Научная статья на тему 'Первый опыт применения метода Г. А. Шичко в лечении пациентов с алкогольной зависимостью'

Первый опыт применения метода Г. А. Шичко в лечении пациентов с алкогольной зависимостью Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
2309
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОД Г.А. ШИЧКО / G.A. SHICHKO'S METHOD / АЛКОГОЛЬНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ / ALCOHOL ADDICTION

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Федотов И.А., Назаров Д.А.

Гортоновическая техника Г.А. Шичко оригинальная отечественная психотерапевтическая методика, появившаяся в результате психофизиологических исследований второй сигнальной системы человека и применяемая при лечении аддикций. В работе дано описание данной методики и первых результатов ее использования в клинической практике у пациентов с алкогольной зависимостью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FIRST EXPERIENCE OF APPLYING G.A. SHICHKO’S METHOD IN TREATMENT OF PATIENTS WITH ALCOHOL ADDICTION

G.A. Shichko’s method original Russian psychotherapeutic technique, which appeared as a result of psycho-physiological studies of the humans’s second signal system and is used in the treatment of addictions. There are a description of this methodology and the first results of its use in clinical practice for patients with alcohol addiction.

Текст научной работы на тему «Первый опыт применения метода Г. А. Шичко в лечении пациентов с алкогольной зависимостью»

УДК 616.89-008

© Федотов И.А., Назаров Д.А., 2015 ПЕРВЫЙ ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА Г.А. ШИЧКО В ЛЕЧЕНИИ ПАЦИЕНТОВ С АЛКОГОЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ

© Fedotov I.A., Nazarov D.A.,

2015

FIRST EXPERIENCE OF APPLYING G.A. SHICHKO'S METHOD IN TREATMENT OF PATIENTS WITH ALCOHOL

ADDICTION

Аннотация. Гортоновическая техника Г.А. Шичко - оригинальная отечественная психотерапевтическая методика, появившаяся в результате психофизиологических исследований второй сигнальной системы человека и применяемая при лечении аддикций. В работе дано описание данной методики и первых результатов ее использования в клинической практике у пациентов с алкогольной зависимостью.

Ключевые слова: метод Г.А. Шичко, алкогольная зависимость.

Abstract. G.A. Shichko's method - original Russian psychotherapeutic technique, which appeared as a result of psycho-physiological studies of thehu-mans's second signal system and is used in the treatment of addictions. There are a description of this methodology and the first results of its use in clinical practice for patients with alcohol addiction.

Key words: G.A. Shichko's method, alcohol addiction.

В лечении алкогольной зависимости (АЗ) по современным рекомендациям обязательным компонентом является психотерапия [3]. Одной из оригинальных отечественных методик, направленных на «психосоциальное лечение» АЗ является гортоновическая техника Г.А. Шичко, появившаяся благодаря физиологическим исследованиям автора в области второй сигнальной системы. В литературе существует ограниченное число работ, описывающих концепцию,

способ и результаты использования данной методики. Например, в исследовании, проведенном в Республике Марий Эл, где долгое время практикуют данный метод, была показана его эффективность, проявляющаяся в формировании ремиссий, а также и в снижение уровня ситуативной и личностной тревожности, укрепление силы воли и повышение концентрации внимания [1]. В Республике Беларусь успешно функционирует центр профилактики болезней зависимости, работа которого построена по данной методике [2]. Целью нашей работы стало описание данного подхода и возможностей его использования в клинической практике, а также попытка осмысления предлагаемой Г.А. Шичко в 80-е годы XX века концепции с позиции современных знаний психологии и психотерапии.

Концепция алкогольной зависимости Г.А. Шичко. Геннадий Андреевич Шичко - кандидат биологических наук, автор гортоновического (словесного) метода избавления от АЗ. Акцент в своей работе он сделал на изучении когнитивных процессов у больных АЗ, полагая, что универсальная причина употребления алкоголя - это искажение сознания ложными представлениями, которые он назвал психологической «питейно-проалкогольной запрограммированностью». Во-многом, своими работами он предвосхитил современные ко-гнитивно-бихевиоральные техники психотерапии, а именно они в настоящее время имеют наибольшую степень доказанности эффективности при лечении АЗ. Полагается, что при успешности когнитивно-бихевиоральной терапии пациенты не нуждаются в фармакологическом лечении [8].

