Научная статья на тему 'ВРАЧЕБНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ'

ВРАЧЕБНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
216
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ ВРАЧА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ВРАЧА / МЕДИЦИНСКАЯ ПЕДАГОГИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ИНОЯЗЫЧНАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горбунова Д.В., Казакова У.А., Макарова О.Ю.

Актуальность исследуемой проблемы обусловлена необходимостью психологопедагогического осмысления становления личности в свете социокультурных вызовов современности. Отмечается, что в условиях наблюдаемого нравственного релятивизма, деформации морально-этических норм, наряду с информационным консьюмеризмом, крайне важным является выработка стратегий противодействия насаждению деформированных понятий и ценностей в сознание российского общества. Подчёркивается, что при рассмотрении вопроса о формировании толерантности, необходимо опираться на отечественную трактовку данного понятия. Целью статьи является определение основ формирования профессиональной врачебной толерантности у студентов в процессе обучения профессиональноориентированному иностранному языку. Уточнено понятие «профессиональная толерантность врача» и обоснованы особенности её факторов: психологической защиты, эффективной коммуникации, установления доверия в диаде «врач-пациент», искусства и практики врачевания. Основываясь на предыдущих исследованиях и теоретическом анализе собственного педагогического опыта, авторы предлагают стратегию формирования профессиональной врачебной толерантности у студентов в процессе профессионально -ориентированной иноязычной подготовки. Материалы статьи могут быть полезны для научнопедагогических работников, занимающихся проблемой профессионального обучения и воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горбунова Д.В., Казакова У.А., Макарова О.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOLERANCE OF A DOCTOR AS AN OUTCOME OF VOCATIONAL EDUCATION OF MEDICAL STUDENTS

The relevance of the problem under study is due to the necessity ofpsychologic and pedagogic reflection of personality development in light of socio-cultural challenges of the modern era. The context of appearing moral relativism, deformation of ethical standards alongside informational consumerism is noted. Therefore, the development of strategies to resist the inculcation of distorted concepts and values in Russian public conscience needs to be addressed. The authors emphasize that considering the issue of tolerance formation, it is necessary to rely on the domestic interpretation of this concept. The purpose of this paper is to determine the basis of the formation of professional tolerance of a doctor in students via professionally oriented foreign language training. The notion of “professional tolerance of a doctor” is clarified. The peculiarities of its factors are substantiated: psychological defence, effective communication, the establishment of the trust-based doctor-patient relationship, art of doctoring. Based on their previous research and reflexive analysis of their pedagogic experience, the authors describe a strategy ofprofessional tolerance formation in future doctors via professionally oriented foreign language training. The content of the article can be useful for scientific and pedagogical workers researching the problems ofprofessional education.

Текст научной работы на тему «ВРАЧЕБНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ»

УДК 378

Врачебная толерантность как образовательный результат профессионального воспитания студентов медицинских вузов

Tolerance of a doctor as an outcome of vocational education of medical students

Горбунова Д.В., Казанский Государственный медицинский университет, darya.gorda@yandex. ru

Казакова У.А., Казанский национальный исследовательский технологический университет, kazakova-ulyana@mail.ru

Макарова О.ЮЮ., Казанский Государственный медицинский университет, mrs.makarova@yandex.ru

Gorbunova D., Kazan State Medical University, darya.gorda@yandex.ru

Kazakova U., Kazan National Research Technological University, kazakova-ulyana@mail.ru

Makarova O., Kazan State Medical University, mrs.makarova@yandex.ru

DOI: 10.51379/KPJ.2021.148.4.010

Ключевые слова: профессиональная толерантность врача, профессиональная компетентность врача, медицинская педагогика, профессиональное воспитание, профессионально-ориентированная иноязычная подготовка.

Keywords: professional tolerance of a doctor, professional competence of a doctor, medical pedagogics, professional education, professionally oriented foreign language training.

Аннотация. Актуальность исследуемой проблемы обусловлена необходимостью психолого-педагогического осмысления становления личности в свете социокультурных вызовов современности. Отмечается, что в условиях наблюдаемого нравственного релятивизма, деформации морально-этических норм, наряду с информационным консьюмеризмом, крайне важным является выработка стратегий противодействия насаждению деформированных понятий и ценностей в сознание российского общества. Подчёркивается, что при рассмотрении вопроса о формировании толерантности, необходимо опираться на отечественную трактовку данного понятия. Целью статьи является определение основ формирования профессиональной врачебной толерантности у студентов в процессе обучения профессионально-ориентированному иностранному языку. Уточнено понятие «профессиональная толерантность врача» и обоснованы особенности её факторов: психологической защиты, эффективной коммуникации, установления доверия в диаде «врач-пациент», искусства и практики врачевания. Основываясь на предыдущих исследованиях и теоретическом анализе собственного педагогического опыта, авторы предлагают стратегию формирования профессиональной врачебной толерантности у студентов в процессе профессионально -ориентированной иноязычной подготовки. Материалы статьи могут быть полезны для научно-педагогических работников, занимающихся проблемой профессионального обучения и воспитания.

