ков происходит преимущественно в ней. Традиции и микросоциально-педагогическая запущенность, наслаивающиеся на морфофункциональные особенности подросткового периода, способствуют формированию патохарактерологических особенностей личности, быстрому прогрессированию отклоняющихся форм поведения, несвоевременная коррекция которых приводит на эшафот алкоголизации.
Анализ анкетного опроса показал, что у 100% учащихся отношение к наркомании и токсикомании резко отрицательное, но 7,3% учащихся (7,6 и 6,9% соответственно) пробовали наркотические вещества, многие имеют знакомых, которые однократно или систематически принимают психоактивные средства. Установлено, что при выпуске из школы 18,9% школь-
ников имеют воздействие двух вредных факторов (19,4 и 18,2% соответственно), а 7,3% учащихся — трех (8,1 и 6,1% соответственно).
Как оказалось, среди причин, побуждающих впервые попробовать психоактивные вещества, были названы желание испытать новые ощущения, любопытство, интерес, стремление быть «не хуже других», экономические и личные проблемы. Побудители к употреблению подростками различных психоактивных веществ непосредственно связаны с психологической обстановкой в семье, отношением родителей к спиртным напиткам, другая причина — стремление к подражанию.
Поэтому вся работа должна быть направлена на работу с семьей, коллективом, окружающей средой.
УДК 616-055.23
динамика здоровья девочек подросткового возраста, имевших в анамнезе отклонения репродуктивного компонента здоровья
О.В. Козицкая, Е.И. Зорина, Е.В. Немвержицкая, В.Н. Шестакова
ГОУ ВПО «Смоленская медицинская академия», РМАПО
Здоровье детей и подростков жизненно важно для будущего любой нации. В течение последних лет в России сложилась крайне неблагоприятная ситуация в отношении состояния здоровья населения, и особенно подрастающего поколения. Неблагоприятные тенденции в демографической ситуации в стране и состоянии здоровья детей и подростков подтверждаются многочисленными исследованиями (Баранов А.А., 2000; Кучма В.Р., 2001; Онищенко Г.Г., 2002; Доскин В.А., 2003; Баранов А.А., Щеплягина Л.А., Ильин А.Г., Кучма В.Р., 2005). Подростковый возраст представляет собой особый критический период развития организма, переход от детства к зрелости. В этот период жизни ребенка происходят изменения в физиологических функциях и системах органов, быстрый рост, завершение умственного, психоэмоционального и полового развития. Именно на этом этапе формируются навыки поведения, привычки, связанные со здоровьем. При патологическом пубертате выявляются выраженные вегетативные и гормональные дисфункции, которые и определяют ведущие хронические проявления соматических и репродуктивных нарушений. Состояние здоровья детей подросткового возраста в значительной степени определяет заболеваемость, инвалидизацию, продолжительность жизни и последующие возрастные периоды. Начиная с 70-х годов в РФ отмечается неуклонный рост патологии среди детей подросткового возраста. Отмечается рост анемий в 1,8 раза, болезней эндокринной
системы — в 1,9, аллергических заболеваний — в 1,6, болезней системы кровообращения — в 1,5, новообразований — в 1,8, болезней мочеполовой системы — в 1,5, костно-мышечной системы — в 1,8 раза. Среди заболеваний в этом возрасте преобладают болезни центральной и вегетативной нервной системы, органов чувств и дыхания. За последнее десятилетие вследствие увеличения длительно текущих, хронических соматических болезней вдвое возросла психосоматическая патология, которая достигает в настоящее время 79,0%. У несовершеннолетних детей в возрасте 15—17 лет психические расстройства регистрируются в 1,5 раза чаще, чем у детей до 14 лет. При половом созревании наблюдается рост хронической патологии органов пищеварения до 20%, нервной системы — до 14,5%, обмена веществ и органов зрения — до 30%. В 15—17-летнем возрасте хронические заболевания выявляются у 35,3% мальчиков и у 75% девочек. В этом периоде у 81,7% детей подросткового возраста диагностируются функциональные нарушения в виде поражений опорно-двигательного аппарата у 16,7%, органов зрения — у 12,7%, а также проявляются многие заболевания, такие как артериальная гипертензия, вегето-сосудистая дистония, неврозы, сахарный диабет, нарушения функций щитовидной железы. При этом хроническая патология диагностируется у девушек до 18 лет чаще, чем среди сверстников мужского пола и девушек старшей возрастной группы. У девочек до 14-летнего возраста в 1,2 раза возросли
заболевания женской половой сферы. Увеличилось число детей подросткового возраста со сколиозом в 3,5 раза, нарушением слуха — в 1,3 раза и зрения — в 3 раза, с онкологическими поражениями половой сферы — в 1,1 раза. Среди выпускников инновационных школ только 3,4% являются здоровыми.
