СОИПАЛЬШ ЛСПЛОАОГП9 П КО РРШПОИПАЯ МААГОГПКА
ВЗАИМОСВЯЗЬ ЗДОРОВЬЯ И ПСИХИКИ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ
И.Ш. Мухаметзянов, доктор медицинских наук, АСО (КСЮИ),
Г. У. Матушанский, доктор педагогических наук, ИПП ПО РАО, О.В. Фролова, соискатель ИПП ПО РАО
Интуитивно каждый человек знает о зависимости состояния духа от состояния тела, но научная разработка этой проблемы началась совсем недавно.
В отечественной литературе появились работы, посвященные исследованию психики больных, страдающих самыми различными соматическими заболеваниями.
В связи с этим все больший интерес ученых вызывает проблема взаимосвязи здоровья и психики. Наиболее актуально рассмотрение данного вопроса в подростковом и юношеском возрасте, так как психическое и соматическое развитие в этом возрасте способствует активному формированию личности.
Изучение влияния хронической соматической патологии на социальнопсихологические особенности детей подросткового возраста и молодежи является весьма актуальным, т. к. в период социально-экономического переустройства общества наблюдается ухудшение состояния здоровья населения этой возрастной группы.
Неблагоприятные факторы в экономике, экологии и социальной сфере влияют на здоровье нации в целом, но особенно уязвимы к ним дети, подростки, молодежь и люди пожилого возраста. В последние годы состояние здоровья детей подросткового возраста характеризуется устойчивыми тенденциями роста заболеваемости и инвалидности (таблица 1).
Таблица 1
Численность детей-инвалидов в возрасте до 18 лет (на конец года)
1980 1990 1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006
Всего, тыс. человек 53 155 454 675 658 642 624 593 573 554
На 10 000 детей 16,5 38,6 119,3 201,7 203,7 205,9 207,1 204,2 205,0 205,0
Казанский педагогический журнал
Отрицательно действующие факторы внешней среды, интенсификация и перестройка обучения, малоподвижный образ жизни, а также вредные привычки, широко распространившиеся среди детей подросткового возраста и молодежи, способствуют увеличению их заболеваемости. На
5'2006
рисунке 1 представлена заболеваемость детей и подростков в возрасте до 18 лет по основным классам болезней в 2000-2006 гг., на котором отчетливо прослеживается рост по всем основным классам болезней, кроме инфекционных и паразитарных болезней.
—к- травмы и отравления
- . болезни кожи
—ж- — инфекционные и
паразитарные болезни
— болезни органов
пищеварения
- -А- - болезни глаз
— болезни уха
—е- — болезни костно-
мышечной системы
— болезни нервной
системы
♦ болезни мочеполовой
системы
—в- болезни крови
А— болезни эндокринной
системы
- -X- - болезни системы
кровообращения
- -о- - новообразования
Годы
Рис. 1. Заболеваемость детей и подростков (на 100 000 чел.’
62
Социальная психология и коррекционная педагогика
При этом от уровня здоровья современных подростков уже в ближайшее пятилетие будут зависеть кадровые, интеллектуальные, оборонные, репродуктивные и другие возможности российского общества. За последние 5 лет показатель заболеваемости увеличился среди детей до 14 лет на 21,7%, среди детей старшего подросткового возраста - на 24,1%.
По данным последней Всероссийской диспансеризации только 32% детей в возрасте до 18 лет признаны здоровыми, 52% имеют функциональные отклонения в здоровье и
16 % детей имеют хронические заболевания.
Ухудшение здоровья детей и подростков происходит более интенсивно и в большем числе групп, чем у взрослых (таблица 2). Заболеваемость детей до 14 лет (2000-2006 гг.) возросла в 1,2 раза, а заболеваемость подростков за этот же период в 1,4 раза. Почти в 4 раза возросла у подростков заболеваемость болезнями крови и кроветворных органов, эндокринной системы, увеличилось число осложнений беременностей и родов, новообразований.
Таблица 2
Заболеваемость взрослых, детей и подростков в 2000—2006 гг.