Abstract. The relevance of the problem under study is due to the necessity ofpsychologic and pedagogic reflection of personality development in light of socio-cultural challenges of the modern era. The context of appearing moral relativism, deformation of ethical standards alongside informational consumerism is noted. Therefore, the development of strategies to resist the inculcation of distorted concepts and values in Russian public conscience needs to be addressed. The authors emphasize that considering the issue of tolerance formation, it is necessary to rely on the domestic interpretation of this concept. The purpose of this paper is to determine the basis of the formation of professional tolerance of a doctor in students via professionally oriented foreign language training. The notion of "professional tolerance of a doctor" is clarified. The peculiarities of its factors are substantiated: psychological defence, effective communication, the establishment of the trust-based doctor-patient relationship, art of doctoring. Based on their previous research and reflexive analysis of their pedagogic experience, the authors describe a strategy

ofprofessional tolerance formation in future doctors via professionally oriented foreign language training. The content of the article can be useful for scientific and pedagogical workers researching the problems ofprofessional education.

Введение: вызовы современности духовно-нравственному воспитанию. Сегодня понятие «толерантность» вызывает у большинства людей нашей страны неоднозначные ассоциации ввиду деформации её истинной сущности и фальсификации ценностной основы агрессивной пропагандой и абсолютизацией прав социальных меньшинств в странах Западной Европы и Америки. Фактически, мы являемся свидетелями подмены толерантности её антиподом, обеляющим и нормирующим перверсии и делинквентное поведение, тем самым провоцирующим социальную дезинтеграцию и являющимся фактором тотального ущемления прав социального большинства,

придерживающихся традиционного уклада жизни и убеждений.

А.Н. Ильин утверждает: «грань между культурой и анти-культурой стирается, и последняя получает статус культуры. Под риторику о защите прав меньшинств, демократии и свободе реализуется проект дегуманизации и депопуляции западного мира» [8, с.120] Очевидно, что подобная «толерантность», декларирующая ценностный релятивизм и радикалистские настроения против несогласных, весьма однобока и лишь подтверждает парадокс терпимости (толерантности), сформулированный Карлом Поппером: «неограниченная терпимость должна привести к исчезновению терпимости. Если мы безгранично терпимы даже к нетерпимым, если мы не готовы защищать терпимое общество от атак нетерпимых, терпимые будут разгромлены... Таким образом, во имя терпимости следует провозгласить право не быть терпимыми к нетерпимым» [13, с.328].

В свете вызовов современности необходимо укрепление «нравственного стержня общества» посредством воспитания и развития у молодого поколения прочной системы традиционных ценностей, нормативно-правовых знаний, чувства культурной и личностной идентичности, позитивных моделей поведения, включая твёрдую убеждённость о недопустимости поступаться собственными нравственными принципами, порядочностью и добродетелью. Несомненно, необходимо формирование конструктивной толерантности, в отечественном понимании её сущности и имманентно присущей российской ментальности [3]: социально -обусловленного нормативно-правового

регулятивного механизма, обеспечивающего равноправное и бесконфликтное существование

людей и народов, а также адаптивного механизма личности индивида, обладающего созидательной природой и ориентирующего на паритетное событие с окружающими и стремление к консенсусу в ситуациях несовпадения мнений. В этом смысле толерантность предполагает единство трёх «С»: «Справедливость, Солидарность, Сотрудничество», а её границы определяются рациональными объективными и нравственными субъективными нормами, исключающими потворство противозаконным, аморальным, деструктивным явлениям, а тем более, возведение их в норму.

