Научная статья на тему 'Роль семьи в формировании здоровья ребенка'

Роль семьи в формировании здоровья ребенка Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
428
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — М. А. Лунина, Н. Н. Рябкина, З. В. Липень, В. Н. Шестакова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль семьи в формировании здоровья ребенка»

школьников возникало нарушение третьего компонента, при нарушении трех компонентов здоровья у 7,5% проявлялись отклонения в четвертом компоненте здоровья, при нарушении четырех компонентов здоровья у 5,0% детей возникали нарушения в пятом компоненте здоровья.

Таким образом, состояние здоровья детей, имевших дополнительное обучение с раннего возраста, изначально хуже, чем у детей без дополнительного обучения. При несвоевременной коррекции соматических нарушений возникает каскад отклонений, в патологический процесс вовлекаются психологический, физический, психический и социальный компоненты здоровья. У мальчиков нарушается физическое, психическое и социальное здоровье, у девочек — соматическое, психологическое и физическое. Дети, которые не имеют дополнительного обучения, чаще обладают хорошей резистентностью, реже болеют вирусными заболеваниями, лучше адаптируются к сложившимся ситуациям, реже формируют хронические заболевания.

Следовательно, показатели здоровья как при поступлении в школу, так и при выпуске из начальной школы хуже у детей, имевших дополнительное обучение с раннего возраста. У детей, не имевших дополнительного обучения с раннего возраста, темп

нарушения состояния здоровья происходит медленнее, хроническая патология формируется достоверно реже (р>0,05), количество здоровых детей достоверно выше (р<0,05). Вероятно, это обусловлено как социально-экономическими условиями, так и социально-гигиеническими факторами. Как признано учеными, период обучения в начальной школе является важным периодом в формировании здоровья. Поэтому неблагоприятные экологические, социально-экономические условия на этом этапе предъявляют растущему организму повышенные требования, способствуя развитию дезадаптационных реакций, приводя к нарушению состояния здоровья. Отсюда можно предположить, что дети, имевшие дополнительное обучение с раннего возраста и сохранившие эту направленность в школьный период, труднее адаптируются, имея низкие адаптационно-резервные возможности, чем дети, не имевшие дополнительного обучения. Они являются группой высокого риска по формированию сочетанных поражений с заинтересованностью трех и более систем, срыву адаптации и требуют тщательного изучения с обязательным выделением ведущих причин, способствующих формированию каждой конкретной патологии с учетом индивидуальности возрастного периода, пола ребенка.

УДК 616-058.81

РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА

М.А. Пунина, Н.Н. Рябкина, З.В. Липень, В.Н. Шестакова

ГОУ ВПО «Смоленская государственная медицинская академия»;

РМАПО, Смоленск, Россия

Специалисты в области гигиены детей и подростков и педиатры постоянно обращают внимание на ведущую роль семьи в укреплении здоровья детей, особенно относящихся к группе социального неблагополучия. Именно в семье закладываются основы здорового образа жизни, прежде всего семья противостоит формированию у детей и подростков вредных привычек (Гаджиев Р.С., Рамазанов Р.С., 2004; Шарапова О.В., 2006; Campbell J.R., Connochie R.M., Weitzman M., 1994). По данным С. Шапиро (1999), семья влияет на гармоничность развития ребенка, закладывая основы духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и социального компонентов здоровья. Семья является основным участником и непосредственным исполнителем повседневной работы по воспитанию ребенка, по профилактике у него многих видов заболеваний, по подготовке к поступлению в организованный коллектив. От семьи зависит формирование многих гигиенических и поведенческих привычек, нередко влияющих на

состояние здоровья (Калмыкова И.В., 2003; Капитонов В.Ф., 2003). По данным З.А. Хуснутдиновой (2000), каждый третий ребенок живет в семье, имеющей тот или иной фактор социального риска, а каждый десятый — в семье с двумя и более факторами риска. Установлено, что семьи высокого социального риска составляют 21,6%, причем заболеваемость у детей из этих семей в 1,5—2,0 раза выше, чем у детей из благополучных семей. Факторы социального риска в первую очередь отрицательно сказываются на репродуктивных функциях семьи и ее способности воспитать здоровых в физическом и психосоциальном плане детей.