На 100 000 человек
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006
0-14 лет 15-17 лет 18 лет и старше 147 990 88 514 73 055 149 877 90 912 71 974 161 297 97 531 74 014 163 366 104 085 74 857 166 700 106 016 74 488 173 810 112 601 74 600 177 511 118 301 76 400
Для оценки состояния здоровья населения, как правило, используется несколько параметров: смертность и ее причины в различных возрастных группах, уровень и структура общей заболеваемости, а также численность инвалидов. К сожалению, в настоящее время еще не разработана комплексная система оценки уровня здоровья человека, охватывающая все его составляющие. Важно переломить эту тенденцию и руководствоваться определением здоровья как многогранного понятия, включающего физический, социально-психологический и духовно-нравственный аспекты.
Любое образовательное учреждение, будь то школа или вуз, является социальной средой, в котором учащиеся проводят значительную часть времени. По мере перехода из класса в класс растет заболеваемость учащихся. В 1-х классах только одна треть учеников может быть признана полностью здоровой. У остальных имеются те или иные отклонения. В подростковом возрасте только 22,4% школьников могут считаться здоровыми. У них увеличивается число функциональных нарушений, связанных с пубертатным периодом. К 11-му классу число школьников
63
Казанский педагогический журнал
5'2006
с нарушениями зрения увеличивается в 4 раза, а с нарушениями опорнодвигательного аппарата - в 3 раза.
Исследования состояния здоровья учащихся (общеобразовательных школ, гимназий, лицеев) за последние 10 лет выявили отрицательные тенденции: увеличение численности детей с хроническими заболеваниями и функциональными отклонениями, рост гастроэнтерологической, аллергической, эндокринной, нервно-психической патологии, заболеваний крови, нарушений зрения. Хронические заболевания в настоящее время диагностируются в среднем у 40-45% школьников, а среди здоровых 3/4 составляют дети с различными морфофункциональными нарушениями. Установлено, что формирование хронической патологии в большинстве случаев начинается с 11-12 лет. Численность абсолютно здоровых учащихся (с 1-й группой здоровья) в школьных коллективах не превышает 15%, а в старших классах снижается до 7%.
Среди причин повышенной заболеваемости удельный вес факторов внутришкольной среды достигает 20%. Стресс стал причиной не только психоневротических состояний и хронической соматической патологии, но и девиантных форм поведения. Депрессия является особым проявлением стресса, у подростков нередко именно она ведет к опасным для жизни поступкам (наркотики, сексуальные аномалии, попытки суицида). Психические расстройства являются причиной 70% случаев инвалидности с детства. Ухудшение здоровья детей и подростков сопровождается сниже-
нием возможности получения широкого спектра знаний (23%), ограничением в выборе профессии (20-50%), снижением годности к воинской службе (28,4%), ограничением репродуктивных возможностей (15-36%).
По данным о заболеваемости подростков, получающих профессиональное образование, 20-50% учащихся не могут по состоянию здоровья продолжать обучение и в дальнейшем работать по избранной специальности. Также достаточно острой проблемой для России является состояние здоровья юношей-призывников. Отмечается устойчивая динамика снижения годности призывников к военной службе — негодными к военной службе по состоянию здоровья в России признано 28,4%, а из числа всех подростков, признанных негодными к службе в армии в мирное время, более 40% составляли лица с психическими расстройствами.
Практически по всем классам болезней в подростковом возрасте наблюдается самый значительный в сравнении с другими возрастными группами рост общей заболеваемости. Этот процесс преимущественно обусловлен заболеваниями, зарегистрированными в предыдущие годы, т. е. отмечается накопление хронической патологии [9].
Распространенность хронических заболеваний, которые приводят к инвалидности, у подростков колеблется от 5 до 20% и имеет тенденцию к увеличению. Большая часть хронических больных в этой возрастной группе страдает от реактивных эмоциональных нарушений. Инвалидность (как показатель общественного
64
Социальная психология и коррекционная педагогика
здоровья) порождает множество социальных проблем и одновременно оказывается результатом различных социальных проблем и обстоятельств. Особенно тяжелые последствия инвалидности испытывают вместе с детьми и подростками их семьи. В структуре инвалидности 8-10% составляют инвалиды с детства. Число таких детей и подростков в последние годы возрастает. Это потребовало формирования в России крупной программы по их оздоровлению на федеральном уровне.