Задача духовно-нравственного воспитания и развития толерантного сознания осложняется рядом других факторов. Доминирование технократического сознания приводит к десакрализации культурного пространства, проявляясь в превалировании материальных ценностей над духовными; индивидуализма, эгоизма и прагматизма над альтруизмом, гуманностью и чувством социальной общности. Неконтролируемые информационные потоки, пропаганда антиценностей, распространение в социальных сетях материалов, иллюстрирующих девиантные и социально-негативные формы поведения, наряду с искажением представления о морально-этических нормах и границах, а также доверчивым и некритическим восприятием информации влекут к смещению нравственных ориентиров прежде всего у молодого поколения [4]. Наряду с этим, интенсивная цифровизация всех областей жизни оказывает негативное влияние на личностное, интеллектуальное, творческое, эмоциональное развитие студентов, а чрезмерное использование информационно-компьютерных технологий - на психическое и физическое здоровье человека [12]. В частности, в исследовании об изменении личностных характеристик студентов в условиях дистанционного обучения Т.В. Рябовой было выявлено, что «недостаток общения с одногруппниками и преподавателями приводит к повышению агрессивности и конфликтности, снижению коммуникативной толерантности» [14, с.200].

В связи с вышеизложенным, согласимся, что «современные социальные науки уже не могут ограничиваться только объяснением социальной реальности, но должны активно участвовать в её конструировании.», что предполагает «.предупреждение негативного развития событий и создание желательных для индивида и

общества социальных реалий» [11, с.76]. Очевидно, что исследование и модернизация оптимальных психолого-педагогических

стратегий воспитания и социализации личности в настоящее время имеют ключевое значение.

Методология исследования. Реализация исследуемого процесса основывается на системообразующем комплексе подходов: знаково-контекстн ый (контекстн ый),

обеспечивающий комплексную интеграцию лингвистического и дискурсивного компонентов содержания обучения иностранному языку и профессионально-ориентированный контекст медицинской деятельности; культурологический подход, позволяющий активизировать аксиологический потенциал иноязычной подготовки, развить социально-культурный кругозор обучающихся и сформировать иноязычную коммуникативную компетенцию; личностно-ориентированн ый, содействующий активизации творческого потенциала личности и формированию конструктивных личностно-смысловых и мотивационных установок посредством психолого-педагогической

поддержки; деятельностный, являющийся ведущим в реализации воспитательного процесса за счёт включения обучающихся в активную совместную и индивидуальную деятельность, а также способствующий развитию языковой адаптивности студентов, личностной и профессиональной самоидентификации.

Профессиональная компетентность врача: сущность, характеристики и специфика. Процесс становления будущих врачей как компетентных специалистов социально-ориентированной помогающей профессии предполагает высокую долю воспитательного компонента в образовательном процессе. Эффективность профессионального

самоопределения и степень сформированности профессиональной идентичности напрямую зависит от личностного роста и саморазвития. При реализации профессионального воспитания будущего врача одной из задач педагога является создание благоприятной психолого-

педагогической среды, способствующей интериоризации профессионально-значимых качеств личности и развитию ключевых компетенций студентов [10;17].

Системная целостность профессиональной компетентности врача образуется общими и специально-профессиональными психолого-педагогическими и лечебно-диагностическими, знаниями, умениями и навыками; развитыми интеллектуально-творческими способностями; клиническим мышлением; этико-

деонтологическими установками; социально-эмоциональным интеллектом, коммуникативной компетентностью. Другими словами,

профессиональная компетентность врача - это «его специальные знания и искусство врачевания» [15]. Профессор Ю.К. Абаев с сожалением замечает, что в современной медицине это понятие употребляется крайне редко. Именно понятие «врачевание» - искусство врачевания - раскрывает истинно гуманистическую сущность профессии и практическую деятельность с позиции блага: «Врачевание нельзя понимать просто как лечение заболевшего. Это, прежде всего, общение с личностью включающее комплекс вопросов, связанных с диагностикой и лечением болезней» [2, с.38]. В 1977 г. известный врач А.Р. Лурия сформулировал понятие внутренней картины болезни, под которым понимал «весь тот огромный внутренний мир больного, который состоит из весьма сложных сочетаний восприятия и ощущения, эмоций, аффектов, конфликтов, психических переживаний и травм» [9, с.37]. Тем самым, хороший профессионал, даже обладающей большой суммой специальных знаний и умеющий выполнять сложные процедуры, - ещё не доктор. При врачевании знания, навыки и способности объединяются с душевными, эмоциональными,

коммуникативными аспектами - качествами личности и умениями межличностного взаимодействия.

Парадокс заключается в том, что несмотря на всеобщее признание того, что отношения врача и пациента являются краеугольным камнем медицинской практики, отмечается их трансформация в отношения типа «клиент-поставщик услуг», свойственных рыночной экономике, что никак не получается назвать врачеванием [1]. Причину подобной дегуманизации отношений диады «врач-пациент» учёные видят в недостатках воспитания и самовоспитания, а также в отсутствии мотивации к профессиональной самоактуализации [16]. Ввиду этого, необходима реабилитация и укрепление гуманизма медицины посредством комплексной и планомерной воспитательной работы с будущими врачами.

