Научная статья на тему 'Врачевание алкогольной зависимости методом Г. А. Шичко (на примере Республики Марий Эл)'

Врачевание алкогольной зависимости методом Г. А. Шичко (на примере Республики Марий Эл) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
575
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛКОГОЛЬНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ / МЕТОД ШИЧКО / ИЗБАВЛЕНИЕ ОТ АЛКОГОЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТИ / ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / ALCOHOLIC DEPENDENCE / METHOD BY SHICHKO / DELIVERANCE FROM ALCOHOLISM / PSYCHODIAGNOSTIC EXPERIMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Белова Юлия Юрьевна

В статье рассматриваются некоторые возможности применения метода Г.А. Шичко для избавления людей от алкогольной зависимости на примере Республики Марий Эл. Представлены результаты психодиагностического эксперимента. Разработаны специальные рекомендации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Белова Юлия Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TREATMENT OF ALCOHOLIC DEPENDENCE BY G.A. SHICHKO'S METHOD (ON THE BASIS OF THE REPUBLIC OF MARI EL)

Some potentialities of the application of the method by G. A. Shichko for deliverance from alcoholic dependence on the basis of the Republic of Mari El are considered in the article. The results of psychodiagnostic experiment are presented. Some special recommendations are proposed.

Текст научной работы на тему «Врачевание алкогольной зависимости методом Г. А. Шичко (на примере Республики Марий Эл)»

ВРАЧЕВАНИЕ АЛКОГОЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТИ МЕТОДОМ Г.А. ШИЧКО

(НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ)

Алкогольная зависимость, метод Шичко, избавление от алкогольной зависимости,

психодиагностический эксперимент.

Алкогольная зависимость является одной из самых крупнейших социальных проблем и обусловлена непрерывно растущим уровнем потребления алкоголя на душу населения, в результате чего общество сталкивается с такими сложными социальными процессами, как первичная (в семье), вторичная (в молодежной среде) и третичная (среди взрослых, на работе, службе) алкоголизация [Бестужев-Лада, 2007, с. 33]. Кроме того, учеными признается высокая степень ее влияния на такие масштабные показатели социально негативных процессов, как повышение уровня смертности, снижение рождаемости, сокращение продолжительности жизни, увеличение заболеваемости населения и другие [Немцов, 2003; Халтурина, 2006], которые, в свою очередь, затрагивают вопросы функционирования всех компонентов социума как системы, дезинтегрируя и нарушая ее стабильность. На уровне отдельного человека алкоголизация наносит колоссальный ущерб не только физическому и психическому здоровью, но и создает угрожающие условия для его полноценной жизни. В связи с этим важно учесть, что феномен алкоголизации очень многогранен и поэтому порождает различные направления ее исследования: от выявления физико-химических свойств потребляемых алкогольных изделий до выяснения его влияния на живой организм, эмоционально-волевую сферу личности и функционирование социума. Однако важно отметить, что наиболее глубокие разработки имеются в медицине, психиатрии, психологии и их отраслях. Во многом это связано и со стремлением исследователей проблем здоровья человека найти наиболее эффективные способы решения вопроса алкогольной зависимости. Наряду с этим среди многообразия методов избавления от алкогольной зависимости сегодня все большую популярность в России получают немедицинские методы. Кроме того, отмечаются тенденции в смещении понимания алкогольной зависимости как чисто медицинской (биологической) проблемы в сторону ее понимания как социально-психоло-гической в том числе [Новиков, Шакирзянова, 1995, с. 27].

В рамках нашего исследования нам бы хотелось сосредоточиться на опыте применения психолого-педагогического метода Г.А. Шичко, поскольку в Республике Марий Эл этот метод практикуется уже более 20 лет и является одним из основных, посредством которого оказывается помощь алкоголезависимым гражданам региона. Кроме того, сегодня все больший интерес у научного сообщества вызывает вопрос возможности его применения в работе с алкоголезависимыми людьми.

