертатный период с его бурными ней-роэндокринными сдвигами считается критическим. Как известно, в подростковом возрасте происходит окончательное формирование человека, его личностных, физиологических характеристик (Личко А.Е., Битен-ский В.С., 1991). Однако в настоящее время подростки подвергаются мощнейшему воздействию неадаптированных для их восприятия потоков информации, что отрицательно влияет на становление их психики. На практике данная ситуация заявляет о себе ростом антисоциальных проявлений среди подрастающего поколения (Панков Д.Д., Румянцев А.Г., 2002). У части подростков выявляются патологические поведенческие реакции, формирующиеся на основе биологических и социально-психологических предпосылок. Большинству подростков просто нечем себя занять в свободное время. В это время нередко приобретаются (и затем

иногда закрепляются) вредные привычки, неблагоприятно сказывающиеся на соматическом, психическом и репродуктивном здоровье: курение, злоупотребление алкоголем, наркомания, токсикомания.

Эта грозная для будущей нации тенденция, безусловно, должна быть остановлена. Нами велось динамическое наблюдение за 379 учащимися профильных классов (основная группа наблюдения). Группу сравнения составили 247 детей, которые не обучались в профильных классах.

При опросе установлено, что более 95,0% детей (вне зависимости от территории проживания) имели те или иные отклонения в состоянии здоровья. Только треть родителей оценивали здоровье свих детей как хорошее, больше половины — как среднее и около 6,0% — как слабое, что совпадает и с литературными данными (Полякова А.Я., Петруничева К.П., Исайченко Л.Н., 2007).

Анализ данных анкетирования показал, что характер жалоб у 87,3% детей свидетельствует об отклонении в психоэмоциональной сфере. Больше полови-

Рис. 1. Ретроспективная оценка динамики нарушен при поступлении в школу

ны учащихся жаловались на частые головные боли, раздражительность (59,2 и 52,5%), около 40,0% — на слабость и плохую память. Более трети опрошенных (34,5%) отмечали плохое настроение у своих детей, четверть указала на плохой сон. 16,6% школьников беспокоили повторяющиеся головные боли и 7,8% — обмороки. Число таких лиц возрастало к выпускному классу. Проведенное медицинское исследование состояния здоровья учащихся позволило выявить у 88,6% подростков невротические реакции; у 37,1% — цереб-роастенический синдром; у 3,8% — астеноневротиче-кие реакции; у 12,4% — синдром вегетативной дисфункции, у 1,9% — невроз навязчивых движений; у 8,6% — энурез; у 1,9% — гипертензионно-гидроцефальный синдром; у 54,5% — вегетативную лабильность.

Укрепление здоровья, обеспечение гармоничного формирования личности детей и подростков — важнейшая социальная, медицинская и педагогическая задача общества. Поскольку, с одной стороны, без создания условий для нормального психофизиологического созревания ребенка невозможно рассчитывать на воспитание из него полноценной и образованной личности, с другой — нарушения условий и режимов воспитания и обучения приводят к деформированному созреванию отдельных психических функций и повышают риск развития психических нарушений. В заболеваемости детского населения до 50,0% составляет социально и гигиенически зависимая патология. В настоящее время повсеместно отмечается тенденция ухудшения состояния психического здоровья детского населения, расстройства которого, по данным А.С. Бланкова (1996), достигает 70,0—80,0%.

Положение усугубляется тем, что в современных условиях развития общества дети находятся в сложной социально-психологической ситуации: с одной стороны, мощный прессинг рекламных предложений нового стиля и образа жизни в сочетании с доминирующими для возраста мотивами любопытства и подражания, с другой — равнодушие или некомпетентность педагогов, родителей, сверстников. Низкий уровень психического здоровья подросткового населения во многом определяет глубину социальных последствий

1 различных компонентов здоровья у детей

и формирование устойчивых негативных тенденций: ограничения в получении полноценного образования, детскую инвалидность, девиантные формы поведения, высокий уровень криминогенной активности. Как показывает исследование, девиантно-делинквентное поведение подростков является следствием биологических и отрицательных социально-средовых факторов, деформирующих психическое развитие и социальные установки личности.