Также влияет на состояние здоровья режим и качество питания школьников. Ухудшение питания сопровождается не только снижением энергетической ценности пищи, но и резким обеднением ее микроэлементами и витаминами. Если в 60-е годы гастроэнтерологическая патология занимала 7-е место в структуре заболеваемости школьников, то сейчас она лидирует. За этот период ее частота выросла более чем в 40 раз. В отдельных регионах РФ распространенность этого класса болезней составляет 39,7-43,0%.
Соответственно росту заболеваемости и инвалидности растет и смертность подростков. В структуре ее причин основное место занимает травматизм, повышается частота насильственной смерти (убийства и самоубийства). Из других наиболее частых причин следует отметить злокачественные новообразования, болезни нервной системы и органов чувств, болезни системы кровообращения и врожденные аномалии. Смертность юношей более чем в два раза выше, чем у девушек [9].
Весьма тревожная ситуация сложилась с заболеваниями репродуктивной сферы, которые имеют наиболее неблагоприятные последствия, если они перенесены в подростковом возрасте. Данные многочисленных исследований показывают, что к 14-17 годам, когда в целом завершается формирование девочки как будущей матери, почти у каждой десятой отмечено дисгармоничное развитие, а у каждой четвертой — нарушение формирования скелета. Те или иные гинекологические заболевания регистрируются при осмотрах у 10-12% девочек-под-ростков, у 14% - артериальная гипертензия. Изменения в состоянии здоровья более 30% девушек позволяют отнести их в группу с хроническими болезненными состояниями. Лавина хронических заболеваний достигает максимума к репродуктивному возрасту, создавая замкнутый круг: больная мать (отец) - больной плод -больной ребенок - больной подросток - больные родители. Продолжительность цикла - 20-25 лет, и с каждым таким циклом патология новорожденных существенно растет.
Эпидемическое распространение СПИДа, наркомании, гепатита, туберкулеза, увеличение пьющих и курящих среди подростков и молодежи дополняют представление о фактической ситуации в сфере здоровья. Исследования распространенности курения, алкоголизации и наркотизации среди школьников-подростков были проведены в 21 городе России. По этим данным, в выпускных классах более 3/4 мальчиков употребляют спиртные напитки. В некоторых районах уровень алкоголизации состав-
Казанский педагогический журнал
5'2006
ляет 72,6-78,4% и более. Среди выпускников школ курение широко распространено у 25-48%. В среднем по всем обследованным городам этот показатель составляет 36% среди мальчиков и 22,4% среди девочек-выпускниц. В ПТУ курят около 69% юношей и 14% девушек. Каждый 10-й подросток имеет зависимость от табака, чаще болеет бронхитами, у многих отмечается одышка при физической нагрузке. Уровень потребления наркотических средств колеблется от 1,1 до 6,9%.
Медицина оказывается все более бессильной перед этими тенденциями, видимо, еще и потому, что, как многократно доказано учеными разных стран, среди факторов, влияющих на здоровье, здравоохранению принадлежит лишь около 10-15%, наследственность определяет 15-20%, экология -15-20% и образ жизни - 40-50%. По итогам «Всероссийской диспансеризации детей» 2002 года Минздравом РФ и РАМН разработана программа «О мерах по улучшению состояния здоровья детей Российской Федерации на 2003-2010 гг.», одним из пунктов которой является совершенствование работы по предупреждению, раннему выявлению и эффективному лечению заболеваний у детей и подростков.
Однако, несмотря на принятые меры, уровень заболеваемости в целом не снизился, но несколько стабилизировался. Хотя от уровня здоровья современных подростков и молодежи уже в ближайшее время будет зависеть благополучие и развитие нашей страны. Ситуация усугубляется тем, что сломана советская система здраво-
охранения с соответствовавшим ей стереотипом сознания и поведения («О моем здоровье заботится бесплатная медицина»), а взамен создана отнюдь не бесплатная и не всегда доступная система, которая вынуждает человека самого заботиться о здоровье. Но человек к этому не готов -он не приучен думать о здоровье, он привык бороться с уже имеющимися болезнями.
