ПЕДИАТРИЯ
УДК 616-053.5
соматическое и репродуктивное здоровье девочек из семей различного уровня благосостояния
О.В. Козицкая, И.В. Мусорина, В.Н. Шестакова, А.Н. Иванян
ГОУ ВПО «Смоленская государственная медицинская академия»;
Физкультурный диспансер, РМАПО, Россия
Доказано, что женщина аккумулирует в своих генах самое лучшее, что накопила природа к данному моменту, определяет уровень здоровья потомства на всех этапах онтогенеза. Образ жизни женщины является путевкой для здоровья ее детей, так как накопление и длительное существование дестабилизирующих факторов не только изменяет функцию отдельных систем, но и поддерживает эту измененную функцию. При наличии мощного воздействия на организм проявляются различные нарушения, переходящие в хронический процесс. Как известно, в России в настоящее время около 10 млн. девочек-подростков. Через несколько лет, вступив в репродуктивный возраст, они будут нести основную нагрузку в воспроизводстве населения. Не секрет, что от соматического и репродуктивного здоровья девочек-подростков, от своевременной коррекции патологии в детском и подростковом возрасте зависит здоровье их будущих детей, а значит, и здоровье нашего будущего населения. В то же время состояние здоровья девочек и девушек в современных условиях характеризуется нарастанием уровня инвалидности, в первую очередь инвалидности с детства, замедлением темпов физического развития, нарушением становления репродуктивной системы, значительным увеличением доли заболеваний с хроническим рецидивирующим течением. Доля абсолютно здоровых девочек снизилась с 28,6 до 6,3%. У 75,0% старшеклассниц обнаруживаются различные хронические соматические заболевания, и 30,0% девочек попадают в III группу здоровья. Согласно данным статистических отчетов детских гинекологов, хронические заболевания органов репродуктивной системы выявляются у каждой десятой девочки, начинающей обучение в школе. У школьниц начальных классов гинекологические заболевания обнаруживаются в 6,0% случаев, однако к 17 годам гинекологические заболевания возрастают до 35,0%. Соматическая патология нередко является пусковым моментом в развитии нарушений репродуктивной системы и наоборот. Поэтому целью исследования стало изучение соматического и репродуктивного здоровья у девочек, проживаю-
щих в семьях с различным уровнем благосостояния (п=540). Из них 240 подростков проживали в семьях с достаточно высоким уровнем благосостояния (основная группа наблюдения), 200 девочек — со средним уровнем благосостояния (группа сравнения) и 100 респондентов — с низким уровнем благосостояния (группа контроля).
Одним из многочисленных показателей репродуктивного здоровья являются гинекологическая и соматическая заболеваемость, которые можно изучать как по обращаемости, так и по результатам профилактических осмотров. Установлено, что при поступлении в школу у девочек из семей с низким уровнем благосостояния ведущей соматической патологией являлись болезни крови и кроветворных органов (44,0%), заболевания центральной нервной системы (25,0%), болезни органов пищеварения (23,0%) и сердечно-сосудистой системы (22,0%). В последующем выявлено, что количество девочек с нарушениями центральной нервной системы снижалось в 1,5 раза. Возрастала доля респондентов с поражениями желудочно-кишечного тракта (в 2 раза), крови (в 1,3 раза), органов дыхания (в 4,5 раза) и ЛОР (в 2,4 раза), мочеполовой (в 5 раз), сердечно-сосудистой (в 1,5 раза) и эндокринной (в 2 раза) систем.
У девочек из семей с высоким уровнем благосостояния при поступлении в школу на 1-м месте находились заболевания сердечно-сосудистой системы (32,1%), на 2-м — поражения вегетативной нервной системы (18,8%), на 3-м — патология органов пищеварения (14,6%), на 4-м — нарушения костно-мышечной системы (13,8%). За период школьного обучения у них отмечалось увеличение патологии костно-мышечной системы в 2,6 раза, органов зрения — в 2,5, ЛОР — в 2,4, эндокринной системы — в 1,7 раза.
У девочек из семей со средним уровнем благосостояния при поступлении в школу первые три места занимали патологии сердечно-сосудистой (27,5%), костно-мышечной (25,0%) и центральной нервной (22,5%) систем. На 4-м месте размещались заболевания органов пищеварения (20,0%), на 5-м — нарушения органов зрения (16,5%) и ЛОР (15,0%), на 6, 7
и 8-м местах располагались поражения органов дыхания (12,5%), крови (10,0%) и мочеполовой системы (7,5%). У них за период школьного обучения отмечалось увеличение патологии сердечно-сосудистой системы в 5,2 раза, костно-мышечной — в 2,5, органов зрения — в 2, ЛОР — в 2,6 раза.