ВНИИ социальной гигиены, организации и управления здравоохранением имени Н.А. Семашко были выделены 3 группы факторов социального риска, которые влияют на формирование семей социального неблагополучия: а) социально-гигиенические (плохие материально-бытовые условия; мать или оба родителя; работа родителей, особенно матери,

связана с профессиональными вредностями; низкий уровень общей и санитарной культуры семьи); б) медико-демографические (неполная семья; возраст матери не превышает 18 лет или более 40 лет; семьи, имеющие трех и более детей; семьи, где имеется ребенок с врожденными заболеваниями, дефектами развития или в которых имел место случай мертворождения или смерти ребенка раннего возраста); в) социально-психологические (злоупотребление одним или обоими родителями алкоголем, курение или употребление наркотиков; семьи, в которых родился нежеланный ребенок; неблагополучный психологический микроклимат в семье; семьи, в которых есть тяжелобольные с онкологическими, психическими заболеваниями, после перенесенного инсульта и т. д.).

При практическом использовании данной классификации до 60,0—70,0% детей оказываются в группе социального риска. По мнению В.Ю. Альбицкого (1993), столь высокий процент среди детей группы риска делает невозможным ее практическое применение, так как оказание эффективной медицинской и социальной помощи становится затруднительным для целевых групп. Во многих работах показано негативное влияние экономических изменений в стране, социальных потрясений, снижения уровня жизни и благосостояния людей на психологический климат в семье и состояние здоровья детей (Гарасика М.Н., Хенвен В.Б., 2000; Ярощук Е.А, Загорельская Л.Г., 2000, Шестакова В.Н., 2003).

В последние годы стала распространенным явлением неполная семья или семья с одним родителем, где воспитывает ребенка чаще мать. Такая семья — результат рождения ребенка вне брака, развода или смерти родителя. Злоупотребление алкоголем, наркомания, семейные скандалы часто являются причиной распада семьи (Дербенев Д.П., 1998; Беличе-ва С.А., 2005).

В последние годы растет число неполных семей, где ребенок рожден вне брака. По литературным данным, в настоящее время вне брака рождается каждый шестой ребенок (Вестермарк Э., 2001; Капитонов В.Ф., 2003). Если причины демографических процессов, ведущих к возникновению неполных семей, уже изучены подробно, то здоровье и образ жизни детей из неполных семей освещены в литературе недостаточно полно. Неполные семьи разнородны по материальной обеспеченности, социальному статусу, психологическому микроклимату в семье и наличию других факторов социального риска. Однако отсутствие одного из родителей часто является фактором, усугубляющим проблемы, неизбежно возникающие при воспитании детей, поэтому, по мнению ряда авторов, неполные семьи всегда относятся к группе риска по формированию нарушений в состоянии здоровья детей, воспитывающихся в таких семьях. На необходимость изучения

особенностей формирования патологии у детей из неполных семей и разработки профилактических мероприятий по укреплению их здоровья указывают многие авторы (Лебедева Н.Т., 2002; Кучма В.Р., 2003; Несте-ренко А.В., 2005; Бабанова А.В., Насыбуллина Г.М., 2006).

За последнее десятилетие в РФ количество детей, рожденных вне брака, увеличилось более чем в 2 раза. Увеличение числа внебрачных родов на фоне повсеместного снижения уровня рождаемости свидетельствует о значительных изменениях принципов формирования семьи в современном обществе. Темпы роста внебрачной рождаемости заставляют обратить внимание на этот социальный процесс и на группу женщин, предпочитающих жить в гражданском браке (Радзинский В.Е., Костин И.Н., Плакси-на Н.Д., Смирнова Т.В., 2004).