К сожалению, современная социальная политика в сфере здоровья ориентирована в основном на улучшение качества медицинского обслуживания, а не на формирование санитарно-гигиенической культуры населения, самосохранительного поведения, включая экологическое, и не на создание условий для оптимального взаимодействия личности и социальных институтов (семьи, образования, бытового обслуживания, отдыха и т. п.) в сфере здоровья. По данным исследований, информированность о факторах риска наиболее распространенных заболеваний, о методах заботы о здоровье (своем и своих детей), о генетических особенностях своего организма, о наборе полученных прививок и даже просто знание своей группы крови распространяется у нас не более чем на треть городского населения. При таком уровне санитарно-гигиенической культуры люди легко начинают эксплуатировать свое здоровье, проявлять терпимость к экологическим нарушениям.
В августе 2000 г. Правительством РФ была утверждена очередная «Концепция охраны здоровья населения Российской Федерации до 2005 г.». Ее подготовкой по традиции зани-
66
МММ
ш
Социальная психология и коррекционная педагогика
мались только Минздрав России и Российская академия медицинских наук, и не были привлечены специалисты ни Министерства образования РФ, ни Госкомитета по делам молодежи РФ, ни Госкомитета по физической культуре и туризму РФ, ни Академии наук РФ, ни Госкомпечати РФ. Правда, в Концепции, принятой в 2000 г., по сравнению с предыдущими, сделан небольшой шаг вперед: в качестве одного из приоритетных направлений деятельности Концепции предусматривается «формирование у населения навыков здорового образа жизни, повышение уровня санитарно-гигиенической культуры», и уточняется, что это «не требует значительных финансовых затрат, но может дать ощутимый социально-экономический эффект». В разделе «Механизм реализации Концепции охраны здоровья населения РФ до 2005 г.» упоминается о важности образовательных программ, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей, подростков и молодежи. Поясняется, что «многие проблемы... можно решать такими доступными методами, как проведение занятий по самообследованию и самопомощи в условиях оздоровительных центров; проведение разъяснительной работы среди подростков по вопросам безопасного секса, предупреждения беременности; развитие сети специализированных учреждений по вопросам формирования здорового образа жизни, включая подготовку соответствующих специалистов».
Хотелось бы отметить, что здоровье подростка имеет существенную специфику изучения, суть которой в том,
что самооценка здоровья и его реальное состояние связаны у подростка не столько с фактическими заболеваниями, сколько с жизненными обстоятельствами - взаимоотношениями с родителями, сверстниками, гормональной перестройкой организма, удовлетворенностью жизнью и др., а также с социокультурными нормами общества. Поэтому забота о здоровье подростка должна включать в первую очередь внимание к его психологическому благополучию, социальной идентификации и адаптации к требованиям общества, и в последнюю очередь здоровьем подростка должны заниматься медики [18].
Сведений, касающихся социальнопсихологических особенностей детей подросткового возраста и молодежи с различными хроническими соматическими заболеваниями, недостаточно, несмотря на то что в последнее время все чаще и чаще указывается на невысокую эффективность традиционных оздоровительных и общеукрепляющих мероприятий и ставится вопрос о профессиональной психологической помощи этой категории людей.
Выраженность эмоциональной реакции на болезнь и связанные с этим отрицательные последствия для личности (конфликтные отношения с людьми, прежде всего) могут корректироваться при наличии развитой системы мотивации и адекватной, критичной самооценки. Однако трудность заключается в том, что заболевание является хроническим, появляется часто в раннем возрасте, поэтому само первоначальное формирование самооценки и мотивационной сферы
МММ
ш
Казанский педагогический журнал
5'2006
личности с самого начала протекает в искаженных условиях. Особенности измененной личности проявляются не сразу, а проходят сложный путь формирования. Каждое серьезное и длительное соматическое нарушение приводит либо к частным, обратимым, либо к общим стойким изменениям внутреннего мира человека, всего его психического облика. Болезнь, включаясь в социальную ситуацию развития, меняет условия протекания многих видов деятельности, что может привести к появлению отдельных психологических последствий, существенно влияющих на протекание естественных кризисов взросления и становление личности.