Проведенные исследования показали, что за период обучения в школе четко просматривается отрицательная динамика здоровья — как в классах общего направления, так и в профильных. Как видно на рис. 1, при поступлении в школу дети уже имели нарушения шести компонентов здоровья.

Обращало на себя внимание, что нарушение соматического здоровья выявлялось более чем у половины детей при поступлении в школу (55,4 и 52,5%), достоверных различий в группах не установлено, в то время как нарушения социального (15,2%) компонента здоровья выявлялись в 3,54 раза реже, чем соматического (53,9%), в 3,61 раза реже, чем психологического (54,9%), в 1,45 раза реже, чем физического (22,0%), в 1,3 раза реже, чем психического (20,0%). Оказалось, что в обеих группах нарушения состояния здоровья носят ступенчатый характер, первоначально возникают отклонения психологического, затем соматического, после чего физического и репродуктивного, а потом психического и социального компонентов здоровья.

Это важно учитывать при отработке комплекса мероприятий по сохранению и укреплению здоровья детей в процессе школьного обучения.

Доказано, что возраст 15—17 лет является периодом наступления зрелости, когда у большинства девочек и мальчиков завершается половое созревание. Пропорции тела и органов приближаются к таковым у взрослых. Это время формирования воли, психологического и личностного статуса. Сохраняется неустойчивость вегетативной нервной и эндокринной систем, провоцируя возникновение различных отклонений в психическом, репродуктивном, физическом и сексуальном здоровье, способствуя росту опасных форм поведения, ко-

Рис. 2. Динамика нарушений различных компонентов здоровья у детей при выпуске из школы из профильных и непрофильных классов

торые усугубляют соматические расстройства, клиническая картина которых имеет ряд особенностей.

Оказалось, что в этом возрасте продолжало ухудшаться состояние здоровья с большими темпами в основной группе наблюдения. Количество здоровых детей сократилось с 14,4 до 5,6%, что согласуется с данными многих ученых. В основной группе наблюдения доля детей, имевших первую группу здоровья, уменьшилась в 3,76 раза (с 15,8 до 4,2%), в группе сравнения — в 2,1 раза (с 16,2 до 7,6%). Среди детей, которые не обучались в профильных классах, частота встречаемости здоровых детей больше в 1,8 раза (р<0,05). Детей, состоявших на учете по второй группе здоровья, больше в группе сравнения (61,3 против 57,7%), чем в основной группе наблюдения, и больше, чем при поступлении в школу (57,9%). Среди детей основной группы наблюдения чаще встречались пациенты с третьей и четвертой группами здоровья (38,1 против 31,1%, р<0,05). Функциональные нарушения (34,0 против 39,1%, р<0,05) и хронические заболевания (38,1 против 31,1%, р<0,05) чаще наблюдались у респондентов основной группы наблюдения. В группе сравнения хронические заболевания чаще формировались в стадии компенсации (28,7%) и реже — в стадии субкомпенсации (2,4%), чем в основной группе наблюдения (25,4 и 12,7% соответственно, р<0,05). Следует подчеркнуть, что в обеих группах наблюдения хронические заболевания в стадии компенсации возникали чаще, чем в стадии субкомпенсации (р<0,05). Потеря здоровья с момента обучения в профильных классах составила 13,3%, а в непрофильных 11,6%, что отражало нелинейность и неравномерность потери здоровья у детей в период школьного обучения.

Это также характеризовало неравномерность в динамике нарушения здоровья и послужило поводом для выделения критических периодов по ухудшению здоровья. Критическим периодом потери здоровья у детей непрофильных классов является возраст 12 лет, у детей профильных классов — 14 и 16 лет.

При выпуске из школы дети имели также нарушения шести компонентов здоровья, но чаще и темп поражения у них более выражен, чем при поступлении в школу и до профилизации (рис. 2).