По данным С.А. Молодцова (1997), девочки на этом этапе чаще страдают болезнями органов дыхания и эндокринной системы (15,7 и 7,8%) по сравнению с мальчиками (6,7 и 2,7%). Уровень заболеваемости у девочек относительно стабилен во всех возрастных группах. Обращает на себя внимание бурный рост в подростковом периоде социальных недугов — туберкулеза и болезней, передаваемых преимущественно половым путем. Также быстро растет инвалидизация среди подростковых популяций, обусловленная этими заболеваниями, особенно у девочек 10—14 лет, в период бурного роста и полового созревания. Установлено, что организм девочки подросткового возраста даже при физиологическом течении полового созревания находится в состоянии определенной функциональной напряженности, поэтому часто возникают не только функциональные, но и хронические заболевания многих органов и систем. С возрастом наблюдается накопление хронической патологии, и к периоду половой зрелости каждая девушка в среднем имеет около трех заболеваний. Соматические заболевания выявляются у 65—72% девушек. Среди этих патологий преобладают болезни центральной и вегетативной нервной системы, органов чувств, органов дыхания, психические расстройства, нарушения костно-мышечной системы и соединительной ткани. В подростковом периоде девочки, имеющие соматические заболевания, чаще страдают гинекологическими болезнями и нарушениями половой сферы. В структуре гинекологических заболеваний на этом этапе первое место отводится воспалительным заболеваниям гениталий (40—70%), затем идут нарушения менструальной функции (13—28%), травмы гениталий и нарушения полового развития (1,2—7,0%), пороки развития гениталий (0,5%). Наиболее значимыми в структуре гинекологических заболеваний являются нарушения менструального цикла (34—80%). Наибольший удельный вес нарушений менструального цикла (90,4%) приходится на 16-летний возраст, воспалительных заболеваний гениталий и патологий матки — на 17 лет, нарушений полового развития — на 15 лет. У девочек в возрасте 15 лет гинекологические заболевания составляют 77,6%. Воспалительные заболевания наружных половых органов наиболее широко распространены у девочек младшего возраста (41%). У девушек 15—17 лет в 30—56% случаев выявляются инфекции, передающиеся половым путем. Особенно быстрыми темпами растет заболеваемость трихомониазом (в 25,1 раза), хламидиозом (в 15 раз), герпетической инфекцией (в 2,2 раза), уроплазмой (в 2,1 раза), гардне-реллезом (в 1,9 раза), урогенитальным кандидозом (в
3,8 раза), острыми кондиломами (в 2 раза). Учащаются поражения невоспалительного характера. Выявленные изменения у девушек, имеющих отклонения в половом развитии, функциональные и хронические заболевания половой сферы свидетельствуют о низком уровне репродуктивного здоровья.
С этой целью нами проводилось динамическое наблюдение за 520 девочками подросткового возраста, из них 220 имели нарушения репродуктивного здоровья (основная группа наблюдения) и 300 не имели нарушений репродуктивного здоровья (группа сравнения). Программа исследования включала анкетирование, интервьюирование, опрос девочек, родителей, учителей, медицинских работников, психологов, социальных педагогов, проведение углубленного медицинского осмотра девочек подросткового возраста с участием узких специалистов. Параллельно проводились социологические исследования по изучению условий и образа жизни девочек. Установлено, что у школьниц основной группы наблюдения нарушения психологического компонента здоровья (96,4%) выявлялись чаще, чем соматического (94,1%) и физического (68,2%), психического (39,5%) и социального (35,0%). В группе сравнения нарушения психологического и соматического здоровья встречались практически с одинаковой частотой (89,0 и 86,7%), в то время как отклонения физического (56,7%), психического (28,7%) и социального здоровья (25,7%) наблюдались реже.