Целью нашего исследования в соответствии с поставленной проблемой является оценка возможности применения метода Г.А. Шичко в избавлении людей от алкогольной зависимости на основе психодиагностического эксперимента, факторного анализа и эксперного опроса.

Для начала вкратце обозначим ключевые моменты теории Г.А. Шичко, которые характеризуют задачи метода. Итак, согласно Г.А. Шичко, человек может иметь социально-психологическую запрограммированность — «такое нарушение сознания, которое заставляет человека употреблять спиртные напитки, даже если они вызывают отвращение и тяжелые реакции» [Шичко, 1991, с. 114]. При этом один из компонентов запрограммированности — «питейное убеждение», по Г.А. Шичко, является ведущим признаком алкогольной зависимости. Этот компонент, согласно автору метода, выражает уверенность человека в том, что потребление алкоголя представляет собой естественное, оправданное и неизбежное в жизни занятие [Шичко, 1991, с. 115]. Поэтому, он считал, что важнейшими задачами освобождения от алкогольной зависимости являются «уничтожение питейного убеждения и выработка трезвенного» [Шичко, 1991, с. 116]. Таким образом, метод Г.А. Шичко направлен прежде всего на формирование трезвенных убеждений.

В целях создания общего представления о методе Г.А. Шичко кратко опишем, как проходит курс таких занятий в Марийской республиканской общественной организации трезвости и здоровья. Отметим, что занятия длятся 7 двухчасовых встреч, которые проходят ежедневно, при этом в группы набирается от 3 до 10 слушателей. Первым условием при наборе группы является личное желание человека. В процессе прохождения занятий слушатели выполняют рекомендации автора метода, которые заключаются в написании автобиографии-анкеты (аутоанамнеза), посещении лекций и бесед, а также ведении дневников перед сном.

Поскольку самую большую роль Г.А. Шичко отдавал словесному убеждению [Маюров и др., 2009, с. 301], в процессе занятий используются все виды словесных сигналов (слова произносимые, слова слышимые, слова видимые и слова изображаемые). Кроме того, каждое занятие предусматривает проведение релаксации, написание формул аутофиксации и настроенностей. Слушатели, выполнившие все условия, после окончания курса посещают ежемесячные встречи в клубе «Оптималист», которые обеспечивают взаимную поддержку.

Для того чтобы оценить возможность применения метода Г.А. Шичко в избавлении людей от алкогольной зависимости, в рамках исследования нами были проведены экспериментальные занятия, в которых приняли участие 10 человек, были проведены факторный анализ 51 случая и экспертный опрос 6 специалистов, применяющих метод Г.А. Шичко на практике.

В процессе проведения экспериментальных занятий исследование предполагало использование психодиагностических методик. Поскольку целью психодиагностического исследования является выявление отклонений и изменений личности, ее психических состояний и психических процессов, нами были проанализированы параметры психического состояния алкоголезависимых людей. Для этого при выборе методик учитывалась возможность оценивать показатели до и после проведения занятий со слушателями. Важным условием также выступала простота формулировок и однозначность текстовых заданий с тем, чтобы они были понятными и доступными для особой категории испытуемых с учетом их наличного состояния. Особое значение имели надежность и минимальность затрачиваемого времени на ответы. В результате для исследования нами были выбраны следующие психодиагностические методики: психологический тест на исследование уровня личностной и ситуативной тревожности Спилбергера [Исследование тревожности, 2002, с. 124—126], методика «Самочувствие — активность — настроение»

[Немов, 1999, с. 454], тест на силу воли [Немов, 1999, с. 473], тест на исследование уровня концентрации внимания по Пьерону — Рузеру [Пашукова и др., 1996].

При применении методики Спилбергера на определение уровня тревожности было выявлено, что у всех испытуемых до занятий был высокий уровень ситуативной и личностной тревожности, который находился в диапазоне от 45 до 70 баллов. После проведенной работы со слушателями уровень тревожности снизился по обоим показателям до умеренной и низкой отметки и не превышал 41 балла (рис. 1, 2).