Профессиональная толерантность врача. Профессиональная толерантность врача выступает не только как профессионально-значимое качество личности, но и как компетенция, поскольку практическая медицинская деятельность предполагает постоянное межличностное взаимодействие с разнородным контингентом населения. При этом,

пациенты (и/или их родственники, представители) находятся в разной степени обеспокоенности за здоровье и демонстрируют разные способы реагирования на стрессовую ситуацию. Преимущественно негативный эмоциональный фон рабочей среды обусловливает необходимость крепкой психологической устойчивости врача, важным элементом которой и является профессиональная толерантность.

Профессиональная толерантность врача представляет собой готовность оказывать пациентам качественную медицинскую помощь вне зависимости от гетерогенности социокультурных и личностных факторов и предполагает человеколюбие и гуманность врача, тактичность, терпимость к нежелательным личностным качествам и объективно или субъективно осуждаемому поведению пациентов, эмоциональную отзывчивость к психологическому и физическому состоянию пациента, отказ от деструктивных стереотипов и предубеждений. В практической деятельности толерантный врач ориентируется на построение партнёрских отношений с пациентами с целью эффективного сотрудничества. В случае возникновения внутреннего конфликта профессиональная толерантность врача подразумевает

эмоциональную устойчивость и выражается в конструктивном разрешении проблемных обстоятельств. При открытом разногласии данное качество обусловливает способность

предотвратить несправедливость и разрешить конфликт, см. рисунок 1.

Формирование профессиональной врачебной толерантности у студентов-медиков: педагогический аспект. В ракурсе формирования профессиональной толерантности врача у студентов важно заметить, что при недостаточности социально-гуманитарных

знаний, осмысления окружающей

действительности и неумении определять собственную позицию, толерантность может трансформироваться в деструктивную форму -безразличному потворству любому явлению без его критического осмысления из-за неспособности распознавать двойные стандарты. Последнее, помимо дефекта самовоспитания и потери точки нравственной опоры личности, может привести к дискредитации традиционной морали и ценностей, а в контексте медицинской деятельности - инструментальное и безучастное отношение к пациенту, отношение к собственной работе исключительно с позиции заработка.

Конструктивная толерантность с учётом специфики профессиональной врачебной деятельности предполагает:

- преобладание установок на альтруизм, что выражается в безусловном принятии пациента, аффилиативном поведении и стремлении действовать на его благо;

- осознание и приятие собственной идентичности, ценностно-смысловое определение, нравственная устойчивость личности, рефлексивно-оценочные способности, см. рисунок 1.

Тем самым, процесс формирования профессиональной толерантности врача у студентов следует осуществлять в комплексном развитии её структурных компонентов: когнитивного - информационно-

просветительская составляющая; аффективного -самопознание и самоанализ, ценностное самоопределение и личностное саморазвитие, готовность к установлению контакта с «другим»; поведенческого - коммуникативная культура в бытовой и профессиональной сферах деятельности, готовность следовать нормам этикета [8].

Профессионально-ориентированная иноязычная подготовка заключает в себе бесконечный ресурс для формирования профессиональной толерантности у студентов, поскольку непосредственно связанна с неотъемлемой и всеобъемлющей составляющей социокультурного измерения жизни -коммуникацией, а профессия врача признана одной из наиболее лингвоактивных. Главными аспектами в организации и реализации исследуемого процесса выступают следующие.

Педагогическая толерантность и

благоприятная образовательная среда. Постулат о том, что личность может быть воспитана только личностью является ведущим в гуманистической педагогике. Модель поведения педагога непосредственно влияет на становление мировоззрения и образа жизни студентов: в процессе профессиональной деятельности происходит непрерывная трансляция отношения к окружающим, установок и убеждений, поэтому предъявляются объективные требования к нравственно-эстетической культуре педагога. Понятие педагогической толерантности коррелирует с профессиональной толерантностью врача в необходимости безусловного приятия человека (студента или пациента), наряду с принципиальностью, требовательностью и объективностью суждений. В образовательном процессе необходим приоритет уважения личности и индивидуальности студентов,

ориентация на их потребности и возможности, обеспечение свободы творческого

самовыражения. Атмосфера приятия

способствует снятию психологической

напряжённости и установлению сотрудничества на занятиях, образованию аффилиативных связей в студенческой группе, преодолению языкового барьера.