Установлено, что нарушение соматического здоровья выявлялось у детей обеих групп наблюдения на 16,2% чаще (70,2%), чем при поступлении в школу. С большей частотой нарушения соматического здоровья возникали у школьников основной группы наблюдения (76,8%), что на 11,6% чаще, чем у сверстников группы сравнения (65,2%, р<0,05).

По-прежнему сохранялось ступенчатое нарушение состояния здоровья (рис. 1, 2). В основной группе наблюдения первоначально возникали отклонения в соматическом (76,8%), затем в психологическом (73,6%), физическом (50,4%) компонентах здоровья (рис. 2), в последующем — в репродуктивном (32,7%), психическом (31,5%) и социальном (25,2%) компонентах здоровья. Изменения в них происходили чаще, чем в группе сравнения, и чаще, чем при поступлении в школу. Их прирост составлял 21,4; 16,3; 29,6; 11,6; 10,9 и 9% соответственно.

Среди школьников группы сравнения первоначально нарушался психологический (67,2%) и соматический (65,2%) компоненты здоровья. В этом возрасте количество детей с нарушением психологического компонента здоровья на 2,0% больше, чем соматического (рис. 2). В последующем изменения возникали в физическом (33,2%), репродуктивном (29,1%), а затем в психическом (24,3%) и социальном (18,2%) компонентах здоровья, но реже, чем в основной группе наблюдения, и чаще, чем при поступлении в школу. Прирост их составлял 12,7; 13,8; 13,0; 9,7; 6,9 и 3,6% соответственно. Частота нарушений компонентов у детей, которые не обучались в профильных классах, менее выраженна, чем у школьников из профильных классов, но чаще, чем при поступлении в школу (рис. 1, 2).

Анализ уровня физического здоровья показал, что чаще в обеих группах наблюдения выявлялись средние его величины (54,2 и 58,3%), но частота их встречаемости меньше, чем до профилизации. Как оказалось, большинство показателей и уровня физического развития, как и предыдущие периоды жизни ребенка, размещалось в диапазоне 25—90 перцентиля (79,8%), чаще в группе сравнения (82,2 против 75,6%). Детей, имевших физическое развитие ниже 10 перцентиля, не

встречалось, а выше 90 перцентиля не превышало 4,3% (рис. 1, 2). Все это указывало на взаимосвязь физического развития с возрастом ребенка. Характеризовало его лабильность по мере роста и развития ребенка и свидетельствовало о повышенной чувствительности детей к воздействию факторов, которыми можно считать само профильное обучение, подтверждая гипотезу о том, что физическое развитие является основным критерием оценки состояния здоровья ребенка и может служить маркером при выделении групп риска.

Нарушение гармоничности физического развития имели около 40,0% учащихся (45,3 и 41,1%), в 1,3 раза чаще, чем при поступлении в школу. В группе сравнения доля детей с дисгармоничным развитием (с 28,9 до 41,1%) возрастала, но школьники с резко дисгармоничным развитием отсутствовали. Количество детей в основной группе наблюдения, имевших дисгармоничное развитие, увеличивалось (с 30,5 до 45,3%), и появились дети с резко дисгармоничным (0,0 до 8,6%) развитием, что, вероятно, свидетельствует о нарастании дисинхроноза, отражая нестабильность выносливости, падение адаптационных возможностей и нарушение адекватности на сложившуюся ситуацию.