До занятий

После

занятий

234567 89 10 Номер испытуемого

Рис. 1. Уровень ситуативной тревожности (СТ) по результат ам теста Спилберга

До занятий

После занятий

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Номер испытуемого

Рис. 2. Уровень личностной тревожности (ЛТ) по результатам теста Спилберга

Полученные результаты применения методики «Самочувствие — активность — настроение» свидетельствуют о том, что до прохождения курса у всех испытуемых преобладало отрицательное эмоциональное состояние: грустное настроение, состояние напряжения, агрессии, депрессии. После занятий у всех испытуемых наблюдалась высокая отметка в диапазоне от 5,4 до 6,9 баллов (до занятий не превышала 2,9 баллов), что указывает на доминирование хорошего настроения, улучшение самочувствия и повышение активности (рис. 3).

* , : і і і » і в » : і 5 . і ь і і і—і

8

10

До занятий

После

занятий

Номер испытуемого

Рис. 3. Уровень эмоционального состояния по методике «Самочувствие - активность - настроение»

Проведенный тест на силу воли показал, что после эксперимента отметилась тенденция к укреплению силы воли у всей группы испытуемых, так как сумма баллов колебалась от 24 до 33. До занятий результаты были от 11 до 14 баллов

До занятий

После занятий

123456789 10

Рис. 4. Показатели изменения силы воли до занятий и после

Тест на исследование уровня концентрации внимания определил, что до прохождения курса занятий у слушателей наблюдался низкий и очень низкий уровни концентрации внимания, за исключением одного испытуемого, у которого был средний уровень (табл. 1). После проведенных занятий уровень концентрации внимания значительно повысился до высокой и очень высокой отметки (табл. 2).

Т а б ли ц а 1

Результаты теста на исследование уровня концентрации внимания (до занятий)

№ дспыт. Число обработанных фигур Ранг Уровень концентрации внимания до занятий

1 63 ш Очень низкий

2 58 § Очень низкий

3 66 4 Низкий

4 80 3 Средний

5 64 5 Очень низкий

6 67 4 Низкий

7 60 5 Очень низкий

8 78 4 Низкий

9 62 5 Очень низкий

10 63 5 Очень низкий

Таблица 2

Результаты теста на исследование уровня концентрации внимания (после занятий)

№ испыт. Число обработанных фигур Ранг Уровень концентрации внимания после занятий

1 91 2 Высокий

2 86 3 Средний

3 98 2 Высокий

4 94 2 Высокий

5 100 1 Очень высокий

Окончание табл. 2

№ испыт. Число обработанных фигур Ранг Уровень концентрации внимания после занятий

6 92 2 Высокий

7 100 1 Очень высокий

8 96 2 Высокий

9 90 3 Средний

10 98 2 Высокий

Таким образом, нами были выделены некоторые диагностируемые параметры, которые изменяются в результате употребления алкогольных изделий: эмоциональный фон, волевые процессы и внимание.

В соответствии с этим научная новизна данного исследования состоит в изучении динамики личностных характеристик людей, прошедших занятия по методу Г.А. Шичко посредством проведения психодиагностического эксперимента.

По результатам состоявшегося психодиагностического исследования нами были сделаны некоторые общие выводы.

Мы выяснили, что алкоголезависимые люди чаще всего жалуются на эмоциональные нарушения, повышенный уровень тревожности и отсутствие силы воли. Им свойственна высокая эксплозивность (взрывчатость, гневливость), гепо-темия (пониженное настроение), дисфория (пониженное настроение с оттенком злобности).

Удалось установить, что в процессе занятий произошли следующие изменения:

— значительно понизился уровень ситуативной и личностной тревожности;

— в 2—3 раза улучшилось эмоциональное состояние слушателей;

— наметилась тенденция к укреплению силы воли;

— повысился уровень концентрации внимания.