Питейно-проалкогольная запрогра ммированность - это «комплекс временных связей, искажённо отобразивших алкогольную проблему и принуждающий человека употреблять алкогольные продукты» [5]. Составными элементами питейно-проалкогольной запрограммированности являются:

• Алкогольная установка (настроенность) - это решение человека периодически совершать определённые действия (употреблять спиртное).

• Алкогольная программа - алгоритм реализации своей установки (что пить, сколько, с кем и когда).

• Алкогольное (ложное) убеждение - это уверенность в том, что употребление алкоголя представляет собой «нормальное, естественное и даже необходимое в нашей жизни занятие...». Именно оно принуждает человека самому употреблять алкоголь и угощать других (алкогольные агитаторы и пропагандисты).

В результате взаимодействия всех этих 3 факторов формируется привычка (синдром психической зависимости^, т.е. устойчивая автоматизированная тенденция употреблять спиртное по случаю определенных событий, через какие-то периоды времени или в каких-то ситуациях: по праздникам, или только в выходные дни, или при встрече с друзьями. Т.е. это становится его динамическим стереотипом. Воздержание от реализации привычки вызывает психологическую неудовлетворенность. Привычка к употреблению спиртного сама собой угасает в случае отказа от регулярных выпивок, или может быть подавлена специальными психологическими методами.

Кроме того, возникает и потребность в этаноле (синдром физической зависимости) - очень сильная, иногда непреодолимая нужда в спиртном, появляющаяся у больных АЗ после приема первых его порций и при некоторых обстоятельствах. Воздержание от удовлетворения потребности вызывает все усиливающееся болезненное состояние - абстиненцию. Это состояние иногда бывает настолько мучительным, что человек готов пойти на все ради снятия или смягчения страдания. Тяжелая абстиненция может подтолкнуть человека к употреблению суррогатов алкоголя и ядовитых веществ, не имеющих ничего общего со спиртным, а также к совершению преступления или самоубийства.

Г.А. Шичко различал алкоголизмию и алкоголизм. Алкоголизмия начинается с момента появления в голове человека проалкогольной мысли или со времени попадания в организм первой порции алкоголя. Каждая новая проалко-

гольная мысль и каждая новая порция спиртного все дальше ведут его к финишу - зависимости от алкоголя. Проалкогольные мысли, сведения, взгляды производят питейное программирование, а употребление спиртного формирует сначала привычку к алкоголю, а затем потребность в нем. С появлением потребности, алкоголизмия заканчивается, и пьющий становится алкоголиком.

Таким образом, взгляд Г.А. Шичко расширял понимание природы АЗ. Он заявлял, что зависимость начинается не с первой принятой рюмки спиртного (поведенческий акт), а с первой положительной мысли о спиртном (установка, психологическая зависимость). Затем появляются питейная программа (что пить, когда, с кем и сколько) и ложное убеждение в том, что пить - это нормальное и естественное занятие, что рано или поздно заканчивается приобщением к спиртному. Привычка и потребность (психическая и физическая зависимости) есть результат употребления спиртного, и они проявляются в готовности (вторичная установка) продолжать употребление, несмотря ни на что.

Лечение АЗ по Г.А. Шичко. Сущность методики лечения АЗ по Г.А. Шичко состоит в изменении когнитивных процессов, лежащих в основе АЗ [6]. Для этого пациентам предлагается: написать подробную автобиографию, вести дневники (давать ответы на специально разработанные вопросы), проводить с врачом беседы и разбор анкет и дневниковых записей, писать специальный утренний и вечерний аутотренинг для закрепления трезвеннического настроя, самостоятельно работать «со словарём Шичко». Цель данной работы - выработка трезвеннических убеждений, установки на бережное отношение к своему здоровью и здоровью других, на самозащиту от абсурдистских влияний (анозо-гнозии), на добровольное исполнение семейных и трудовых обязанностей.

Всех людей, отказавшихся от употребления алкоголя, он подразделял на «сознательных трезвенников», т.е. людей хорошо знающих алкогольную проблему и на основе этого осмысленно избравший безалкогольную жизнь, и «воз-держанников», т.е. людей питейно-запрограммированных, но не пьющих, избе-

гающих этого на поведенческом уровне («закодировался», сам себя «зажал», «вшил ампулу», болен и т.д.).Т.о. полным излечением от АЗ он считал избавление от мыслей, связанных с алкоголем, а не только контроль поведения.