По данным литературы (Капитонов В.Ф., Новиков О.М., 2002), из-за распада семьи более 500 тысяч детей ежегодно лишаются одного из родителей, 300 тысяч детей (25,0%) рождаются вне брака, что приводит к образованию значительного числа неполных семей. По материалам органов социальной защиты населения, в Смоленской области 20972 семьи считаются неполными.

Различные отклонения в организации жизни семьи, как правило, концентрируются в семьях с низким уровнем благосостояния (Батурин А.К., 1994; Луча-нинова В.Н., Транковская Л.В., Косницкая Е.А., 2008; Мирская Н.Б., 2008). По данным Т.М. Максимовой (2004), материальный доход в неполных семьях уступает доходу полных семей. В то же время ряд авторов указывают на аналогичные материальные проблемы полных семей, где родители имеют низкий достаток вследствие своего социального статуса или образа жизни. В малообеспеченных семьях, независимо от наличия одного или обоих родителей, доля детей с удовлетворительным и плохим здоровьем уже на первом году жизни составляет 40,0%. В семьях с уровнем жизни выше среднего дети с отклонениями в состоянии здоровья встречаются в 4 раза реже. Ухудшение состояния здоровья ребенка зачастую потенцируется неудовлетворительными условиями жизни, порождаемыми дефицитом материальных средств. Низкий уровень жизни семьи, недостаток семейного бюджета и связанный с ним неудовлетворительный социальный и психологический фон создают неблагоприятные условия для формирования психологически и физически здорового ребенка (Максимова Т.М., 2004; Альбицкий В.Ю., Волгина С.Я., Курмаева Е.А., 2008; Мирская Н.Б., 2008).

В условиях выраженной ограниченности материальных средств и, соответственно, отсутствия возможности реализовать даже скромные запросы семьи и ребенка обостряются психологические проблемы. Увеличение числа детей-сирот, детей-

инвалидов, детей из неполных семей, детей с нарушением поведения связано с прогрессирующей тенденцией разрушения правовых устоев семьи, бездуховностью, утратой жизненных ценностей, ухудшением социально-экономических условий (Ога-нов Р.Г., 2001; Максимова Т.М., Гаенко О.Г., Белов В.Б., 2004; Альбицкий В.Ю., Волгина С.Я., Кур-маева Е.А., 2008).

Чрезвычайно велико влияние на здоровье детей школьного возраста медико-биологических и социально-гигиенических факторов. Среди изученных факторов образа жизни, влияющих на вероятность возникновения заболеваний, многие являются управляемыми, и воздействие на них целиком и полностью зависит от самого человека. Это отношение в семье к курению, алкоголю, занятиям гимнастикой и закаливанием, особенности питания, своевременность обращения к врачу, выполнение медицинских рекомендаций, повышение медицинской грамотности и общей культуры, нормализация внутрисемейных отношений. Следовательно, зная особенности управляемых факторов риска в неполных семьях, можно повысить эффективность профилактических мероприятий, направленных на сохранение здоровья ребенка. Необходимость таких мероприятий продиктована уже тем фактом, что общая заболеваемость в неполных семьях среди детей школьного возраста почти в 2 раза выше, чем в полных семьях. У детей из неполных семей достаточно часто выявляются функциональные расстройства в виде неврастении, астеноневротического синдрома, ситуационных неврозов, расстройств речи (Баранов А.А., 1999; Голод С.И., 1998; Капитонов В.Ф., 2003). Однако полная семья также не является гарантом благополучия. Значительное количество детей с девиантным поведением обучаются в специализированных школах и имеют психоневрологические расстройства на основе факторов неблагополучия, полученных в полных семьях, где у ребенка развились все черты десоциализации (Капитонов В.Ф., 2003).