Таким образом, в процессе эксперимента было обнаружено, что у слушателей курсов улучшается деятельность психических процессов (повышается уровень концентрации внимания, улучшается память, улучшается эмоционально-мотивационная сфера личности и т. д.), наблюдается положительная динамика изменений по всем позициям. Если на первое занятие люди приходят в состоянии напряжения, тревоги, агрессии, страха, депрессии, то после занятий эмоциональный фон значительно улучшается. У слушателей появляется интерес к жизни, они восстановлива-ют свои забытые увлечения и способность к творчеству.

Как мы уже отмечали, в рамках исследования был проведен факторный анализ, в котором приняли участие люди, прошедшие курс избавления от алкогольной зависимости по этому методу (51 человек) в течение одного года. В процессе занятий все слушатели достигали поставленной цели. Через некоторое время из 51 человека срыв произошел у 10 человек. При проведении факторного анализа вычисленный хи-квадрат критерий (18,8) оказался больше порогового его значения (3,84). Это говорит о том, что эффективность применения метода значительна. Важно отметить, что срывы происходили у слушателей, которые прекращали ведение дневников раньше положенного срока.

Экспертный опрос специалистов, практикующих метод Г.А. Шичко, также подтвердил высокую эффективность применения метода, которая, согласно опросу, колеблется от 65 до 95 %. В опросе приняли участие: председатель городской

общественной организации — «Клуб утверждения и сохранения трезвости "Трезвый Ставрополь"» Е.В. Адмакина (г. Ставрополь), кандидат педагогических наук, доцент С.С. Аникин (г. Красноярск), президент общественной организации трезвого и здорового образа жизни «Нижнекамский оптималист» (г. Нижнекамск), директор Ижевской школы здоровья, профессор Н.В. Январский (г. Ижевск), профессор Международной славянской академии наук, образования, культуры и искусств В.И. Гринченко (г. Елец, Липецкая область), руководитель Кировского городского отделения Союза борьбы за народную трезвость М.А. Метелев (г. Киров, Кировская область).

Таким образом, психодиагностический эксперимент в совокупности с факторным анализом и экспертным опросом позволил оценить возможность применения метода Г.А. Шичко в избавлении людей от алкогольной зависимости. На наш взгляд, результаты исследования подтвердили достаточную эффективность метода. Кроме того, при изучении специфики проведения занятий нами были сформулированы специальные рекомендации для повышения эффективности применения метода Г.А. Шичко в работе по избавлению людей от алкогольной зависимости.

Рекомендации для преподавателей курса по методу Шичко

1. Преподаватель должен иметь богатый материал по проблеме алкогольной зависимости, адаптированный к проведению занятий. Необходимо иметь различные наглядные и раздаточные материалы, брошюры, книги, фотографии.

2. Материал должен подаваться в доступной форме, чтобы был понятен любой категории слушателей.

3. Внешний облик преподавателя должен повышать его авторитетность.

4. Занятия по методу Г.А. Шичко рекомендуется проводить с членами семьи алкоголезависимого, так как семья определяет условия жизни, в которых дальше будет находиться избавившийся от алкогольной зависимости.

5. Для наиболее эффективной работы с алкоголезависимыми людьми необходимо, чтобы пришедшие за помощью чувствовали себя наиболее комфортно, так как чаще всего такие люди очень не уверены в себе и достаточно трудно принимают решение начать новую жизнь без алкоголя. При общении с клиентом рекомендуется находиться в персональной зоне от 46 см до 1,5 м.

6. Экстралингвистические (невербальные) средства, которыми пользуется преподаватель, должны быть правильно применены для наиболее эффективного удержания внимания слушателей. Интонация должна быть убедительной. Темп речи рекомендуется применять средний, скорость речи — чуть ниже среднего. В процессе объяснения материала необходимо периодически выдерживать паузы для отделения одной мысли от другой, а также иногда менять темп и ритм речи для удержания внимания слушателей [Зверева, 2008, с. 142, 153].

