УДК 378
Ежова Ю.М.1, Варшавер Н.В.2, Волкова Е.А.3 ©
:К. пед. наук, доцент кафедры иностранных языков НижГМА; 2ст. преподаватель кафедры иностранных языков НижГМА; доцент, канд. фил. наук, зав. кафедрой иностранных
языков НижГМА
К ПРОБЛЕМЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ
Аннотация
В статье рассматривается коммуникативный аспект профессиональной деятельности врача, где общение выступает в качестве диагностического и терапевтического инструмента. Обозначены умения, необходимые для успешной врачебной деятельности, в соответствии с профессиональными задачами врача. Рассматриваются понятия «компетентность», «коммуникативная компетентность». Обосновывается необходимость формирования коммуникативной компетентности в период обучения в вузе. Коммуникативная компетентность врача представляется как элемент профессиональной компетентности. Определены принципы организации образовательного процесса, способствующие повышению уровня коммуникативной компетенции студентов в условиях медицинского вуза.
Ключевые слова: профессиональные умения врача, коммуникативная компетентность как элемент профессиональной компетентности
Summary
This article deals with communicative skills of the profession as a doctor. One main tool for therapy and diagnosis is face-to-face communication. Skills are described, which are the key factor for success of medical practice, according to the specific requirements for doctors. The article covers the concept of competence, specifically the communicative competence. The importance to develop the communicative competence during university education is described. The method of the learning process is determined, which increases the communicative competence level of students at medical universities.
Keywords: professional skills of doctors, communicative competence as an element of professional competence of doctors.
Современные тенденции в профессиональной подготовке специалиста связаны с усилением гуманитарной составляющей. Акцент в пользу развития гуманитарной культуры личности и построения гуманитарного пространства образования актуализирует приоритет формирования гуманитарной направленности личности в образовательном процессе вуза. Профессиональное образование в целом и профессиональная подготовка, в частности, представляет собой информационно насыщенную систему, в которой нередко происходит отчуждение гуманитарной составляющей.
Опираясь на положение, высказанное Библером В.С. о том, что перед педагогической наукой стоят задачи исследования и практического освоения условий, обеспечивающих преобразование локальных («частичных») людей в глобальных людей (людей «вообще»), хотим подчеркнуть необходимость формирования у будущих
© Ежова Ю.М., Варшавер Н.В., Волкова Е.А., 2012 г.
специалистов положительных социально-нравственных ориентаций и ключевых компетентностей, отражающих личностное и профессиональное развитие [1].
В государственном образовательном стандарте ВПО по специальностям «Лечебное дело», «Педиатрия», «Стоматология», «Фармация» представлены следующие виды профессиональной деятельности: профилактическая, диагностическая, лечебная, реабилитационная, психолого-педагогическая, организационно-управленческая, научно-исследовательская. В соответствии с указанными профессиональными функциями мы выделяем ряд умений, необходимых для успешной врачебной деятельности. К ним относятся диагностические, аналитические, прогностические умения. Данные умения составляют основу клинического мышления, понимаемого как способность охватить, проанализировать и синтезировать все данные о больном, полученные различными путями при одновременном сравнении с ранее встречавшимися наблюдениями, книжными знаниями и опытом для установления индивидуального диагноза, прогноза, а также лечения. Не менее важными являются организационно-управленческие, контролирующие умения.
Согласно стандарту ВПО по медицинским специальностям к профессиональным задачам врача относится «формирование у взрослого населения, подростков и членов их семей мотивации к внедрению элементов здорового образа жизни, в том числе к устранению вредных привычек, неблагоприятно влияющих на состояние здоровья подрастающего поколения», что необходимо предполагает наличие педагогических и коммуникативных умений. В данной статье мы подробнее остановимся на коммуникативном аспекте профессиональной деятельности врача.