Дети — это тонкий социальный индикатор, четко реагирующий на различные экономические, политические, социальные и экологические проблемы, именно поэтому важно акцентировать внимание на проблемах здоровья и образе жизни детей из семей, имеющих различные факторы риска. В современной медицинской литературе отсутствуют убедительные данные о влиянии социально-гигиенических и медико-биологических факторов риска на состояние здоровья детей первой ступени обучения, родившихся и воспитывающихся в неполных семьях, не выделены критические периоды в развитии хронической патологии и изменения структуры заболеваний в течение всего периода начального обучения в школе. Все вышеизложенное определяет актуальность, своевременность планируемого диссертационного исследования, пре-

допределяя его основную цель — сохранение здоровья детей из неполных семей на основе изучения характера и степени влияния социально-гигиенических, медико-биологических факторов в период начального школьного обучения и разработки комплекса профилактических мероприятий по предотвращению развития соматической патологии и функциональных нарушений. Поэтому нами велось динамическое наблюдение за детьми в период школьного обучения, проживающих в различных типах семей. Оказалось, что к выпуску из начальной школы I группу здоровья имели 10,0% школьников, за последний год она пополнилась двумя девочками из неполных семей и тремя мальчиками и двумя девочками из полных семей. Учащиеся из основной группы (неполные семьи) по-прежнему реже были здоровы (6,9%), чем их сверстники из группы сравнения (12,9% — полные семьи). Здоровых девочек было больше (12,1%), чем мальчиков (7,9%). Доля школьников со II группой здоровья уменьшилась с 60,6 до 57,2% за счет детей из основной группы (с 54,6 до 51,2%) и из группы сравнения (с 66,1 до 62,9%). Доля девочек со II группой здоровья была практически одинакова с долей мальчиков (57,1 и 57,3%). Количество детей с III группой здоровья увеличилось с 26,7 до 28,0%. Мальчики чаще имели III группу здоровья, чем девочки (29,2 и 26,7% соответственно). Количество школьников из неполных семей с III группой здоровья больше, чем доля их сверстников из группы сравнения (35,0 против 21,4%). К окончанию начальной школы количество учащихся с IV группой здоровья возросло с 4,1 до 4,8%. Школьники из полных семей ее имели реже (2,9%), чем ученики из основной группы (6,9%). Доля мальчиков с IV группой здоровья (5,6%) была больше, чем девочек (4,0%).

К окончанию четвертого года обучения в начальной школе лидирующими заболеваниями у школьников из неполных семей оставались поражения ЦНС (38,1%), сместив заболевания ССС (32,7%) на 3-е место, 2-е место занимали болезни ЖКТ (33,1%), на 4-м располагалась, как и прежде, патология костно-мышечной системы (28,5%). На 5-м месте находились заболевания органов крови и кроветворения (21,9 %), дыхания (21,2%) и зрения (20,0%). Выросло число заболеваний ЛОР-органов (с 16,9 до 18,5%), эндокринной (с 15,0 до 17,7%) и мочеполовой систем (с 15,4 до 17,3%).

У мальчиков из неполных семей преобладали нарушения ЦНС (39,2%), смещая патологию костно-мышечной системы (35,2%) на 3-е место и деля его с нарушениями ССС (35,2%). Патология ЖКТ по-прежнему занимала 2-е место (36,8%), но частота поражений была выше, чем в 3 классе (32,0%).Болезни крови и кроветворных органов (24,0%), органов дыхания (22,4), ЛОР-заболевания (22,4%) занимали 4-ю позицию. На 5-м месте располагались нарушения органов зрения (20,0%) и мочеполовой системы (20,0%).

У девочек из основной группы на 1-м месте также находились поражения ЦНС (37,0%), смещая заболевания ССС (33,3%) на 2-е место, на 3-м месте располагалась патология ЖКТ (29,6%), на 4-м — заболевания костно-мышечной системы (22,2%), болезни органов зрения (20,0%) и дыхания (20,0%). На 5-м месте размещались поражения эндокринной системы (19,3%), органов крови и кроветворения (18,5%).