7. Помещение для проведения занятий должно отвечать следующим требованиям:

— на стенах могут быть изображения природы, или же стены должны быть окрашены в пастельные тона;

— аудиторию важно снабдить удобными сиденьями, а также столами или досками, чтобы слушатели могли записывать ключевые моменты лекции;

— в аудитории должна быть установлена доска для подачи графического материала преподавателем;

— для проведения релаксаций нужно иметь магнитофон, а к нему кассеты с расслабляющей музыкой;

— рекомендуется оформлять стенды с необходимой для слушателей информацией, плакатами антиалкогольного и трезвенного содержания, листовками с высказываниями авторитетных людей о вредности употребления алкоголя и об алкогольной проблеме в целом.

8. Рекомендации для слушателей курса по методу Г.А. Шичко.

9. Слушатели курса должны быть настроены на полное избавление от алкогольной зависимости.

10. После семидневных занятий слушателям рекомендуется продолжать ведение дневников и в трудных жизненных ситуациях перечитывать тексты самовоз-действий, предложенные руководителем. После дневника необходимо писать настроенности.

Для самозащиты от пьющих, особенно бывших собутыльников, важно создать неофициальный союз единомышленников из двух-трех человек и не терять связи с клубом «Оптималист», где идет общение с соратниками. Все это содействует быстрому достижению поставленной цели.

В большей степени эффективность применения метода Г.А. Шичко зависит от настроенности самих слушателей и выполнения ими всех рекомендаций преподавателя. Как отмечал сам Г.А. Шичко, «метод самоизбавления от алкогольной зависимости не требует ни "железной воли", ни прекращения обычной деятельности, ни специальной большой траты времени. Необходимы элементарная дисциплинированность, настойчивость и точное выполнение рекомендаций. Это выполнение не причиняет никаких страданий, дает слушателям радость и все улучшающееся самочувствие, возвращает веру в себя, выводит из жизненного тупика» [Шичко, 1991, с. 113].

Библиографический список

1. Бестужев-Лада И.В. Глобальный технологический прогноз на XXI век // Социологические исследования. 2007. № 4.

2. Зверева Е.Н. Основы культуры речи: теоретический курс. М.: ЕАОИ, 2008. 219 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Исследование тревожности / Ч.Д. Спилбергер; адапт. Ю.Л. Ханин // Диагностика эмоционально-нравственного развития / ред. и сост. И.Б. Дерманова. СПб.: Речь, 2002. 176 с.

4. Маюров А.Н. и др. Собриология: монография / под ред. проф. А.Н. Маюрова. Н. Новгород: Изд. салон Гладкова О.В., 2009. С. 292-301.

5. Немов Р.С. Психология: учеб. пособие: в 3 кн. 3-е изд. М.: Владос, 1999. 640 с.

6. Немцов А.В. Алкогольный урон регионов России. М.: ЫАЬЕХ, 2003. 136 с.

7. Новиков О.В., Шакирзянов Г.З. Новая клиническая концепция алкоголизма. Клиника и диагностика алкогольных и неалкогольных заболеваний. Казань: Медицина, 1995. 140 с.

8. Пашукова Т.И., ДопираА.И., Дьяконов Г.В. Практикум по общей психологии: учеб. пособие. М.: Институт практической психологии, 1996 [Электронный ресурс]. 1Л1Ь: http://psylib.org.ua/books/pasht01/index.htm (дата обращения: 15.04.2010).

9. Халтурина Д.А., Коротаев А.В. Русский крест: Факторы, механизмы и пути преодоления демографического кризиса в России. М.: УРСС, 2006. 128 с.

10. Шичко Г.А. В помощь пьющим, пожелавшим стать трезвенниками // Дроздов И. Геннадий Шичко и его метод. Л.: ЛКК «Редактор», 1991. 160 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.