При выпуске из школы продолжала снижаться физическая (на 0,7%) и умственная (2,0%) работоспособность, особенно у детей в основной группе наблюдения, но темп ее снижения за год незначительный, достоверных различий не установлено. Доля учащихся в основной группе с низкими параметрами физической (с 29,0 до 36,5%) и умственной (с 30,2 до 40,3%) работоспособности возрастала, что отражало отрицательную динамику в состоянии здоровья детей. В группе сравнения такой закономерности не выявлено. Количество учащихся из группы сравнения с низкими показателями умственной работоспособности увеличивалось (с 18,2 до 22,3%), а с параметрами физической работоспособности снижалось (с 16,2 до 15,4%), это подтверждало предположение о том, что у детей профильных классов приспособительные реакции организма более низкие, что четко отражали результаты физической работоспособности. У детей группы сравнения толерантность к физическим нагрузкам лучше. У них количество пациентов с высокой физической работоспособностью на 3,3% больше, чем в основной группе наблюдения, а с низкой физической работоспособностью на 19,1% меньше (р<0,05). Кроме того, установлено, что среди детей из основной группы наблюдения достоверно чаще встречалась повышенная утомляемость при физических (47,9 против 22,3%, р<0,05) и интеллектуальных (60,5 против 36,4%, р<0,05) нагрузках, чем в группе сравнения. Подтверждая закономерность, характерную для детей в процессе обучения, утомления при психических нагрузках возникают чаще, чем при физической активности. Особенно четко это проявлялось у школьников основной группы на-

блюдения, что послужило поводом считать эту категорию детей группой риска по нарушению состояния здоровья.

Следовательно, здоровье детей профильных классов ухудшается более быстрыми темпами, чем у школьников непрофильных классов. Темп его нарушения более выражен по мере роста ребенка, количество здоровых детей сокращается. Первоначально возникают нарушения соматического, затем — психического, в последующем — физического, репродуктивного, психического и социального компонентов здоровья.

Кроме того, оказалось, что по мере обучения в школе возрастало количество учащихся, имеющих вредные привычки. В 10 классе вредные привычки имели 53,1% подростков. К концу 11 класса количество учащихся, имевших вредные привычки, увеличилось в 1,18 раза (62,9%), что требовало динамического наблюдения и тщательного наблюдения за подрастающим поколением начиная с первого года обучения.

Анализ полученных данных показал, что пристрастились к курению с 7—8-летнего возраста 1,8% школьников профильных классов, с 9—10 лет их количество составило 1,5%, с 11-12 лет - 0,8%, с 13-14 лет -18,6%. В группе сравнения доля курящих на 3,2% больше (1,6; 2,0; 2,8 и 19,4% соответственно), чем в основной группе наблюдения. Следовательно, рисковым возрастом начала курения является младший школьный возраст, а критическим - 13-14 лет, без учета гендерных особенностей.

Как оказалось, в старших профильных классах ежедневно курят 16,0% школьников (15,1 и 16,2%), все остальные дети курят 2-3 раза в неделю. Более частому курению оказались подвержены школьники непрофильных классов, но достоверных различий не установлено, на что необходимо обращать внимание при проведении занятий по ОБЖ, отражая вопросы пагубности курения на растущий организм.

Кроме того, выявлен высокий уровень алкоголизации среди подростков: опьянение разных степеней тяжести испытывали 50,0% учащихся. Употребляли и употребляют алкогольные напитки каждый день 2,3% учащихся (2,5% подростков основной группы и 2,0% группы сравнения); 2-3 раза в неделю 53,5% подростков (57,9 и 50,6% соответственно) и раз в неделю 41,1% школьников (39,3 и 47,4% соответственно).

Следовательно, дети подросткового возраста, независимо от места проживания, профиля и программ обучения, являются группой риска по развитию раннего алкоголизма, что должно настораживать взрослое население и способствовать возрождению профилактических мероприятий по предупреждению склонностей к вредным привычкам, расширив аспекты психологической помощи по формированию у подростка нравственно-эстетических ценностей. Необходимо продолжать работу с семьей, так как приобщение к алкогольным напиткам подрост-

ков происходит преимущественно в ней. Традиции и микросоциально-педагогическая запущенность, наслаивающиеся на морфофункциональные особенности подросткового периода, способствуют формированию патохарактерологических особенностей личности, быстрому прогрессированию отклоняющихся форм поведения, несвоевременная коррекция которых приводит на эшафот алкоголизации.