- установка на паритетное межличностное взаимодействие;

- эмоциональная стабильность в ситуациях фрустрации;

- психологическая устойчивость к субъективно -нежелательным аспектам межличностного взаимодействия;

- признание и уважение личных границ: собственных и собеседника;

- отсутствие деструктивных предубеждений;

- ассертивность;

- рефлексивность

7"

фактор психологической устойчивости

- тактичность и вежливость;

- отсутствие надменности;

- готовность внимательно слушать собеседника;

- умение объяснить специфическую информации доступным языком;

- умение убеждать, не оказывая давления;

- способность адекватно реагировать в различных ситуациях;

- умение скрыть раздражение или неприязнь при наличии антагонизма;

- готовность упредить или конструктивно разрешить конфликтную ситуацию

-V

фактор эффективной коммуникации

ТУ-

ТУ

Профессиональная толерантность врача

фактор установления доверительных отношений с пациентом

И.

Л-

фактор врачевания

- врачебный такт;

- доброжелательность, стремление помочь и выразить поддержку;

- внимательность и участливость;

- приятие индивидуальности и внимание к личности пациента;

- проявление эмпатии;

- стремление к взаимопониманию;

- способность создать комфортную психологическую атмосферу на приёме и установить раппорт;

- уважение автономии пациента;

- вежливость и деликатность в

совокупности требовательностью

с

необходимой

- соблюдение этико-деонтологических норм и принципов;

- целостное восприятие человека и его состояния - внимание к внутренней картине заболевания;

- осуществление индивидуального, пациенто-ориентированного подхода в практической деятельности;

- аккуратность сбора анамнеза, адекватность врачебных решений с учётом индивидуальных факторов;

- создание недискриминационной среды

Рисунок 1. - Специфика совокупности факторов профессиональной толерантности врача

Содержание обучения профессионально-ориентированному иностранному языку. Освоение необходимого лексико-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

грамматического минимума и формирование коммуникативной компетентности следует

осуществлять на основе знаково-контекстного подхода: моделирования социокультурного и предметного компонентов будущей

профессиональной деятельности студентов [5]. При формировании профессиональной врачебной

толерантности у студентов особую значимость представляют следующие темы:

профессиональная культура медицины; социальная роль и ответственность врача; этико-деонтологические основы врачебной практики; лингвотерапевтическая направленность

медицинского дискурса; психологические и коммуникативные особенности взаимодействия диады «врач-пациент»; невербальное общение; социально-значимые заболевания и связанные с ними предрассудки; социально-значимые заболевания и предубеждения; проблемы стигматизации и дискриминации в здравоохранении.

Характер взаимодействия на занятии. Движущей силой формирования толерантности выступает социализация - личностное становление путём адаптации и интериоризации социокультурных норм и ценностей, развития социально-эмоционального интеллекта,

выработки модели поведения и взаимодействия с окружающими. Отсюда следует, что при реализации учебно-воспитательного процесса профессионально-ориентированной иноязычной подготовки необходимо ориентироваться на коммуникативный характер совместной деятельности и создание условий межличностного и межгруппового

взаимодействия. Сюда относятся творческие проектные работы, метод кейс-стади, дискуссионные методы, решение ситуационных задач, диалоговые и монологовые формы речевой деятельности, разыгрывание ролей, элементы геймификации.

Целесообразна комбинация разыгрывания учебных ролевых ситуаций с последующим совместным анализом её содержания, этапов и языковых аспектов. Опытное применение такой учебно-методической комбинации показывает, что изначально студенты склонны высоко оценивать работы одногруппников, однако при наводящих вопросах преподавателя включается внимание к деталям и критическая оценка. Однако, чтобы избежать психологического напряжения студентов и возникновения недопонимания, подобный анализ следует проводить, когда студенты уже знакомы друг с другом и привыкли работать вместе. Проиллюстрируем отрывок простого диалога:

У врача: «... rat-a-tat... P.: Hello, doctor! May I come in? (... тук-тук...П.: Здравствуйте, доктор! Можно войти?) D.: Yes, sit down. What brings you here today? (Д.: Да, садитесь. Что привело Вас сегодня?) P.: I've been having a sore throat andfever for about a week. (П.: У меня болит горло и повышена температура уже примерно

неделю.) D.: I see. Let me look at your throat, open your mouth. Okay, now take off your shirt, please. *uses stethoscope*. Take a deep breath..., breath out... Don't breath... Cough up, please. (Понятно. Позвольте мне осмотреть горло, откройте рот. ... Хорошо, теперь снимите рубашку. *использует стетоскоп*. Сделайте глубокий вдох., выдохните, ... не дышите ... Покашляйте, пожалуйста... ».