В группе сравнения по-прежнему лидировали заболевания ССС (28,6%), ЖКТ (24,6%), ЦНС (22,5%) и костно-мышечной системы (17,9%). На 5-м месте располагалась патология органов дыхания (14,3%), крови и кроветворения (13,9%). Поражения ЛОР-органов (12,5%), мочеполовой (11,8%) и эндокринной систем (11,4%) занимали 6-е место.

Выявлено, что у мальчиков из полных семей ведущими являлись заболевания ЖКТ (29,6%), ЦНС (27,%), ССС (26,8%), костно-мышечной системы (20,4%). Болезни органов дыхания (16,2%), крови и кроветворных органов (16,2%) делили 5-е место.

В группе девочек из полных семей 1-е место занимали нарушения ССС (30,4%), 2-е — патология ЖКТ (19,6%), 3-е — заболевания ЦНС (17,4%), смещая по-

ражения костно-мышечной системы (15,2%) на 5-е место. На 4-м месте располагались болезни органов дыхания (15,9%). Болезни ЛОР-органов (14,0%) занимали 6-ю позицию.

Следует отметить, что рост числа случаев развития заболеваний по всем нозологическим формам у детей из неполных семей и у мальчиков из полных семей сохранялся. У девочек из группы сравнения осталась на прежнем уровне патология костно-мышечной системы и органов зрения.

Таким образом, при выпуске из начальной школы состояние здоровья ухудшается, преимущественно за счет увеличения доли детей, которые формируют хронические заболевания в различной фазе обострения. У мальчиков в 1,2 раза чаще возникают сочетан-ные заболевания, особенно если они воспитываются в неполных семьях. К концу четвертого года обучения все дети из неполных семей реализуют риск формирования патологии, что отражает несвоевременную коррекцию и профилактику групп риска у детей из неполных семей при школьных нагрузках. Структура заболеваний из года в год остается прежней, но частота ведущих заболеваний изменяется.

УДК 613.8-053.5

ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ И ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССОВ

Ж.Г. Чижова, Г.П. Лукина, И.В. Мусорина

Смоленский государственный университет, ГОУ ВПО «Смоленская государственная медицинская академия», РМАПО

На качественном уровне социальные проблемы современных подростков обсуждаются довольно широко. Однако рост девиантных поведенческих реакций не снижается. Пубертатный период с его бурными ней-роэндокринными сдвигами считается критическим. Как известно, в подростковом возрасте происходит окончательное формирование человека, его личностных, физиологических характеристик (Личко А.Е., Битен-ский В.С., 1991). Однако в настоящее время подростки подвергаются мощнейшему воздействию неадаптированных для их восприятия потоков информации, что отрицательно влияет на становление их психики. На практике данная ситуация заявляет о себе ростом антисоциальных проявлений среди подрастающего поколения (Панков Д.Д., Румянцев А.Г., 2002). У части подростков выявляются патологические поведенческие реакции, формирующиеся на основе биологических и социально-психологических предпосылок. Большинству подростков просто нечем себя занять в свободное время. В это время нередко приобретаются (и затем

иногда закрепляются) вредные привычки, неблагоприятно сказывающиеся на соматическом, психическом и репродуктивном здоровье: курение, злоупотребление алкоголем, наркомания, токсикомания.

Эта грозная для будущей нации тенденция, безусловно, должна быть остановлена. Нами велось динамическое наблюдение за 379 учащимися профильных классов (основная группа наблюдения). Группу сравнения составили 247 детей, которые не обучались в профильных классах.

При опросе установлено, что более 95,0% детей (вне зависимости от территории проживания) имели те или иные отклонения в состоянии здоровья. Только треть родителей оценивали здоровье свих детей как хорошее, больше половины — как среднее и около 6,0% — как слабое, что совпадает и с литературными данными (Полякова А.Я., Петруничева К.П., Исайченко Л.Н., 2007).

Анализ данных анкетирования показал, что характер жалоб у 87,3% детей свидетельствует об отклонении в психоэмоциональной сфере. Больше полови-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.