Проблема формирования умений и навыков в общении, повышения уровня коммуникативной культуры актуальна в сфере образования будущих специалистов. В средствах массовой информации, в художественной литературе, в повседневном общении отмечается снижение уровня национальной коммуникативной культуры в целом. На интернет-форумах молодежь считает даже модным несоблюдение орфографии: «Здрасьте. Чё нового?». Небрежное обращение с русским языком, снижение уровня читательской активности, отсутствие умения аргументировано высказываться, снижение уровня индивидуального словарного запаса, неумение общаться на иностранном языке и т.д. актуализирует необходимость формирования коммуникативной компетентности в период обучения в ВУЗе. Особенно остро данная проблема стоит в сфере медицинского образования. Качество коммуникативного взаимодействия между врачом и пациентом детерминирует успешность излечения. В то же время сегодня наблюдается противоречие между потребностью в специалистах медицинского профиля, обладающих высокой коммуникативной компетентностью и недостаточным уровнем подготовки студентов в этом аспекте. Проблемы коммуникативной компетентности разрабатывали отечественные исследователи Ананьев Б.Г., Мясищев В.Н., Теплов Б.М., Петровская Л.А., Журавлев А.Л., Кузьмин Е.С. и др. Однако вопросы формирования коммуникативной компетентности врача как элемента профессиональной компетентности не нашли еще достаточной разработки в психолого-педагогической литературе как самостоятельный предмет научного исследования.
В научной литературе существуют различные трактовки понятия «компетентность». Приведем некоторые из них:
- основывающаяся на знаниях, интеллектуально- и личностно-обусловленная социально-профессиональная жизнедеятельность человека [2];
- знания, умения, опыт, теоретико-прикладная подготовленность к использованию знаний [3];
- владение знаниями и умениями, позволяющими высказывать профессионально грамотные суждения, оценки, мнения [4];
- уровень умений личности, отражающий степень соответствия определенной компетенции и позволяющий действовать конструктивно в изменяющихся социальных условиях [5];
- способность к интеграции знаний и навыков и их использованию в условиях быстро меняющихся требований внешней среды (П. Вейлл, М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури, [6]);
- знания, умения, навыки, а также способы и приемы их реализации в деятельности, общении, развитии (саморазвитии) личности. Компетентность включает две подструктуры: деятельностную (знания, умения, навыки и способы осуществления профессиональной деятельности) и коммуникативную (знания, умения, навыки и способы осуществления делового общения). (Митина Л.М. [6]);
- совокупность знаний, умений и способностей, которые проявляются в личностно значимой для субъекта деятельности [7].
Таким образом, исследователями подчеркивается практическая направленность компетентности, значение опыта, умений применять знания в различных ситуациях.
Понятие «коммуникативная компетентность» впервые появилось в социальной психологии (от лат. ^mpetens - «способный») - способность устанавливать и поддерживать эффективные контакты с другими людьми при наличии внутренних ресурсов (знаний и умений). Анализ работ Ильина Е.И., Кан-Калика В.А., Леонтьева А.А., Серикова В.В. и др. позволяет определять коммуникативную компетентность как способность осуществлять речевую деятельность, устанавливать и поддерживать контакты на основе фонетических, лексико-грамматических, социолингвистических знаний, навыков и умений в соответствии с различными коммуникативными задачами и ситуациями общения.
Традиционно коммуникативная компетентность включает когнитивный, эмоционально-мотивационный и поведенческий компоненты. Когнитивный компонент подразумевает глубину и прочность усвоения коммуникативных знаний, рефлексию (самооценку, умение правильно оценивать реакции собеседника). Эмоционально-мотивационный компонент - уровень эмпатийных способностей (умение поддерживать собеседника в выражении его чувств и желаний, демонстрация понимания чувств другого, уровень межличностных отношений). К поведенческому компоненту относятся проявление коммуникативных умений при построении монологической и диалогической речи, умение управлять общением, придать взаимодействию личностный характер.
Общение между врачом и пациентом является одним из важнейших факторов, влияющих на успех лечения. Для эффективного взаимодействия недостаточно уметь задавать вопросы, необходимо обладать знаниями в области этики, психологии, педагогики, социологии, деонтологии.
Согласно Уставу Всемирной организации здравоохранения здоровье — это не только отсутствие болезни как таковой или физических недостатков, а состояние полного физического, душевного и социального благополучия. Не зря говорят, что необходимо лечить не болезнь, а человека. На наше здоровье оказывает влияние большое количество физических, биологических и социальных факторов внешней среды. Общение выступает в качестве диагностического и терапевтического инструмента во врачебной деятельности.