На первый взгляд - исполнение отличное: произношение правильное, присутствуют изучаемые речевые клише, время Present Perfect Continuous применено уместно и верно, студенты хорошо подготовлены и разыгрывают ситуацию без опоры на текст. Более глубокий анализ показывает следующее: врач не ответил на приветствие; предложение сесть можно выразить дружелюбнее («Do sit down»); императивные фразы врача следует подкрепить успокаивающими словами (Take a deep breath for me). Помимо речевых аспектов обсуждается также и невербальные сигналы: лёгкий кивок головой при приветствии, указующий жест на стул при предложении сесть, разворот тела в сторону пациента, отвлечение от посторонних предметов, взгляд на собеседника и др.

Подобный разбор рационально проводить не слишком часто, но систематически, с целью обращения внимания на психологические нюансы профессиональной коммуникации. По мере усложнения лексико-грамматического и тематического материала необходимо вводить речевые конструкции, выражающие эмпатию, внимание и понимание, ободрение, утешение, сожаление, соболезнование.

Содействие рефлексии. Поскольку толерантность предполагает в первую очередь знание себя и готовность к расширению собственной картины мира, переосмысление своих убеждений, отношения к себе и окружающей реальности - самопознание, саморазвитие, стремление к

самосовершенствованию - является

неотъемлемой частью развития толерантного сознания. В рамках профессионально-ориентированной иноязычной подготовки этому содействуют задания на разбор социально- и профессионально-значимых качеств личности, аналитическое чтение, выражение собственного мнения, эссе-рассуждения, создание учебного портфолио и самооценка собственных достижений.

Помимо этого, целесообразно проводить анализ видеороликов, демонстрирующих истории пациентов об испытываемых ими заболеваниях, переживаниях и трудностях, способах совладания

с ними. В ходе анализа, наряду с тренировкой навыков аудирования, изучения речевых конструкций и медико-социальной лексики, происходит активизация и развитие эмпатических способностей, понимания эмоционального состояния другого человека, благодаря восприятию индивидуального случая, а не только нозологии.

Необходимо отметить интерес студентов к тестам на выявление уровня осведомлённости о социально-значимых заболеваниях в формате «Fact or Myth» [6]. Заметим, что составление подобного теста требует готовности педагога затратить определённое время на поиск достоверной информации.

Заключение. Динамичное развитие социума в XXI веке требует глубокого осмысления экзистенциальных проблем человеческого бытия в свете возникновения сложных этических и биосоциальных вопросов. Ценностный релятивизм, подмена понятий, трансформация морально-этических норм в угоду социальным меньшинствам, наблюдаемые в западном мире и агрессивно насаждаемые как универсальные, обусловливают критическую необходимость разработки социально-педагогических стратегий противодействия дегуманизации и

маргинализации российского общества, укрепления духовно-нравственных основ и чувства российской идентичности. В свете чрезмерной эксплуатации деформированного понятия толерантности, существует актуальность реабилитации её сущностной основы как гуманистической ценности, связующего звена социокультурного взаимодействия и

конструктивного качества личности, имеющих вполне определённые этико-правовые границы. В свою очередь, превалирование технократического

сознания и информационного консьюмеризма является осложняющим фактором

профессионального воспитания будущих представителей помогающих профессий, требующем повышенного внимания. В медицинской педагогике первостепенной задачей является формирование у студентов социально-и профессионально-значимых качеств личности и компетенций, психологической грамотности, укрепление гуманистических и альтруистических ценностей в системе жизненных ориентаций. При этом, профессиональное становление будущих врачей следует рассматривать как постижение и овладение искусством врачевания.

Проведённое исследование позволило сформулировать сущность профессиональной толерантности врача как профессионально-значимого качества личности и ключевой компетенции, обеспечивающей эффективное взаимодействие с гетерогенным контингентом пациентов и являющейся фактором психологической адаптации и устойчивости в условиях преимущественно отрицательного эмоционального фона рабочей среды.

Вышеизложенное определило стратегию формирования профессиональной врачебной толерантности у студентов в рамках обучения профессионально-ориентированному иностранному языку, основными аспектами которой выступают: создание оптимальных психолого-педагогических условий для адаптации и социализации в учебном коллективе; нравственный пример педагога; разработка содержания обучения; активный и интерактивный характер образовательной деятельности; содействие развитию рефлексивно-оценочных способностей.