Следует отметить, что частота встречаемости хронической патологии у девочек из группы сравнения выше, чем у воспитанниц из семей с высоким уровнем благосостояния, но ниже, чем в группе контроля. Обращало на себя внимание, что в семьях низким уровнем благосостояния больных девочек достоверно больше, чем в семьях со средним и высоким уровнем благосостояния (45,0 против 30,0 и 41,7%). У них чаще формировались нарушения трех и более систем (23,0 против 20,0 и 16,7%) и достоверно реже — поражения одной или двух систем.
Нарушения репродуктивного здоровья у девочек основной группы наблюдения выявлялось в 75,9% случаев. Оказалось, что гинекологические заболевания регистрировались у 71,0% (у 70,8% девочек основной группы наблюдения, 66,5% группы сравнения и у 75,0%) девочек. Структура гинекологических заболеваний представлена следующим образом: нарушения менструального цикла выявлялись у 24,4% (22,9 и 25,0, 27,0%), задержка полового развития — у 12,4% (9 и 12,5, 15,0%), мастопатия - у 15,9% (16,7 и 15,0, 13,0%), воспалительные заболевания половых органов - у 73,1% (75,0 и 70,0, 77,0%). Необходимо
отметить, что наибольшее число заболеваний гени-тальной сферы встречалось у девочек в 16-17 лет. У них чаще формировались сочетанные поражения двух и более систем. Установлено, что 18,9% девочек имели сочетанную экстрагенитальную патологию (20,8 и 15,0, 22,0%).
Следует отметить, что у 49,3% девушек отмечались генитальные поражения на фоне соматической патологии (54,2 и 40,0, 56,0%), среди них в 1,7 раза выявлялись сочетанные поражения вульвы, влагалища и шейки матки и в 1,3 раза реже встречались изолированные поражения вульвы, влагалища, шейки матки и нарушения менструального цикла.
Установлено, что длительность воспалительного процесса у девушек, имевших соматическую и ге-нитальную патологию, в большинстве случаев превышала месяц (34,3%), чаще заболевание носило острый характер (49,1%), у 12,4% наблюдалось подо-строе течение (15,4%), у 38,1% — хроническое, чаще в контрольной (43,0%) и основной группах наблюдения (40,4%) и реже — в группе сравнения (33,0%).
Следовательно, репродуктивное здоровье у девочек с достаточно высоким и низким уровнем благосостояния хуже, чем у девочек, воспитывающихся в семьях со средним уровнем благосостояния, что важно учитывать при планировании профилактических мероприятий, и эту категорию необходимо относить в группу риска как по нарушению репродуктивного, так и соматического здоровья.
УДК 616-053.5
динамика состояния здоровья детей, имевших дополнительное обучение с раннего возраста, и их морфофункциональные особенности при выпуске из начальной школы
Г.П. Лукина, Ж.Г. Чижова, О.В. Молотков
ГОУ ВПО «Смоленская государственная медицинская академия»; Смоленский государственный университет, Смоленск, Россия
В условиях постоянных изменений, вызвавших ухудшение качества жизни, социальную напряженность, снижение жизненного уровня населения и другие последствия кризисного развития общества, детская популяция становится одной из наиболее социально уязвимых групп (Баранов А.А., 1997—2005; Стародубов В.И., 2001; Чичерин Л.П. и соавт., 2003; Ваганов Н.Н., 2004; Максимова Т.М. и соавт, 2004; Юрьев В.К., 2005; Лукевич В.С., 2005; Середа В.М., 2005). Особенно остро эти проблемы отражаются на состоянии здоровья и морфофункциональных особенностях детей в процессе обучения, так как посту-
пление ребенка в школу вызывает необходимость приспособления его организма к новым условиям жизни. Даже здоровые дети под влиянием высокой умственной нагрузки и новой обстановки испытывают нервное и психическое напряжение. У них нередко меняется характер поведенческих реакций, ухудшается аппетит, сон, снижается сопротивляемость к простудным заболеваниям. Многие первоклассники не адаптируются к школе на протяжении всего учебного года, особенно если они уже изначально имеют нарушения в состоянии здоровья. А постоянное негативное воздействие внутри- и внешкольных факто-