Будет ли пациент своим поведением способствовать выздоровлению или нет, прежде всего, зависит от умения врача выбрать тактику общения, адекватно ситуации, состоянию пациента, его умения строить доверительные отношения, умения доступно объяснить, успокоить, воздействовать словом.
Часто пациенты не соблюдают рекомендации врача (не принимают вовремя медикаменты или вовсе отказываются от них, не желают менять привычки питания, образ жизни, приводящий к нарушениям здоровья и т.д.). По оценкам некоторых исследователей
количество таких пациентов в зависимости от картины заболевания составляет от 20 до 70% [8]. Так, итальянские психологи Ди Никкола и Ди Маттео провели масштабные изыскания на тему, как выполняются предписания врачей. Полученная ими статистика показала, что более чем в половине случаев пациенты, даже когда им совсем плохо, не принимают все или часть прописанных лекарств, не приходят на процедуры и не соблюдают другие рекомендации [9]. Понятно, что подобное поведение приводит к ухудшению состояния, вызову врачей скорой помощи, госпитализации. Мы не хотим преуменьшать значение других факторов, влияющих на поведение пациента (его личностные характеристики, окружающая социальная среда, характер заболевания, возможный предшествующий негативный опыт пациента и т.д.). Однако наиболее значимыми нам представляются в данном аспекте характер взаимодействия между врачом и пациентом, уровень коммуникативной компетенции специалиста.
Ведущими принципами организации и осуществления образовательного процесса, направленными на формирование коммуникативной компетентности, являются, на наш взгляд, принципы диалогичности и проблемности. Ведущей формой организации образовательного процесса выступает педагогическое общение, обеспечивающее его диалогичность и реализующее содержание образования. Коммуникативные ситуации при этом являются способом создания гуманитарного контекста медицинской деятельности, так как адекватны ее гуманитарной сущности и позволяют представить многообразие вариантов поддерживающей коммуникации. Условия для диалогического взаимодействия создаются путем представления содержания обучения в виде проблемных ситуаций, ситуационных задач, деловых игр, эвристических программ и т.п. Проблематизация образовательного процесса может осуществляться за счет использования проблемных методов (исследовательских, поисковых, дискуссионных методов, метода проектов, объединяющего все перечисленные методы). Коммуникативная компетентность входит в структуру профессиональной компетентности врача, определяет успешность его деятельности в профессиональной сфере. В связи с этим нам представляется необходимым способствовать развитию в личности студента механизмов общения, взаимопонимания, сотрудничества в процессе обучения в вузе. Образовательная работа со студентами, основанная на принципах диалогического взаимодействия и проблемности обучения, позволит, на наш взгляд, повысить уровень профессиональной подготовки студентов-медиков в области межличностного и профессионального общения, а значит, и уровень профессиональной компетентности будущего врача, в целом.
Литература
1. Библер В.С. Нравственность. Культура. Современность. - М., 1990.
2. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 40 стр.
3. Зеер Э.Ф., Шахматова О.Н., Шепель В.М. Человековедческая компетентность менеджера. Управленческая антропология. — М.: Народное образование, 1999. - 156 с.
4. Безрукова B.C. Словарь нового педагогического мышления. - Екатеринбург: Альтернативная педагогика. - 1996. - 94 с.
5. Демин В.А. Профессиональная компетентность специалиста: понятие и виды // Мониторинг образовательного процесса. - 2000.-№4.
6. Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. - 400 с.
7. Равен Дж, Педагогическое тестирование. Проблемы, Заблуждения, Перспективы, -М,: «Когито центр», 1999, - 144 с.
8. Vollmer, T./ Kielhorn, A. (1998): Compliance und Gesundheitsökonomie. In: F. Petermann (Hrsg.): Compliance und Selbstmanagement. Göttingen (u. a.): 45-72.
9. DiMatteo, M.R., DiNicola, D.D. Achieving patient compliance: The psychology of the medical practitioner's role. New York: Pergamon. 1982.