Литература:

1. Абаев Ю.К. Врачевание: служение или обслуживание? / Ю.К. Абаев // Здравоохранение (Минск). - 2019. - № 3. - С. 29-35.

2. Абаев Ю.К. Врачевание и интуиция / Ю.К. Абаев // Здравоохранение. - 2012. - № 2. - С. 38-43.

3. Баева Л.В. Этика и культура толерантности: научно-популярное пособие / Л.В. Баева, Л.Я. Подвойский. - Астрахань: Издатель: Сорокин Роман Васильевич, 2012. - 190 с.

4. Богоудинова Р.З., Казакова У.А. Социокультурный контекст информационно-коммуникативных технологий: вызовы и риски / Р.З. Богоудинова, У.А. Казакова // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. -2021. - № 1. - С. 6-11.

5. Вербицкий А.А. Контекстный подход к иноязычной подготовке студентов / А.А. Вербицкий //

Вестник Пермского национального

исследовательского политехнического университета. Проблемы языкознания и педагогики. - 2014. - № 10. -С. 3-8.

6. Горбунова Д.В. Формирование толерантности у студентов медицинских специальностей при изучении темы «ВИЧ и СПИД» на занятиях по иностранному языку [Электронный ресурс] / Д.В. Горбунова // Мир науки. Педагогика и психология. -2020. - Т. 8. - № 6. - С. 39. - Режим доступа: https://mir-nauki.com/PDF/59PDMN620.pdf

7. Горбунова Д.В., Макарова О.Ю., Казакова У.А. Теоретический аспект проблемы формирования межличностной толерантности студентов медицинского вуза на занятиях по иностранному языку [Электронный ресурс] / Д.В. Горбунова, О.Ю. Макарова, У.А. Казакова // Мир науки. Педагогика и

психология. - 2020. - № 1. - Режим доступа: https://mir-nauki.com/PDF/18PDMN120.pdf

8. Ильин А.Н. Дегуманизация западного мира / А.Н. Ильин // Ценности и смыслы. - 2019. - № 1(59). -С. 120-138.

9. Лурия Р.А. Внутренняя картина болезней и иатрогенные заболевания / Р.А. Лурия. // Москва: «Медицина», 1977. - 112 с.

10. Макарова О.Ю., Кудрявцев Ю.М. Самовоспитание и самоперевоспитание студента как основополагающее педагогическое явление образовательной деятельности / О.Ю. Макарова, Ю.М. Кудрявцев // Казанская наука. -2013. - № 2. - С. 10-15.

11. Новая социальная реальность: системообразующие факторы, безопасность и перспективы развития. Россия в техносоциальном пространстве: коллективная монография. - М.; СПб.: Нестор-История, 2020. - 208 с.

12. Осипов П.Н. «Вирусная» цифровизация и её последствия / П.Н. Осипов // Профессиональное образование и рынок труда. - 2020. - № 2. - С. 75-77.

13. Поппер К.Р. Открытое общество и его враги / К.Р. Поппер. - Т. 1: Чары Платона; пер. с англ. под ред.

В.Н. Садовского. - Москва: Феникс, Международный фонд «Культурная инициатива», 1992. - 448 с.

14. Рябова Т.В. Исследование влияния дистанционного формата обучения на личностные характеристики студента / Т.В. Рябова // Казанский педагогический журнал. - 2020. - № 5(142). - С. 196202.

15. Этический кодекс российского врача [Электронный ресурс] / Утвержден 4-й конференцией Ассоциации врачей России (ноябрь 1994 года). -Режим доступа: https://onf.ru/2013/05/30/kodeks-e-tiki-rossij skogo-vracha/

16. Яковлев В.М., Ягода А.В. Взгляд клинициста на дегуманизацию отношений «врач - пациент» / В.М. Яковлев, А.В. Ягода // Архивъ внутренней медицины. -2013 - № 5(13). - С. 32-34.

17. Makarova O.Yu., Andreeva M.I., Baratova O.A., Zelenkova A.V. Supplementary professional education as a socially relevant component of lifelong learning / O.Yu. Makarova, M.I. Andreeva, O.A. Baratova, A.V. Zelenkova // Advances in Intelligent Systems and Computing. - 2018. - Vol. 677. - P. 21-27.