Анализ анкетного опроса показал, что у 100% учащихся отношение к наркомании и токсикомании резко отрицательное, но 7,3% учащихся (7,6 и 6,9% соответственно) пробовали наркотические вещества, многие имеют знакомых, которые однократно или систематически принимают психоактивные средства. Установлено, что при выпуске из школы 18,9% школь-

ников имеют воздействие двух вредных факторов (19,4 и 18,2% соответственно), а 7,3% учащихся - трех (8,1 и 6,1% соответственно).

Как оказалось, среди причин, побуждающих впервые попробовать психоактивные вещества, были названы желание испытать новые ощущения, любопытство, интерес, стремление быть «не хуже других», экономические и личные проблемы. Побудители к употреблению подростками различных психоактивных веществ непосредственно связаны с психологической обстановкой в семье, отношением родителей к спиртным напиткам, другая причина - стремление к подражанию.

Поэтому вся работа должна быть направлена на работу с семьей, коллективом, окружающей средой.

УДК 616-055.23

динамика здоровья девочек подросткового возраста, имевших в анамнезе отклонения репродуктивного компонента здоровья

О.В. Козицкая, Е.И. Зорина, Е.В. Немвержицкая, В.Н. Шестакова

ГОУ ВПО «Смоленская медицинская академия», РМАПО

Здоровье детей и подростков жизненно важно для будущего любой нации. В течение последних лет в России сложилась крайне неблагоприятная ситуация в отношении состояния здоровья населения, и особенно подрастающего поколения. Неблагоприятные тенденции в демографической ситуации в стране и состоянии здоровья детей и подростков подтверждаются многочисленными исследованиями (Баранов А.А., 2000; Кучма В.Р., 2001; Онищенко Г.Г., 2002; Доскин В.А., 2003; Баранов А.А., Щеплягина Л.А., Ильин А.Г., Кучма В.Р., 2005). Подростковый возраст представляет собой особый критический период развития организма, переход от детства к зрелости. В этот период жизни ребенка происходят изменения в физиологических функциях и системах органов, быстрый рост, завершение умственного, психоэмоционального и полового развития. Именно на этом этапе формируются навыки поведения, привычки, связанные со здоровьем. При патологическом пубертате выявляются выраженные вегетативные и гормональные дисфункции, которые и определяют ведущие хронические проявления соматических и репродуктивных нарушений. Состояние здоровья детей подросткового возраста в значительной степени определяет заболеваемость, инвалидизацию, продолжительность жизни и последующие возрастные периоды. Начиная с 70-х годов в РФ отмечается неуклонный рост патологии среди детей подросткового возраста. Отмечается рост анемий в 1,8 раза, болезней эндокринной

системы - в 1,9, аллергических заболеваний - в 1,6, болезней системы кровообращения - в 1,5, новообразований - в 1,8, болезней мочеполовой системы - в 1,5, костно-мышечной системы - в 1,8 раза. Среди заболеваний в этом возрасте преобладают болезни центральной и вегетативной нервной системы, органов чувств и дыхания. За последнее десятилетие вследствие увеличения длительно текущих, хронических соматических болезней вдвое возросла психосоматическая патология, которая достигает в настоящее время 79,0%. У несовершеннолетних детей в возрасте 15-17 лет психические расстройства регистрируются в 1,5 раза чаще, чем у детей до 14 лет. При половом созревании наблюдается рост хронической патологии органов пищеварения до 20%, нервной системы - до 14,5%, обмена веществ и органов зрения - до 30%. В 15-17-летнем возрасте хронические заболевания выявляются у 35,3% мальчиков и у 75% девочек. В этом периоде у 81,7% детей подросткового возраста диагностируются функциональные нарушения в виде поражений опорно-двигательного аппарата у 16,7%, органов зрения - у 12,7%, а также проявляются многие заболевания, такие как артериальная гипертензия, вегето-сосудистая дистония, неврозы, сахарный диабет, нарушения функций щитовидной железы. При этом хроническая патология диагностируется у девушек до 18 лет чаще, чем среди сверстников мужского пола и девушек старшей возрастной группы. У девочек до 14-летнего возраста в 1,2 раза возросли

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.