Далее приводится примерный план противоалкогольных занятий:

Первое занятие.

1. Выяснение на каком этапе «алкогольного пути» находится пациент («алкоголизмия или потребность»). Достигается это с помощью изложения концепции химической зависимости приёмами рациональной психотерапии:

• Экспликация - ясное, подробное, развёрнутое объяснение причин зависимости («терапевтические метафоры», «аллегории», приём «описание чужого опыта»).

• Рассмотрение поведенческого уровня зависимости (врач не должен касаться механизмов зависимости на молекулярном, клеточном, биохимическом уровнях).

• Бытовой язык («упрощение медицинских терминов и понятий»).

• Правдивость и проверяемость. Информация, предлагаемая пациенту, должная быть правдивой и легко проверяемой.

• Наглядность (если врач, например, ссылается на диагностические указания по МКБ-10, то обязательно должен положить её на стол, открыть на нужной странице).

• Зеркальность. Врач при подборе случаев для иллюстрации того или иного признака зависимости ориентируется на максимальное сходство рассматриваемой ситуации со случаем пациента.

2. Домашнее задание: написать пациенту сочинение на тему: «Почему мне надо отказаться от употребления спиртного»

Второе занятие.

1. Разбор домашнего задания.

2. Объяснение концепции химической зависимости на психологическом уровне («лестница Шичко»), проработка основных понятий («словарь Шичко»).

3. Предоставление формы заполнения анкеты.

4. Знакомство с «вечерним и утренним аутотренингами».

5. Домашнее задание: написать анкету, вечерний и утренний аутотренин-

ги.

Третье занятие.

1. Разбор домашнего задания, работа с терминологией.

2. Мини-лекция на тему: «История алкоголя в России. Современное состояние проблемы».

3. Предоставление формы заполнения дневника.

4. Домашнее задание: написать дневник, аутотренинги. Четвертое занятие.

1. Разбор домашнего задания, работа с терминологией.

2. Мини-лекция на тему: «воздействие алкоголя на организм».

3. Домашнее задание: написать дневник. Пятое занятие.

1. Разбор домашнего задания, работа с терминологией.

2. Мини-лекция на тему: «горькая правда о пиве».

3. Домашнее задание: написать дневник, сочинение на тему: «О тех, кого уже нет с нами...».

Шестое занятие.

1. Разбор домашнего задания, работа с терминологией.

2. Мини-лекция на тему: «Развенчание распространённых мифов об алкоголе».

3. Домашнее задание: написать дневник, сочинение на тему: «Преимущества трезвой жизни».

Первый опыт применения метода. В течение 2014 года проводилась работа с шестью пациентами (5 мужчин и 1 женщина в возрасте от 29 до 43 лет), имеющими переходную 1-11 и II стадию зависимости от алкоголя. Двое из шести пациентов обратились по настоянию родственников («больше из-за любопытства...»), то есть имели симптом алкогольной анозогнозии, который в течение первых двух занятий удалось преодолеть. Остальные четыре пациента обратились самостоятельно, имели более выраженную установку на лечение, которая укрепилась в течение проводимых занятий. Все 6 пациентов были работающими, 5 из них жили в семьях, один состоял в разводе (семья распалась из-за пьянства). Главное составляющей лечебного процесса стал «дневник», в котором пациенты отмечали все происходящие с ними события. Было отмечено, что пока пациенты заполняют дневник они удерживаются в ремиссии (имеется положительный результат у 5 из 6 пациентов, максимальный срок ремиссии - 7 месяцев). По-видимому, написание дневника выступает как символическая связь с лечебной программой и помогает человеку отвлекаться и контролировать свои мысли, не допуская поведения, направленного на употребление алкоголя.

Далее приведены выдержки из дневников пациентов, демонстрирующие инсайты и интрапсихическую динамику пациентов в процессе лечения методом Г.А. Шичко:

В начале лечения:

- «Отношение к спиртному - положительное. Позавчера, то есть в день начала занятий, не удержался: выпил две кружки пива, а вечером бутылку сухого вина».

- «Конечно, оцениваю свое поведение отрицательно, ведь для чего-то начал проходить занятия. А если откровенно: никак не оцениваю. Захотелось выпить, вот и выпил».