В основе формирования личности больного человека лежат психологические закономерности, сходные с закономерностями нормального психического развития. Психическая деятельность меняется не потому, что при заболевании начинают действовать какие-то особые механизмы, а потому что те же самые механизмы действуют в особых, вызванных и измененных болезнью условиях. Большое значение имеет сохранение и укрепление социально-психологического здоровья детей подросткового возраста и молодежи, так как нарушение социально-психологического здоровья приводит к различным изменениям в эмоционально-личностной сфере, которые в свою очередь влияют на возникновение соматических заболеваний [18].
Следует остановиться также на одном важном механизме взаимоотношений между психикой и сомой - так называемом механизме «замкнутого
круга». Сущность проявления этого механизма заключается в том, что нарушение, возникающее первоначально в соматической сфере (но, возможно, и в психической), вызывает психопатологические реакции, а последние являются причиной дальнейших соматических нарушений. Так по «замкнутому кругу» и развертывается целостная психосоматическая картина заболевания.
Как следствие, возникает проблема нахождения оптимальных путей развития и обучения соматически больных детей в образовательных учреждениях, так как именно хронические соматические заболевания создают условия для проявления ряда нарушений в развитии личности ребенка, особенно в подростковом возрасте. Вероятно, это связано с ограничением контактов больного ребенка с физически здоровыми сверстниками, которое, в свою очередь, может привести к различным нарушениям в эмоционально-волевой, коммуникативной и личностной сферах.
Проблема реабилитации приобретает особое значение для юношей и девушек. Особенности психического развития в юности связаны с необходимостью личностного самоопределения. Именно это определяет основные психологические особенности изучаемого возрастного этапа. Решение задач развития в этот период происходит достаточно сложно даже вне кризисной ситуации развития. В ситуации хронического соматического заболевания процесс возрастных изменений усложнен, частично деформирован и носит противоречивый характер. В связи с этим приобретает
66
■■■ ■ І І І І І І І 4 І ■■ тп
Социальная психология и коррекционная педагогика
особую актуальность психологическая реабилитация в подростковом и юношеском возрасте, которая во многом определит перспективы предстоящей жизни. От ее успешности зави-
сит, сможет ли больной хроническим соматическим заболеванием преодолеть сложности социальной адаптации, стать полноценным членом общества.
САМОЦЕННОСТЬ И ЦЕННОСТНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ В КОНТИНУУМЕ «Я - НЕ Я»
Е.Р. Сагеева, научный сотрудник лаборатории психологии ИПП ПО РАО, Б. С. Алишев, доктор психологических наук, зав. лабораторией психологии
ИПП ПО РАО
Один из классиков отечественной психологии Б. Г. Ананьев писал, что исследования социологов, психологов и социальных психологов сходятся в общем центре, которым «являются ценностные ориентации групп и личности...» [3, с. 299-300]. Сегодня общепризнано, что знания о структуре ценностей, ценностных ориентациях и направленности личности являются основой для решения образовательных задач и задач, связанных с формированием самостоятельной, ответственной и социально мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда [4; 6]. Поэтому исследования в данной области остаются актуальными и востребованными.
Приоритетные в настоящее время образовательные и воспитательные принципы, подходы и направления (гуманизация образования, личностноориентированное обучение, ценностный подход в воспитании) отражают систему взглядов, согласно которой человек (студент, школьник) со своими интересами, склонностями, способностями и индивидуально значимыми ценностями представляет собой выс-
шую ценность [15]. Именно поэтому центральной категорией нашего исследования стало понятие самоценности личности. Мы попытались теоретически прояснить содержание этого феномена и эмпирически выявить его положение в системе отношений индивида к самому себе, в его системе ценностей, а также его связи с некоторыми психологическими характеристиками личности.
Психологическое содержание понятия «самоценность», на наш взгляд, обусловлено существованием философской и общепсихологической проблемы «Я» и напрямую связанных с ней феноменов сознания и самосознания личности. Как известно, самосознание позволяет индивиду выделить себя для самого себя, осознать себя в качестве субъекта деятельности. Это обособление себя (собственного Я) и противопоставление себя всему другому позволяет человеку осознать свои потребности, цели, ценности, а значит, делает доступным и понимание собственного значения для себя и окружающих. В свою очередь, осознание отдельности, независимого существования от всего окружающего и независимого