References:

1. Abaev Yu.K. Medicine: service or service? / Yu.K. Abaev // Healthcare (Minsk). - 2019. - № 3. - P. 2935.

2. Abaev Yu.K. Medicine and intuition / Yu.K. Abaev // Health. - 2012. - № 2. - S. 38-43.

3. Baeva L.V. Ethics and culture of tolerance: popular science manual / L.V. Baeva, L. Ya. Podvoisky. -Astrakhan: Publisher: Sorokin Roman Vasilievich, 2012. -190 p.

4. Bogoudinova R.Z., Kazakova U.A. Socio-cultural context of information and communication technologies: challenges and risks / R.Z. Bogoudinova, U.A. Kazakova // Bulletin of the Kazan State University of Culture and Arts. -2021. - № 1. - P. 6-11.

5. Verbitsky A.A. Contextual approach to foreign language training of students / A.A. Verbitsky // Bulletin of the Perm National Research Polytechnic University. Problems of linguistics and pedagogy. - 2014. - № 10. - P. 3-8.

6. Goibunova D.V. Formation of tolerance among students of medical specialties when studying the topic "HIV and AIDS" in foreign language classes [Electronic resource] / D.V. Gorbunova // World of Science. Pedagogy and psychology. - 2020. - T. 8. - № 6. - P. 39. - Access mode: https://mir-nauki.com/PDF/59PDMN620.pdf

7. Gorbunova D.V., Makarova O.Yu., Kazakova U.A. The theoretical aspect of the problem of the formation of interpersonal tolerance of students of a medical university in foreign language classes [Electronic resource] / D.V. Gorbunova, O. Yu. Makarova, U.A. Kazakova // World of Science. Pedagogy and psychology. - 2020. - № 1. - Access mode: https://mir-nauki.com/PDF/18PDMN120.pdf

8. Ilyin A.N. Dehumanization of the Western World / A.N. Ilyin // Values and meanings. - 2019. - № 1(59). - S. 120-138.

9. Luria R.A. Internal picture of diseases and atrogenic diseases / R.A. Luria. // Moscow: "Medicine", 1977. - 112 p.

10. Makarova O.Yu., Kudryavtsev Yu.M. Self-education and self-education of a student as a fundamental pedagogical phenomenon of educational activity / O.Yu. Makarova, Yu.M. Kudryavtsev // Kazan Science. -2013. -№ 2. - S. 10-15.

11. New social reality: system-forming factors, security and development prospects. Russia in the technosocial space: a collective monograph. - M.; SPb.: Nestor-History, 2020. - 208 p.

12. Osipov P.N. "Viral" digitalization and its consequences / P.N. Osipov // Professional education and labor market. - 2020. - № 2. - P. 75-77.

13. Popper K.R. Open society and its enemies / K.R. Popper. - T. 1: The Charm of Plato; per. from English ed. V.N. Sadovsky. - Moscow: Phoenix, International Fund "Cultural Initiative", 1992. - 448 p.

14. Ryabova T.V. Study of the influence of the distance learning format on the student's personal characteristics / T.V. Ryabova // Kazan Pedagogical Journal. - 2020. - № 5(142). - S. 196-202.

15. Ethical code of a Russian doctor [Electronic resource] / Approved by the 4th conference of the Association of Russian Physicians (November 1994). -Access mode: https://onf.ru/2013/05/30/kodeks-e-tiki-rossij skogo-vracha/

16. Yakovlev V.M., Yagoda A.V. The clinician's view of the dehumanization of the doctor-patient relationship / V.M. Yakovlev, A.V. Yagoda // Archives of Internal Medicine. - 2013 - № 5(13). - S. 32-34.

17. Makarova O.Yu., Andreeva M.I., Baratova O.A., Zelenkova A.V. Supplementary professional education as a socially relevant component of lifelong learning / O.Yu.

Makarova, M.I. Andreeva, O.A. Baratova, A.V. Zelenkova // Advances in Intelligent Systems and Computing. - 2018. - Vol. 677. - P. 21-27.

13.00.08 - Теория и методика профессионального образования

Сведения об авторах:

Горбунова Дарья Владимировна (г. Казань, Россия), старший преподаватель кафедры иностранных языков, ФГБОУ ВО «Казанский государственный медицинский университет» Минздрава России, e-mail: darya.gorda@yandex.ru

Казакова Ульяна Александровна (г. Казань, Россия), кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры «Методология инженерной деятельности», ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технологический университет», e-mail: kazakova-ulyana@mail.ru

Макарова Ольга Юрьевна (г. Казань, Россия), доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой иностранных языков, ФГБОУ ВО «Казанский Государственный Медицинский Университет» Минздрава России, e-mail: mrs.makarova@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.