- «Был среди пьющих. Предлагали. Очень хотелось выпить, но понимал: надо писать дневник, и это, как ни странно, отвлекло от выпивки».

- «О своих мыслях про спиртное: думаю постоянно, но уже как-то не так, как раньше. Мне просто, наверное, интересно, как это вдруг пропадет охота пить?»

- «Вопрос о прояснённости сознания: не понял».

Спустя несколько сеансов:

- «Отношение к спиртному сегодня никакое»

- «В компании пьющих был. Подначивали меня, мол, заболел, наверное, странный ты какой-то. Только я на эти подначки такое сказал, что сразу отстали...».

- «Выпить предлагали, - с легкостью отказался: не захотел почему-то. Мысленно представил: «вот выпью и...».

- «Моя программа теперь - обретение трезвости навсегда».

- «Об абстинентных переживаниях: раньше бы на мыло изошел от отсутствия с утра пива, а сегодня хожу и нос ворочу от пивного ларька. Испытываю: нервозность, озлобленность, повышенную раздражительность».

- «Занятия прочищают мозги, заставляют по-другому смотреть на многие явления. И что удивительно: ведь обо всем этом слышал не раз, а все проходило как-то мимо сознания».

В конце лечения:

- «Отношение к спиртному: в высшей степени «до лампочки».

- «Выпить уже не предлагают».

- «Сон - во! Аппетит - во! Никогда такого не было! Постоянное ощущение здорового тела - таково мое физическое самочувствие».

Заключение. Таким образом, рассматриваемая методика Г.А. Шичко представляет собой оригинальную технику психотерапевтического лечения АЗ, появившуюся на фоне физиологических исследований когнитивных процессов.

В своем содержании она удивительно точно воспроизводит современный когнитивно-поведенческий взгляд на развитие АЗ, предполагая первостепенность когниций (автоматических мыслей) над поведением. Кроме того, автором разработан свой «простой язык» для описания основных клинических феноменов, оформленный в специальный «словарь Шичко». Этот подход призван приблизить пациентов к процессу собственного выздоровления, сделать их активными его участниками.

Кроме того, в рассматриваемой методике активно используется нарративный подход, заключающийся в написании автобиографий, дневника и т.п. Как известно, а пациентов с АЗ автобиографические воспоминания (нарратив) преимущественно непоследовательные и сильно сокращены, что и определяет не-сформированность их идентичности, неспособность быть активным участником собственной жизни [4, 7]. Потому активное вовлечение пациентов в работу над своей автобиографией помогает им выстроить упорядоченную историю своей жизни, повысить степень осознавания и тем самым преодолеть анозогнозию.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Белова Ю.Ю. Врачевание алкогольной зависимости методом Г.А. Шичко (на примере Республики Марий Эл) // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2011. № 2. С. 157163.

2. Толкачев В.А. Организационно-методические основы формирования здорового образа жизни на примере белорусского общественного объединения «Трезвенность-оптималист» им. Г.А. Шичко // Вестник психотерапии. 2008. № 27. С. 73-78.

3. Федеральные клинические рекомендации по диагностике и лечению синдрома зависимости. М.: ФГБУ ННЦ наркологии МЗ РФ, 2014. 57 с.

4. Федотов И.А., Шустов Д.И. Роль феномена привязанности к родителям в генезе алкогольной зависимости // Российский научный журнал. 2014. № 3. С. 316-322.

5. Шичко Г.А. В помощь пьющим, пожелавшим стать трезвенниками // Геннадий Шичко и его метод. Л.: ЛКК «Редактор», 1991. 160 с.

6. Шичко Г.А. Разработка индивидуального психофизиологического подхода к избавлению от алкоголизма. Л.: НИИ эксперимент. медицины АМН СССР, 1981. 176 с.

7. Шустов Д.И. Психологическое исследование биографий и жизненного пути [Электронный ресурс] // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: сетевой журн. 2014. № 2. Режим доступа: http://humjournaLrzgmu.ra/art&id=76 (дата обращения: 02.05.2015).

8. McHugh R.K., Hearon B.A., Otto M.W. Cognitive-behavioral therapy for substance use disorders // Psychiatr.Clin. North. Am. 2010. № 3. Р. 511-525.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.