Обращало на себя внимание, что большинство учениц, как основной группы наблюдения (56,8%), так и группы сравнения (59,3%), имели II группу здоровья, которая характеризовалась функциональными нарушениями основных лидирующих систем. Среди ведущих нарушений выступали поражения сердечнососудистой (44,5%), центральной нервной (37,3%) и костно-мышечной (36,4%) систем, органов пищеварения (35,5%) и зрения (32,7%) и опорно-двигательного аппарата (31,8%), в то время как в группе сравнения лидировали поражения опорно-двигательного аппарата (44,3%), сердечно-сосудистой (39,3%) и центральной нервной (29,3%) систем, органов зрения (26,3%) и пищеварения (25,7%). Следует подчеркнуть, что девочки группы сравнения чаще имели I группу здоровья (10,7%), чем школьницы основной группы наблюдения (5,9%). Следовательно, у девушек при отклонении репродуктивного здоровья чаще формируются нарушения трех и более систем (40,9 и 33,0%) и реже — поражения одной или двух систем. Это, вероятно, обусловлено особенностями комплекса факторов, где немаловажную роль имеют и отклонения репродуктивного здоровья. Необходимо отметить, что девочки из группы сравнения реже болели острыми респираторно-вирусными заболеваниями, а если и болели, то не чаще 3 раз в год, в то время как 24,5% девочек основной группы наблюдения болели более трех раз в год и 14,0% более 6 раз в год, что свидетельствует о сниженной резистентности
у данного контингента школьниц. Анализ генитальной патологии показал, что гинекологические заболевания у девушек первоначально характеризовались нарушениями менструального цикла (39,4%), что свидетельствовало о снижении репродуктивной функции на данном этапе развития. В последующем гинекологические нарушения проявлялись специфическими и неспецифическими вульвовагинитами (54,3 и 32,1%, р<0,05). Среди генитальной патологии ведущими являлись воспалительные заболевания половых органов, доля которых возрастала из года в год. Сочетанные поражения вульвы и влагалища диагностировались в 73,1% случаев, с большей достоверностью у девочек 15—16-летнего возраста (85,4%), в то время как поражения шейки матки чаще регистрировались у респонденток 17-летнего возраста (33,7 против 19,2%). Следует отметить, что сочетанная генитальная патология (нарушения менструальной функции, отклонения в половом развитии) диагностировалась у 32,7% больных вульвовагинитом. Поэтому девочки являются группой риска по формированию сочетанной патологии вульвы, влагалища и шейки матки и должны браться на диспансерное наблюдение в более ранние сроки. Установлено, что изолированный вульвовагинит был диагностирован у 46,2% девочек во время профилактического осмотра (63,6%), что свидетельствовало о плохой медицинской активности и поздней диагностике. При этом 57,7% школьниц жалоб не предъявляли. У всех обследованных в этой возрастной категории при осмотре выделения из влагалища носили умеренный характер, у 40,4% пациенток воспалительный процесс носил острый характер, у 22,1% — хронический, что свидетельствует о несвоевременной диагностике и недостаточной настороженности по формированию данной патологии у девочек.
Среди факторов, оказывающих негативное влияние на репродуктивное здоровье девочек и способ-
ствующих формированию сочетанных поражений, являлись: перенесенные гинекологические заболевания в раннем возрасте 0=9,3) частые ОРВИ 0=7,6); наличие патологии мочевыделительной системы в дошкольном возрасте 0=6,5); наличие патологии желудочно-кишечного тракта и ЛОР-заболеваний с раннего возраста 0=5,9); низкая медицинская активность 0=5,8); неправильные гигиенические установки в семье 0=5,5); низкий культурный уровень семьи 0=5,3); плохие условия проживания 0=4,6); нарушения режимных моментов 0=3,9); раннее начало половой жизни 0=3,6); наличие вредных привычек у ребенка 0=3,0), повышенные психологические и физические нагрузки 0=2,9) и сочетанная патология 0=2,1).
Следовательно, при нарушенном репродуктивном здоровье возникают отклонения не только соматической, физической, но и социальной и психологической направленности, что необходимо учитывать при разработке программ по сохранению и укреплению репродуктивного здоровья девочек подросткового возраста. Своевременная коррекция нарушений, профилактические мероприятия, проводимые совместно педиатром и гинекологом, будут способствовать укреплению репродуктивного здоровья и профилактике осложненных и сочетанных форм заболеваний половой сферы. Особое внимание должно быть уделено девочкам с сочетанной патологией, у которых воспалительный процесс вульвовагинальной сферы приобретает длительный, рецидивирующий характер и плохо поддается лечению. Девочек с нарушениями репродуктивного возраста необходимо считать группой высокого риска по нарушению здоровья. В период полового созревания происходит бурный рост девочек, начинающийся значительно раньше, чем у мальчиков, и занимающий продолжительный период.
УДК 616.346.2-089.87-053.5
ретроспективная оценка состояния здоровья детей,
имевших оперативное вмешательство по поводу острого аппендицита в школьном возрасте
Д.С. Лабузов, А.А. Тарасов, В.Н. Шестакова
ГОУ ВПО «Смоленская государственная медицинская академия»
Во многих работах раскрываются проблемы нарушения состояния здоровья детей в процессе школьного обучения. Имеются убедительные данные о значительном влиянии образования, социально-экономического статуса родителей, их образа жизни на здоровье детей в процессе их роста и развития (Максимова Т.М., Гашко О.Н., 2003; Шестако-
ва В.Н., 2005; Лукина Г.П., 2006; Пунина М.А., 2008). Но до сих пор в доступной литературе отсутствуют убедительные данные о влиянии факторов риска на состояние здоровья ребенка, имевшего оперативное вмешательство по поводу острого аппендицита в период школьного обучения, с учетом первоначального состояния здоровья. Не освещены вопро-